Гни свою линию, или как убедить оппонента в своей правоте

Приемы демагогии и как им противостоять.

Что такое демагогия – определение термина можно представить и как полемические приёмы искусных ораторов, которые, завладев вниманием и доверием, могут любого ввести в заблуждение. Этот термин чаще тесно связывают с политикой, но этим не ограничивается сфера его применения

Можно условно выделить такие основные виды демагогии:

Этот термин чаще тесно связывают с политикой, но этим не ограничивается сфера его применения. Можно условно выделить такие основные виды демагогии:

  • политическая – политики больше всех используют приемы демагогии, особенно в предвыборный период, чтобы понравиться избирателю, широко используя для этого все доступные им средства массовой информации;
  • экономическая – рассуждения о супер проектах, которые принесут невиданный рост производства, увеличение доходов и т. д.;
  • социальная – вопросы социальной защиты всегда актуальны, это самое широкое поле деятельности;
  • правовая – пользуясь юридической неграмотностью населения, можно легко извращать информацию;
  • бытовая – в повседневной жизни, на работе и в транспорте –повсеместно мы сталкиваемся с демагогами.

Все виды демагогии объединяют общие приемы. К традиционным старым приемам добавились и новые, такие, в основе которых лежит нейролингвистическое программирование.

Какие же существуют наиболее распространенные приемы демагогии – остановимся на самых известных и часто используемых:

  • Ошибочные силлогизмы и софизмы, нарушение логики: искусственно устанавливаются причинно-следственные связи между событиями и делаются заведомо неправильные выводы.
  • Искажение фактов: утаивание истины, искажение действительности, факт может приводиться не точно, а частично, таким образом, чтобы вызвать недоверие.
  • Ложная авторитетность: рассчитано на склонность людей безоговорочно доверять авторитетам, которые якобы согласны с высказанным мнением.
  • Ложная альтернатива (дилемма): умышленные ошибки в размышлениях, когда преднамеренно сужают выбор возможных решений.
  • Подмена понятий и образов, как способ влияния на сознание: переход на обсуждение синонимов, не имеющих отношения к затронутой тематике, перескакивание на совершенно другие темы.
  • Критика личности оппонента, а не предмета полемики.
  • Некорректная постановка вопроса. Не от незнания, а со злым умыслом.
  • Уход в сторону от обсуждаемой или рассматриваемой темы.

Это только небольшая часть используемых приемов демагогии.

5: говорите на языке собеседника

Чтобы донести свою мысль до собеседника, необходимо говорить на одном с ним языке. При общении с подростком не нужно использовать большое количество терминов. При этом в беседе с кандидатом наук сленг будет неуместен. Подражать следует не только речи, но и стилю общения. Если собеседник шутит, стремится к неформальности или наоборот, ведет себя сдержанно и официально, необходимо принять его манеру поведения.

Подражать следует и жестам. Нужно стать отражением своего собеседника, принимая его позу. Подсознательно оппонент начинает воспринимать находящегося перед ним человека как свое отражение в зеркале. Необходимо следить за тем, чтобы оппонент не заметил “зеркального” поведения.

Техники, помогающие развить дар убеждения

Если все вышеописанное для вас пока является сложной стратегией, попробуйте развить дар убеждения. А для этого вам необходимо воспользоваться тремя советами:

  1. Умейте слушать и говорите просто. Об умении слушать было упомянуто выше. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы человек мог озвучить свою точку зрения и выразить свои чувства по тому или иному поводу. Понимающе кивайте головой, повторяйте мимику, искренне сопереживайте или радуйтесь. Когда придет ваша очередь говорить, излагайте свои мысли просто, чтобы человеку было все понятно.
  2. Смотрите в глаза. Речь не о том, чтобы смотреть, не отводя взгляда. Потренируйтесь возле зеркала сначала встретиться с собеседником взглядом, на время его задержать, отвести и снова посмотреть. Зрительный контакт должен присутствовать на протяжении всего разговора.
  3. Выбирайте правильные цвета в одежде. Ни в коем случае не надевайте красные вещи. Собеседник сразу воспримет вас как желающего доминировать лидера. Отдайте предпочтение синему, он самый располагающий к общению, поскольку позволяет направить энергию в верхние чакры.

Интересные примеры софизмов

В отличие от паралогизма, софизм представляет собой намеренное нарушение законов логики. При этом софизмы тщательнейшим образом маскируются под истинные умозаключения. Есть немало подобных примеров, которые сохранились с древности до наших дней. И заключение большей части из этих уловок носит достаточно курьезный оттенок. Например, таким образом выглядит софизм о воре: «Вор не испытывает желания воровать что-то дурное; приобретение чего-либо хорошего – благое дело; стало быть, вор занимается благим делом». Забавно звучит и такое утверждение: «Лекарство, которое нужно принимать больному, – это добро; чем больше добра, тем лучше; стало быть, лекарства нужно пить как можно больше».

Еще один интересный пример софизма – это знаменитое умозаключение о Сократе: «Сократ является человеком; понятие «человек» – это не то же самое, что понятие «Сократ»; стало быть, Сократ представляет собой нечто иное, нежели Сократ». Подобные софизмы нередко применялись в Древнем Риме для того, чтобы ввести в заблуждение своего оппонента. Не будучи вооруженными логикой, собеседники софистов совершенно ничего не могли противопоставить этим уловкам, хотя вся нелепость их была очевидна. Нередко споры в Древнем Риме заканчивались кровавыми драками.

Что означает понятие полемика?

По значению полемика недалеко ушла от спора. Во время обсуждения проблемы люди оказываются по разные стороны баррикады. Против одного мнения выставляется абсолютно противоположное. Начинается беседа, именуемая полемикой. Что означает это понятие?

Это обсуждение спорного вопроса, которое в отличие от дискуссии не ведет к примирению сторон. Задача каждого из дискутирующих – это одержание победы. Здесь нет общего мнения, только одно правильное, в котором победитель убедил других участников беседы. Остроумный, решительный и хваткий полемист выигрывает в таком сражении. Слабовольный и застенчивый человек не в состоянии противится такому напору.

Под полемикой понимают отдельную науку, которая учит влиять на людей, убеждать, склонять на нужную сторону. При этом слов не достаточно. Человек, желающий выиграть спор, представляет неоспоримые факты и мощные доказательства. Полемистов обучают тактикам, стратегиям, психологическому влиянию на собеседника.

Демагогические приёмы

Приёмы демагогии определили психологи. По их мнению, каждый, кто овладеет данным искусством, сможет руководить массой.

  • Демагогия, как средство речевого воздействия, – мощное оружие. Это мы можем видеть на примере сегодняшней мировой ситуации.
  • Мир поделён на две половины. Одна часть планеты принимает идеи своего демагога-руководителя, а другая часть – считает верными убеждения своего правительства. Каждый представитель руководства достиг своей цели. Народ поддерживает то, что выгодно именно его лидеру.
  • Речевые приёмы, агитацию, пропаганду относят к средствам демагогии. Цель достигается путём подмены понятий, значений. Ложные представления выдаются за истинные и единственно верные.
  • Популизм и демагогия взаимосвязаны. Если к делу подключить телевидение, радио, СМИ идеи проникнут глубже. Они станут популярными, модными, правильными для большинства.
  • В демагогии часто применяют такой приём, как использование софизмов, то есть применение ложных выводов, умозаключений. Но они воспринимаются обществом как логичные, истинные.
  • Демагоги умеют уходить от ответа на прямые вопросы. Они никогда не сообщат вам того, чего не хотят. Вместо ответа вы получите кучу ненужной информации. Демагог уведёт вас от проблемы, вы даже забудете, о чём его спрашивали.
  • К приёмам демагогии относят неоправданное обобщение. Например, оратор будет говорить местоимение «мы» высказывая свои идеи. Он не утверждает, что именно он так думает и считает. Он целенаправленно подталкивает вас к тому, что и вы имеете отношение к происходящему, так же как и большинство.
  • Главное, вовремя обобщить высказывание, указать на то, что та или иная идея – не личная, а массовая. Цель всякого демагога – исказить истину подменой понятий, ввести в заблуждение общество или отдельного человека. Как правило, демагог использует все приёмы, чтобы добиться собственной выгоды.
  • В результате использования речевых приёмов, наглядной агитации, подмены фактов оратор добивается того, что аудитория начинает его поддерживать, он ведёт за собой массы.

Определить цель

Существует целый арсенал логических и риторических приемов, которые позволяют занять и удержать в споре наиболее выигрышную позицию. Многое в данном случае зависит и от цели дискуссии, которую определили для себя в качестве допустимой: победить в споре любыми средствами, в том числе запрещенными в логике, или же пользуясь лишь лояльными приемами. Практика показывает, что люди крайне редко поддаются переубеждению в споре, поэтому такая цель будет практически недостижима. Лучше постараться в диалоге донести свое видение вопроса, чтобы оппонент понял вашу точку зрения. Принять чужую сторону всегда проще, если ее понимаешь.

Методики ведения жестких переговоров

Практически каждый менеджер знает о существовании жестких переговоров. Эта тактика не новая, но используется не повсеместно. Она эффективна в опытных руках, когда человек твердо уверен в своих силах, знает, о чем говорит. Чтобы упростить задачу, можно воспользоваться одной из трех популярных методик.

1. «Присоединение». Для этого вам потребуется примерить на себе роль своего оппонента. Проанализируйте, в чем нуждается его компания, какие боли возникают у бизнеса, покажите, что вы их понимаете. Дальше вам будет проще найти «боли» клиента и надавить на них.

2. «Забалтывание». Заключается в том, что во время беседы вы постоянно желаете своему собеседнику и его компании процветания, успеха. Говорить нужно искренне, от всего сердца. Так вы сможете надавать на потенциального клиента, не причинив ему морального вреда. Более того, если хвалить компанию в нужный момент, можно расположить к себе собеседника и выстроить длительные бизнес-взаимоотношения.

3. «Стань своим». Еще одна популярная методика ведения жестких переговоров. Она заключается в поиске общих интересов и черт. Вы можете рассказать клиенту, что у вашей и его компании одна боль, а вы, как самые ответственные менеджеры, пытаетесь от нее избавиться.

Жесткая методика ведения переговоров не должна быть агрессивной. Она позволяет «давить» на собеседника с психологической стороны, но он не должен об этом догадываться. Это действительно тяжело, требуется немало опыта.

Что такое метод и прием обучения

Метод обучения — это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.

Педагогические приемы обучения — это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере

Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы

Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности

Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором — второстепенным

Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах

Но в первом случае он является главным, а во втором — второстепенным

Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором — второстепенным.

Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.

Тактика «Волчьей стаи»

Часто консерваторы не нападают в одиночку, предпочитая «охотиться» стаей. Тактика повторяет концепцию «Волчьей стаи», которую применяли подводные лодки нацистов во время Второй Мировой войны для уничтожения торговых судов и их конвоя. Её суть заключалась в одновременной атаке конвоя максимально возможным количеством подводных лодок – чтобы снизить эффективность защиты благодаря рассредоточению сил конвоя.

Консерваторы так же стараются нападать в дискуссии массированно. Допустим, классическая схема – это когда один просто применяет демагогические приёмы в споре с оппонентом, но в корректной форме, а двое-трое периодически провоцируют этого оппонента (например, переходом на личности). Часто оппонент срывается и начинает переходить на личности по отношению ко всем участникам дискуссии, в том числе и к «корректному» консерватору, который тут же обвиняет оппонента в неадекватности. Иногда, конечно, «волчьи стаи» работают организованно, но чаще всего они образуются стихийно, вытекая из самой природы консервативной идеологии – «задавить непохожего».

Удивляться надо вовремя

Удивить ребят желательно сразу, в начале урока. Причем сделать это можно не только фрагментом текста или демонстрацией коллекции монет. Иногда можно задать неожиданный вопрос («Почему Сталин не стал воевать с Наполеоном?») или даже изобразить немую сценку, используя язык жестов (например, один из знакомых мне учителей сумел так продемонстрировать бомбардировку Хиросимы и Нагасаки). Неожиданность вызовет желание не только проанализировать увиденное, но и подмечать, а в старших классах и формулировать противоречие.

Поставленную цель можно считать достигнутой, если педагог так представил свою точку зрения, что вполне очевидные, казалось бы, факты стали для обучающихся загадкой. А добиться благосклонного внимания всего класса на целый урок можно всего лишь обозначив эту загадку в первые 5-10 минут урока!

Приём номер 5 – «Нет альтернатив»

В некоторых случаях консерваторы защищают любое решение монарха, Сталина, Ельцина или другого диктатора, аргументируя это невиданными сложностями, которые якобы означают, что другую политику проводить было нельзя, или что никто другой бы не справился. Здесь содержится логическая ошибка – огромные сложности в политике большей части стран есть абсолютно всегда, и из этого никак не следует, что у них нет вариантов развития. Тем более, что у, например, Сталина были альтернативы в виде левой и правой оппозиции в ВКП(б), что мы рассмотрим в отдельной статье. Консерваторы пытаются представить дело таким образом, что этих оппозиций вообще не было, или что они не смогли бы добиться победы во Второй Мировой войне; утверждать это они не имеют права, так как в первом случае оппозиции были, а во втором – никто не может знать наверняка, как бы они повели себя в той ситуации (ситуация, в которой они бы справились гораздо лучше, более чем возможна). Знать можно лишь то, что другой путь был, то есть консерватор уже врёт.

Знаменитое «Если не Путин, то кто?» — это всего лишь одна из версий давно проверенного приёма номер 5.

Приём номер 5.1 «Сослагательное наклонение»

К приёму номер 5 относится и фраза «История не терпит сослагательного наклонения» (как вариант — «время такое было»), которой консерваторы налагают вето на разговор об исторических альтернативах. К примеру, сталинисты отвечают этой фразой, если им рассказать об альтернативах Иосифу Сталину. Что, впрочем, совершенно не мешает им утверждать в других разговорах, что «если бы не Хрущёв/Горбачёв, все было бы прекрасно». От чистого приёма номер 5 «Сослагательное наклонение» отличается только желанием продемонстрировать с помощью «красивой» фразы образованность и глубокомыслие там, где их нет.

Прежде всего, следует задаться вопросом – кто решает, что история терпит, а что она не терпит? Не просчитывать альтернативные пути в истории – значит не извлекать из неё никакого опыта. Потому что, если мы будем думать, что «по-другому было нельзя», это значит, что мы всю жизнь будем жить прошлым, не будем думать, как можно было сделать лучше и не будем создавать ничего нового. Это превращает историю в бесполезное заучивание фактов, лишает её изучение вообще какого-либо смысла.

Как отмечают зарубежные исследователи, «русские по-прежнему чрезмерно любят сталинское клише «История не имеет места для сослагательного наклонения», которое часто выкидывают, чтобы отвергать любые дискуссии об исторических альтернативах и вариантах».

Приём номер 5.2 — Ложная альтернатива

Суть приёма заключается в навязывании альтернативного решения проблемы, однако только такого, который выгоден консерватору в данном споре. В этом случае он предлагает ложную альтернативу, которую бы никто не хотел. Примеры использования: «Хочешь чтобы я сделал музыку потише? Может мне ещё и на голове постоять?», «Вы против того, что при Сталине убивали людей? То есть по-вашему лучше, чтобы все русские умерли?». Фактически здесь сливаются приёмы номер 5 и 1.

Управление педагога своей речью

Вернемся снова к нашей пословице, толкующей, что ум является второй характеристикой, по которой нас оценивают

А так как педагогическая техника – это в первую очередь устное мастерство, преподавателю очень важно уметь корректно излагать свои мысли. Для этого учителю необходимо:

  • быть технически грамотным в материале, который он объясняет своим воспитанникам;
  • соблюдать правильность произношения текста;
  • излагать информацию в максимально простой и доступной форме;
  • украшать свою речь эпитетами и метафорами;
  • владеть богатым словарным запасом и хорошей дикцией;
  • правильно расставлять паузы и смысловые ударения.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Паузы необходимы для того, чтобы привлечь внимание слушателей и дать им время на осмысление сказанного

Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги

Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги

Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах

Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги. Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах

С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя

Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина

С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя. Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина.

Перевод вопроса из плоскости истины или лжи в плоскость пользы или вреда

Во многих сферах человеческой жизнедеятельности (политика, бизнес, тяжбы, карьера) имеет абсолютное знание принцип «практика — критерий истины». Даже когда в 1826 г. Н.И. Лобачевский поведал миру об открытии неевклидовой геометрии, король математиков Карл Гаусс заявил, что он уже догадывался о чем-то подобном, но не решался объявить об этом ученому сообществу из опасения расшевелить осиное гнездо.

И это при отсутствии в тогдашней Германии какого-либо политического давления на математику! Грубая практика здесь взяла верх. Тем не менее, принципы «победителей не судят», «правда хорошо, а счастье лучше» — нетленные ориентиры значительной части человечества.

Чуть выше, чем просто слова. Игра смыслами

Каждый профессиональный психолог (а теперь и ты) знает, что почти любое явление или образ имеет не одну, а две или даже больше сторон: белую, черную и массу других промежуточных оттенков. Вот банальный пример: слушаться родителей — это хорошо или плохо?

Первая точка зрения — хорошо:

  1. родители плохого не посоветуют;
  2. у родителей больше опыта;
  3. родители несут ответственность за своих детей.

Вторая точка зрения — плохо:

  1. родители знают, что хорошо для них, но откуда они знают, что хорошо для тебя?
  2. у родителей свой опыт, он был полезен при тех временах и обстоятельствах, в которых жили они. Родители уверены, что в нашем веке посещение библиотеки принесет тебе больше профита, чем прохождение тренинга по пикапу?
  3. постоянно перекладывая ответственность за детей на себя, родители рискуют воспитать взрослого ребенка, не способного шагу сделать самостоятельно и отвечать за свои поступки…

Если ты до сих пор не понял, к чему я клоню, скажу прямо — любой аргумент оппонента ты можешь рассмотреть с другой точки зрения, придать ему другой смысл, и тогда глобальные вопросы окажутся по сути незначительными в контексте твоей перспективы (аргумент «Высшее образование необходимо!» — контраргумент «Необходимо образование или знания?»); негатив превратится в позитив (аргумент «Кризис, все плохо» — контраргумент «Кризис — это всегда начало нового этапа развития» или «Наконец у нас есть время подумать, тем ли мы занимаемся, чем хотим»).

Кстати, политики и журналисты часто используют этот хитрый прием, подменяя привычные нам стереотипы новыми. AOL — создатели роликов «Internet is a good thing» и «Internet is a bad thing» (поищи на YouTube по одноименному названию) показали нам, как легко можно манипулировать нашим мнением.

Интернет — это хорошо. Столько информации, сколько хранится в интернете, не найти ни в одной библиотеке, это мощная база для образования. Все новости мы узнаем оттуда, в том числе, если жертвам какого-либо бедствия нужна поддержка; часто они получают ее благодаря огласке в Сети. Свобода слова — это огромное преимущество. Мы можем свободно общаться и видеть друг друга, находясь на полярных точках планеты; сколько пар было создано благодаря интернету… Это часть нас.

Интернет — это плохо. Благодаря интернету кто-то планирует и совершает преступные действия; собирая данные о жертве, получает возможность для нанесения сокрушающего удара. В интернете можно купить все, что угодно, в том числе детей или человеческие органы для трансплантации. Благодаря ему мы находимся под постоянным наблюдением веб-камер, ктото, возможно, читает нашу переписку, где мы говорим о личном… Сеть забирает нашу жизнь, превращая ее в очередную матрицу.

На самом деле, если ты научишься играть смыслами, тебе не нужны навыки красноречия, — иногда мировоззрение можно сломать одним продуманным и вовремя сказанным словом.

[править] Этимология термина

«политикан, лицо, старающееся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами (извращением фактов, лестью и т. д.)», то есть вполне в древнегреческом смысле этого слова.

В Древней Греции демагогами называли политических деятелей, обладавших выдающимися ораторскими способностями, что делало их популярными в обществе, то есть демагог — это народный вождь. А демагогия означала „руководство народом“. С течением времени демагогия стала обретать иной смысл. В. И. Даль уже так определяет демагога — „крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления“, а демагогию как „господство власти народа, черни в управлении“. [Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. В. И. Даль. 1-й т. — М., 1955. С.427.] Современная этимология этих слов означает следующее: демагог — своекорыстный искатель народной популярности, а демагогия — заискивание у народа. [Этимологический словарь русского языка. Т.1. Д,Е,Ж / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1973. С.63.] То есть, в современный период понятие „демагогия“ приобрело ярко выраженный негативный оттенок

В политическом смысле демагогия выступает в качестве оценки выступлений, речей заявлений политиков, не содержащих конструктивных идей и предложений, либо запутывающих ту или иную проблему и отвлекающих внимание от насущных вопросов. Демагогия способствует внедрению в общественное сознание ложных представлений о действительном положении дел в обществе, убеждающих массы в позитивном движении без реального на то основания. Демагогами теперь называют таких политических деятелей, которые создают себе популярность, добиваются собственных целей лживыми и безответственными обещаниями, извращением фактов, обманом, лестью, манипулированием сознанием людей, спекулируя на чувствах и стремлениях масс, вводя их в заблуждение

Основными и наиболее очевидными демагогическими уловками служат скрытие истинного положения вещей, недомолвки, отказ от рациональной аргументации. Демагогические приёмы заканчиваются разочарованием и скептицизмом масс. Демагогия по своей сути представляет собой не что иное, как искажение истины. Поэтому разоблачить её может только истина, доведённая до народа. Необходимым условием борьбы с демагогией является открытость власти: массы должны обладать информацией, необходимой для принятия решения. — Н. А. Баранов

Демагогами теперь называют таких политических деятелей, которые создают себе популярность, добиваются собственных целей лживыми и безответственными обещаниями, извращением фактов, обманом, лестью, манипулированием сознанием людей, спекулируя на чувствах и стремлениях масс, вводя их в заблуждение. Основными и наиболее очевидными демагогическими уловками служат скрытие истинного положения вещей, недомолвки, отказ от рациональной аргументации. Демагогические приёмы заканчиваются разочарованием и скептицизмом масс. Демагогия по своей сути представляет собой не что иное, как искажение истины. Поэтому разоблачить её может только истина, доведённая до народа. Необходимым условием борьбы с демагогией является открытость власти: массы должны обладать информацией, необходимой для принятия решения. — Н. А. Баранов.

Демагогия. Примеры употребления

Время мое протекает между аристократическими обедами и демагогическими спорами…А.С. Пушкин. Письмо Н.И. Гнедичу (1820)

Можно ли было ожидать, чтоб буйная шайка демагогов имела такой успех?А.И. Герцен. «Записки одного молодого человека» (1840)

Но спросите ее: «Что такое государство?» — и она, во-первых, струсит, а во-вторых, заподозрит в вас или демагога, или шпиона. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Благонамеренные речи» (1872-1876)

Они тоже собирают вокруг себя разношерстную публику, льстя «экономистам», демагогически привлекая неразвитую массу лозунгами «самодеятельности», «демократизма», «автономии» и пр. и т. д. В.И. Ленин. «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905)

Никогда во всем мире рекламная демагогия и демагогическая реклама не имели такого успеха, как теперь. М.А. Алданов. «Огонь и дым. (Отрывки)» // «Грядущая Россия» (1920)

Корреспонденты, получившие свою аппаратуру и увидевшие все в новом свете, внимательно слушали Выбегаллу, который опять понес демагогическую ахинею насчет неограниченных и разнообразных потребностей. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу» (1964)

— Слушайте, — рассердился Туронок, — не занимайтесь демагогией! Вам дано задание. Материал должен быть готов к среде. Сергей Довлатов. «Компромисс» (1981-1984)

Но его реализация на деле позволила набрать очки прежде всего ЛДПР Жириновского и коммунистам Зюганова. И те, и другие цинично пользовались демагогией, спекулируя на трудностях населения. Вячеслав Костиков. «Роман с президентом» (1996)

Российской элите не следует предаваться демагогии по поводу расширения НАТО. «Збигнев Бжезинский: ни Польша, ни Россия не смогут господствовать в Европе» // «Коммерсантъ-Власть» (1998

Что такое демагогия? Приёмы полезные и популярные

Так появилась демагогия

, что дословно можно перевести с греческого как «заискивание перед народом». Впрочем, пройдя через века, это слово немного изменило свое первоначальное значение. Для любого современного человека понятие «демагогия» — негативно окрашенное и означает «заведомое искажение фактов, позволяющее склонить людей на свою сторону».

Из безобидного заискивания слово видоизменилось в «намеренное извращение фактов», к которому любой здравомыслящий человек будет относиться с немалой долей скептицизма. И любые, пусть даже самые правильные вещи и утверждения, будут восприниматься «в штыки», если сказаны человеком, заподозренным в демагогии.

Впрочем, «хэйтеров»

в мире очень много, и каждый ненавидит лишь то, в чем сам не силен. Соответственно, вместо того, чтобы бросаться обидными словами в их адрес, лучше самим научиться нескольким самым популярным приемам демагогии, которые вам, без сомнения, пригодятся в жизни.

Забегая вперед, замечу, что филологи уже давно приравнивают демагогию к… спорту, к счастью, только интеллектуальному, ибо физические выяснения отношений не совсем уместны, если вы уже и так проиграли «бой на словах».

Участвуя в словесном поединке — демагогии, — вы должны преследовать только одну цель: морально убить своего соперника, не дав ему ни малейшего шанса взять реванш или отыграться.

А сделать это возможно бесчисленным количеством способов, о некоторых расскажу вам я, другие вы можете прочитать на многочисленных сайтах и форумах, но, если вам и этого мало, вы можете придумать свои собственные, ведь демагогия — игра, в которой почти нет правил!

Самое главное ваше оружие — голос. Тут мнения расходятся: должен он быть мягким и дружественным или твердым и, как писал поэт, «глаголом жечь сердца людей». С первых же слов вы должны дать зрителям понять, что хозяин тут один — вы, а ваш противник — обычная боксерская груша, какие вам встречаются на каждом углу.

А потом глубокомысленно спросить, может ли такой человек вообще смотреть в глаза после такого.

Но! Опасайтесь прямых обвинений и оскорблений, потому что они не только не увеличат уважение к вам, но настроят слушателей против вас, заставят их перейти на сторону соперника.

Русские, как известно, очень добрый народ; свойственно русскому человеку сопереживать слабому, так воспользуйтесь этим — тихо сносите обвинения собеседника в ваш адрес, не отвечая ему на это ни слова.

Если вы заметили поддержку зрителей, то смело бросайтесь в атаку и приписывайте своему оппоненту любые дурные качества (которые дурными могут, в общем, и не быть). К примеру, если ваш собеседник большую часть жизни учился, то можно намекнуть, что его мозг не может быстро усваивать новую информацию. Если же он — человек семейный, то, возможно, он просто не может находиться один.

Самый гнусный, но и самый действенный способ — манипулирование смыслом высказывания. В любых словах собеседника вы должны найти какой-то скрытый контекст, который вас несказанно оскорбляет. Если вы пустите в ход артистизм — толпа будет на вашей стороне и уж никак не поверит оправданиям соперника.

Впрочем, если удача вдруг была не на вашей стороне — не отчаивайтесь и продолжайте тренировки. Ведь проигравшим здесь становится всегда тот, кто сам себя им признает. А значит, даже при поражении уходите с «поля брани» высоко подняв голову.

Экспериментируйте, придумывайте, пробуйте — здесь вы хозяин, так постарайтесь дать понять это всем остальным… Желательно, конечно, словами, а не кулаками.

Психология общения


Удивительное дело, насколько люди готовы быстро вступать в спор по любому поводу. Хотя большинство из нас прекрасно знает, что убедить людей в своей правоте посредством спора практически невозможно. Еще ни одно серьезное недоразумение не разрешилось таким способом. Прийти к какому-то консенсусу можно только одним способом – понять своего оппонента. Пусть не принять его точку зрения, а хотя бы просто понять, почему он стоит на такой позиции. Как утверждал еще Авраам Линкольн, уступайте там, где ваши шансы с собеседником равны. Если на узкой дорожке вы столкнулись с собакой, то лучше уступите и пусть она идет дальше, чем вступать с ней в борьбу и быть укушенным. Вы можете потом убить ее, но рана от укуса еще будет долго болеть. Есть один верный способ убедить в своей правоте и выиграть спор – это не вступать в него. Переубедить человека в чем-либо очень тяжело, даже если приводить очень веские аргументы. Тогда спрашивается, а зачем это нужно? Поступайте по другому. Первое правило, человек, которого вы хотите в чем-то убедить, не должен догадываться о ваших намерениях. Правило второе, преподносите свои мысли так, чтобы люди были уверены, что это их собственные размышления. Будьте дипломатичны, не поучайте, а подсказывайте, не наставляйте, а напоминайте, будто человек все это давно знал, но подзабыл, бывает, а вы просто напомнили. Если доведете дело до спора, то неважный из вас дипломат. В результате и нервы себе потреплете, и толку никакого не будет.

Хотите знать, как убедить людей в своей правоте? Нужно просто проявить уважение к их мнению. Если вы заявите своему оппоненту, что он не прав, на этом все ваши убеждения и закончатся. Даже если он сам об этом знает, все равно с вашим утверждением никогда не согласится. Так уж мы устроены. А вот если вы не правы и найдете в себе силы признаться в этом, то это даст вам огромный плюс и такие результаты, которым вы сами удивитесь. Уступками и своевременным признанием можно добиться гораздо больше, чем ослиным упрямством.

Есть еще одно важное правило – не перебивайте собеседника. В этом нет смысла

Если он еще не выговорился и не привел всех аргументов, он вас все равно не услышит. Пусть все скажет, а вы наоборот, кивайте и показывайте, что внимательно слушаете его аргументы. Один философ сказал, мудрую, вещь о том, что если вам нужны друзья, покажите им свое превосходство над вами, хотите врагов, покажите друзьям, что вы превосходите их. Будьте честны с собой, ведь вы уверены, что ваши мысли самые умные, правильные и справедливые? Ну, в основном. Так почему вы думаете, что другие люди думают про свои идеи по другому? Тогда зачем убеждать людей в своей правоте? Лучше сделать так, чтобы они пришли к вашему мнению самостоятельно. Тихонько «подсуньте» им свои мысли и идеи, и пусть люди решат, что это их собственные мысли и идеи. Не осуждайте человека, даже если сто процентов уверены, что он не прав. Лучше узнайте причины, почему он так думает. Если это у вас получится, вы добьетесь гораздо большего, у вас будет золотой ключик от его потайной дверцы, за которой первопричины его мыслей и поступков. Узнав это, вы сможете убедить человека в чем угодно.

Подводя итоги

Сегодня некоторые коучеры даже обучают искусству демагогии, преподнося ее как один из инструментов ораторского искусства. Но современная демагогия далека от красноречия и уж тем более — от выражения гласа народа как в Древней Греции. Она стала жестче, циничнее. Демагог — это человек, который владеет огромным набором приемов и намеренно воздействует на чувства и инстинкты аудитории. Эти приемы полемических и ораторских средств зачастую позволяют демагогу добиться желаемого. Главное оружие против таких людей — «железная» логика, подкрепленная нерушимыми фактами.

А что вы думаете по поводу демагогов, дорогие читатели? Встречались ли они вам, и как у вас складывалось с ними общение? Пишите, нам очень интересно!

Клинских Наталья · 14 сен, 2020

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: