Феномен селфи: автопортрет или эволюция нарциссизма

Случай Дэнни Боумана

Одной из поворотных точек в отношении медиков к селфи стал скандально известный случай 19-летнего Дэнни Боумана в 2014 году в Британии. Дэнни проводил около 10 часов в день, делая порядка 200 селфи-снимков. Около 10 снимков он делал сразу после пробуждения. В ежедневных попытках добиться «правильной» фотографии, он бросил учёбу, похудел на 14 кг и в течение полугода не выходил из дома. В итоге он попытался убить себя, когда не смог сделать идеальное фото: расстроенный неудачными попытками, Дэнни наглотался таблеток. От неминуемой смерти его спасла мать.

Фото с сайта lifeasahuman.com
Дэнни Боуман

«Я постоянно пытался снять идеальное селфи, а когда понял, что не могу, захотел умереть. Я потерял друзей, образование, здоровье и почти потерял жизнь», – говорил он позже корреспондентам издания The Mirror.

Его признали первым в Великобритании селфи-наркоманом и отправили на лечение в психиатрический госпиталь Maudsley. В рамках лечения у Дэнни периодически забирали смартфон на 10 минут, постепенно увеличивая интервал до 30 минут и часа. «Это было мучительно, но я знал, что должен это сделать, если хочу продолжать жить», – говорил в интервью Sunday Mirror Боуман.

Экстрим-селфи ‒ самое опасное проявление болезни

В обществе уже существуют десятки поз для фотографирования себя, и теперь у них есть название. Болезнь селфи продолжает распространяться в социуме, несмотря на заявления учёных об опасности и проведение телепередач на эту тему. Вот самые модные селфи-позы 2020 года:

  1. Фото в лифте. Любимый вариант селфи многих знаменитостей, в том числе политиков. Одним из самых популярных стало фото Дмитрия Медведева в лифте Дома Управления Российской Федерации. Этот кадр набрал около двухсот тысяч оценок в «Инстаграме».
  2. Губы уточкой. Самое частое селфи у представительниц женского пола. Фото самого себя с губами, собранными бантиком, сейчас, наверное, лидер селфи.
  3. Груфи – это групповое фото, набирающее стремительную популярность у молодёжи. Одним из популярнейших считается американское груфи на вручении «Оскара». Специально для таких снимков китайские производители увеличили возможности фотокамер мобильных телефонов и планшетов.
  4. Фитнес-селфи. Фотография сделана с помощью зеркала в спортзале. Очень популярное селфи и у девушек, и у мужчин. На пике славы фитнес-селфи Джастина Бибера со стройным телосложением и милой улыбкой.
  5. Релфи. Самоснимок со своей второй половинкой: очень трогательно, но назойливо и хвастливо, вызывает негатив у большинства. Но есть и исключения, например, релфи Анджелины Джоли с Бредом Питтом.
  6. Фото в туалете. Очень распространено ‒ буквально каждая вторая девушка имеет в арсенале такое фото. И знаменитости также фотографируют себя в туалете.
  7. Белфи. Автопортрет с выпячиванием ягодиц. Естественно, такую несуразицу делают только девушки. Но мужчины такой разновидности селфи ставят высокие оценки.
  8. Фелфи. Автопортреты с участием животных.
  9. Фото ног. Нередки снимки нижней части ног в обуви преимущественно.
  10. Автопортрет в ванной.
  11. Экстрим-селфи. Именно этот вид настораживает. Вышла на экраны телевидения про болезнь селфи передача, в которой дали интервью самые популярные экстремалы по селфи. Такой вид самоснимка делается в момент опасности и риска для жизни человека, например, при нахождении на высоте, с агрессивными животными, во время катастрофы, в космосе, в полёте и т. д.
  1. Эмоциональная зависимость от человека и как избавиться от нее

Ой, получилось резко, я крут!

– Что это за критерии, почему они не применимы? И какие сегодня критерии?

– Раньше критерием являлось, в первую очередь, техническое качество. Сейчас это само собой разумеющийся фактор, который даже как-то неудобно обсуждать. Картинка в любом случае будет технически лучше, чем то, что делалось 30, 50 или, тем более, 70 лет назад.

Я ни в коей мере не пытаюсь принизить выразительные возможности пленки как инструмента. Безусловно, у нее, с точки зрения пластики изображения и определенных, чисто визуальных характеристик, есть свои особенности, которые пока цифровой процесс сымитировать не может, особенно если мы говорим о печати руками черно-белой классической картинки на черно-белую бумагу. Получить аналогичный отпечаток цифрового качества фантастически сложно, дорого и почти невозможно, это так.

Но в том, что касается собственно изображения, не самого отпечатка, а изображения, безусловно, цифра на голову выше. И потому критерии технологической качественности уже мало применимы, а новых критериев пока нет.

Пока не случилось того, что в свое время произошло в литературе: в какой-то момент стало ясно, что фишка не в том, чтобы писать грамотно, а в том, чтобы писать интересно. И тогда стали возникать вопросы: а что такое интересно? Что такое хорошая литература и плохая литература? Я, конечно, немножечко упрощаю для образности, но это было примерно так.

– Формирование литературы шло даже не одно столетие…

– Да. Но сейчас общество живет быстрее, скорость обмена информацией гораздо выше, поэтому процесс формирования фотографии тоже идет существенно быстрей. Но, в любом случае, на сегодняшний день требования к фотографии не сформированы, не существует единой фотографической среды, фотография как изобразительный язык только-только сумела отлепиться от критерия «ой, получилось резко, я крут!».

Еще пять лет назад для многих получение технически качественной картинки являлось мерилом профессионального или полупрофессионального успеха. Сейчас этого уже недостаточно, этим сложно удивить.

– То есть, по большому счету на сегодняшний день фотография – это формирующееся явление?

– Да, в последние полтора века фотография каждое десятилетие переживала какой-нибудь очередной взрыв, но крупных прорывов было немного. Первый взрыв – само появление фотографического процесса.

Второй произошел в 1900 году, когда фирма Kodak выпустила камеру Kodak Brownie, которая сделала фотографию доступной для любителей, потому что «you press the button – we do the rest», «вы нажимаете кнопку – мы делаем все остальное». То есть не надо ничего знать ни про пленки, ни про проявители, ты берешь камеру, потом отсылаешь ее в компанию, и тебе присылают проявленные картинки.

Камера Kodak Brownie

Следующий бум – появление цвета. И сейчас – появление цифры. Это знаковые моменты, которые меняют историю фотографии.

Но тут важно другое: фотография в России – это совсем не то же, что фотография в мире, особенно, если под миром мы понимаем, скажем, Европу или Штаты, потому что в силу различных исторических причин в России фотография не воспринималась как искусство в последние 60–70, а, может быть, и 80 лет

Снимок с отдельными частями тела без лица — активность и хвастовство

Выставляя фото, на котором только ноги, человек подсознательно хвастает перед подписчиками в соцсетях: «Я двигаюсь, я чего-то добиваюсь, поэтому и так классно отдыхаю!» При этом обратите внимание на положение ног: если лодыжки перекрещены — это признак психологической закрытости человека, он никому не расскажет о своих настоящих чувствах

  • Если носки повернуты друг к другу, как бы косолапя, это свидетельствует о неуклюжести в жизни, о нерешительности и невозможности противостоять стрессам. Такую личность легко вывести из равновесия.
  • Если носки врозь, а пятки вместе, такой человек уверенно идет по жизни, устойчиво стоя на ногах. Он умиротворен и доволен положением дел.
  • Если на фото две пары ног — тот, кто выставил фото, сообщает миру, что он не один, но при этом не готов рассказать, кто его вторая половинка. Это немой посыл: «Кто со мной — не ваше дело!»
  • Снимки, на которых только рука, вытянутая вперед, чаще всего — со стаканчиком кофе, характеризуют человека как душевного и эмоционально возбудимого. Он легко переключается с восхищения на возмущение, с любви на ненависть, со слез на смех. И такие «качели» в его настроении делают общение с ним интересным. Если при этом рука крепко сжимает какой-то предмет — это активный человек, готовый при необходимости начать действовать.

Природа явления

По мнению неравнодушных к явлению селфи специалистов, селфизм обычно возникает у людей с низкой или неустойчивой самооценкой, недовольных своей жизнью и самими собой. Такие люди, как правило, сильно страдают от комплекса неполноценности и компенсируют его, фотографируя себя и выкладывая снимки в интернет. Получая в результате этого лайки и комментарии, они добиваются ощущения недостающего им одобрения и таким образом повышают для себя свою значимость. Каждый лайк воспринимается таким человеком как похвала, и в дальнейшем эта похвала становится необходимой. В итоге, не получая нужного количества лайков или не получая их вовремя, пользователь-селфист печалится, затем раздражается и злится и может впасть в сильный стресс.

Фото с сайта flocku.com

Также современные психологи утверждают, что при помощи видеокамер в смартфонах, селфи и социальных сетей простые смертные получили достаточно устойчивую иллюзию приближения своей жизни к жизни селебрити

Сработал алгоритм: «Пусть я немногого достиг в своей жизни, но смотрите – я, как и все знаменитости, запечатлён на снимках в разных ситуациях, мои снимки опубликованы, я привлекаю внимание своих друзей и знакомых – значит, я тоже звезда»

Симптомы зависимости

Признаками селфимании считается следующее:

  • человек делает минимум три фотографии себя в день;
  • выкладывает данные фото в социальные сети для всеобщего обозрения;
  • в дальнейшем человек не рассматривает снимок, он теряет актуальность, важны лишь поставленные лайки и комментарии;
  • из-за селфи возникают опасные для жизни ситуации;
  • делая селфи, человек теряет нить разговора с собеседником, постоянно отвлекается;
  • возникает агрессивная реакция на замечания людей;
  • чувство потерянности, внутренней тревоги, если разряжен телефон, нет фотоаппарата, нечем фотографировать.

В любом случае, индивид тратит очень много жизненного времени на то, что сначала фотографирует все подряд, затем обрабатывает фото, выкладывает его в интернет, пишет описание, отвечает на комментарии. Если в день выложено примерно 30 фотографий, то все свободное, впрочем, и рабочее время тратится на это, а не на самого себя.

Человек выматывается психологически, чувствует себя лишенным жизненных сил, хотя ничего толком за день и не сделал. Такое времяпровождение является непродуктивным, ведет к регрессу.

Минусы «селфи». Психические расстройства личности

  • Глубока неудовлетворенность. Это может быть связано с подростковой инфантильностью. Сегодня можно встретить много людей, которые, так сказать, в детстве «не на бесились», «не на гулялись», которых в детстве «не до любили». В связи с чем, повзрослев, они стараются дополучить это, показывая соответствующее поведение. Такие люди позже всех заводят семьи, склонны к частому смены работы или профессии, они демонстративны и постоянно ищут положительной оценки их поведению со стороны окружающих. Сегодня, отличным способом одобрения служат социальные сети с «лайками». Чем больше такие люди получают «лайков», тем большую удовлетворенность они чувствуют.
  • Неуверенность в себе. Трудности в принятии своей внешности, страх быть отверженным. Неуверенные в себе люди также ищут одобрения и поддержки со стороны окружающих. И здесь им тоже приходят на помощь социальные сети. Это идет из подросткового возраста, когда у человека не произошло принятие себя, своего тела. Если копать глубже, то можно выявить, что это может быть связано с отсутствием образа отца (любящего и принимающего девочку какой она есть). Чтобы вызвать интерес и восхищение сверстников, поделиться своими переживаниями (отсутствие мамы или близких подруг), а также компенсировать отсутствие любви и ласки в семье, все чаще подростки выкладывают свои фотографии в сеть. Но к сожалению не только подростки, но и вполне взрослые люди.
  • Невроз навязчивых состояний. Это критичное состояние любителей «селфи». Невроз навязчивых состояний можно наблюдать у людей делающих по 100 фотографий в день, в поисках единственной, для демонстрации в сети. Чрезмерная увлеченность, может привести к тому, что без специальной помощи человек не сможет справиться. Многие зарубежные специалисты даже прописывают антидепрессанты, которые помогают почувствовать большую удовлетворенность жизнью.
  • Дисморфофобия. Психическое расстройство, когда человек твердо уверен, что у него имеется какой-то дефект на теле или лице, либо он обеспокоен даже самыми незначительными особенностями своего тела. Окружающие могут никогда не замечать этих дефектов, но человека это может настолько тревожить, что порой это доходит до параноидальных переживаний и стремлений исправить что-то в себе, посредством пластики, ботакса и т.п. Такие люди постоянно смотрят в зеркало, чтобы найти лучший ракурс. В некоторых случая, такие люди избегают социального общения и компенсируют его, посредство выкладывания фотографий в соц.сети.

Что такое фототерапия

В современной психологии есть один очень эффективный, но простой метод изучения и коррекции личности — фототерапия — то есть анализ фотографий для выявления жизненных сценариев, скрытых переживаний, потребностей и желаний клиента. Фототерапия позволяет увидеть со стороны многие детали, которые остаются за кадром повседневной жизни, потому что фотокамера запечатлевает малейшие нюансы. Она работает очень быстро, и поэтому выхватывает естественные проявления человека, даже когда мы пытаемся «делать лицо».

Фототерапия хороша тем, что на фото мы можем посмотреть на себя как бы со стороны, и если быть внимательными и честными с самими собой, то можно узнать очень многое о себе, о своих отношениях с окружающими людьми и о своем восприятии мира.

Нередко психологи и психотерапевты просят клиентов принести фотографии определенного периода их жизни, чтобы с их помощью проникнуть в суть переживаний тех лет, узнать о том, чего клиенты могут не помнить и не осознавать.

Исследование своих фотографий — это очень увлекательное и в то же время полезное занятие, которое помогает лучше осознать себя и свои подсознательные стремления. Поэтому мы предлагаем вам в течение ближайших дней заняться фототерапией, а мы вам в этом поможем.
Вы готовы?

Мы с вами будем исследовать следующие виды фотографий:

  • селфи,
  • фотографии со значимым для вас человеком (например, с мужем или с любимым мужчиной),
  • фотографии других людей, которые вы снимали (подруги, знакомые, дети и т.д.),
  • фотографии окружающего мира, которые вы снимали,
  • семейные фотографии (родители, бабушки, дедушки и т.д.).

Поэтому приготовьте заранее примерно по 10 фотографий каждой категории, то есть 10 селфи, 10 фото с партнером, 10 семейных фотографий, 10 фотографий других людей, которых вы фотографировали, и 10 фотографий окружающего мира, которые вы снимали.

Если есть возможность, то распечатайте эти фотографии, чтобы с ними было удобнее работать, или же скомпонуйте их на компьютере так, чтобы вы могли посмотреть на них одновременно, перелистывать их, и вам было удобно их изучать.

Начнем с селфи.

Перестать бояться осуждения

Негативный комментарий – это конечно неприятно. Но после первых десяти дизлайков уже становится не так страшно. А после ста обидных высказываний в ваш адрес вы просто перестаете воспринимать их как личное оскорбление, понимая, что всем мил не будешь. Поэтому, любовь к селфи – это прекрасная возможность научиться работать с негативом и правильно воспринимать критику в свой адрес.

Как видно, селфи может запросто стать болезнью. Но если к нему относиться с умом, то ничего страшного в нем нет. Не впадайте в крайности. Не превращайте свою жизнь в погоню за удачным кадром, и тогда все у вас будет просто отлично. Пусть ваши страницы пестрят интересными фотографиями, но они должны оставаться лишь фото, которые ни к чему вас не обязывают и влияют на вашу личную жизнь. Удачных кадров!

Веселые картинки

— Мы понимаем, что в социальные сети постят картинки подростки, жители крупных мегаполисов или люди творческие. Какой-нибудь живущий в центральной Айове или в Теннеси реднек, который с утра до вечера пашет, сеет и пьет по вечерам с друзьями пиво в одном-единственном в городке придорожном баре, вряд ли будет много постить в Instagram, правда? Скорее, это будет делать его дочка, которой очень хочется вырваться из этого мирка.

Возьмем обычный день обычного, среднестатистического человека — вот такой девочки или офисного человека, что, в принципе, в рамках нашего разговора, одно и то же. Что у них в жизни происходит? В целом, ничего. Ощущение, что жизнь — это ежедневная муторная рутина, одно и то же. Раза два в год человек вырывается куда-то на отдых, получает радость. Бывает, у него иногда случаются какие-нибудь трагедии: кто-то из родственников может умереть, он может заболеть, может разбить машину, может случиться пожар.

Но все то обыденное, что с ним происходит, вызывает у него только отвращение, он хочет от этого убежать. Все то страшное, что у него происходит, он не хочет транслировать наружу, потому что, с одной стороны, сор из избы не выносят, с другой, исходно существует социальное осуждение: нытиков не любят. И что ему остается постить? Только то, что у него хорошо. Все остальное либо не интересно и не вызывает желания об этом рассказать, либо это то, что он внутренне воспринимает как социально неприемлемую активность.

— Получается, что пытаясь самоопределиться с помощью фотографий или селфи, человек себе же создает миф о себе, создает некую сказку. То есть он не самоопределяется, в таком случае, не нащупывает эти границы?

— Безусловно, такое самоопределение весьма однобоко. Но ущербно ли оно по сути? Нет. Это, скорее, опять же лакмусовая бумажка того, как нам наша культура предлагает себя воспринимать. Ведь пока ты не проявляешь социально одобряемой активности, ты не существуешь. Тебя просто нет! Наше медийное пространство выстроено именно так: если тебя нет в медийной среде, тебя нет нигде!

Почему возникает навязчивое желание делать селфи?

В первую очередь «самофотографированием» увлеклись тинейджеры. Этому есть простое объяснение: в подростковом возрасте происходит становление социального Я

На первое место по важности выдвигается вопрос: «Каким меня видят окружающие (особенно ровесники и друзья)?»

Однако виртуальное сообщество очень часто дает неадекватную реакцию в виде оскорблений, негативных комментариев или равнодушия. Многие автоматически ставят лайки всем фотографиям в ленте. Таким образом, тинейджеры оказываются дезориентированными и тщетно ищут способы все время получать позитивную реакцию, все сильнее попадая под влияние мнения пользователей социальных сетей.

Если взрослый человек оказался в плену селфи-мании, это может говорить о низкой самооценке, инфантильности, и аналогичном желании получить одобрение социума.

«Тут он выхватил бластер и стрельнул»

– Мы остановились на том, что в России критериев современной фотографии, в общем-то, не существует. Вернее, пока наши критерии – большая камера, маленькая камера, крутая тачка или маленькая машина. Какие критерии сформировались в западной фотографии?

– Я бы тебя поправил – пока в России не существует общепринятых критериев… Ведь в литературе, если бы нас не учили этому в школе, по большому счету, тоже не было бы общепринятых критериев.

Возьми 100 человек, которых не учили в школе литературе. Допустим, русскому языку учили, они умеют грамотно писать, они выросли в разных семьях, в разных средах. Один работает на заводе, другой лабухом в ресторане, третий решает дифференциальные и интегральные уравнения и строит ядерный реактор, четвертый пишет картины. Но никто из них никакой серьезной литературы не читал. Ну, вот так получилось.

А потом ты даешь каждому десять книжек: например, Бродского, Булгакова, Хемингуэя, Пушкина, Дарью Донцову, сценарий к «Звездным войнам», и спрашиваешь: «Ребята, что из этого хорошо?» Очевидным образом, что каждый из них будет отстаивать свой порядок ценности этих книжек. Если ему не объяснить, что хорошо, что плохо, то, грубо говоря, его оценка будет зависеть от культурной среды.

Титоны и река Снейк. Фото Энсела Адамса (1942 г.)

– Кроме того, чтение – это ведь навык.

– Конечно. И то, что будет легче читаться, понравится большему количеству людей. Поэтому написанные простым языком несложные предложения: «тут он выскочил, выхватил бластер, стрельнул (sic!), и у них все стало хорошо», – понравится большему количеству людей, чем, скажем, «Война и мир» Толстого, так как большие и сложные тексты он читать не привык.

То же самое с фотографией. Нет культуры фотографии как явления, нас этому не учат. Даже в литературе, где всем понятно, что хорошо, что плохо, и любой грамотный и образованный человек может это даже как-то обосновать, тем не менее, какая литература продается лучше? Уверяю, совсем не та, которая считается наиболее правильной.

С фотографией то же самое. К тому же нет критериев, введенных обществом и отфильтрованных культурной средой. И на первый план вылезает, что попроще. А что попроще? Это что-то должно легко считываться необразованным зрителем: либо шарашить железной щеткой по нервам, либо щекотать эго, либо рассказывать эротические сказки, либо навевать сны почти наркотического характера о собственной сказочности, волшебности и отсутствии проблем. И на выходе мы получаем все то, что в литературе называется жвачкой.

И получается, что картинка, в которой нет ничего красивого, симпатичного, умилительного, ну или хотя бы немного трупов большинству вообще не понятна. Зачем это снято?

И если мы вернемся к нашей литературной аналогии, то, с этой точки зрения, рассказы Хемингуэя не имеют права на жизнь. Рассказы Чехова еще пусть, там хоть «ха-ха» какое-то встречается. Но, скажем, Бунин… Или какой-нибудь Довлатов. Непонятно, зачем: голых теток нет, никто ни в кого не стреляет, и на закат никто, обнявшись, не ходит. Поэтому у нас в фотографии критерии весьма специфические, пенные немножко, от той пены, которая на поверхности.

Фото Андрея Рогозина

На западе другая история, потому что там этот период мягко прошел в 20-е – 30-е годы, а дальше фотография честно поделилась на фотографию для масс и фотографию более интеллектуальную, рассчитанную на то, чтобы ей занимались люди, обращающиеся в своем творчестве к серьезным проблемам. Их зрители, соответственно, тоже интересуются, скорее, Платоном, Кантом, Шиллером или каким-нибудь Ирвином Яломом, а не Чаком Норрисом и «Сексом в большом городе».

Поэтому там уже есть более высокоуровневая фотография, чем у нас. Опять же повторюсь, не потому, что у нас плохие авторы, а потому что нашим авторам, к сожалению, в силу исторических особенностей не хватает культурного бэкграунда.

– По сути, у нас нет фотографической среды существования.

– Да.

Нормы поведения

Тем не менее не стоит сразу же набрасываться на людей, которые делают селфи. Дело все в том, что данное явление в малых количествах – это вполне нормально. Если вы выкладываете ежедневно по 2-3 снимка или делаете это с большей периодичностью, но и в больших количествах, то все в полном порядке. В принципе, для современного активного пользователя такое поведение считается нормой.

Причем стоит учитывать характер фотографии. Смертельное селфи (даже если оно было одно единственное) – это первый признак задуматься над обращением к специалисту. А вот когда кто-то поехал один на отдых, а снимать данный процесс со стороны некому, то еще можно допустить селфи.

Кроме всего прочего, не нужно придумывать какие-то оригинальные идеи для этого. Если вы часто задумываетесь над тем, каким же образом стоит сделать самый лучший и оригинальный снимок, то это тоже уже весомая причина для обращения к психологу. Прислушивайтесь к окружающим – иногда именно они могут указать на вашу селфи-зависимость.

Селфи как письмо

— Хорошо. Давай спустимся с вершин. Сейчас в каждой семье есть фотоаппарат, часто не один. Тысячи снимков — так, сяк и наперекосяк. Зачем это нужно? По сути, ведь это замусоривание информационного пространства? Нет?

— Нет. Давай опять вернемся к аналогиям с литературой. Тебя же не смущает ничем тот факт, что в полном собрании сочинений Александра Сергеевича Пушкина чуть ли не половина по объему это переписка? А что такое письма? Это мои впечатления и краткие мысли на тему.

Фотография – это то же самое, просто сделанное визуальным языком. Это способ сказать окружающим о чем-то, что тебя волнует, не обращаясь к глобальным проблемам. Это не роман, перевернувший жизнь общества. Более того, когда человек снимает свою тарелку в ресторане, он не пытается прославиться. У него и в мыслях нет таких амбиций, и не надо ему их приписывать.

Не надо думать, что девочка, снимая коктейль или котика, претендует на то, чтобы войти с ним в историю. Нет, она просто пишет письмо подружке: «Дорогая, вчера, будучи приглашенной на бал, я приятно провела вечер, и, знаете, там был такой замечательный молодой человек. Мы с ним мило пообщались, и это было вдохновляюще». Селфи с ним в обнимку – это просто современный способ написать такое письмо. Почему так много? Потому что темп жизни по сравнению с теми временами, во сколько раз вырос? В сто?

— И, к тому же, культура письма практически ушла в прошлое.

— Да, потому что из печатной, письменной культуры мы переходим в визуальную: инфографика, телевидение, журналы. Сколько в журналах текста? Существенно меньше, чем картинок…

— Кстати, в «Войне и мире» Толстого князь Андрей Болконский каждый день пишет своему отцу. С фронта, понимаешь? Это то, что у нас превратилось в селфи?

— Конечно. Дальше можно задаться вопросом, насколько сравнима глубина информации, которая закладывается в селфи или в щелчок еды, котика или листочка, которых делается 50 штук в день, и в одно письмо, описывающее твой день.

— Когда пишешь, то осознаешь, осмысливаешь. Когда щелкаешь котика – нет. В современном способе селфи-письма нет самоосознания, самоанализа?

— Да. И я бы сказал, что это, скорее, индикатор состояния современной культуры, а не возникшая в ней проблема. Вся массовая культура имеет такой формат. Из нее устранен самоанализ. Самоосознание, как раз, присутствует. Люди-селфи все время пытаются себя осознать.

— Да, постоянное фотографирование похоже на определение собственных границ…

— Да, это попытка самоидентификации. Но сейчас такая попытка самоидентификации часто инспирирована какими-то медийными вещами – рекламой, сериалами — в которых исходно заложена установка на сегодняшний день: «Не надо про себя думать, не надо анализировать, смотри, вот чипсы, ты хочешь чипсы! Даю установку. А еще, смотри, вот сериал, там красивая девица, она завивку сделала, и тут же к ней молодой человек пришел. Ты хочешь завивку!» И когда человек после этого берет в  руки телефон или камеру, откуда у него может взяться идея о том, что надо сесть и подумать?!

Когда Болконский писал письмо, вряд ли он делал это посреди пьющей солдатни, на бегу и за две минуты. Он, наверное, садился, готовился, наливал себе чаю, и не спеша, в тишине, не под включенную у соседей в телевизоре музыку, писал серьезное письмо. Углублялся в себя. Где у современного человека есть пространство, чтобы так углубиться? Его нет. Поэтому нет писем. А желание самоопределиться осталось. И оно принимает такую форму.

Селфи-болезнь: научные исследования

Существует много разногласий между учёными стран мира по поводу вроде как безобидного фотографирования себя

Но обратили внимание на него лучшие умы не только из-за популярности слова и самого снимка в обществе, а из-за появления жертв среди подростков, желающих сделать экстремальное фото. Исследования привели к выводу, что селфи — это проявление эксгибиционизма и эгоцентризма

Люди, испытывающие страсть к постоянному фотографированию себя, а после выставлению на обозрение обществу, имеют однозначно психические расстройства и низкий уровень самоуважения.

С каждым днем людей, страдающих от зависимости от селфи, становится все больше.

Пример из животного мира

В естественной природе животные используют свои размеры, чтобы показать и выразить господство над другими особями. Это один из способов влияния среди них. Вы даже можете заметить это в поведении вашего домашнего любимца. Например, большая собака может бежать и скалиться на соседскую кошку, чтобы запугать ее и показать свое превосходство. Но стоит хозяину вернуться с работы домой, она кланяется перед ним, подчиняясь своему вожаку. Как и другие животные, люди также приравнивают и ассоциируют размер с доминированием и подчинением. Священник стоит перед коленопреклоненными прихожанами. Оратор становится на возвышение перед сидящей аудиторией. И царь сидит на своем приподнятом троне перед его поверженными подданными. Это все древние обычаи, но есть и современная модель поведения, в которой люди пытаются управлять чужим подсознанием и создавать ложное мнение о себе только лишь от того, что они больше, выше, сильнее — это делается с помощью селфи!

Если вы держите камеру прямо, то думаете, что она в точности отражает то, как вы выглядите в данный момент времени. Но что, если вы держите камеру выше или ниже уровня лица? Когда камера смотрит на вас сверху, черты лица изменяются, лицо и глаза становятся более крупными, поэтому создается иллюзия того, что вы меньше и моложе. А вот если вы фотографируете себя снизу, то подчеркиваете свой подбородок и скулы, заставляя себя выглядеть выше и доминировать.

Как бороться с «селфизмом»

Селфи-зависимость, по словам учёных, возникает чаще всего у тех людей, которые предрасположены к разного рода зависимостям

Поэтому, устраняя «селфизм», нужно уделить внимание причинам, которые повлияли на появление данной зависимости. Селфи-зависимость – это современная «высокотехнологичная вариация» душевных расстройств, которые проявлялись и в «доинтернетовскую» эпоху: увлечённость собственной внешностью, нарциссизм, комплекс неполноценности, даже заболевания аутистического спектра

С комплексом неполноценности «селфизм» роднит стремление получить как можно больше лайков в соцсетях.

Так или иначе, бороться с этой зависимостью следует до того, как увлечение селфи приобретёт болезненный характер. Психологи рекомендуют избавляться от «селфизма» в несколько этапов. Сначала необходимо воздерживаться от того, чтобы размещать сделанные фото в интернете, для чего требуется сила воли. Затем нужно удалять только что сделанные фотографии. А на следующем этапе необходимо приучить себя смотреться в зеркало вместо того, чтобы делать фотографии. Стояние перед зеркалом тоже может быть признаком психологического недостатка, однако в данном случае оно может быть полезным.

Селфи и массовая культура

Селфи сегодня стало необычайно модной тенденцией в культуре социума. Стараясь запечатлеть себя в интересных местах или необычных позах, любители селфи думают, что могут попасть в историю. Поз и разновидностей селфи существует множество, и многие имеют специальные названия. Так, «фелфи» — это селфи с животными, «груфи» — групповое селфи, «белфи» — фото с выпяченными ягодицами; существуют позы «селфи в лифте», «селфи в туалете», «губы уточкой» — и другие.

Селфи стало достоянием не только простых людей, но и знаменитостей. И если в отношении актёров и певцов это увлечение вполне понятно, то в среде политиков и общественных деятелей оно выглядит не совсем обычно. «Себяшки» выкладывали в сеть Дмитрий Медведев, Барак Обама, папа Римский и другие известные личности. Публикой такие фотографии принимаются неоднозначно; так, фото Обамы, где он присутствует на похоронах и при этом демонстрирует хорошее настроение, стало поводом для шумных разногласий. Видимо, селфи политиков – это особая форма связей с общественностью, однако вместо симпатии результат нередко противоположный: такие автопортреты становятся материалом для компромата со стороны политических конкурентов.

Селфи стало элементом и экстрим-культуры. Фото с самолётов, на крышах многоэтажек и небоскрёбов, в другой подобной обстановке – зрелище впечатляющее, однако увлечение им опасно для жизни. Особенно много стало тех, кто фотографирует себя за рулём авто. Такие экстремалы попадают в руки дорожной полиции, однако признаются, что после встречи со стражами порядка желание фотографироваться во время езды у них не пропало – они просто ничего не могут с собой поделать. Опасения вызывают и надписи (тэги), которыми они сопровождают свои фото: наряду с безобидными вариантами типа «Скучаю» попадаются и такие, как «Опасно», «К счастью, мы не разбились», «Посмотрите, как я еду без рук» и др.

Один из самых популярных российских селфистов – Кирилл Орешкин. В погоне за новыми кадрами он покоряет всё новые и всё более опасные вершины. В данном случае селфи – экстремальное искусство, и о его приемлемости (точнее, о приемлемости таких видов искусства вообще) в обществе сложились разные мнения. Увлечение этим искусством тоже может перерасти в болезнь, поэтому рисковать лишний раз не стоит.

Селфи-зависимость у ребенка

У родителей увлечение селфи их детей вызывает опасения в связи с содержанием фотографий. Подростки запечатлевают себя с сигаретой во рту, с алкоголем, в эротических позах. Такие селфи – деструктивный вид массовой культуры, в который, по мнению родителей, вовлекаются дети, ведь они являются и авторами, и зрителями подобных «фотошедевров». Однако сами селфи здесь ни при чём: ведь ещё задолго до распространения этого увлечения дети слушали музыку и смотрели фильмы с сомнительным содержанием. Селфи – это лишь отражение внутреннего мира ребёнка, оно не порождает разврат, а только демонстрирует его.

Масштабы селфи-зависимости поможет снизить… сама селфи-зависимость, которая развивается по законам массовой культуры. Другими словами, когда селфи станет слишком много, интерес публики к этому увлечению станет спадать, поэтому упадёт и стимул делать новые фото. Конечно, сама культура селфи никуда не исчезнет, она лишь займёт своё место в ряду других популярных увлечений.

Советуем также прочитать:

Что такое интернет-зависимость и как с ней бороться

Игровая зависимость

Brain-дайджест

6 полезных навыков, которые можно освоить за 6 месяцев

Мнение психологов

В принципе, это логично, так как Instagram является социальной сетью, значит, вполне сойдёт для создания нужного виртуального образа. У людей, слишком увлёкшихся этим видом самовыражения, начинается депрессия, если они собирают слишком мало лайков, если их плохо комментируют или если кто-то из знакомых собрал больше знаков внимания.

Пегги Дрекслер, доктор философии, психолог-исследователь, доцент психологии в Медицинском колледже Вейла Корнельского университета, написала целую статью и привела примеры откровений, которыми делились любители селфи. Кто-то делает это для того, чтобы чувствовать себя более уверенным, как 40-летняя Сарабет, операционный директор в медиакомпании. Лена Данхэм таким образом протестует против голливудских стандартов красоты, делая селфи под лозунгом «Полюби меня такой, какая я есть» (иногда в обнажённом виде). Перечисленные селфи в умеренных количествах не являются отклонением, но если речь идёт об огромных количествах и зацикленности, то начинаются проблемы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: