Классификация и уровни психологического состояния

Зона личного комфорта и ее специфика

Все мы живем в обществе, и нам приходится постоянно взаимодействовать с людьми. Именно по этой причине каждому из нас нужно определенное пространство, где мы всегда сможем побыть наедине с собой, где будем чувствовать себя спокойно и максимально свободно, где нас не смогут побеспокоить, где будем находиться вне чужих манипуляций. Это пространство и называется зоной личного комфорта, и оно является обязательным условием для гармоничной жизни и естественного функционирования психики любого человека.

Случалось ли так, что иногда вам становилось неуютно в толпе людей? Чувствовали ли вы когда-нибудь раздражение, когда кто-нибудь подходил к вам очень близко? Было ли вам неприятно, когда кто-либо брал что-то из ваших вещей или, например, занимал ваше рабочее место или любимое кресло дома?

Думаем, что большинству людей такие ситуации знакомы. И если подобное за собой замечали и вы, вам следует знать, что все это совершенно естественно, ведь стремление сохранить дистанцию и защитить свое личное пространство заложено в самой природе человека.

На бессознательном уровне мы стремимся обезопасить свое Я от любых вторжений, а то, что имеет для нас значение, например, одежда, телефон, компьютер или машина, всегда воспринимается нами в качестве составляющей нашей индивидуальности, посягать на которую не в праве никто.

Готовность же делиться с другими людьми зоной своего комфорта всегда зависит от образа жизни человека и его социального положения. На эту тему у нас есть немного интересных данных: сотрудники научно-исследовательского центра психоанализа при МГУ провели исследования, в результате которых выяснилось, что личное пространство москвичей в 5 раз меньше, нежели жителей провинциальных городов.

Психолог Майя Лагутина говорит, что жителям больших городов приходится расплачиваться за комфорт душевным равновесием. Далеко не каждый способен спокойно воспринимать систематические нарушения зоны своего комфорта, по причине чего многие начинают психологически дистанцироваться от людей вокруг.

Определенные особенности восприятия личного пространства есть и у людей с разными жилищными условиями. Например, личное пространство людей, живущих в коммунальных квартирах так мало, что у них практически отсутствует понимание того, что это пространство вообще может быть. Таким людям очень комфортно стоять в тех же очередях или ездить в автобусах, а скопление людей является для них чуть ли ни гарантией защищенности.

По-разному воспринимают пространство и разные народы. К примеру, у европейцев интимная зона составляет около 25 см, у американцев – 50 см, а представители восточных наций могут комфортно на таком расстоянии общаться с незнакомцами, что для европейцев, в том числе и для жителей России, совершенно неприемлемо. Эти различия, кстати, часто служат причиной недопонимания и даже конфликтных ситуаций между людьми разных национальностей.

Впрочем, давайте отойдем от статистики, и более предметно побеседуем о том, какие существуют границы личного пространства, ведь для понимания психологии защиты зоны личного комфорта это очень важно. Но прежде уделите несколько минут на просмотр этого небольшого видео, где о личном пространстве рассказывает специалист по этикету

Пример и образец написания

В основе примера для составления образца портрета будет некий молодой человек 25 лет, который устраивается работать менеджером в офис.

  • Цель – узнать, стоит ли принимать на работу данного индивида.
  • Особенности характера: открытость, общительность. Принимает решения быстро, склонен к импульсивности и вспыльчивости. Предпочитает активное времяпрепровождение. Не боится рисковать. Нуждается в новых впечатлениях.
  • Интеллектуальная сфера: по результатам пройденного юношей теста, способности в плане интеллекта значительно выше среднего. Сообразительный, имеет склонность к быстрой реакции и восприятию новой информации, собранный. Есть мотивация на достижение успеха. В тоже время, имеет склонность к нравоучениям.
  • Социальный статус: не женат. Живет один в собственной однокомнатной квартире.
  • Эмоционально-волевая сфера: не всегда спокоен и уравновешен, что говорит о средней степени эмоциональной стабильности. Не провоцирует конфликты, но и не умеет уходить от скандалов. Восприимчив. Часто неуступчив. Прослеживается эгоцентричность.
  • Коммуникативная сфера: довольно коммуникабелен, общителен и активен. Идейный и инициативный. Однако при любой нестыковке, достаточно быстро способен выходить из себя. При этом отходчив. Самостоятелен, склонен к лидерству. Умеет принимать решения. В нужный момент готов прийти на помощь. На него не всегда можно положиться.
  • Вывод. Испытуемый может достигать успехов в трудовой деятельности, но вспыльчивость приводит к проблемам. Из-за эмоциональных всплесков личность перестает мыслить рационально, в чем проигрывает перед внутренне устойчивыми людьми. Тем не менее, высокий интеллект и находчивость дадут результаты. Ко всему прочему, ценность такого человека в его истинных чистых помыслах по отношению к другим. Рекомендация для личности – работать над внутренним самоконтролем.

Методический бюллетень «Психологическая комфортность ребенка в образовательном учреждении»

Психологическая комфортность ребенка в образовательном учреждении

Понятие «комфортности» в психологии.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность — это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая
  • Интеллектуальная
  • Физическая

Психологическая комфортность

— это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Действия учителя по созданию здоровой психологической комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как «дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

В соответствии с представленной структурой психологической комфортности можно выделить также 4 группы ее показателей.

Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ

Компоненты психологической комфортности

Показатели психологической комфортности

  1. Организационный компонент

Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе

  1. Деятельностный компонент

1)мотивация учебной деятельности;

2)мотивация достижения успехов (избегания неудач);

3)уровень притязаний;

4)отношение к учению;

  1. Коммуникативный компонент

1)удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»;

2) удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик –

учитель»

  1. Личностный компонент

1)преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности);

2)уровень самооценки

Как выйти из зоны комфорта

Когда поймете, что продолжительный застой – это вредно, вам захочется понять, как заставить себя выйти из зоны привычного комфорта. Сделать это будет проще, если разделить процесс на три этапа:

  1. Постановка задачи. Вы должны определить цель. Например, вам сложно знакомиться с новыми людьми. Из-за этого у вас мало друзей. Также возникают проблемы с выбором спутника или спутницы жизни. Поставьте перед собой задачу: научиться легко знакомиться с людьми.
  2. Сформулируйте результат, которого должны достичь. Это поможет продвижению к цели. Формулировка в этом примере может звучать так: хочу завести 3 (5, 8, 10) новых друзей. Для этого поставьте себе задачу, знакомиться каждый день с одним или двумя новыми людьми.
  3. Работайте над поставленной задачей. Делать это нужно планомерно изо дня в день.

Когда вы достигнете результата, поймете, что создали для себя новую зону комфорта или же, расширили границы старой. Это значит, что уже пора подумать о том, что будете делать, когда наступит пора двигаться дальше.

Частые вопросы

Что такое социально-психологическая структура личности?

+

Это совокупность определенных элементов (биологических, психологических и социальных), особенности их развития и взаимодействия. Сюда входит и темперамент, характер, навыки, способности и пр.

Чем личность отличается от человека?

+

Человек — это общее «безликое» понятие без уточнения его персональных качеств. А личность — это более персональное понятие, оно характеризует индивидуальные качества, определенный жизненный опыт, врожденные и приобретенные навыки, умения и способности.

Из скольких структур состоит личность по теории Платонова?

+

Советский психолог К.К. Платонов утверждал, что личность образуют 4 подструктуры психологической структуры: направленность, опыт, личностные и биологические особенности.

Какие бывают типы человека?

+

Всех людей принято делить на интровертов и экстравертов. Это два противоположных типа. Экстраверт нуждается в обществе, в признании, во внимании со стороны, принимает импульсивные решения, действует энергично

А интроверт комфортно себя чувствует в одиночестве, ему не нужно общество и внимание других людей. Он действует размеренно, прежде чем принять решение тщательно все анализирует.

Что дает выход из привычной атмосферы?

Оказавшись вне зоны комфорта, индивидуум попадает в зону риска.

На первый взгляд, кажется нелогичным желание нарушить по собственному желанию привычный уклад жизни. Однако, без этого невозможен дальнейший личностный рост. Психологи утверждают, что это единственный путь развития.

Фиксация в одном определенном состоянии мешает решению жизненных ситуаций. Вы, как бы, откладываете жизнь на потом, надеясь, что все проблемы сами разрешатся и завтра все обязательно станет лучше. Увы, этого не случится, если человек будет вести размеренный монотонный образ существования.

К примеру, у вас маленькая квартира, а вам хочется купить жилье просторнее. Вам никак не разрешить эту ситуацию, пока вы не найдете способ заработать больше денег. Для этого придется поменять работу. Возможно, освоит какую-то новую профессию, сменить сферу деятельности.


Самое интересное находится за зоной комфорта

Развитие способности к вытеснению

Вытеснение

– это естественныймеханизм защиты психики от запредельного напряжения в результате внутренних конфликтов.

«… можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса . Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.» (Нэнси Мак-Вильямс. “Психоаналитическая диагностика”)

Но такая способность не дана нам при рождении.

«…вытеснение не представляет из себя механизма, существующего уже с самого начала, потому что оно не может произойти прежде, чем образовалось резкое разделение между сознательной и бессознательной душевной деятельностью, и что сущность вытеснения состоит в удалении и отстранении какого-либо содержания из сознания.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Способность к вытеснению завершает свое формирование только к пяти годам. К этому возрасту психика структурно

разделяется на три компонента:Ид ,Эго иСупер-Эго .Динамически психика разделяется насознательное ибессознательное :Ид целиком находится в бессознательном,Эго большей своей частью находится в сознательном,Супер-Эго большей своей частью находится в бессознательном.Эгоявляется местом развития тревоги. Вытеснения всегда производит Эго по требованиюпринципа реальности , и нередко под давлениемСупер-Эго . Процесс вытеснения происходит незаметно для сознательной частиЭго .

Способность к вытеснению связана с распадом Эдипова комплекса

, формированиемСупер-Эго и, как следствие, синфантильной амнезией – именно в результате этих процессов мы очень плохо помним или совсем не помним, что с нами было до пяти лет. Благодаря этим процессам детскиевнутрипсихические конфликты , связанные сЭдиповым комплексом , остаются в бессознательном – но это не значит, что они исчезают в небытие.

Конечно, вытеснение

работает не только в детском возрасте. Фрейд даже написал об этом книгу “Психопатология в обыденной жизни ”. Мы сталкиваемся с вытеснением очень часто, например, когда забываем о запланированном мероприятии, на которое нам не хочется идти. Также вытеснение может выражаться в забывании имен людей или дат, которые нам неприятны. Но в случае серьезной травмы в позднем детстве или во взрослом возрасте (например, изнасилования), как правило, вытеснение не происходит, а имеет местоизоляция аффекта (аффект подавляется, а воспоминание остается) илидиссоциация (это схожий с изоляцией процесс, но он идет дальше, у человека создается впечатление, что это произошло не с ним, и он даже в момент травмы мог видеть себя со стороны).

Примеры проявления психологических защит

  1. Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

  2. Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. «Не было такого, что ты выдумываешь!» Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

  3. Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

  4. Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

  5. У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?

Механизмы формирования психологических защит

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе)  даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

  1. Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

  2. Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.

О первопроходцах в жизни

Из зоны комфорта можно выскочить по вине обстоятельств, а можно выходить осознанно, самому изменяя обстоятельства своей жизни. Можно пытаться подстроиться к переменам, а можно предугадать их и воспользоваться их энергетической мощью.

Эти два подхода отражают поведение двух неравновеликих групп. Понятное дело, что все лавры (равно как и колотушки) достаются первопроходцам.

Зона комфорта держит мертвой хваткой: с одной стороны страхи, с другой – лень, с третей – неистребимая жажда контролировать ситуацию. Самое смешное – чем больше нам кажется, что все под контролем, тем меньше мы реально на что-то влияем.

Человек всю жизнь ходил на одну и ту же работу. Общался с одними и теми же людьми. Каждый выходной ездил на дачу покопаться в земле. Привычно мыслил. Привычно чувствовал. Ему казалось, что все находится под контролем. Он знает, что и от кого можно ожидать. Знает, что будет завтра.

В его картине мира не осталось белых пятен. По крайней мере в отношении жизни и людей. Он поучает детей и менее мудрых товарищей. К нему обращаются за советом.

Вдруг – бац! В стране перестройка! Через 10 лет этот человек нищ и неприкаян. Те, от кого он отталкивался в своих поучениях, кого он презирал, – хозяева жизни. Те, кем он восхищался, попраны и забыты. Люди, о которых сложилось твердое мнение, повели себя с неожиданной стороны. Друзья предали. Родственники оттолкнули. Знакомые обманули.

По факту выходит, что ничего этот человек не знал. О жизни. О людях.

Ничего не контролировал. Просто вписался в механизм одним из миллионов много о себе думающих винтиков.

Выходит, и суждения, и советы, которые он выдавал при каждом удобном случае, неверны. Они описывали правила жизни в иллюзии. Аквариуме, который легко разбить.

А другие люди мыслили по-другому. Они не имели железобетонной убежденности в чем-то и никого не поучали. Они вписались в новую реальность. Открыли свой потенциал.

Почему так произошло? А потому! Потому что зону комфорта люди ошибочно полагают нормальным и правильным положением вещей. Свои модели жизни считают объективными. А если желания не вмещаются в такую модель, готовы признать их бесплодными мечтами.

К определенному возрасту такими становятся практически все.

Как составить правильный психологический портрет любого человека

Для того, чтобы получить результат, можно обратиться к специалисту или попробовать сделать это самостоятельно. При составлении портрета следует быть предельно внимательным и ответственно относиться к процессу изучения личности

Важно избегать собственной оценки человека и основываться на фактах; использовать разные методики

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики?

  1. Цель составления портрета.
  2. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность.
  3. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее)
  4. Основная биография: место рождения, значимые события жизни.
  5. Анализ ключевых моментов.
  6. Вывод.

Пример:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных.

Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество.

  • Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается.
  • Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым.
  • Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере.
  • Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии.
  • Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен.
  • Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания.

Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Одной из относительно простых проблем, которые можно обнаружить с помощью этой системы, является проблема дислексии.

Так как сохранить свое по истине ценное психическое здоровье?

Освещение психологических проблем, возникающих у людей на рабочем месте или же в микросоциальной среде информирование о том, как с ними справиться, способствует повышению стрессоустойчивости и улучшению психического здоровья человека. Да и в целом развернутая ориентировка в любой деятельности обеспечивает снижение тревоги, что может повышать продуктивность деятельности, снижать уровень стресса, и снижать риски возникновения психического неблагополучия.

Положительное влияние на укрепление психического здоровье оказывает созидательная деятельность (посадка растений, разведение животных, различные хобби).

Укрепление психического здоровья включает действия, которые могут включать создание окружающей среды, поддерживающей психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных потребностей человека. Сохранение его прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Поэтому в первую очередь важно соблюдать границы свои и других людей;
Прислушивайтесь к себе, своим чувствам и переживаниям, эмоциям, телесным ощущениям;
Принимать собственный жизненный опыт с благодарностью;
Пополнять ресурс (Найти для себя ту деятельность при выполнении которой, вы будете чувствовать себя лучше, легче, окрыленным).Выбирайте то, что делает вас счастливыми;
Избегать активности, основанной на негативе. Постарайтесь найти для себя смысл той деятельности, которой занимаетесь;
Делать физические упражнения;
Гуляйте;
Не забывайте уделять время себе, (возможно это будет поход с любимым человеком в парк или же массаж, йога, медитация);

Чтобы снизить уровень тревоги и стресса, отпишитесь от тех новостных пабликов, которые порождают в вас именно эти чувства;
Практикуйте «диджетал детокс»

Или хотя бы убирайте гаджеты за 2 часа до сна. 
Больше проводите времени с семьей, друзьями. С тем окружением с которым вам комфортно.

Авторы статьи:

Алена Селезнева, медицинский психолог СКПНБ.

Алена Поветина, медицинский психолог СКПНБ.

Список литературы:

Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2008. -http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705409.html

.Хрусталев Ю.М Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья : учебник / Хрусталев Ю.М. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426272.html

Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина — М.: Институт психологии РАН, 2014. — http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927002948.html

Электронные ресурсы:

  • < Назад
  • Вперёд >

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему «Под покровом ночи» Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это «идентификация» или «реактивное образование». Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода «юмора», человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он «разглядывает» ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: