Бихевиоризм скиннера: определение теории оперантного обусловливания и основы поведенческой психологии

Методы

Бихевиоризм – это направление, методы которого в классической психологии основывались на естественнонаучных способах изучения. Основателем классических методов бихевиоризма стал Дж. Уотсон, который старался сформировать науку с использованием объективных способов наблюдения, фиксирования и анализа информации об объекте изучения.

Методы Дж. Уотсона:

Наблюдение. Метод является основным для исследования поведения изучаемого объекта. Наблюдение состоит в планомерном восприятии явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Объективное тестирование. Объективное тестирование характеризуется методом измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Дж. Уотсон адаптировал объективное тестирование к бихевиоризму: исследователь предложил оценивать результаты теста только касательно поведения человека, исключая его психические процессы. Таким образом фиксация результатов демонстрировала реакцию испытуемого на различные раздражители.

Дословная запись. В классическом бихевиоризме данный метод рассматривался спорно, учитывая отказ Уотсона от интроспекции, метода психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов. Несмотря на это, исследователь использовал дословную запись, потому что она позволяла фиксировать речевую реакцию объекта

Это подразумевало, что речь является не менее важной реакцией, чем моторика тела, что в дальнейшем стало поводом для критики Уотсона его последователями. Основатель бихевиоризма признавал, что данный метод может быть неточен и часто использовал его для фиксации изменения тона голоса, не принимая во внимания высказывания о личных переживаниях, образы и мысли человека.

Условные рефлексы

Основа данного метода состоит в том, что реакции приспособления человека и животного возникают при специальных условиях, которые закрепляют связь между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом, который подкрепляет раздражитель. Условный сигнал должен происходить быстрее безусловного подкрепления; после их нескольких сочетаний может сформироваться рефлекс.

Безусловные и условные рефлексы
Являются врожденными Могут формироваться в течение всей жизни
Передаются по наследству Не передаются по наследству
Практически не ослабевают с течением жизни Могут вырабатываться и ослабевать в течение жизни
Реакция заложена изначально, проявляет себя в ответ на адекватные стимулы Вырабатываются с помощью безусловных рефлексов
Осуществляются за счет подкорковых структур головного мозга и центров спинного мозга Действуют за счет участия коры больших мозговых полушарий

Формирование условного рефлекса было первоначально изучено советским физиологом И.П. Павловым, исследования которого во многом повлияли на взгляды Дж. Уотсона.

https://www.youtube.com/user/synergytvru

Психология и наука

На современном этапе довольно сложно говорить о психологии как о единой науке: Каждое течение предлагает свое понимание психической жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и, соответственно, концентрирует свои усилия на анализе определенных аспектов того, что понимается как психическая реальность. Однако в последнее время наблюдается сближение различных направлений — или, по крайней мере, тенденция к большей терпимости между ними, что означает возможность диалога и взаимного обогащения.

Теперь я могу вернуться к вопросу о месте психологии в системе наук и попытаться оценить ее отношение к другим научным дисциплинам.

Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее очевидная связь — с биологическими науками. В древности душа понималась как особое жизненное начало или сущность живых существ, а Аристотель связывал типы душ с классами живых существ. Рассматривая возникновение самой научной психологии, следует отметить несколько аспектов в отношениях между психологией и биологическими дисциплинами.

Во-первых, это заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для объяснения закономерностей психического развития — ряд психологических теорий ссылается на них достаточно прямо.

Теория эволюции Ч. Дарвина (который, кстати, и сам имел некоторые психологические проблемы) сыграла в этом отношении значительную роль: прежде всего, она включает в себя идею адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, что дает ключ к пониманию эволюции психических форм жизни и их адаптивной роли. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов — специалистов по психологии как животных, так и человека. Одна из фундаментальных проблем психологии — проблема эволюции психики в филогенезе — обычно обсуждается с обращением к Дарвину. Эта проблема разрабатывалась одной из психологических дисциплин — эволюционной биопсихологией.

Многие авторы, обсуждая онтогенетическое развитие психики, опирались на так называемый биогенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является редуцированным повторением филогенеза. На этом принципе Фрейд основывал выделение стадий индивидуального развития, которые находят свои аналоги на различных уровнях животного мира. Американец Стэнли Холл (1846-1924), основатель детской психологии, интерпретировал ее по-своему, отстаивая принцип рекапитуляции (в своем психическом развитии, по мнению Холла, ребенок повторяет стадии развития общества). Биогенетический закон неоднократно подвергался сомнению, но в данном случае нас интересует не его истинность, а факт его влияния на психологию.

Ряд психологов основывают свои концепции на принципах, взятых из эмбриологии. Например, американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) распространил принципы эмбрионального развития на развитие ребенка после рождения, отметив сходство определенных «циклов» и стадий нейромоторных и психических изменений, которые он подчеркивал.

Известный в эмбриологии принцип эпигенетизма (согласно которому в эмбриональном развитии существуют стадии возникновения качественных новообразований — в отличие от принципа преформизма, утверждающего, что организм изначально дан как таковой и изменяется лишь количественно) был использован Эриксоном при анализе психического развития человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Близнецовый метод — Суть близнецового метода психогенетических исследований
  2. Классификация неврозов
  3. Психологическое консультирование по проблемам профессионального самоопределения
  4. Предмет и история детской психологии
  5. Особенности ценностных ориентаций у супругов молодой семьи — Общая характеристика ценностных ориентаций
  6. Личностная креативность организатора работы с молодежью
  7. Тревожность младших школьников и её коррекция
  8. Психодинамическое направление в психотерапии
  9. Бихевиоральная психотерапия — Основные направления бихевиоральной психотерапии
  10. Диагностика творческого мышления

История возникновения бихевиоризма

В 1898 Эдвард Торндайк защищает докторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных», в которой описывает свои опыты, главным результатом которых он считал возможность изучения и оценки интеллектуальных возможностей индивида без учета его сознания в каких-либо проявлениях. Торндайк первым предложил рассматривать ассоциацию не как связующее звено между идеями или между идеей и движением, а как связь движения и ситуации.

Торндайк полагал, что принцип «проб, ошибок и случайного успеха» обуславливает приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития.

Торндайк принимал за исходный момент действия не внешний импульс, на который уже определена реакция организма, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, и вынужден решить ее самостоятельно.

Торндайк утверждал, что связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в то время рефлекс рассматривался исключительно как механическое явление) выглядела следующим образом:

1) возникновение проблемной ситуации, с которой организм ранее не сталкивался;

2) мобилизация сил организма для решения данной проблемы;

3) активный поиск решения;

4) выучивание решения для аналогичных ситуаций путем упражнения .

В 1913 году Джон Брадус Уотсон публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», позднее принятую «манифестом» нового направления.

Статья содержала радикальные для того времени положения:

1) психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность, так как реально только то, что можно наблюдать, т.е. телесные реакции. Основной задачей психологии признавалась необходимость предугадывать поведение человека и управлять им;

2) единственный метод исследования — объективное наблюдение. Поведение необходимо исследовать как мышечные и гормональные реакций, как очевидные, так и скрытые;

3)необходимо изучить взаимосвязь между стимулами и реакциями, особенно в ситуации изменения стимула;

4)главная цель исследований — объяснение механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в выявлении методов его целенаправленного формирования.

Основной формулой человеческого поведения бихевиористы полагали простейшую взаимосвязь стимула (S) и реакции (R). Так, с помощью простейшей формулы S-R они пытались объяснить все действия человека, отрицая при этом сознание, мотив, образ действия. Уотсон считал, что, управляя внешними раздражителями, можно сформировать любого человека, определив за него его стремления, убеждения, поведенческие привычки. Свои взгляды ученый описал в трудах «Поведение: Введение в сравнительную психологию» («Behavior: An Introduction to Comparative Psychology», 1914) и «Психологиясточкизрениябихевиориста» («Psychology from the Standpoint of a Behaviorist», 1919).

Бихевиоризм в психологии

Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».

До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом.

Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Рассмотрим данный принцип на примере. Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение. В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию)

В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность. Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:. Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека

Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия. Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими

Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Бихевиоризм – это хорошо проработанное направление в современной психологии, обладающее прочным научным фундаментом. При этом существуют определенные ограничения в его применении, поскольку у него есть как преимущества, так и недостатки. Практикующие психологи обычно учитывают их, выбирая, какой инструмент использовать для достижения наилучшего эффекта.

Основные плюсы бихевиоризма заключаются в том, что он:

  • стал одним из важнейших направлений в психологии, расширил её, позволил сделать её не только прикладной, но и более объективной наукой;
  • показал себя как эффективный инструмент для изучения, объяснения и предсказания поведения, а также влияния на него;
  • достаточно достоверно установил поведенческие закономерности.

Противники бихевиоризма критикуют его за следующие минусы:

  • игнорируются сознание, воля, мотивация, рефлексия и прочие мыслительные процессы человека;
  • человек рассматривается как животное, а все формы его поведения – как система инстинктов и рефлексов;
  • все поведенческие навыки сводятся к базовым реакциям на раздражители;
  • бихевиоризм не объясняет, почему человек стремится к удовлетворению потребностей, находящихся на вершине пирамиды Маслоу.

Необихевиоризм

В 1932г. Эдвард Томлен публикует книгу «Целевое поведение у животных и человека». В этой работе он первым предложил усложнить формулу S-R и добавить в нее промежуточные звенья, т.е. дополнительные факторы, влияющие на реакцию. Также он настаивал на том, что на поведение стоит смотреть не в конкретной ситуации, а целостно. Один из самых важных выводов из его экспериментов заключается в том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Своими опытами он доказал, что в течение всей жизни индивид формирует когнитивную карту пути для решения различных задач.

Выводы Томлена принудили бихевиористов к пересмотру прежних воззрений на поведение.

Однако лидером необихевиоризма считается Берхауз Фредерик Скиннер. Как и Уотсон он считал главной задачей психологии анализ причин человеческого поведения и выработку методов управления им. Тем не менее в историю психологии Скиннер вошел как теоретик обучения, разработавший методы работы с детьми, нуждающимися в коррекции поведения, а также достиг определенных успехов в коррекционном обучении.

Кроме того, Скиннер является первооткрывателем такого понятия как оперантное поведение — система активных действий для достижения индивидуумом желаемой целей. В своих работах он также основывался на знаниях о рефлексах, но всегда подчеркивал разницу между своим подходом и подходом Павлова: условные рефлексы, формируемые Павловым в ходе исследований Скиннер определял как стимульное поведение, определяемое ассоциацией с конкретным стимулом и не зависящее от собственной активности субъекта.

Подход Скиннера к формированию желаемой реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным:

— устойчивость;

— долговременность;

— стремление индивида повторить успех даже при отсутствии стимула.

В настоящее время бихевиоризм, определивший облик американской психологии в первой половине ХХ века уже не применяется в чистом виде. Тем не менее, многие выводы бихевиористов до сих пор являются основными постулатами американской социологии и политологии, а прикладной анализ поведения, предложенный Скиннером, является наиболее рекомендуемым в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии или поведении.

Список литературы:

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. М.: МОДЕК, 1995. 640с.2. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия»,1996. 416с.

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. Психические процессы не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, манипуляцией.

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Концептуальные положения

Бихевиоризм в классическом понимании исследует преимущественно внешние проявления поведенческих реакций, при этом практически нет разделения между рефлексами человека и других живых существ. Вся психическая деятельность приравнивается к ответным двигательным реакциям организма. Умственная деятельность и мышление отождествлялось с речевой и двигательной активностью, а эмоциональные проявления характеризовались через призму внутренних процессов индивида или другой живой особи.

В рамках этого течения не уделялось внимания изучению сознания, поскольку не представлялось возможным разложить его проявления на двигательные акты.

Личностная концепция также не была сформулирована, поскольку считалось, что формирование личности представляет собой процесс научения: подкрепление одних вариантов поведения и устранение других. Важным для бихевиористского подхода было проанализировать: как происходило научение индивида в предшествующем опыте и какие условия способствовали сохранению демонстрируемого поведения в настоящий момент.

На развитие бихевиоризма в 20 веке существенное влияние оказали естественные науки и физика. Родоначальники направления и их последователи стремились использовать в своих разработках методы естествознания.

Были выдвинуты следующие методологические подходы:

  • наблюдение за поведением в лабораторных, искусственно создаваемых и поддающихся управлению условиях;
  • наблюдение поведенческих реакций в естественной среде.

Основные эксперименты проводились с использованием животных, а полученные данные и выявленные закономерности также считались свойственными человеку. Впоследствии такая методика была подвергнута острой критике в особенности по причинам этического характера.

Основные положения

Основоположником бихевиоризма Уотсоном были сформулированы основные положения, на которых базировалось и развивалось это направление.

  • Предметом изучения психологии является поведение и реакции живых существ.
  • Психологические и физиологические аспекты жизнедеятельности индивида определяются посредством поведения.
  • Поведение живых существ рассматривается в качестве комплексных реакций организма на внешние раздражители (стимулы).
  • Выявив характер стимула, можно предугадать поведенческую реакцию на него и определенным образом контролировать поведение не только животных, но и людей.
  • Все реакции можно разделить на два вида: условные рефлексы, которые формируются в процессе жизни, и безусловные — передающиеся по наследству.
  • В результате обучения происходит закрепление успешного реагирования на конкретные раздражители и, путем многократного повторения, переход этих поступков в автоматизмы. Таким образом, благодаря условным рефлексам осуществляется формирование навыков.
  • К навыкам следует относить также мышление и речь.
  • Память — это механизм, с помощью которого происходит запоминание и удержание необходимых навыков.
  • На протяжении всей жизни человека в зависимости от изменений условий окружающей среды происходит процесс формирования новых психических реакций.
  • Не существует установленных закономерностей в становлении психики детей на разных возрастных этапах. Таким образом, отрицается возрастная периодизация развития.
  • Эмоции являются лишь реакциями на различные стимулы внешней среды.

В современной психологии теории бихевиористов не пользуются популярностью, при этом широко применяются направления, которые сформировались на основе бихевиоризма и необихевиоризма, например, когнитивная психология, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, поведенческая психотерапия и т. п.

Методы ↑

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.

Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным без применения приборов;
  • активное наблюдение с применением приборов;
  • тестирование;
  • дословной записи;
  • методы условных рефлексов.

Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.

Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.

Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.

В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Необихевиоризм

Бихевиоризм подчеркивает ограниченность человеческих возможностей, он отказывается от рассмотрения внутреннего мира человека. Если любой поступок человека это всего лишь ответная реакция на определенный стимул, то нет никаких внутренних мотивов, желаний, устремлений, целей, мечтаний, то есть они есть, но это не выбор человека. Людям только кажется, что они принимают решения, воля – иллюзия! Одни из самых главных человеческих ценностей – свобода и любовь – самообман! Также как и индивидуальность, самостоятельность, независимость и смысл жизни.

Не удивительно, что совершенно отвергать все эти ценности и то, что называют сознанием, ученые, взявшиеся изучать поведение, долго не могли, поэтому уже в 30-е годы ХХ века, спустя примерно 15 лет после появления бихевиоризма, появился и необихевиоризм.

Необихевиористы (в начале ХХ века это были психологи Э. Толмен, К. Халл, а во второй половине века Б. Скиннер и А. Бандура, провозгласившие социальный бихевиоризм) внесли в формулу Уотсона новую переменную, которую назвали «черный ящик» или «промежуточная переменная».

Если классический бихевиоризм утверждал, что поведение представляет собой совокупность цепочек S —>R, каждая из которых формируется в результате положительного или отрицательного подкрепления, то необихевиоризм говорит о том, что между стимулом и реакцией есть еще что-то, что усиливает, замедляет или вовсе препятствует подкреплению, то есть образованию обусловленной связи.

Это «что-то» может быть: цель, образ, потребность, намерение, ожидание, знание, знак, гипотеза и прочие сознательные психические феномены. Необихевиористы говорят о целесообразности, целенаправленности и разумности поведения человека, не отрицая значения стимулов и реакций. Поведение человека целевое и когнитивное.

Связь между стимулом и реакцией опосредуется промежуточной переменной: S —>РР(промежуточная переменная) —>R.

Необихевиористами было доказано, что реакция (поведение):

  • может возникать без внешних стимулов,
  • может продлеваться без видимых стимулов,
  • изменяется без внешних стимулов, которые могли бы это обусловить,
  • прекращается в условиях, когда стимулы продолжают действовать,
  • изменяется до того, как стимулы начинают действовать (способность к предвидению),
  • совершенствуется, даже если повторяется в одних и тех же условиях.

До 60-х ХХ века бихевиоризм и необихевиоризм практически безгранично господствовал среди психологических направлений и оказал влияние на формирование бихевиоральной психотерапии, методов обучения животных и людей, на психологию рекламы и иные отрасли науки и сферы жизнедеятельности.

В новейшее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью, но популярны те теории и направления, которые вышли из бихевиоризма и необихевиоризма, к примеру, когнитивная психология.

Если Вы хотите глубже изучить необихевиоризм, рекомендуем книги:

1. Б. Скиннер «По ту сторону свободы и достоинства»

2. Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен «Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер»

3. Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел «Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности»

Ждем Вашей оценки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: