Формирование характера у ребенка
Ребенок в начале жизни берет правила поведения из семьи. Здесь учитываются отношения между взрослыми и между родителями и детьми. Привычную модель поведения он начинает применять в социуме. Также влияют наследственность, окружающие люди и обстоятельства.
Сакого возраста формируется характер
Характер начинает формироваться с первых дней после рождения. А согласно результатам исследования группы американских ученых, опубликованных в журнале Brain, Behavior, and Immunity, состав микробиома кишечника связан с темпераментом в раннем детстве,и, как следствие, характер начинает закладываться еще в утробе матери.
В 4-5 лет уже заметны основные задатки. В 10-12 лет характер сформирован, но корректируется на протяжении жизни.
Советы родителям как воспитать характер у ребенка
Каждый родитель ставит целью вырастить достойного человека из своего ребенка. Тренируя на своем чаде различные методики воспитания, мама и папа ждут, что малыш станет умным, покладистым, добрым и успешным.
В процессе взросления ребенок не всегда и не во всем оправдывает ожидания взрослых. Он начинает «показывать свой характер». И это не уживительно, ведь, когда родители пытаются внедрить лишь положительное в свое дитя, не все учитывают его характер и темперамент.
Ниже видео от доктора Комаровского
Темперамент заложен с рождения и не поддается корректировке, а вот характер можно воспитать, придерживаясь следующих советов:
Дети копируют своих родителей. Взрослым нужно фильтровать свои слова и поведение, подавая правильный пример.
Дети — индивиды, имеющие право выбора. Маме проще и быстрее самой накрыть на стол или обуть малыша. Но если он проявляет инициативу, нужно позволить ему сделать это самостоятельно. Пусть в начале это будет неправильно и нелепо, но ведь всему можно научиться. На десятый-двадцатый раз ребенку удастся делать некоторые вещи на ровне со взрослым. Он будет чувствовать себя значимым и самодостаточным.
Свобода должна быть умеренной. Объяснять, что такое «хорошо» и «плохо». Дети должны понимать закономерность, что за проступком следует наказание. Необходимо четко проговорить, почему сейчас они лишаются прогулки или просмотра мультфильма. Важна системность каждого из родителей. Определить, что неприемлемо в семье. Ни в коем случае речь не идет о рукоприкладстве
Физическая сила формирует жесткость и агрессию в детях.
Относиться к ребенку с теплотой и вниманием
Важно беспокоиться не только о физиологических потребностях ребенка
Нужно искренне общаться с ним как со взрослым с ранних лет. Интересоваться его предпочтениями и мыслями, страхами
Советоваться с ним, когда это уместно и прислушиваться к его мнению. Он почувствует себя отдельной личностью.
Хвалить и поощрять. Детские достижения порой для взрослых не имеют особой значимости. Однако для них крайне важно, чтобы их услышали и заметили. Особенно, когда дело касается их достижений, пусть даже маленьких. Не стоит скупиться на добрые слова похвалы. Конечно, не переусердствовать, иначе ребенок будет ждать комплименты от общества по любому поводу. Не нужно сравнивать его с другими детьми.
Большинство в становлении характера ребенка зависит от родителей. Создавая добрую и спокойную обстановку в доме, нужно подавать детям пример достойного человека.
Мнение психолога Евгении Стрелецкой
Могут ли характерные черты меняться со временем
Характерные для личности черты чаще всего остаются неизменными, поскольку их корни уходят в глубокое детство и юношеские годы. Под воздействием опыта, который переживает человек эти черты укрепляются и становятся частью не только его характера, но и самого естества.
Все же есть некоторые факторы, способные повлиять на изменение черт личностей. Среди них:
- Сильное психологическое потрясение. К причинам этого типа можно отнести негативные и позитивные события, которые происходят в жизни человека. Некоторые из них заставляют его расти духовно, менять взгляд на мир и привычные вещи. Среди таких психологических потрясений: рождение детей, смерть близкого человека, тяжелая болезнь, расставание с любимым человеком.
- Пережитый опыт. В зависимости от того, что именно переживает человек в течение своей жизни, его мировоззрение и отношение к окружающим его людям, вещам, может изменяться. Эти перемены в человеке возможны лишь в случае, если человек занимается самоанализом и приобретает мудрость.
- Изменение качества жизни, воздействие жизненных обстоятельств. Когда в жизни человека происходит что-то, что кардинально изменяет его быт, он может пересмотреть свою жизненную позицию и изменить свое отношение к ряду вещей. К таким обстоятельствам можно отнести смену работы и места жительства, тюремное заключение и другие.
- Кризис среднего возраста. Период, когда человек оценивает прожитые годы и достигнутые цели. Это может дать мотивацию и заставить заняться самоанализом.
- Финансовое благополучие. Отношение к деньгам во многом определяет то, как человек строит свою жизнь и распоряжается ею. Изменение материального состояния может изменить характерные черты личности в худшую или лучшую сторону.
- Страх смерти. Иногда к этой группе причисляют тяжелые болезни, ситуации, связанные с угрозой для жизни, фобии. Под страхом смерти человек остро осознает, что сделал правильно, а что – нет. Под влиянием этого фактора может произойти кардинальное изменение личности.
Для каждого человека катализатором изменений может стать индивидуальная причина. Чаще всего она вызывает множество эмоций, тяжелое психологическое состояние. Нередко сопровождается глубоким самоанализом.
Психологические особенности темперамента
Темперамент представляет собой необычные свойства психики, которые определяют тип личности.
К психологическим особенностям темперамента можно отнести:
- Сензитивность
- Реактивность
- Активность
- Пластичность и ригидность
- Экстраверсия, интроверсия
Сензитивность определяется самой маленькой силой внешних воздействий, которая нужна для появления определенной реакции психики. Также важна и скорость появления такой реакции.
Реактивность связана со степенью непроизвольности реакций психики. Рассматриваются те реакции, которые возникают при внутренних или внешних воздействиях. Причем такие воздействия обязательно должны быть одинаковыми. Примером такого воздействия может быть какое-либо обидно для человека слово.
Активность проявляется в интенсивности воздействия человека на окружающую среду. Речь идет о том, насколько энергично человек влияет на внешний мир. Также рассматриваются способы достижения цели, преодоление человеком различных препятствий и многое другое. Одни люди могут быть в таких ситуациях целенаправленными, серьезными, сосредоточенными и упорными. А другая часть людей не ставит перед собой никакие цели, отступает от задуманного, боится.
Пластичность и ригидность говорят о том, легко ли человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичным считается тот человек, который легко приспосабливается ко всем изменениям и внешним воздействиям. Он не теряет контроль над собой и своими поступками, не боится. Такие люди просто знают, что мир постоянно меняются. А факторы, которые действуют на них, являются лишь результатом таких изменений.
Экстраверсия, интроверсия показывает на то, от чего в большей степени зависят все реакции и действия какого-либо человека. Поступки личности могут зависеть от впечатлений, эмоций, представлений и различных мыслей. Но человек, который ориентируется на те мысли и эмоции, которые возникли прямо сейчас, является экстравертом. А личность, которая зависит от представлений и образов, которые связаны с прошлым, является интровертом.
Типы
Можно выделить несколько основных типов личности:
- Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
- Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
- Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.
Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации.
Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.
Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно. Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию. Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.
Основные психологические характеристики личности
Общее представление о партнере по общению складывается из базисных психологических характеристик его личности.
Интересы и склонности
Среди всех психологических характеристик специалисты при составлении портрета личности в первую очередь выделяют интересы и склонности индивида. Именно под влиянием интересов человека формируется его отношение к действительности. Склонности индивида составляют основу направленности и мировоззрения личности, которыми объясняются те или иные поведенческие реакции.
Интерес, являясь источником любознательности, направляет наше внимание на определенные вещи. Склонности подталкивают человека к определенным видам деятельности
Стремясь узнать что-то новое, человек движим интересом. Когда же он начинает произвольную практическую деятельность, в основе которой лежит творчество, его действия определяются склонностями.
Существуют разные подходы к классификации интересов:
- Интерес индивида может быть пассивным или активным. При пассивном интересе человеку необходим наставник, который будет направлять и корректировать его действия: рекомендовать научно-популярную литературу, подсказывать способы выполнения деятельности. При активном же интересе человек самостоятельно занимается той или иной деятельностью, читает соответствующую литературу, пробует разные техники работы. В процессе активного интереса формируется индивидуальный стиль деятельности личности.
- По направленности интересы классифицируют на духовные, социальные, политические, экономические.
- По количеству людей, проявляющих заинтересованность, интересы можно разделить на индивидуальные, общественные и групповые.
В основе возникновения интересов и склонностей человека лежат его потребности.
Если человек стремится удовлетворять только физиологические потребности, жизнь ему кажется неинтересной, монотонной. Глубокий интерес к определенному виду деятельности и устойчивые склонности наполняют жизнь человека смыслом, стимулируют его саморазвитие.
Человек может обладать широкими интересами, иметь склонности к разным видам деятельности – в этом случае говорят о широкой эрудиции и разнонаправленном развитии. Также у человека может быть ярко выраженный интерес к какой-то одной сфере деятельности – в этом случае говорят о глубоком устойчивом интересе личности. Если при этом интересы и склонности человека подчиняются его жизненной цели, не мешают добросовестно работать, их наличие расценивается как положительная социально-психологическая характеристика.
Как человеку развивать качества личности
Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.
Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.
Нужно начать с самоанализа
Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.
Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.
Общее и индивидуальное в психике человека
Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.
В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.
Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.
Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.
Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.
Гуманистические теории
Гуманистическая психология подчеркивает, что люди имеют свободную волю и что это играет активную роль в определении того, как они себя ведут. Соответственно, гуманистическая психология фокусируется на субъективном опыте людей, а не на принудительных, окончательных факторах, определяющих поведение. Авраам Маслоу и Карл Роджерс были сторонниками этой точки зрения, основанной на «феноменальной области» теории Комбса и Сныгга (1949). Роджерс и Маслоу были среди группы психологов, которые десятилетиями работали вместе над созданием « Журнала гуманистической психологии», Этот журнал был в основном ориентирован на просмотр людей в целом, а не на то, чтобы сосредоточиться исключительно на отдельных чертах и процессах внутри человека.
Роберт У. Уайт написал книгу «Аномальная личность», которая стала стандартным текстом о ненормальной психологии . Он также исследовал человеческую потребность стремиться к достижению позитивных целей, таких как компетентность и влияние, чтобы уравновесить акцент Фрейда на патологических элементах развития личности.
Маслоу проводил большую часть своего времени, изучая то, что он называл «самоактуализирующими людьми», теми, кто «выполняет себя и делает все возможное, чтобы сделать». Маслоу считает, что все, кто интересуется ростом, стремятся к самореализации (рост, счастье, удовлетворение). Многие из этих людей демонстрируют тенденцию в размерах своих личностей. Характеристики самоактуализаторов в соответствии с Маслоу включают четыре ключевых измерения:
- Осведомленность – постоянное наслаждение и страх жизни. Эти люди часто испытывали «пиковый опыт». Он определил пиковый опыт как «усиление любого опыта до такой степени, что есть потеря или трансцендентность самого себя». Пиковый опыт – это тот, в котором индивид воспринимает расширение себя и обнаруживает единство и значимость в жизни. Интенсивная концентрация на активности, в которой участвует, например, запуск марафона, может вызвать пиковый опыт.
- Реальность и проблема сосредоточены – имеют тенденцию касаться «проблем» в окружении.
- Принятие / Спонтанность – принятие окружения и то, что нельзя изменить.
- Невосприимчивое чувство юмора / демократия – не любезно шутите о других, что можно рассматривать как оскорбительное. У них есть друзья всех слоев общества и религий и очень близкие друзья
Мотивационно-потребностная сфера как основа личности
Потребности – побудительная сила деятельности личности.
- Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
- Мотив – опредмеченная потребность.
- Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.
Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.
Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:
- в эстетическом наслаждении;
- в труде;
- в общественной деятельности;
- в общении.
Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.
Развитие личностно профессиональных качеств
Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.
Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств
Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание
Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание
Главные профессиональные качества
Самыми главными качествами являются:
- умение работать одной командой с коллективом;
- быстрая обучаемость и гибкость;
- инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
- способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
- умение отстоять и аргументировать своё мнение;
- скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
- умение точно следовать должностным инструкциям;
- коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.
Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их
Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества
Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.
Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец
Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.
План
Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:
- Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
- Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
- Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
- Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
- Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.
Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.
Как проявляются и как распознать свойства личности
Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:
самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
оценка отношения индивидуума к социуму
Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.
Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.
Группирование признаков, способствующих распознанию личности:
- субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
- люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
- личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
- личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.
Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.
Психологические свойства толпы
В данном случае под толпой имеется в виду не просто скопление большого количества людей, а людей объединенных общим центром внимания, интересами и эмоциональным состоянием. Это может быть толпа футбольных болельщиков, участники митингов и демонстраций, фанаты и посетители концертов любимых исполнителей и т.д. В зависимости от вида толпе могут быть присущи разные типы эмоций: агрессия, фанатизм, героизм, самоотверженность.
Изначально толпе не свойственно наличие общих целей, это большей частью стихийное образование, которым руководят инстинкты и лидер.
Психологические особенности поведения любого человека в толпе чем-то схожи с поведением в опасной ситуации. Оно управляется в первую очередь инстинктами, а не сознанием. Только причины отличаются. В опасной ситуации инстинкт индивидуален и обусловлен скорее потребностями конкретного человека. Пребывая же в толпе, индивид становится как бы частью одного огромного биологического организма – «толпы».
По данным исследований этого феномена в разных странах, любой подвержен влиянию толпы, как только становится ее частью. И это не зависит от изначального культурного или образовательного уровня участника, его типа характера или страны проживания. Все подобные скопления людей имеют общие черты.
Основными особенностями поведения «человека толпы» являются:
- повышенная импульсивность действий;
- уменьшение вербального межличностного общения;
- склонность бессознательно подражать поведению лидеров и быстрый отклик на их команды и призывы;
- крайняя категоричность суждений и мнений;
- эмоциональная неустойчивость, зависимость настроения от окружающих: быстрое появление эмоций и переход между крайними их проявлениями (от гнева до восторга по команде);
- высокое эмоциональное возбуждение, что узнается по нервности движений, рассеянному взгляду, частых выкриках каких-то кличей или девизов;
- отсутствие способности созидать: толпа склонна в основном разрушать;
- возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций;
- склонность сбиваться в более плотные группы;
- повышенное эмоциональное и психическое напряжение провоцирует у нервнобольных членов толп припадки судороги или эпилепсии;
- хаотичная физическая активность, психомоторное возбуждение, слабый контроль координации движений, склонность выполнять однотипные движения, повышенная агрессивность;
- склонность понимать и принимать исключительно простые и примитивные решения: к сложной умственной работе и рациональным выводам «человек толпы» просто не способен.
При всем этом, когда человек пребывает в толпе, его индивидуальные черты характера стираются, он по факту сливается с толпой. Процессом руководит толпа, а ее элемент только бессознательно подчиняется, он лишается на время собственных взглядов и ценностей. Он легко и не принимая сознательного решения переходит черту своих же моральных ценностей.
Психологическая характеристика учащегося 6-го класса
Мальчик доброжелателен, эмоционален, очень импульсивен, двигательно беспокоен, иногда создается впечатление, что ребенок не контролирует свои действия и высказывания. Подвержен частым сменам настроения. Социальную дистанцию удерживает не всегда.
С незначительной помощью взрослого может самостоятельно выделять учебную задачу, строить гипотезу, прогнозировать результат, выбирать способ действия, поступать в соответствии с избранной или усвоенной инструкцией, проявляет склонность к нестандартным способам решения учебных задач. Не всегда дает адекватную оценку собственной деятельности.
Мальчик обладает широким спектром познавательных интересов и высоким учебным потенциалом. Тем не менее, учебная деятельность не является приоритетной.
Особенности развития сенсорных систем:
- ведущей системой восприятия является аудиальная;
- концентрация внимания соответствует среднему уровню;
- устойчивость и распределение внимания по нескольким признакам находится на средненизком уровне;
- объем зрительной и слухоречевой памяти находится на верхненормативной границе возрастной нормы.
Речевая сфера без особенностей.
Тип нервной системы — среднеслабый: при монотонной деятельности наблюдается утомляемость в форме пресыщения, но способен к кратковременной мобилизации. Требуется незначительное время на врабатываемость, наибольшая продуктивность соответствует первой половине и середине урока. Темп психической деятельности соответствует возрастной норме.
Эмоциональноличностная сфера характеризуется повышенной тревожностью и стремлением к самоутверждению и лидерству в группе (самооценка занижена при адекватно высоком уровне притязаний). С трудом переносит сравнение себя с другими, поэтому предпочитает индивидуальное общение с преподавателями, особенно в ситуации проверки знаний. Фасад отсутствия учебной мотивации скрывает высокий уровень тревоги, который временами может проявляться даже в отказе от деятельности в случае ожидания «провала». Особенности воспитания привели к тому, что мальчик, копируя поведение старшего брата и зачастую провоцируя взрослых на негативную оценку своих действий, невольно стремится подтвердить ее. В группе сверстников занимает положение неформального лидера.
Рекомендации для педагогов
При организации учебного процесса ребенку иногда требуется организующая и стимулирующая помощь на этапе осмысления задачи. При изучении нового или трудного учебного материала его лучше предлагать в первой половине урока. При возникновении затруднений при выполнении задания следует еще раз повторить сложный материал. При появлении признаков утомления следует сменить вид деятельности.
Для преодоления тревожности ребенку желательно предлагать те виды заданий (предоставляя возможность консультироваться с педагогом), которые предполагают, использование нестандартных методов решения и в которых мальчик может быть наиболее успешен. Давая оценку деятельности, критические замечания лучше высказывать конфиденциально и обязательно аргументировать.
Следует иметь в виду, что внешние поведенческие проявления ребенка часто не соответствуют его внутреннему душевному состоянию.
Нравственные свойства личности
На генетическом уровне в человеке закладываются программы нравственности, присущие далеким предкам. Данные свойства корректируются жизнью под влиянием таких факторов:
- семейное воспитание;
- влияние школы и дворовой компании;
- общественные и личностные отношения;
- жизненный опыт.
Каждый из аспектов подчинен определенным правилам нравственного поведения. Они формируют отношение личности к себе и другим людям. Исходя из того, какие ценности были заложены во внутренний мир, нравственные качества делят на категории: гуманистическая, националистическая, расовая, религиозно-фанатическая.
Нравственность закладывается в детстве
К положительным характеристикам относится только первая категория. В ее основе лежит уважение ко всем людям, независимо от их вероисповедания, национальности и расы.
Чувства и эмоции
Проявления индивидуально-психологических качеств личности связаны с переживанием человеком чувств и эмоций. Эти два явления взаимосвязаны, но имеют некоторые различия.
Эмоции — это специфическая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Она направлена на понимание мира и своего места в нем через познание себя. В зависимости от контекста ситуации у человека возникают эмоции, диапазон которых может варьировать от позитивного до негативного полюса.
Эмоции возникают непосредственно в момент взаимодействия с каким-либо предметом, человеком и связаны с первым впечатлением.
Чувства — более сложные конструкции, они отражают уже сложившееся представление о какой-либо ситуации, человеке, предмете, потребности. Чувства от эмоций отличаются длительностью и устойчивостью.
Виды чувств — моральные, интеллектуальные, эстетические
По содержанию выделяют чувства:
- нравственные (моральные) — в них отражается отношение индивидуума к поведению своему и других людей;
- интеллектуальные (когнитивные) — они формируются в результате умственной переработки ситуаций. В когнитивных чувствах отражается личностное отношение к собственным мыслям, к познанию, достижениям и неудачам. Любопытство, сомнения, удивление, недоумение — все эти чувства из когорты когнитивных;
- эстетические — их человек переживает на фоне восприятия природных явлений, предметов искусства и окружающего мира. К числу эстетических чувств относится переживание гармонии (дисгармонии), красоты.
Основное свойство чувств — определение вектора активности человека по отношению к объекту, который вызывает эти чувства. В них отображается стойкое обобщенное отношение к предмету, людям, явлениям. Это отношение заставляет действовать определенным образом относительно них. Например, любить — значит быть готовым к защите и бережному, нежному отношению к предмету любви.
Проявление чувств реализуется через включение воли. Волевые акты и чувства создают определенный уровень проявлений наиболее характерных для личности черт.
Психические свойства
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.
К психическим свойствам относятся:
- Темперамент;
- Характер;
- Способности;
- Направленность.
Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.
Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.
Могут ли меняться уровни и как?
Есть много классификаций развития личности, это самая основная и часто используемая. Есть ещё один уровень – просветление, но далеко не каждый подходит к этому уровню. Все процессы развития тесно привязаны к жизненным урокам, событиям, не всегда, кстати, положительным. Невозможно пропустить один этап и сразу перейти к другому, придётся всё равно наверстать упущенное, вернувшись к предыдущей стадии.
Если человек застрял на каком-либо уровне, то значит он ещё не получил необходимый урок жизни, либо получил, но не осознал его, всё придёт в своё время. Основной смысл развития от самоутверждения до заботы о близких. Возможно, из-за неусвоенного урока он вернётся на предыдущий уровень, и, возможно, на нём и останется до конца жизни.
Циата
Будь таким, каким хочешь казаться.
Сократ