Этапы работы с конфликтом
Конфликт сотрудников руководитель должен решать с нейтральной позиции. Его основная функция – роль арбитра, управление эмоциями всех участников процесса, в том числе и своими. Методы решения могут быть педагогические (убеждение, разъяснение, просьба, разговор) и административные (увольнение, выговор, наказание).
HR-специалисты из Великобритании проводили в ходе которого следующие проценты респондентов заявили, что неправильное урегулирование конфликтов привело к таким последствиям:
- 27%: личные нападки и оскорбления;
- 25%: отсутствие на работе и больничные;
- 18%: конфликт между отделами;
- 18%: издевательства;
- 18%: увольнение сотрудников;
- 16%: увольняют коллег;
- 13%: члены команды перемещаются между отделами;
- 9%: провал проектов.
Чтобы понять, как разрешить конфликт, выясните причины его возникновения. Лучше всего это сделать в процессе беседы с участниками конфликта.
Этап 1 – Прояснение ситуации
Беседу лучше начать со вступления, в котором можно выразить надежду на разрешение конфликта для общей пользы. Нужно выслушать всех сотрудников, имеющих отношение к конфликтной ситуации. Только так можно рассмотреть проблему со всех сторон. Скорее всего, это будут взаимные претензии и эмоциональные высказывания. Это необходимо, чтобы оппоненты могли выпустить пар. Начальник не должен занимать чью-то сторону и демонстрировать поддержку определенной точки зрения. Его задача – оставаться максимально объективным, выяснить цели, мотивы поступков сотрудников, изучить отношения участников до конфликта.
Этап 2 – Моделирование «идеального» будущего
На этом этапе переговоров узнайте, какое видение результата у каждой из сторон конфликта. Есть вероятность, что это будет что-то невыполнимое, но только так можно понять, чего хочет каждый участник
Важно продолжать общение, даже если есть ощущение, что переговоры зашли в тупик. Главное, не отклоняться от сути проблемы и поощрять движение к примирению
Этап 3 – Переход к конструктиву
Для снижения эмоционального напряжения важно демонстрировать желание выслушать партнера, проявить искренний интерес к позиции оппонента, сфокусироваться на общих интересах и целях. Свою позицию нужно доказывать фактами, говорить спокойно, без лишних эмоций
Используя информацию, полученную ранее, следует кратко обрисовать суть конфликта, определить намерения участников спора в отношении способов примирения и перейти к следующему этапу. Важно не давить авторитетом, используя угрозы и ультиматумы.
Этап 4 – Поиск решения
На этом этапе подберите выход, который устроит всех участников. Часто, посмотрев на ситуацию со стороны, можно увидеть простое решение, которое не приходило в голову из-за бушующих эмоций. Если руководитель понимает, что сотрудники способны договориться самостоятельно, он может предоставить им эту возможность
В противном случае, стоит обратить внимание участников на то, что без взаимных уступок конфликт не разрешится, поэтому необходимо выбрать такой вариант, который устроит всех
Этап 5 – Фиксация примирения
Найденное решение нужно проговорить, чтобы обратить на него дополнительное внимание. Подчиненные должны понять, что их мнения были услышаны, а интересы соблюдены
Конфликт сотрудников – это болевая точка, которая может сигнализировать, что в организации что-то не так. Наладив отношения между работниками, руководитель должен проанализировать общую картину, чтобы уменьшить конфликты между сотрудниками.
Михаил Михайлов, основатель консалт-бюро MIKHAILOV CONSULTING:
Упражнение для укрепления внутренней опоры «Корни»
Лучше всего выполнять это упражнение стоя, но и сидя тоже можно – главное, чтобы ваши ноги прочно стояли на полу. Представьте себе, что из ваших стоп вырастают невидимые крепкие корни, которые уходят глубоко в землю и разрастаются там, создавая мощную систему. Ощутите надежность этой системы, которая держит и питает вас. Позвольте ей дать вам чувство уверенности и силы. Упражнение лучше всего делать минут по 10–15, особенно в первые несколько раз, чтобы вы успели как следует осознать эту опору и поддержку.
Какой бы ни была ваша самая сильная внутренняя опора, желаем вам обязательно ее найти!
Синергизм менеджмента
Растущие компании, как правило, испытывают дефицит компетентных руководителей высшего звена. Любое улучшение в руководстве дает значительный эффект синергизма. Этот эффект увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения. Если же проблемы новые и неизвестные, а менеджер не имеет опыта их разрешения, то существует угроза отрицательного эффекта от принятия решений некомпетентного руководства.
Таким образом, синергизм менеджмента, как и синергизм других типов, может быть как положительным, так и отрицательным. Грамотный менеджер, обладая системными знаниями об организации, может существенно улучшить ее результирующие показатели, неграмотный — напротив. Станет ли потенциальный синергизм фирмы действительным зависит от того, как будет осуществляться управление производством.
Одним словом, фирма ищет такие комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем просто сумма эффектов составных частей. Все целевые синергетические эффекты можно описать тремя переменными:
- увеличение прибыли;
- снижение текущих расходов;
- снижение потребности в инвестициях.
Эксперимент для обнаружения проекций
Вам понадобится напарник Василий. Василий есть у каждого, думаю, поэтому скучая на встрече с ним (вообще, довольно скучный тип), можно попробовать провести эксперимент на проекции.
Кроме Василия вам понадобится два кусочка бумаги и две ручки или карандаша. Каждому по комплекту.
Условия: Сядьте напротив друг друга в спокойной обстановке. Положите перед собой бумагу и ручку. Договоритесь кто ведет первым. Запомните правило — нельзя ни о чем говорить. Вообще, забудьте что вы умеете говорить. Во время всего эксперимента оба участника только молча рассматривают друг друга. Допустим, ведущий — вы.
Вы как ведущий, в течение 2-3 минут усиленно о чем-то думаете. Это может быть что угодно. Вы можете попытаться внушить что-то Василию или передать ему чувство. Можете попытаться взорвать его голову силой мысли. При этом, вам запрещается как-то активно невербализировать. Не делайте каменное лицо, но не старайтесь чтобы Василий вас непременно понял. Просто транслируйте.
Задача Василия — наблюдать за вами и отлавливать свои ощущения и чувства. Они будут довольно тонкими, так что придется постараться. Еще он должен попытаться уловить о чем вы думаете и что ему транслируете. Все свои догадки и чувства Василий фиксирует на бумаге. По возможности, сохраняйте контакт глазами.
Через 2-3 минуты роли меняются. Теперь ваш черед читать мысли.
По окончанию времени поделитесь друг с другом тем, что вы чувствовали и считали.
Почти наверняка расхождения будут кардинальными
Причем обратите внимание — то что вы «считали» из головы Василия — это на самом деле ваши собственные мысли и чувства. Теперь вы знаете как работает проекция
Симптомы
Амбивалентное поведение выражается в совершении непредсказуемых поступках, которые противоречат друг другу. Человек выражает полярные эмоции, точки зрения, доказывая поочередно обе. Такая двойственность и нестабильность заставляет находиться человека «на распутье».
Имеется три критерия, по которым составляется клиническая картина амбивалентности. Причины, симптомы тесно связаны между собой.
В группу основных критериев входят эмоции, мысли и воля. Когда у человека амбивалентность наблюдается во всех трех состояниях, то это значит, что у него развита двойственность в форме патологического заболевания.
Но амбивалентность характерна и для подростков. Именно в пубертатный период человек склонен к бунтарству и делению мира на «белое» и «черное». В этот возрастной период он абсолютно не принимает «серый, скучный» цвет. Такое двойственное отношение указывает на внутриличностные проблемы.
Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование
Выделяется 2 этапа в процессе самореализации:
- Становление общего механизма.
- Функционирование этого механизма и совершенствование посредством самопознания и самоуправления.
Первый этап — это противостояние социализации и индивидуализации. Противостояние заканчивается становлением, формированием ценностных ориентаций и способностей индивидов. Формируется в дошкольном и школьном возрасте. Заканчивается этот этап, когда у человека получилось реализоваться в обществе и сделать в него свой вклад.
Это характеризуется способностью разрабатывать проекты своей жизнь и переходом человека к трудовой деятельности. Так формируются 2 типа индивидов:
- те, у кого сформировалась потребность в самосовершенствовании;
- те, у которых такая потребность отсутствует и они идут по инерции, то есть не достигают своих целей и живут в своей зоне комфорта.
Такое определение дает ученый Голубковский, который путает самореализацию и самосуществование. С утверждениями этого автора можно согласиться лишь тогда, когда речь идет о профессиональной реализации.
Советы по борьбе с эмоциональным насилием
Борьба с эмоционально изнуряющими отношениями состоит из двух шагов: осознание и признание. Если честно признаться себе в том, что вас беспокоит, вы снова сможете взять жизнь под свой контроль.
Вот несколько стратегий, которые можно применить на практике:
- Поставьте себя в приоритет. Перестаньте беспокоиться о том, чтобы потакать человеку, который проявляет скрытое или явное эмоциональное насилие в вашу сторону. Позаботьтесь о своих потребностях — всегда ставьте себя на первое место.
Установите личные границы. Твердо скажите обидчику, что он больше не может оскорблять вас, дурить и уходить от ответственности. Затем расскажите, что произойдет, если он захочет поступить с вами плохо, — что вы разорвете отношения, уйдете и пр. Сказанное обязательно надо исполнить.
Снимите с себя вину. Если вы какое-то время были в эмоционально оскорбительных отношениях, вы можете решить, что с вами что-то не так. Но проблема не в вас. Не обвиняйте себя в том, что вы не можете контролировать.
Поймите, вы не можете всех исправить. Несмотря на все усилия, порой токсичного человека не изменить. Жестокий человек делает выбор в пользу жестокого поведения. Поэтому лучшая стратегия — прекратить такие отношения и минимизировать контакты.
Исцеление требует времени и часто — помощи психолога или психотерапевта. Не стесняйтесь обращаться к специалистам.
Забота о себе, поддержка близких и общение с терапевтом могут помочь пережить тяжелые последствия эмоционального насилия.
Как работают поведенческие паттерны
Людям в принципе свойственна стереотипизация поведения: мы вырабатываем определенные способы взаимодействия с окружающим миром. Это объясняется принципом рациональности — вместо того чтобы каждый раз придумывать новые
Паттерны поведения формируются в процессе обучения, воспитания, а также наблюдения за окружающими. Этот процесс запускается с самого детства и в детстве же наиболее активен. Мы смотрим, какие модели применяют другие люди в различных ситуациях, и перенимаем (или не перенимаем) эти шаблоны. Этот достаточно удобный и эффективный способ обучения и социализации достался нам в наследство от предков, для которых был одним из средств выживания (надо заметить, что копирование поведения используется не только людьми и весьма распространено в мире животных, однако эта область лежит за пределами нашей статьи).
Возвращаясь к человеку современному, заметим, что детстве шаблоны зачастую просто копируются практически в неизменном виде (именно поэтому говорят, что лучшее воспитание ребенка – демонстрация ему тех или иных особенностей поведения на собственном примере). Когда мы становимся старше и наши модели поведения усложняются, паттерны заимствуются не так явно и не так активно. Кроме того, они, как правило, берутся не в исходном виде, а модифицируются, чтобы «вписаться» в наш характер, другие модели поведения и т.д. Пожалуй, лучшим отражением всего процесса станет поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». И здесь мы говорим далеко не только об отрицательных качествах – «набраться» можно и положительных моделей.
Если вы чувствуете, что вам нужна помощь психолога, обратитесь к сервису ZIGMUND.ONLINE. Для наших читателей действует специальное предложение: с промокодом EXPSY первое занятие будет стоить 2490 рублей
Как формируются убеждения?
Большинство наших убеждений формируется в детском возрасте, на основе перенятых родительских убеждений и установок, другой полученной информации и приобретенного личного опыта.
От наших убеждений в конечном итоге зависит вся наша жизнь – успешность в учебе, карьера, материальное благополучие и семейное счастье.
Особую роль в формировании убеждений играют родительские наставления и установки. Для ребенка, познающего совершенно новый для него мир, родитель воспринимается как Бог. Он все знает, все умеет и от всего спасет. Поэтому большинство информации, поступающей от родителей, принимается на веру и становится для ребенка истиной.
Некоторые убеждения формируются в ходе приобретения собственного жизненного опыта. Ребенок развивается, учится всему новому, получает навыки, попадает в разные ситуации, учится правильно на них реагировать, и принимает подходящие знания и правила, складывающиеся в общую систему его убеждений.
В подростковом и взрослом возрасте человек продолжает постоянно получать новые знания. Он обучается, читает книги, общается с другими людьми. Пришедшиеся ему «по душе» и вписывающиеся в картину его реальности, знания, становятся его убеждениями.
Некоторые убеждения в процессе жизни могут исчезнуть или замениться на другие. Какие-то не изменяются в течение всей жизни. Чем человек взрослее, тем, обычно, сложнее ему поменять свои убеждения.
Какие бывают убеждения?
«Все мужики козлы» — убеждена 18-летняя Танечка. Да и мама так говорила… Папа бросил их с мамой, когда Танечке было 2 года. Отчим много пил, бывал очень грубым и поднимал на маму руку. Когда он умер, мама встречалась еще с мужчинами, но до замужества дело не дошло.
«Мир такой прекрасный и удивительный!» — уверенна Марина. Она работает биологом в научно-исследовательском институте.
А я убежден, что «чемпионом становится лишь тот, кто умеет побеждать соперника, прежде всего в самом себе«. Длинновато конечно, но я запомнил — убеждение всё таки! Так было написано во всю стену в бассейне, в котором я тренировался по 2 раза в день в течение 10 лет. Поэтому поверил я в это задолго до того, как понял смысл столь мудрых слов.
Убеждения – как и любые слова, могут быть самыми разнообразными. Некоторые убеждения присущи многим людям, например: «на сквозняке легко простудиться«. Какие-то более редки, например: «если жабу взять в руки – будут бородавки«. А некоторые — очень редки или даже единичны: «выше-лба-уши бывают».
Как мы уже выяснили, убеждения возникают с каким-нибудь смыслом, чтобы принести нам какую-то пользу. Некоторые убеждения сыграли свою полезную роль в детстве, но сохранились и продолжают служить нам и дальше. Зачастую, оказывая медвежью услугу.
Например, чтобы мы не баловались, катаясь на лифте, мама убедила нас, что «лифт – это опасность». Лифты часто застревают и падают вниз, убивая людей. Мы перестали детьми кататься в лифте, но во взрослом возрасте у нас появилась необоснованная боязнь лифтов или вообще боязнь любых замкнутых пространств (клаустрофобия).
Таким образом, убеждение в том, что лифт – это опасность, стало вредным и ненужным для нас, когда мы выросли. И подобных убеждений у нас может быть очень много.
Мы живём так, как хочет наше (откроется в новой вкладке). Именно оно на 90% определяет все наши поступки и нашу жизнь. А подсознание наполнено убеждениями. Получается, что каждый имеет в своей жизни ровно то, что хочет. Только он сам не отдает себе в этом отчета.
Осознавая наличие у себя каких-либо вредных убеждений, можно сознательно эти убеждения убирать или заменять на другие, более полезные.
Как противостоять висхолдингу?
Наверное, ты уже задумалась, а как бороться с висхолдингом в отношениях? Для начала нужно осознать, что виноватый тут явно не ты сам. Игнорирование — это продуманный расчет. Задача манипулятора сбить с толку и не дать понять, что происходит манипуляция. И эффективные ответы на висхолдинг:
Зеркальное отражение.
Вести себя также. Показать, как это выглядит со стороны. Как только партнер захочет обсудить волнующий его вопрос, пора ударить его приемом висхолдинга. Да, довольно провокативно, но весьма эффективно. Но, не стоит забывать, что после стоит это обсудить: «Что ты почувствовал, когда я так поступила?».
Позитивный посыл.
«Я чувствую, что ты еще не готов обсудить эту проблему, но как только это случится, я жду тебя на разговор». Повторять как мантру, пока проблема не решится.
Развернуться и уйти.
Если человек погряз в своем эгоизме и зависимостях, то уже ничего не поможет. Он слабое звено. Поэтому, лучший выход сказать ему: «Прощайте!».
Иногда стоит побороться за отношения с партнером, который проявляет манипулятивное поведение: он не умеет жить по-другому. Он не понимает, что такое искренность и открытый диалог. И его можно этому научить. Но если перед тобой эгоистичный человек, который выживает с помощью манипуляций — пора включать режим «Форреста Гампа» и бежать.
ОКР
Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.
По течению выделяют 3 формы расстройства:
- эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
- хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
- прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.
Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.
Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.
Расстройство проявляется в нескольких вариациях:
- присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
- присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
- смешанный вариант.
При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.
Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.
Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба.
Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.
Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.
Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.
Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.
Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.
Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.
Как научиться рефреймингу: упражнения
Единственный способ – это начать использовать его в реальной жизни. Чем больше вы практикуете этот метод, тем сильнее он влияет на ваш образ мыслей, а тот – на ваше поведение. Проблема, с которой вы сталкиваетесь, – это хорошая возможность попрактиковаться.
Есть несколько упражнений по рефреймингу:
- выпишите несколько негативных качеств, которыми вы обладаете, и постарайтесь взглянуть на них в новом свете, придать им другой, более позитивный смысл; например, излишняя сдержанность в эмоциях – это не черствость, а хороший самоконтроль и серьезность;
- «переверните» отношение к людям – найдите черту в другом человеке, которую вы считаете отрицательной, и превратите ее в комплимент;
- «переверните» отношение к себе – пусть другой человек скажет вам что-то негативное, а вы найдите, как можно на ходу превратить это в комплимент, это поможет вам заниматься рефреймингом, даже не задумываясь;
- вспомните ситуацию, которую вы воспринимали как катастрофу, и посмотрите на нее с высоты прожитых лет – к каким выгодам она привела.