Что такое зпрр (задержка психоречевого развития у детей)?

Отголоски ЗПР во взрослой жизни

Ребенок с ЗПР без серьезных органических нарушений может общаться в коллективе, получить образование и профессию, работать и создавать семью. Но практически во всех направлениях жизни его сопровождают трудности. Детская задержка психического развития по мере взросления трансформируется в другие диагнозы.

Люди с легкой формой ЗПР не выделяются из общей массы. Их преследуют проблемы с мотивацией, целеполаганием, они постоянно сомневаются либо совершают необдуманные поступки. Редко достигают успеха в жизни. Зачастую ленивы, инертны. Инфантильны в межличностных отношениях, малоинициативны в делах, склонны к эмоциональной неустойчивости. Сильно страдают от неудач и от своего состояния.

Более тяжкие нарушения психического развития у детей с годами превращают их в людей несамостоятельных, замкнутых, которые нуждаются в постоянном контроле и наставничестве, помощи в быту, на работе и в выстраивании отношений. Проще говоря, плывут по течению. Не испытывают потребности развития.

ЗПР у взрослых часто сопровождается рядом хронических заболеваний, врожденных или приобретенных, а также психосоматических. Они не в силах заняться своим здоровьем, проанализировать образ жизни, заменить пагубные привычки продуктивными. По сути это взрослый “ребёнок“.

Основные методы лечения ЗПР

Выявление задержки психологического развития ребенка требует быстрых и бескомпромиссных решений. Если отклонения в развитии незначительны, а терапия началась в при проявлении первичной симптоматики, есть большой шанс на получение положительных результатов. Запоздалое вмешательство даже высококлассных специалистов может оказаться безрезультатным.

При лечении ЗПР у детей чаще всего применяют следующие методики:

  1. микротоковую рефлексотерапию. Данный метод предполагает работу со слабыми электрическими импульсами, которые влияют на биологически активные точки головного мозга. Благодаря импульсам можно восстановить работу коры головного мозга в местах ее нарушения. Если ребенок страдает от проблем с речевым аппаратом, врач работает с зонами головного мозга, которые ответственны за речевые процессы. Бытует мнение, что данный метод воздействия весьма эффективен и при гидроцефалии, и его можно использовать на детях возрастом от полугода;
  2. занятие с логопедом-дефектологом. Этот врач занимается развитием памяти у малышей, помогает освоить мелкую моторику и мыслительные процессы. После такого лечения ребенок лучше формирует предложения из разнообразных слов, воспринимает текст и речевые указания;
  3. медикаментозное лечение. Помните: только врач-невролог может выписать ребенку лекарства, способные облегчить состояние малыша при наличии задержки психического развития. Для начала врач проводит полное обследование маленького пациента, выявляет патологические процессы центральной нервной системы и только потом назначает индивидуальное лечение. Чаще всего для этого используются ноотропы, однако нередки случаи, когда назначение лекарств было ошибочным, и ребенок мог обойтись и без них.

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:

  1. Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
  2. Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
  3. Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
  4. Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.

Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.

Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.

Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР. Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.

Как лечить

Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.

Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.

Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.

Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.

Разница между обесцениванием и критикой, обесцениванием и адекватной оценкой

Обесценивание не равно критика, подкрепленная аргументами, конструктивными обсуждениями и фактами. Ведь и без критики объективно оценить себя и окружающий мир невозможно. Если нельзя будет использовать этот инструмент, любой человек, работа, явление, вещь и т.д. будут считаться априори безупречными и действительно лучшее перестанет быть ценным.

Основное отличие критики от обесценивания заключается в том, что первое всегда подкрепляется фактами, объективными оценками, конкретными аргументами. Здесь нет места притянутым за уши претензиям, глупым придиркам, переходу на личности, оскорблениям и т.д., но есть логичный разбор, компетентное мнение, адекватная оценка, стремление прийти к лучшему результату.

Обесценивающий человек не слышит оппонента, апеллирует к чувствам, забывает о логике и объективности, переводит беседу на себя, судит однобоко, умаляет значимость предмета обсуждения. И не предлагает ничего полезного, конструктивного, разумного.

Отличается обесценивание и от адекватной оценки

Ведь действительно может быть так, что что-то красивое/ценное/важное для одного не имеет никакого значения для другого. Вкусы у всех разные, как и представление о прекрасном, правильном, разумном

Поэтому неспособность оценить что-то и непонимание его важности – далеко не всегда обесценивание.

Здравая оценка чего-то тоже имеет право на жизнь. От обесценивания она отличается отсутствием желания убедить всех вокруг в своей правоте. Не видите необходимости в покупке дорогого авто? А вот друг ваш счастлив – порадуйтесь за то, что он испытывает эти эмоции! Но не портите настроение и не разрушайте счастье рассказами о дорогом обслуживании машины, вероятности ДТП, рассуждениями, почему оно вам не нужно и пр.

Отличить адекватную оценку от обесценивания можно еще и по уровню напряжения, на мой взгляд. Здравые рассуждения люди часто ведут из праздного интереса, для поддержания беседы, не воспринимая все слишком близко к сердцу, спокойно переходя на другие темы, не доказывая ничего никому и не испытывая глубоких переживаний.

А вот обесценивание предполагает обязательную примерку ситуации/достижения/покупки на себя, эмоциональное вовлечение, страсти, сильные чувства

Ведь психике нужно срочно защититься и убедить не только собеседника, но и себя в ненужности, неважности того, чего касается новый тревожный опыт.. Таким, немного сумбурным и насыщенным информацией, получился этот лонгрид

Тема очень актуальна и наверняка многим откликнется, поэтому в будущем планирую пост дорабатывать и обновлять. L

Таким, немного сумбурным и насыщенным информацией, получился этот лонгрид. Тема очень актуальна и наверняка многим откликнется, поэтому в будущем планирую пост дорабатывать и обновлять. L

YOU MIGHT ALSO LIKE

Лечение различных нарушений психического развития у детей

Часто первое обращение к остеопату происходит после обнаружения проблемы ЗПР. Задержка речи у ребёнка, трудности с произношением, утомляемость, вялость, гипервозбудимость, расстройства сна, боли в шее и спине, дисфункции работы внутренних органов — всё это часто сопутствует задержке психического развития. Ребенок обрастает диагнозами, симптомы которых приобретают хронический характер.

Специалисты нашего центра не выделяют каждое отдельное проявление задержки психического развития, они смотрят на общую клиническую картину.

Всегда в первую очередь врач-остеопрактик оценивает общее состояние ребёнка:

  • тонус мышц;
  • эластичность связок;
  • симметричность скелетно-мышечных структур;
  • плотность, температуру и цвет кожи;
  • частоту и глубину дыхания;
  • подвижность суставов.

При специфических признаках отсталости обследуются лор-органы, челюстно-лицевая система. Идет воздействие на речевой центр, центры жизнедеятельности. Остеопаты нашей клиники владеют мягкими безболезненными приемами. Эта мягкость особенно важна для детей чувствительных, эмоционально возбудимых.

Если у ребенка выявлена церебрально-органическая форма ЗПР, это явная причина посетить остеопата. Именно он проникает в глубины жизненно важных процессов, сбой в одном из которых вызывает развитие недугов различной направленности. Поэтому более чем логично искать причины задержки психического развития в физиологии.

Может ли остеопатия помочь ребёнку при отсталости психического развития, имеющей социальные причины?

Да, поскольку ими одними дело, как правило, не ограничивается. Негрубые задержки в развитии преодолеваются занятиями, но иногда ребёнок остается жить с ощущением постоянных ограничений и бороться за “место под солнцем”. Эмоционально-лабильный тип характера, частый спутник ЗПР, доставляет много хлопот, независимо от возраста. Неплохо и родителям ребёнка с задержкой пройти сеанс, особенно если заболевания маленького пациента обусловлены наследственностью или они в силу своего психического состояния не могут обеспечить ребёнку должного развития.

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике

Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал

Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Что вызывает стресс?

Причины развития стресса могут быть самые разнообразные.

Физические причины стресса

Психические причины стресса

Внутренние

Внешние

Сильная боль

Хирургическая операция

Инфекции

Переутомление

Непосильная физическая работа

Загрязнение окружающей среды

Испуг

Несоответствие ожиданий действительности

Несбывшиеся надежды

Разочарование

Внутренний конфликт – противоречие, между «хочу» и «надо»

Перфекционизм

Пессимизм

Заниженная или завышенная самооценка

Сложности с принятием решений

Отсутствие усердия

Невозможность самовыражения

Отсутствие уважения, признания

Цейтнот, ощущение недостатка времени

Угроза жизни и здоровью

Нападение человека или животного

Конфликты в семье или коллективе

Материальные проблемы

Войны

Природные или техногенные катастрофы

Болезнь или смерть близкого человека

Вступление в брак или развод

Измена близкого человека

Устройство на работу, увольнение, выход на пенсию

Утрата денег или имущества

Необходимо отметить, что реакция организма не зависит от того, какая причина вызвала стресс. И на перелом руки, и на развод организм отреагирует одинаково – выделением гормонов стресса. Его последствия будут зависеть от того, насколько значима ситуация для человека и как долго он находится под ее воздействием.

Признаки неверно оказанной психологической помощи пострадавшему.

Очень важно, чтобы специалист, оказывающий помощь ребенку или взрослому, пострадавшему от травмы, пользовался принципом «Не навреди!». Не стоит брать на себя неподъемные задачи, если вы не уверены, что справитесь с ними

Ведь психологическая помощь сродни хирургической операции. Представьте, если хирург на операционном столе будет резать «наугад», не зная точно, где у пациента находится аппендикс или селезенка.

При правильном и своевременном оказании помощи человек способен вернуться к привычному для него чувству безопасности. Его личность в таком случае не претерпевает сильных изменений.

Неправильная психологическая помощь или полное отсутствие таковой ведет к появлению посттравматических реакций.

Примеры посттравматических реакций:

  • Трудности с концентрацией внимания, памятью;
  • Дела не доводятся до конца, появляются страхи, фобии, тревога и обеспокоенность;
  • Нарушается сон, появляются кошмары или бессонница, могут быть многочисленные резкие пробуждения в течение ночи, постоянная сонливость днем;
  • Дереализация (расстройства восприятия действительности);
  • Пугливость, боязливость, неадекватные реакции на непривычные звуки, запахи;
  • Утрата приобретенных ранее знаний и навыков;
  • Приступы гнева и агрессии;
  • Постоянное ощущение опасности, исходящей от окружающего мира;
  • Избегание общения, привычных дел или, напротив, навязчивость, боязнь оставаться одному.

Что такое обесценивание простыми словами

Если попробовать объяснить, что такое обесценивание простыми словами, то это механизм психики, защищающий ее от травмирующих ситуаций и неприятного (для личности) нового опыта путем уменьшения его важности, значимости, серьезности. Так удается понизить уровень тревожности, сохранить уверенность в себе, поддержать самооценку, справиться со сложными чувствами, не потерять внутренние опоры и сберечь привычную картину мира.. Мы склонны обесценивать то, что может стать угрозой нашим представлениям о себе, мире, что заставит выйти из зоны комфорта, усомниться в правильности своих суждений и действий, принесет боль

Сталкиваясь с чем-то новым или страшным (для психики), непривычным или непонятным, мы обесцениваем это, делая обычным, маленьким, незначимым, неважным. А, значит, таким, что не может оказать серьезное влияния на нас и нашу жизнь.

Мы склонны обесценивать то, что может стать угрозой нашим представлениям о себе, мире, что заставит выйти из зоны комфорта, усомниться в правильности своих суждений и действий, принесет боль. Сталкиваясь с чем-то новым или страшным (для психики), непривычным или непонятным, мы обесцениваем это, делая обычным, маленьким, незначимым, неважным. А, значит, таким, что не может оказать серьезное влияния на нас и нашу жизнь.

«Обесценить можно ВСЕ, ЧТО УГОДНО – людей, их успехи, чувства, образ жизни, вкусы, произведения искусства, решения, желания, действия, мысли и т.д.

И делается это не для того, чтобы обидеть кого-то, заявить миру о том, что он ужасен, или дискредитировать объект, вовсе нет. Единственная цель обесценивания – защита от переживаний, которые может вызвать новый опыт.

Обесценивать можно что-то хорошее в других, чтобы не ощущать собственную несостоятельность, защитить самооценку, сохранить уверенность в себе. Приуменьшать можно и значение каких-то неприятных событий в собственной жизни, чтобы пережить их, сохранить целостность психики, снизить уровень накала страстей и боли. Те, кто часто используют данный инструмент психзащиты, как правило, обесценивают и себя.

Так психика защищается от сильных чувств: ей проще обесценить угрозу, чем открыться новому опыту. Который при правильном восприятии не только не представляет опасности, но и может принести пользу: подарить яркие эмоции и впечатления, раскрыть ранее незнакомые грани личности, стать точкой роста и развития.

Даже само осознание того, что в определенные моменты психика использует обесценивание для защиты, способно многое рассказать человеку о нем самом. Значит, что-то задело, вызвало определенные чувства и эмоции. И если найти причину появления внутри необходимости обесценить что-то, можно научиться лучше понимать и принимать себя.

Обесценить можно все, что угодно: «Новое платье купила? А я думала, это старое, выглядит как-то не очень», «Ох, мне бы твои проблемы», «Илон Маск? Мне бы его возможности, я б и не такое придумал!», «Хочется? Перехочется», «Бросил? Ну, и ладно, не больно-то надо было, он все равно неудачник».

Мы сами обесцениваем свои желания и мечты, чувства и эмоции, люди рядом приуменьшают значимость наших достижений и переживаний. И этот круговорот бесконечен. Полностью перестать использовать механизм обесценивания не удастся, как и спрятаться от проявлений этого феномена в общении с другими людьми. Но стремиться к этому желательно.

«Можно и НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ собственные мысли, чувства, эмоции, стремления, чтобы понимать, когда и почему включается механизм обесценивания»

Что касается окружающих, то желательно держаться подальше от тех, кто склонен обесценивать все и всех. Для многих это единственная модель поведения и ее смело можно назвать насилием над личностью.

Когда же так ведут себя близкие, общения с которыми избежать нельзя, можно попробовать рассказать о своих чувствах, очертить личные границы, попросить не использовать данный паттерн поведения. Возможно, это даст результат, но вероятность невелика, так как защитные механизмы психики мы используем бессознательно.

Но главное и верное средство для противодействия обесцениванию – это мир с самим собой: адекватная самооценка, внутренняя гармония, уверенность в себе, умение строить экологичную коммуникацию с окружающими помогут надежно защититься от любого негативного воздействия.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

ОКР

Клиническую картину обсессивно-компульсивного расстройства составляют навязчивые мысли и действия, возникающие независимо от воли человека. Они доставляют массу неудобств, порой полностью нарушая нормальное существование индивида. Надоедливые мысли больной пытается искоренить с помощью навязчивых действий, в итоге образуя замкнутый круг.

По течению выделяют 3 формы расстройства:

  • эпизодическая – возникает однократно, но длится от нескольких недель до нескольких лет;
  • хроническая – постоянное течение, с обострениями и ремиссиями;
  • прогрессирующая – с нарастанием симптоматики.

Расстройство отличает постоянное присутствие упрямых мыслей, провоцирующих тревогу. За ними следуют овладевающие действия – ритуалы, призванные снизить тревожный коэффициент. Они на несколько минут приносят облегчение, и создается впечатление, что тревожность ушла. Такое ощущение обманчиво, поскольку навязчивости вскоре возвращаются. Больной вновь начинает ощущать непреодолимые терзания против своей воли.

Люди с ОКР очень страдают от своих неотступных мыслей, пытаются противостоять им, что является безуспешным. Классическим примером становится ситуация, когда человека постоянно окутывают размышления о возможности подхватить страшную инфекцию. Страшась этого, индивид ищет способы избежать такой участи: часто моет руки, ручки дверей протирает антибактериальными салфетками. В людных местах надевает маску. Овощи, фрукты моет водой с мылом, очень тщательно, зелень перемывает по каждому листу.

Расстройство проявляется в нескольких вариациях:

  • присутствие исключительно навязчивых мыслей – обсессий;
  • присутствие исключительно навязчивых действий – компульсий;
  • смешанный вариант.

При ОКР у пациента должна присутствовать хотя бы одна обсессия. Он осознает, что волнующий импульс – его собственный, не навеянный со стороны. Надоедливые мысли, действия носят неприятный характер – это важный признак расстройства.

Компульсии истощают. После исполнения ритуала больной чувствует себя обессиленным. В случае когда повторяющиеся действия не становятся для своих носителей изматывающими, приносящими страдания, ОКР исключается.

Навязчивости забирают у человека не менее часа в день. В других случаях они настолько дезорганизуют, что индивид утрачивает возможность заниматься профессиональной деятельностью, забрасывает учебу, прекращает общаться с друзьями, превращается в социофоба. 

Навязчивости носят устойчивый, повторяющийся характер. Больной понимает их нелепость, пытается игнорировать, заменять другими мыслями, провоцируя прогрессирование процесса.

Михаил, 26 лет. С детства в семье присутствовала неблагоприятная обстановка: родители часто ссорились, отец физически обижал мать. Мальчик постоянно боялся сделать что-то неправильно, из-за чего приходилось проверять сделанное по несколько раз.

Расстройство у него впервые проявилось в 3 классе. Возникала надоедливая, изматывающая тяга исполнять любое действие по четыре раза: мыть руки, дергать дверь при проверке запертой квартиры. Покидая жилище, возвращался несколько раз, проверяя, выключил ли он приборы, воду.

Парень осознавал болезненность ситуации. Болезнь тем временем прогрессировала. Ритуалы занимали все больше времени. Сложив портфель перед школой, Михаил несколько раз затем перепроверял, все ли положил. На столе, парте предметы расставлял в определенной последовательности. Необходимо было до каждого дотронуться несколько раз. По дороге шел по определенной траектории. Пройдя отдельный отрезок, оборачивался проверить, не обронил ли чего.   

Дети в школе смеялись над ним за странное поведение, из-за чего вскоре мальчик стал избегать людей.

Привычный возраст заболевания – 10-30 лет. Больше ограничительных рамок для проявления болезни нет. Обсессивно-компульсивное расстройство возникает независимо от социального статуса, экономического уровня развития, пола и расы. Определенную проблему составляет тот факт, что больные обращаются за помощью в довольно запущенном состоянии. Проходит 5 и более лет с начала процветания заболевания, прежде чем пациент обратиться к специалисту.

Что такое психологическая защита по З. Фрейду

Первым, кто описал данный механизм, был Зигмунд Фрейд

Он определил несколько видов психологической защиты, её свойства и функции, уделял огромное внимание проблеме внутреннего конфликта, между неосознанными желаниями и сознательным контролем. Из-за невозможности осуществить желания подсознательного, очень часто нарастает чувство неудовлетворённости, вследствие чего может появиться психическое расстройство или заболевание.

Защитные механизмы, которые неосознанно включаются после драмы или сложной ситуации, конечно же, не помогут решить корень проблемы, но смогут оказать временное облегчение и снять напряжение.

Его дочь Анна Фрейд, а также многочисленные ученики и последователи подробно изучали и продолжали разрабатывать теорию бессознательных защитных механизмов.

Целью психологической защиты является  ослабление или снятие психического напряжения, разрешение внутриличностного конфликта, возникшего из-за противоречий между импульсом бессознательного и требованием внешней среды.

Причины

Основные причины эмоциональной неустойчивости:

Постоянное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть вследствие психологической травмы, постоянных жизненных неудач, стрессовых ситуаций, из-за нехватки или переизбытка внимания, слишком строгих табу или, наоборот, вседозволенности.

Эмоциональные расстройства соматического характера. Оно может возникнуть из-за нехватки в организме необходимых витаминов и микроэлементов(у детей это сказывается на учебе и внимательности); из-за гормонального дисбаланса(нервное расстройство, типичное для женщин); изменение гормонального баланса с возрастом(менопауза).

При эмоциональной неустойчивости по причинам, перечисленным в первой группе, необходима консультация психолога или психотерапевта. Во втором случае избавиться от нервной неустойчивости поможет изменение режима питания и прием необходимых витаминов.

Как стресс может вызвать депрессию

Совершенно нормально испытывать ежедневные смены настроения, взлеты и падения. Но в условиях хронического стресса человеческий разум склонен к депрессии. Это происходит, когда побочный продукт гормонов стресса заставляет нас чувствовать усталость или истощение.

Это ощущение упадка энергии может сохраняться и отрицательно влиять на желание и способность выполнять повседневные дела. Это состояние известно как «большая депрессия». 

Симптомы большой депрессии:

  • Бессонница и другие проблемы со сном.

  • Длительная утомляемость, ощущение упадка сил.

  • Повышенная раздражительность и возбуждение.

  • Значительные изменения аппетита.

  • Ощущение никчемности.

  • Чувство вины и ненависти к себе.

  • Чувство безнадежности, которое может привести к суицидальным мыслям.

У тех, кто страдает большой депрессией, могут развиться и другие психические расстройства. Если вы находитесь в хроническом стрессе и у вас есть мысли о саморазрушении, обратитесь за помощью. Это может быть либо доктор, либо человек, которому вы доверяете и которого вы уважаете. 

Симптомы зпр

Особенности задержки психологического развития и факт наличия заболевания у ребенка можно проследить по следующей симптоматике:

ребенок поздно начинает делать самостоятельные шаги без поддержки взрослых;

ребенок заметно отстает по развитию от своих сверстников, неспособен самостоятельно делать простейшие вещи, свойственные для его возрастной группы;

малыш проявляет чрезмерную замкнутость, сторонится других детей и не поддерживает предложения участвовать в совместных играх;

проявление чрезмерной растерянности, агрессивности, тревожности;

проявляются проблемы с речью, выражающиеся в ее задержке или нарушениях;

чрезмерная активность речи или движений;

ребенок неспособен оценивать шум, издаваемый в процессе игры и контролировать его;

малыш обладает рассеянным вниманием, не может долго концентрироваться на одном предмете;

проявляются проблемы в построении целостных образов;

ребенок не запоминает речевые материалы.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

От чего зависит устойчивость организма к стрессу?

Несмотря на то, что стресс вреден для всех, уровень его переносимости у разных людей неодинаков. Это зависит от нескольких факторов: 

“Группа поддержки”. Сильная связь с семьей или друзьями может сыграть важную роль в борьбе со стрессом. Человек, который может положиться на других, менее подвержен стрессу, чем одинокий.

Чувство контроля. Если вы уверенный в себе человек и считаете, что именно вы контролируете свою жизнь, у вас меньше шансов стать жертвой хронического стресса по сравнению с человеком, который “плывет по течению” и во всех своих неудачах винит обстоятельства.

Мировоззрение. Взгляды на жизнь могут защитить вас от хронического стресса. Если вы оптимист и человек с надеждами, готовый принять вызовы жизни, вы легко можете предотвратить пагубное воздействие стресса на эмоциональное состояние и на ваше тело.

Способность справляться с эмоциями. Если у вас есть способность распознавать и принимать свои эмоции и правильно с ними справляться, у вас гораздо меньше шансов увязнуть  в хроническом стрессе. При этом пренебрежение эмоциями — вовсе не выход из стресса, как многие думают. Вы должны дать себе достаточно времени, чтобы справиться со своими эмоциями и преодолеть пагубные последствия стресса для вашего тела.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: