Метод цветовых выборов модификация восьмицветового теста Люшера. Введение
Метод цветовых
выборов представляет собой адаптированный
вариант цветового теста Люшера.
Разработчик
оригинального варианта данного теста
Макс Люшер — врач и социолог, доцент
кафедры психотерапии швейцарского
антропологического института в Базеле.
Его восьмицветовой тест — методика
чрезвычайно интересная, отличающаяся
от большинства психодиагностических
методик выбором стимульного материала,
который воздействует как мощный аккорд
одновременно на разные стороны
человеческой психики.
Разработка теста
базируется на чисто эмпирическом
подходе и изначально связана с
установкой на изучение эмоционального
и физиологического состояния человека.
В основе весьма эклектичной интерпретационной
схемы автора лежит социально-историческая
символика цветов, элементы
психоаналитического и психосоматического
подхода. Методика лишена сколько-нибудь
серьезного теоретического обоснования,
намеки на которое появились лишь в
поздних работах как самого Люшера, так
и его последователей (Г. Клар, Л. Буш, И.
Скотт, К. Флиннхауз, У. Гро и др.). Однако
попытки описать на основе данных
цветовых выборов типы личности
представляются неудачными, как это
будет видно из последующего анализа
накопленного в многолетнем исследовании
опыта автора данного руководства.
Терминологический подход при трактовке
выборов грешит бытовыми сентенциями и
не всегда созвучен общепринятому стилю
написания психологического заключения.
Вместе с тем опыт
применения восьмицветового теста
Люшера в отечественных условиях не
только подтвердил его эффективность,
но и позволил осмыслить его феноменологию
в контексте современного научного
мировоззрения. Его преимущество
перед многими другими личностными
тестами в том, что он лишен культурно-этнических
основ и не провоцирует (в отличие от
большинства других, особенно вербальных
тестов) реакций защитного характера.
Методика выявляет не столько осознанное,
субъективное отношение испытуемого к
цветовым эталонам, сколько его неосознанные
реакции, что позволяет считать метод
глубинным, проективным.
Научные разработки
проблемы восприятия цвета своими корнями
восходят к началу XX века и отражены в
теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца,
в работах Хартриджа, касающихся
многоцветного восприятия. Важная роль
изучения цветовой перцепции как
сопряженного психологического и
физиологического процесса подчеркивалась
многими исследователями (Ю. Ф.Поляков,
А. М. Иваницкий и др.)
Исследования М.
Люшера, выявившие диагностическое
значение цветовых выборов, привлекли
внимание множества отечественных
психологов и врачей (А. Аминев, А
М.Эткинд,
Е. Ф.Бажин, Н. В. Агазаде, А. И. Юрьев, П. В.
Янынин, О. В. Сафуанова, Л. Сивик, Г.
Э.Бреслав и многие другие).
Безотносительно
к цветовосприятию Л.М.Веккер, касаясь
физической основы предметности образа,
пишет следующее: «Рефлекторный процесс
формирования предметного образа… по
необходимости начинается с физического
взаимодействия носителя изображения
с его объектом… Процесс зрительного
восприятия, при всей своей специфичности,
продолжает оставаться физическим
взаимодействием между глазом и
воспринимаемым объектом». Однако
Люшер-тест предъявляет испытуемому не
какие-либо структурированные образы,
а всего лишь цвета. Каков же механизм
воздействия разных цветов на человеческую
психику?
Г.Е.Бреслав,2
опираясь на мнение многих других авторов,
считает, что мы ошибаемся, когда
рассматриваем цвет как свойство
материала. Он утверждает, что в природе
цвета нет, что цвет — «одна из особенностей
восприятия человека: наш глаз по-разному
ощущает потоки света с разными физическими
характеристиками. Большинство наблюдаемых
нами предметов сами не испускают
световые лучи, а видны потому, что
падающий на них свет рассеивается и
попадает в наши глаза». «То, что мы видим
как свет», — продолжает Г. Э.Бреслав, —
«представляет собой комбинированное
взаимодействие нескольких составляющих:
1) спектральное излучение цветового
потока из источника света; 2) физические
или химические свойства всех материалов,
пропускающих световой поток… 3) нервные
импульсы, возникающие при воздействии
преломленного света на зрительный
нерв; 4) переработка этих сигналов в
сочетании с сигналами других органов
восприятия — слуха, вкуса, обоняния,
осязания, а также с памятью». «Таким
образом, — подытоживает автор, — цвет
— это ощущение, возникающее в мозгу
человека как реакция на свет определенной
длины волны, попавший в сетчатку его
глаза».
Область применения
Данные, полученные из психологических прогнозов, могут быть использованы при консультировании и создании корректирующих программ для развития сферы чувств.
Особенно активно её применяют в качестве адаптационного теста у школьников первого класса для выяснения эмоционального отношения к школе и учебному процессу, а также для анализа взаимоотношений родителей с детьми и учителей с родителями.
Детские психологи и психотерапевты практикуют прогнозирование развития эмоционального компонента личности ребёнка для разработки эффективных корректирующих программ, направленных на решение проблем, которые могут быть вызваны характеристиками эмоциональной сферы, выявленными в ходе испытаний.
Кроме того, после прохождения задания удастся игнорировать негативные моменты психики ребёнка, создавая индивидуальный блок психологической защиты.
Техника «Домики» определяет происхождение эмоционального стресса для развития основных направлений коррекционной работы. Устранение негативных переживаний помогает реализовать личный эмоциональный потенциал ребёнка.
Прислушайтесь к себе
Выбирая цвета своей одежды или предметов интерьера, прислушивайтесь к себе. Даже если цвет считается красивым, модным и “правильным”, но вызывает у вас неприятные ассоциации, лучше будет от него воздержаться. Если отрицательная эмоциональная реакция очень сильная, то можно обратиться к психологу, который может помочь вам понять, что же стоит за этими ассоциациями и как можно от них избавиться. Но, в любом случае, слушайте себя и выбирайте те цвета, которые вызывают у вас приятные чувства.
Именно поэтому мы не будем в этой статье давать стандартных советов о том, что летом лучше использовать холодные цвета, а зимой – теплые, что красные и желтые цвета в интерьере возбуждают, а голубые и зеленые – успокаивают.
Это общие правила восприятия цвета человеком. Но лучше всего, если вы прислушаетесь к себе. Например, покупая обои, спросите себя – как мне этот цвет? Какие чувства возникают, когда я на него смотрю? А какие чувства мне бы хотелось, чтобы возникали у меня в этой комнате? И найдите тот оттенок, тот рисунок, который подарит вам нужное эмоциональное ощущение.
Давайте приведем небольшой пример. Например, вы выбираете в магазине одежду. Вам она идет, хорошо сидит. А как понять, какие эмоции будят в вас те или иные цвета одежды?
Попробуйте одеть вещи разных цветов и спросить себя – а как я в них себя чувствую?
Для начала можно задавать себе самые простые вопросы:
- Мне сейчас хорошо или плохо?
- Мне стало лучше или хуже?
Потом попробовать уточнить – например:
- Мне стало лучше – а как лучше?
- Я чувствую себя более уверенно, энергично, или, наоборот, расслабленно, спокойно?
Попробуйте поупражняться в этом. Для этого, если уж мы приводим пример с одеждой, не обязательно ее покупать. Достаточно просто померить. Можно отнестись к этому как к игре, тренировке, которая постепенно разбудит в вас новые ощущения и сделает вашу жизнь ярче.
Если вы будете чаще обращать внимание на цвета вокруг, то вам будет легче научиться чувствовать и в большей степени стать осознанным. Просто задайте себе вопрос – а как мне сейчас? Постарайтесь прислушаться к себе
Что такое цвет
Цветом называют субъективное восприятие мозгом человека видимого света, отличий в его спектральной структуре, ощущаемых глазом. У людей способность различать цвета развита лучше, чем у остальных млекопитающих.
Свет воздействует на фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал, передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) – зрительные образы головного мозга.
Таким образом, цвет – это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза — колбочек и палочек. При этом первые отвечают за восприятие цвета, а вторые – за остроту сумеречного зрения.
Какие эмоции вызывают различные цвета
Язык цвета известен маркетологам, специалистам по декору, художникам и всем тем, кто специализируется на визуализации чего-либо.
Как цвета влияют на эмоциональный уровень:
Синий
Синий — это цвет, который вдохновляет спокойствие и расслабляет. Он дает ощущение свежести и спокойствия, связан с небом и водой. Синий цвет — синоним чистоты, свободы, гармонии, верности, серьезности, безопасности, искренности и верности.
Какие эмоции вызывает зеленый цвет
Зеленый представляет природу и человечество. На эмоциональном уровне это цвет баланса, надежды и роста. В западной культуре он также представляет деньги и финансовую безопасность.
Но него также есть своя отрицательная сторона — это цвет яда, ревности и всего демонического.
Эмоции, связанные с фиолетовым цветом
В течение долгого времени фиолетовый был связан с королевской семьей, потому что он окутан аурой роскоши. Он был очень использован в живописи, чтобы дать ощущение элегантности. Более светлые оттенки фиолетового ассоциируются с весной и романтикой. Самые темные привлекают тайну и могут символизировать творчество.
Люди, которые носят одежду этого цвета, обычно проецируют, что они чуткие и аффективные, с художественными и творческими тенденциями.
Эмоции красного цвета
Выше уже упоминалось, что красный цвет связан с аппетитом, но это также цвет доминирования. С этим цветом можно уйти к двум крайностям: к любви и к войне.
Красный цвет связан со страстью, любовью, взрывом чувств, повышением адреналина, с энтузиазмом и эйфорией. Более светлые оттенки подчеркивают энергетические его аспекты, включая молодость, в то время как более темные связаны с силой.
Какие эмоции вызывает розовый цвет
Традиционно все привыкли, что розовый ассоциируется с женским, но также он связан и с дружбой, чистой любовью или деликатностью. Это цвет, который дарит спокойствие, расслабляет и навевает романтическое настроение. Также его используют для придания сладкого ощущения, поскольку розовый цвет связан с детством.
Зеленый цвет и связанные с ним эмоции
Зеленый всегда был синонимом надежды, здоровья и экологии. Наряду с синим цветом он обычно используется, чтобы вызвать расслабление и уверенность в личном благополучии.
Белый
Белый — цвет релаксации, и он обозначает свет, девственность, душевную невинность и чистоту. Это цвет, который часто применяют для создания спокойной атмосферы. Он вызывает ощущение покоя, безмятежности и очищает ум.
Белизна символизирует мир. Самым ярким примером этого является белый голубь мира.
Черный цвет и вызываемые им эмоции
Этот цвет проецирует элегантность, серьезность и официальность. Черный может казаться далеким и имеет некоторые отрицательные аспекты, потому что во многих культурах это цвет смерти и разрушения.
Он также вызывает негативные эмоции, такие как отчаяние, грусть, меланхолия, раздражительность, ожидание несчастья (черная кошка дорогу перешла). Это цвет таинственного и скрытого.
Синий
Он представляет свежесть, интеллект, умственное спокойствие, мир, безмятежность, хотя некоторым может показаться несколько холодным. Синий широко используется в качестве репрезентативного цвета в бизнесе, связанном с эмоциональным и психическим благополучием.
Серый
Серый считается нейтральным цветом, он подразумевает баланс, порядок, уважение и элегантность. Однако он также связан с посредственностью или дряхлостью. Светло-серый дарит покой, но и провоцирует упорство.
Эмоции оранжевого цвета
Оранжевый — цвет действия, движения и ободрения. Это веселый цвет, который повышает оптимизм и придает уверенности в себе. Он также связан с чувственностью. Однако избыток оранжевого усиливает беспокойство.
Желтый цвет
Желтый всегда связывают с изобилием и богатством. Он способен мотивировать, вызывать желание действовать, хотя в чрезмерных количествах он обычно провоцирует раздражение и некоторый дискомфорт.
Фиолетовый
Сиреневый, он же фиолетовый — это цвет, который генерирует ностальгические состояния. Но он очень двойственный, так как на разных людей действует по-разному, вызывая противоположные эмоции — от умиротворения до агрессии. Развивает интуицию, усиливает работоспособность, повышает концентрацию внимания.
Обработка и интерпретация результатов
Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов, персональных для каждого тестируемого.
Варианты записи результатов ЦТО
Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее предпочтителен, и отметить это в протоколе.
Протокол цветового теста отношений по А. М. Эткинду — таблица
№ | Цвет | Слова-стимулы | Валентность/ Нормативность | Значение цвета |
1 | Синий | Грусть, интерес, высокая мораль, свобода | ||
2 | Зеленый | Интерес, доминантность, интровертированность, жёсткие отношения в семье | ||
3 | Красный | Радость, гнев, экстравертированность, высокая сила при высокой активности, структурность | ||
4 | Желтый | Удивление, высокая активность при низкой силе, низкая моральная направленность | ||
5 | Фиолетовый | Эгоизм, неискренность, низкая сила при низкой активности | ||
6 | Коричневый | Слабость, зависимость | ||
7 | Чёрный | Страх, гнев, высокая сила при низкой активности | ||
Серый | Грусть, утомление, слабость, пассивность, непонимание |
Для записи результатов игры «Цветик-восьмицветик» авторами исследования рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому-то более удобным. Предлагаем вашему вниманию протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников.
Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик-восьмицветик» – таблица
Цвета в порядке предпочтения | Персонажи, ассоциированные с данным цветом | Понятия, ассоциированные с данным цветом |
Синий | младший брат | |
Красный | папа | детский сад |
Зелёный | мама | семья |
Жёлтый | я сам, бабушка | друзья |
Коричневый | воспитатель | |
Серый | ||
Чёрный | ||
Фиолетовый | старшая сестра, дедушка |
Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов по убыванию предпочтений.
Для чего создан тест Люшера?
Тест Люшера используется для измерения психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативных навыков. Идея автора основана на том, что восприятие цвета не является субъективным, а универсально, в то время как цветовые предпочтения наоборот субъективны и способны диагностировать текущее состояние человека.
Этот тест очень легок и быстр в прохождении, и одновременно считается «глубинным», созданным для специалистов, психиатров, психологов и врачей. Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, который вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект.
Он является проективной методикой и основан на том, что выбор цвета зачастую отражает направленность человека на определенного рода деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.
Автор теста
Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.
Топология цвета
Вокруг восприятия цвета в психологии велись споры в течение нескольких веков. В XIX веке И. Гете спорил с И. Ньютоном, в XIX Г. Гельмгольц отрицал идеи Э. Геринга.
Сегодня также существуют противоположные воззрения. Хотя в целом все признали, что в восприятии цвета доминантную роль играют физические, физиологические и психологические особенности, а не фактические проявления цветов.
С точки зрения физики цвета (см. рис) — это волны различной длины спектра видимого света (от 380 до 780 нм). Порядок следования цветов обычно представляется в круговой форме (т.н. цветовой круг).
Цветовой круг
Такое масштабирование с одинаковыми расстояниями образует систему цветов Оствальда (для США — атлас Мансела). Эти топологии (учение о месте) цветов важны также для психологии. Благодаря подобию в начале и в конце спектральной полосы соединяются в хроматический круг (для этого добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета).
В человеческой физиологии за восприятие цветов отвечают специальные световые рецепторы — колбочки сетчатки глаза (в то время как палочки отвечают за черно-белое зрение). Визуальная обработка происходит в нейронах сетчатки. Три типа колбочек неравномерно распределены и имеют разные степени восприятия различных диапазонов видимого спектра. Для волн большей длины доминируют желто-зеленые и желто-красные рецепторы, на волнах меньшей длины — синие. Соединенные с сетчаткой нервные клетки сокращают (без потери информации ) 3-канальную систему до 2-канальной (ради повышения скорости обработки ).
Эти два канала кибернетически дают четыре свойства цветов: красно-зеленый на одном канале, желто-синий на другом (с этим связан феномен контрастных цветов). Оба канала взаимодействуют. Красно-зеленый канал воспринимает волны длиной до 655 нм, сине-желтый — до 575 нм.
Наряду с недостатками большим преимуществом такой системы является то, что мы можем комбинировать смешанный свет в 128 оттенков цвета.
В мире существуют тетрахроматы — люди с четвертым типом колбочек, которые различают смесь красного и зеленого. Благодаря этому они способны видеть излучения, выходящие за пределы воспринимаемого человеческим глазом спектра и различают оттенки, которые обычный человек видит как идентичные. Например, пурпурный оттенок, который отсутствует в стандартном физическом спектре.
Природа вокруг нас
Наверное, с этого пункта можно было бы начать статью, потому что природа – главный источник ярких цветов и красок. Но, в то же время, для городского жителя средней полосы это не всегда так.
И если лето еще дарит нам достаточно цветов, то зимой начинает казаться, что их просто неоткуда взять. Конечно, главное правило – это просто периодически выезжать за город или ходить гулять в парк: вы в любом случае увидите новые оттенки, игру света и тени. Даже небо каждый раз будет своего цвета, чуть-чуть иного, чем вчера.
Пользуйтесь хорошей ясной погодой: если выдался хороший денек, пожертвуйте домашней уборкой – лучше прогуляйтесь на природе.
Не забывайте о пользе солнечного света. Настроение и цвет взаимосвязаны – и вы обязательно почувствуете это на практике. В дополнении к прогулкам можно вспомнить и о телепередачах на соответствующие темы, а также таких нестандартных “встречах” с природой, как посещение зоопарка, аквариума или ботанического сада (теплицы).
Главный цвет года
Начнем с того, что каждый год компания Pantone определяет главный цвет текущего периода.
В 2022 году главным признан цвет, сочетающий в себе фиолетовый и синий. Это новый оттенок для Pantone, так как его еще не было в палитре.
Цвет получил название Very Peri 17-3938 и олицетворяет сразу два качества — постоянство и хладнокровие синего и динамичность и загадочность фиолетового.
Главный цвет 2022 года. Источник — Pantone
В предыдущие года звания главного цвета удостаивались:
- 2017 — светло-зеленый цвет, который носит название Greenery и олицетворяет собой новые начинания. Символично, не правда ли?
- 2018 — ультра-фиолет
- 2019 — живой коралловый
- В 2020-м году фаворит — классический синий, который олицетворяет спокойствие и уверенность.
- В 2021-м году главными были признаны сразу два цвета — серый или как его еще называют «плодородная почва» и жизнерадостный желтый! PANTONE 13-0647 Illuminating!
Главные цвета 2021 года. Источник — Pantone.ru
Так же, немаловажную роль играет сочетание цветов, и их использование в различных ситуациях передачи информации.
Проведение диагностики среди дошкольников и детей более старшего возраста
Ребёнку в индивидуальном порядке предоставляется список людей, входящих в его непосредственное окружение, а также перечень важных понятий. Например:
- «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «моё настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки» и так далее — подборка для малышей;
- «учёба», «родители», «друзья», «питомец» и прочее — для ребят 7–11 лет;
- «работа», «семья», «деньги» и другие понятия — для подростков.
Для детей 3–6 лет таких понятий можно придумать около 10, детям 7–8 лет представить 12 штук, а ребятам 9–12 лет и старше подобрать около 14
Как вариант, этот список можно разработать вместе с испытуемым, попросив его ответить на вопрос: что для тебя сейчас важно? Подросткам понятия лучше давать в готовом виде
Инструкция для детей 3–8 лет (короткий тест):
- Ребёнок пишет (или взрослый делает это за него) концепты.
- Затем экспериментатор на светлом нейтральном фоне на столе раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера.
- Взрослый просит соединить слова с 1–2 оттенками представленного спектра. Следует оговорить сразу, что тона могут повторяться, а сходства не должны основываться на внешних характеристиках. Например, если мама ходит в красном халате, то не стоит только поэтому присваивать ей соответствующий цвет. А вот сравнение «бабушка» и «жёлтый» вполне приемлемо, так как этот член семьи дарит теплоту (как солнце).
- Экспериментатор фиксирует выбор ребёнка в протоколе.
- Испытуемому даётся время (20–30 минут), чтобы отвлечься, поиграть.
- Затем вновь раскладываются карточки с цветами.
- Малышу предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего карточку соответствующего тона нужно убрать.
-
Повторять эти действия со всеми цветами полагается до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок.
Алгоритм проведения теста среди ребят 9–16 лет (полная диагностика):
- Экспериментатор называет понятие.
- Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходяшего до неподходящего (относительно этого понятия).
- Взрослый записывает порядок названных оттенков в протокол.
- Действия повторяются в работе над всеми остальными понятиями.
- Тестируемый отвлекается на посторонние дела (примерно на полчаса).
- Затем ребёнок выбирает самый приятный для себя оттенок из хаотично разложенных перед ним карточек Люшера.
- Экспериментатор убирает выбранный цвет, сделав соответствующую пометку в протоколе, и снова просит определить приятный тон.
- Работа продолжается до последней, самой неприятной для испытуемого карточки.
Небольшие шаги – каждый день
Здесь стоило бы вспомнить и про принцип маленьких шагов – каждый большой успех или какое-то достижение складывается из небольших ежедневных действий. Попробуйте делать что-то каждый день – и однажды вы поймаете себя на том, что в вашей жизни что-то меняется в лучшую сторону.
В качестве иллюстрации вспоминается один пример из жизни.
Марина – мама, жена и хороший специалист. Вполне успешный по общественным мерками человек. Но в какой-то момент она поймала себя на мысли, что живет “на автомате”. Она крутится “как белка в колесе”, в какой-то момент забыв, а зачем все это нужно? А главное – она вдруг поняла, что жизнь стала серой и унылой.
Она вроде бы успешна, вокруг все хорошо. Но что-то не так. Ей все труднее встать утром с постели, а выходные проходят так, как будто их и не было. Она поняла, что не получает от жизни удовольствие.
Мы попытались разобраться, а чего ей не хватает, чего она ждет? И Марина вдруг поняла, что она как будто ничего не чувствует. Она что-то делает, думает, планирует. Но там, где нет чувств – там не может быть и радости, удовольствия, удовлетворения. Рассказывая о том, как она живет, Марина часто употребляла слова – все серо, однотонно, неинтересно.
Изменения начались с похода на фотовыставку. Марина вдруг открыла для себя новый мир. Она увидела, что фотография чем-то похожа на живопись, и фотограф не просто делает картинку или запечатлевает некий факт, а может передать настроение, эмоцию. Увидев произведения мэтров фотографии, Марине вдруг захотелось сделать что-то похожее.
Фотоаппарат дома был, и она стала все чаще брать его с собой. Мир вокруг ожил: в нем появились и цвета заката, и нежные оттенки весенней зелени, и отражение небесной синевы на глади пруда в парке. Фотоаппарат стал как будто окном в мир, через которое привычные вещи стали казаться иными. В мире вокруг появились краски.
Теперь и дорога на работу и с работы, и обеденный перерыв стали наполняться новыми фото-экспериментами
Марина начала обращать внимание на то, что ее окружает. Ей захотелось в фотографиях передать не просто картинку, а эмоцию
Сделать так, чтобы фотографии были более выразительными. А здесь ведь стоило и себя спросить – а какую эмоцию я чувствую, что я хочу передать?
Именно это стало еще одним ключом, который помог Марине обнаружить в себе чувствующее “Я”. И жизнь стала более наполненной. Марине стало легче понимать, чего она хочет, а значит, стало легче и двигаться к своим целям, и создавать жизнь такой, как ей приятно. И, что интересно, семья не осталась равнодушной к ее переменам – ведь жена и мама стала чаще бывать в хорошем настроении.
Вот так поход на фотовыставку помог нашей героине обрести новые краски не только в окружающем мире, но и в своей жизни.
Надеемся, что наши советы помогут вам добавить в вашу жизнь яркие краски, которые обязательно подарят вам новые чувства и эмоции. А значит, ваша жизнь станет более наполненной и интересной!
Если у Вас возникли какие-либо вопросы по статье:
“Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?”
Вы можете задать их нашему психологу online:
Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!
Психология восприятия цвета: как с помощью цвета улучшить настроение?: https://psyhelp24.org/vospriyatie-tsveta/