Содержание субъективистского метода
Дело в том, что предмет изучения психологии — то, что обычно называют «разумом» — можно считать непосредственно источником субъективности, началом координат измерения реальности. Говоря иными словами, что изучается, может выступать началом намерения к собственно изучению
Такого не происходит в других научных дисциплинах, где возможно применение субъективистского подхода, и это является важной особенностью психологии. Из-за этого могут возникать логические парадоксы и петли, выбраться из которых часто бывает довольно проблематично
Кроме того, результаты анализа психологов-субъективистов и других психоаналитиков нередко кардинально отличаются друг от друга.
Субъективистские психологи очень любят интроспективный метод (от лат. introspecto — «смотрю внутрь»), который иногда также называют методом осознанного самонаблюдения. Интроспекция берет свое начало из работ английского философа-эмпирика Джона Локка
Суть интроспекции заключается в том, что объект изучения обращает внимание на собственные мысли, чувства и переживания
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Объективность является одной из основных характеристик научного знания, а проблемы объективности всегда относятся к наиболее трудным и неоднозначным проблемам.
В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.
Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.
Примечание
Психология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.
Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.
Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.
Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.
Где чаще всего используется?
- В экономике: в управленческой деятельности – концепция управления, в маркетинговой деятельности – маркетинга, бренда;
- В политике: концепция предвыборной кампании;
- В психологии: концепция психологии масс, личности, инстинктов социального поведения;
- В творческой деятельности: концепция картины, дизайна;
- В науке и технике: концепция современного естествознания, мира, чертежа.
Иногда можно спутать концепцию с планом. Это разные понятия: для первого характерны методика и ее обоснование, для второго – выработка конкретных действий, алгоритма, перечня намерений, в основе которых лежит концептуальная идея.
С развитием общества могут меняться концептуальные взгляды на одни и те же явления. Раньше люди думали, что Земля – плоская, и Солнце вращается вокруг нее, сейчас – она круглая и вращается вокруг своей оси.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.
- Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
- Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.
Законы гештальтпсихологии
Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.
Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.
Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.
Закон константности: все стремится к постоянству.
Закон близости тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.
Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта
Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
- Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
- Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
- Замкнутость (приобретение фигурой формы);
- Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
- Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).
Гештальт – качество
Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität) введен в психологическую науку Х.Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:
- разные тональности одной и той же мелодии,
- картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.
Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.
использованная литература
- Согласно Оксфордский словарь английского языка: Стоит также процитировать это краткое изложение данного там определения (а именно, «образование органического зародыша как нового продукта»):
- ^ Магнер, Лоис. История наук о жизни. Нью-Йорк: Марсель Деккер, Inc, 2002.
- Ридли М (2004) Эволюция, 3-е издание. Блэквелл Паблишинг, стр. 295-297.
- ^ Клара Пинто Коррейя, Яичник Евы: преформация яйцеклетки и спермы, Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1997. ISBN 0-226-66952-1
- ^ Фридман, Дэвид М. Собственный разум: культурная история пениса. Нью-Йорк: Свободная пресса, 2001
- Николя Мальбранш, De la recherche de la vérité (В поисках истины), книга I, глава VI, первая часть (1674-1675)
- Смит, Джастин Эрик. «Преформизм Лейбница: между метафизикой и биологией». Analecta Husserliana, Ежегодник феноменологических исследований. Том LXXVII. (2002) 161-192.
- Джи, Генри. Лестница Иакова: история генома человека. Нью-Йорк: W.W. Norton & Company, Inc, 2004 г.
- Ричард С. Фрэнсис (2011). «10. Морские ежи не только для того, чтобы есть». Эпигенетика: окончательная тайна наследования. Нью-Йорк и Лондон: W. W. Norton and Company. С. 119–138. ISBN 978-0-393-07005-7.
Недостатки эклектики
Негативная сторона эклектики может стать очень актуальной в разы. Это зависит в основном от уровень сложности в интеграции.
1. Сложность совмещения руководящих принципов
Интеграция различных точек зрения сложна с концептуальной точки зрения, в том числе потому, что она требует очень глубокого знания соответствующих ориентаций и методов, если вы хотите создать модель должным образом. Эта трудность особенно примечательно в теоретической эклектике.
2. Это может вызвать путаницу
Даже если объяснительная способность эклектических моделей и вмешательств обычно больше, чем у классических, их может быть трудно передать экспертам, которые не владеют какой-либо из указанных ориентаций. Кроме того, иногда интегративные модели предлагают излишне сложные объяснения.
3. Сложно оценить вмешательства
С точки зрения исследований, эклектических вмешательств их сложнее оценить, чем просто. В частности, очень трудно отделить терапевтический вклад от каждой из использованных ориентаций или методов..
Точки зрения и мнения о теологической идее
У теории есть достоинства и недостатки. Они помогают понять, что защищает наука. Основной тезис – «вся власть от Бога», – оспаривается. Какие плюсы и минусы можно выделить.
Минусы:
- нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
- все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
- отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.
Плюсы:
- монорелигия и государство появляются одновременно;
- теория направлена на укрепление порядка в обществе;
- объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
- является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
- представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.
Теологическая теория продолжает находить свое место в современном мироустройстве. Официально признана в Ватикане, распространена в Иране, Саудовской Аравии.
Что мы узнали?
Мы познакомились с основными положениями теологической теории происхождения государства, ее сути и отличия от других позиций ученых. Изучили кратко идеи основоположников теории. Выяснили, что по теологической идеологии государство – это продукт, созданный силами, неподвластными человеку, – Богом. У теории есть свои положительные моменты, но есть и минусы.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Личность в бихевиоризме
Одно из главных заблуждений состоит в том, что якобы поведенческая психология отрицает существование человеческого сознания и выступает против изучения мысли.
Но это неправда: хотя Уотсон (основатель бихевиоризма) возражал против изучения внутренних психологических явлений, Скиннер (безусловно, самый известный бихевиорист) утверждал, что их можно изучать и исследовать. Просто, по мнению Скиннера, за этими внутренними процессами слишком сложно наблюдать, поэтому он не брал их в расчет в своих исследованиях.
Скиннер предполагал, что люди не могут контролировать свое поведение. Он утверждал, что поведение зависит только от окружающей среды.
Скиннер явно выступал за детерминизм и отказывался приписывать достижения людей их качествам или психическим процессам (хотя и признавал их), таким как мотивация, мышление, постановка целей и т.д.
Сам Скиннер о себе в своей биографии, опубликованной в 1983 году, пишет: «Насколько я знаю, мое поведение в каждый момент времени было не более чем результатом моего генетического фона, личной истории и условий окружающей среды”.
Обусловливаемость человека
После изучения работ Павлова Дж. Б. Уотсон пришел к выводу, что исследования обусловловливаемости животных дают ключ к изучению поведения человека.
Идея Уотсона, как и всей поведенческой психологии, заключается в том, что условные рефлексы являются основой поведения человека во всех жизненных ситуациях.
Примеры человеческой обусловливаемости
Чтобы подтвердить свою гипотезу, Уотсон вместе с Р. Рейнер в 1920 году провели один из самых неэтичных экспериментов за всю историю психологии (подробности – тут). Исследователи пытались внушить 11-месячному ребенку по имени Альберт страх перед крысами.
Делали исследования: до эксперимента Альберт был довольно спокойным ребенком. В начале Уотсон и Рейнер дали ему белую крысу, с которой можно было поиграть. Альберт выглядел восхищенным и не проявлял никакого страха.
Убедившись, что маленький Альберт не боялся крыс, исследователи стали издавать громкие звуки каждый раз, когда давали крысу ребенку. Удивленный Альберт начинал плакать в такие моменты.
Затем Альберт стал плакать и дрожать даже при виде крысы. Таким образом крыса, которая была нейтральным стимулом, стала условным стимулом, вызывающим страх.
Кроме того, страх перед белой крысой распространился на другие мохнатые и белые объекты, такие как белые кролики, борода Санты, хлопок и т.д.
Как нельзя реагировать на критику
«Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
«Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение
Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
«Меня критикуют. Надо срочно ответить»
Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
«Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
«Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку — это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
«Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
«Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
«Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
«Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.
Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.
Как соотносятся теория эволюции и слова Библии
К концу XIX в., несмотря на предостережения, которые не раз высказывали святые отцы по поводу рассуждений о Писании «из своего ума», появляются рационалистические толкования, имеющие целью согласовать распространившуюся тогда теорию эволюции и слова Библии.
Как многие столетия назад, начинаются попытки увидеть Книгу Бытия как набор аллегорий. При этом христианские эволюционисты, по сути, не пытаются понять Слово Божие, а приспосабливают его под общепринятые теории. Например:
- с точки зрения знаний, которые имеют астрономия, физика, биология, трактуется сотворение неба, земли, растений, животных;
- дни творения аллегорически толкуются как длительные периоды времени, что позволяет согласовать представления ученых о возникновении мира около 1.5 млрд. лет назад, человека – около 40000 с временем, которое определено Писанием и Преданием;
- создание человека рассматривается в рамках так называемого антропного принципа; согласно наиболее распространенной его версии, все творение гармонично «спроектировано» Создателем ради создания его венца – человека.
Гипотеза или истина?
Среди богословов-эволюционистов большинство представляют католицизм и протестантизм. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них:
- П. Тейяр де Шарден, католический исследователь, монах;
- Б.Уарфайлд, принадлежащий к пресвитерианству;
- Б. Грэм, известный баптистский проповедник.
В 1950 г. Папа Пий XII разрешил исследователям, принадлежащим к католичеству, изучать эволюционную теорию. Его энциклика именует ее «гипотезой».
22
Октября
1996 года
В выступлении папы Иоанна Павла II (недавно канонизирован католической церковью) в Папской академии наук было сказано о необходимости пересмотра понимания библейских текстов согласно эволюционизму.
В православии пока нет официальной позиции по этому поводу. Однако к сторонникам подхода, близкого к концепциям католических и протестантских богословов в разной степени принадлежат десятки богословов, среди которых
- прот. В.В.Зеньковский, автор множества трудов по истории Церкви и христианской философии (1991-1962 гг.);
- прот. Глеб Каледа (1921-1994 гг.);
- прот. Александр Мень (1935-1990 гг.), изложивший «эволюционную» концепцию творения в 1 томе своей «Истории религии»;
- прот. Серафим Слободской (1912-1971 гг.); в учебном пособии «Закон Божий», одном из наиболее распространенных сейчас, он пишет, что «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом».
На расхождение толкований Библии богословами-эволюционистами, практически не опирающимися на Священное Предание, с позицией святых отцов многие обращали внимание еще при зарождении христианского эволюционизма. Об этом пишет, например, Валаамский подвижник середины XX в. схиигумен Иоанн:
Критика
У гештальтпсихологии много представителей и последователей, но не все специалисты положительно относятся к этому направлению. За все время существования школу неоднократно критиковали.
Некоторые авторы указывали на то, гештальтпсихологи много времени уделяют теоретическим обоснованиям и мало проводят экспериментов. Кто-то считает работы нового течения не такими значимыми, особенно по сравнению с бихевиоризмом.
Сомнениям подвергается и существование инсайтов. Другим психологам не удалось повторить опыты Келлера, поэтому они не разделили его идей. Особенно ярко критиковал гештальтистов И.Павлов. Он негативно отзывался о теории изучать нечто целое целым, так как, по мнению российского физиолога, нужно все разделять на части.
Интересно. Павлов приводил простой пример. Чтобы понять работу машины, нужно разобрать ее на детали, изучить ее строение. Физиолог полагал, что именно так можно познать особенности работы психики.
Гештальт может характеризоваться с разных сторон. В направлении множество противоречий, это признают сами последователи. Из-за того, что школа не так хорошо представлена в России, есть множество мошенников, которые, прочитав 2-3 книги, начинают вести прием клиентов.
В то же время гештальтпсихология остается одним из самых популярных направлений в психологии. Школа активно развивается и не останавливается на достигнутом. В России ее представители тоже понемногу появляются, они проводят консультации и обучение специалистов.
Гештальтпсихология – это в психологии сравнительно новое течение. Поэтому не стоит требовать идеальной теоретической и практической базы от школы. Новые последователи течения продолжают ставить эксперименты, выдвигать теории и писать научные труды.
С помощью гештальтпсихологии можно решить давние проблемы, особенно внутреннего плана. Человек получит техники, которые можно будет применять самостоятельно в минуты тревоги и беспокойства.
Примеры конструктивной критики
Как просто высказать свое мнение под действием эмоций… Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.
«О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»
Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:
«Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».
«Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».
После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:
«Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»
Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:
«Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».
Фабулизм
Понятно, что атеизм не предполагает a priori никакой истины, стоящей за библейским текстом. Большинство современных атеистов рассматривают Книгу Бытия как собрание мифов, в том числе космогонических, отражающих представления древних евреев о происхождении и устройстве Вселенной и неизбежно фантастических, то есть имеющих мало общего с той картиной действительности, которая раскрывается в научном познании.
Вместе с тем представление о том, что библейское повествование о сотворении мира не содержит в себе исторической истины, существует и в современном христианстве. Концепция эта может быть названа «фабулизмом» (от лат. fabula — басня, сказка), ибо она рассматривает Шестоднев как своего рода нравоучительную басню.
Своими корнями фабулизм восходит к представлению о принципиальной разнородности научного и религиозного отношения к миру, которое было сформулировано еще в 1920-е годы православным философом С.Л. Франком . Согласно Франку, религия и наука не нуждаются во взаимном согласовании, поскольку они не имеют друг с другом ничего общего, их «предметы рассмотрения» совершенно различны и, образно говоря, нигде не пересекаются. В настоящее время эта идея применительно к толкованию Книги Бытия развивается в основном католическими богословами5, хотя мне доводилось слышать подобное мнение и от людей, исповедующих православие.
Сторонники фабулизма утверждают, что в намерения Бытописателя не входило сообщать читателям какие-либо сведения из истории Земли и происхождения жизни на ней (точно так же, например, как И.А. Крылов не утверждал, что события, описанные им в басне «Ворона и Лисица», действительно имели место в истории) и, таким образом, единственный смысл Шестоднева — нравоучительный: из библейского повествования читатели должны усвоить лишь то, что все видимое ими есть Божие творение, и прославлять Бога за это творческое деяние.
Можно заметить, однако, что подобное «внеисторическое» толкование Книги Бытия не соответствует православной традиции. Бог открывает Себя в истории — таков один из очевидных принципов православного богословия, который естественно порождает концепцию «Священной истории» как области знания, подлежащей ведению и религии, и науки (поскольку история есть наука). С XIX века Священная история рассматривается как обязательная составная часть систематического православного богословского образования всех уровней — от школьных учебников по Закону Божию до курсов, читаемых в духовных академиях. Книга Бытия в рамках традиции православной экзегетики всегда рассматривалась как книга, написанная в жанре исторической хроники (а отнюдь не басни), то есть излагающая Откровение, преподанное нам через события, которые действительно имели место в истории. И если основная ее часть касается истории человечества, то первая глава имеет общий предмет с «естественной историей», порождая необходимость сопоставления с истинами, добытыми науками естественно-исторического цикла: космологией, геологией, палеонтологией.
Принцип Здесь и сейчас
Основная идея психологического направления – сделать клиента целостным. В начале терапии он чувствует себя раздвоенным. Ему не нравится то, кем он стал, но и измениться у него нет сил.
Задача гештальтпсихологии – показать человеку, какой он есть, и помочь принять это
Основа терапии – это столкновение со своими страхами, неприятными чертами личности, комплексами. Такие испытания дают почву для качественных перемен. В процессе развития индивиду приходится сталкиваться с болезненными переживаниями. От них нельзя убежать, так как они все равно будут сопровождать его всю жизнь.
Понятие «гештальт» в психологии означает нечто целостное. Поэтому нельзя взять и отказаться от части своей личности, даже если это плохие черты характера. Человек не должен считать себя плохим только на основе того, что у него неидеальный характер.
Проживание конкретного момента здесь и сейчас вызывает ощущение новизны. Оно дает общие представления об ощущениях, мыслях, чувствах. Этот материал позволяет перерождаться и меняться внутренне.