Значение фразеологизма
Фразеологический оборот «козёл отпущения» обычно произносится в адрес человека, наказанного за проступок, которого не совершал.
Обвиняя несчастного без суда и следствия, его делают крайним, в то время как настоящий виновник остаётся безнаказанным.
Когда раздражённая жена, вернувшись с работы, где её весь день нервировали и упрекали, принимается ворчать на мужа, тот с полным правом может сказать: «Прекрати ругаться! Нашла козла отпущения…»
На политической арене жертвенным животным чаще всего становится народ.
Сильные мира сего решают вопросы собственной крутизны, развязывают войны, возводят пирамиды и дворцы – и всё это за счёт простых безымянных человечков.
Если что, мы сами выбрали свой исторический путь, а значит, заслужили то, что заслужили.
Козел отпущения как контейнер в семейной системе
Козел отпущения в семье – является контейнером для непроработанного психического материала остальных членов семьи. На козла отпущения члены семьи проецируют свои теневые качества. То есть, те качества, которые они не хотят видеть и не хотят признавать в самих себе. Можно сказать, что козел отпущения является главным «экраном» для негативных проекций остальных членов системы.
Выражение «козел отпущения» пошло от древнего ритуала – когда люди, желая избавиться от свои грехов, все эти грехи как бы возлагали на двух козлов. Которых затем приносили в жертву – одного из них убивали, а второго изгоняли в пустыню. Это был крайне жестокий и довольно безумный ритуал.
Но по сути практически тоже самое в метафорическом смысле и происходит в семьях, где есть кто-то в роли «козла отпущения». Один человек как будто становится носителем грехов (то есть теневых качеств) всех остальных членов семейной системы. И для того, чтобы все остальные были свободны от своих грехов, эти грехи перекладывают на кого-то одного, кто один будет отдуваться за всех и нести на себе то бремя, которое по сути принадлежит не ему.
Также козел отпущения в семье является «контейнером», вместилищем для тех чувств и переживаний, которые не могут выдерживать и перерабатывать остальные члены семьи. Они посредством защитного механизма «проективная идентификация» бессознательно погружают эти чувства в психику «козла отпущения». И козел отпущения начинает переживать все эти чувства, как свои. Не осознавая, что большая часть этих чувств на самом деле не его. Это же бессознательные механизмы, и никто ему не говорит, что на самом деле происходит. Ведь никто этого не осознает.
Также козел отпущения обязательно является носителем коллективной вины. Того чувства вины, которое на самом деле тоже принадлежит членам его семьи. Все считают виноватым во всем именно его – и таким образом, они погружают это чувства в того члена семьи, который находится в роли козла отпущения.
И для того, чтобы этот кто-то, находящийся в роли «козла отпущения», мог справиться с функцией контейнера для психического материала остальных членов семьи – этот кто-то должен обладать более зрелой психикой, чем у остальных.
Недостаточно зрелая психика не способна выдерживать свою плохость, чувство вины и стыд, свое несовершенство, не способна выдерживать трудные негативные чувства. Например, психика младенца до определенного погружает все свои «плохие» чувства в мать, чтобы ее психика эти чувства перерабатывала вместо него.
И если «плохие» чувства и «плохие» качества в семейной системе носит в самом себе только один член семьи, а остальные как будто бы все хорошие – то это не значит, что этот единственный член семьи самый плохой. А это значит, что он единственный из своей семьи, кто способен выдерживать эти чувства и эти качества. И так как остальные члены семейной системы к этому не способны, то эту функцию вынужден бессознательно взять на себя тот единственный член семьи, у которого есть такая способность.
Фазы колебания настроений в группе
Когда группа живёт вместе, бок о бок, да ещё и пытается достичь неких результатов, она проходит фазы цикла или «фазы колебания настроений в группе». Циклы повторяются до бесконечности, пока не распадётся группа. Каждый такой цикл состоит из следующих фаз:
Фаза настроения в группе первая. «Ношение масок»
Это когда группа ещё не включилась в настоящую групповую жизнь и в групповую работу. Назовём эту фазу настроений в группе «конфетно-букетный период». Здесь все, кто хочет казаться — кажутся, и им верят, потому что сами озабочены тем, чтобы казаться… Кажутся — Милыми, Добрыми, Умными, Осведомлёнными, Интеллигентными, Сильными, Бесстрашными, Сексапильными, Принципиально-Честными… какими угодно.
Фаза настроения в группе вторая. Фаза агрессии
Как только человек или группа начинают заниматься совместной деятельностю или деятельностью вообще, первое, с чем они сталкиваются, это с «сопротивлением материала». «Так было хорошо, когда мы планировали, но вот мы вышли на улицу (взяли в руки карандаш) и…
У НАС НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!»
Человек, который что-то делает, неизбежно сталкивается с разочарованием (на первых порах).
И это порождает агрессию, которую обязательно нужно выплеснуть, выразить, не копить в себе, иначе будет ещё большая беда — плохо осознаваемая, но сильная депрессия, преступления, распад группы.
И вот когда бурлящая агрессия ищет себе слабое звено в группе, чтобы вылиться на него и закрепить его в качестве «той ёмкости, куда агрессию будут сливать теперь всё время и по любому поводу»,
НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ЛИДЕР.
Что обязан сделать Лидер? Он должен принять удар на себя. И пусть лидер не боится направлять в свою сторону поток групповой агрессии, его лидерская харизма — выдержит, он сделан из прочного материала. А вот если этот поток будет направлен на обычного человека, то этот поток агрессии сделает из обычного человека «Козла отпущения», причём надолго. С этим сформированным «нервно-мускульным гримом» ему потом ещё ходить долгие годы, поминая недобрым словом и ту группу, и того «лидера», которые подарили ему этот «нервно-мускульный грим»…
Настоящий лидер (грамотный) сделает так, чтобы группа периодически переносила на него самого ответственность за своё разочарование…
Он тот — кто умеет правильно работать с агрессией.
Эта замечательная агрессия
Карл Роджерс, великий корифей практической психологии ипсихотерапии считал, что выражение эмоций — это очень хорошо, это признак того, что пациент скорее жив.
И ему принадлежит наблюдение о том, что выражение отрицательных чувств — это самое первое выражение чувств возникающих в группе.
И если после выражения этих негативных чувств, катастрофы не происходит, то группа начинает восприниматься как дом родной, как своя, сплачивается и в ней становится комфортно жить, а значит — делать совместную деятельность.
Периодически любая группа должна проходить через фазу прямой, открытой конфронтации со своим лидером. В эти моменты лидер должен всеми способами — поддерживать эту конфронтацию.
Именно после таких уроков группа понимает, что иметь «дурные мысли» — не пагубно и не стыдно. Понимает, что агрессия — это хорошо и конструктивно, что у них есть такой человек (их любимый лидер), который способен агрессию принять, понять, разъяснить и затем — утилизировать.
Для того, чтобы дать возможность группе направить поток своей агрессии прямо на лидера, лидер используетпровоцирующее поведение. Существует два самых простых и распространённых типов этого провоцирующего поведения:
- излишне авторитарное руководство (запреты, прерывания, критика),
- наоборот, всякое отсутствие руководства (Отец, на кого ты нас покинул?)
Если Лидер этого не сделает — он породит:
а) козла отпущения в своей группе,
б) а также — невезунчиков, любимчиков, шутов и отшельников, которые будут утрировать своё поведение и уродовать тем самым свои лица и души.
Но предположим, что мы имеем дело с уверенным в себе лидером, цель которого — не самоутверждаться за счёт слабой и жалкой группы, а побуждать свою уважаемую группу к хорошим, годным действиям, нацеленным на вменяемый результат, и попутно придавать своей группе отвагу, которая останется с ними навсегда…
Тогда успешно завершённая вторая фаза (работы с агрессией), плавно перетечёт в третью фазу
Фаза настроения в группе третья. Фаза сплочения
и целенаправленной деятельности, нацеленной на позитивный результат.
И неважно, какой целенаправленной деятельностью занимается группа — обносит яблони в чужих садах или хочет стать самыми крутыми девчонками в школе…
И то, и другое, и ещё сто дел — можно делать грамотно, то есть, не принося вреда тем, кто находится снаружи группы и не не деформируя тех, кто у группы внутри.
Опасные признаки прессинга со стороны коллег
Как отличить моббинг от стандартной напряженной рабочей обстановки?
Необоснованная критика. Что бы ты ни делала, получаешь лишь одни замечания от коллег — как рядовых, так и тех, кто занимает должность чуть выше твоей. Они тобой всегда недовольны, придираются ко всему. Даже если ты все выполнила безупречно, они отыщут недостатки или «повесят» на тебя ответственность за чужие дела и огрехи. И непременно доложат об этом руководству.
Слухи и сплетни. Ты стала предметом для обсуждения. Фантазия твоих преследователей безгранична: о тебе распространяют отнюдь не добрые сказки, и нередко эти истории выходят далеко за рамки приличия.
Изоляция. Коллеги тебя игнорируют: замолкают при твоем появлении, не отвечают на вопросы, не здороваются, не зовут на обед и совместные мероприятия.
Утаивание информации. Тебе не сообщают важную для работы информацию или озвучивают заведомо ложную.
Высмеивание. Ты — любимый объект для шуточек. Про тебя сочиняют анекдоты и мемы, подкалывают как в тесном «дружеском» коллективе, так и в присутствии начальства и важных клиентов.
Порча имущества. Коллеги исподтишка, а порой и открыто портят личные вещи или те, за которые ты несешь ответственность.
Лидер и жертва
Так вот, в этой статье мы поговорим о двух групповых ролях — Лидера и Жертвы.
Как Вы, наверное, поняли из перечисленных выше конституирующих признаков Жертвы, ею может стать… КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ…
Ведь каждый из нас:
- чем-то отличается от остальной группы (и группа может в один момент посчитать, что отличается — СИЛЬНО);
- каждый из нас — не «гений Леонардо да Винчи» и может вовсе не обладать всем спектром ценимых группой достоинств, навыков, умений;
- каждый из нас может в чём-то
отставать от группы или даже отставать от группы во всём, в определённые периоды жизни
.
Жертвами могут стать именно рядовые члены группы. Эксперт защищён своим умением. Оппозиционер — такой же сильный, как и лидер, если не сильнее.
Для того, чтобы не стать этой Жертвой, рядовые члены группы выдумывают себе яркие, отвлекающие внимание «подроли» или «подтипы», которые помогают им не скатиться в роль Козла Отпущения. Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:
Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:
-
Групповая роль «Невезунчик»
или
«Мученик»
. Это человек, который рассказывает «ужасы» о своей жизни, потому что именно с ним и с его друзьями и родственниками случается всё самое страшное и нетипичное, что только случается с людьми. Он играет в группе роль «телевизора», по которому всё время «крутят» интересненькие передачи в жанре «чернуха». Кто ж откажется от такого развлечения? Поэтому «Мученика» берегут. -
Групповая роль «Любимчик»
или
«Лапочка»
. Он играет роль «белого пушистого котёнка», который живёт в группе на правах домашнего любимца, имеет своё блюдечко с молоком и просто радует группу собой… Не всем дана такая харизма, не каждый может аутентично играть роль «ласкового дитятки», поэтому убежище «Любимчика» доступно не всем. -
Групповая роль «Шут»
. (с ролью шута, надеюсь, — всё понятно). -
Групповая роль «Отшельник»
. Это весьма странная и загадочная роль, которую мы не будем обсуждать в этой статье. Скажу только, что групповая роль «Отшельник» сродни деревенскому «колдуну» или «ведьме». Он должен быть харизматичен, внушать почтение/уважение, а также — страх и желание держаться от него на определённой дистанции.
Психологи утверждают, что данные способы психологической «защиты» очень вредны, когда они прирастают к человеку как маска, посаженная на клей…
Инстинктивно боясь стать «Козлом отпущения», рядовые члены группы начинают сначала по чуть-чуть утрировать найденные ими спасительные образы. А потом утрирование и переигрывание становится нормой…
Что же хорошего в том, чтобы педалировать в себе Невезунчика, с которым никогда не случается ничего хорошего, зачем педалировать в себе ничего не соображающего и не умеющего Лапочку, или Шута или Отшельника, который всё время должен держать мину загадочности на лице и отпугивать от себя народ?
Что может (и должен!) делать Лидер?
Если Лидер хочет, чтобы в его группе царила здоровая психологическая атмосфера, он должен быть лидером — грамотным, владеть искусством межличностного взаимодействия.
Лидер обязан знать: в его силах сделать так, чтобы в его группе не возникло вообще козла отпущения! Это — возможно, и делается это просто.
Давайте зададим себе такой вопрос: «А для чего вообще группе «нужен» козёл Отпущения?
»
Для того, чтобы получить простой ответ, проясняющий этот вечный вопрос, мы должны познакомиться с фазами эмоциональной жизни группы. Вперёд!
Сценарий по типу Золушки
Золушка была и вашей самой любимой сказкой тоже? Это не случайно. Что привлекает в ней всех без исключения? Конечно, же торжество справедливости. Зло наказано. Добро ликует. Сиротка Золушка очаровала принца и выходит за него замуж, а злым сестрицам, по версии Братьев Гримм, голуби выклевали глаза.
Этот сценарий весьма популярен в народе среди женщин, его пропагандируют фильмы. Назову лишь самые известные: конечно, незабываемая «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, «Дневник Бриджит Джонс» с Рене Зельвегер. Из отечественных картин «Глянец» с Юлией Высоцкой. А сама актриса, исполнительница главной роли, блестяще демонстрирует в жизни воплощение такой судьбы.
Вам может быть интересно:
- Библейская энциклопедия – Козел для отпущения – архимандрит Никифор (Бажанов)
- Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XI – Клавдия, св. мученица римская – профессор Александр Павлович Лопухин
- Письма – 455. Смиряйся и никого не осуждай – преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)
- Душеполезные поучения – ОПЫТ – преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
- Письма к разным лицам – Письмо 322 (331). Без надписи – святитель Василий Великий
- Толкование на пророка Иону – Глава 3 – блаженный Феодорит Кирский
- Церковная история – митрополит Питирим (Нечаев)
- Светские архиерейские чиновники в древней Руси – профессор Николай Фёдорович Каптерев
- Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иов, первый Патриарх Российский – митрополит Евгений (Болховитинов)
- Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Согласие – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Что получается наяву?
Золушка так и остается Золушкой, даже когда она замужем за принцем. Ведь тот принц, на которого она претендует, также выбирает ее как функцию – из-за красивой внешности. Он, как помните, выбирал её по размеру туфли, пользуясь неким стандартом, под который должна подходить невеста принца.
Вот как об этом говорится в сказке:
«прошло несколько дней — и принц объявил по всему королевству, что он женится на девушке, которой придётся по ноге хрустальная туфелька».
Вам что-нибудь это напоминает? Пресловутые параметры 90-60-90, конкурсы красоты, пластические операции — все из этой же серии.
Вам до сих пор хочется походить на эту героиню? Возможно вы себя в ней узнали, и возник вопрос, что с этим делать? Здесь всегда важно учитывать контекст воспитания и получения эмоциональной травмы. Лучше всего разбираться индивидуально. Для кого-то одна ситуация являлась крайне травмирующей, а кто-то смог в ней жить, получить опыт и хорошо адаптироваться во взрослой жизни
Для кого-то одна ситуация являлась крайне травмирующей, а кто-то смог в ней жить, получить опыт и хорошо адаптироваться во взрослой жизни.
Потенциал Золушки очевиден, но учитывая условия воспитания, девушке практически невозможно его раскрыть. Если в душе постоянно превалирует Плохая мать, то это Замарашка. Когда есть поддерживающее начало – Крестная Фея — то Золушка из Замарашки превращается в Принцессу. Именно это животворящее начало необходимо в себе находить, даже самый малюсенький росток и культивировать его, давать именно ему возможности роста. Тогда закончится это добровольное рабство. Тогда Золушка превратится в Фею, сильную, творящую чудо в своей жизни, помогающая другим.
Козел отпущения. Так мы говорим о том, на кого возлагают чужую вину или ответственность.
Но почему «козел»? И что значит «отпущения»?
Выражение это взято из Ветхого завета. В нем описан обряд, который иудеи совершали во время праздника Йом-Киппур, что в переводе означает «День искупления». Иногда это название переводят также как «Судный день».
В Йом-Киппур иудеи приводили в Иерусалимский храм жертвенных животных: овна, тельца и двух козлов одинаковой масти. Первосвященник по жребию выбирал одного из козлов и символически возлагал на него грехи всего народа. После этого козла уводили в пустыню.
Однако этот обряд никогда не считался волшебным средством избавления от грехов, но лишь символом глубокого раскаяния людей.
Говорят, что в древности, в Иерусалимском храме Божественное присутствие было особенно ощутимо и выражалось в чудесах, одно из которых было как раз связано с козлом отпущения. После того, как на козла возлагались грехи народа, к его рогам привязывали кусок красной шерсти. Когда животное выводили из ворот храмового двора, то один из священников отрезал половину от этого куска и вешал ее над воротами. Если раскаяние народа было истинным, то, висящий над воротами кусок, становился белым. Лишь тогда все понимали, что День Искупления состоялся не зря, и люди не просто исполнили ритуал, но нашли в себе силы, чтобы измениться к лучшему.
Как видим, одного лишь козла отпущения – никогда не было достаточно для решения всех проблем. Так стоит ли искать таких «козлов отпущения» в нашей сегодняшней жизни? Быть может лучше разобраться с самими собой и жизнь наша станет значительно лучше?
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Небольшой список фильмов
- «Дело Ричарда Джуэлла»
- «По долгу службы»
- «Гарри Поттер и Тайная комната»
- «Игра без правил»
- «Козёл отпущения» (2012)
- «Хранительницы» (2017)
- «Общество мёртвых поэтов»
Всегда помни, что жизнь у тебя одна, а время – самый ценный ресурс. И нельзя тратить этот ресурс на абьюзы, токсичность и саморазрушение. Только счастье, гармония и возможность жить ярко стоят твоего безраздельного внимания. Принимай на себя только те роли, которые не будут заставлять тебя обесценивать себя и терять самоуважение.
Люби себя, выстраивай отношения с собой, и ты увидишь, что и другие начнут относиться к тебе иначе. А если не начнут, то просто выкинь этих людей из своего круга общения. Дай им остаться наедине со своей желчью и высокомерием.
Источник
Что делать, если на роль жертвы «выбрали» тебя
Проанализируй причины травли. Бывает, человек сам, своими действиями или отношением, провоцирует агрессию со стороны коллег. Если это так, задумайся, что изменить в своем поведении.
Оцени степень прессинга и собственные возможности. Если нападки достаточно безобидны, попробуй не реагировать на издевки. Поняв, что «жертву» не получается задеть и вывести из себя, коллеги оставят тебя в покое. Чувствуешь в себе достаточно сил, чтобы противостоять прессингу, — включи чувство юмора. Высмеивай как собственные недостатки, так и своих преследователей. Только делай это тонко и интеллигентно, не переходя на хамство и наглости. Но если прессинг настолько сильный, что отнимает у тебя все силы, оставь попытки противостоять ему и ищи другую работу. Здоровье дороже любой, даже самой хорошей и высокооплачиваемой, должности.
Найди сторонников. Как правило, всегда можно собрать команду единомышленников и вместе дать отпор преследователям.
«Подкупи» лидера. У каждого человека есть какие-то увлечения
Узнай, что для лидера важно, и прояви к этому делу интерес. Вычисли его слабые стороны — и посочувствуй ему, выбрав момент, поддержи в трудную минуту
Таким образом ты сможешь его нейтрализовать. А его «стая», оставшись без главаря, скоро сама разбредется.
Перетягивай «шестерок» на свою сторону — это тоже вариант! Постепенно налаживай отношения с каждым коллегой по отдельности. Без поддержки массы лидер сам откажется от твоего преследования, растеряв весь свой запал.
Если давление идет со стороны начальства, не порти себе нервы и не трать время зря — ищи новую работу.
Презентация на тему: » СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ КАЛИСТРАТОВА В.В,» — Транскрипт:
1
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ КАЛИСТРАТОВА В.В,
2
ДЕТСТВО ДЕТСТВО — ЭТО ПЕРИОД, КОГДА ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ, ПОЗИТИВНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛЮДЕЙ, ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ.
3
В семье: Закладываются основы нравственности человека Формируются нормы поведения Раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности Формируется самоутверждение человека Стимулируется его социальная, творческая активность Раскрывается индивидуальность Происходит овладение ребенком социальными ролями, необходимыми для его безболезненной адаптации в обществе
4
Воспитание Воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ДЕВИЗ «ВМЕСТЕ». Роль ребенка: строго не фиксируется. Он- равноправный член семейного коллектива ( имеет право и обязанность заботиться о членах семьи), его любят и уважают.
6
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ДЕВИЗ: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО». Роль ребенка: ужасный ребенок; мучитель; «козел отпущения»; «золушка» ( выполняет основную часть работы в семье).
7
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕВИЗ : «ВМЕСТО» (Я ДЕЛАЮ ВМЕСТО ТЕБЯ). Роль ребенка: кумир семьи — взрослые самоутверждаются за счет ребенка, борются за лидерство, кого больше любит ребенок, тот в доме хозяин. Соревнование за любовь ребенка через подарки; сокровище- обычно бабушка навязывает эту роль. Заставляет ценить, уважать себя через внука- лишу его самостоятельности, все сделаю за него, без меня не смогут, он без меня- никто. болезненный ребенок- роль, навязанная мамой, его надо холить, лелеять, оберегать от всего; маленький ребенок- игра в малыша.
8
ГИПООПЕКА ДЕВИЗ: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ, КАК ЗНАЕШЬ» При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным. Роль ребенка: -не нужен семье; -обуза; -путающийся под ногами.
9
НАУЧИТЬ РЕБЁНКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕЛЬЗЯ, НО ВОСПИТАТЬ ЕГО ТАК, ЧТОБЫ ОН БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО. НАУЧИТЬ РЕБЁНКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕЛЬЗЯ, НО ВОСПИТАТЬ ЕГО ТАК, ЧТОБЫ ОН БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ МОЖНО. А. МАКАРЕНКО
10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Козёл отпущения
Козёл отпуще́ния — в иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню. Обряд исполнялся в праздник Йом Киппур (Лев.16:29,34) во времена Иерусалимского храма (X в. до н.э — I в. н.). Ритуал описан в Ветхом Завете (Лев.16).
В праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна, тельца и двух козлов одинаковой [источник не указан 443 дня] масти. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, первого из козлов приносили в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили в пустыню (Лев.16:20-22). Отсюда — «козёл отпущения». По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть.
Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды.
Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх.32:19-20).
В христианской теологии Козёл отпущения иногда интерпретируется (“Насилие и священное”, “Козел отпущения” Рене Жирар) как прообраз самопожертвования Иисуса Христа. (1Пет.1:19; Отк.5:6; 7:9 и дал.; 12:11; 17:14; 21:23 и дал.; 22:1., Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим» (Иоан. 1:29))
Хотя некоторые христиане видят в этом образе Сатану. Считается, что все грехи человечества были возложены именно на Козла отпущения, то есть на Сатану, но не потому, что он может принести искупление, что было сделано Христом, а потому, что он должен быть наказан как первоисточник греха. «Агнцем, ягнёнком» называют кроткого верующего человека, Библия называет так весь народ Израиля ведомый словно на заклание .
Понимание Козла отпущения как прообраза самопожертвования Иисуса Христа, коренится в идее что Бог возложил на Иисуса грехи всего человечества. Он стал искупительным пасхальным агнцем для всего человечества. Поэтому все те, кто верит в Иисуса Христа как Мессию, который пришел и спас человечество от первородного греха Адама — получают прощение грехов. Для этого лишь надо прийти в молитве к Иисусу, принять его жертву и просить о прощении грехов.
Идиома «козёл отпущения» используется в качестве метафоры (образного выражения) и обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины.
Создание «козлов отпущения» может быть важной частью пропаганды. Так, в нацистской Германии евреи были обвинены в экономических и политических проблемах страны
Назначение кого-либо «козлами отпущения» может использоваться и как пропагандистский инструмент в борьбе с инакомыслием. Хотя в современном демократическом обществе ущемление прав инакомыслящих противоречит социальным нормам (см. политкорректность), фактически закон не всегда в состоянии полностью защитить их права.
Изгоями рождаются?
«Белыми воронами» часто становятся еще в детстве. Причем по самым разным причинам. Например, «странным» посчитают одноклассника, которого воспитывает родитель-алкоголик. Такие дети из ада в семье «бегут» в свой собственный «мир», поэтому со стороны выглядят отстраненными, задумчивыми, неконтактными.
Жертву «считывают» даже учителя. Если Марья Ивановна измотана работой, семейными проблемами, отношениями с руководством, она тоже будет искать «мальчика для битья». И бессознательно выберет слабого и изолированного коллективом — изгоя.
«Козлами отпущения» могут стать не только неопрятные ребятишки из благополучных семей, но и аккуратные заучки. Особенно если они слишком погружены в учебу, не любят коллективные игры, не дают списывать, не интересуются сплетнями. Правда, такими тоже становятся неслучайно. Часто рвение к отличным оценкам связано со стремлением «заслужить» любовь мамы, которая тоже может жить «в своем мире» и проявлять холодность к ребенку.
В то же время изгоями в классе не станут «толстячки», если они будут компанейскими и веселыми, «неряхи», если вместе со всеми начнут ненавидеть «белую ворону». Даже двоечники нередко неформальные лидеры в классе, с которыми все хотят дружить, обмениваться игрушками. Дело лишь в том, как ощущает себя сам ребенок, есть ли на нем «отпечаток» жертвы.
Фото: unsplash.com
5 уловок, чтобы не стать «козлом отпущения» на работе
Коллеги затравили тебя – насмехаются, игнорируют, распускают сплетни. Тебе уже хочется лишь одного – уволиться. Подожди, не сдавайся так легко! Мы поможем тебе противостоять прессингу.
Групповой психологический прессинг со стороны сослуживцев называется моббингом. Он может быть «белым» — скрытым, который проявляется исподтишка: коллеги старательно открещиваются от всех своих неблаговидных поступков, всячески подчеркивая, что жертва «сама все надумала», «слишком обидчива и подозрительна». Также он может быть и «черным», явным, перешедшим в открытый конфликт с единственной целью — выжить неугодного сотрудника. В первом случае жертва страдает от хронической тревожности, ведь ей начинает казаться, что она сходит с ума, а во втором — теряет силы и энергию в постоянном противодействии агрессорам.