Как избавиться от потребности в общении?

Деструктивная личность — определение в психологии

Определение

Деструктивная личность (от лат. destructio, разрушать) – это индивид, деятельность которого отличается резким отходом или нарушением норм с целью разрушения существующих социально-поведенческих (и не только) структур, социальных связей.

Деструктивную личность можно рассматривать как форму личностного нарушения. Она стремится к уничтожению вещей материального порядка, причинению вреда себе и близким. Обычно такой индивид социально дезадаптирован или же вовсе изолирован от общества.

Примечание

Не следует ограничивать понятие деструктивной личности только индивидом садиста, который стремится причинить боль и получить от этого удовольствие. Типами деструктивной личности могут быть агрессор, психопат или социопат.

Стоит различать деструктивное от девиантного и нестандартного поведений.

Нестандартное поведение можно рассматривать как выходящее за рамки принятых в современности норм взаимодействия, но являющееся почвой для прогресса новых разновидностей общественных связей. Это может быть поведение людей с нестандартным мышлением (творческие личности).

Девиантное поведение, как отклоняющееся от норм в полном понимании, стоит рассматривать как родовое понятие для деструктивного поведения, которое выступает его видом.

Подходы к пониманию личности-разрушителя

В процессе изучения феномена деструктивного поведения личности сформировалось две установки:

  1. Деструктивное поведение – проявление врожденных склонностей или черт характера человека.
  2. Деструктивное поведение является результатом особенностей социализации индивида. Основная роль отводится социокультурным факторам развития человеческой психики.

Эрик Фромм был первым, кто наиболее последовательно и системно изучил природу человеческой деструктивности, обосновывая свои взгляды психоаналитической парадигмой и философскими идеями. Фромм рассматривает деструктивность как механизм бегства, как результат подавления стремления к жизни. В случае такого подавления, человек стремится разрушить собственное отчуждение, пытаясь сделать все живое мертвым и простым.

Данные этнологии, нейропсихологии и психологических исследований ХХ-ХХІ веков предоставили широкое поле фактов для обоснования ключевой роли в формировании деструктивного поведения социальных и культурных факторов. Сама деструктивность – это временное и нехарактерное человеческой природе явление. Она негативно сказывается на развитии личности, мешает ее гармоническому существованию в обществе.

При этом в современной поведенческой психологии существуют разные подходы к вопросам истокам формирования склонности к деструктивному поведению:

  1. Склонность к деструктивному механизму действий является результатом влияния специфичного образа жизни или стиля поведения, в общем плане – деструктивной субкультуры.
  2. Деструкция является результатом фрустрации (Дж. Доллард).
  3. Это реакция на лишения в течение длительного времени.
  4. Взгляд Э. Эриксона – деструктивность формируется в силу негативной самоидентификации членов деструктивной группы.
  5. Нарциссические травмы детства подталкивают личность к методам террора в более зрелом возрасте.

Личность не рождается деструктивной, но становится ей. При этом на формирование деструктивности могут влиять также и врожденные особенности темперамента, интроверсия или экстраверсия, генетическая предрасположенность к психологическим заболеваниям и т.п. Однако, эти факторы не обуславливают необходимость развития у личности деструктивного характера.

Примечание

В большинстве реальных случаев правильнее говорить о деструктивном поведении личности, которая сама по себе не является деструктивной. Использование таких паттернов поведения может быть ситуативной реакцией индивида. Но в случае систематичности такого поведения и его временной длительности (стойкости) можно говорить уже о деструктивной личности.

Результат

Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности.

Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют.

В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

Причины: лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, страх и т.д.

Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная неуверенность в себе, внутренние психологические конфликты.

В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата.

Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

Какие бывают потребности человека?

Условно потребности человека можно разделить на 3 типа:

  1. Потребности нашего тела;
  2. Потребности нашего ума;
  3. Эмоциональные и чувственные потребности.

Давайте коротко скажем об основных потребностях, которые управляют поведением человека. Повторюсь, что данное разделение потребностей человека по типам весьма условно, поскольку прочертить чёткую границу между ними внутри психики человека невозможно.

Потребности тела

Одними из базовых потребностей человека являются потребности нашего тела: сон, питание, вода, воздух, сексуальное влечение. Как правило, для большинства людей данные потребности перекрывают все остальные. И в этом нет ничего удивительного, поскольку если человек не ест, не спит или не имеет доступа к кислороду, то он умрёт, и все остальные вопросы для него уже не будут иметь никакого значения.

Потребности ума

Ум обладает своими собственными потребностями. Главной потребностью ума является приведение всего внутри себя в логически законченный вариант, когда всё элементы знаний и общего мировоззрения приведены в соответствие друг с другом, согласно законам логики.

Второй потребностью ума является приведение внешнего мира в соответствие с пониманием и идеалистической концепцией, которую создают ум. К примеру, перфекционисты, у кого данная потребность наиболее ярко выражена, сильно страдают, когда не могут добиться идеала в своих делах и творчестве.

И, конечно, любопытство, что является стремлением к получению новой информации. Любопытство также является неотъемлемой потребностью человека. И чем более живой и развитый ум у человека, тем более он склонен к любопытству.

Чувственные и эмоциональные потребности

К эмоциональным потребностям можно отнести такое чувство как совесть и чувство справедливости. Да, стремление к справедливости – это одно из базовых чувств в психике человека, и даже у тех, у кого голос совести заглушен и практически не слышен.

Чувство любви и душевной близости. Это чувство является базовым для любой личности и берёт своё начало от основ образования общества и является главным элементом выживания человека и человеческого вида.

Чувство красоты и прекрасного. Человеку свойственно тянуться к тому, что он считает красивым и гармоничным, и ему доставляет удовольствие создавать красоту и гармонию.

Уважение и самоуважение также являются базовыми потребностями человека. Человеку нужно, чтобы его ценили окружающие, но ещё более ему нужно, чтобы он ценил себя сам.

Дефицит общения: последствия

Нехватка общения бывает у людей по разным причинам. Кто-то сам по себе закомплексованный и стеснительный человек, другие находятся уже в глубокой депрессии

Такая общественная изоляция для каждого губительна, и совершенно неважно, каким является человек по характеру. Главное последствие дефицита общения – это тягостное эмоциональное состояние

Оно отражается на всех сферах жизни человека, приводит к апатии, негативному настрою и даже ненависти к самому себе.

При появлении подобных чувств необходимо сразу предпринимать активные меры. Если вы замечаете что-то подобное в поведении у своего друга, то тут же стремитесь к исправлению ситуации. Проявляйте инициативу в общении!

Когда вы сами начали страдать от дефицита общения из-за смены обстановки, переезда в другой город, расставания с парнем или потери близкого человека, то даже в таких критических и сложных ситуациях важно не падать духом, не расстраиваться и не обособляться. Общение – это лучший способ поднятие себе настроения!

Потребность в общении у детей, подростков и взрослых

Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.

У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным

Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг

Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.

Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!

Виды потребностей в общении


Нужды человека бывают первостепенными и вторичными. Никто не сможет выдержать слишком долго без пищи, отдыха или сна. Люди, попавшие в такую катастрофическую ситуацию, вскоре просто погибнут. Невозможность осуществления необходимых социальных потребностей не так трагично и не приводит к смерти, но весьма негативно влияет на психику и ухудшает психологическое здоровье. В подобном состоянии у человека может снизиться требовательность к себе, появиться равнодушие и нежелание поддерживать хорошее физическое состояние собственного организма.

Выраженную потребность в общении называют аффилиацией. Особенно ярко это стремление проявляется в моменты тревожности, грозящей опасности, остром чувстве одиночества. Также это означает, что человек нуждается в дружеских и доверительных отношениях, ему хочется быть в обществе других людей, позитивно настроенных по отношению к нему.

Индивидуальная потребность в общении

Потребности даже одного индивида в общении могут сильно различаться и иметь следующие виды, такие как:

  1. Признание человека сильной личностью. Окружающие должны подтверждать его убеждение в том, что он уникален и неповторим, успешно реализует свой творческий потенциал.
  2. Доминирование. Индивид пытается активно влиять на взгляды и образ жизни других людей, контролировать их поведение. Потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, если ситуация начинает изменяться в нужную сторону. Стремление к доминированию заметно осложняют такие обстоятельства как взаимоотношения двух доминантных личностей, так как в их общении возможны частые конфликты. У ведомых людей нет желания доминировать, и это служит причиной непродуктивности их совместной работы или деятельности.
  3. Престиж. Эту тягу может удовлетворить лишь высокая общественная оценка или признание значимости человека для отдельной социальной группы, кооператива или организации. Под влиянием его авторитета, решения и мотивы поведения людей изменяются.
  4. Забота о другом человеке. Реализация подобной потребности помогает выработать серьезное отношение к жизни. Способствует формированию таких черт характера как гуманизм и самоотверженность.
  5. Потребность в помощи других людей. Высказанная или другим каким-либо способом продемонстрированная просьба заведомо предполагает принятие заступничества, содействия или поддержки. Это приносит моральное удовлетворение человеку, откликнувшемуся на нее. Отказ в данной ситуации нежелателен.

Невротическая личность в психологии

Негативная эмоциональность (невротизм) как часть модели личности. 

Невротическая личность в модели Айзенка

Г. Айзенк – создатель теории темперамента – считает, что личность зависит от выраженности черт в трех измерениях: психотизме, экстраверсии и невротизме. Каждое из них – конец континуума (среда, пространство). Противоположный полюс экстраверсии – интроверсия, а противоположность невротизма – эмоциональное равновесие. За гранью психотического континуума: психологическая патология и социализация.

Модель Айзенка выделяет четыре типа личности:

  • меланхолик (невротик и интроверт);
  • холерик (невротик и экстраверт);
  • сангвиник (экстраверт и эмоционально уравновешенный человек);
  • флегматик (интроверт и эмоционально уравновешенный человек).

Невротизм в пятифакторной модели П.Косты и Р.МакКрея

Невротизм – главный компонент личности в модели, разработанной П. Костой и Р. Маккреем. Характеризуется склонностью к переживанию негативных эмоций и высокой восприимчивостью к стрессам. К другим элементам «большой пятерки» относятся: экстраверсия, открытость опыту, приятность и добросовестность.

Большинство эмоционально уравновешенных людей живут в Буркина-Фасо (государство в Западной Африке). Австралия лидирует по уровню экстраверсии, Россия – открытости, Индия – приятности, Германия – добросовестности.

Как потребности управляют человеком?

Потребности управляют человеком через механизм удовольствия и страдания, как физического, так и эмоционального. Если мы не удовлетворяем свою потребность, то начинаем страдать, и чем дольше данная потребность не удовлетворена, тем больше страданий она приносит. А удовлетворение потребности, в свою очередь, приводит к удовольствию.

Удовлетворённая потребность, и неважно о какой потребности идёт речь: голод, сон, любопытство, любовь, уважение со стороны окружающих, на время отходит на второй план, уступая место в сознании тем потребностям, которые пока не удовлетворены. Таким образом функционирует наше сознание и подсознание

Желания человека, его стремления, его мысли, чувства, ощущения продиктованы его естественными потребностями тела, ума и души. Выбор человека, в конечном счёте, сводится к тому, за удовлетворением какой потребности следовать. Хотя и в этом выбора у человека немного, поскольку человек будет выбирать ту потребность для удовлетворения, которая наиболее ярко себя проявляет в его сознании и подсознании в текущий момент

Таким образом функционирует наше сознание и подсознание. Желания человека, его стремления, его мысли, чувства, ощущения продиктованы его естественными потребностями тела, ума и души. Выбор человека, в конечном счёте, сводится к тому, за удовлетворением какой потребности следовать. Хотя и в этом выбора у человека немного, поскольку человек будет выбирать ту потребность для удовлетворения, которая наиболее ярко себя проявляет в его сознании и подсознании в текущий момент.

Виды пирамид иерархии потребностей человека

Парадоксально, но факт: сегодняшний вариант пирамиды носит имя Маслоу, но он к нему отношения не имеет. В 1975 г. некий У. Стопп опубликовал в своём учебнике иерархию потребностей в виде схемы; однако об этом авторе информация почти отсутствует. При этом Абрахама Маслоу не стало в 1970 году, и его труды не содержали никаких схем или графиков.

Пирамида Маслоу представлена в виде диаграммы, где человеческие потребности изображены в порядке строгой иерархии – от самых низких уровней к самым высоким. Сам автор не изображал никаких графиков, потому что считал, что уровни могут быть индивидуально замещены под разных людей.

Позже Маслоу в своих работах описывал, что перед уровнем самовыражения возможны потребности познавательные и эстетические. Тогда графически пирамида будет состоять не из пяти ступеней, а из семи.

Впервые пирамида потребностей упоминается в немецкой литературе 70-х годов 20 века. Сегодня психологические и маркетинговые издания тоже ссылается на работы Маслоу. Возможно, в наши дни эта теория недостаточно актуальна, как утверждают учёные. Тем не менее в экономике она активно используется для изучения заинтересованности и поведения покупателей. Логически это можно объяснить тем, что А. Маслоу обобщил потребности людей, которые добились успеха в творчестве и вообще в жизни, а последователи автора сформировали графическую пирамиду.

Современные исследователи выдвигают альтернативные пирамиде Маслоу варианты. Например, существует мотивационная теория подкрепления, психотехническая мотивация Мюнстерберга и прочие. Абрахам Маслоу также допускал возможные вариации своей теории. Но данная статья посвящена оригинальной версии этого автора.

Почему общение необходимо?

Общение – это одна из главных потребностей человека, от удовлетворения которой зависит наше эмоциональное состояние. Но какую роль играет общение в нашей жизни?

Эмоциональный обмен.

С помощью общения мы передаем свои чувства, эмоции, переживания и волнения. В процессе диалога другой человек делает тоже самое, за счет чего и происходит эмоциональный обмен. Как часто мы замечаем, что настроение другого передается и нам, и достигается такой эффект исключительно из-за обмена чувствами и эмоциями, причем происходит это неосознанно. В процессе общения мы или увеличиваем всю тягость переживаний, или уменьшаем.

Задумывались ли вы, почему одиночные камеры – это одно из самых суровых наказаний? Все дело в отсутствии собеседника.

Эмоциональная поддержка.

Каждому человеку необходимо признание в обществе

Нам важно знать, что нас ценят, любят и уважают. Такая уверенность придает нам сил, поднимает настроение и позволяет преодолевать даже самые тяжелые жизненные препятствия!

Оценочная поддержка.

Все люди нуждаются в одобрении и поддержке. Нам важна оценка других людей о поступке, действии, словах или поведении. Благодаря общению мы делаем сравнения, заключения, выводы и изменения в своей жизни.

Информационная поддержка.

Через речь и средства связи мы получаем знания об окружающем нас мире, расширяем кругозор, становимся гармонично и высокоразвитой личностью. Благодаря общению мы получаем информацию, которая и позволяет нам правильно вести себя и быть подготовленным к разным жизненным ситуациям.

Потребность в общении есть у каждого человека, и от ее удовлетворения зависит наше физическое и эмоциональное состояние.

Структура общения

В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.

Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.

Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.

Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.

Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.

Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.

В данной модели структуры общения, считает А.А

Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А

Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.

Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.

Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.

По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.

В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.

Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.

Замечание 2

Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

Автором первой классификации потребностей принято считать Эпикура, которые еще в 3 тыс. до н.э. поделил желания (или потребности) человека на такие группы:

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной теории эмоций П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом. Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу

Виды потребностей человека напрямую связаны с  уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.

Например, человек не думает, что  нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения. 

В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.

Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.

Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.

Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви  и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.

Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.

Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.

Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.

Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.

Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.  

Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.

Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания. Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека

Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека

А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует

Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.

Причины развития невротизма

Причины невротизма многообразны и биопсихосоциальны.

Согласно теории С. Джонсона, характер формируется в детстве в ситуациях, когда потребности ребенка не удовлетворяются в достаточной степени. Тогда он вынужден найти решение, позволяющее  справиться с разочарованием. Со временем вопрос решается жестко. Глубина травмы и степень, в которой потребности ребенка были удовлетворены, во многом определяют, насколько разрушительное влияние полученный опыт окажет в будущем. Эти факторы также определяют, разовьется ли расстройство личности, невротизм или просто черта характера.

Невротизм связан с физиологическими различиями в строении и функционировании нервной системы – повышенной реактивностью лимбической и симпатической систем. Некоторые ученые сравнивают невротизм с психическим шумом – невротики мыслят менее упорядоченно, мысли буквально кипят, тогда как у людей с другим типом личности мышление менее бурное и более равномерное.

Эмоциональный дисбаланс, низкая самооценка и подверженность стрессам – причины характеризующие невротическую личность. Это состояние негативно влияет на психическое и физическое здоровье.

Люди с невротической личностью часто ощущают эмоциональное напряжение, им свойственны расстройства настроения. Невротики быстро переходят от эйфории к раздражительности или панике, часто испытывают гнев, чувствуют себя непонятыми, в окружающих видят враждебность

Невротики преувеличивают важность жизненных ситуаций и неоднократно их анализируют

На развитие невротической личности влияет окружающая среда. Причины, связанные с общей (семейной) средой: навязчивое воспоминание, переживание злоупотреблений, отсутствие религиозного воспитания и низкая вовлеченность родителей в жизнь ребенка.

Несемейный экологический фактор – участие члена семьи в дорожно-транспортном происшествии.

Отличия в потребностях

Сейчас на дворе царит XXI век. Когда потребности человека всесторонне развиваются и расширяются. Кто бы ни говорил, что все люди одинаковые, это не так. Мы разные. В плане не базовых, а расширенных потребностей. Простой пример: людям среднего достатка вполне хватает простого добротного седана в гараже. Богатые же люди стремятся купить последнюю новинку именитого концерна за сотни тысяч долларов. Одни едят икру раз в неделю, а другие – через день. Это – современное общество. В котором каждый живёт так, как позволяет ему достаток.

Но, по сути, всё упирается в способы удовлетворения нужд. Один человек съест гречневую кашу с котлетой, другой – стейк из мраморной говядины. Но итог-то будет один – оба окажутся сытыми. И потребность в восполнении энергетических ресурсов как того, так и другого будет удовлетворена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: