«я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Формирование Я-идеального

При рождении человек не выделяет подструктуру Я-идеальное, он полностью гармоничен, и поэтому изначально не испытывает дискомфорта на личностном уровне. Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Высокие требования начинают предъявлять ребёнку примерно в младшем школьном возрасте, они существенно влияют на расхождение между Я-реальным и Я-идеальным у школьника. Он уже начинает анализировать свои успехи и, сравнивая себя с другими учащимися, видит моменты, где отличается от них. Ребенок начинает задумываться, почему отметка, которую ему ставит учитель за работу, не соответствует его ожиданиям. Причем влияние родителей на установление уровня притязаний и ожиданий, их ориентирование ребенка на высокие стандарты качества, соревнование, вклад родителей в идеальное-Я ребенка также сами по себе закономерные процессы, с помощью которых осуществляется связь и преемственность поколений. В том же самом направлении действуют и общественные воспитательные институты — детский сад, школа, позднее — вуз. Негативным такое влияние может стать лишь в том случае, если предъявляемые требования, стандарты и планы не соответствуют возможностям ребенка и не учитывают его собственных интересов и склонностей, обрекая его тем самым на неуспех, потерю самоуважения и «путаницу» в самоопределении. Позже дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия.

По утверждению И. С. Кона, развитие самосознания в подростковом и юношеском возрастах начинается с уяснения качеств «наличного Я»: оценки тела, внешности, поведения, способностей по определённым критериям, которые не всегда являются реалистичными. Но уже к этому возрасту они начинают прислушиваться ко мнению окружающих и интересоваться тем, какими их видят друзья и близкие. И все представления Я-идеального сталкиваются с жизненным расхождением Я-реальным. Идеалы формируются под сильным социальным давлением

Кон также пишет, что для подростков очень важно соответствие эталону и критериям привлекательности, но подростковый «идеал» красоты и «приемлемости» внешности часто завышен, нереалистичен. Юноши и девушки придают важное значение соответствию своего внешнего облика стереотипному образцу маскулинности/фемининности. В студенческом возрасте расхождения продолжают существовать, однако к зрелому возрасту они снижаются

Но если отклонения в различии Я-реального и Я-идеального присутствуют, они имеют ярко выраженный характер психологического отклонения.

В студенческом возрасте расхождения продолжают существовать, однако к зрелому возрасту они снижаются. Но если отклонения в различии Я-реального и Я-идеального присутствуют, они имеют ярко выраженный характер психологического отклонения.

Таким образом, Я-идеальное формируется в ходе развития Я-концепции и в течение всей жизни может неоднократно меняться. Содержание идеального образа личности является индивидуальным, более того по отдельным качествам и характеристикам трудно сделать психологические выводы об особенностях развития личности, ориентиром для которого и выступает идеальное Я.

Какую играет роль в социологии и социальной психологии

Концепция «Зеркального Я» сыграла большую роль в развитии социологической и психологической мысли. Она обогатила представления о внутреннем мире человека, позволила взглянуть на оборотную сторону процесса формирования самоидентификации.

Основные ограничения этой теории связаны с тем, что она, по сути, сводит многогранное и разностороннее социальное взаимодействие к межличностному обмену. В ней не учитывается влияние на становление самости со стороны материальных, производственных, политических и иных факторов.

Несмотря на это, концепция ознаменовала собой новый подход к пониманию социальной природы человека. Она стала одной из первых теорий в психологии и социологии, исходящей не из внутренних характеристик индивида, а из признания решающей роли социального взаимодействия.

Кули полагал, что социальная сущность человека вырабатывается через межличностные формы взаимодействия в рамках первичных групп.

Примечание 5

Признаком истинно социального существа по Кули является способность индивида выделять себя из группы и осознавать свою самость.

Разработанные в рамках теории «Зеркального Я» представления и методики не утратили своей актуальности. Они широко используются как в теоретических исследованиях, так и на практике.

Пример 5

Психологи могут использовать идеи концепции для решения проблем, связанных с неадекватной самооценкой человека. Для этого осуществляется поиск источника неверных представлений о себе. Затем на основании полученных данных проводится корректировка самоидентификации.

Основные положения концепции стали фундаментом для формирования направления социологической и психологической мысли под названием «символический интеракционизм».

Основные идеи этого направления:

  1. Человек — это социальное существо. Чтобы понять его, нужно сфокусироваться на его социальных действиях.
  2. Внутри человека происходит непрерывный мыслительный процесс, поэтому поступки человека обусловлены не только его социальным взаимодействием, но и взаимодействием со своим внутренним «Я».
  3. Люди не воспринимают объективно окружающую среду, а определяют ее в результате процесса мышления и социального взаимодействия.
  4. Социальные действия происходят с помощью специальных символов, которые вызывают определенные реакции у людей.

Примечание 6

Символический интеракционизм дополнил и развил концепцию «Зеркального Я». Он интерпретировал формирование личности и поведение человека уже более сложным образом, в том числе с учетом внутренней активности индивида и огромного значения мира символов.

Как полюбить себя – психологические советы

Любовь к себе – это забота и поддержание своего существования на том уровне, который желанен вам лично. Вы сами о себе заботитесь, никого не заставляя этого делать. Любить себя в современном обществе не принято. Но как можно оценить кого-то, если не ценишь самого себя? Идеология, что себялюбивый человек является эгоистом, которого нужно избегать, привела к извращенной любви. Мало того, что человек не умеет любить себя, так он еще становится неспособным любить других.

Любовь к себе – в чем проявляется? Вы, к примеру, принимаете свое тело таким, каким оно дано от природы. Да, вы не являетесь топ-моделью с параметрами 90-60-90. Вам дано тело, которое может быть красивым или уродливым, независимо от параметров. Многое зависит от состояния самого организма, от того, как вы одеваетесь и себя подаете. Есть толстые люди, которые стильно одеваются и оставляют положительное впечатление у окружающих. Ведь толстый человек – не приговор. Вы можете быть умными, остроумными, квалифицированными. А это важнее, чем параметры вашего тела.

Естественная любовь проявляется в принятии себя такими, какие вы есть. Это не значит, что вы не должны стремиться к некоему усовершенствованию самого себя. Если вам что-то не нравится, то вправе это изменить. Но пока вы не изменились, вы вправе себя любить. Вы себя уважаете в настоящем виде и будете уважать потом, когда изменитесь. Почему бы себе этого не позволить?

Если вы не любите себя, значит, не умеете принимать негативные стороны, слабые места, недостатки в своей личности. Если вы не умеете этого делать по отношению к самому родному человеку – к себе, — то не сможете этого делать по отношению к другим людям. Вы не способны полюбить, если видите и отвергаете в партнере слабые стороны и изъяны.

Отсутствие естественной любви приводит к стремлению заполнить пустоту чувствами других людей. Вы теперь не просто радуетесь чужой любви по отношению к себе, а требуете ее. Если вас кто-то не любит, то обижаетесь, ведь пустота не заполнена. Вы требуете, чтобы вас любили. Теперь это становится главным условием в отношениях: если вас любят, то вы готовы делать счастливым этого человека, а если не любят, тогда и вы будете вызывать страдания.

Как полюбить себя? Приведем некоторые методики:

Осознайте свою ценность. Для этого нужно увидеть свои положительные и стороны личности. Чем вы хороши? Что умеете делать? Чем уже принесли пользу обществу? Цените себя за все, чем обладаете.
Занимайтесь своим здоровьем. Не только старайтесь быть красивыми, будьте еще и здоровыми. Всегда прикладывайте усилия, чтобы каждая часть вашего тела была здоровой.
Отмечайте свои достоинства

Больше акцентируйте внимание на хорошем, делайте себе комплименты.
Прекратите себя сравнивать с другими людьми. Как вы можете быть хуже или лучше других, если являетесь уникальной личностью? Не нужно себя сравнивать, цените себя такими, какими вы являетесь.
Не делите себя на хорошие и плохие качества

Хоть вам и дается совет акцентировать внимание на своих достоинствах, лучшей позицией будет вообще не делить себя на плохое и хорошее. Цените в себе, что у вас есть: любите свои сильные стороны, уважайте и принимайте то, что вам кажется вашей слабостью. Вы – цельная личность, которая хороша всеми своими качествами.
Неудачи делайте опытом. Неудач не существует, не нужно из-за них страдать. Пусть любое провальное дело для вас будет опытом, где вы сможете рассмотреть неправильно предпринятые шаги и изменить их, усовершенствовав самих себя.
Заботьтесь о себе так, как вы хотели, чтобы заботились о вас другие люди. Радуйте себя так, как вы того ждете от окружающих.
Ставьте свои желания и потребности, интересы и мнение на первое место. В первую очередь преследуйте свои желания и интересы. При этом мнение и потребности окружающих просто учитывайте. Вы не игнорируете ни своих, ни чужих желаний, а живете по своему усмотрению с учетом того, что чужие права и свобода не должны быть ущемлены, а также некоторые потребности учтены.

Важно уже позволить себе быть таким человеком и жить так, как вы того хотите. Если это не ущемляет права и свободу окружающих, тогда можете себе это позволить, несмотря на то, что кому-то это может не нравиться

«Оно», «Я» и«Сверх-Я»

«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.

«Оно» — это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».

«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.

По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» — приобретенное бессознательное .

И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию — «Я».

«Я» — это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».

Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.

Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».

Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.

Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.

Вытеснение

Вытеснение является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающий процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию.

Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира.

И на первый взгляд, кажется, что вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее, стремление может видоизменяться, порождать другие состояния и процессы, которые несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.

Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида.

Стадии, примеры из социального опыта

В теории «Зеркального Я» описаны 3 стадии, в ходе которых происходит самоидентификация индивида. В оригинале Кули использовал термин «self», на русский язык при описании концепции это переводится по-разному: «самость», «Зеркальное Я», «самоидентификация».

Стадии построения «самости»:

  1. Наше представление о том, как «обобщенные другие» видят нас, формируется через процесс воображения.
  2. Наше понимание того, что нас сдерживает и ограничивает из-за представлений других людей о нас.
  3. Наши чувства, которые мы испытываем, когда думаем об этом.

Этими чувствами могут быть:

  • гордость;
  • унижение;
  • самоуважение;
  • ощущение собственной неполноценности и т. д.

Пример 6

Например, юношу часто хвалят преподаватели и выделяют его среди остальной массы студентов. Это формирует в нем представление о себе как об умном, трудолюбивом человеке. Он ограничивает себя в развлечениях и старается учиться еще лучше. Это вызывает в нем чувство самоуважения.

В обыденной жизни можно повсеместно наблюдать примеры «Зеркального Я». При этом его проявления могут быть как позитивными, так и негативными.

Примеры:

Как мы себя не любим?

Человек с любовью к себе точно знает о ее наличии. Ведь речь об отношении к себе, потребностям, миру вокруг, телу, самосовершенствованию, выборе партнеров и окружения. Слушали Лабковского о том, как принять себя, полюбить жизнь, подписаны на других популярных психологов, но вопросов относительно самооценки меньше не стало? Разберем на примерах.

говорить «Нет»самооценке

Причины отсутствия любви к себе

Частые причины негативного отношения к себе:Родительское воспитание. В данном случае деструктивное. Навряд ли родители желают своим детям зла, но ценности, увы, закладывают неправильные часто. Причины нелюбви к себе идут корнями из постоянных сравнений с другими детьми, личностных оценок за поступки (раз что-то не сделал – ты плохой, недостойный любви), жизни в страхе наказаний. Не получая позитивного подкрепления со стороны родителей, ребенок чувствует себя ничтожным, недостойным любви и хорошего отношения. С возрастом ничего не меняется.

Болезни, необычная внешностьнизкой самооценкиНеудачи.неуверенность в себеПассивное окружениекак поднять самооценку и полюбить себя

С чем часто путают это понятие

Вопросы о том, как полюбить себя и повысить самооценку, никак не связаны с культивированием нарциссизма. Истинная любовь к себе не сделает вас махровым высокомерным эгоистом. Ведь она позволяет принимать собственные сильные и слабые стороны, проявлять терпимость, мудрость к другим людям. Если сделаете все так, как нужно, то будете:
• пребывать в гармонии с собой и миром вокруг;
• идти по жизни легко и радостно;
• ощущать уверенность в любой ситуации;
• уважать свои поступки, слова, выборы.
Нормальная самооценка – это адекватное восприятие собственной личности, сильных и слабых сторон характера, внешности, которую дала природа. Человек не ищет минусы, не критикует, а принимает – спокойно, с благодарностью, без борьбы. Ему не нужно самоуничтожаться, зато есть ресурс представить себя окружающему миру в выгодном свете.
Согласно исследованиям компании Dove, самооценка занижена примерно у 80% женщин. А ведь если человек недооценивает себя, собственные способности, он уходит от ответственности, проживает жизнь на автомате. Завышенной самооценки бояться не стоит – она встречается крайне редко.

Ваше отражение в зеркале не определяет, какой вы на самом деле

Когда вы смотрите на себя в зеркало, то видите только внешность. Но есть и другие вещи, которые делают вас тем, кто вы есть. Есть мысли, убеждения, надежды, мечты и эмоции, которые намного сильнее, чем внешность, даже когда речь идет о том, как окружающие видят и воспринимают вас. Внешность может создать первое впечатление, но люди в конечном итоге будут воспринимать вас по характеру и поступкам даже после короткого 5-минутного разговора.

Иногда мы встречаем людей — удивительных личностей, ярких и сильных. И мы видим их красивыми, хотя зачастую внешний вид таких людей неидеален. В такой ситуации нас привлекает не внешняя красота, а внутренняя, та, которую нельзя редактировать с помощью «Фотошопа» или пластической хирургии.

Воздействие на жизнь человека

Архетип — это что такое в психологии и философии

Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него

Я-концепция для каждого человека имеет важное значение


Влияние на жизнь

Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:

  1. Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
  2. При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
  3. Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.

Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.

Как складываются наши представления о себе?

Представления о себе начинают формироваться у человека в раннем детстве. Ребёнок учится управлять своим телом, получает оценки от взрослых, и на этом этапе у него появляется не только когнитивное представление о теле, но и оценочное — насколько я ловкий, умелый, насколько быстро учусь.

К семи годам дети уже сравнивают себя с другими детьми, ориентируются на обратную связь от взрослых и даже сверстников и умеют распознавать свои чувства. Процесс формирования представлений о себе продолжается в подростковом возрасте, но он не заканчивается и во взрослом.


Фото: Koldunova Anna / Shutterstock

Представление о себе — это не только осознание своих качеств. Это ещё и их оценка и поведение в соответствии с ними:

  • Мы что-то знаем о себе. Например: «Я вежливый, я хорошо соображаю, я стесняюсь общаться с новыми людьми».
  • Мы оцениваем себя, испытываем какие-то эмоции по поводу того или иного знания о себе. Я могу быть довольным или недовольным своей внешностью, характером, достижениями.
  • Мы определённым образом действуем в зависимости от того, что о себе думаем и как себя оцениваем. Скажем, я считаю себя человеком, которому тяжело отказывать, мне это не нравится, поэтому я буду избегать ситуаций, где кто-то о чём-то может меня попросить.

Предметом наших размышлений и оценок могут становиться самые разные аспекты Я:

  • У нас есть представление о том, как мы выглядим и какими физическими способностями обладаем — физическое Я.
  • Также мы можем задавать себе вопросы про себя как про личность — личностное Я.
  • И ещё у нас есть представление о том, как мы проявляем себя с другими людьми — это наше социальное Я.
Физическое Я Личностное Я Социальное Я
Знаем о себе У меня короткие ноги. Я застенчивый. Я заботливый сын.
Оцениваем себя и свои эмоции Мне это не нравится.  Мне тревожно в незнакомых местах и новых ситуациях. Я обожаю семейные обеды по воскресеньям.
Действуем Я не буду носить брюки, которые это подчёркивают. Стараюсь избегать публичных выступлений. Ставлю выходной с родными в приоритет и не пропущу обед даже ради работы.

Что такое «Я-концепция»

Понятие «Я-концепция» в большинстве психологических теорий занимает центральное место. Несмотря на это, до сих пор отсутствует универсальное определение этого явления.

Дополнительная информация! Одни авторы используют термин, чтобы дать характеристику целой системы представлений человека о самом себе, другие – используют понятие, чтобы обозначить отдельные аспекты личности.


Разнообразие Я-образа

Наиболее развернутые определения в психологической литературе принадлежат Карлу Рэнсому Роджерсу и Дж. Стейнсу:

  1. По мнению американского психолога, Я-концепция представляет собой собирательный образ из способностей и собственных характеристик индивида о самом себе. Это целая система, в которую входят ценности, идеи и цели человека, неразрывно связанные с Я-в будущем, настоящем и прошлом.
  2. Определение Стейнса выглядит наиболее кратким. По его мнению, Я концепция это в психологии – не что иное, как свод оценок, образов и представлений человека о собственной персоне. Согласно Стейнсу, наблюдая за окружающими, индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.

Термин «Я-концепция» нередко используется и в другой интерпретации:

  • Я-картина;
  • Я-образ.

История изучения и исследователи

Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата

Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.

Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.

Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Формирование «Я-концепции»

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:

  1. С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
  2. От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
  3. В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
  4. В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
  5. От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.

Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:

  1. Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
  2. Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
  3. Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.

Мы всех судим по себе

Есть Вы и Вы считаете себя неким эталоном. У Вас есть набор убеждений, психологических проблем, детских травм и модели поведения. Допустим, Вы считаете, что жить нужно честно или если Вы водитель, то всегда должны включать поворотник при маневре.

Что будет, если другой человек сделает  что-то не правильно с Вашей точки зрения? Вы начнете его осуждать и ставить себя выше него, Вы же эталон, верно? К примеру, едете за рулем и перед Вами таксист не включает поворотник, вклинивается в Ваш ряд. Вы начинаете сильно злиться и ругаться, ставить себя выше других. Ок, а что делать, тогда? Читайте следующую тему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: