Педагогическая концепция
И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.
Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.
Основные дефекты развития (по Выготскому):
- Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
- Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
- Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).
Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.
Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.
Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.
Основные принципы обучения и развития:
- Обучение не тождественно развитию.
- Обучение должно опережать развитие.
- Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».
Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.
Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.
Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.
Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!
Советуем также прочитать:
Зона ближайшего развития
Метод изучения психологии Вундта
Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра
Как развивать мышление ребенка
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
Философия конвенционализма
Критерии личности
Внимание человека: что это и как оно работает
Теории и концепции Эмиля Дюркгейма
Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика
Соотношение между обучением и развитием
Развитием Выготский называл процесс, в ходе которого тело, нервная система, психика и личность меняются на качественном и количественном уровне. Обучением автор культурно-исторической концепции называл целенаправленную передачу накопленного на протяжении многих лет опыта, знаний, навыков.
До появления работ Выготского существовали отличающиеся подходы к вопросам развития и обучения.
- Обучение и развитие — независимые друг от друга процессы. Развитие протекает, как созревание.
- Обучение связано с внешним использованием потенциала развития.
Обучение — надстройка над развитием, которая не меняет его сущность. Если нужно проанализировать, насколько развита личность, то необходимо разделять то, что происходит в результате обучения и является следствием развития.
Развитие и обучение — тождественные процессы. Параллельно с созреванием личность развивается, накапливает собственный опыт. Маленький ребенок полностью зависим от среды, в которой находится. Если рядом находятся взрослые или более опытные сверстники, то он может обучиться всему, что необходимо во взрослой жизни. Э. Торндайк и У. Джеймс рассматривали обучение, развитие, как параллельно протекающие процессы. Ребенок рассматривался ими, как объект, обучения. Ребенок выступал в роли пассивного существа, не включенного в процесс овладения новыми знаниями и навыками.
Обучение предшествует развитию, активизирует его. По времени эти процессы не совпадают, сложная взаимосвязь между ними на протяжении жизни меняется. Выготский причислял к обучению общение, сотрудничество между ребенком и взрослым, во время которого маленький человек открывает для себя предметы, учится использовать их. Обучение является движущей силой развития личности и фактором, который создает возможность управлять собственным поведением.
В своей концепции Выготский выделил 2 понятия, касающиеся соотношения когнитивного развития индивида и его соотношения с обучением. Этим понятиям он дал название зоны актуального и ближайшего развития.
Работы Выготского показали, что фактическое соотношение интеллектуального развития и возможностей обучения определяются тем, на каком уровне находится актуальное развитие и зона ближайшего развития. Она формируется через обучение и стимулирует развитие. Обучение эффективно только в случае, если оно предшествует развитию.
Общие положения теории личности Л.С. Выготского
Личность не является чисто психологическим понятием, а
изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой,
педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют
пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении
политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом,
в повышении уровня человеческого существования.
Категория личности занимает одно из центральных мест в
современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории
личности появляются возможности для целостного подхода, систематического
анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик
человека.
В психологической науке нет общепринятого определения
природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно
условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по
середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической
психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и
установлены основные направления изучения психологических особенностей
личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.
Ценность и уникальность личности не исключала, а
предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал:
«Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся
в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют
судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:
- Как целостность — это объективная
реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того,
структура отражает логику этих процессов и подчинена им; - возникает как воплощение функции, как
орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к
изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура
является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором
дальнейшего развития личности; - означает целостность, которая включает в себя
все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические
компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма
существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез; - противоречит фактору стабильности. С одной
стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает
поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая,
переменная, никогда не бывает полной.
Культурно-историческая теория доказывает, что личностная
структура человека меняется в процессе онтогенеза
Важной и нерешенной конечной
проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры
личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С
Выготского о
поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную
аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача
определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он
может выбрать два пути анализа.
Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на
атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие
в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это
так называемый «элементный» анализ).
Во-вторых, если попытаться совместить анализ с
сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать
молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные
блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже
можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время
резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.
Основная специфика личности как объекта
психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это
объект, способный к собственному свободному действию (атрибут
«деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или
воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее
психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.
Акцентирование семантических единиц психологического
анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ
показывает, что единица в личности не может быть выделена.
Рефлексологическое направление
Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.
Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».
И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.
В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.
Как происходит формирование ВПФ
Особенностями формирования ВПФ являются два последовательных процесса:
- Интерпсихологический — как форма взаимодействия индивидов между собой.
- Интрапсихический — как внутренний процесс, происходящий в коре головного мозга отдельного индивида.
Таким образом, при постепенном формировании этих функций осуществляется интериоризация — преобразование внешних средств во внутренние. Вначале осуществляется предметная деятельность, основанная на простейших сенсорных и моторных процессах. Затем, по мере накопления опыта, происходит переход от элементарных внешних психических процессов к автоматизированным умственным действиям.
Высшие психические функции завязаны на физиологических особенностях структуры мозга человека. Психические функции имеют под собой физиологическую основу в виде способных к развитию и взаимной замене звеньев, образующих вместе функциональную систему. Каждое звено является частью структуры мозга и связано с ним определенным образом. Одно и то же звено может быть частью нескольких функциональных систем. А одна и та же система может участвовать в различных психических функциях.
В теории, если одно из звеньев будет повреждено, то произойдет нарушение нейронных связей между ними, что может привести к сбою в работе психических функций с проявлением нейропсихологического синдрома.
Функциональные системы имеют два вида организации: вертикальную и горизонтальную. В первом случае идет взаимодействие между коркой и подкоркой человеческого мозга, во втором — между корками. Каждая из высших функций образуется в результате работы всей системы мозга, а не какого-то определенного его центра.
Формирование и развитие у человека высших психических функций
Овладение способами использования предметов человеческой культуры.
Овладение способами использования и изготовления инструментов, которые расширяют возможности естественных органов и служат средством преобразования объективного мира.
Овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, расширяющих возможности естественных психических функций и обеспечивающих организацию сознания и произвольное управление психическими процессами
Овладение способами волевой организации собственного поведения и психических процессов за счет использования инструментальных и знаково-символических средств.
Овладение способами и средствами реализации межличностных и социальных отношений.
Первоначально новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Таким образом, психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействия с людьми и материальным миром. И чем богаче и разнообразнее условия общения, поведения и действия для ребенка, тем интенсивнее и всестороннее будет его индивидуальное психическое развитие.
Эстетическая искусствоведческая концепция
Методология эстетической концепции Выготского во многом сходна с уже рассмотренной культурно-исторической концепцией
Ученый акцентировал внимание на двух тесно взаимосвязанных составляющих искусства. С одной стороны, искусство влияет на жизнь и восприятие жизни, с другой, оно само во многом предопределено жизнью и восприятием жизни
Чтобы разобраться и понять сущность того или иного произведения искусства, Выготский предлагал разбирать его структуру. В произведении следовало выделять два ключевых элемента: форму и материал. Материалом, согласно концепции Выготского, нужно считать то, из чего состоит произведение: буквы и слова, если это литературное произведение, слова и звуки, если это театральная постановка. В свою очередь, под формой подразумевается та или иная конфигурация материала: поэзия, проза и так далее.
Далее с целью большей наглядности своих выводов Выготский предлагал рассматривать произведение искусства как некий антропоморфный субъект, имеющий свою анатомию и физиологию. Структура – это анатомия, а взаимодействие структурных элементов – это физиология. Применительно к литературному произведению это означает, что сначала нужно разделить сюжет и фабулу (форму и материал), а потому изучить их взаимодействие.
По Выготскому, секрет успешного литературного произведения заключается в конфликте сюжета и фабулы, причем форма должна одержать верх над материалом. Это был принципиально новый взгляд на искусство, так как до Выготского считалось, что сюжет и фабула должны гармонично кооперироваться. Тем не менее, Выготский увидел эту проблему совсем иначе. Тут будет уместным заметить, что Выготский был не только великим ученым, но и заядлым театралом: посещал все премьеры в московских театрах, когда учился и работал в Москве, и в других городах, куда его забрасывала судьба ученого.
По свидетельству современников, он был лично знаком с Мейерхольдом, Станиславским, Эйзенштейном, Айхенвальдом, Мандельштамом. Свои первые театральные рецензии он начал писать еще в студенческие годы, а в качестве дипломной работы представил двухсотстраничный труд, посвященный пьесе Шекспира «Гамлет». Ключевой работой, наиболее полно раскрывающей суть эстетической концепции, считается работа Льва Выготского «Психология искусства», которая была представлена и защищена в качестве диссертационной в 1925 году.
Актуальный прогресс
Выготский считал, что формирование личности происходит в двустороннем направлении. На основе уже приобретённых знаний дошкольник выполняет новые задачи. Степень актуального прогресса характеризуется набором знаний и навыков, полученных в настоящий момент. Это те умения, с которыми малыш справляется самостоятельно.
Характе́рные критерии этого процесса:
- Способность без помощи других решать поставленную задачу.
- Успех в получении новых знаний.
- Малыш выполняет задания самостоятельно в пределах актуального круга.
Например, дошкольник знает базовые цвета геометрических фигур. По просьбе педагога он с лёгкостью отличит синий кубик от жёлтого мячика. Если предложить отсортировать белые мячики в одну корзину, а синие в другую, он быстро выполнит упражнение. Но если ребёнок не знаком с понятием формы фигуры, то в корзинах могут оказаться синие мячики, кубики и другие предметы. Пока знания малыша о форме геометрических фигур не попали в область актуального развития, справится ему не под силу. Требуется педагогическая помощь.
Лев Выготский: биография
Лев Семенович Выготский родился в 1896 году в семье коммерсанта и учительницы, получил хорошее домашнее образование, позволившее ему сдать экзамены за 5 классов и поступить сразу в 6-й класс гимназии. В студенческие годы он успел поучиться на медицинском и юридическом факультете Московского университета, и, в конце концов, сделал выбор в пользу историко-философского факультета университета Шанявского.
Его научные интересы были чрезвычайно многогранны, а опыт преподавательской работы весьма разнообразен. В разное время он читал лекции в профтехшколах, педагогическом техникуме, на курсах переподготовки воспитателей дошкольных учреждений и даже в консерватории.
Пик научной активности Льва Выготского пришелся на 20-е и начало 30-х годов ХХ столетия, однако многие его изыскания актуальны до сих пор. Его работы выдержали множество переизданий, и издаются по сей день. В целом научное наследие Выготского можно сгруппировать по трём основным направлениям, в которых он добился наиболее впечатляющих результатов, актуальных и востребованных до настоящего времени.
Основные концепции Выготского:
- Культурно-историческая концепция и учение о высших психологических процессах.
- Эстетическая искусствоведческая концепция.
- Педагогическая концепция.
Интересно, что еще в юности Выготский изменил одну букву своей фамилии, чтобы, выражаясь современным языком маркетинга, «отстроиться» от биографии и успехов своего двоюродного брата Давида Выгодского. Как показало время, ему это удалось в полной мере. После его смерти популярность работ ученого стала настолько велика, что многие современники называли это явление не иначе, как «культ Выготского».
Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация.
Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции
Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось
Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.
Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.
Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.
В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие.
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка. Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин.На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия.
Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств
Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт. Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е
некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей
Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.
Исследования гештальт-психологов позволили открыть законы восприятия, а также и принципы гештальта: близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.
Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена (иллюзия перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.
Далее свой вклад внес К. Коффка, который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции», который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма.
К. Левин создал теорию психологического поля. Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью. В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.
Способы в общении
На каждом этапе жизни дошкольнику под силу самому справиться с поставленными задачами, входящими в круг актуального саморазвития. Но всё, что остаётся за гранью этого круга, приходится получать из уровня ближайшего развития.
Если не брать во внимание интерсубъективность, у каждого малыша своя особенность в обучении: кому-то достаточно подсказать и он быстро сообразит, но есть те, кто нуждается в подробном разъяснении материала. На примерах можно рассмотреть разные по масштабности зоны ближайшего саморазвития
Известно пять форм взаимодействия:
- Позиция отстранённости. Помощь наставника незначительна. Учитель может начать действие, а малыш продолжить и завершить.
- Равное взаимодействие. Сущность идеи в том, чтобы работать с малышом, но не выполнять совместно с ним задание, а делать параллельно те же действия. Методике характерна соревновательная роль.
- Взаимодействие «снизу». Педагог помогает с помощью наводящих вопросов, подсказок. Таким образом, ребёнок приходит к осознанию своих ошибок.
- Наставления «сверху». На взрослого полностью ложится обязанность учителя: пояснение материала, предложение способов решения задач.
- Совместная работа. Ребёнок и учитель выполняют задание вместе.