Что такое потребности человека. виды и их сущность

Как не стать зависимым

Порой личность испытывает постоянное желание, которое перерастает в зависимость, например: много есть или спать. Этому способствуют психологические и физические проблемы со здоровьем. Существует целый перечень заболеваний психики, который связан с пищей. Такие болезни имеют аббревиатуру РПП, она расшифровывается как расстройство пищевого поведения. К нему относятся:

  • чрезмерная худоба (анорексия);
  • булимия при нездоровом контролировании массы тела;
  • переедание;
  • стремление к здоровому и правильному питанию;
  • бигорексия.

Справится с такими отклонениями поможет специалист. Если вовремя к нему не обратится, могут возникнуть дополнительные психические нарушения:

  • депрессия;
  • невроз;
  • тревожное состояние;
  • ПТСР.

Излишний аппетит говорит и о гормональных болезнях в организме, которые возникают при приеме каких-либо лекарственных средств. Если вы заметили постоянную тягу к еде и это продолжается уже длительное время – срочно обратитесь к врачу за помощью. Такая частая потребность в пище и сне – это признак разного рода психологических или физических нарушений. Например, людям, страдающим от хронических проблем со здоровьем, отдых нужен больше, чем здоровым индивидам. Однако в крепком организме может возникнуть такое состояние, как гиперсомния (чрезмерный сон и проявление постоянной сонливости). Она проявляется после стрессовых ситуаций, при продолжительном периоде без расслабления, при приеме медицинских препаратов. Также она может возникать при следующих причинах:

  • травмирование головы;
  • депрессивного состояния;
  • уремия;
  • апноэ.

Чтобы не быть заложником нужд физиологии – прислушивайтесь к вашему организму и предотвращайте тревожные сигналы, обращаясь к врачу или психотерапевту.

Авторство

Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.

Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи

По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.

Таблица

В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.

Уровень Определение Краткое объяснение
Физиологический Объединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью.
  • мы дышим, для этого важен свежий и чистый воздух;
  • спим не менее 7 часов в сутки на удобной постели;
  • едим, поэтому постоянно пополняем запасы пищи;
  • нам нужна одежда, чтобы защититься от погодных изменений и выйти в свет;
  • мы бережем здоровье.
Безопасность Необходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких.
  • ребенок плачет, когда уходит мама, потому что теряет защиту;
  • мы живем в теплых домах;
  • закрываем двери на замок;
  • получаем социальные гарантии на работе;
  • страхуем имущество и здоровье.
Социальный Включает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность.
  • любим похвалу;
  • ищем друзей;
  • вступаем в сообщества;
  • выходим замуж и женимся;
  • участвуем в мероприятиях;
  • ходим в гости.
Престиж и репутация Напоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества.
  • мечтаем выиграть конкурс;
  • получить звание;
  • написать книгу;
  • вести свой блог;
  • войти в профессиональный рейтинг.
Познавательный (творческий) Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта.
  • путешествуем;
  • получаем второе образование;
  • проходим курсы;
  • участвуем в тренингах и семинарах;
  • изучаем методики познания.
Эстетический Помогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство.
  • посещаем выставки и музеи;
  • коллекционируем предметы искусства;
  • ходим на концерты, спектакли;
  • украшаем свой домлепим, рисуем, творим
Духовный Высший уровень потребностей в гармоничном развитии личности.
  • ищем свой путь;
  • пересматриваем систему ценностей;
  • обращаемся к наставникам;
  • реализуем планы и мечты.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Запросы

Запросы
— потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Компании, серьезно относящиеся к , затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят , чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые . Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан.

Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.

Классификация потребностей

Все желания имеют множество градаций в зависимости от признака.

По происхождению бывают:

  • врождённые;
  • простые приобретённые – в основе лежит личный опыт;
  • сложные приобретённые – строятся на своих умозаключениях.

Приобретённые в детстве потребности и те, которые появляются у человека во взрослом возрасте относятся к культурным. Формируются под воздействием социума, в соответствии с условиями жизни человека, часто являются вариативными – на их появление повлияло общество, культурные ценности и привычки.

Типы по уровню сложности:

  • биологические – основаны на жизнедеятельности организма;
  • социальные – связанные с жизнью и взаимодействием с членами социума;
  • духовные (идеальные) – появляются, как желание познавать окружающий мир и самого себя.

