Что такое акмеология: понятие, предмет изучения, основные идеи

Основные направления развития педагогической акмеологии

Замечание 1

На современном этапе развития педагогической акмеологии у нее не имеется единой концепции и направленности. Это обусловлено дифференцированным педагогическим опытом в плане его характера и содержания.

Можно выделить ряд направлений, по которым развивается педагогическая акмеология:

  • Акмеологческая теория индивидуальности. Она основана на том, что индивидуальность каждой личности требует ее реализации на практике. Она обязательно должна быть проявлена в профессиональной сфере деятельности, в силу ее приближенности к самобытности, истинному и универсальному состоянию личности. Индивидуальность личности необходимо развивать. Для этого нужно всесторонне раскрывать личностный потенциал. Потенциал каждой личности во всех областях достаточно огромен. Кроме того, существует большое количество способов его развития и совершенствования. Если определить пути раскрытия каждого потенциала личности, то возможно предсказать пути достижения вершин, которые строятся на основе фактов, совершенных личностью действий, поведенческих реакций и состояний.
  • Акмеологическая теория педагогического мастерства. Мастерство педагога рассматривается в качестве особого показателя совершенства его навыков и умений в определенном направлении трудовой деятельности. посредством педагогического мастерства раскрывается потенциал педагога. Оно является ступенью достижения своего «акме» в профессиональной деятельности.
  • Акмеологическая теория здоровья. Она основывается на том, что здоровье личности рассматривается в тесной взаимосвязи с ее просвещением и обучением. Биологические, психологические, физиологические показатели развития личности. Акмеологическая теория здоровья основывается на конструктивных и динамических показателях его развития, а именно: поддержание здоровья на всех уровнях – физическом, нравственном, эмоциональном, психическом, чувственном.
  • Практический инструментарий. В данном случае рассматриваются методы акмеологических разработок, построения программ развития, проведение сопровождения и консультаций по различным вопросам. Такое проектирование активно используется в индивидуальных направлениях работы, которые связываются с разработкой стратегии жизнедеятельности, поведения и профессионального совершенствования.
  • Акмеологическое сопровождение. Данные акмеологии применяются при организации разнообразных мероприятий и программ в педагогической сфере деятельности.
  • Акмеологическое консультирование. Оно проводится при индивидуальном взаимодействии с отдельным педагогом. Применяются разнообразные методики оказания помощи педагогу в достижении его профессионального роста и приходу к «акме». Специалистами акмеологии разрабатываются программы по достижению педагогического мастерства, способам формирования и практического воплощения «Я-концепции».

Составление стратегии и тактики достижения профессионального мастерства педагога требуется в современном обществе, особенно в условиях глобального развития всех его сфер, в том числе и образовательной. Для этого разрабатываются технологии самопознания, саморегуляции и самореализации акмеологической ориентации.

Профессионализм педагога рассматривается в качестве приоритетного понятия педагогической акмеологии. Профессионализм педагога отражает его способности и навыки владения несколькими видами профессиональной деятельности, а также обладающего важными, для профессиональной сферы его деятельности, личностными свойствами, помогающие своевременно разрешать профессиональные задачи и способствовать достижению целей и задач образования. Поэтому профессионализму педагога и его непрерывному развитию уделяется приоритетное место в акмеологии.

Акмеология — наука о смысле жизни

Человека всегда интересовала проблема поиска смысла жизни. Ответ на этот вопрос пытались предложить и религия, и философия и психология. Но всегда когда казалось, что ответ на этот вопрос найден, появлялась иная проблема. А как, и при каких условиях человек может достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. Сегодня на пороге третьего тысячелетия человечество вновь задается этими вопросами: в чем смысл жизни человека и человечества? Зачем мы приходим в этот мир – чтобы сделать его лучше и осмысленней или увеличить своей индивидуальной судьбой бессмыслицу окружающей жизни?

Понять это человеку помогает акмеология.

Акмеология — это наука о вершинных достижениях человека. Акмеология пытается ответить на вопросы: как активизировать себя, как добиться в жизни успеха? Как достичь акме — вершину своих возможностей? В чем заключается смысл жизни? В чем предназначение человека? Где личная истина и свой путь, и как их найти?

Акмеология изучает человека в динамике его психофизического развития, в возрастном разрезе.

Первая жизненная ступень человека — детство. В эту пору ребенок познает окружающий мир, приобретает первый социальный опыт.

Подростковый период. Время, когда происходит формирование личности.

У подростка зарождается способность к рефлексии — самопознанию. Приобретаются важнейшие качества, такие как способность к ученичеству и самостоятельность.

Юношество. Время расцвета духовных и физических сил. Период поиска своего пути, своей судьбы. Приобретаются профессиональные навыки, раскрывается творческий потенциал.

Взрослая жизнь. Это то продуктивное время, когда человек трудится, творит, мыслит. Это время важнейших достижений, наиболее значимых свершений и открытий.

И, наконец, старость. Происходит угасание сил, остается все меньше возможностей. Но это время не только одних воспоминаний о прожитой жизни, это возможность переосмыслить прожитое, переоценить сделанное.

Акмеология старается понять, в чем смысл жизни для человека.

Конечно – эта наука не может рассказать человеку, как добиться своего личного успеха, да и понимание успеха у каждого свое, но тем не менее кое-какие ответы она дать может.

Все выдающиеся люди обладают набором определенных качеств, вот они:

  • личная значимость общечеловеческих ценностей
  • увлеченность своим делом
  • креативность
  • самостоятельность
  • трудолюбие
  • упорство
  • уверенность в себе и своих целях
  • величие характера

Подведем итоги. Человеческая жизнь подобна паззлу — у всех она состоит из одинаковых кусочков, но как их сложить каждый решает сам. Можно выявить следующие опорные тезисы:

1. Все во вселенной имеет свой смысл, в том числе и жизнь отдельно взятого человека.

2. У каждого из нас есть то к чему мы идем, есть свой смысл бытия, и нередко этот смысл меняется в течении жизни.

3. Представления о смысле жизни различаются у мужчин и женщин, у детей и стариков.

4. Но есть люди, у которых смысл жизни один и он не меняется – это творческая работа, такие люди называются выдающимися.

5. У каждого человека есть свое акме, каждый может стать выдающимся.

6. Необходимый для этого качества закладываются еще в детстве, такие как интерес к познанию мира.

7. Подтолкнуть человека к свершению могут тяжелые жизненные ситуации, например война.

8. В каждом есть неисчерпаемая творческая энергия, надо лишь научиться управлять ею.

9. Жизнь полна случайностей, но все преодолимо, если твердо идти к своей цели.

И в заключение хотелось бы сказать, что главное это вера в собственные силы. Добиться можно всего, если очень в это верить и упорно идти к своей цели, к своему акме.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Новейшее состояние — синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры — это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него

ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытываютоценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Данное учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры 5 курса по профилю подготовки «Психологическое сопровождение ФК и С». Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом ГСЭ.Ф.07. (психология и педагогика) и с положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования России.

Пособие включает в себя пять основных разделов: общая психология, возрастная психология, психология труда, социальная психология и психология спорта.

Целью пособия является: ознакомить студентов с основными разделами психологической науки и помочь им в определении выбора научного направления для исследовательского поиска в курсовых и дипломных работах по дисциплине психология, а также при работе над магистерской диссертацией.

Похожие термины:

  • интегрированная научная дисциплина о закономерностях достижения личностью вершин на каждом этапе читательского развития в онтогенезе с учетом накопленного читателеведческого знания в филоген

  • новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государствен

  • в предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет во

  • Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акме

  • одно из направлений акмеологической науки, изучающей закономерности, условия и факторы, обеспечивающие высший уровень достижений человека в педагогической деятельности.

  • это область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельно

  • научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуаль

  • отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А

  • научное направление, объектом которого является человек- специалист, профессионал в динамике его саморазвития и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности и жизни. Предмет

  • (от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления; в узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.

  • определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути

  • рассматривается в системе связей «индивид», «индивидуальность», «субъект», исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего раз

  • от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных

  • представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем

  • методика развития и саморазвития читателя в рамках междисциплинарного подхода NBICS (нано, био, инфо, когнито, социо) – конвергентной теории и технологии.

  • основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирую

  • оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированн

  • заключаются в: — определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук; — систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания; — соотнесении индивидуал

  • классифицируются на: — обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; — выражающ

  • 1) (по А. А. Бодалеву) – «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Ступень зрелости человека и так

Статьи по теме свернуть ↑

Бизнес леди, сотканная из… инфантильности. Жестокий романс 

Ирина Панина

Ты — Прекрасная и Успешная. Самодостаточная. Добилась и достигла. Скорей, добилась. Престиж, почёт и слава. Построила сотрудников, усыновила мужа. Быть может, он уже и вылетел из твоего гнезда, к кому-нибудь попроще и поприземлённее, сложнее стало твоим детям, если они у тебя есть. Они обязаны в твоём… Читать дальше

9

Миссия — “Феррари” Вашего успеха 

вадим нажипов

(отрывок из книги).

Почему Феррари спросите Вы и в начале книги?

Отвечаю. Потому что сознательно проживая свою миссию:

  1. Вы быстро принимаете решения;
  2. Вы подбираете нужных людей в команду;
  3. Вы легко и эффективно управляете людьми, своими сотрудниками;
  4. У Вас много энергии;
  5. У Вас нет внутренних конфликтов… Читать дальше

5

С чего начинается старость? 

Оксана Алексеевна Колоянова

Старый человек — это целый мир, маленькая эпоха. В нём глубинные пласты прожитых лет, былых страданий и сильных чувств, воспоминаний о своём времени. Тихая покорность приближающемуся “ничто” и робкая надежда на лучшее продолжение в мире ином… Когда же наступает этот момент, в который человек про самого… Читать дальше

28

Зрелая личность с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками. Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации

Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации

Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, — все, что ведет к максимальной самореализации.

Показателем того, что индивид — зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.

Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме — это наиболее продуктивный период в жизни человека

Акмеология — это что за наука?

Слово «акмеология» пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином «акмеология» называется наука о вершинных достижениях человека.

Новая наука считается составляющей психологии развития. Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. «Отец» акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.

Где можно выучиться на акмеолога в России

Мы разобрались, что это за профессия акмеология. Теперь осталось понять, где на неё учиться?

В России существует два заведения высшего образования, в которых учащиеся могут получить данную специальность:

  • Бывшая акмеологическая академия, а теперь АКМЕ. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии;
  • Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС.

В 2016 году институт в Санкт-Петербурге лишили аккредитации. Рособрнадзор обвинил вуз в несоответствии образовательных программ государственным стандартам обучения. Принимает ли институт студентов сейчас, необходимо уточнять на его сайте.

Также обучение по акмеологии можно пройти самостоятельно — в интернете полно различных курсов. Главное — предварительно изучить программу, чтобы не стать жертвой мошенников.

Результаты и выводы.

В данном исследовании была раскрыта методология познания вершинного развития с опорой на историко-философский фундамент. Показана эвристическая роль акмеологической теории, суть которой заключена в трех аспектах:

  • расширение смыслового содержания понятия акме и обоснование специфических методов акмеологии.
  • уточнение границ понятия акме, подчеркивание ее многогранного характера, что делает акмеологию фундаментальной наукой о вершинном развитии в целом.
  • преодоление традиционного подхода в исследовании акмеологичности человека, обосновании того, что наряду с акме (предел восходящей линии развития) существует кате (предел нисходящей линии развития), а само развитие — это диалектический процесс чередования акме и кате (пиков и спадов в терминологии Б.Г. Ананьева) творческой активности личности.
  • выделение системы отношений, в которых может изучаться совершенствование человека: «человек — человек», «человек — общество», «человек — природа.

Особенность исследования — конкретность выбранных объектов, которые были определены Б.Г. Ананьевым. Анализ жизненного пути каждого из выдающихся ученых с помощью акме-биографического подхода позволил выявить следующие общие закономерности:

  • это высокая образованность, освоение лучшего отечественного и зарубежного опыта. Достижения акме каждым было обязательно связано с поддержкой значимого учителя. Также у всех складывались исключительно благоприятные, доверительные отношения в семье.
  • опора на философские основания и материалистических подход к познанию и преобразованию реальности.
  • на жизненном пути ученых четко прослеживаются две линии совершенствования: профессионального и социального развития, на каждой из которых есть свои акме (профессиональные и социальные).

Личности выдающихся людей являются в высшей степени целостными, сочетающими теорию и практику, научную и общественную деятельность. В предыстории акмеологии России можно выделить три линий, в русле которых происходило формирование представлений о достижении вершины человеком:

  • 1-я линия (философская) — представлена воззрениями В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, Я.П. Козельского.
  • 2-я линия (естественнонаучная), которая в свою очередь условно может быть разделена на две ветви:
    а) биологов и физиологов — К. Бэр, Н.А. Северцов, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Н.Н. Миклухо-Маклай, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин;
    б) врачей — Н.И. Пирогов, И.М. Балинский, И.П. Мержеевский, В.М. Бехтерев. Особое положение занимает выдающийся химик и мыслитель Д.И. Менделеев.
  • 3-я линия (психолого-педагогическая) — К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.А. Потебня.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: