Вытеснение это сознательный способ защиты от тяжелых воспоминаний

Вытеснение травмы

Первоначально у Фрейда была идея, что невроз развивается в результате травмы

в детском возрасте, прежде всего, в результатесексуального совращения . Фрейд услышал много откровений со стороны его пациенток, больных истерией, о совращении со стороны отцов или других родственников – настолько много, что усомнился, что все это было правдой. В результате Фрейд усомнился и втеории травмы и пришел к выводу, что его пациентки сами имели сексуальное желание в адрес своих воспитателей, которое они воплотили в фантазию, но из-за того, что эти фантазии вызывали тревогу и стыд, они быливытеснены , и лишь благодаря анализу вспомнили их как реальное воспоминание из детства. (Возможно, все было именно так, см. об этом подробнее здесь.)

«Упоминание о защите от раздражений сразу же заставляет вспомнить, что вытеснения возникают при двух различных ситуациях, а именно: когда недопустимое влечение пробуждается благодаря внешнему

восприятию и когда оно возникаетизнутри без такого рода провокации извне.» (Фрейд. “Торможение, симптом, тревога”)

Фрейд использовал понятие вытеснение

, прежде всего, когда речь шла о сексуальных или агрессивных влечениях, которые вызывают тревогу. В дальнейшем, когда Фрейд говорил одушевных переживаниях, пытающихся проникнуть в сознание из бессознательного , он имел ввиду именновнутренние , можно сказать,изолированные от реальности переживания, а не душевные переживанияреальных травм . В своей фундаментальной работе “Торможение, симптом, тревога” Фрейд ввел понятиесигнальной тревоги , подразумевая именно опасности, угрожающие изнутри, со стороныИд .

Сегодня психологи и психоаналитики используют термин вытеснение

и в случае болезненных воспоминаний и переживаний, связанных стравмами в детском возрасте. Например, пациент уверяет психоаналитика, что детство у него было обычным, ничего примечательного в нем не было, а в процессе анализа вспоминаются подробности,о которых было бы лучше забыть .

Если внимательно присмотреться к истории развития фобии у маленького Ганса, то мы увидим, что она имела травматическое

происхождение:В присутствии отца он не мог спать у матери, а когда мать хотелабрать Ганса в постель,отец подымал крик.

Очень спорный вопрос, в какой степени можно позволять ребенку «внедряться» в спальню родителей. Очевидно, что матери не следует заменять мужа сыном, иначе легкая эдипальная победа

лишит мальчика стимула к развитию (см.Эдипов комплекс у мальчиков ). Но если в борьбе заэдипальное преимуществоотец подымает крик – вполне вероятно развитиеневроза у мальчика. Особенно, если мать соблазняет своего сына, когда сама хочет брать его в постель.Соблазняющая мать игрозный, но любящий отец вызывают у мальчика раздирающий душуконфликт , что, закономерно, приводит к неврозу (как в истории детства самого Фрейда, см.Эдипов комплекс: взгляд на родителей ).

Что такое вытеснение, и как это работает


Фото автора Gary Barnes: Pexels Вытеснение — это механизм психологической защиты, при котором неприятные мысли, негативные эмоции или травмирующие воспоминания блокируются и выталкиваются из сознания в подсознание.

Подавленные процессы не исчезают, а продолжают накапливаться, но чаще всего, человек даже не подозревает об их существовании, в то время как они оказывают огромное влияние на повседневную жизнь.

Например, подруга уехала отдыхать и попросила тебя присмотреть за её цветами.

Считая себя очень ответственным человеком, ты искренне недоумеваешь: почему уже несколько раз ты забыла о просьбе? Это может быть сигналом из подсознания: что-то в прошлом заставляет тебя избегать этих действий. Возможно, виноват твой бывший парень, который заваливал тебя цветами, пытаясь вымолить прощение за измену.

Зигмунд Фрейд первым разработал концепцию вытеснения, основанную на бессознательной блокировке импульсов. Он преследовал цель помочь своим пациентам вспомнить подавленные воспоминания, которые, как он полагал, являлись причиной душевных страданий и нежелательного поведения.

По словам отца психоанализа, основная функция вытеснения — избегание боли. Оно состоит из двух взаимосвязанных фаз:

Репрессия (вытеснение) — психологическая защита

  • Первичное вытеснение — это механизм, который блокирует мысли, образы и чувства, вызванные произошедшим событием. Его задача — не допустить осознание негативного опыта;
  • Вторичное вытеснение — это отторжение болезненных воспоминаний, когда о них напоминает другое событие, чем-то похожее на первоначальное.

С другой стороны, вытеснение воспоминаний часто происходит из-за того, что выражение некоторых эмоций может восприниматься обществом как неприемлемое поведение. Например, печаль, страх или обида до сих пор считаются у мужчин проявлениями слабости, а гнев абсолютно неприемлем для женщин.

Современные психологи полагают, что вытеснение в классическом понимании происходит очень редко. Как правило, человек немедленно реагирует на раздражитель. Ему невозможно научиться, это бессознательный процесс. Отец психоанализа утверждал, что абсолютно любое вытеснение происходит в молодом возрасте, а все последующие годы только накапливают прошлый опыт, заставляя человека бороться с запретными желаниями и внутренними конфликтами.

Это объясняет происхождение некоторых фобий. Огромное число страхов возникает из-за подавления детских переживаний, потому что эмоции никуда не исчезают. Они могут проявляться в разных формах и влиять на психическое и физическое здоровье, вызывать беспокойство и депрессию

Поэтому очень важно вовремя обратиться к специалисту

Возврат вытесненного. Образование симптомов и замещающее образование.

Автор разъясняет читателю особенности возникновения замещающих образований в психическом как следствие работы вытеснения следующим образом:

  1. механизм вытеснения не совпадает с механизмом замещающего образования,
  2. имеются очень различные механизмы замещающего образования,
  3. у механизмов вытеснения имеется одно общее — отнятие связанной энергии.

Автор поясняет, что не вытеснение само по себе создает замещающие образования и симптомы, а симптомы, являясь признаком возвращения вытесненного. Поэтому следует согласиться с мнением автора о том, что механизмы замещающего образования и вытеснения различны, они действительно имеют отличительную природу возникновения: т.к. целью вытеснения является избежание неприятного, боли; а целью замещающего образования, как можно предположить, облегчение и перевод симптома в качественно иное русло.

Достаточно интересно наблюдать за разнообразием замещающих образований на примере психоневрозов:

  1. Истерия страха. Замещающее образование — сдвиг ассоциативной связи представлений; превращение в страх. Вытеснение состоит в замене представления; избежать неудовольствия при этом не удалось;
  2. Конверсионная истерия. Замещающее образование – сильное соматическое возбуждение / заторможенность; полное исчезновение аффекта. Вытеснение не удалось, т. к. оно становится возможным только благодаря обширным замещающим образования;
  3. Невроз навязчивости: Замещающее образование — изменение «Я», повышение чувствительности совести. Вытеснение состоит в отнятии либидо от объекта с помощью реактивного образования, т. е. усиления противоположного чувства.

Таким образом, автор приводит читателя к мысли о том, что замещающее образование может носить различные формы проявления, при этом работа вытеснения также может быть построена различным образом (в зависимости от вида психологического невроза).

Вытеснение как психологическая защита

Если рассматривать вытеснение как защитный механизм, оно выполняет две важные функции:

  1. Защищает от появления негативных эмоций и переживаний путем перемещения травмирующих воспоминаний из памяти в бессознательную область психики.
  2. Помогает контролировать и сдерживать от попадания в сознание травмирующей информации, находящейся в так называемом заточении.

На практике это выглядит примерно так. Представьте ребенка, который потерял свою самую любимую игрушку. Конечно, он расстроился, грустит и плачет. Успокоить малыша родителям не под силу. И вдруг бабушка говорит, что игрушка потерялась не навсегда и совсем скоро она найдется. Мысли об утрате сразу сменяются хорошим настроением, и ребенок забывает о случившемся.

В этом примере процесс вытеснения помог малышу справиться с горечью от утраты. Если бы этого не произошло, он и дальше грустил бы. Так же случается и со взрослыми. Если бы психика не вытесняла негативные эмоции и переживания, люди долгое время находились бы в депрессии от воспоминаний о своих ошибках, промахах, неудачах, не исполненных желаниях и мечтах.

С одной стороны, вытеснение помогает психике адаптироваться к новым условиям. Но с другой — не дает развиваться, извлекать опыт из прошлого, учиться на ошибках, бороться с внутренними конфликтами.

Механизм забывания

Любая информация со временем в той или иной степени забывается. Вытеснение её следов из памяти происходит с целью сохранности мозговых структур. Процесс забывания обычно протекает в головном мозге при участии нервных клеток. Чрезмерная забывчивость может указывать на различные нарушения деятельности мозга или переутомление. Нередко провалы в памяти обусловлены адаптивным процессом, необходимым организму.

Существуют определённые законы забывания. Выводы и общие положения запоминаются лучше, чем отдельные детали. Механически заученный материал забывается быстро. Осмысленное запоминание медленно вытесняет информацию из памяти.

Бывает полное и частичное, длительное и временное забывание.

  • При полном стирании знаний из памяти субъект не может воспроизвести и даже узнать какие-то данные.
  • Если индивид частично забыл материал, то он способен узнать и воспроизвести его с ошибками или хорошо восстановить в памяти только определённый фрагмент.
  • При длительном забывании у человека не получается восстановить в памяти материал частично либо полностью. Он не в состоянии припомнить что-то на протяжении долгого времени.
  • Нередко личность по каким-то причинам не может воспроизвести информацию в данный момент. Но через некоторое время нужный материал вспоминается.

При полном забывании сведений происходит распад нервных связей в головном мозге. Временное вытеснение следов обусловлено их торможением, а длительное забывание – их угасанием. Законы забывания таковы, что сильные переживания и травмирующие воспоминания, представляющие угрозу психическому здоровью, стираются из памяти. Срабатывает защитный механизм. В данном случае главной мотивацией мозга является избавление от отрицательной информации.

Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.

В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения: «Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»

Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?

Интроекция

Интроекция – это включение человеком воспринимаемых от других людей установок, мнений и т.д. в свой внутренний мир.

Интроекция играет несколько ролей:

  1. Адаптивная. Маленькие дети «впитывают» в себя взгляды и установки своих родителей.
  2. Защитная. Например, маленькие дети по факту беззащитны, но из-за присвоения качеств родителей они себя таковыми не осознают. У взрослых людей этот процесс принимает форму идентификации, о которой мы поговорим отдельно.
  3. Деструктивная. Этот защитный механизм заставляет человека воспринимать нечто внешнее как нечто внутреннее. Следовательно, потеря этого внешнего ощущается как потеря чего-то внутреннего.

Также интроекция лежит в основе знаменитого Стокгольмского синдрома.

Примеры психологического вытеснения

В зрелом возрасте это чревато трудностями в построении отношений с противоположным полом, недоверием и тревожностью.

Безусловно, одним из самых ярких примеров являются роды.

Казалось бы, мучительный и долгий процесс должен раз и навсегда отбить желание счастливо плодиться и размножаться. Но когда женщина снова попадает в роддом, то искренне удивляется: неужели это так больно? Потому что воспоминания были вытеснены из сознания, иначе она ни за что не решилась бы пройти ещё раз через все круги ада.


Фото автора Liza Summer: Pexels

Страх перед животными и насекомыми тоже имеет бессознательную природу.

Укус собаки, от которого даже не осталось следа на теле, может внушить тебе пожизненный ужас, и ты будешь впадать в панику при виде обычной дворняги, пробегающей мимо по своим делам.

Ты наверняка слышала выражение «оговорочка по Фрейду».

Психологи убеждены, что таким образом подавленные мысли и чувства пытаются дать сигнал. Что такого невероятного в том, чтобы случайно назвать своего избранника именем коллеги? Но Фрейд придерживался мнения, что это может быть признаком того, что ты подавляешь по отношению к нему свои сексуальные желания. Теперь ты будешь иначе смотреть на симпатичного айтишника из соседнего отдела?

О посттравматическом расстройстве

Еще в конце ХIX века психиатры обратили внимание на появление у солдат синдрома «психического истощения», который появлялся независимо от ранений и контузий — после сильных эмоциональных потрясений (бомбардировки, массовой гибели товарищей и т.д.). Этот синдром, как уже отмечалось, был затем — в период Первой мировой войны — выявлен у 60 тыс

британских солдат, и 44 тыс. были отправлены на родину на лечение.

Во время Второй мировой войны вводится новый термин: «боевое переутомление», в качестве основных проявлений которого описывались: повышенная тревожность, раздражительность, повышенная утомляемость, снижение внимания, астеническое состояние. Лечение состояло в отводе в тыл и временном отдыхе.

Но во время Второй мировой войны был сделан вывод, что во время боевых действий резко возрастает заболеваемость неврозами. Так, по данным отчета американских военных психиатров с января 1942 по июнь 1945 года в армии США был 1 млн случаев обращения по поводу нервно-психических расстройств, то есть такие расстройства отмечались у 25% военнослужащих

Но и здесь мы должны еще раз вспомнить о важном психологическом факторе — они воевали на чужой территории, а их домам и их семьям ничто не угрожало

Последующее развитие эта проблема получила в процессе 9-летней Вьетнамской войны США (1964–1973), когда погибло 56 555 чел. и 303 000 получили ранения. Кстати — за 10-летнюю войну в Афганистане потери СССР составили: погибшими 11 381 чел., ранеными 49 985 чел., пропавшими без вести 311 чел.

Теперь о причинах внимания к посттравматическим расстройствам. Как только что было отмечено, во время Вьетнамской войны погибло около 60 тыс. американских военнослужащих. А после окончания этой войны покончили с собой 120 тысяч ветеранов. Одним из самых «урожайных» по самоубийствам был 2005 год, когда (через 25 лет после окончания войны) покончили с собой 6256 человек. То есть, как подсчитали наши американские коллеги, ежедневно сводили счеты с жизнью 17 ветеранов. Для сравнения — потери США при вторжении в Ирак (в 2003) составляли в среднем 2,4 чел. в день.

Клинические проявления посттравматического синдрома были выявлены у 20% американских ветеранов.

Эти проявления включают: повторяющиеся воспоминания о трагических событиях; повторяющиеся кошмарные сновидения, связанные с психической травмой; «flashback» — действия, словно трагическое событие происходит сейчас; мощные эмоциональные реакции на любые стимулы, напоминающие о травме; повышенная физиологическая реактивность (повышение АД, потливость, тремор); симптомы избегания любых стимулов, ассоциирующихся с травмой (кино, книг); избегание видов деятельности и мест, связанных с травмой; неспособность ясно вспомнить ситуацию, связанную с травмой; снижение интереса к тем видам деятельности и хобби, которые ранее были значимыми; чувство отчуждения и отстраненности от других людей; истощение эмоциональной сферы, в том числе — невозможность любить; немотивированные вспышки гнева и насильственных действий; утраты смыслов жизни и жизненной перспективы.

Повторю, что те или иные симптомы в различных комбинациях отмечались у 20% всех ветеранов. Но эти цифры явно занижены. Например, бытовое насилие в семьях американских ветеранов встречается в 5 раз чаще, чем среди гражданских лиц. Уровень разводов у ветеранов составляет 90%. Они также лидируют по показателям наркоманий, алкоголизма и преступного поведения. Через 20 лет после войны более 1/3 всех отбывающих заключение в тюрьмах США были ветеранами различных войн. Они же лидируют среди лиц, совершивших изнасилования. Каждый четвертый бездомный в США — это также ветеран (в 2005 году была зарегистрировано 194 254 таких бездомных ветеранов).

Самое главное, что все эти проявления асоциального и преступного поведения с годами начинают усиливаться. В 2007 году специальная исследовательская группа министерства обороны США констатировала, что психологические и психопатологические проблемы ветеранов демонстрируют «обескураживающий рост». С такими проблемами постоянно сталкиваются 40% военнослужащих сухопутных сил, до 30% морских пехотинцев, до 50% военнослужащих национальной гвардии. Поэтому психологическая реабилитация комбатантов нашими западными коллегами оценивается не только как гуманитарная миссия, но и как работа, направленная на предотвращения исходящей от них социальной опасности.

В заключение добавлю: я бы не стал проецировать эти данные на современную российскую армию, которая строится на качественно иных моральных и нравственных основаниях и выполняет свой патриотический долг перед соотечественниками. Но и полностью не учитывать опыт других войн было бы неверно.

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение

– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно

разделяется на три компонента:Ид ,Эго иСупер-Эго .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованиюпринципа реальности , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .

Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса

, формированиемСупер-Эго и, как следствие, синфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детскиевнутрипсихические конфликты , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение

работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет местоизоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Что такое вытеснение?

Вытеснение (подавление, репрессия) — это тип психологического защитного механизма, который заключается в удержании определенных мыслей, чувств или побуждений вне сознания. Цель удержания неприемлемых желаний или мыслей вне сознания — предотвратить или свести к минимуму чувство тревоги.

Как работает вытеснение?

Этот процесс включает в себя выталкивание болезненных или тревожных мыслей в бессознательное для того, чтобы оставаться «в неведении» о них. Эта концепция была впервые выявлена и описана Зигмундом Фрейдом, сыгравшим большую роль в развитии психоанализа.

Важно отметить, что подавление — это нечто большее, чем просто уход от проблемы или попытка не думать о ней. Истинная репрессия, с точки зрения Фрейда, предполагает полное сокрытие чего-либо от осознания

Когда мысль, чувство или побуждение подавлены, вы даже не знаете, что они существуют. Однако, эти скрытые чувства могут по-прежнему оказывать влияние на ваше поведение и отношения.

Чтобы понять, как работает вытеснение, можно взглянуть на то, как Зигмунд Фрейд рассматривал ум — он считал, что человеческий разум во многом подобен айсбергу.

Подумайте, как выглядел бы айсберг, если бы вы смотрели на него сверху. Над поверхностью воды видна лишь небольшая вершина айсберга — это похоже на наше сознание.

Сознательный ум

Когда мы говорим о сознании, представляющем только «верхушку айсберга», мы имеем в виду то, что на самом деле видна лишь небольшая часть айсберга. Она включает в себя все мысли, чувства и воспоминания, которые мы в данный момент осознаем или которые можем осознать.

Бессознательный ум

Под поверхностью воды находится огромная часть айсберга, которая просто затмевает то, что находится над водой. Подводная часть подобна подсознанию — огромному резервуару импульсов, воспоминаний и мыслей, скрытых от нашего сознания.

Фрейд считал, что именно бессознательное оказывает определяющее воздействие на личность и может привести к психическому расстройству.

Мы можем не осознавать, что находится в бессознательном, но его содержание влияет на наше поведение различными способами. Помогая пациентам раскрыть свои бессознательные чувства, Фрейд понял, что существует некий механизм, активно сопротивляющийся этим усилиям, чтобы скрыть «неприемлемые» мысли.

Фрейд назвал этот процесс вытеснением, полагая, что он играет одну из важнейших ролей в психике человека. Он даже предположил, что вытеснение является «краеугольным камнем, на котором основывается вся структура психоанализа.»

Подавление было первым защитным механизмом, выявленным Фрейдом. Он считал его самым важным. Процесс фрейдистского психоанализа основывался на идее, что приведение бессознательных чувств в осознание может привести к облегчению душевного страдания.

Вытеснение — это механизм психологической защиты, при котором человек перенаправляет негативную эмоцию от ее первоначального источника к менее угрожающему реципиенту.

Классический пример защиты — вытесненная (смещенная) агрессия. Если человек злится, но не может направить свой гнев на источник без последствий, он может «выместить» свой гнев на человеке или вещи, которые представляют меньший риск.

Вместо введения

Говоря о психоанализе необходимо сказать, что он подразделяется на классический и современный. Когда мы говорим о первом, мы прежде всего имеем в виду теорию, разработанную австрийским психологом Зигмундом Фрейдом (1856 — 1939). Именно он впервые употребил данный термин для обозначение нового метода изучения и лечения психических расстройств.

В дальнейшем благодаря его ученикам и последователям теория развивалась, разрасталась и обрастала новыми идеями. Развитию психоанализа способствовали Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее неофрейдисты Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др. Их деятельность привела к тому, что современный психоанализ трудно представить в виде единой теории. Он проявляет себя скорее в совокупности различных направлений и практических подходов к решению проблемы сущности человеческой психики.

Эта ненавистная депрессия или помоги себе сам

«Небо затянуло облаками, которые, казалось, непроницаемой стеной заслонили солнце. Спрятавшись от людей в своём тесном и душном мирке, час от часу становилось всё тягостнее и невыносимее. От душевного одиночества и тоски хотелось выть на луну. Всё то, что прежде доставляло удовольствие и радость, раздражало и выводило из себя. Самосожаление достигло кризисной точки кипения. Казалось, что жизнь потеряла смысл или вовсе остановилась…» Так вполне можно было бы описать одну из миллионов схожих… Практическая психология Психологическая практика Подавленность Выход Лекарства Средства

Когда начинаются проблемы

Вытеснение создает проблемы, когда психика человека истощена болезнью, употреблением психоактивных веществ, слишком большой нагрузкой, создаваемой защитами.

Репрессия тогда лишь на время притупляет тревогу, но ситуация, в которой человек испытывает ее, не исчезает и не меняется. Вытеснение не позволяет адекватно оценить происходящее, себя, других людей.

Методы устранения вытеснений

Устранить вытеснение, как психологическую защиту совсем, невозможно, да и не нужно. Она необходима для сохранения психики от обилия болезненной и актуальной информации. Но, если вытеснение провоцирует нарушения, становится причиной невроза или более тяжелых состояний, то требуется помощь специалиста.

Избавиться от вытеснения, которое доставляет проблемы, можно в процессе работы с психологом или психотерапевтом.

Специалист выполняет роль зеркала, которое отражает все эмоции, мысли клиента, его боли и радости — то, что сам человек не может заметить.

Чтобы облегчить доступ к информации, спрятанной в бессознательном, применяются различные подходы. Очень эффективно работает метод свободных ассоциаций, используемый психоаналитиками, а также проективные методы — арт терапия, метафорические ассоциативные карты.

В процессе работы с бессознательным человеку удается проработать вытесненные желания и обиды (на родителей), выстроить максимально полное представление о себе, своих слабых и сильных сторонах, понять свои ограничения и их происхождение, сформировать новую, более актуальную Я-концепцию.

Определение в психологии

Забывание представляет собой естественный процесс, который заключается в полной или частичной утрате ранее воспринятой информации и проявляется в двух формах:

  • невозможности узнать и припомнить;
  • искажённом припоминании или узнавании.

Забывание – это потеря определённых сведений. Процесс может характеризоваться уменьшением силы следов материала, бесследным его исчезновением или утратой связи между отдельными элементами, приводящей к искажению данных.

Психологи предлагают две классификации, составленные по определённому признаку:

  • фильтрация несущественных сведений с помощью частичного или полного удаления их из памяти;
  • временное и длительное проявление вытеснения следов информации.

Также существует классификация причин забывания:

  • вытеснение данных на бессознательном уровне;
  • амнезия – форма психического расстройства;
  • подавление – сознательное вытеснение из памяти каких-то событий или поступков;
  • угасание и искажение невостребованных знаний;
  • интерференция – смешивание новых знаний со старыми воспоминаниями, мешающее запоминанию и приводящее к частичному забыванию.

Немецкий психолог Герман Эббингауз выявил закономерности исчезновения из памяти бессмысленного материала. Графическая кривая забывания отражает запомнившуюся информацию в процентном соотношении на определённый момент времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: