Введение в теорию и практику психосинтеза
12 октября 2019 г.
Основы классического психосинтеза: теория, понятийный аппарат, методы работы с клиентами, психотехнологии и психотехники. Теория и практика. Области применения. Развитие внимания, воли осознанности. Как нужно работать с собственными субличностями: исследование, познание, именование, определение дальнейшей стратегии. Эволюция субличностей. Социальные роли, внутренние актеры. Практика отождествления — разотождествления.
Восточная версия психосинтеза. Основные идеи восточной версии психосинтеза. Почему в современной России нужна современная версия психосинтеза? Психосинтез как универсальный механизм психики и накопления опыта. Психосинтез и накопление опыта. Как измерить внешние и внутренние накопления человека? Внешний и внутренний психосинтез. Шкалы баланса.
Новый взгляд на дезинтеграцию психики. Понятие Присутствия (чувство «Я» или Хозяина самого себя). Эволюция сознания как постепенная интеграция субличностей.
Новая пирамида потребностей. Как комбинация потребностей и внимания создает картину мира? Восемь базовых картин мира и методы работы с ними
Техника работы с вниманием. Внимание и воля. Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями
Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом
Искусство работы с внешними и внутренними сопротивлениями. Применение подходов, идей, практических методов и упражнений восточной версии психосинтеза для решения психологических проблем клиентов, связанных с дезинтеграцией сознания и травматическим опытом.
Психотехники, упражнения, опросники, психодинамические графики, ролевые игры.
Моральный садист — кто это?
Моральный садист – это человек, склонный к психологическому унижению и насилию, получающий от этого внутреннее удовлетворение.
Какие предпосылки формируют у человека наклонности морального садиста?
- Нередко представленная наклонность формируется у детей в ранние годы при отсутствии должного внимания со стороны родителей, преобладающего в окружении насилия и оскорбления.
- Перенесенное оскорбление, эмоционального, физического направления, нередко более сурового, нежели заслужил сам ребенок.
- Первопричиной может быть психическое отклонение одного из родителей, которое может «перенимать» ребенок. Сюда можно отнести наркотическая или алкогольная зависимость родителей.
Как распознать садиста?
Им присущи определенные признаки:
- явное презрение к окружающим людям, знакомым, незнакомым – в большинстве своем это приобретает скрытую форму;
- даже маленькая мелочь может вызвать у морального садиста обиду и проявление открытого оскорбления, нехарактерного для данных особ;
- они восхищены другими, более сильными и яркими садистами, мечтают достичь их уровня.
К их характерным отрицательным чертам стоит отнести такие, как:
- Они постоянно воспитывают партнера, знакомого, детей и соседей, не с позиции похвалы, а критики и упреков, подавлении собственного мнения, инициативы.
- Также моральные садисты всегда будут манипулировать и играть чувствами партнера. Но такое поведение дозволено самому садисту — на других не распространено.
- Использование всех людей из своего окружения, но садисту угодить нереально – вместо похвалы партнер будет получать критику, унижение.
- Всегда разрушает планы, надежды партнера, радость партнера вызывает раздражение, мрачный вид, ставится запрет на получение удовольствия извне.
- Постоянное унижение потенциальной жертвы приносит массу удовлетворения, садист приписывает другим несуществующие отрицательные черты.
- Садисты могут закатывать скандалы на ровном месте, гнев будет постоянно присутствовать в общении.
- Мстительность – важная черта характера морального садиста, регулярный контроль поступков и слов, решений партнера.
Важно!Моральных садистов можно встретить как среди женщин и мужчин в равной степени. Разграничение по половой принадлежности психологи не проводят
Понятие разотождествления
Под растождествлением понимается определенная техника, с помощью которой личность может выявить свое «Я», отбросив эмоции, роли и качества. Именно роли с эмоциями являются основной причиной того, что человек постоянно под что-то подстраивается и не может контролировать ситуацию. Подобное поведение можно сравнить с обувью, которая говорит вам куда необходимо идти, а также с кем поддерживать связь.
Именно с образом «Я» у индивида часто складывается единое отождествление, при этом вырабатывается оно на основании восприятия окружающими. Так, например, человек со шрамами на лице ведет себя очень стеснительно, может замкнуться в себе, а при желании общаться хоть с кем-то начинает подлизываться к людям. Эти шрамы он воспринимает как что-то уродливое и считает, что они отпугивают окружающих.
Отождествляться с богатством и властью может и некий бизнесмен, купающийся в деньгах. Однако если какая-то ситуация приведет его к краху, оставив у разбитого корыта, то индивид будет убежден, что его личность полностью разрушена.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Некоторые определения
Во время дискуссий и докладов на протяжении последних лет мы выяснили, что три наших базовых понятий часто трактуются неверно и требуют дополнительного прояснения. Прежде всего, мы используем термин сепарация, или отделенность, для обозначения интрапсихического достижения чувства отделенности от матери и посредством этого от всего мира как такового. (Это то самое чувство отдельности, которого не может достичь психотичный ребенок.) Такое чувство отдельности постепенно приводит к ясным интрапсихичес-ким репрезентациям себя как отличного от репрезентаций объектного мира (Jacobson, 1964). В случае нормального развития действительное физическое отделение (происходящее в повседневной жизни) является важным вкладом в ощущение
ребенком себя как отдельного человека, но это именно чувство существования в качестве отдельного индивида, а не факт ощущения себя физически отделенным от кого-то, который мы будем обсуждать. (На самом деле, при некоторых отклоняющихся от нормы условиях факт физической сепарации может привести даже к большему, сопровождающемуся приступами паники отрицанию факта отделения и к галлюцинаторному симбиотическому союзу.)
Во-вторых, аналогичным образом мы используем термин симбиоз (Mahler, Furer, 1966) для обозначения скорее интрапсихических, а не поведенческих феноменов. Можно сказать, что симбиоз – это скорее предполагаемое состояние. Мы имеем в виду не столько прилипчивое поведение, сколько часть примитивной когнитивно-аффективной жизни, в рамках которой дифференциация между собой и матерью не происходит совсем или стирается в результате регрессии. На самом деле, для этого необязательно требуется физическое присутствие матери, такое состояние может базироваться на примитивных представлениях о единстве и/или скотомизации или отрицании противоречащих восприятий (см. также: Mahler, 1960).
В-третьих, Малер (Mahler, 1958a, b) еще ранее рассматривала ранний детский аутизм и симбиотические психозы в качестве двух тяжелейших нарушений идентичности. Мы используем термин идентичность для описания самого раннего осознания чувства собственного бытия, существования – ощущения, которое, как мы полагаем, частично включает в себя катектирование тела либидинальной энергией. Это не чувство «кем я являюсь», но «что я существую»; это самый ранний шаг в процессе развития индивидуальности.
Адаптация
С точки зрения истории развития психоанализа адаптацию начали изучать довольно поздно. Основоположником рассмотрения адаптации с психоаналитических позиций стал Хартманн (Hartmann, 1939). Возможно, это связано с тем, что в клиническом психоанализе взрослых столь многое исходит от самого пациента – от его имеющих давнюю историю черт характера и доминирующих фантазий. Но в работе с младенцами и детьми адаптационный процесс поражает наблюдателя своей силой. Изначально развитие ребенка протекает в матрице материнско-младенческого диадического союза. Какую бы приспособленность к ребенку ни демонстрировала мать, и вне зависимости от того, насколько она чутка и эмпатична, мы твердо убеждены в том, что свежая и пластичная способность ребенка к адаптации и его потребность в ней (в стремлении получить удовлетворение) значительно сильнее, чем у его матери, чья личность со всеми ее характерными паттернами и защитами уже жестко и часто ригидно организована (Mahler, 1963)
Формирование ребенка связано с попытками подстроиться под стиль и образ действий матери, – неважно, представляет ли она здоровый или патологический объект для такой адаптации. Метапсихологически, фокус динамической точки зрения – конфликт между импульсом и защитой – в ранние месяцы жизни гораздо менее важен, чем он станет впоследствии, когда структуризация личности вызовет к жизни интра- и интерсистемные конфликты первостепенной важности
Напряжение, травматическая тревога, биологический голод, эго-аппарат и гомеостаз являются околобиологическими понятиями, которые соответствуют самым ранним месяцам жизни и являются предшественниками соответственно психической тревоги, сигнальной тревоги, оральных или других импульсов, эго-функций и внутренних механизмов регуляции (защит и черт характера). Адаптивный подход в большей степени соответствует ранним стадиям развития, поскольку, когда ребенок рождается, необходимость адаптации максимально велика. К счастью, ребенок готов к адаптации благодаря пластичности и несформированности своей личности, которая развивается под влиянием окружающей среды и необходимости приспособиться к ней. Адаптационные способности имеются у ребенка уже в раннем младенчестве.
Происхождение
В 1909 году К.Г. Юнг написал Зигмунду Фрейду об «очень приятном и, возможно, ценном знакомстве, нашем первом итальянце, докторе Ассаджиоли из психиатрической клиники во Флоренции». Однако позже тот же Роберто Ассаджиоли (1888–1974) написал докторскую диссертацию «Псикосинтез», в которой начал отходить от психоанализа Фрейда к тому, что он называл психосинтезом:
Развивая психосинтез, Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в том, что исцеление детской травмы и развитие здорового эго были необходимыми целями психотерапии, но считал, что человеческий рост не может ограничиваться одним этим. Изучая философские и духовные традиции Востока и Запада, Ассаджиоли стремился обратиться к человеческому росту, выходящему за рамки норм хорошо функционирующего эго; он также хотел поддержать расцвет человеческого потенциала в то, что Абрахам Маслоу позже назвал самоактуализацией , и, более того, в духовные или надличностные измерения человеческого опыта.
Ассаджиоли представил подход к человеку, который мог бы затрагивать как процесс личностного роста — интеграции личности и самоактуализации, так и надличностного развития — это измерение, которое можно увидеть, например, в пиковых переживаниях (Маслоу) вдохновенного творчества, духовного озарения, и объединяющие состояния сознания. Кроме того, психосинтез распознает процесс Самореализации, контакта и отклика на свои самые глубокие призвания и направления в жизни, который может включать в себя как личное, так и надличностное развитие, либо оба.
Психосинтез, таким образом, является одним из самых ранних предшественников как гуманистической психологии, так и трансперсональной психологии , даже на несколько лет до разрыва Юнга с Фрейдом. Концепция Ассаджиоли имеет сходство с экзистенциально-гуманистической психологией и другими подходами, которые пытаются понять природу здоровой личности, личную ответственность и выбор, а также актуализацию личности; аналогично его концепция связана с областью трансперсональной психологии, которая сосредоточена на высших состояниях сознания, духовности и человеческих переживаниях за пределами индивидуального «я». Соответственно, Ассаджиоли входил в совет редакторов как журнала гуманистической психологии, так и журнала трансперсональной психологии .
Ассаджиоли представляет две основные теоретические модели в своей основополагающей книге « Психосинтез» — модели, которые на протяжении многих лет оставались фундаментальными для теории и практики психосинтеза. Эти две модели представляют собой 1) диаграмму и описание человеческой личности, а вторая 2) этапную теорию процесса психосинтеза (см. Ниже).
Избранная библиография
- Roberto Assagioli Psychosynthesis: A Collection of Basic Writings. ISBN 0-9678570-0-7
- Roberto Assagioli The Act of Will. ISBN 0-670-10309-8
- Roberto Assagioli Jung and Psychosynthesis. New York: Psychosynthesis Research Foundation.
- Piero Ferrucci What We May Be: Techniques for Psychological and Spiritual Growth Through Psychosynthesis. ISBN 0-87477-262-1
- Molly Young Brown Unfolding Self: The Practice Of Psychosynthesis. ISBN 1-58115-383-X
- John Firman and Ann Gila Psychosynthesis: A Psychology of the Spirit. ISBN 0-7914-5534-3
- Will Parfitt Psychosynthesis: The Elements and Beyond. ISBN 978-0-9552786-0-0
- Jean Hardy A Psychology with a Soul: Psychosynthesis in Evolutionary Context. ISBN 0-14-010218-2
- Henryk Misiak and Virginia Staudt Sexton Phenomenological, Existential, and Humanistic Psychologies: a Historical Survey. ISBN 0-8089-0814-6
- На русском языке
Книги
Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.
Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.
«Аутогенная тренировка – профилактика неврозов»
В последние годы аутогенная тренировка (АТ) с успехом применяется не только для терапии неврозов, но и при стенокардии, психофизиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, начальной стадии гипертонической болезни, нейродермитах и других заболеваний. АТ способствует снижению эмоционального напряжения, чувства тревоги и дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на состояние основных физиологических функций и регуляцию обменных процессов в организме. При этом нормализуется сон, улучшается настроение, происходит активация всей личности человека.
Заниматься аутогенной тренировкой лучше всего сидя или лёжа в тихой и спокойной обстановке. Первая стадия АТ – включает в себя пять упражнений.
- Вызывание ощущения тяжести.
- Вызывание ощущение тепла.
- Регуляция ритма сердечной деятельности.
- Регуляция дыхания.
- Влияние на органы брюшной полости.
- Влияние на сосуды головы.
Все упражнения выполняются с закрытыми глазами, формулы самовнушения повторяются только на выдохе. После выполнения упражнений рекомендуется посидеть спокойно в течение одной минуты и лишь за тем выводить себя из состояния аутогенного погружения, произнося формулу: «Согнуть руки, глубоко вздохнуть, на выдохе открыть глаза». На освоение каждого упражнения отводится около 2 недель, а на весь курс – 3 – 4 месяца.
Направление используют
|
Психологический проект «Творческое начало» (Москва), Тренинговый центр «Дизайн Судьбы» (Москва), Анна Киреева (Москва), Институт психотерапии и клинической психологии (Москва), Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Москва), Региональное сотрудничество Института психотерапии и клинической психологии (Москва), Сообщество психологов, семейных психологов и психотерапевтов «Центр современной психологии Psychologist O.D.» (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва), Центр «Настоящее» — Творческая Мастерская (Москва), Центр психологического консультирования «Псиград» (Москва), Татьяна Завалишина (Оренбург), Академия современных психотехнологий «АТОН» (Санкт-Петербург), Семейный психологический центр «Шестое чувство» (Белгород), Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа (Ростов-на-Дону), Академия практической психологии (Набережные Челны), Международный Институт Системной Психологии (Санкт-Петербург), Тренинговый центр «Акцент» (Красноярск), Клуб саморазвития и роста «Я Буду!» (Санкт-Петербург), Компания Volchek Group (Санкт-Петербург), Центр психологии «Счастливая жизнь» (Иркутск). Ещё организаторы 22 |
||
|
Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Арина Сункаровна Искандирова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Николаевна Жарикова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Ирина Геннадьевна Давыдова (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Нина Чахмахчева (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва), Юлия Алексеевна Моисеева (Москва). Ещё тренеры 183 |
||
|
Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Вандышева (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва), Юлия Константиновна Евдокимова (Москва), Анастасия Евенко (Москва), Андрей Николаевич Токарев (Москва), Анжела Львова (Москва). Ещё консультанты 174 |
Три составляющие нашего «Я»
Данная модель также помогает рассмотреть свое «я», задаться вопросом: «Кто я есмь?» Писатель Иша Шваллер де Любиц (Jcha Schwaller de Lubiez), наш проводник по мистицизму Древнего Египта, предлагает трехсоставное «я»- робот, постоянный свидетель и духовный свидетель. Робот соотносится с механически проживаемой жизнью, когда отсутствует всякое сознательное саморазвитие. Мы можем отнести это к экзотерическому пути, который обеспечивает человека общими установлениями, догмами и верованиями для жизни. Постоянный свидетель развивается посредством таких практик, как осознание. Они вырабатывают самосознание, характерной чертой которого является такое внутреннее качество, как отстраненность. Третья составляющая «я» представляет истинную основу универсального бытия где исчезает личное. Духовный свидетель — это чистое сознание, которое наблюдает. Удивительно то, что реальное «я» оказывается вовсе не обособленным «я», а всем целым. Развивая модель, представленную Ишей Шваллером де Любицем, мы видим, как действуют две противоположные силы. Сдвиг от желаний личности в сторону устремлений духовного свидетеля составляет действие духовного пути. Такая перемена в (само)отождествлении может совершаться по-разному.
Личность желает:
- Продолжения своего пребывания на земле;
- Относительных ценностей этого временного существования;
- Интеллектуальной информации, служащей мирским интересам, — общественным, научным, деловым;
- Посредственности, поскольку крайности никогда не найдут общественного одобрения и не принесут социальных выгод;
- Прагматизма, под которым подразумевается все, что согласуется с мирскими расчетами и логическими доводами.
Духовность желает:
- Единения с человеком и тем самым преображения его в вечное существо;
- Абсолютных ценностей, которые нетленны;
- Интуитивного знания;
- Чувства «исключительности» как трамплина, посредством которого можно преодолеть человеческие ограничения и превратить грехопадение в возможность для эволюции;
- Неизменной любви к реальности;
- Любви к жизни ради ее самой;
- Любви к беспристрастной любви.
Махариши описывает три этапа отождествления с трансцендентным. Он именует эти три состояния космическим сознанием, божественным сознанием и единым сознанием. Космическое сознание характеризуется появлением духовного свидетеля, наблюдателя за высшим. Это сознание способно наблюдать, оставаясь совершенно отрешенным от всех феноменов, оставаясь бодрствующим, даже когда тело спит. В состоянии божественного сознания весь мир представляется наполненным святостью. Здесь духовный свидетель вновь исчезает. Наконец, предстает единое сознание.
Цели работы с субличностями:
Мы учимся распознавать разнообразные, противоречивые стороны своей личности. При этом мы принимаем все свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное. Мы повышаем уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им, усиливать друг друга. Мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей. Снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности – своего истинного Я.
Работа с субличностями состоит из следующих этапов:
Осознание и распознавание. Данный процесс включает развитие способности отождествления и разотождествлени я со своей субличностью.
Принятие. Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на негативные стороны своей личности и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом и т. д. Через принятие происходит сознательный поворот к болезненному содержанию.
Координация и трансформация. Этап начинается с переструктурирования старой системы верований. Ограничивающие и деструктивные ценностные системы подвергаются изменению и трансформации для того, чтобы расширить собственное восприятие мира, в котором переплетены структуры субличностей.
Интеграция. Любая интеграция подразумевает единство различных элементов, которые зачастую обладают противоположной природой. При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества.
Синтез. Синтез имеет место в том случае, когда две или большее количество субличностей готовы сформировать новое целое. При синтезе индивидуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Синтез позволяет “Я” и “трансперсональному Я” свободнее выразить себя через личность и ее качества. Как этап индивидуального развития синтез, последняя стадия трансформации, является поистине эволюционным этапом, фиксирующим изменение парадигмы.
4. Постижение своего истинного “Я”
Это выявление или создание объединяющего центра “Я”. Сущность постижения истинного “Я” заключается в расширении узкого поля личного сознания, в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего “Я” с высшим “Я”. С позиции психосинтеза истинное “Я” рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности – ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности. В результате истинное “Я” может функционировать как объединяющий центр, координирующий взаимодействие всех остальных элементов личности. Истинное “Я” – это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс, достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта.
Отличительные черты характера
На это указывают такие признаки и характерные черты садиста:
- регулярные упреки и оскорбления в адрес жертвы, необоснованная критика и принуждение к определенным действиям;
- сама жертва всегда подчинена решению садиста и это придает последнему уверенности в своей правоте;
- после общения с моральным садистом – возникает ощущение чувство унижения, подавленность состояния, слезы и тревоги.
Важно!Главная цель каждого морального садиста – унижение и подчинение жертвы, выражая так собственное достоинство. При сопротивлении со стороны более сильной личности – моральный садист будет переходить в статус жертвы
Выбор идеальной модели своего желаемого я.
Для этого подбирается образ, достижение которого потребует хотя и больших, но доступных для данного человека усилий. Ассаджиоли делит выбираемые идеальные Я-образы на два основных типа:
- характерные для интровертов образы внутреннего, духовного совершенствования, достижения внутренней гармонии;
- характерные для экстравертов образы лиц, достигающих общественно признанного успеха в различных сферах деятельности.
Важно, чтобы выбранный образ соответствовал типу личности клиента — выраженного интроверта или экстраверта. При этом следует помнить: у многих эти различия не выражены ярко, более 30% людей являютсяамбавертами
Таким людям Я-образы подбираются, исходя из других наклонностей, способностей и интересов.
14 стр., 6999 слов
Роль личности педагога в организации внеклассной работы младших школьников
… человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность — есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные … определяется в основном интересами учащихся. При вовлечении младших школьников в кружковую работу появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов …
2. Конструктивное использование всех энергетических ресурсов.
Имеется два основных энергетических источника:
— Энергия бессознательного, высвобождающаяся в результате анализа, «вскрытия» различных личностных комплексов и причин неврозов. Ее нужно направить в конструктивное, созидательное русло — трансмутировать
(перевести в иное качество).
Это целенаправленный (с помощью терапевта) процесс на пути к идеальной модели личности.
— Энергия врожденного стремления человека к самосовершенствованию, обретению гармонии в слиянии со своим высшим (истинным) Я, высвобождающаяся на разных уровнях личности.
3. Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых»элементов личности. Они выявляются в анализ модельных компонентов идеального Я. С этого момента начинается работа над их формированием и совершенствованием. Некоторые психосинтетики добавляют работу над устранением или уменьшением влияния элементов, мешающих гармонизации личности на пути к идеальному Я, одновременно по внутреннему и внешнему путям:
А) Внутренний путь — самовнушение, что необходимые элементы идеального Я уже присутствуют и развиваются до нужного уровня.
Б) Внешний путь — действенное формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, выдержки, самоконтроля …) и психических функций (внимания, памяти, воображения …) путем систематической тренировки.
Здесь используются бихевиористские методы: тренинг умений (и качеств), систематическая десенсибилизация или негативное подкрепление мешающих элементов.
4. Гармонизация структуры личности.
Осуществляется четкое распределение и закрепление иерархической зависимости различных имевшихся в наличии, скорректированных и вновь сформированных элементов личности в соответствии с выбранной идеальной моделью.
Работу на этой ступени, являющейся завершением всего психосинтеза, сравнивают с творением красивой музыки из гармоничного соединения отдельных нот, которые существовали и до этого, но, будучи неправильно распределены, доставляли мучение и исполнителю, и слушателям.
5
Образ вожатого
… Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, … старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. …
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, … интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить …
Психология личности преступника
… причиной совершения деяния, в силу каких индивидуальных психологических особенностей личности в сложившихся условиях человек действовал преступным образом. Изучение личностных предпосылок преступного поведения необходимо для понимания мотивов …
Карл Роджерс и терапия, центрированная на клиенте.
… человека. Терапевт должен также доверять клиентам … невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное … что поведением личности движут …
Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия
Согласно данной психотерапии, лечение пациентов проводится в несколько этапов.
- Поведенческий анализ. Пожалуй, самый длинный этап. Психотерапевт на данном этапе тщательно подходит к созданию оптимальной схемы терапии, разрабатывает план лечения.
- Полный серьезный план лечения разрабатывается на втором этапе. Когда проблемы пациента выявлены, их коррекция становится важнейшей задачей психолога.
- На последнем этапе у пациента сформировываются поведенческие навыки.
Врач в результате поведенческой психотерапии постепенно учит пациента необходимым поведенческим навыкам, которые могут помочь ему существовать в обществе. Особое значение имеет желание пациента к развитию, его мотивация и нацеленность на результат.
С чем работает нарративный подход
Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:
— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.
— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.
— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.
— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения — потерявшим кров, работу, родителей и близких.
Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.
Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.
В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет — он доступен любому.
Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.
В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию Нарративный подход в психологии. Часть 2, где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.
Особенности
Трансперсональная психология – это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.
Психологи этого научного направления изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.
Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.