Переменные экспериментального исследования и их виды. контроль переменных

Что такое научная и житейская психология

Определение

Житейская психология — это убеждения, представления, сведения о психике, понимание ее сути и принципов работы, приобретенные в повседневной жизни и объединяющие жизненный опыт конкретной личности, а также других людей.

  • ежедневная коммуникация и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встретились в жизни.

Для житейской психологии характерны следующие признаки:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Конкретность — привязка к конкретным людям, жизненным обстоятельствам, проблемам жизнедеятельности.
  2. Интуитивность — неполное понимание источника собственных знаний, особенностей их функционирования.
  3. Ограниченность знаний — размытые представления о свойствах конкретных психологических явлений, сфере их действия.
  4. Опора на наблюдения и размышления — запас знаний не подвержен научному анализу.
  5. Ограниченность в материалах — человек не сопоставляет собственные психологические знания и выводы с подобной информацией, которой обладают другие люди.

Психологический опыт приобретается не только через взаимодействие с социальным окружением, но и через литературу, творчество, которые отображают внутренний мир других людей. Житейская психология — результат восприятия личного опыта человека, но это не означает, что он подойдет другим людям. Главный прием познания в житейской психологии — метод проб и ошибок.

Каждый человек в жизни сталкивается с психологическими явлениями: потребностью поиска общего языка с людьми, воспитания детей, необходимостью понимать собственные стремления и направлять их в надлежащее русло и т. д. Некоторые люди считают, что им удается решать житейские задачи психологического характера. Житейская психология играет важную роль в повседневной жизни человека, и даже профессиональные психологи используют ее опыт в работе. Но житейская и научная психология все же разделяются и представляют собой различные отрасли знаний.

Определение

Научная психология — это доказанные психологические знания, собранные в ходе теоретического и экспериментального исследования психики.

  • научные труды и статьи;
  • экспериментальные исследования;
  • преподаватели и наставники, которые делятся теоретическим опытом.

Главные характеристики:

  1. Обобщенность — вывод о психологических феноменах и понятиях опирается на особенности их проявления у многих людей, при разных обстоятельствах, по отношению к различным проявлениям деятельности человека.
  2. Рационализм — научные сведения предельно изучены и доказаны.
  3. Неограниченность — знания доступны людям.
  4. Опора на эксперимент — психологические явления изучаются в разных условиях.
  5. Слабая ограниченность в материалах — научные познания основываются на результатах множественных экспериментов, проведенных в специальных условиях.

Примечание

В основе научной психологии лежит житейская: обратив внимание на явление, которое встречается в жизни, ученые поддают его всестороннему анализу. Научные сведения используются в жизни для решения проблемных вопросов

Таким образом, соотношение научной и житейской психологии не прямо противоположное. Они имеют множество точек соприкосновения.

Как работает

Эффект Гиффена работает только для некоторых товаров — их так и называют товарами Гиффена. К ним относят рис, макароны, хлеб и другие товары со следующими свойствами:

  • они дешёвые;
  • их нечем заменить — то есть нет еще более дешевого товара, который можно покупать вместо товара Гиффена;
  • совсем отказаться от этих товаров тоже нельзя.

Из-за сочетания этих факторов, когда товар Гиффена дорожает, потребители тратят на него больше денег, сокращая бюджет на другие покупки. Товары, от которых пришлось отказаться, тоже заменяют товарами Гиффена — в результате спрос растёт.

Чтобы было понятнее, посмотрим, как работает спрос для обычных товаров. Например, для автомобилей «Тойота». Это недешевый товар — не все могут себе его позволить. Когда цена на «Тойоты» растёт, желающих купить ее становится ещё меньше: одни выберут вместо нее «Ладу Гранту», другие купят подержанный автомобиль, а кто-то вообще откажется от машины и продолжит ездить на автобусе. Цена растёт — спрос падает.

С товарами Гиффена всё по-другому.  Например, в некоторых регионах Китая основу рациона людей составляет рис. Это дешёвый продукт, который нечем заменить и от которого нельзя отказаться — иначе придётся умереть с голода. Поэтому если в Китае случится дефицит риса и цена резко подскочит, спрос тоже вырастет.

Предположим, семья может тратить на базовые продукты — рис и мясо — 100 юаней в неделю. Они покупают 6 килограммов риса и килограмм мяса. Небогатый рацион, но жить можно.

Внезапно рис дорожает в два раза. Альтернативы ему нет, поэтому семье придется покупать его в тех же объемах. Значит, оставшихся денег будет хватать только на полкилограмма мяса.

Однако если без мяса ещё как-то можно прожить, то без риса семья будет голодать. А раз непонятно, что будет с рисом дальше, нужно сделать запас. В результате семья отказывается от мяса и тратит весь бюджет только на рис. И вместо шести килограммов в неделю теперь покупает десять — спрос растёт.

Ярче всего эффект Гиффена проявляется во времена экономической нестабильности. Тогда к экономическим факторам добавляется психологический: люди боятся, что цены взлетят до небес, и закупаются базовыми товарами впрок.

Позитивный перенос

Под данным термином подразумевают реакции проецирования чувства любви и любых ее проявлений, деривативов и предвестников. Позитивный перенос имеет место, когда пациент испытывает по отношению к своему терапевту одно из следующих чувств: нежность, любовь, влюбленность, доверие, интерес, симпатию, увлеченность, страсть, восхищение, почтение, желание или волнение. Наиболее эффективный рабочий альянс формируется, сопровождаясь неромантическими, несексуальными и мягкими формами любви.

Не менее важной формой позитивного переноса является влюбленность пациента в своего психотерапевта, что характерно для клиентов противоположного пола. Подобная любовь, возникающая в процессе психоанализа, во многом схожа с реальной

Причиной появления такого чувства во время терапии является перенос любовных переживаний из прошлого, где они были репрессированы, но проявились вновь во время работы с психотерапевтом. В своих манифестациях такая любовь более инфантильна и иррациональна, чем реальная.

Замена двух плоскостей проекций

Иногда для решения поставленной задачи требуется замена двух плоскостей проекций (рис. ниже). Пусть A’ и A» – исходные проекции точки A, находящейся в системе пл. П1, П2. Введем первую дополнительную плоскость П4 и определим новую горизонтальную проекцию A’1 точки A, как это было описано ранее.

Для осуществления второй замены плоскости проекций будем рассматривать систему пл. П2, П4 в качестве исходной. Введем новую фронтальную плоскость П5 перпендикулярно горизонтальной пл. П4. Для этого на произвольном месте чертежа проведем ось x2 = П4 ∩ П5. Из точки A’1, положение которой останется неизменным, восстановим перпендикуляр к оси x2. На нем от точки Ax2 отложим отрезок Ax2A»1 равный отрезку A»Ax1.

Проекция в психологии: примеры из жизни

Так как этот защитный механизм встречается часто, примеров вокруг нас очень много. Давайте научимся находить проекции!

Пример №1 Наталья считает, что ее муж при любом удобном случае будет ей изменять. Она патологически ревнует его к каждой мимо проходящей женщине и называет «бабником». Хотя муж ни разу не давал ей повода в себе усомниться. На самом деле, она сам не прочь завести роман на стороне, но никогда себе в этом не признается. Поэтому она ежедневно вновь и вновь возвращается к этой теме.

Пример №2 Коля в юности был влюблен в Свету. Они встречались, но потом по какой-то причине Света его бросила. Коля решил, что Света так поступила, потому что не обладала высоким уровнем интеллекта, а значит и все женщины на свете тоже не обладают. Когда он теперь знакомится с девушками, он заранее знает, что они не отличаются острым умом.

Пример №3 Екатерине 55 лет, она никогда не была замужем. Она очень любит ругать нынешнюю молодежь за распущенность. Так происходит, потому что она сама всю жизнь была лишена отношений с противоположным полом. Екатерина завидует. Однако еще больше женщина будет осуждать свою одинокую подругу, тоже оставшуюся «старой девой».

Интересные факты

Социум всегда относился с подозрением к «странным» людям, которые отличались от других. Человека, способного воспринимать мир по-другому, могут считать психически больным. Тем не менее, синестезия должна вызывать интерес, а не ужас и отвращение.

Среди интересных фактов о феномене можно отметить следующие.

Главным является то, что синестезия, с точки зрения психологии, не является расстройством или заболеванием. Это такая же особенность человеческого организма, как цвет волос или глаз. «Цветовой слух» впервые был описан в 1812 году немецким врачом Саксом.

Явлением интересовались не только психиатры, но и люди искусства. В конце XIX-начале ХХ века предпринимался ряд попыток донести смешение чувств до тех, кому эти ощущения недоступны. В 1915 году для исполнения световой партии из «Прометея» А. Скрябина был создан особенный инструмент, позволяющий одновременно слушать музыку и видеть цвета, ассоциирующиеся с тем или иным звуком.

Не существует единого мнения о том, сколько всего синестетов живёт на планете. Некоторые исследователи полагают, что феномену подвержено 4% населения Земли. Кто-то приводит цифру 0,05%.

Нужно ли быть последовательным?

Если отвечать просто: быть последовательным означает постоянно придерживаться выбранного образа действий без отклонений. Таким образом, чтобы быть последовательным необходимо иметь способность выстроить определенный набор действий ради которого и следует быть последовательным. Для этого необходимо не только терпение и воля, но и некоторый опыт, знания. Ведь когда человек только начинает чем-то заниматься, имея представления о том, что правильно, но не имея опыта, то он либо будет вынужден изменить своё отношение, либо претерпеть неудачу. То есть быть последовательным в области, в которой нет знаний или опыта невозможно.

Однако можно быть последовательным в обучении чему-либо: составить график, список литературы, количество времени, которое нужно отводить на изучение и практику.

Чтобы последовательность была правильной необходимо иметь понимание того, что правильно и неправильно, и в этом деле не следует спешить. Чем устойчивее человек придерживается выбранного направление тем сложнее его сбить. Но если, из-за нехватки опыта, он постоянно меняет направления, то это подобно расшатыванию зуба, который рано или поздно выпадет.

Быть последовательным нужно – в этом заключается сама логика достижения цели. Равномерно распределяя нагрузку в обучении и достижении целей – это важнейшее условие достижения целей, которые требуют долгосрочной перспективы. Недостаток напряжения приводит к отсутствию прогресса. А отсутствие прогресса лишает дальнейшие действия смысла в сознании человека. Когда же напряжение избыточно, то требует прилагать серьезные волевые усилия. Постоянное использование волевого ресурса создает возможность надлома, когда человек просто теряет мотивацию чего-либо достигать.

Мальчик, воспитанный как девочка

Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.

Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.

Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.

Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.

Виды

Существуют разные виды проекции в психологии:

Комплементарная — проявляется в приписывании качеств, которые полностью противоположны собственным ощущениям. Например, это может проявляется в таких фразах, как — «Я честный, щедрый, а ты лживый, жадный».
Атрибутивная — классическая проекция, при активизации которой человек начинает приписывать собственные грехи другим людям. Так он пытается сбросить чувство вины на собеседника, чтобы не испытывать его самому.
Аутистическая — человек проецирует собственные потребности во внешний мир

Из-за этого любой бедный человек будет зацикливать свое внимание на деньгах, друг, переживший предательство, искать подвох в новых знакомых.
Рациональная — проявляется при обвинения других людей после совершения собственных ошибок, проявления слабости.

Часто разные виды проекций взаимодействуют между собой. Обычно такие взаимодействия происходят у неуверенных в себе людей.

Эксперименты и исследования

Есть множество интересных экспериментов и исследований, посвященных эффекту ореола. Покажем некоторые с привязкой к разным сферам деятельности и ситуациям.

Медицина

Коллективом психологов из University of Saint Andrews (Шотландия) было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что 7 из 10 врачей, участвующих в нем, предвзято относятся к красивым пациентам. Психологи смогли доказать, что красивых людей врачи часто считают более здоровыми, чем некрасивых.

На деле такая предвзятость провоцирует то, что врачи могут опускать некоторые важные вопросы или не использовать необходимые диагностические инструменты. Следствием может стать незамеченное заболевание, например, в скрытой форме.

Бизнес

Сейчас речь пойдет не об эксперименте или об исследовании. Однако это исторический и важный в контексте рассматриваемой проблемы пример. Речь о Cisco (американская транснациональная компания, специализирующаяся на производстве и продажах сетевого оборудования). Аналитики и профессионалы, ведущие деятельность на фондовом рынке, отмечали, когда курс акций компании был высоким, что она умеет работать с потребителями и придерживаться собственных стратегий. Во время одного серьезного кризиса, с которым столкнулась Cisco, мнения аналитиков и профессионалов сразу же изменились.

Личные отношения

Есть исследование, проведенное специалистами Massachusetts Institute of Technology, которое подтверждает, что человеку достаточно нескольких долей секунды, чтобы проанализировать внешность незнакомца (незнакомки) и сделать вывод, приятным было бы общение с ним или нет.

При этом следует отметить исследование, которое провели Marcel van der Linden и его коллеги. В результате эксперимента была выяснена предвзятость людей в отношении других, обусловленная критерием «внешний вид». Суть эксперимента была в следующем: одной из двух групп испытуемых предложили посмотреть на фотографию девушки с завязанными волосами, второй – то же, но с распущенными. На обеих фотографиях девушка была одна. Члены первой группы (95%) отметили, что девушка, скорее всего, является скованной и закрытой. Члены второй группы (87%) посчитали, что она вполне открытая и почти точно добрая.

Сталкивались ли вы с предвзятостью на работе, учебе или где-либо еще?
Да. На работе. И это не очень приятно, когда начальство мыслит какими-то своими, часто субъективными категориями. 33.33%

Да, на учебе. Предвзятость преподавателей – большое зло. 33.33%

Да, в общении с противоположным полом. И это ужасно, когда от тебя ждут соответствия каким-то непонятным стандартам, а в случае несоответствия считают не таким (такой). 33.33%

Нет, мне повезло. 0%
Проголосовало: 3

Что говорят психологи о первом впечатлении?

Видите, насколько хлопотный самый процесс первого впечатления, и как много факторов, которые влияют на восприятие человеком другого человека. Именно поэтому данный эффект широко изучается наукой. Хотим привести вашему вниманию еще видения нескольких ученых.

  • О. Бодальов (советский психолог): первое впечатление о человеке зависит именно от ситуации знакомства. Если человек забежал в комнату на несколько секунд и с кем-то поссорился — впечатления останутся соответствующие (раздраженный, злой).
  • Если просто заглянул в комнату, то окружающими будет воспринято информацию по той части тела или одежды, которую было замечено. Например, если в комнату заглянула красивая внешне и хорошо одетая личность, то впечатления останутся именно положительные. И при противоположных признаках – отрицательные отклики.
  • Ученый уверен, что на все влияет внешний вид и его оформление.


Первое впечатление зависит именно от ситуации знакомства

  • Г. Келли (американский психолог). Им было доказано, что на первое впечатление влияет предварительная информация о будущем собеседнике. Эксперимент был проведен на студентах. Перед началом занятий студенты были разделены на две группы. Одной группе рассказали, что будущий незнакомый лектор отзывчивый, вежливый, добрый. А другой группе, наоборот, что он злой, невоспитанный и грубый.
  • В завершении было видно, что первое впечатление одной группы, с хорошими предварительными характеристиками о лекторе, и отразилось на их восприятии. И они увидели в новом знакомом такие положительные качества, которые были приведены перед занятием.
  • А другая группа студентов указала на противоположные качества преподавателя, а точнее такие, которые им сообщили накануне. Интересным остается тот факт, что эти две группы слушали лектора одновременно. Но их видение было совсем противоположным.


И от предварительной информации других людей

  • Р. Уилсон (австрийский психолог). На основе эксперимента доказал, что на первое впечатление влияет социальный статус будущего собеседника. Исследование было проведено также на группах студентов: первая группа получила информацию, что будущий докладчик на занятии является профессором известного университета;
  • вторая группа узнала, что он ректор известного университета;
  • третья группа, что он просто лектор;
  • четвертую группу проинформировали, что он лаборант;
  • а пятая группа думала, что он студент.

Группы студентов одновременно слушали доклад малознакомого специалиста. И по результатам выявлено, что каждая группа людей восприняла нового человека именно по сообщенным признакам. И разница первого впечатления была зависима именно от предыдущей информации.


Статус также о многом говорит Каждому приходится встречать новых людей даже в повседневной жизни. И вы можете проверить приведенные в данной статье короткие факты и признаки. Уверены, что будете удивлены, как именно описанные критерии влияют на эффект первого впечатления. Достаточно сложный процесс, который изучался и продолжает изучаться наукой, хотя на первый взгляд все достаточно просто.

Именно из-за ошибок первого восприятия довольно часто случается, что со временем человек начинает разочаровываться в своих знакомых. А это именно потому, что погрешность происходила именно на этапе первого впечатления, в первые минуты знакомства. Информация интересная, и ее нужно знать, чтобы научить себя разбираться в людях. Хоть и не с первого раза. Пусть все будет хорошо, и вас окружают только действительно хорошие знакомые!

Проекция на животных

Всем нам известны ситуации, когда кажется, что на мордочке кота или щенка будто написаны совершенно человеческие эмоции. Что интересно, разные люди в одной и той же ситуации могут приписать коту прямо противоположные чувства, которые на самом деле животное, конечно же, не испытывает. Это доказательство действия механизма проекции, когда мы персонифицируем, «очеловечиваем» разнообразные объекты живой и неживой природы. Выражения вроде «преданный пес» или «яростный ветер» не отражают качества, реально присущие описываемым объектам. Они лишь говорят о наших эмоциях, нашем восприятии их.

Кто такие синестеты?

Человек, не подверженный синестезии, не способен понять до конца всю сущность данного явления. Чтобы узнать, как чувствует окружающий мир синестет, нужно попытаться представить себе, что звуки могут иметь вкус, а тактильные ощущения бывают окрашены в различные цвета.

Не следует путать синестетов с дальтониками или другими категориями людей, имеющими искажённое восприятие действительности.

Феномен состоит в том, что человек одновременно воспринимает двумя или более органами чувств то, что окружающие способны ощутить лишь одним.

Примеры синестезии:

  • при прослушивании музыки перед вашим мысленным взором проносятся цветовые пятна, или вы ощущаете во рту вкус того или иного продукта;
  • каждая или некоторые буквы алфавита ассоциируются с тем или иным цветом, для многих синестетов буква «А» окрашена в красный.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: