Теории эмоций человека

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Он считал, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Он рассуждал примерно следующим образом: разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин потение рук при страхе, например, объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных, по мнению Ч. Дарвина, не означает их полного тождества. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что «эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным

Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности»

Концепция Дарвина была чисто биологической. Как пишет Е.П. Ильин, она «не вскрывала происхождение специфически человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека» .

-Теория Папеза: первый конкретный контур эмоций

Первая конкретная схема эмоций была разработана Папесом в 1937 году.

Папез основал свое предложение на клинических наблюдениях, проведенных у пациентов с поражениями в медиальной височной доле, и на исследованиях на животных с поврежденным гипоталамусом. По словам этого автора, как только информация о стимуле достигает таламуса, она делится на два направления (см. Рисунок 3):

1-образ мышления: Он передает сенсорную информацию о стимуле от таламуса к неокортексу.

2-способ ощущения: Он передает информацию о стимуле в гипоталамус (особенно в маммиллярные тела), где активируются моторная, нейровегетативная и эндокринная системы. Впоследствии информация будет отправлена ​​в кору, причем последняя будет двунаправленной (гипоталамус или кора).

Рисунок 3. Схема Папеза (адаптация Redolar, 2014 г.).

Что касается восприятия эмоциональных стимулов, Папез указал, что это может происходить двумя способами (см. Рисунок 3):

1-Активация пути мысли. Активация этого пути высвободит воспоминания о предыдущем опыте, в котором был засвидетельствован тот же самый стимул, информация о стимуле и предыдущие воспоминания будут отправлены в кору головного мозга, где информация будет интегрирована, и восприятие эмоционального стимула станет осознанным. так что раздражитель будет восприниматься на основе воспоминаний.

2-Активация чувства. Таким образом, двунаправленный путь от гипоталамуса до коры головного мозга будет просто активирован, без учета предыдущего опыта.

В следующее десятилетие, особенно в 1949 году, Пол Маклин расширил теорию Папеза, создав цепь Маклина. Для этого он опирался на исследования, проведенные Генрихом Клювером и Полем Бьюси на макаках-резусах, у которых были повреждены височные доли.

Маклин придавал большое значение роли гиппокампа как интегратора сенсорной и физиологической информации. Кроме того, я включаю в его схему другие области, такие как миндалевидное тело или префронтальная кора, которые связаны с лимбической системой (см. Рисунок 4).

Рисунок 4. Схема Маклина (адаптирована из Redolar, 2014 г.).

Как комментируется роль мимики в теории дифференциальных эмоций?

В этом вопросе ТДФ принимает положение теории обратной связи (Джемс, Ланге, Дарвин), согласно которой интенсивность (а у Джемса и возможность существования) субъективного эмоционального переживания зависит от объективного выражения эмоции.

Классическая теория обратной связи, (Ланге) в которой утверждается, что эмоции определяются сокращениями мышц внутренних органов и работой секреторных желез, не выдерживает критики (Кэннон), поскольку

«(а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;

(б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоционального ощущения;

(в) одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях и

(г) искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают».

Однако рассмотрение лицевых мышц в качестве таких телесных оснований эмоций удовлетворяет всем 4 пунктам критики Кэннона. В частности, лицевые мышцы хорошо дифференцированы и реагируют гораздо быстрее, чем, скажем, мышцы кишечника или желудка.

Мышцы лица связаны с субъективным переживанием посредством задних отделов гипоталамуса и коры. Импульс, запущенный с мышцы лица, проходит эти структуры и приводит к субъективному эмоциональному переживанию.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Данную теорию, независимо друг от друга, разработали У. Джеймс и К. Ланге в 1880-1890гг. Основополагающая суть теории — эмоции представляют собой следствие осознания индивидом рефлекторных физиологических перемен в организме. Она называется «Периферическая теория эмоций».

Ключевая суть заключается в том, что эмоции проявляют себя, как ответ, когда мозг реагирует на информацию, принимаемую нервной системой организма. Проще говоря, суть теории заключается в том, что эмоциональные переживания являются «продуктом» физиологических изменений.

Опираясь на данную теорию, получается, что, человек испытывает страх от того, что дрожит, а не дрожит от того, что ему стало страшно; грустит по причине того, что глаза наполнены слезами, а не плачет потому, что ему стало грустно.

Периферическая теория наследует взгляды Чарльза Дарвина, согласно которой, животные не обладают сознанием, но выражают свое состояние телесной экспрессией.

Сильные и слабые стороны теории

Сильная

Был проведен следующий эксперимент: испытуемым нужно было дать оценку показанных им карикатур и озвученных анекдотов. В то же время им нужно было держать карандаш во рту. При этом от одной группы требовалось, чтобы они держали его зубами при этом невольно демонстрируя некое подобие улыбки, а другие должны были держать губами, в результате чего выражение лица было хмурым и напряженным.

Несложно догадаться, что первая группа сочла карикатуры и анекдоты более смешными.

Слабая

Спектр телесных реакций человека ниже набора эмоциональных переживаний.

Например, слезы олицетворяют горе и печаль. Но мы также можем плакать и от радости.

Проявление эмоций определяется культурными нормами. Например, в Китае заведено сообщать вышестоящим и старшим о своем горе, с улыбкой. Таким образом преуменьшая степень своего горя и не беспокоя вышестоящее лицо.

Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

Теория основных эмоций

Термин «основные эмоции», который будет
использоваться ниже в качестве синонима аналогичного термина «основные
эмоции», также характеризуется многочисленными толкованиями. Если для
прародителей психоанализа 3. если для Фрейда и Дж. Уотсона бихевиоризмом главной
чертой «основности» была врожденная, инстинктивная природа эмоции, то
для М. Арнольда основными эмоциями являются все те реакции, которые возникают
при оценке трех аспектов стимулирующей ситуации: является ли для нас аффект
«хорошим» или «плохим», представляет ли он что-то настоящее
или нет, и сможем ли мы с этим легко справиться или избежать. Для одного из
ранних сторонников этого подхода Карла Йоргенсена основным показателем основных
или «фундаментальных» эмоций, как он их называет, является отсутствие
связи с каким-либо когнитивным содержанием.

Макдугалл связывает первичные эмоции (как простейшие и далее
не поддающиеся сопоставлению) с основными инстинктами: 1) инстинкт бегства и
эмоция страха, которые, по его мнению, служат фактором социальной дисциплины,
учат людей контролировать свои эгоистичные порывы; 2) инстинкт отвращения и
эмоция отвращения; 3) инстинкт любопытства и эмоция неожиданности; 4) инстинкт
сопереживания и эмоция гнева; 5) инстинкт самоуничтожения (или покорности) и
эмоция покорности; 6) инстинкт самостоятельности и эмоция самоуважения; 7)
родительский инстинкт и эмоция нежности.

Один из самых известных продолжателей этого направления,
Роберт Пласик, также уделяет особое внимание тому, какие эмоциональные явления
являются первичными, а какие производными, подчеркивая общие характеристики
«первичных эмоций». По словам Пласика, эмоции можно считать
первичными, если:

  1. они имеют отношение к базовой биологической
    адаптивности] процессы;
  2. могут быть найдены в той или иной форме на всех
    эволюционных уровнях;
  3. не зависят в своем определении от конкретных
    нейрофизиологических структур или частей тела
  4. не зависят от самоанализа в своем определении
    (хотя я могу его использовать);
  5. может быть определена в первую очередь
    поведенчески.

Эта модель признает роль отрицательных эмоций как
«сигналов бедствия» и оценивает дисбаланс активации, но в целом
приписывает им дезорганизующую функцию.

Наиболее подробное описание термина «базовые
эмоции» можно найти у Кэрролла Изарда (Carroll Izard), который также
определяет пять критериев для определения того, можно ли классифицировать ту
или иную конкретную эмоцию как «базовую».

  1. Основные эмоции имеют выраженные и специфические
    нервные субстраты.
  2. Основные эмоции проявляются в выразительной и
    специфической конфигурации мышечных движений лица (мимика).
  3. Основные эмоции включают в себя особый и
    специфический опыт, реализованный человеком.
  4. Основные эмоции возникли в результате
    эволюционных и биологических процессов.
  5. основные эмоции оказывают организующее и
    мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

Влияние уровня развития внимания на учебную успеваемость подростков — Внимание как психологический феномен
Психотерапия сексуальных расстройств
Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Изотерапия как метод психологической коррекции
Мотивационная сфера спортсменов-инвалидов разных нозологических групп
Воображение и внимание
Взаимосвязь тревоги и депрессии
Социально-педагогическая поддержка подвергшихся насилию детей
Влияние семейного воспитания на формирование Я-образа ребенка — Роль семьи в социализации личности
Общение как средство речевого развития дошкольников — Роль речевого общения в развитии детского языка

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

  • может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
  • может являться результатом мышления и психической реакции;
  • в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.

Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос

Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект»

Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Теория Вундта

Вильгельм Вундт, как основоположник структурализма рассматривал структурный аспект эмоций. Он полагал, что любое эмоциональное состояние имеет определенное значение в некотором измерении в зависимости от своей интенсивности.


Его теория также называется трехмерной, поскольку имеет три градации: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Некоторые состояния включают себя одно или два измерения, а более сложные – все три. Для примера, рассмотрим эмоцию гнева. Данную эмоцию можно представить, как неудовольствие + возбуждение + напряжение. Таким образом каждая эмоция состоит из определенной комбинации, которую можно сложить из вышеуказанных пар переживаний.

История изучения и исследователи

Эмоциональность зависит от темперамента, личности, настроения, мотивации. П. В. Симонов считал, что через эмоции люди переживают свое отношение к окружающей действительности.

Способность изучается давно и единство мнений до сих пор не достигнуто. Основные теории можно поделить на три классификации:

  1. В физиологических главную роль играют телесные реакции.
  2. Неврологические говорят, что эмоциональные реакции вызваны мозговой деятельностью.
  3. Когнитивные утверждают, что рефлексии играют важную роль в образовании отклика на событие.

Эволюционная теория

Автор теории эволюции Чарльз Дарвин сделал допущение, что эмоции первоначально имели адаптивную функцию и помогали спасаться от хищников, продолжать род. Ощущение, которое называют любовью и привязанностью, подталкивает искать партнеров. Из чувства страха первобытные люди либо сражались, убегали от источника опасности.

Эмоции существуют, поскольку побуждают людей мгновенно откликаться на раздражители, что повышает их шансы на массовое выживание.

Теория Джеймса-Ланге

Самый яркий пример физиологической теории принадлежит психологу Джеймсу и физиологу Ланге. Она предполагает возникновение эмоций в результате физиологических реакций на события.

Физиологическая реакция провоцируется внешними стимулами. Эмоциональная зависит от интерпретации физических реакций.

Например, если человек гуляет по лесу и видит медведя, он начинает дрожать, его сердце учащенно бьется. Теория Джеймса-Ланге предлагает, что по этим физическим реакциям будет сделан вывод об испуге (верным признается высказывание: «Я дрожу. Поэтому я боюсь»).

Согласно этой теории, индивид дрожит не потому, что напуган, а чувствует испуг, поскольку дрожит.

Труд Ланге называется периферической теорией.

Теория Кэннона-Барда

Кэннон выдвигал другую физиологическую теорию. Психолог поставил под сомнение выводы Джеймса и Ланге. По его мнению, человек может испытывать физиологические реакции, имеющие отношение к эмоциям, которых он при этом не чувствует. Например, сердцебиение может быть учащенным из-за активных занятий спортом, а не из-за страха перед опасностью.

Кэнноном выдвинуто предположение о невозможности происхождения эмоциональных реакций от физических состояний. Сталкиваясь с угрозой, человек будет ощущать страх до появления физических признаков.

Кэннон познакомил научный мир со своей теорией в 1920 году. Десятилетием позже физиолог Филипп Бард ее расширил. Согласно теории Кэннона-Барда, человек одновременно чувствует эмоции и находится под воздействием физиологических реакций. Проявлениями последних может быть повышенное потоотделение, дрожание рук или всего тела, напряжение мускулатуры.

Теория Кэннона и Барда сводится к одновременному переживанию чувств на физиологическом, психологическом уровне.

Теория Шахтера-Зингера

Известным примером когнитивных теорий выступает двухфакторная психофизиологическая теория. По ней возбуждение приводит к рефлексии, когда люди стремятся определить причину возбуждения, чтобы пережить эмоцию. Физиологический ответ возникает из стимула, а за ним следует реакция организма.

Автором стали Шахтера и Зингер. В основу их предположения легли теории Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда. Двухфакторная теория выдвигает предположения, что выводы людей о происходящем основаны на физиологических реакциях.

Критическим фактом является ситуация и когнитивная интерпретация, которую люди используют для обозначения чувств.

Одна и та же физиологическая реакция способна спровоцировать разные проявления

Студент, чье сердцебиение учащается во время важного экзамена, вероятно, чувствует беспокойство. А грибник, встретившийся в лесу лицом к лицу с медведем, интерпретирует учащенное сердцебиение как испуг

Теория когнитивной оценки

Оценочные теории предполагают, что мышление первично. Ричард Лазарь первым стал публиковать работы в этой области.

Цепочка событий начинается со стимула, затем следует мышление, приводящее к переживанию физиологического ответа. Встретив медведя в лесу, грибник способен тут же наделить ситуацию определенными характеристиками и прийти к выводу, что он в опасности. В результате страх порождает физические реакции. Увидев цветок, индивид испытает радость. Это представление имеет психоаналитический характер.

Теория об обратной связи

Теория строится на том, что мимика людей является обратной связью, выражающей переживаемые чувства. Чарльз Дарвин и Уильям Джеймс пришли к выводу о влиянии физиологических реакций на внешние проявления. Эмоции вызывают изменение лицевых мышц.

Теория эмоций П.В. Симонова

Достаточно интересная, но в то же время очень простая теория от отечественного психофизиолога, биофизика и психолога П. В. Симонова. Называется «Информационная теория эмоций». По мнению Симонова информационная теория предполагает уточнения в части биологической теории П.К. Анохина.

Различие между информационной и биологической теориями заключается в том, что важно не только располагать информацией о результате в контексте достижимость/ не достижимость, но и знать степень вероятности

Основополагающая формула теории Симонова

Её идея заключается в следующем:

Э = П * (Ис-Ин), где:

  • Э — эмоция.
  • П — актуальная потребность (её сила и качество).
  • Ис — информация о тех средствах, которыми обладает индивид в данный момент.
  • Ин — информация о тех средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности.
  • Ис-Ин — вероятность удовлетворения потребности, учитывающая приобретенный или генетический опыт.

Выводы по формуле:

Эмоции не будет, если есть потребность, но при этом человек обладает всей необходимой информацией для её удовлетворения.

Допустим, потребность скушать что-то сладенькое, побудила тебя пойти на кухню. Ты знаешь, что там тебя ждет вкусный тортик. Понятное дело, в данном случае никаких эмоций не будет. Ты просто удовлетворишь свою потребность.

Эмоция возникнет при наличии потребности


Giphy Но, если, прейдя на кухню, ты увидишь, что кто-то из домашних съел твой тортик, или наоборот, купил еще один — появится эмоция.

Роль эмоций в теории Симонова

Симонов говорил о том, что, как бы не звучало парадоксально, но благодаря эмоциям обеспечивается оценка меры незнания. Данная формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают вследствие недостаточного количества информации. Положительные же, когда информация в избытке.

Как пример: негативный осадок от отпуска вследствие того, что ожидание не совпало с реальностью. То есть были завышены ожидания, а в реальности всплыло много «подводных камней», которые изначально не учитывались.

Напрашивается вывод:

отрицательные эмоции являются следствием недостаточного количества информации, или неприятной информации (например человек боится летать. Для него неприятной информацией будут случаи авиакатастроф);

положительные эмоции возникнут в том случае, когда информации было достаточно, или когда она оказалась выше ожидаемой (например, поездка в отпуск. В данном случае неожиданные бонусы в виде улучшенного номера в отеле или дополнительных услуг, бесплатно предоставленые отелем).

Суть теории Симонова заключается в том, что в нормальных ситуациях, когда поведение человека ориентировано на те события, которые уже происходили, с учетом четко обозначенной цели и плана действий, он может достигнуть желаемого без помощи эмоций.

Но тогда, когда в ситуации много пробелов или человек столкнулся с чем-то впервые, возникает другая тактика относительно удовлетворения потребности. Эмоции будут как подсказки. Например, эмоция страха возникает в случае отсутствия сведений, необходимых для защиты. Эмоции помогают в поиске новой информации.

Разбор эмоций по формуле Симонова

П — чего Я хочу?

Ин — как Я могу этого достичь?

Ис — что Я могу для этого сделать?


Фото Vanessa Bucceri on Unsplash

Главное учитывать, что нужно не просто знать, но и стараться увеличивать свои возможности (Ис). Обрезать всю ту лишнюю информацию о допустимых препятствиях, которые могут возникнуть на пути удовлетворения потребности (Ин).

Признаки эмоционального человека

Эмоциональный индивид умеет распознавать и понимать мимику людей, использовать это понимание для управления поведением, отношениями. Он переживает события интенсивней, хотя психика отличается лабильностью. Сильные эмоции легче определить. Это свойство помогает людям эффективнее общаться.

Эмоционального человека можно определить по базовым знакам:

  • способности мыслить не поверхностно;
  • эмоциональной зрелости;
  • вниманию к деталям, частой самопроверке;
  • высокому интеллектуальному развитию;
  • необходимости во времени для принятия решений;
  • сильной реакции на неудачные решения, события;
  • умению работать в команде;
  • стрессоустойчивости;
  • эмпатии, привязанности к близким;
  • хорошим манерам, высокому уровню социализированности.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: