Что такое активное слушание
Активным слушанием называется способ коммуникации, для которого характерно:
максимально включиться в разговор;
глубоко улавливать смысл сказанного, сосредоточить внимание на словах собеседника;
не отвлекаться на свои мысли, абстрагироваться от посторонних ощущений;
наладить доверительный контакт со вторым участником беседы при помощи вербальных и невербальных приемов.
Авторство методики принадлежит советскому семейному и детскому психологу Ю. Б. Гиппенрейтер
Она описала важность активного слушания для общения и налаживания близких отношений с детьми, решения конфликтов в семье
Методика активного слушания.
Со временем приемы стали использовать в других сферах для быстрого установления контакта с собеседником:
- в психологическом консультировании, групповой терапии;
- в деловом общении;
- в продажах;
- в педагогике, журналистике;
- в работе МЧС, полиции (при общении с пострадавшими в ЧС, потерпевшими).
Виды
В характеристике активного слушания выделяют 2 типа: мужской и женский. Их различия:
- Область применения. Методика мужского типа используется в бизнес-общении, переговорах, корпоративных дискуссиях, женского — в психологии, семейных отношениях, диалогах с близкими или детьми.
- Способ восприятия информации. Для мужского характерен рациональный анализ сказанного, тогда как женское отличают эмоциональность, сочувствие и сопричастность к переживаниям собеседника.
- Эмпатия в первом случае направлена на понимание смысла речи, во втором — на установление доверия.
- Используемые приемы: умеренная критика, наводящие вопросы, уточнения в мужском типе против отражения чувств, пересказывания в женском типе.
Основные приемы активного слушания.
В каких обстоятельствах нужен этот способ слушания?
Суть нерефлексивного слушания заключается в отсутствии активного участия в разговоре. Соответственно, уместен этот способ общения в тех обстоятельствах, в которых рефлексивный тип слушания не требуется.
Как правило, просто выслушать другого человека требуется, если он:
- желает разъяснить свое отношение к чему-либо или обозначить политическую позицию, поведать о вероисповедании;
- стремится обсудить острые, злободневные вопросы или семейные проблемы, конфликты на работе;
- пытается пожаловаться или поделиться радостью.
Кроме этого, нерефлексивное слушание необходимо и на работе, причем вне зависимости от сферы деятельности человека. К примеру, этот тип общения – лучший, если речь идет о беседах с руководителями, начальниками. Также требуется умение слушать и при переговорах
Когда важно правильно понять цели и намерения деловых партнеров либо же предугадать методы, которыми будут пользоваться конкуренты, умение нерефлексивно воспринимать информацию очень пригодится
Ключевые виды активного слушания
Различают мужской и женский тип техники активного слушания:
Мужской | Женский | |
Сфера применения | В деловом общении, в переговорных процессах и внутренних дискуссиях | В психологической практике, разговорах с родными и друзьями |
Цель | Точно уловить смысл сказанного, определить и закрыть потребности оппонента со своей выгодой | Сформировать доверие, найти правильный подход |
Особенность метода восприятия сведений | В рациональной оценке услышанного. Эмпатия ориентирована на то, чтобы понять смысл сказанного | В сопереживании, сопричастности, эмоциях в соответствии с настроением собеседника. Эмпатия ориентирована на формирование доверительных взаимоотношений |
Применяемые приемы | Уместные критические замечания, уточняющие вопросы | Отражение эмоций, повторение |
Сфера продаж | Автотранспорт, одежда, техника для дома, электрические инструменты, стройматериалы, мобильные телефоны, ювелирные изделия | Продукция для детей, декор и предметы интерьера, косметические и парфюмерные средства, ювелирная продукция, услуги индустрии красоты, медицина |
Вопросы | Где, когда, сколько, чем обосновано и какие выводы из этого следуют? | Какое у тебя отношение к этому, какие чувства возникли? |
Когда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного
Самый распространенный вид нерефлексивного слушания происходит у работников сферы услуг. Ты неоднократно могла наблюдать, как внимают своим клиентам парикмахеры, маникюрши и косметологи. Они четко выполняют свою работу, но при этом очень внимательны к рассказам своих посетителей, поддерживают беседу с ними кивком головы, улыбкой, внимательным взглядом.
Если ты являешься работодателем, то при собеседовании с соискателем, по отношению к его интервью ты применяешь нерефлексивное слушание. Поощряя собеседника к рассказу о себе, узнаешь много необходимой информации о работнике.
Если ты участвуешь в коммерческих переговорах своей компании, нерефлексивное слушание помогает правильно понять цели и намерения партнеров по бизнесу.
Если ты религиозна и присутствуешь на проповеди в церкви, проявление нерефлексивного слушания будет самым уместным.
Когда твоему собеседнику необходимо высказать свою точку зрения, при этом он испытывает отрицательные эмоции и ему «надо выпустить пар», твое нерефлексивное слушание поможет ему самовыразиться, а тебе — понять суть происходящего.
Если ты — студентка, то сталкиваешься с нерефлексивным слушанием — на лекциях, которые читает преподаватель. Ты, наверное, не раз замечала, что чем сосредоточеннее ты внимаешь педагогу, тем проще тебе готовиться к зачету или экзамену. Когда «отсиживаешь» пару, то потом долго приходится разбираться по учебникам.
Когда же у тебя практика по предмету, то вступает в силу рефлексивное слушание, ты задаешь вопросы по рассматриваемой теме, уточняешь детали заданий. За счет рефлексивного слушания ты лучше вникаешь в предмет.
Основное отличие рефлексивного слушания от нерефлексивного состоит в том, что:
- В первом случае создается активная обратная связь говорящего со слушателем, собеседники проверяют и уточняют свое понимание беседы, сообщение корректируется. Рефлексивное слушание помогает добиться большей точности восприятия информации.
- Во втором случае показать свою включенность в разговор возможно лишь кивком или взглядом. Требуется максимально сосредоточиться на получении информации при минимальном вмешательстве.
Поскольку нерефлексивное слушание в какой то мере является способом поддержки и поощрения говорящего собеседника, то, некоторые разговорчивые люди могут злоупотреблять твоим вниманием. В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет
Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений
В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет. Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений.
Методы эмпатического слушания
Методы во многом совпадают с методами активного слушания. А именно:
Знаки внимания. Просто слушать собеседника в эффективной беседе недостаточно — это может выглядеть несколько аморфно. Место этого мы активным демонстрируем свое участие в диалоге: кивки головой, междометия типа «угу» и «ага», «вспышки» глазами.
Подбадривания собеседника словами типа «не может быть» важно, но без других методов недостаточно. Люди не любят формальности в общении
Им важен эмоциональный контакт. Зрительный контакт, мимика, мягкость тона позволяют наладить контакт. К знакам внимания можно отнести и другие приемы.
Парафраз или пересказ. Краткое изложение слов или чувств собеседника. Парафраз чувств в нашем случае в большинстве своем будет более «тематическим». Этот прием дает понять, как мы видим ситуацию, дает визави обратную связь. Вместе с этим парафраз позволяет перефразировать, амортизировать негатив собеседника.
Например, собеседник говорит:
«Ты предатель»
«Ты ожидал поддержки с моей стороны, но я не встал на твою сторону»
Парафраз полезен в том случае, если собеседник явно не способен адекватно и конструктивно сформулировать свои мысли. Нас могут обвинять в чем только можно. Хотя причина лишь в небольшом раздражении или негодовании. Например, когда один из супругов заявляет — «я тебя ненавижу». Это могут быть эмоции и перефразирование позволит направить диалог в конструктивное и более позитивное русло.
Повтор или эхо. Мы просто повторяем слова собеседника. С одно стороны этим мы демонстрируем то, что слышим его. Повтор слов в вопросительной интонации будет мягким запросом на уточнение информации. Например:
«Я не злюсь на тебя»
«Ты не злишься на меня?»
Метод эхо несмотря на свою простоту, имеет высокую эффективность. Психологи провели эксперимент — подговаривали официантов в ресторанах при приеме заказов повторять слова клиентов. После подсчитывали количество чаевых и сравнивали с результатом контрольной группы официантов, которые не повторяли слова клиентов. Простой повтор слов увеличивал лояльность и размер чаевых.
Уточнение. Нет ничего дурного в том, чтобы прямо просить уточнение смысла в случаях, когда это необходимо. Например:
«Что ты имеешь в виду?» или «Ты недоволен тем, что…?»
Если мы будем спешить с ответом на вопросы собеседника или с реакцией на его слова, то рискуем ошибиться. Даже если контекст может казаться очевидным, не стоит делать преждевременных выводов. Простой уточняющий вопрос поможет избежать недопонимания.
Сообщение о восприятии. Этот прием означает, что мы озвучиваем чувства собеседника. Мы демонстрируем, что понимаем своего визави. Это можно назвать парафраз чувств. Например:
«Я понимаю, что это не справедливо по отношению к тебе, на твоем месте я бы чувствовал то же самое»
Также верным ходом будет демонстрация того, что наши эмоции синхронны. Для этого озвучиваем то, что наши эмоции и чувства совпадают с внутренним состоянием визави. Например:
«Я искренне рад, что у тебя все получилось»
Если мы будем говорить собеседнику «я тебя понимаю», то с большей вероятностью он просто закроется. Действительно, мы можем понять собеседника? Или это дежурная фраза? Собеседник находится под действием эмоций и тут мы со своим «я тебя понимаю». Какая тут может быть реакция? А озвучивание восприятия эмоций собеседника или своих собственных создаст позитивный контакт.
Молчание или пауза. Этот метод особенно ценен в любом общении. Пока говорим мы, собеседник вынужден молчать. Часто может показаться, что любая пауза в диалоге затягивается непозволительно долго. Но это лишь иллюзия и все идет как надо. Пусть у визави будет пара лишних секунд, чтобы что-то сказать.
Поддержание эмоций. Верный способ отдалить от себя другого человека — это продемонстрировать непонимание его чувств. Сопереживание внутреннему верный ход.
Например, ваш оппонент сообщает о том, что испытывает угнетение. Слова типа «да ты не переживай» не всегда работают. Эмпатическое слушание подразумевает, что мы добиваемся эмоционального сближения, то вместо этого зададим вопрос о его внутреннем состоянии.
Как слушать активнее
В пособиях для профессионалов, которым приходится много взаимодействовать с людьми, указывают, что активное слушание подразумевает до двадцати разных навыков и умений — от общего «быть настолько открытым, эмпатичным и стремиться понять себя и других, насколько это возможно» до более конкретного «избегать размытых, нечётких и неоднозначных высказываний». Конечно, на то, чтобы освоить все двадцать, потребуется много времени и сил — а нужны они далеко не каждому. Хорошая новость в том, что для бытовой коммуникации бывает достаточно нескольких простых приёмов.
Первая и самая главная рекомендация, которую обычно приводят, говоря об активном слушании, — собственно, сосредоточиться на разговоре, убрав все отвлекающие факторы (никаких разговоров параллельно с инстаграмом, рабочими чатами или пролистыванием журнала)
Многим поддерживать внимание помогает зрительный контакт, но слишком фиксироваться на нём не обязательно — в конце концов, человек может, например, стесняться, а внимательно слушать чужие слова гораздо важнее, чем просто молча смотреть на другого. Можно время от времени показывать собеседнику, что вы по-прежнему внимательно за всем следите — например, кивком или коротким «ага». Не стоит собеседника — да, так вы с большей вероятностью выскажете всё, что собирались, но вряд ли узнаете, что пытался сказать другой — а задача любого диалога в том числе и в этом
Точно так же не стоит продумывать, что вы скажете в ответ, пока говорит ваш собеседник — возможно, вы придумаете отличную реплику, но можете потерять нить разговора или ответить совсем не на то, что говорит ваш собеседник
Не стоит собеседника — да, так вы с большей вероятностью выскажете всё, что собирались, но вряд ли узнаете, что пытался сказать другой — а задача любого диалога в том числе и в этом. Точно так же не стоит продумывать, что вы скажете в ответ, пока говорит ваш собеседник — возможно, вы придумаете отличную реплику, но можете потерять нить разговора или ответить совсем не на то, что говорит ваш собеседник.
Второй важный принцип активного слушания — не пытаться предугадать, что думает или пытается сказать собеседник, и не торопиться с выводами. Главная задача активного слушания — убрать несоответствия между тем, что говорит ваш собеседник, и тем, как вы его понимаете. Это непросто и требует усилий — но есть несколько способов, которые помогут с этим справиться. Например, можно подытоживать или уточнять то, что сказал собеседник («Правильно ли я понимаю, что…», «Ты имеешь в виду…» и так далее). Делать это лучше до того, как вы выскажете собственное мнение — просто чтобы быть уверенным, что вы говорите об одном и том же. Можно попробовать понять чувства, которые стоят за теми или иными словами собеседника — по интонации, жестам и позе — или прямо спросить об этом («Тебе, должно быть, сейчас очень страшно?», «Мне бы на твоём месте было грустно»). Возможно, поняв, чужие эмоции, понять, что именно он или она пытается вам сказать, тоже будет легче.
Важно, что все эти техники нужно использовать искренне — если вам совсем неинтересен собеседник, даже идеально точный пересказ его слов будет выглядеть так же отстранённо. В конце концов, залог лучшего разговора — в искреннем интересе к тому, с кем вы говорите, тогда не терять нить разговора будет гораздо проще. ФОТОГРАФИИ: nordiskagalleriet
ФОТОГРАФИИ: nordiskagalleriet
Примеры активного слушания
Примером активного слушания можно считать большинство диалогов, в которых есть конкретная тема для обсуждения:
Разговор продавца и покупателя (сначала продавец внимательно выслушивает пожелания покупателя, затем собеседники меняются ролями: продавец предлагает варианты решения проблемы, а покупатель слушает и выбирает).
Общение с детьми
Каждого ребенка важно выслушать и не только понять сиюминутные потребности, но и помочь малышу разобраться со своими эмоциями и желаниями. Иногда активное восприятие помогает побудить кроху к неким действиям, обучить какому-нибудь новому навыку
Активное слушание широко используется в педагогике.
Взаимоотношения между друзьями и родственниками (позволяют наладить комфортную атмосферу).
Коммуникация между партнерами по предпринимательству помогает развивать бизнес.
Участие в увеличении эффективности продаж. Успешный менеджер по продажам умеет правильно сделать презентацию своего товара и заставить потенциального покупателя совершить покупку. Для этого часть использует такие методы, как невербальное общение, перефраз, уточнение и умение подводить итог.
Общение с ребенком
Важно! Умение внимательно слушать собеседника можно воспитать в себе путем долгих тренировок. Это поможет не только считаться приятным собеседником, но и даст возможность получать большее количество информации
Этапы и правила эффективного слушания
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.
Таблица 1
Название этапа | Цель этапа | Способы поддержкисобеседника |
1. Информационный | Дать собеседнику высказать свою точку зрения | поддакивание, побуждение, невербальная поддержка |
2. Уяснение | Убедиться, что вы правильно его поняли | Выяснение, парафраз, отражение чувств |
3. Завершающий | Добиться совместного решения | Оценки, продолжение, резюмирование |
В деловой беседе старайтесь применять следующие правила эффективного слушания:
Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны. |
Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто. |
Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться. |
Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник. |
Избегайте говорить собеседнику «Я Вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны). |
Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть. |
Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию. |
Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание. |
Примеры упражнений для развития техники активного слушания
Изучение техники активного слушания и выработка соответствующих навыков происходят в ходе групповых занятий. Чтобы самостоятельно овладеть этой методикой нужно каждый день практиковаться в беседах с разными людьми. Помочь в этом могут следующие упражнения:
-
Упражняясь с коллегой, нужно задать следующие условия: один участник беседы описывает свой прошлый день, а другой, используя языковые и невербальные техники активного слушания, способствует развитию разговора (необходимо определить и назвать эмоции партнера). После упражнения первый участник подводит итог: какие методы активного слушания применил собеседник, какие из них были эффективны, а какие вызывали негативные ощущения.
-
Упражнение для 3 участников. Каждый должен вслух зачитывать заранее подготовленный текст и при этом стараться услышать и вникнуть в смысл того, что говорят другие партнеры.
-
Старайтесь внимательно следить за речью собеседника и не отвлекаться на мысли, не имеющие отношения к теме разговора.
-
Упражнение «Закончи фразу». Участвует группа по изучению техники активного слушания. Каждый получает лист с началом определенного предложения. Затем по очереди все читают вслух свою фразу и продолжают ее в произвольном варианте, выдумывая разные факты или говоря правдивую информацию. Другие участники группы при этом должны анализировать речь и мимику выступающего, чтобы определить, реальность это или обман. Упражнение направлено на развитие умения выражать искренность, используя разные средства.
-
Упражнение для двух участников, один из которых будет говорить, а второй – слушать. Затем они меняются ролями. Длительность занятия составляет от 30 до 45 минут. За это время они должны сделать следующее:
-
В течении 5 минут первый участник описывает свои личные трудности и их причины. Второй партнер должен слушать, используя технику активного слушания.
-
Затем на протяжении 2 минут первый участник должен рассказать, что именно в поведении слушателя помогало вести рассказ или мешало этому.
-
Следующие 5 минут первый участник рассказывает о своих чертах характера, которые позволяют ему преодолевать сложности, описанные на начальном этапе упражнения. Его партнер при этом должен применять технику активного слушания с учетом тех ошибок, на которые ему указывал собеседник во время двухминутного обсуждения.
-
На четвертом этапе длительностью 5 минут второй участник должен подвести итог и рассказать, что он сумел понять, прослушав 2 рассказа своего оппонента. При этом партнер будет демонстрировать свое согласие/несогласие кивками или покачиванием головы. Его задача состоит в том, чтобы исправлять моменты неправильной интерпретации таким образом, чтобы второй участник согласился с этим.
-
Этот этап завершает первый круг упражнений. Здесь нужно добиться того, чтобы первый участник дал точную формулировку моментов, в которых его рассказ был интерпретирован правильно, а где имели место ошибки. На следующем круге упражнения происходит смена ролей партнеров.
-
-
В упражнении «Испорченный телефон» принимают участие 5 человек. Один из них выступает в роли клиента, а остальные – слушатели. Клиент должен рассказать свою историю одному, а тот, в свою очередь, пересказывает ее следующему и так далее до четвертого участника. Последний слушатель проговаривает всем историю клиента и ее сравнивают с оригинальной версией.
-
В упражнении «Внимательность» участвуют команды из трех человек, каждый из которых получает свою историю для прочтения. Все члены команды одновременно должны проговаривать вслух свои тексты и одновременно внимательно слушать истории партнеров. Это упражнение способствует получению навыков по улавливанию ключевых слов информационного потока. В результате можно научиться вычленять суть, слушая собеседника даже краем уха.
Приемы активного слушания применяются во многих сферах, где присутствует взаимодействие людей. Менеджеры и специалисты по продажам используют их, чтобы определить потребности потенциального покупателя, заслужить его доверие и предложить подходящий продукт. Техники активного слушания присутствуют в технологиях переговорных процессов. Их используют доктора, тренеры, полицейские, таможенники, журналисты и другие специалисты, чтобы точно определить суть проблемы и получить полное представление о случившемся.
Если вы освоите технику активного слушания, то гарантированно оставите хорошее впечатление при приеме на работу, вас отметят коллеги и запомнят новые знакомые, потому что благодаря новым навыкам вы будете восприниматься искренним и душевным человеком. Кроме, того вы станете интересным собеседником, люди будут проявлять к вам неподдельный интерес.
Эффективные приемы активного слушания
Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Помимо вышеуказанных базовых факторов, выделяют еще три техники, с которыми также стоит ознакомиться. Они помогают быстро понять процесс.
Техника активного слушания
Особенности
Эхо
Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией
Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
Интерпретация
Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге
Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.
Перефразирование
Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.
Таким образом, активное слушание – технология, практически всегда включающая два компонента:
- уточнение истинных смыслов беседы;
- проявление знаков, подтверждающих ценность диалога.
Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).
Мощным усилителем всех техник и приемов активного слушания является эмпатия. Люди, умеющие чувствовать состояние других, способны быстрее установить положительный контакт, использовать любые методики уместно и деликатно
Поэтому для повышения эффективности применения выбранных приемов (из списка ниже) важно поработать над уровнем эмпатии
Делаем паузу
После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы
Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже
Просим уточнения
Иногда собеседник упускает в своем рассказе много важных и интересных деталей. Проявление внимания к ним – отличный способ подчеркнуть ценность исходящей от него информации и искреннюю заинтересованность ею. Также этот прием активного слушания поможет избежать недомолвок и укрепить доверительные взаимоотношения, сформировать в воображении полноценную картину по теме беседы.
Развиваем мысль
Порой человек отклоняется от сути беседы или не может подобрать точных слов для продолжения темы. В этом случае отличным помощником станет прием активного слушания по развитию основной мысли разговора. Необходимо вернуть говорящего к главной нити диалога и деликатно развивать ее вместе с ним.
Делаем сообщение
Прием, использование которого помогает деликатно дать обратную связь. В зависимости от ситуативных особенностей, может реализоваться в двух вариантах:
- Сообщение о восприятии. Слушатель делится своими впечатлениями от партнера или непосредственно от произошедшего разговора. Особенно ценен такой подход для укрепления связей между детьми и родителями, супругами.
- Сообщение о восприятии себя. В этом случае слушателем описывается его внутреннее состояние после беседы, произошедшие перемены.
Какой бы посыл ни был заложен в сообщении (положительный или негативный), важно выражать его спокойным, дружеским тоном. Хамство, агрессивные обвинения и прочие отрицательные формы выражения чувств моментально сводят к нулю всю результативность активного слушания
Говорим об эмоциях
Этот прием активного слушания предполагает открытое общение о внутреннем состоянии собеседника с высказыванием желания поддержать или помочь. Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно вам об этом говорить…». Помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.
Делаем замечания о ходе беседы
Прием позволяет выразить конечный результат по успешному (или наоборот) развитию разговора. Представляет собой комментарий по поводу достижения общего понимания темы. Если оно не было достигнуто, замечание может отражать проблему недопонимания. Так формируется следующий этап эффективного его разрешения (после точной формулировки предмета спора или недоговоренности).
Основные методы
Рекомендуется применять следующие средства активного слушания:
Прерываться в разговоре: умолкать на 1-2 минуты, чтобы обдумать сказанное, выдохнуть, абстрагироваться от своих мыслей, ощущений и настроиться на эмоции второго участника диалога.
Повторять последние слова собеседника с уточняющей или вопросительной интонацией
Это помогает сосредоточиться на беседе, проявить интерес и внимание. Однако частое использование этого метода вызывает раздражение, выглядит насмешкой.
Перефразировать
Короткий пересказ монолога оппонента улучшает понимание: он слышит себя со стороны, уточняет или объясняется, если был неправильно понят.
Проговаривать ощущения. Человек говорит об эмоциях собеседника так, как их понял или воспринял невербально («Я вижу, вам тяжело вспоминать об этом», «Это вас радует» и пр.), так же говорит и о своих чувствах во время беседы («Трудно об этом говорить», «Приятно, что вы об этом сказали» и пр.).
Уточнять, спрашивать. Избавляет от недосказанности, домыслов, неправильных выводов.
Продолжать мысль. Уловив посыл, человек завершает начатую собеседником мысль. Это располагает, участники диалога чувствуют себя понятыми.
Резюмировать. Выводы в конце беседы или после монолога помогают расставить акценты, выделить главные мысли.
Важно умеренно использовать навык активного слушания в диалоге. При насаждении таких приемов разговор получается неискренним, собеседник чувствует напряжение, замыкается
Приемы активного слушания.
Как еще трактуют это понятие?
Данный тип восприятия информации при рассмотрении его в качестве естественной для человека манеры слушания собеседника определяется как тип ведения диалога, которому, разумеется, присущи собственные характеристики.
Нерефлексивное восприятие информации в этом случае определяется как пассивно-активный тип слушания, при котором человек не рассеян, вникает в суть излагаемого, но сам молчит, хотя и проявляет признаки аудитивного внимания к собеседнику.
Иными словами, слушатель заинтересован в теме разговора и поддерживает говорящего мимикой, жестами, короткими междометиями или редкими наводящими, уточняющими вопросами. Именно такой, естественный вид нерефлексивной манеры восприятия информации лег в основу профессиональных методик слушания, используемых психотерапевтами.
Второе определение истолковывает понятие «нерефлексивное слушание» буквально. Название происходит от латинского слова reflexio, которое переводится на русский язык как «отражение». Таким образом, нерефлексивное восприятие информации — это не что иное, как слушание без вникания в смысл речи или же анализа того, что произносится собеседником. Этот тип слушания тоже задействуется в профессиональных методиках общения. Он незаменим, когда приходится выслушивать пустую, лишенную смысла болтовню.
Третье определение заключается в следующем: нерефлексивное восприятие является молчаливым слушанием излагаемой человеком информации, сопровождающимся созданием условий для того, чтобы собеседник говорил откровенно, по существу. Этот тип слушания подразумевает подбадривание говорящего, демонстрацию внимания, выражающуюся обычно в коротких репликах или междометиях, в жестикуляции и мимике. Именно таким типом нерефлексивного восприятия информации пользуются при разговорах по душам, на первых свиданиях или же при оказании дружеской поддержки.