Содержание
- Что это за понятие
- Описание Познавательная активность
- Самосовершенствование
- Реализация в трудовой деятельности
- Удовлетворение эстетических чувств
- Поиск смысла жизни
Как формируются духовные потребности человека: идеальные условия
Базовые отличия от физических потребностей
Виды
Что относят к удовлетворению духовных потребностей: примеры
Роль искусства
Заключение
Кроме прямохождения, членораздельной речи, умения создавать орудия труда, есть еще ряд качеств, отличающих людей от животных. Так или иначе, они связаны с духовными потребностями человека: о том, что это такое, я расскажу в этой статье, разобрав виды и примеры проявления этой стороны человеческого существа.
Возможности удовлетворения духовных потребностей
Реализовать духовные качества помогут:
- Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
- Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
- Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
- Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
- Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.
Поиск душевной гармонии через единение с природой
Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.
Стратегии самореализации личности
Современная жизнь влияет на выбор стратегии – спроектированных планов личности на ближайшее будущее, которые сформированы на жизненных ценностях и стремлениях.
Прогрессивная
Стратегия предполагает активацию внутренних факторов реализации. Индивидуум адекватно воспринимает окружающий мир и свою роль в нем.
Это помогает ему добиться высокой оценки общества, признания своих творческих способностей, реализоваться в профессии.
Рецептивная
Рецептивная – задействует внешние факторы для достижения социальных успехов и получения благ в обществе. Целостного восприятия, планов себя в мире нет. Индивидуум потребляет успехи окружающих, социальные блага общества.
Жизненный цикл
Давайте рассмотрим, как потребность возникает, развивается и реализуется. На начальном этапе она ощущается как смутно осознаваемая и неоформленная нужда в чем-то. Она выступает в виде внутреннего скрытого условия для деятельности, в виде некого идеала.
Далее нужда опредмечивается и конкретизируется, обрастает подробностями и становится движущей силой деятельности человека. Например, индивид открывает в себе тягу к любви и начинает искать партнера для отношений.
Из потребностей рождаются мотивы, которые впоследствии трансформируются в цели. Совокупность всех мотивов формирует направленность личности.
Чем дольше нужда остается нереализованной, тем сильнее внутреннее напряжение и дискомфорт
Он заставляет внимание течь в сторону объекта и побуждает человека совершать активные действия
Если вы сильно голодны, то внимание будет выхватывать из окружающей реальности образы, связанные с едой.
В момент реализации человек испытывает эмоциональную разрядку и чувство удовлетворения от достигнутой цели. Происходит выброс гормонов радости – серотонина и эндорфина. Это своего рода вознаграждение за проделанную работу и поощрение к новым достижениям.
Естественно, не каждая нужда оказывается реализованной. Нереализованная может привести к следующим последствиям:
- Гибели человека. Если дело касается базовых биологических нужд.
- Фрустрации. Это сильное переживание вследствие неудовлетворения важнейшей для человека нужды, граничащее с нервным расстройством.
- Сублимации. Это преобразование чувства неудовлетворенности в созидательную энергию.
Все вышесказанное означает, что человеку стоит быть внимательным к своим внутренним побуждениям: осознавать, принимать и не пытаться подавлять их. Это необходимое условие для психологического здоровья личности.
Походка и внешность
Чтобы обрести внутреннюю уверенность, не забудьте о внешней составляющей
Только после оценки внешности люди обращают внимание на внутреннее содержание
Издалека самоуверенных людей узнают по походке. Она должна быть твердой и ритмичной, с широким шагом. Не стесняйтесь размахивать руками. Корпус слегка наклоните вперед. Ходите активно, но не переходите на бег.
Элементы внешности, которые помогут поднять самооценку:
- белые, ровные зубы;
- ухоженные руки и аккуратный маникюр;
- стильная, подходящая типу фигуры одежда.
Красивая улыбка, приятный запах изо рта, белые ровные зубы – все это располагает к спокойной и непринужденной беседе. Люди с болезнями зубов, кривым зубным рядом склонны замыкаться в себе. Они стесняются улыбаться, прикрывают рот рукой.
На маникюр должны ходить не только женщины, но и мужчины. Имея красивые руки, человек подсознательно хочет продемонстрировать их собеседнику. Он не стесняется подтверждать слова жестами. Это поднимает человека в собственных глазах и глазах оппонента.
После покупки красивой одежды, которая идеально сидит на фигуре, самооценка человека повышается. Тут же появляется уверенный шаг, ровная осанка. Вырастает рейтинг этого человека в глазах друзей и коллег. Не стоит гнаться за модой и брендами. Главное – чтобы купленный наряд радовал вас, заставил полюбить себя.
Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться
Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному.
Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности.
Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку.
С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного
и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.
Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных
способностей – одна из причин серьезной психопатологии.
Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень
часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической
депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией.
Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит
человека в адекватное состояние.
Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве.
И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых.
Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в
результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно.
И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.
Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших,
предельных переживаний.
Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.
Что такое самоактуализация
Что такое самоактуализация, каково ее определение в психологии? Самоактуализация – это процесс становления личности, ее психологическое развитие. В каждом человеке заложено стремление к максимальной реализации своих способностей, задатков, возможностей. Самоактуализация основана на внутренних мотивах человека. К понятию «самоактуализация» не относится пассивность. Самоактуализирующийся человек сам стремится освоить новые виды деятельности, у него всегда много планов и целей. Он не ждет, что мир предложит ему что-то, он сам ищет возможности.
Понятие самоактуализации тесно связано с понятием самореализации. Первое – это поиск ответа на вопрос «Кто я, каким я должен быть?». Второе – поиск ответа на вопрос «Что я делаю для того, чтобы быть тем, кем я должен быть?». В науке теория самоактуализации и самореализации человека тесно связана с гуманистической психологией. В ней понятие самоактуализации является ключевым. Термин ввел К. Гольдштейн, он же является автором теории. Однако кроме него проблему изучали К. Роджерс и А. Маслоу. И об их видении вопроса в психологии говорят чаще.
Концепции авторов несколько отличаются, например, Маслоу считал, что нужно развиваться активно, а Роджерс отдавал предпочтение медленной самоактуализации (подробнее о типах поговорим ниже). Однако в сути и специфике самоактуализации они сходились и полагали, что любой человек может добиться успеха в жизни, если начнет сам выбирать и направлять свою жизнь. Самоактуализация является вершиной в теории развития личности.
Сложность в том, что самоактуализация во многом зависит от окружающей среды развития. Какой тип среды содержит потенциал допущений благоприятного развития самоактуализации? Дружественная, развивающая среда, где есть теплые и доверительные отношения, где человека поддерживают и направляют, оказывают помощь
Крайне важно, чтобы с ранних лет человек оказался в такой среде, тогда процесс самоактуализации будет более простым и благоприятным
Экзистенциальные потребности человека по теории Фрома
За последние 100 лет на поле психологии появилось большое количество школ и направлений, изучающих и пытающихся объяснить экзистенциальные потребности личности.
Важным инструментом социально-психологического анализа поведения человека в социуме, является всестороннее сравнение по параметру отношений субъекта к окружающему миру и людям.
Эрик Фромм утверждал, что поведение здорового человека в обществе обусловлено осознанием того, что в силу своих природных особенностей он стремится установить связи в обществе, преодолеть себя, укорениться в жизни, идентифицировать себя, построить собственную систему моральных ценностей.
1. Экзистенциальные потребности в установлении связей
Всю свою жизнь человек осознанно или неосознанно стремится объединиться с другими людьми. По мнению Эрика Фромма, есть только 3 способа удовлетворения этой потребности.
Можно подчиниться правилам и требованиям какой-то группы или другого индивидуума, можно властвовать над кем-то, можно быть связанным с людьми или отдельным человеком посредством любви.
При этом Фром с точки зрения своей гуманистической теории склонял общественную мысль к тому, что неоправданно удовлетворять через власть или подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным способом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность в себе.
Социальная связка людей по модели власть – подчинение ущербна, потому что не может полностью удовлетворить указанную потребность. В силу побочного возникновения грубой зависимости между собой властвующий и подчиненный частично теряют свое «Я».
2. Экзистенциальные потребности в преодолении себя
Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.
Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе своей пытается показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Поэтому люди создают общественные институты, материальные ценности, моральные нормы, в той или иной степени позиционируя любовь, как движущую силу развития своего биологического вида.
Иррациональный путь удовлетворения потребности заключается в проявлении злонамеренной агрессии. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то видит свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.
3. Экзистенциальные потребности человека в укорененности
Чтобы чувствовать себя полноценным представителем своего вида, человеку важно осознавать свои корни. Поэтому так сильна связь матери с ребенком
Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их причиной является вовсе не сексуальное влечение, а подсознательное желание вернуться в материнское лоно с целью укорениться, добиться полноценного чувства защищенности.
Непродуктивный способ состоит в фиксации своего мышления в ограниченных матерью пределах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим путем неуверенные в себе, переполненные внутренними страхами, крайне зависимы.
4. Экзистенциальные потребности в самоидентичности
В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является осознание факта, что «Я отвечаю за себя».
Легче отождествлять себя с разными институтами: с государством, нацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания.
В упрощенной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к толпе, где индивидуальность остается только словом, теряет объективную сущность своего лексического значения.
Другая крайность скрыта в ситуации, где человек лишен возможности отождествлять себя с кем-то или с чем-то. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психологических проблем, умеют идентифицировать себя вне толпы, при этом их критерии отвечают реальности.
5. Экзистенциальные потребности в системе ценностей
Человек, лишенный моральных ориентиров, движется по жизни, как слепой котенок. Систему ценностей он создает, как остов своего поведения, правила, опираясь на которые проживает жизнь продуктивно или деструктивно с точки зрения Фромма. История знает много личностей, заплативших жизнью за сохранение своей системы ценностей.
Виды самореализации
Экзистенциальный кризис — что это такое значит
Человек – социальное существо, поэтому он всегда актуализирует свои способности в обществе. По этой причине рассматривать проблему самореализации в отрыве от других людей неправильно. Можно выделить несколько основных видов самоактуализации:
- Личностная;
- Творческая;
- Профессиональная;
- Социальная.
Самореализация – нелегкий процесс
Важно! Каждый из этих видов тесно связан с другими. Человеку нужно развиваться во всех направлениях
Во многом фундамент процесса роста закладывается в детстве, в более зрелом возрасте индивид сам способен определять свое поведение.
Личностная самореализация
Личность человека начинает формироваться еще в детстве. Как раз тогда впервые появляется вопрос о личностной реализации. Ребенку хочется, чтобы окружающие одобряли совершенные им поступки. С возрастом это желание становится еще сильнее, что приводит к достижению успеха или, наоборот, комплексам.
Все зависит от доминирующей мотивации: положительной или отрицательной. Если человек не боится потерять что-то или быть осужденным окружающими, то у него значительно больше шанс достичь успеха.
Путь к мечте нелегкий
Если мотивация позитивная, человек может выбрать одну из следующих целевых тенденций, непосредственно связанную с личностью:
- Стремление к финансовому благополучию;
- Достижение высокого социального статуса;
- Развитие своих способностей.
Важно! На практике одна из этих тенденций оказывается доминирующей, но каждая из них обуславливает другие. Например, хорошо развитые навыки увеличивают вероятность заработать, равно как и высокий социальный статус сопряжен с приличными доходами
Пример личностной самореализации – это когда в педагогике ученик под действием учителя формирует необходимые качества.
Творческая самореализация
Желание создать что-то новое тесно связано с развитием человечества. Все шедевры, сотворенные людьми, достижения в науке обусловлены желанием созидать. В Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Можно не верить в Бога, но, если Он есть, то творчество – действительно то, что общее у человека с высшими силами.
Таким образом, творческая самореализация личности является важной внутренней составляющей жизни человека. По статистике, творческие люди добиваются большего успеха, чем те, кто действует стереотипно
Это особенно актуально в XXI веке – времени стремительного развития технологий.
Креативность – важнейшее качество для формирования широкого кругозора
Важно то, что творческие способности в той или иной мере имеются у любого человека. Изменяются лишь проявления творческого акта: это поэзия, проза, живопись, скульптура и многие другие способы реализовать себя
Каждый может найти занятие по душе.
Профессиональная самореализация
Профессиональная самореализация – это раскрытие своего потенциала на работе. Успех в построении карьеры также ценен для полноценной жизни. Здесь причина кроется не только в деньгах и повышении социального статуса. Гораздо важнее ощущать одобрение со стороны окружающих.
Поднятие по карьерной лестнице
Важно! Работа – это лишь часть жизни, ею нельзя заменить другие виды реализации. Трудоголизм вредит человеку, потому что в погоне за деньгами и статусом он теряет все остальное
Социальная самореализация
Это реализация своего потенциала в обществе, в котором состоит человек. Это как раз есть высшая ступень, как говорил Маслоу.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей было опубликовано в 1975 году в учебнике У. Стоппа. С тех пор схему используют неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу, или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее отображаются более узкие следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Люди по-прежнему нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А вот далее на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновленная пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — сильнее нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу объяснял особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в социологических исследованиях, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться
Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному. Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности. Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку. С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.
Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных способностей – одна из причин серьезной психопатологии. Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией. Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит человека в адекватное состояние.
Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве. И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых. Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно. И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.
Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших, предельных переживаний. Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.
О чём книга Роберта Энтони
Фото взято из открытых источников
Именно об этом и пишет автор книги «Главные секреты абсолютной уверенности в себе» Роберт Энтони. Он предлагает поэтапно с помощью его труда пройти путь трансформации, найти те проблемы, которые заставляют отказываться от своих целей и бездействовать.
Книга этого автора помогла многим людям начать саморазвитие и стать уверенным в себе человеком. Его советы и рекомендации для большинства читателей стали настоящим руководством в жизни и инструкцией к действиям. Данная книга позволяет, при желании, людям самостоятельно находить способы самосовершенствования.
Можно сказать, что автор дает универсальное решение, помогающее людям менять свое сознание, делать первый шаг и решиться на перемены в жизни.
Самовыражение во внешности
Данный способ выражения свойственен девушкам и женщинам. Психологи отмечают, что внешние атрибуты создают уникальный имидж, потому они способствуют проявлению характера, потенциала. Ориентируясь на внутренние ощущения, создавайте гардероб, делайте стрижки и прически, подбирайте аксессуары, наносите макияж и маникюр. Не гонитесь за модой, которая подавляет личность, не позволяет найти источник для выражения внутреннего мира.
Создавая подходящий образ, совпадающий с внутренними ощущениями, вы станете личностью. Выделяйтесь из толпы, помня о том, что одинаковых людей не бывает. Индивидуальность проявляется в имидже.
Татуировки и пирсинг популярны у молодых людей, но они позволяют отойти от стандартов, проявить себя. По данной причине вариант является подходящим для самовыражения.
Поговорите с собой.
Это может прозвучать несколько безумно, но, поверьте, это работает. Разговор с собой делает нас мудрее, способствует развитию памяти, повышает концентрацию, и, не поверите, даже помогает повысить спортивные результаты. В документальном фильме «Человеческий мозг» приводят следующий пример: человек может за одну минуту «сказать себе» от 300 до 1000 слов
Представляете, сколько важного можно донести до себя всего за три минуты? Морские котики и спецназ используют силу позитивного разговора с собой, как способ пережить серьёзные испытания
Например, новобранцам во время инструктажа всегда говорят о том, что для того, чтобы преодолеть страх, который диктует нам лимбическая система, следует разговаривать с собой. И всегда – в позитивном ключе: «Вы – выносливые, вы – сможете, вы – ничего и никого не боитесь». Этот приём тревогу и беспокойство снимает как рукой.
Как заставить это работать на вас:
Будьте позитивны, потому что от того, как разговариваете с собой, зависит ваш «нейробиологический ответ» на происходящее. Когда вы говорите себе: «Я знаю, что делать, и принимаю опасную ситуацию, как вызов, а не угрозу для жизни», то становитесь не только уверенней в себе, но и практически всемогущими.
Биография Абрахама Маслоу и история создания пирамиды потребностей
Маслоу Абрахам был рождён в 1908 году Киевскими эмигрантами Нью-Йорке. Еще в юном возрасте на мальчика возлагают большие надежды, он показывал свои способности в школьный период.
Он учился менее года на юриста в колледже, однако это направление не заинтересовало его. Психологию Абрахам познал в институте Корнелла. Юноша в 28 году прошлого столетия стал обучаться в Висконсинском университете психологии под предводительством Гарри Харлоу, изучавшим поведения обезьян.
После получения классического бихевиористского образования юноша защитил научную работу, посвященную изучению взаимосвязей социальных качеств и сексуальности у обезьян.
Учёный был какое-то время бихевиористом (изучал поведение людей и животных), но со временем он начал углубляться в эту сферу и общаться с другими учёными из этой сферы. Более всего учёного впечатлил Джон Б. Уотсон. О нем автор отзывался, как о человеке, который привёл его в сферу психологии.
Однако по словам Абрахама, такая теория хороша только в лабораторных условиях, её нельзя использовать в реальной человеческой жизни. Она не помогает найти полезные и главные ценностные ориентиры, однако она мотивирует человека, обеспечивает стимул действовать.
В 1937 году прошлого века Маслоу стал профессором в Бруклинском колледже и встретил там Альфреда Адлера, Макса Вертгеймера, Эриха Фромма, Рута Бенедикта и других знаменитых психологов. Под их влиянием мужчина начал выполнять уникальные исследования здорового класса общества — это послужило основой теории о самоактуализирующемся человеке.
Если сначала психологов интересовали только люди, у которых есть психические отклонения разного рода, то благодаря Абрахаму исследования проводились со здоровыми и психически уравновешенным личностями, благодаря чему сформировалось позитивное, гуманистическое восприятие человеческой природы.
Такой подход позволил психологу посмотреть на человеческие потребности с новой стороны.
Однако группа бихевиористов такой подход воспринимать не хотела
Люди из такого сообщества не обращали внимание на проявление любви, самореализации и других социальных проявлений, но Маслоу удалось не только провести исследование на их основе, но и предоставить обществу более точное описание человеческой реализации. Из-за этого долгое время социум не хотел принимать психолога всерьёз
Но в период с 1950-1960 годов в новом гуманистическом направлении исследования психолога стали популярными. В 1967 году Абрахама избрали на пост президента в Американскую психологическую ассоциацию.
Абрахам Маслоу