Апологетика как наука
Данная дисциплина в учебной программе духовных семинарий может называться по-разному. Однако наиболее часто в качестве альтернативного наименования используется термин «основное богословие». При этом апологетическими нередко называют только труды раннехристианских мыслителей первых веков нашей эры.
Предмет и объект изучения
Эта наука в сфере духовного образования играет роль фундамента для прочих богословских направлений. На нем основаны исследования в области догматических, нравственных, канонических и иных вопросов в сфере теологии.
Первое и главное, что она изучает — обоснование азов вероучения и догматики церкви через рациональное объяснение на доступном для обычного человека языке.
В рамках курса иногда выделяют следующие направления:
- Естественнонаучное. Исследует вопросы креационизма, сотворения мира и чудес, используя понятия физики и других наук.
- Философское. Посвящено апологии православия, божественного бытия и других высших смыслов через приемы философии и схоластики.
- Историческое. Занимается вопросами реальности и достоверности описанных в Библии событий.
Цели и задачи
Главная цель здесь — такое раскрытие и обоснование христианской доктрины, которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысл своего существования, увидеть, что речь идет не о слепой вере, но религии, которая отвечает всем духовным запросам в жизни. Этим объясняется и специфика данной богословской науки, заключающаяся в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гуманитарных наук, к истории, искусству и культуре в целом.
Задачи на протяжении веков менялись вместе с реалиями окружающего мира. Так, в I-IV веке нашей эры речь шла прежде всего о защите христианства от нападок языческого общества и власти. В Средневековье стояла задача отстоять учение церкви на фоне внешней экспансии ислама, определенную роль играл и фактор борьбы с еретическими движениями. Однако в Новое время светский образ жизни и материалистическое мировоззрение бросают христианству новые вызовы.
В современных условиях основное богословие выделяет следующие задачи:
- рациональное объяснение и защита учения церкви от критики со стороны науки;
- обоснование актуальности идей христианства в сильно изменившемся современном мире с его новыми реалиями — уходом традиционного уклада, урбанизацией, техническим прогрессом и другими вещами;
- защита христианской веры и ее догматов от искажений в трактовке и понимании в условиях информационного общества и многообразия мнений.
Что такое апологетика
Для более глубокого понимания того, что представляет собой данное направление в религии, необходимо определить базовое значение этого слова, связанное с его происхождением, а также вычленить светское и религиозное понимание термина, дав широкую и узкую трактовку последнего.
Происхождение слова
Понятие берет свое начало от греческого слова «apologia», что в переводе означает «защита» или «оправдание». Люди, знакомые с античной философией, сразу могут вспомнить работу Платона с таким названием. Она посвящена его учителю Сократу и посланию, где тот защищает свои идеи, выступая на суде в качестве обвиняемого.
Значение понятия
В наши дни апологетом могут назвать любого человека, рьяно защищающего свои интересы, идеи или убеждения. Заметим, что при этом само понятие часто используется в светском контексте и порой получает даже иронический оттенок.
Однако исходный смысл слова религиозный и обозначает следующее:
- в широком смысле — направление в христианском богословии, посвященное защите веры и ее догматов через рациональные объяснения;
- более узкая трактовка — деятельность и труды мыслителей-апологетов в первые века нашей эры.
Связь с патристикой и схоластикой
В данном ключе речь идет именно об узком смысле понятия как первом этапе развития религиозной философии и духовного наследия отцов ранней церкви. Именно тогда закладывались основы христианской теологии.
Хронологически можно выделить три временных периода:
- Апологетический (II-III век).
- Патристический (III-VIII век).
- Схоластический (VIII-ХIV век).
На апологетическом этапе христианство находилось в стадии формирования, а его догматика и вероучение еще не устоялись. Новая религия фактически представляла собой конгломерат идейных направлений, порой сильно отличавшихся друг от друга. Во многом именно по этой причине верующие сталкивались с непониманием, а то и преследованием властей.
Так, последователей Иисуса Христа обвиняли в нелояльности по отношению к императору и создании культа, враждебного империи и ее законам. Поэтому раннехристианские апологеты видели своей задачей защитить веру и донести миру ее сущность понятными и доступными средствами.
Слово патристика дословно переводится как «учение отцов церкви». На этом этапе христианство уже становится официально признанной, а вскоре и единственной государственной религией. В начале патристического периода акцент делается на христологию, в которой рассматривался вопрос о том, каким именно образом Иисус совмещает в себе божественную и человеческую природу. Далее на первый план стали выходить вопросы церковной истории и разработка догмата о Святой Троице.
Последний этап патристики совпал с ранним Средневековьем, падением Римской империи и одновременным усилением западной церкви. Политические вопросы вкупе с идеей преобладания духовной власти над светской наиболее полно отражены в работах Августина Блаженного. Латинская патристика постепенно обособляется от греко-византийской.
Схоластика первоначально обозначала преподавание дисциплин в монастырских школах. Однако она более известна как законченная и сложившаяся система средневековой философии, тесно связанная с открывшимися в Европе университетами. После нескольких столетий упадка вновь начинает развиваться наука.
Античное наследие изучается, систематизируется и находит применение в теологии — оно теперь помогает церкви в обосновании ее догматов, поэтому неслучайно мыслители того времени называют философию «служанкой богословия». Вершиной развития схоластики считаются труды Фомы Аквинского.
Можно сделать вывод, что на всех трех этапах развития христианского богословия задачи несколько различались и были во многом обусловлены духом времени.
Общие черты апологетического, патристического и схоластического направления:
- защита или обоснование догматики и вероучения церкви как главная цель;
- античная философия как инструмент для ведения дискуссий.
Кто такой апологет
Дословно это понятие означает защитника или человека, который произносит оправдательную речь в поддержку тех или иных идей — так оно трактовалось в Древней Греции и в данном контексте иногда используется в наши дни. Однако устоявшееся определение данного слова имеет исторический смысл и относится к философам и писателям периода раннего христианства.
Определение понятия
Апологет — защитник христианства от критики и обвинений со стороны идейных противников и оппонентов в спорах, умеющий говорить о предметах веры на одном языке с собеседником.
Апологетами наиболее часто именуются защитники веры во II-III веке, которые в своих выступлениях и рукописных трудах использовали аргументацию, принятую в языческом мире того времени. Этих авторов по языку произведений делят на две ветви — латинскую и греко-эллинистическую.
Защита основ христианского учения от нападок внутри общества вновь стала актуальной несколько веков назад на фоне светских идей Возрождения и антирелигиозных философских концепций Нового времени. Самым известным православным апологетом сегодня нередко называют профессора Алексея Осипова, знаменитого своими лекциями для широкой аудитории.
Деятельность и задачи
Образованные мыслители-христиане в своих посланиях применяли логику и приемы античной философии для защиты от давления со стороны властей и критики идейных противников. Стояла задача доказать, что новая религия не выступает против власти, а способствует улучшению нравов общества и его духовному обновлению. Мыслители также показывали, что христианство не есть что-то чуждое для мира того времени — в дискуссиях они активно пользовались аргументацией и приемами, взятыми из античной философии.
Впрочем, стремление говорить с миром на его языке и адаптироваться под него порой приводило к острым конфликтам внутри самого христианства. Ориген, один из виднейших апологетов древности, был осужден как еретик, а его идеи попали под запрет. В наши дни подвергался критике уже профессор Осипов. Архимандрит Рафаил (Карелин) находил в его творчестве влияние протестантизма, а священник Георгий Максимов обвинял в искажении основ христологии, принятых православной церковью.