Классификация:

  1. По сферам деятельности: необходимость перерывов от работы, трудовой деятельности, деловой и дружеской связей, приобретении знаний.
  2. По объекту: биологические, блага и услуги, этические, эстетические, духовные.
  3. По субъекту: индивидуальные, групповые, общественные, коллективные.
  4. По значимости: второстепенные и доминирующие, периферические и центральные.
  5. По роли: естественные (природные) и обусловленные культурой.
  6. По критерию постоянства: ситуативные и устойчивые.
  7. По интенсивности переживания: слабые и сильные.
  8. По характеру осознаваемости: осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые.

Также разделяют по характеру деятельности:

  • нацеленная достижение желаемого в еде;
  • направленная на оборону;
  • познавательная;
  • сексуальная;
  • игровая;
  • коммуникативная.

Градация происходит исходя достигаемых целей:

  • покой, восстановление сил и работоспособности;
  • когниция;
  • коммуникация;
  • биологическая;
  • трудовая.

При этом список можно продолжать, выявляя всё новые личностные потребности, характеризующие индивида.

По теории Симонова и Ершова существует 3 группы потребностей:

  1. Витальные – обеспечивают существование человека как вида и как индивида. Самая яркая биологическая потребность – необходимость в экономии сил.
  2. Социальные – определяют как желание справедливости, относиться к социальной группе, лидерства, соблюдать нормы, быть в центре внимания.
  3. Познавательные – получение знаний о мире вокруг нас, жажда найти новую информацию, необходимость определить новые способы достижения цели.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности

Пирамида потребностей по Маслоу и примеры

Согласно учениям Абрахама Маслоу человеческие нужды следует делить на уровни и располагать их в виде ступеней от простых к сложным (от низших к высшим). Возникновение более сложных потребностей возможно только после удовлетворения простых.

Например: желание поспать и удовлетворить голод (простая) будет первой ступенью. Более сложная потребность – в дружбе и общении – будет только после удовлетворения первых.

5 ступеней по Маслоу

Пирамида Маслоу из 5 ступеней:

  1. Физиологические: еда, вода, сон, воздух, размножение.
  2. Безопасность: здоровье, стабильность, личная безопасность, имущество, сохранность жизни.
  3. Социальные: дружба, сексуальные отношения, семья, общение.
  4. Признание: самооценка, уважение окружающих, уверенность в себе.
  5. Самореализация (потребность в созидании – стремление в выявлении и развитии личностных возможностей): творчество, саморазвитие, самосовершенствование.

7 уровней потребностей

Работа Маслоу над изучением основных потребностей привела к расширению стандартной пирамиды. Основные потребности, обеспечивающие выживаемость остались неизменны.

  1. Физиологические – низший уровень
  2. Безопасность.
  3. Любовь – необходимость на уровне чувств и эмоций ощущать любовь.
  4. Уважение – одобрение, признание со стороны социума.
  5. Познавательные способности – необходимость познавать новое, развиваться, знать больше.
  6. Эстетика – желание жить в гармонии, красоте, порядке.
  7. Самореализация – потребность в деятельности, проявлении себя, достижении своих целей, реализация планов – высшая ступень.

Взаимосвязь между нуждами разного уровня определяется личностными качествами человека. В расширенной версии пирамиды Маслоу потребности высшего уровня могут перекликаться между собой.

Несоответствие потребностей и возможностей ведёт к проблемам физического и психологического характера

Важно уделять особое внимание себе, прислушиваться к своим внутренним желаниям

Как прийти к гармонии?

Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи. Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности. Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы

Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого

И натолкнуть на какие-то мысли. К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.

Научная деятельность

Первый самостоятельный проект Маслоу удостоили ученой степени, работа основывалась на наблюдениях за колонией обезьян. Исследуя сексуальную жизнь приматов с точки зрения бихевиоризма, молодой человек анализировал каждую особенность.

После защиты диссертации Абрахам обосновался в Нью-Йорке, где познакомился с представителями еврейских интеллектуальных кругов. Альфред Адлер, Макс Вертгеймер, Курт Гольдштейн и Карен Хорни стали соратниками и коллегами в конце 1930-х годов.

Поначалу ученый увлекался трудами Джона Бродеса Уотсона, а потом понял, что они ориентированы на лабораторный эксперимент. Практическое рассмотрение концепции сложной человеческой натуры завладело умом мужчины в нужный момент.

Став профессором Бруклинского колледжа, Абрахам представил гуманистическую теорию личности, опираясь, в отличие от психоаналитиков, на сознание нормальных людей. На первом этапе изучения этой многогранной и сложной темы он написал ряд интересных, но недопонятых статей.

Пришлось разделить исследовательскую работу на три в равной степени важных этапа, объединение которых привело к появлению знаменитой пирамиды Маслоу. Иерархия человеческих потребностей и проявлений индивидуальных аспектов была представлена американцам в начале 1950-х годов.

Новые понятия соединились с определениями самоактуализации, бытийных ценностей, метамотивации и реализации дефицитных нужд. Мир «пиковых переживаний», описанный в зрелых работах, для многих ученых-современников был чужд.

В книге «Мотивация и личность» содержались наброски теории, впоследствии принятой Карлом Роджерсом и коллегами из разных стран. Противники нового подхода к аналитической психологии видели в выдержках и цитатах алогизмы и явный обман.

Психолог Абрахам Маслоу Несмотря на это, диаграмма, иллюстрировавшая потребности человека, приобрела популярность у представителей прогрессивных интеллигентных кругов. Проект посчитали вкладом в развитие экономики и менеджмента наряду с десятками специализированных основополагающих трудов.

Движение от физиологии и стремления к безопасности к познанию, эстетике и самоактуализации выявило в современном обществе обособленные группы людей. К числу индивидов, постепенно прошедших уровни пирамиды, относились Авраам Линкольн, Олдос Хаксли и Альберт Эйнштейн.

Наглядное графическое изображение эволюционного развития личности стало величайшим достижением науки в начале 50-х годов. Оно появилось в ряде учебников по классической психологии, распространенных на территории американских и европейских городов.

Автор возглавил факультет и кафедру в исследовательском Университете Брендайса и стал президентом ассоциации психологов из десятка разных стран. Таким образом, статьи и книги, написанные Абрахамом Маслоу, явились достоянием французов, русских, немцев и англичан.

Американец тесно сотрудничал с периодическими изданиями — «Журналом трансперсональной психологии» и рядом еженедельных газет. Благодаря грамотным консультациям десятки талантливых проектов, подтвержденные экспериментами, вышли в свет.

На закате жизни Маслоу поддерживал команду исследователей из калифорнийского института Эсален, основанного в 60-х годах

Он также уделял внимание работе тематических научных сообществ, основные идеи которых известны в просвещенных кругах

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

1

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

2

Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

3

Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

4

Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

5

Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Что такое потребности

Термин “потребность” изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.

По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.

По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.

Основные признаки

В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И “потребность” – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:

  1. Они постоянно изменяются. Это связано не только с тем, что в процессе жизни у человека разные приоритеты, но также и с тем, что потребности зависят от характера человека, его мировоззрения, жизненных устоев и ценностей;
  2. Они динамичны. Это значит, что они могут совершенствоваться в процессе становления личности человека;
  3. Они зависят от того, какую жизнь ведет человек. Что это значит? Во-первых, каждая личность складывается в процессе социализации. Это означает, что человек и его потребности зависят от его окружения, интересов, занятий. Во-вторых, полученная профессия и навыки также видоизменяют стремления индивида;
  4. Возможность регресса. В данном случае человек может вернуться на предыдущие стадии, если первичные потребности не будут удовлетворены в должной мере.

Основные положения и эволюция моделей сестринского дела

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль ме­дицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило разви­вать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных мо­делей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «тео­рия» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.

Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до нача­ла 1970-х гг. В настоящее время единый подход к определению природы и структуры сестринского дела отсутствует. Различные модели отражают существующие концепции сестринского дела в разных странах. Это позволяет оценить их преимущества и недо­статки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее поли­тики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, ре­лигии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каж­дая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».

Автор одной из моделей считает, что медицинская сестра должна помогать пациенту удовлетворять потребности, связанные с само­уходом, и оказывает ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели медицинская сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить за­болевания, ими вызванные (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щито­видной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).

Социальная самореализация

Данный вид реализации личностного потенциала больше остальных коррелирует с духовным ростом личности. Почему? Социальная самореализация — это прежде всего самоотдача человека, умение что-то бескорыстно и добровольно делать для других.

Часто люди реализуются через социум благодаря различной волонтерской деятельности. Социальные работники, к примеру, физически и морально помогают тем, кто находится за гранью бедности или пережил стихийное бедствие. От помощи окружающим индивид получает духовное вознаграждение и развитие личности в данном направлении. Материальная награда в данном случае не является для индивида приоритетом, целью самореализации.

Что такое потребности?

У каждого человека есть необходимость что-то иметь. То есть у него возникает потребность, которая требует удовлетворения. Если он не получит того, что хочет, то будет чувствовать себя дискомфортно в физиологическом и психологическом плане.

Если вам хочется есть, то вы будете не только испытывать чувство голода. Мысли начинают вертеться вокруг пищи, ухудшается физическое и психологическое состояние, могут появиться злость и раздражение. Но настроение сразу улучшается после приема пищи. Потребность удовлетворена и жизнь кажется намного лучше.

Синонимы к слову «потребность»  – необходимость, нужда, спрос. То есть потребность представляет собой спрос на предметы, функции, людей. Неудовлетворенные потребности  — это внутренние возбудители активности. В разных ситуациях они проявляют себя по-разному.

Любой человек имеет определенный набор потребностей. Причем базовые потребности у всех индивидуумов похожи. Различие состоит только в их силе и количестве.

Количество потребностей зависит от той среды, в которой вырос человек. Если, к примеру, он воспитывался в семье музыкантов, то музыка будет для него неотъемлемой частью жизни

Если же человек вырос в проблемной семье, где даже не всегда был сыт, для него важное значение будут иметь самые основные потребности: в пище, сне, отдыхе, сексе

Когда человек испытывает потребность в чем-либо, то он начинает искать возможность избавиться от этой необходимости. Когда же получает желаемое, испытывает удовлетворение и удовольствие.

Голод заставит идти в магазин или кафе, покупать еду. Но вот потребность удовлетворена, и уже хочется совсем другого, например, вздремнуть. После возникнет потребность, поболтать с друзьями, заняться творчеством и т.п. Конца потребностям не будет. Они появляются у новорожденного малыша и заканчиваются только в момент смерти.

Составляющие успеха при самореализации

Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:

  1. Наличие творческого потенциала.
  2. Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
  3. Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
  4. Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
  5. Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.

Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.

Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.

Список

Дыхание

Организм нуждается в кислороде, и даже незначительный его недостаток приводит к необратимым последствиям. Дыхание – наиболее важная физиологическая потребность. Хотя бы потому, что если его приостановить на пять минут – может наступить биологическая смерть. В лучшем случае – кома, но повреждения мозга будут настолько серьёзными, что возвращение к нормальной жизни станет невозможным.

При недостатке кислорода человек испытывает слабость, усталость, ему сложно соображать. Появляется отдышка и головная боль

Поэтому важно проводить больше времени на природе. Чаще прогуливайтесь по парку, выбирайтесь к реке или на море, помогите организму насытить кровь кислородом

Тогда каждая его клетка обогатится и сможет дольше прослужить вам.

Питание

Процесс пищеварения выполняет три основные функции:

  • обеспечивает организм необходимыми веществами, которые помогают поддерживать его жизнедеятельность, а также вырабатывают новые клетки.
  • наполняет энергией, которая растрачивается ежесекундно и позволяет вести активный образ жизни, бороться за своё существование.
  • передаёт информацию, необходимую для того, чтобы поддерживать связь с природой, частью которой он является.

Человек испытывает голод тогда, когда количество углеводов и прочих питательных веществ, что находятся в крови, снижается. В пищевой центр, что находится в головном мозге, а точнее, в гипоталамусе, поступает сигнал, формирующий возбуждение. Которое исчезнет только после ощущения насыщения. И это возбуждение настолько значимо для организма, что вся энергия, вырабатываемая им, будет направлена только на то, чтобы удовлетворить потребность в пище. Вот почему, когда человек голодный, он не способен думать о чём-то, кроме еды.

Потребности человека: ключевые моменты

Потребности человека – это требования организма. Они могут быть как физическими, так и психологическими и существуют всегда, но заявляют о себе, когда появляется нехватка чего-то. Каждая личность ощущает потребность как физический или духовный дискомфорт. Например, чувство голода – это проявление на уровне тела, а эмоции – на уровне психики. У человека появляются потребности с момента зарождения (ещё в утробе), на протяжении жизни их становится больше, они видоизменяются и полностью исчезают только после смерти.

Потребности человека влияют на мышление, восприятие мира. Недаром говорят: «У кого что болит, тот про то и говорит»

Острая необходимость получить что-то фиксирует всё внимание личности на тех объектах, которые могут помочь сделать это

Мы всех судим по себе

Есть Вы и Вы считаете себя неким эталоном. У Вас есть набор убеждений, психологических проблем, детских травм и модели поведения. Допустим, Вы считаете, что жить нужно честно или если Вы водитель, то всегда должны включать поворотник при маневре.

Что будет, если другой человек сделает  что-то не правильно с Вашей точки зрения? Вы начнете его осуждать и ставить себя выше него, Вы же эталон, верно? К примеру, едете за рулем и перед Вами таксист не включает поворотник, вклинивается в Ваш ряд. Вы начинаете сильно злиться и ругаться, ставить себя выше других. Ок, а что делать, тогда? Читайте следующую тему.

Значение в жизни человека

Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.

Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.

Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне “золотой середины” (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.

Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.

Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: