Введение
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, психологи, деятели культуры — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности
4 стр., 1990 слов
Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического …
..
возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важне?и?шему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности
О …
По мнению советского педагога и живописца Бориса Михайловича Неменского, «система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».
Эстетическая деятельность
Понятие эстетической деятельности напрямую связано с эстетическим познанием, так как в настоящем мире каждая личность обладает способностью к эстетической оценке явлений вокруг себя. Человек достигает успехов в определённой деятельности, оценивает её результаты, основываясь на своём эстетическом сознании, то есть опираясь на свои эстетические представления о совершенстве.
Существуют также виды деятельности людей, в которых они самостоятельно с полным осознанием руководствуются исключительно эстетическими взглядами, представлениями, в качестве опоры используют свои идеалы, вкусы. Деятельность людей по созданию эстетических ценностей, стремление формирования прекрасного называется эстетической деятельностью. Это процесс преобразования общества, природы в идеал по законам красоты. Род деятельности может также выступать самостоятельным видом творчества, реализуется в профессиях, направленных на него. Например – дизайнер, танцор, балерун.
Прекрасное в искусстве
Искусство явилось в мир с определённой целью — противостоять хаосу, беспорядочности, безобразному. Даже природа, внешне прекрасно устроенная, содержит в себе это зло, которое выражено в несовершенстве бытия всего живого, в его прерывности. Страху перед смертью, скоротечностью бытия, неустроенности этого мира, как показывает вся история человеческой культуры, может противостоять искусство, которое в любом своём сюжете может содержать оптимистическое начало. И это жизнеутверждающее свойство даёт художественному произведению красота, в своём вечном стремлении упорядочить, гармонизировать, дать надежду.
Человек, устроенный как целостность, всегда искал целого и эту целостность мог обретать в искусстве. Красота как основа любого искусства, конечно, содержится и в сознании художника. Но ей невозможно научить, как учат основам живописи или скульптуры. Как сущность, как живая энергия, она содержится в самом мироздании. С. Франк писал, что не человек вкладывает что-то новое в реальность, навязывая ей своё, а напротив, реальность навязывает нам себя, «заражает нас». «Прекрасное (в природе и в искусстве) “говорит” нам что-то, “даёт нам знать”, подаёт знак о некой тайной, скрытой, живой глубине реальности» (Франк, 1990:428). Он утверждал, что в любом прекрасном предмете нет ничего такого, что предназначалось бы только для внешнего. Внешнее всегда связано с внутренним. Мыслитель подводит нас к тому, что в данной нам красоте уже существует выразительность. Задача искусства дать выражение предмету, то есть представить в своей полноте, законченности.
В искусстве красивое — это пережитое и одухотворённое художником. Оно предстоит нам как художественное. Это художественная форма, художественный образ. А.Ф. Лосев называл художественную форму полной одухотворённостью. Художественная форма не должна идти в разрез со смыслом, сочетание их делает произведение гармоничным. «Художественный смысл произведения отличается от простого, обычного познавательно-коммуникативного своей концентрированностью, обобщённостью, инновационностью и многозначностью» (Басин и Крутоус, 2016:139). Художник отделяет эстетический элемент от случайностей, изображая характерные черты. «Красота, разлитая в природе, в её формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущённою, подчёркнутою» (Соловьёв, 1991:74). Для подчёркивания идеи о красоте художником могут быть использованы и противопоставления: комические, сатирические и трагические элементы. В арсенале художника все его знания, которые он использует, чтобы произведение обрело выразительность и художественную завершённость. В живописи этой цели служит сама творческая манера мастера.
Что изучает эстетика
Зачастую науки существуют отдельно друг от друга, в качестве примера можно привести точные науки, медицину, ботанику. Каждая из них имеет свои тонкости, специфику, правила, но кое-что их объединяет и это эстетика. Её присутствие в каждом научном направлении делает это понятие неотделимым от всего, что окружает. Такое ощущение способствует тому, чтобы каждая наука была по-своему привлекательна.
Эстетика как раздел изучает культуру поведения современных людей, которая формировалась столетиями, менялась со временем. Она основана на работах художников, скульпторов, философов, поэтов, других выдающихся творческих личностей, которые не боялись думать, воплощать, развивая не только себя. Они заложили основы формирования чувства прекрасного, правильного, гармоничного. Отсюда можно сделать простой вывод, где своей главной целью здесь стоит изучение эстетических взглядов, потребностей, она формирует, оказывает воздействие на эстетический вкус, составляет личный идеал каждого.
Например, германский психолог Густав Фехнер при разработке нового подхода в освоении человеческой природы дал ему название «экспериментальная эстетика». Этому названию он дал своё логическое объяснение, оно закрепилось в психологической науке как понимание человеческой психики с помощью реакции самого человека на предметы, имеющие разные черты, характеристики.
Такая эстетика называется эмпирической, в свою очередь она исследует возможные реакции на уровне глубже, чем эмоции, затрагивая его нервную систему. Именно этот факт привлекает учёных из других научных сфер. Биение сердца, перехват дыхания, содрогание и другие физические реакции выражают подлинную реакцию на тот или иной объект.
Эстетическая наука, являясь частью других областей, достаточно плотно изучается будущими специалистами разных профессий, включая даже юридические. Как пример можно привести такую дисциплину как «юридическая этика», а она, как уже говорилось, является неотъемлемой частью эстетического понятия.
Сочинение «Какие чувства не подвластны разуму?»
Существует два типа людей: те,кто руководствуется чувствами, такие часто совершают необдуманные действия, и те, кто обдумывает каждое решение, действуют более спокойно и рассудительно.Однака, каким бы ни бы человек, существуют такие чувства, которые неподвластны разуму. Их невозможно сдержать. К этим чувствам относят любовь между двумя людьми. Это окрыляющее чувство, которое заставляет биться наше сердце чаще, а также идти на безрассудные поступки ради любимого человека.
В моменты, когда чувства любви и страсти берут вверх над разумом, мы можем совершить ошибки,которые не простим себе никогда. Например, как героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наталья Ростова. Обещая Андрею Болконскому хранить верность во время годовой разлуки , Наташа совершает роковую ошибку, которая разрушает их любовные узы. Опираясь на чувства страсти и, как ей казалось, новой любви, героиня изменяет Андрею, тем самым потеряв честь и достоинство.
Конечно, не все поддаются своим чувствам, есть такие люди, которые могут с ними совладать.
Так,например, в романе А.С.Пушкина » Евгений Онегин», рассказывается о героине по имени Татьяна Ларина. В молодости ,полюбив Онегина,она не смогла дождаться взаимности от своего возлюбленного. Ей пришлось выйти замуж за нелюбимого человека, несмотря на то что её сердце принадлежало совершенно другому. Спустя несколько лет , любовь Татьяны не утихла, однако, ей удалось стать примерной женой для своего мужа. И вот героиня получает письмо от Евгения, в котором он признается в любви к ней. Казалось бы, что может быть лучше для влюбленной девушки? Но Татьяна отказывает Онегину. Разум берет вверх над чувствами. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Для героини важнее сохранить семью, а также не осквернить честь мужа, как и свою. Стоит только догадываться, как бы сложилась жизнь Татьяны, если бы она не отказала Евгению и поддалась эмоциям. Возможно, была бы счастлива.
Исходя из вышеперечисленных мною аргументов, можно сделать вывод, что самое прекрасное чувство на свете любовь- неподвластно разуму . Лишь единицы могут совладать с ней, но останутся ли они при этом счастливыми?
Полезный материал по теме:
- Какие чувства подвластны разуму человека?
- Какие чувства неподвластны разуму?
- Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
- Кому принадлежат чувства — душе или разуму?
- К чему стоит прислушиваться: к разуму или чувствам?(Что важнее: разум или чувства?)
Примерные тезисы сочинения
Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2020 году.
Можно выделить два направления, по которым следует рассуждать по данной теме.
1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.
2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.
Определение эстетического чувства в психологии
Чувства – вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределёнными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, более предметны и конкретны.
Чувства – ещё более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Особую форму переживания составляют высшие чувства, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений.
Среди таких высших чувств выделяют эстетические чувства.
В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным.
Эстетические чувства появляются не как некое изолированное переживание, но они вплетены в целостное эстетическое впечатление, которое может возникнуть и от встречи с произведением искусства, и от восприятия картины природы. Поэтому уровень, характер, содержательность наших эстетических впечатлений определяют качество и черты возникающих эстетических чувств. Иначе говоря, усложнение эстетических чувств, появление в них новых моментов зависит прежде всего от характера воспринимаемого объекта, богатства его сторон, глубины запечатленного в нем содержания, от уровня и глубины эстетического познания человека.
Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим — серьезная музыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира, природы и людей — их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.
5 стр., 2266 слов
Эстетическое: его сущность и структура
… искусства. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны: владеть понятиями: эстетическое отношения , эстетический вкус, эстетический идеал, прекрасное , возвышенного, трагическое , комическое, художественное сознание, художественный образ, художественное восприятие, …
Эстетика и этика: в чем разница
Эстетика тесно граничит с этикой, так как оба направления раньше рассматривалось через религиозную призму, были тесно связаны с божественным желанием. Этика призывала к всеобщей морали, эстетика прививала тягу к прекрасному. Между этими двумя понятиями до сих пор остаётся крепкая связь.
Этика выражает учение о моральных ценностях, делит человеческие поступки, проявления на достойные и недостойные, рассматривая их с позиции зла и добра с помощью своих нравственных критериев. Если соотнести этику и эстетику, то станет ясно, что и то, и другое связано с эмоциональным, духовным миром. Этика символизирует волю, эстетика чувства.
Этика базируется на определениях морали, ценностей, норм, нравственности, добра, зла, а в качестве главного принципа, которым руководствуется, выдвигает следующее выражение:
Наука призывает к чувству меры, благоразумия, порядка, которые создают гармонию. Гармония является неотъемлемой частью эстетики.
Эстетика в других сферах
Из философии эстетика перешла и в другие сферы: дизайн, технологии, музыку. Появляются новые отраслевые понятия: эстетика повседневности, эстетика природы, эстетика еды.
Человек занимается эстетической деятельностью, а результатами такой деятельности становятся произведения искусства (картины, скульптуры, музыка, книги, кино и т. д.).
Эстетика повседневности
Эта дисциплина пытается найти художественную ценность в предметах и явлениях повседневной жизни человека.
Так, течение поп-арт (массовая культура) находит эстетику в обычных, заурядных и шаблонных вещах: афишах, рекламе, фильмах для массового зрителя, любых предметов, которые окружают человека каждый день, и даже мусоре (так создаются арт-пространства и инсталляции) и т. д.
Пример произведения эпохи поп-арта
Эстетика природы
Дисциплина, которая занимается изучением эстетического вида природы. Происходит обращение к природе для поиска красоты, придание ей художественной ценности.
Она также анализирует, как природа влияет в творческом плане на человека и как человек получает эстетический опыт из природы.
Эстетика природы: красота и совершенство роз. Фотография приносит истинное удовольствие
Эстетика еды
Об эстетике еды или питания говорят, когда изучают, как внешний облик еды, сервировка стола и даже выбор тарелок и скатерти способствуют пищеварению и правильному усвоению пищи.
Эстетика еды изучает получение эстетического удовольствия от приёма пищи.
Эстетика еды: когда блюдо приносит не только чувство насыщения,
но и эстетическое удовольствие — от формы, ярких красок и красоты оформления
Узнайте больше о Массовой культуре.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы
Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни
Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность
Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности
Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Для чего необходимо чувство прекрасного
Фото автора Sarah Outeiro: Pexels
Оно не стоит на первом месте списка жизненно важных особенностей личности. Но без него существование становится пресным и довольно скучным. Люди, имеющие тонкое чувство прекрасного, всегда более восторженные и эмоционально открытые.
С точки зрения психологии, такие личности сбалансированы со своим внутренним миром и реже поддаются депрессивному настроению. Если ты хочешь пополнить их ряды, для начала ознакомься со списком причин, почему стоит развить чувство прекрасного:
Человек, находящийся в гармонии с самим собой и способный обнаружить нечто позитивное в каждом моменте своей жизни, не так остро и болезненно реагирует на всяческие потрясения и сложности. А их, как ты знаешь, в повседневности хватает с головой.
Развитое чувство прекрасного выполняет защитную роль для психики, не позволяя регулярным стрессам пошатнуть эмоциональное здоровье. Люди вокруг могут поддаваться панике и фатальному настрою, но ты продолжишь видеть окружение в позитивных красках. Главное – не уходить с головой в индивидуальный мир, забывая о более суровой реальности.
Формирование эстетического вкуса
Укрепится творческая жилка.
Давно хотела заняться искусством? Неважно, о чем ты мечтала еще в детстве, чувство прекрасного поможет найти себя среди тонких материй. Все творческие личности когда-то начинали с малого
Теперь и ты сможешь попробовать свои силы в живописи, скульптуре, прозе или стихах
Неважно, к чему именно лежит душа. Если человек наблюдает мир с радужной и чувственной стороны, муза никогда его не покинет
Ты станешь более самодостаточной личностью.
Это реальный пропуск в жизнь, где вполне можно обойтись без оценочного суждения и постоянного страха одиночества. Люди, чувствующие прекрасное, принимают себя такими, какие они есть, потому что точно знают, каждый человек сугубо индивидуален. И в любом недостатке можно найти какую-то «изюминку».
Giphy
Найти что-то позитивное в жизни будет намного проще.
Если ты рождена истинной фаталисткой, чуточку радужных красок точно не помешает. Развитое чувство прекрасного обеспечивает новый более позитивный взгляд на мир. Какие бы трудности тебя ни преследовали, ты всегда найдешь на что опереться, чтобы не скатиться в непроглядную депрессию.
Появится источник духовной пищи.
Это довольно сложное и размытое понятие, которое сугубо индивидуально для каждого человека. Однако именно это порой не позволяет совершить неправильные поступки и свернуть на скользкую дорожку.
Сможешь найти собственный стиль.
Люди с более развитым чувством прекрасного всегда выглядят ярко и не боятся выделяться из толпы. При этом даже самое безумное, на первый взгляд, сочетание предметов одежды аксессуаров каким-то совершенно непостижимым образом идеально подчеркивает безупречный вкус таких дам.
Фото автора MART PRODUCTION: Pexels
Станешь более чувственной и эмоциональной натурой.
Обычно женщины не испытывают с этим особых проблем. Однако порой давление общества, жесткие рамки воспитания, абьюзивные отношения и куча психологических застарелых травм не дают девушке полностью раскрыться в плане эмоций.
Развивая чувство прекрасного, ты, так или иначе, освобождаешь себя от гнета постороннего влияния и обретаешь долгожданную свободу. Именно это и является главным ключом к удовольствию от жизни в целом.
Научишься получать моральное удовлетворение от созерцания предметов искусства.
Если раньше ты считала, что походы в музеи, на концерты и выставки являются пустой тратой времени, то теперь сможешь составить компанию самому настоящему критику.
Искусство необходимо чувствовать фибрами души, понимать ментальный посыл его автора, переживания и волнения. Именно в тот самый момент ты научишься смотреть намного глубже и получать истинное эстетическое наслаждение.
В кругу друзей появятся новые интересные знакомые.
Фото автора Brett Sayles: Pexels
Общаться с оригинальными людьми, умеющими чувствовать и воспринимать мир не так, как большинство современных личностей, не только приятно, но и полезно. Расширяется кругозор и появляются новые жизненные ориентиры, до которых еще придется дорасти.
Как видишь, для саморазвития не требуется много усилий. Достаточно просто оглядеться вокруг себя и присмотреться к друзьям. Не бойся менять мировоззрение и жизненные ориентиры. Иногда это просто необходимо.
Ощущение чувства блаженства
Что в таком блаженстве ощущает человек? Как описать это состояние? Блаженством является высшая степень удовольствия, ощущение выхода за рамки своих возможностей. Этому состоянию сопутствует освобождение от энергетических зажимов. Организм имеет целостную энергетическую оболочку, а разум спокоен. Для описания блаженства просто не хватит слов. Его можно понять, если только прочувствовать на себе.
Информация со слов другого человека будет давать толчок для воспроизведения блаженства разумом. Однако этим путем достичь истинного блаженства не получится. Человек должен сам ощутить, как организм испытывает чувственную гармонию, перенастройку своего мышления, эмоционального восприятия. Состояние предельного бытия нельзя понять. Это можно сравнить с конечной остановкой вашего приятного круиза, пределом, когда ничего больше и не нужно. Степень глубины человека влияет на уровень ощущения блаженства.
Эмоция восторга
Необычайное состояние радости, ее сильный скачок является восторгом – эмоцией с позитивной окраской, высокой интенсивностью проявления и коротким периодом действия.
Внешними признаками проявления восторженной эмоции человека являются слегка приподнятые брови (похожий признак с удивлением) и сияние, блеск и радость в глазах. Однако восторженный человек улыбается немного иначе, чем радостный, счастливый. Улыбка шире, растянута в стороны, с округлой линией губ и заметно опущенной нижней челюстью.
Проживать бурю положительных проявлений можно по разным поводам. Люди, которые восторгаются по-новому и на полную силу, могут получать наслаждение, удовольствие, несмотря ни на что, включая мнение окружающих. У восторженных людей, как говорят, «сносит крышу» и им безразлично происходящее вокруг. Этому состоянию могут завидовать другие. И яркое ощущение хочется запомнить на клеточном уровне, отследить, вжиться в него, чтобы наслаждаться этими прекрасными моментами в будущем.
Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».
Как вызвать чувство восторга?
В ходе долгих экспериментов и изучений этого проявления исследователи поняли, что мгновенный рост настроения может возникать в итоге сложнейших процессов, имеющих физиологическую природу. Эти ощущения формируются нейронами головного мозга. Существуют искусственные и естественные причины их появления.
Попасть в эйфорическое состояние естественным путем можно:
- влюбляясь, целуя объект своей страсти в первый раз, признаваясь в любви;
- получая радостную весть;
- рождая детей;
- преодолевая смертельные угрозы.
Среди искусственных способов вызова эйфорических ощущений выделяют:
- прием алкогольных напитков;
- прием наркотиков;
- употребление специальных лекарств.
Причины появления ощущений дают возможность их классифицировать на следующие виды:
- любовные;
- музыкальные;
- алкогольные;
- наркотические.
Также причины возникновения влияют на длительность эйфорических ощущений. Естественным путем состояние острой внезапной радости может возникать не больше, чем на полчаса. А вот последствием употребления алкоголя, наркотических веществ, определенных медицинских препаратов может быть эйфорическое проявление длительностью от 30 минут до нескольких часов. Многое зависит от количества принятых человеком веществ и их концентрации.
Патологические состояния опасны вследствие быстрого затягивания людей, привыкания к вредным для организма веществам. Когда человек начинает прием наркотиков, злоупотребляют алкоголем, он просто не может остановиться, непреодолимые желания получить, испытать ощущения становятся сильнее его. Это происходит по разным причинам, в том числе при отсутствии возможности испытывать эйфорическое ощущение в необходимых объемах естественным путем. Но когда нет доступа к любым способам получения желаемого, то люди погружаются в депрессии, становятся нервозными и раздражительными, злыми на всех и все, не редко даже агрессивными. Зависимым людям практически невозможно справиться со своими проблемами в одиночку. Поэтому им нужна помощь специалистов.
Читайте нашу статью «Натуральные камни самоцветы: их магические и лечебные свойства».
Если есть вопросы или нужна помощь, обращайтесь в Центр развития личности «Арканум». Наши специалисты поделятся своими знаниями и опытом со всеми желающими.
Как правильно созерцать обыденное?
Ещё по этой теме
5 научных теорий и фактов, которые сложно принять
Согласно теории вчувствования Теодора Липпса, эстетического как объективного свойства вещей не существует. Ощущение одухотворённости природы возникает за счёт того, что зритель проецирует на созерцаемые формы собственные чувства. Так в романах возникают фразы вроде «радостный солнечный день» или «грустный осенний дождь». С точки зрения современных учёных, которые заинтересовались проблемами восприятия, даже формулировки физических законов зависят от наших представлений о симметрии и гармонии, которые сформированы органами чувств. Так что парадоксальное суждение Оскара Уайльда о том, что «жизнь имитирует искусство», верно с точки зрения антропного принципа.
Так или иначе, эстетическое воспитание — это не только хождение по музеям, но и развитие умения вглядываться в окружающий мир. Тем более, что граница между искусством и не-искусством определяется сегодня не качествами произведения, а контекстом. Красоту можно найти и в индустриальном пейзаже, и в разводах бензина на асфальте.
Только субъект решает, намерен ли он просто стоять на остановке, или же получать эстетическое впечатление.
Это хорошо понимали японские теоретики прекрасного, которые уделяли большое внимание наблюдению как полноценному эстетическому акту. Если западный человек стремится к активному преобразованию природы, то восточный зритель склонен растворяться в тихом созерцании. Японские поэты сформулировали множество понятий, аналогов которым нет в западной науке о прекрасном — например, югэн или сибуми. Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний
Изучив их подробнее, можно найти описания для тонких оттенков переживаний.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.
Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.
Роль мировоззрения
Роль мировоззрения в жизни человека:
-
Дает основу целостности личности, которая предполагает наличие четкой системы ценностей, идеалов.
-
Структурирует окружающее пространство, делая его знакомым, более понятным и безопасным.
-
Подсказывает пути достижения целей.
-
Его отсутствие делает жизнь хаотичной, а психику нестабильной, полной противоречивых установок, что приводит к неразрешимым внутренним конфликтам.
Бывает состояние, когда старое мировидение разрушается, а новое на его месте еще не сформировалось. Такой этап называют мировоззренческим кризисом
В этот момент крайне важно вернуть личность к целостности, иначе на место здоровых форм мировоззрения придут различные заблуждения: алкогольные и наркотические вещества, сектантство и др
С мировидением связано также понятие менталитет, которое означает определенный склад ума, совокупность психических свойств и особенностей поведения. Он отражает характер целой группы людей (например, нации) и представляет из себя внутренний мир личности, который пропущен через призму исторического опыта.
Приглашаем на онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств
На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.
Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:
Моральные
Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.
Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.
Интеллектуальные
У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.
Эстетические
Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.
Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.
Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12