Невротическая личность (невротизм)

Причины развития невротизма

Причины невротизма многообразны и биопсихосоциальны.

Согласно теории С. Джонсона, характер формируется в детстве в ситуациях, когда потребности ребенка не удовлетворяются в достаточной степени. Тогда он вынужден найти решение, позволяющее  справиться с разочарованием. Со временем вопрос решается жестко. Глубина травмы и степень, в которой потребности ребенка были удовлетворены, во многом определяют, насколько разрушительное влияние полученный опыт окажет в будущем. Эти факторы также определяют, разовьется ли расстройство личности, невротизм или просто черта характера.

Невротизм связан с физиологическими различиями в строении и функционировании нервной системы – повышенной реактивностью лимбической и симпатической систем. Некоторые ученые сравнивают невротизм с психическим шумом – невротики мыслят менее упорядоченно, мысли буквально кипят, тогда как у людей с другим типом личности мышление менее бурное и более равномерное.

Эмоциональный дисбаланс, низкая самооценка и подверженность стрессам – причины характеризующие невротическую личность. Это состояние негативно влияет на психическое и физическое здоровье.

Люди с невротической личностью часто ощущают эмоциональное напряжение, им свойственны расстройства настроения. Невротики быстро переходят от эйфории к раздражительности или панике, часто испытывают гнев, чувствуют себя непонятыми, в окружающих видят враждебность

Невротики преувеличивают важность жизненных ситуаций и неоднократно их анализируют

На развитие невротической личности влияет окружающая среда. Причины, связанные с общей (семейной) средой: навязчивое воспоминание, переживание злоупотреблений, отсутствие религиозного воспитания и низкая вовлеченность родителей в жизнь ребенка.

Несемейный экологический фактор – участие члена семьи в дорожно-транспортном происшествии.

Диагностика психосоматических расстройств

Редкий врач сразу заподозрит у пациента психосоматику. Обычно такие заболевания внешне не отличаются от соматических болезней, например, никогда нельзя сразу определить, вызван ли гастрит у пациента бактерией Хеликобактер или какими-то переживаниями. Очень часто врачи диагностируют проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой, нервной системой или иммунитетом, даже не подозревая о душевной травме пациента.

К чему же приводит такая диагностика заболевания? Врач назначает пациенту лекарства, которые должны облегчить его состояние и вылечить заболевание. Назначенное лечение действительно облегчает симптомы, и врач с радостью отпускает пациента. Но, по окончанию курса лечения, через некоторое время, все симптомы возвращаются, и врач начинает искать более эффективное лечение и более сильные лекарства.

Через несколько лет мы имеем хронически больного человека, который принимает гору лекарств и страдает от побочных эффектов и невозможности вылечиться. При этом, для облегчения его состояния и полного решения проблемы, необходимо было с самого начала обратиться к психотерапевту, но, или пациент постеснялся сказать врачу о своих проблемах, или врач не спросил, или оба не заподозрили вовремя, и время было упущено.

Поскольку психосоматические заболевания возникают в результате душевных расстройств, влияющих на тело человека, в диагностике и лечении этих болезней должны участвовать несколько специалистов: психотерапевт и профильный специалист — терапевт, невролог, кардиолог, эндокринолог. Лечить нужно одновременно и душу, и тело.

Роль психотерапевта — определить природу эмоционального состояния, вызвавшего заболевание, и помочь пациенту справиться с ними. Провоцировать развитие психосоматических заболеваний может не столько наличие, сколько невысказанность и подавленность негативных эмоций. Подавленные и заглушенные эмоции постепенно перегорают, разрушая тело человека и провоцируя возникновение болезни.

Практически любая негативная эмоция, которая тщательно скрывается, будь то страх, злоба, печаль или ненависть, рано или поздно может найти выход в болезни.

Можно ли научиться психокинезу

Как утверждают великие умы нашей планеты  – это еще не изведанная и не раскрытая часть мозга. И если запастись терпением, временем и прилагать усилия – этому можно научиться.

Развить этот феномен можно концентрацией психической энергии. Для этого необходимо быть спокойным и сосредоточенным. Начать заниматься практиками для успокоения ума, такими как: медитация и релаксация.

Ведь вы уже поняли, что значит этот термин – сформулированное желание в мозге является сигналом, который направляется в намеченную цель. Таким образом, активируются в организме потоки, и происходит волшебство.

Примечания

  1. 12 [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/Клиническая%20психология/Психосинтез/ Психосинтез](недоступная ссылка) // Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
  2. 123Л.А. Карпенко. [slovari.yandex.ru/ассаджиоли/История%20психологии/Ассаджиоли/ Ассаджиоли](недоступная ссылка) // История психологии в лицах: персоналии. — 2005.
  3. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/307/%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%97 Психосинтез] // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

Академические исследования

После экспериментов Дж. Б. Райна в течение полувека было опубликовано более ста пятидесяти отчётов о независимых исследованиях феномена. В подавляющем большинстве случаев авторы утверждали, что действительно наблюдали эффект, который мог бы быть истолкован как психокинез, но в количественном отношении отклонения от нормы выглядели крайне незначительными. Возникла идея применить по отношению к исследованию психокинеза тот же метод статистической обработки данных, что используется при тестировании новых лекарств.источник не указан 132 дня

В 1989 году (b) психологи Дайан Феррари (англ. (b) Diane C. Ferrary) из Принстонского университета (b) и Дин Радин (Dean I. Radin, Intelligent Systems Laboratory, Conten Technology Center) разработали методику применения мета-анализа (b) по отношению к полученным результатам опытов, позволяющую исключить элемент случайности и выявить общую для всех случаев тенденцию. По утверждению Радина и Феррари результаты суммарной обработки данных, полученных после 2,5 миллионов вбрасываний игральных костей (с участием 2500 человек) указали на незначительное (не более 1 %), но статистически подтверждённое отклонение в результате воздействия на объект мыслью. Этот результат, по мнению исследователей, указывал на реальность феномена психокинеза.

В опубликованном в 2006 году мета-анализе (b) 380 исследований, в которых был обнаружен небольшой позитивный эффект воздействия мысли на генераторы случайных чисел, делается вывод о том, что существование этого эффекта не является доказанным и может быть объяснено искажением публикаций (b) (англ. (b) publication bias) — типом искажения, возникающим в академических исследованиях, когда результат эксперимента влияет на решение публиковать его или нет.

Премия в один миллион долларов, объявленная фондом Джеймса Рэнди (b) за демонстрацию любого паранормального эффекта, до сих пор (2022) никому не вручена.

Структура психологического синдрома

Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуация развития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития.

В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема развития психологического синдрома 

Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков: — Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. — Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. — Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Примеры проявления психологических защит

  1. Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

  2. Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. «Не было такого, что ты выдумываешь!» Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

  3. Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

  4. Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

  5. У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?

Немного истории

Упоминания о перемещении предметов посредством мысленной силы можно найти во многих древних рукописях, например, в Библии. Но термин «телекинез» появился только в 19 веке. Его придумал в 1890 году русский публицист Аксаков, занимающийся исследованием паранормальных явлений. Немного позже, уже в 20 веке, американским автором Генри Холтом был введён в обиход ещё один термин для обозначения этого феномена – «психокинез».

Эксперименты, целью которых было определить, существует ли телекинез на самом деле, проводились как на Западе, так и в России, в том числе и во времена существования СССР. Но далеко не всегда они выполнялись с соблюдением условий, необходимых для того, чтобы их результаты были признаны научно обоснованными. Случаев обмана и шарлатанства было довольно много.

Первые серьёзные исследования в этом направлении были проведены учёным Джозефом Райном в частном американском исследовательском Университете Дьюка. Их результаты свидетельствовали в пользу существования телекинеза. В СССР в 60-х годах существование этого феномена было подтверждено знаменитым феноменом Кулагиной. Эта женщина не только силой мысли меняла траекторию движущихся предметов, но также умела запечатлевать мысленные образы на фотографических пластинах.

Психоз

В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.

Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.

Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).

Биполярное расстройство

Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.

Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.

Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.

Цели работы с субличностями:

Мы учимся распознавать разнообразные, противоречивые стороны своей личности. При этом мы  принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное.   Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей  и позволяя им,  усиливать друг друга.  Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей.   Снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности – своего истинного Я.

Работа с субличностями состоит из следующих этапов:

Осознание и распознавание. Данный процесс включает развитие способности отождествления и разотождествлени я со своей субличностью.

Принятие. Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на негативные стороны своей личности и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом и т. д. Через принятие происходит сознательный поворот к болезненному содержанию.

Координация и трансформация. Этап начинается с  переструктурирования старой системы верований. Ограничивающие и деструктивные ценностные системы подвергаются изменению и трансформации для того, чтобы расширить собственное восприятие мира, в котором переплетены структуры субличностей.

Интеграция. Любая интеграция подразумевает единство различных элементов, которые зачастую обладают противоположной природой. При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества.

Синтез. Синтез имеет место в том случае, когда две или большее количество субличностей готовы сформировать новое целое. При синтезе индивидуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Синтез позволяет “Я” и “трансперсональному Я” свободнее выразить себя через личность и ее качества. Как этап индивидуального развития синтез, последняя стадия трансформации, является поистине эволюционным этапом, фиксирующим изменение парадигмы.

4. Постижение своего истинного “Я”

Это выявление или создание объединяющего центра “Я”. Сущность постижения истинного “Я” заключается в расширении узкого поля личного сознания,  в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего “Я” с высшим “Я”. С позиции психосинтеза истинное “Я” рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности – ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности. В результате истинное “Я” может функционировать как объединяющий центр, координирующий взаимодействие всех остальных элементов личности. Истинное “Я” – это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс, достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта.

Невротическая личность в психологии

Негативная эмоциональность (невротизм) как часть модели личности. 

Невротическая личность в модели Айзенка

Г. Айзенк – создатель теории темперамента – считает, что личность зависит от выраженности черт в трех измерениях: психотизме, экстраверсии и невротизме. Каждое из них – конец континуума (среда, пространство). Противоположный полюс экстраверсии – интроверсия, а противоположность невротизма – эмоциональное равновесие. За гранью психотического континуума: психологическая патология и социализация.

Модель Айзенка выделяет четыре типа личности:

  • меланхолик (невротик и интроверт);
  • холерик (невротик и экстраверт);
  • сангвиник (экстраверт и эмоционально уравновешенный человек);
  • флегматик (интроверт и эмоционально уравновешенный человек).

Невротизм в пятифакторной модели П.Косты и Р.МакКрея

Невротизм – главный компонент личности в модели, разработанной П. Костой и Р. Маккреем. Характеризуется склонностью к переживанию негативных эмоций и высокой восприимчивостью к стрессам. К другим элементам «большой пятерки» относятся: экстраверсия, открытость опыту, приятность и добросовестность.

Большинство эмоционально уравновешенных людей живут в Буркина-Фасо (государство в Западной Африке). Австралия лидирует по уровню экстраверсии, Россия – открытости, Индия – приятности, Германия – добросовестности.

Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?

Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.

Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.

Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.

Как развить психокинез и научиться ему?

Нет ничего невозможного в нашей жизни! В случае психокинеза, смысл развивать способности имеется у людей, склонных к его проявлениям. Выявить их можно при помощи обыкновенных игральных карт. Если вы угадываете хотя бы три из десяти, то развитие экстрасенсорики может стать вашим коньком. Есть смысл начать обучение.

Интересный опыт был придуман и проделан Дж. Раном. Он предлагал испытуемым силой мысли воздействовать на игральные кубики. Результатом множества экспериментов было полное доказательство того, что такое воздействие реально! Статистика результатов менялась в зависимости от желания того, кто на них воздействовал.

Если вы всерьез задумываетесь о развитии своих способностей, то рекомендуется начать с воздействия на легкие предметы. Со временем вы увидите первые результаты, именуемые микро-психокинезом! Это почти неуловимый эффект воздействия мысли на события (все равно, что научиться магии!). Посторонние его не заметят, а вы – возможно. Если такое произошло, то это уже огромная победа!

Зачастую развитие сверхспособностей – занятие нудное, долгое и безрезультатное. Так, во всяком случае, кажется. Усилие мысли даст свои плоды. Просто для всего необходимо время. Зачастую проявление психокинеза бывает неожиданным, мощным, удивительным!

На этом видео потрясающая демонстрация телекинеза, доступная каждому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: