Работа Эббингауза
Описание законов ассоциации напрямую повлияло на теории памяти. Нет лучшего примера, чем работа Эббингауза. Согласно ей, можно лучше связать два ментальных события, если использовать стимулы, свободные от других ассоциаций. А чтобы работать со стимулами, которые до сих пор не имели значения, Эббингауз использовал «бесполезные слоги».
Поэтому он проверил принципы ассоциации, которые были определены более чем за 100 лет. Например, он сравнил силу связи между двумя стимулами, которые были записаны один раз рядом друг с другом, и двумя, которые были записаны далеко друг от друга. Таким образом он смог укрепить многие идеи, впервые предложенные британскими эмпириками. Они предположили, что проактивные ассоциации сильнее, чем ретроактивные.
Чтобы научиться запоминать, нужно понимать память и, следовательно, знать кривую забывания. Не забывая, что без памяти обучение было бы невозможно. Любая реализация заученной реакции требует воспоминаний о прошлой практике или реализации. Все, что человек помнит и чему учится, проходит три этапа – шифрование, хранение и извлечение:
- На первом этапе обучения мозг шифрует информацию. Он переводит ее на язык нервной системы и оставляет для нее место в памяти.
- Информация или знания сохраняются с течением времени. В некоторых случаях этот этап относительно короткий. Например, информация сохраняется в кратковременной памяти около 15-20 секунд. В других случаях хранение может длиться всю жизнь. Такой тип хранилища называется «долговременной памятью».
Извлечение – это этап, на котором человек демонстрирует информацию. Он показывает то, что узнал раньше – и то, что знает сегодня.
Если реализация по объему сопоставима с приобретением, это говорит о минимальном забвении. Однако, если реализация гораздо менее удовлетворительна, значит, человек забыл то, что воспринял. Иногда легко измерить, сколько времени потребовалось, чтобы потерять определенную часть того, что мозг ранее зашифровал.
Гештальт-теория памяти
После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изначальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.
Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему
Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мнемических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе
Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.
Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избирательности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.
Теории памяти в психологии — что это за направление
Теории памяти объясняют связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Долгое время этой темой занимались лишь философы, но постепенно к теме подключились психологи-экспериментаторы, психоаналитики и бихевиористы.
Различают психологическую, физико-химическую, физиологическую и многие другие теории памяти. Психологические концепции развиваются в ассоциативном и деятельном направлении.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Какие существуют, описание основных
Попытки объяснить механизмы сохранения информации человеком предпринимались со времен Аристотеля. В разное время проводились разные эксперименты и исследования.
Виды теорий памяти:
Ассоциативная теория. Была очень популярна в XVIII-XIX веке. Согласно теории процесс запоминания связан с впечатлениями, ассоциациями, образами, которые человек получает в течение жизни. В конце XIX века немецкий психолог Эббингауз провел череду экспериментов для выявления механизма ассоциаций.
Бихевиоризм и психоанализ. Близкая к ассоцианистской, теория бихевиористов подчеркивала роль стимула в процессе запоминания. Сторонники психоанализа выяснили, что негативная информация запоминается быстрее, чем позитивная. В конце XIX века путем наблюдения за пациентами был выявлен закон Рибо (регрессии памяти), который установил очередность стадий потери памяти при различных заболеваниях и определенные закономерности в этом процессе
Зигмунд Фрейд особое внимание уделял бессознательному уровню психики и эмоций в процессе запоминания.
Смысловая теория. Возникла в начале XX века
Обнаружила тесную связь между осмыслением и запоминанием материала. Приверженцами этой концепции были, в частности, исследователи Альфред Бине и Карл Бюлер.
Гештальт-теория. Появилась в первой трети XX века. Согласно концепции человек запоминает не случайный набор элементов, ассоциаций, а целостную структуру (слово «гештальт» переводится как «структура, целое»).
Физико-химическая теория. Память рассматривалась как единая и всеобщая функция всякой органической и даже неорганической материи. Приверженцами являлись Вильгельм Оствальд, Мах. Согласно химической концепции информация запоминается вследствие химических изменений в клетках мозга и под влиянием раздражителей. По физической теории на запоминание влияет нервный импульс, проходя через определенную группу клеток (нейронов).
Теория Аткинсона и Шиффрина. В середине XX века стали известны и другие теории. Например, теория Аткинсона и Шиффрина, которая дала определения сенсорной, краткосрочной и долгосрочной памяти. По их версии информация переходит от одной стадии запоминания к другой. Если мы много раз повторяем что-то в уме, то память из краткосрочной может перейти в долгосрочную. Но возможен и обратный процесс, когда сведения забываются при длительном неиспользовании.
Теория Крейка и Локхарта. В 1972 году ученые предложили концепцию, согласно которой воспоминания не хранятся в трех плоскостях. Существуют поверхностные и глубокие уровни обработки воспоминаний. Чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом вспоминаем. При поверхностном «схватывании» информации она быстро забывается. Если же человек глубоко задумывается над чем-либо, то он запоминает предмет обдумывания со всеми деталями. Данная версия подтверждена и научным экспериментом, который был проведен в 1975 году. Участники смогли лучше запомнить список из 60 предложенных им слов при глубоком обдумывании их значения.
Различают и многие другие теории (рабочей памяти Баддели и Хитча, магического числа Джорджа А. Миллера, Брауна и Кулика, ложной памяти, а также интерференции).
Хитрая память: как мы запоминаем информацию
Думаю, каждый из нас встречался с любопытной особенностью памяти. Например, текст понравившейся песни запоминается как будто сам по себе. Стоит только несколько раз послушать её, и слова врезаются в память чуть ли не навсегда. Проверим?
— И снова седая ночь…
Если вам за 25, вы наверняка пропели дальше
При этом абсолютно неважно, как давно вы слушали саму песню — хоть бы и 10 лет назад. Причина вот в чём: чем больше эмоций у нас вызывает информация, тем активнее создаются нейронные связи, которые и отвечают за запоминание
При этом не требуется вообще никаких усилий.
А вот что-то скучное и неинтересное запоминается с трудом. Студенты всего мира знают об этом не понаслышке. Зубрёжка остаётся единственным способом хоть как-то сдать предмет. Но она требует больших усилий, а выученное улетучивается из памяти буквально за несколько дней.
Эббингауз попытался разобраться, как работает память, если она не привязана к эмоциям. И как запоминать скучную, но важную информацию надолго и без чрезмерных усилий.
Спойлер: ему это удалось.
Кривая забвения Эббингауза
Первым исследователем, изучившим забывание как психологический процесс в парадигмах памяти, был немец. Герман Эббингауз, который проделал свою работу по забыванию и изучению бессмысленных слогов..
Эббингауз начал с изучения собственной памяти. Он создал 2300 бессмысленных слогов (чтобы избежать ассоциации слогов), сгруппировал их в списки и записал, сколько он смог запомнить.
Один из его выводов заключался в том, что люди мы очень быстро забываем в течение первого часа после обучения, но кривая забывания (частота забывания) сглаживается с течением времени.
Эббингауз в своих исследованиях уже предвосхитил ассоциативную теорию интерференции для объяснения забывания в дополнение к двум другим:
- Теория распада следа: воспоминания размываются с течением времени.
- Теория многофункционального следа: фрагментация и потеря компонентов памяти.
В чем заключается ассоциативная теория памяти
Прежде чем говорить о кривой забывания, давай кратко изложим некоторые основы памяти и обучения. Это должно помочь лучше понять значение ассоциативной теории.
Как запоминать без зубрежки?
Формально дать определение запоминанию непросто. Есть много разных мнений о том, как это сделать. Каждый из них выделяет разные аспекты этого сложного процесса, но многие определения относятся только к наблюдаемому поведению. Другое определение запоминания касается состояния внутреннего сознания.
Оба аспекта, то есть наблюдаемое поведение и внутренние состояния, важны. Оба они совместимы с современной теорией обучения, согласно которой можно определить обучение следующим образом: запоминание – это изменение психического состояния организма. Это изменение – следствие опыта. И это влияет на способность организма адаптироваться к изменениям.
Опыты Эббингауза
Для того, чтобы построить свою кривую, Эббингауз провел множество опытов с 1879 по 1880 и с 1883 по 1884 годы.
Как проходили опыты
Во время опытов испытуемым предлагалось заучить лишенные смысла слоги. Слоги состояли из трех букв, в которых первая и последняя были согласными. а средняя — гласной. Эббингауз старался формировать эти слоги таким образом, чтобы они как можно меньше напоминали существующие слова и не вызывали ассоциаций.
Количество таки слогов было ограниченным, так что, когда они подходили к концу, ученый перемешивал карточки и заучивание начиналось заново. Считалось, что человек выучил всю предложенную абракадабру тогда, когда он мог повторить ряд без запинок и ошибок.
- Ученый установил, что на память влияют несколько факторов:
- Объем информации, которая поступает человеку;
- Число повторений, которые требуются для запоминаний новых данных;
- Временные промежутки между повторениями и их количество.
Эббингаузер попытался установить взаимосвязь этих факторов и процесса запоминания. Для этого, в процессе опытов он менял один из факторов, например, количество слогов для заучивания, и наблюдал, как это изменение влияет на остальные факторы.
Источник moe-online.ru
Метод рациональных повторений и где он используется
Эббингауз заметил, что повторения меняют механизм забывания. С каждым из них процесс замедляется. И его вполне можно почти остановить. То есть запоминать до 95% информации на неограниченно длительное время. Практически навсегда.
График повторений информации:
- первое — сразу же после изучения;
- второе — через 10–15 минут после первого;
- третье — спустя 10 часов после второго;
- четвёртое — через 24 часа после третьего;
- пятое — по прошествии 3–5 дней после четвёртого.
При желании можно добавить шестое и седьмое повторение, чтобы уж точно никогда не забыть выученное. Через две недели и два месяца соответственно.
В качестве повторения хватит и минимального контакта с информацией. Рассмотрим это на примере изучения английской лексики.
Допустим, у вас есть 5 новых слов:
- attractive — привлекательный;
- charming — очаровательный;
- moustache — усы;
- skinny — худощавый;
- swarthy — смуглый.
Повторение будет засчитано, когда при появлении первой части пары вы без ошибок назовёте вторую. Вы видите «charming» — и отвечаете «очаровательный». И всё
Абсолютно неважно, будете ли вы проговаривать слово вслух или про себя, медленно или быстро. А в приложениях можно просто нажимать на нужные кнопки
Повторение всё равно случится.
Всё максимально просто и эффективно. Потому что работает эта формула вне зависимости от типа информации и эмоциональной привязки к ней.
Именно поэтому этот способ используется сегодня во многих обучающих проектах. И он идеально подходит, чтобы изучать иностранную лексику. Потому что методика рациональных повторений позволяет запоминать до 300 слов каждый месяц — по 10 в день!
Как это вообще возможно?
Очень даже просто. Программа на смартфоне без проблем поставит таймер на каждое из слов и составит оптимальный график повторений. На одно слово нужно 5–7 секунд. То есть за 10–15 минут студент без проблем проходит полноценную тренировку по новым словам и вспоминает старые по графику рациональных повторений.
Мы даже провели собственную аналитику среди пользователей нашего приложения ED Words. Проанализировали результаты людей, которые изучали лексику с его помощью. Выяснилось, что в среднем пользователь успешно изучает 7,7 английских слов в день. При этом на занятия ежедневно тратится только 12 минут.
ED Words даёт только базовые цифры. При занятиях с преподавателем, высоком уровне мотивации и вдохновения, а также при правильном подборе интересных учебных пособий результат можно улучшить в несколько раз.
Изучать таким способом можно абсолютно всё: от котировок акций до всемирной истории. Рациональные повторения работают вне зависимости от характера информации — ведь с их помощью можно выучить даже бессвязные слоги!
Хотите убедиться, что ваша память чертовски хитрая и начинает удалять ненужную информацию практически сразу после того, как та поступает в мозг? Попробуйте вспомнить тот ряд слогов, который мы предложили как пример в начале статьи. Уверены на 99%, что у вас не получится назвать ни одного. А ведь прошло не более пяти минут.
Метод Эббингауза позволяет изящно обойти эту привычку мозга, чтобы найти аккуратный бэкдор в постоянную память и загрузить туда всю нужную информацию. Учитесь с удовольствием и без зубрёжки!
Современный психологический уровень процессов памяти
Суммарная функция памяти, рассматриваемая нами, относится к взаимодействию различных компонентов опыта, который осуществляется на современном психологическом уровне процессов памяти, а не на уровне долговременного хранения ее статических кодов.
Прежде всего, имеется в виду кратковременная и оперативная мыслительная память, или включение процессов памяти в самую динамику мыслительных процессов, и ее функцию, как интегратора отдельных компонентов мыслительного процесса в его целостные структуры и их совокупности и как интегратора различных когнитивных процессов в целостную систему интеллекта.
Физическая теория
Учение И. П. Павлова оказало влияние и на возникновение физической теории памяти. Приверженцы данной концепции занимаются исследованием нейрофизиологического уровня механизмов памяти. Теория памяти физическая утверждает, что возбуждение оставляет физический отпечаток после его прохождения через группу нейронов. Данный физический след ведет к изменениям (механическим и электронным) в месте соединения клеток. Благодаря этим изменениям повторное прохождение импульса уже по ранее пройденному пути является более простым.
Так, когда человек видит предмет, глаза его обследуют контуры, в результате чего происходит движение импульса в определенной группе нервных клеток. Нервные клетки, в свою очередь, моделируют воспринятый объект как пространственно-временную структуру. Основу процесса запоминания (хранения или воспроизведения) составляет создание и активизация нейронных моделей — так утверждает нейронная теория памяти.
Память и законы памяти
Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится
В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения
И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.3. Воспроизведение. Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».— Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать – это опознать, то есть узнавание – это акт познания. — Воспроизведение — осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.-Произвольное воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в процесс воспоминания или при затруднении припоминания.— Реминисценция – факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.4. Забывание — до сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый определял забывание как функцию времени. Предполагается, что точность забывания зависит от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п
Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.3. Воспроизведение. Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».— Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать – это опознать, то есть узнавание – это акт познания. — Воспроизведение — осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.-Произвольное воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в процесс воспоминания или при затруднении припоминания.— Реминисценция – факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.4. Забывание — до сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый определял забывание как функцию времени. Предполагается, что точность забывания зависит от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.
Главная страница =>Психология=>к оглавлению
Ассоциативная теория интерференции: экспериментальное исследование
Ассоциативная теория интерференционных состояний что забвение — это вопрос вмешательства, подавления или разрушения старого материала новым (хотя бывает и обратное, как мы увидим позже).
Дженкинс и Далленбах провели экспериментальное исследование, в котором группа испытуемых должна была выучить список слов, похожих на CVC (согласный, гласный, согласный). Впоследствии память оценивалась через «X» часов сна или бодрствования (от 1 часа до 8).
Результаты показали, что «бодрствующая» группа (более подверженная воздействию раздражителей, которые могли вызвать помехи) запоминала значительно меньше, чем «спящая» группа. Таким образом, авторы объяснили эти различия вмешательством, которое стимулы вызывали в состоянии бодрствования.
Троичная ассоциативная память
Двоичная АП — простейший тип ассоциативной памяти, который использует слова поиска данных, состоявшие полностью из единиц и нулей
В троичной АП (ternary content-addressable memory, TCAM) добавляется третье значение для сравнения «X», или «не важно», для одного или более битов в сохраненном слове данных, добавляя дополнительную гибкость поиску.. Например, в троичной АП могло бы быть сохранено слово «10XX0», которое выдаст совпадение на любое из четырёх слов поиска «10000», «10010», «10100» или «10110»
Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух
Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти
Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух
Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти
Например, в троичной АП могло бы быть сохранено слово «10XX0», которое выдаст совпадение на любое из четырёх слов поиска «10000», «10010», «10100» или «10110». Добавление гибкости к поиску приходит за счёт увеличения сложности памяти, поскольку внутренние ячейки теперь должны кодировать три возможных состояния вместо двух
Это дополнительное состояние обычно осуществляется добавлением бита маски «важности» («важно»/«не важно») к каждой ячейке памяти
Основные теории памяти
Человек получает разные впечатления об окружающем мире. Они оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности эти впечатления воспроизводятся. Данные процессы получили название память. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что без памяти человек стал бы существом мгновения с мертвым прошлым для будущего. Функционирование общества и человека без памяти невозможно. Специалисты считали, что наиболее разработанным разделом психологии являлась память, но дальнейшее изучение её закономерностей сделало память одной из узловых проблем науки. Единой и законченной теории памяти на сегодняшний день не существует.
- Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:
- Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Ассоциация обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Суть принципа в следующем – если в сознании одновременно или друг за другом возникли определенные психические образования, то между ними образуется ассоциативная связь. В результате при повторном появлении какого-либо элемента этой связи, в сознании возникает представление всех элементов;
- Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;
- Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Теории памяти и их особенности 480 руб.
- Реферат Теории памяти и их особенности 280 руб.
- Контрольная работа Теории памяти и их особенности 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;
- Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;
- Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований появилась гипотеза о том, что процесс запоминания имеет двухступенчатый характер. В мозге на первой ступени происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратимые физиологические изменения в клетках. На основе первой возникает вторая стадия, т.е. собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ. Эти специфические химические изменения, считают сторонники этой теории, лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения, воспроизведения следов.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) также исследовал теорию памяти. Ученый составил список из слогов (CVC триграммы), пытаясь понять, как происходит процесс запоминания. Карточки со слогами не должны были вызывать никаких ассоциаций, чтобы процесс запоминания был чистым и не цеплялся за образы. Экспериментальные исследования над самим собой описаны им в книге «О памяти» (1885 год).
Эббингауз установил, что:
- в течение первого часа забывается до 60% бессмысленной информации;
- существует «кривая забывания» и «кривая обучения»: экспоненциальная потеря информации;
- при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, который идет в конце («фактор края»);
- существует различие между непроизвольной и произвольной памятью: первая возникает спонтанно, а вторая только посредством волевого усилия;
- есть оптические иллюзии восприятия (то есть в зрительной коре существуют два отдельных потока обработки данных).
В основном Эббингауз известен тем, что открыл закон забывания. По его теории, самый значительный спад запоминания происходит в первые двадцать минут, а затем в течение первого часа. «Кривая забывания» выравнивается примерно через день. Через месяц человек способен вспомнить не более 20% того, что учил.
Кривая обучения, описанная ученым, показывает, что самое эффективное запоминание материала происходит после первой попытки повторения. Работы Эббингауза стимулировали интерес к теориям памяти в Соединенных Штатах и во всем мире.
Закономерности, выведенные Г. Эббингаузом
Г. Эббингауз в конце прошлого века вывел и систематизировал ряд закономерностей памяти. Сделать это ему удалось благодаря ассоциативной теории памяти в психологии. Кратко можно сказать, что он работал над установлением закономерностей запоминания, для исследования которого использовались бессмысленные слоги и прочая информация, слабо организованная в смысловом плане.
Он выяснил, что человек сразу и надолго запоминает даже простейшие события в жизни, если они произвели на него особенно сильное впечатление. Если же моменты эти человеку менее интересны, он может их не запомнить, даже если они произойдут несколько десятков раз. При достаточной концентрации внимания человек по памяти легко может воспроизвести все основные моменты однократно произошедшего в его жизни события.
Запоминая длинный ряд, необходимо помнить, что легче всего воспроизводятся его начало и конец. При запоминании слишком длинного ряда (когда число элементов в нем превышает объем кратковременной памяти), количество верно воспроизведенных элементов этого ряда сокращается, если сравнивать этот показатель с аналогичным показателем того случая, когда количество членов ряда равняется объему кратковременной памяти.
Хитрая память: как мы запоминаем информацию
Думаю, каждый из нас встречался с любопытной особенностью памяти. Например, текст понравившейся песни запоминается как будто сам по себе. Стоит только несколько раз послушать её, и слова врезаются в память чуть ли не навсегда. Проверим?
— И снова седая ночь…
Если вам за 25, вы наверняка пропели дальше
При этом абсолютно неважно, как давно вы слушали саму песню — хоть бы и 10 лет назад. Причина вот в чём: чем больше эмоций у нас вызывает информация, тем активнее создаются нейронные связи, которые и отвечают за запоминание
При этом не требуется вообще никаких усилий.
А вот что-то скучное и неинтересное запоминается с трудом. Студенты всего мира знают об этом не понаслышке. Зубрёжка остаётся единственным способом хоть как-то сдать предмет. Но она требует больших усилий, а выученное улетучивается из памяти буквально за несколько дней.
Эббингауз попытался разобраться, как работает память, если она не привязана к эмоциям. И как запоминать скучную, но важную информацию надолго и без чрезмерных усилий.
Спойлер: ему это удалось.
История о том, как Михаил развивал свою память
Ещё со школьных времён у меня есть друг Михаил, чья память всегда поражала меня. Он с лёгкостью мог запомнить стихотворение или математическую формулу. Спустя годы, поступив в университет, его способности не утратились, а лишь приумножились.
Мне стало интересно, как он смог добиться таких результатов. Секрет оказался прост – он использует различные упражнения для развития своих мозговых способностей. Оказалось, что ежедневные тренировки, даже самые короткие, способны привести к отличным результатам.
С тех пор я тоже стала интересоваться развитием собственных возможностей, в чём проявляется неплохой успех. Данная статья поможет всем желающим развить свою ассоциативную память.
Заключение
В истории изучения этой кардинальной проблемы, имеющей
огромное теоретическое и практическое значение, мы должны, таким образом,
различать три принципиально разные концепции. Первая, представленная Г.
Эббингаузом и его последователями, полностью исключает смысловое содержание и
семантические связи в работе памяти, поскольку сводит механизм запоминания
исключительно к внешним ассоциативным связям, основанным на близости. Поэтому в
экспериментах представителей этого направления по получению «чистой»
памяти текст мыслится только как набор букв, из которого, как несущественный
для памяти момент, исключается любое смысловое содержание. Мы даже не можем
сказать, что здесь изучается языковая память, потому что языковая форма без
семантического содержания перестает быть языком.
Вторая концепция, концепция А. Бине и К. Бюлера, выдвигает
на первый план семантическое содержание, опираясь на тот неоспоримый факт, что
запоминание семантического содержания не совпадает механически с запоминанием
языковой формы, в которой оно дано.
Третья концепция, которую мы отстаиваем и которая
принципиально отличается как от первой, так и от второй, предполагает единство
мышления и речи и раскрывает это единство в процессе запоминания и
воспроизведения.
Заключение
Если говорить о памяти и её развитии, то не стоит забывать о внимании
Их связь не должна разрываться, потому что для запоминания нужно сосредоточить своё внимание на объекте запоминания. Мышление, память, внимание, восприятие – основные функции мозга, без которых невозможно было бы представить обычную жизнь
Все эти качества можно и нужно развивать, чтобы не ограничивать свои горизонты и продвигаться вперёд с новыми навыками и знаниями. Регулярные тренировки принесут огромный успех и не позволят мозгу перегружаться. Поэтому каждый человек должен заниматься саморазвитием и использовать возможности своего мозга по максимуму.
https://youtube.com/watch?v=pdd3Uj3c7yg
Читайте далее:
Как развить свою слуховую память? Для чего она нужна?
Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения
Двигательная память: 8 развивающих упражнений
Образная память и ее развитие, 13 упражнений
Как развить феноменальную память