Понятие общения, виды, уровни, функции общения
Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процессе
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.
Выделяют различные виды
общения, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:
-
Непосредственным – прямое и
естественное общение «лицом к лицу»,
когда субъекты взаимодействия находятся
рядом, общаются посредством речи и
паралингвистических средств. Является
наиболее полноценным видом взаимодействия,
так как индивиды получают полноценную
информацию. Может быть формальным и
межличностным оно может осуществляться
между двумя субъектами и одновременно
между несколькими субъектами в группе.
Прямое непосредственное общение
является двухсторонним и характеризуется
полной и оперативной обратной связью. -
Опосредованным – происходит в
ситуациях. Когда индивиды отдалены
друг от друга временем или расстоянием. -
Межличностным
-
Массовым
– множественные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация опосредованная
различными видами массовой информации.
Может быть прямым (митинги, большие
собрания) и опосредованным (односторонний
характер и связано с массовой культурой
и СМИ).
Общение может происходить
на разных уровнях.
1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.
2 уровень
– информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.
3 уровень
– личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.
Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:
-
Психологические функции обуславливают
развитие человека как индивида и
личности. -
Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной
системы и развитие групп как составных
единиц этой системы. -
Инструментальные функции определяют
многочисленные связи между человеком
и миром в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.
Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:
1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.
2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.
3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,
4. Координирующая — согласование действий.
5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.
6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.
7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.
8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.
В соответствии с чувствами участвующих
Благодаря наличию пяти сенсорных каналов люди могут передавать и получать информацию как с каждым из них в отдельности, так и с помощью комбинации нескольких или всех из них одновременно. В зависимости от сотрудника, свойства связи будут немного отличаться.
Визуальное общение
Этот стиль общения предполагает получение информации через зрение. Таким образом, оно может включать как действия, так и разговор на языке жестов, чтение книги или статьи или созерцание произведения искусства, такого как скульптура или картина.
Кроме того, такие важные части непосредственного общения, как невербальный язык, осанка или проксемика, обнаруживаются визуально. На самом деле обработка изображений занимает непропорционально большую часть нашего мозга.
Слуховое общение
Слуховое общение предполагает передачу и прием информации с использованием слуха. В этой категории вы можете найти любой тип разговора, используя речь, прослушивание музыкального произведения или интерпретацию шума автомобиля, чтобы узнать, что вы приближаетесь.
Хотя слух не так преобладает у людей, как зрительный, это канал, который имеет большое значение в наши дни.
Сенсорное общение
Прикосновение, хотя и не столь важное в нашей повседневной жизни, как зрение или слух, дает нам ценную информацию во многих ситуациях. Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно
Будь то через физический контакт с говорящим или с помощью этого чувства для изучения любого элемента нашей среды, сенсорный позволяет нам общаться более эффективно.
Примерами тактильного общения могут быть ласка для любимого человека, а также рукопожатие, которое позволяет нам интуитивно понять характер нашего собеседника, или даже чтение текста Брайля.
Обонятельное общение
Передача информации через запахи является одним из наиболее важных для многих видов животных, таких как собаки. Хотя у людей это не так фундаментально, эксперты считают, что бессознательно мы получаем много информации через это чувство.
Таким образом, существует теория, что люди производят феромоны, химические вещества, которые передают другим людям данные о нашем состоянии здоровья, нашем настроении и других подобных элементах. Тем не менее, это чувство является одним из наименее известных.
Вкусовое общение
Наконец, чувство вкуса, вероятно, является наименьшим вниманием, которое мы уделяем в повседневной жизни. Тем не менее, благодаря этому мы можем получать фундаментальную информацию о нашей окружающей среде, как о еде, которую мы едим (фундаментально для нашего выживания), так и о людях, которые к нам ближе
Таким образом, каждый из четырех основных ароматов (сладкий, соленый, горький или кислый) передает ряд данных, которые интерпретируются на подсознательном уровне. В то же время, когда мы целуем кого-то, это чувство дает нам информацию об их химическом состоянии, которое может влиять на то, как мы относимся к этому человеку..
Гибридная связь
До сих пор мы видели типы общения, которые включают один сенсорный канал; Но в реальном мире большинство ситуаций вовлекают несколько чувств одновременно. Таким образом, информация, которую мы получаем, является гораздо более сложной и полной.
Например, в личной беседе большая часть обмена происходит на слуховом уровне; но также такие элементы, как внешний вид другого человека, его запах и возможный физический контакт, который может возникнуть между собеседниками.
Какими бывают стили общения
Деловые стили лишь так называются, обычно их используют на рабочем месте, чтобы установить диалог между работниками и руководителем.
Разделяют их на следующие типы:
- Авторитарный. В этом варианте на собеседника оказывается жесткое давление и подавляется любое инакомыслие. Фактически, это попытка насильно навязать свою точку зрения, используя любые рычаги, способные повлиять на мнение другого человека. Авторитарный стиль не допускает дискуссии, а поручения имеют приказной тон.
- Демократический. Главное отличие — в обсуждении вопроса принимают участие все, причем мнение каждого может стать решающим. В итоге собеседники получают возможность проявить нестандартное мышление или инициативу в каком-либо вопросе.
- Либеральный. В таком виде общения отсутствует лидер. Все в равных условиях и, как правило, все сводится к мнению большинства. Даже руководитель, скорее всего, ему последует.
В нем главную роль играет не только сам диалог, в котором используется много просторечных слов, но и язык тела: жесты, движения. Этот стиль сильно отличается и зависит от личных качеств человека, а также среды, в которой он вырос и где ему было комфортно.
Условный стиль общения: отстраненный. Фактически, в этом случае человек отвечает собеседнику односложными ответами, вроде «ага», «угу», «да», «ясно», «понятно». При этом сохраняется каменное и незаинтересованное выражение лица. Также в речи не используются какие-либо прилагательные, уменьшительно-ласкательные имена, жаргонизмы.
Это основные стили общения, которые встречаются в жизни современного человека. Также стоит упомянуть про педагогический стиль общения. Однако он неоднороден и несколько похож на деловой, просто большее влияние в этом случае имеет личность самого учителя. Он может быть как положительным — давать заряд мотивации ученикам, так и пассивно-положительным, своим отношением развалить весь класс в связи с отсутствием дисциплины. Есть отрицательные ответвления, в которых учитель старается критиковать своих учеников. В любом случае учителю необходимо проявлять организаторскую способность, чтобы контролировать учеников и оставаться своеобразным «лидером».
Процесс договорённости
Чтобы достигнуть договоренности, можно придерживаться простого алгоритма. Рассмотрим, как научиться договариваться при поэтапном проведении беседы.
На первом этапе должно последовать взаимное уточнение интересов, поверхностное изучение характеров. Это некое «прощупывания почвы». Такая стадия крайне важна, поскольку помогает более эффективно находить точки соприкосновения и расхождения во мнениях, а потом договариваться. Чтобы научиться договариваться, нужно знать про категории уточняющих вопросов: открытые и закрытые. Первые это вопросы по типу «что», «где», «когда», на которые дается развернутый ответ. Вторые предполагают два ответа: «да» или «нет» (если человек не уклоняется от дачи ответа вовсе либо говорит «не знаю»).
На втором этапе нужно приступить к непосредственному рассмотрению позиций фигурантов. Это важный момент, чтобы научиться договариваться. Здесь появляется окно для реализации своих идей. Высказываемая позиция при этом должна подкрепляться достойным обоснованием
Важно, что и в этом случае продолжается уточнение позиций друг друга, но уже на фоне высказанных мнений. Здесь выявляются «болевые точки» и наличие взаимного согласия между участниками
Итогом должно стать выявление рамок для потенциальной договоренности. Такие рамки формируются с учетом интересов сторон и высказанных ими аргументов. Это очень важно, чтобы научиться договариваться.
На заключительной третьей ступени должно произойти окончательное согласование позиций. Здесь предстоит применить все полученные знания о том, как научиться договариваться. Если никто не перенял точку зрения другого на протяжении беседы, придется перейти к компромиссу. То есть фактически идти на уступки взамен на выполнение определенных условий. При явном соприкасании интересов это вполне неплохое решение. Если и здесь возникают сложности с формулировкой итогового вывода, нужно придумать общую концепцию и затем детализировать ее.
Золотые правила
Высказывать свою позицию нужно только тогда, когда это уместно. Так как иногда можно услышать в ответ совет, в котором сообщается — свое мнение можно держать при себе и о нем не спрашивали.
Правило первое: все продумать
Перед тем, как высказать свою позицию стоит подумать. Не всегда уместно в каждой беседе высказывать сво. точку зрения. Довольно часто выражая свое мнение, человек пытается показать свою значимость. Это могут быть знания, демонстрация прочитанных книг, прослушанных семинаров и прочее. Высок риск натолкнуться на противоположное мнение с последующей дискуссией, спором
Здесь важно давать объективную оценку ситуации, происходящему.
Второе правило: молчать, если мнение ничего не исправит
Бывают ситуации, когда высказанное мнение не может ни на что повлиять, повиснет в воздухе. Возможно прозвучит как наставление, укор
В этом случае важно оценить всю ситуацию и оказать поддержку, либо промолчать.
Пример
Два друга работали в одном офисе. Одного из них уволили. Вместо поддержки, второй решил высказать свое мнение по поводу причин увольнения. он пытался указать на неуспеваемость друга в работе, мелкие недочеты. В этот момент другу было и так несладко из-за потери работы. А тут непрошенное мнение. Оно не может повлиять на результат и ситуацию в целом. Но поссорить друзей вполне в состоянии.
Третий совет: личное есть личное
Личные взаимоотношения касаются только двоих
И не важно муж это с женой, родитель с ребенком, друзья. Никто не в состоянии войти в положение этих людей в отдельности и разобраться в ситуации
Если собеседник высказался — стоит выслушать, дать совет, но не более.
Пример
Молодой человек и девушка поругались. Она жалуется на него и ситуацию в целом подруге. Вместо поддержки, подруга решает высказать свое мнение о том, что он не достойный партнер и вообще нужно найти нового.
Четвертый совет: молчать, если взгляды и вкусы не совпадают
Этот совет отлично подходит для политических, религиозных тем, предпочтений в еде, музыке. Если у двух людей мнения в какой-то области расходятся, лучше свои взгляды оставить при себе. В противном случае возникнет спор, конфликт. В итоге все останутся при своем, но отношения будут испорчены.
Пример
Одна из подруг является ярым поклонником вегетарианства. Вторая не разделяет ее точки зрения и при каждом удобном случае высказывает свое негативное отношение к выбору подруги. В результате общаться девушки стали реже. Так как мнение одного не совпадало с мнением второго. А выслушивание негативных комментариев и доказывание своей точки зрения довольно утомительно.
Пятый совет: воспитание детей — ответсвтенность родителя
Никогда не стоит навязывать свою точку зрения и высказываться по поводу воспитания детей. Каждый ребенок развивается индивидуально. Есть определенные критерии, которых следует придерживаться в развитии и воспитании детей. При необходимости родители всегда могут обратиться к профессионалам за советом.
Каждый из этих советов носит чисто рекомендательный характер. Однако, высказывая свое мнение, нужно четко понимать на сколько оно уместно в данной ситуации.
Виды общения
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Виды общения по целям
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
Психология bookap
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
5: говорите на языке собеседника
Чтобы донести свою мысль до собеседника, необходимо говорить на одном с ним языке. При общении с подростком не нужно использовать большое количество терминов. При этом в беседе с кандидатом наук сленг будет неуместен. Подражать следует не только речи, но и стилю общения. Если собеседник шутит, стремится к неформальности или наоборот, ведет себя сдержанно и официально, необходимо принять его манеру поведения.
Подражать следует и жестам. Нужно стать отражением своего собеседника, принимая его позу. Подсознательно оппонент начинает воспринимать находящегося перед ним человека как свое отражение в зеркале. Необходимо следить за тем, чтобы оппонент не заметил “зеркального” поведения.
Стиль и характер общения
Концепция стиля общения по своей сути очень похожа на
концепцию характера. Ученые всегда интересовались этим явлением и пытались
создать классификацию или типологию символов. Общая наука о характере — это
изучение качеств физической и психической природы. В.В. Латынов, провел
исследование черт личности. Для каждого субъекта были рассчитаны значения двух
основных факторов:
- Доминирование — Подчинение,
- дружелюбие — враждебность.
Это привело к следующим группам:
- доминирующий — дружелюбный,
- доминирующий — недружелюбный,
- покорный — недружелюбный,
- соответствующий — дружелюбный.
- группа со средними баллами.
Эти пять групп послужили основой для определения пяти стилей
разговорного поведения, они были названы следующим образом:
- бесполезно — стремится к сотрудничеству,
является независимым и самодостаточным в коммуникационных ситуациях. Он/она
говорит на равных, общение — личное. Проявляет активную добрую волю и желание
поддержать собеседника. - сильный — стремится к соперничеству,
доминированию в общении: его речевая деятельность вызывает негативную оценку
собеседника, связанную с его большей продолжительностью и использованием
речевых действий, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен,
не общается на уровне глаз, не поддерживает собеседника. - отчужденный — в ситуациях лингвистического
взаимодействия его носитель держится на расстоянии, отстранен, покорен,
подозрителен и несколько пассивен. - послушный — скромный, сдержанный в устном
общении. Доброжелателен, общается на уровне глаз, поддерживает собеседника,
отмечается нетрадиционное, личное вербальное поведение. - уравновешенность — такие особенности вербальной
деятельности, как доминирование в разговоре, личность, желание общаться на
уровне глаз, активная дружелюбность, настоящее, но не ярко выраженное.
Стиль вербального поведения характеризуется определенной
пластичностью и не является жесткой системой. В зависимости от ситуации
взаимодействия носитель стиля достаточно существенно изменяет свое вербальное
поведение, но в определенной степени сохраняет присущую ему стилевую специфику.
Сознательное формирование стиля общения возможно с определенного этапа развития
способности к самоанализу. Это, в свою очередь, приносит эмоциональное
удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Стили общения
стили общения Их можно классифицировать на:
Агрессивное общение
Это стиль, в котором права другого человека не соблюдаются и используется словесный и невербальный язык насилия.
Отличительными чертами этого стиля являются: вызывающий взгляд, деструктивная критика, слишком громкий тон голоса, жестокие жесты, слишком сильное поднятие рук, указывание пальцем …
Пассивное общение
Это стиль, в котором не соблюдаются права самого себя, а речь идет о том, чтобы угодить другим. Его характеристики: смотреть вниз, не давать личного мнения, делать что-то против своей воли, всегда говорить «да» и т. Д. Это может привести к стрессу, обиде, виктимизации или желанию мести.
От чего зависит выбор стиля общения
Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.
Стрессоустойчивость — что это такое
Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.
Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать. Манипулятивный уровень общения
Манипулятивный уровень общения
Проявление интереса
Владеющий искусством общения с людьми всегда уделяет личности своего собеседника живое внимание. Без этого успешная коммуникация невозможна
Даже если заинтересованность в разговоре пока что не получается выразить должным образом, нужно всецело пытаться это сделать. Со временем вы отточите мастерство общения, и задавать собеседнику правильные вопросы о нем самом и о тех вещах, которые для него важны, будет намного легче.
Учиться проявлять интерес к своему визави нужно еще и потому, что всегда очень тяжело слушать монотонные речи одной личности. А потому стоит попытаться преобразовывать подобные монологи в диалоги: удивляться высказываниям собеседника, играть с эмоциями, задавать вопросы. В общем, оттачивать свое искусство коммуникации, делая все для того, чтобы общение развивалось и становилось все более непринужденным, а контактирующие лица чувствовали себя комфортно.
Цели общения
Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.
- Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
- Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.
Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.
Примитивное общение и его особенности
У людей всегда есть причина для разговора, в большинстве случаев они начинают или поддерживают беседу с какой-то определенной целью. Без передачи информации трудно заниматься различными видами деятельности, личностным развитием, усваивать духовные ценности.
Для примитивного общения не требуется много времени, так же как и каких-либо дипломатических навыков. Это не светская беседа, а нечто другое:
- партнер по коммуникации рассматривается как объект;
- если он нужен — осуществляется попытка наладить контакт;
- если становится понятно, что в нем нет необходимости, едва начавшийся разговор прекращают резко, порой даже грубо, без объяснений.
Примитивному общению соответствуют неожиданные откровения пьяного человека в автобусе, которые он решил изложить уставшей пожилой женщине. Она не хочет поддерживать разговор, ей неприятно с ним общаться и стыдно перед другими пассажирами, что чем-то заинтересовала его.
Невербальные сигналы
Его невербальное поведение характеризуется опущенным взглядом и / или опущенным взглядом, серьезным выражением лица или застенчивой улыбкой. Поза и движения жесткие, отстраненные и сутулые, избегая встречи лицом к лицу с собеседником. Частые утверждения движениями головы. Избегайте физического и зрительного контакта.
На физиологическом уровне обычно часты нервные движения рук и ног и потные руки. Этот стиль часто является причиной чувства тревоги, раздражения, негодования, отвращения и разочарования у человека. Кроме того, как мы уже видели, эти люди имеют тенденцию к низкой самооценке, и поддержание такого стиля общения только увеличивает эту низкую самооценку.
Стили речевого коммуникативного поведения
В. В. Латынов для создания типологии речевого коммуникативного поведения использовал принцип соответствия стиля общения общепринятым нормам поведения в ситуации. Предметом экспериментального исследования явилась речевая коммуникация в ситуациях неформального межличностного общения.
Московские студенты (71 чел.) описывали речевое поведение (свое собственное и собеседника) с помощью списка из 40 речевых действий (обещает, шутит, советует, настаивает, насмехается, сожалеет, одобряет, критикует и т. д.). Применялись также методы MMPI, опросники Лири и мотивации достижения.
Факторный анализ показал, что речевое поведение можно описать с помощью двух независимых факторов: доминирование – уступчивость; дружелюбие – враждебность.
Были выделены следующие стили речевого поведения:
1. Отчужденный
(уступающий-недружелюбный) Такой человек дистантен, отгорожен, застенчив, обладает сниженным уровнем активности и оптимизма. Сильнее других испытывает страх отвержения в межличностном взаимодействии. Имеет наиболее адекватную самооценку (17 % выборки).
2. Послушный
(уступающий-дружелюбный). Скромен, предупредителен, общается на равных, поддерживает и одобряет (20 %).
3. Сбалансированный
(средние баллы по обоим факторам). Отличается активной доброжелательностью, уверенностью в себе, независимостью, честолюбием, настойчивостью и упорством. Среди всех выделяется сильным мотивом достижения (21 %).
4. Опекающий
(доминирующий-дружелюбный). Стремится к сотрудничеству, независим; внимателен к окружающим, чувствителен и тревожен; общение носит личностный характер. Обладает самым сильным стремлением к принятию, не боится отвержения (27%).
5. Властный
(доминирующий-недружелюбный). Стремится к доминированию и соперничеству, использует высказывания, снижающие престиж собеседника, не поддерживает собеседника; самоуверен, раздражителен. Межличностные контакты широки и поверхностны, самоконтроль понижен (15%).
Было обнаружено, что, чем выше речевая активность, тем ниже адекватность самооценки.
Исследование показало, что стиль речевого поведения стабилен, но не является жесткой системой и меняется в зависимости от ситуации взаимодействия, не теряя своей специфичности.
(См.: Латынов В. В.
Стили речевого коммуникативного поведения: структура и
детерминанты // Психологический журнал. – 1995. – № 6. – С. 90~100.)
Так называемые агрессивные
воспринимают другого человека как соперника. У них развита психологическая потребность в достижении успеха в любой форме, в возможности контроля над другими. Они плохо переносят проигрыш, часто непроизвольно стремятся к манипулированию другими людьми. Избирают для себя профессии, обеспечивающие быстрое продвижение, карьеру и престиж. Подобный тип людей в избытке встречается среди представителей таких профессий, как юристы, бизнесмены, специалисты по рекламе.
Отрешенный тип
имеет сильную внутреннюю психологическую потребность сохранить эмоциональную дистанцию между собой и другими. Независимость и уединение – насущные потребности таких людей. Они обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым нормам, правилам, традициям нередко вызывает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (искусство, естественные науки и т. п.), нет истинной заинтересованности в людях.
Рис. 22.2.Как найти общий язык?
Подсознательные установки трех указанных типов по отношению к партнеру по взаимодействию можно выразить так: податливый
взирает с немым вопросом «Любишь ли ты меня, позволишь ли мне о тебе заботиться?»;агрессивный хочет знать: «Сильный ли ты соперник? Чем ты можешь быть полезен мне?»;отрешенный задается вопросом: «Будешь ли ты покушаться на мою независимость, оставишь ли меня в покое?». Эта подсознательная личностная направленность обязательно проявляется в психологической дистанции, которая устанавливается между постоянными партнерами; она определяет совместимость партнеров и успешность их взаимодействия, особенно в неформальной сфере, в дружеских и семейных отношениях, сказывается в доминирующей мотивации общения, в способах влияния и в стиле общения.
С личностными особенностями и мотивацией достижения тесно связаны стили коммуникативного поведения, о чем говорит следующий эксперимент (см. врезку).
Официально-деловой стиль
Официально-деловое общение ассоциируется с бизнесом и деловыми коммуникациями. Этот стиль речи уместен в экономике, международных отношениях, юриспруденции, в официальных учреждениях, политике и других сферах, где требуется поддержание официозного характера общения.
Классическим примером применения официально-делового стиля является составление официальных документов: международных договоров, заявлений, объяснительных, деловых бумаг, судебных исков и других.
Признаки официально-делового стиля:
- Устойчивость и замкнутость.
- Использование речевых стандартов, характерных для определенной ситуации, и шаблонов.
- Лаконичность и стандартное изложение.
- Преобладание повествовательных предложений.
- Использование канцеляризмов, аббревиатур, сложных предложений.
- Прямой порядок слов.
- Отсутствие или минимальное количество оценочных и эмоциональных высказываний.
Официально-деловой стиль подразделяется на документально-официальный и обиходно-деловой. Первый применяется при составлении законодательных документов и различных актов в международной практике. Обиходно-деловой характерен для общения внутри предприятия или между разными учреждениями, служебных коммуникаций.
Общение в официально-деловом стиле является частью делового этикета.
Коммуникативные навыки напористых людей
Коммуникативные навыки, которыми обычно обладают люди с напористым стилем:
- С одной стороны, эмпатия, то есть способность поставить себя на место и точку зрения другого и уметь поставить себя в их ситуацию, учитывая их чувства, ожидания и интересы.
- С другой стороны, активное слушание, которое состоит из восприятия и понимания всей информации, которую мы получаем от нашего собеседника, и его контекста, избегая перебоев или предварительных суждений.
- В свою очередь, мы будем давать обратную связь через невербальное общение (жесты, сигналы и поведение), чтобы другой человек знал, что мы правильно получаем его сообщение.
Эти люди приспосабливаются к каждому контексту, в котором происходит взаимодействие с другим человеком, умудряясь общаться наиболее оптимальным способом в каждой ситуации.
Этот стиль способствует привязанности и укрепляет семейные узы на образовательном уровне, учит, как разрешать конфликты уважительным образом, хорошо устанавливает правила и правильно использует непредвиденные обстоятельства. Все эти аспекты помогут человеку развиваться автономно и зрело по мере приближения к взрослой жизни.
О чем подумать, прежде чем выражать мысли?
Еще в XVII в. литературный критик Франции Буало Н. сказал: «Кто ясно мыслит, тот так же излагает»
Умение грамотно мыслить и доносить суть важно как при обычной встрече, так и во время собеседовании. Особенно, если претендуете на место, где необходимы навыки ведения переговоров
Прежде чем выразить мысль, необходимо додумать ее до конца. Вы должны четко знать, о чем пойдет речь в следующем предложении, фразе, чем она закончится. Часто неумение выразить мысль на словах говорит о том, что она еще не сформулирована в голове.
Еще одна ошибка — увлечение деталями. Знаменитое выражение Чехова А.П. «Краткость — сестра таланта» справедливо и в наши дни. Многословие засоряет и затрудняет восприятие услышанного.
Не отвлекайтесь во время беседы, сосредоточьтесь на собеседнике, чтобы не потерять нить разговора
Чтобы выразить мысль грамотно, важно сосредоточиться. Нельзя говорить обрывками предложений, перескакивать с одного предмета разговора на другой
Собеседник не должен домысливать, о чем мы хотим сказать.
Интуитивный стиль
Приверженцы этого стиля — корпоративные мыслители, которые стараются наскоком погрузиться в суть задачи, не забивая голову деталями. Они с трудом воспринимают пошаговое описание процесса, считая каждый пункт избыточной информацией.
Плюсы стиля. Эффективность «интуитов» заключается в том, что они сразу же отмечают ключевые аспекты. Они не тратят время на пустые разговоры, а общаются только по делу. Такие сотрудники получают удовольствие от новых вызовов и способны у себя в голове выстроить общую картину происходящего. По этим причинам интуитивно развитые работники являются незаменимыми участниками мозговых штурмов.
Минусы стиля. Некоторые задачи требуют более вдумчивого погружения в детали, на что не способны «интуиты»
При отсутствии важной и актуальной на данный момент информации они могут упускать из виду ключевые моменты
Что делать его обладателям. «Интуитам» трудно понять своих коллег, которые одержимы цифрами, статистикой и выполняют свою работу методично и строго по пунктам
Вот что Мерфи советует таким руководителям: «Если в вашем подчинении находятся работники с другим типом общения, то во время совещания попросите их говорить кратко, акцентируя внимание на самом главном. При этом стоит помнить, что некоторые сотрудники могут испытывать беспокойство, если вы не позволите им подтвердить свои слова точными данными»