Сохранение ясного ума и интеллекта в пожилом возрасте

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Нарушения мнестических процессов

На сегодняшний день специалисты отмечают клинические, психологические, а также нейрофизиологические нарушения мнестических процессов. Наиболее распространенной проблемой считается амнезия, которая может быть полной или частичной, кратковременной или долгосрочной.

Причины возникновения нарушений могут быть разными. Специалисты пытаются тщательнее изучить данную тему, ведь именно проблемы с памятью являются основой многих психических патологий. К примеру, те люди, которые страдают маниакально-депрессивным синдромом, очень плохо запоминают информацию.

Если говорить о лечении, то в таком случае применяется не только медикаментозная терапия, но и другие современные методы. Выбирать подходящий способ нужно обязательно с учетом того, какой именно диагноз был поставлен пациенту. В основе терапевтической схемы лечения учитываются следующие принципы:

  • устранение острой формы состояния, что актуально для травм и психозов.
  • употребление витаминного комплекса.
  • лечение с помощью препаратов психотропного характера.
  • влияние и при необходимости коррекция кровообращения в мозге.

Тренажеры Викиум помогут поддерживать мозг в тонусе и укреплять все его функции.

Вершина пирамиды или звено в цепи?

Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым… Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения

Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Итак, свои аргументы привели обе стороны.

Какую позицию выбрал ты? А может быть, у тебя есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Каковы основные значения понятия «природа»? 2. В чём выражается природное единство мира? 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? 6. Присущ ли прогресс развитию природы? 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.

2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист.

3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу.

Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.

4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы».

5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах».

И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный

Запоминание — это тренировки

С точки зрения мозга запоминание и обучение — это в буквальном смысле тренировка, как в спортзале. Мы даём мозгу команду запомнить и воспроизвести что-то много раз — информацию, действие, слово или что-то ещё. Нейронные связи, отвечающие за это действие, активно используются и становятся сильнее. 

Какие отсюда выводы: 

  • Нельзя натренироваться впрок. Тренироваться нужно порционно, давая себе восстановиться. 
  • Невозможно за один раз раскачаться с нуля до «Мистера Вселенная». Каждая тренировка — это небольшой шаг в сторону вашей цели. 
  • Лучше сорок раз по разу, чем ни разу сорок раз. 
  • Нельзя однажды выучить и запомнить навсегда. Нужно периодически тренироваться и держать себя в форме. Попробуйте сейчас вспомнить таблицу умножения, серьёзно. 

Проблемы происхождения памяти

Исследование мнемических способностей как индивидуальной меры выраженности мнемических процессов — относительно новая в экспериментальной психологии проблема. Строго научного разделения понятий «психология памяти» и «психология мнемических способностей» долгие годы не существовало по целому ряду причин.

Во-первых, термин «память» до сих пор нельзя считать определенным с точки зрения законов формирования понятий, ибо в нем отражается чаще всего исключительно функциональная сторона данной психической реальности (память — это психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации) и не характеризуется сущность психических механизмов этих процессов.

Во-вторых, психология памяти оказалась столь обширным направлением, что трудно даже представить структуру обобщенного труда по памяти. Он должен, так или иначе, задействовать или объединить разные психологические направления и отрасли науки (память и речь, память и личность, мозг и психика, память и научение, память и адаптация человека, память в структуре интеллекта, проблема сохранения форм и содержаний психического и т.д.), ибо закономерности кодирования информации пронизывают любой психический акт и любое психологическое явление. В этой связи имеющие место в той или иной мере работы по психологии способностей просто обречены на то, чтобы «затеряться» среди обилия разнопорядковых мнемических закономерностей, трактуемых чаще всего в узких рамках конкретной парадигмы.

В-третьих, память — категория общепсихологическая, а способности традиционно рассматриваются как явление дифференциально-психологического плана. Трудно ставить проблему дифференциально психологического плана (что такое индивидуальное своеобразие памяти), если общепсихологические аспекты не определены.

В-четвертых, само понятие «способности» также имеет сложную судьбу в истории науки. Понятие способностей чаще соотносилось с деятельностью субъекта, нежели с функциями его познания ( 1.1). Сложившаяся ситуация безусловно затрудняла столь необходимую науке и практике дифференциацию понятий «память» и «мнемические способности».

Все это привело к тому, что исследования собственно мнемических способностей в рамках наиболее обширной, но плохо структурированной, области психологии памяти начались во второй половине XX века после работ А.А.Смирнова; хотя индивидуальные характеристики памяти, особенности процессуальной или результативной ее стороны измерялись, диагностировались и описывались с помощью доступных методов.

Мнемические способности в нашем понимании — это средства мнемической активности и мнемической деятельности, без участия которых не возможен ни один мнемический результат. Это дает основания допустить, что все, в том или ином контексте говорившееся о памяти, касается и мнемических способностей. Проблема заключается в четкости критериев дифференциации этих понятий, которые будут описаны в 2.4. Для того, чтобы психология мнемических способностей не казалась инопланетянкой в психологической науке, необходимо обозначить принципиальные моменты ретроспективного анализа мнемических процессов: природы памяти, ее строения и психологических механизмов. Это даст возможность наиболее обоснованно сформулировать предмет данного исследования и его методы.

Проблема понимания физиологической сущности памяти в доэкспери-ментальную эпоху формулировалась следующим образом: где локализованы центры памяти? В настоящее время этот вопрос звучит по-другому: каковы нейрофизиологические, биохимические, психофизиологи-ческие, нейропси-хологические закономерности кодирования информации? Между этими формулировками заключена вся история экспериментального изучения памяти, которую никак нельзя представить только как накопление фактов и поступательную смену доминирующих концепций.

История изучения основ памяти характеризуется гораздо большим количеством гипотетических конструкций, нежели доказательств, непонятными возвращениями к, казалось бы, навсегда устаревшим взглядам и регулярными оценками физиологии мозга как абсолютной тайны со стороны ее главных действующих лиц. К примеру, У.Пенфилд: «Разум нечто большее, чем мозг. Разум — изначальный побудитель, которому нельзя найти объяснение в органических функциях головного мозга», или Д.Экклс: «Великое неизвестное, смысл творения, немощь науки, истина непостижимая» .

«Во всем есть красота, но не каждый ее видит»

Rakicevic / Pexels.com

Мы живем в эпоху быстрых алгоритмов и информационной перегрузки. С самого пробуждения нас кормят информацией о том, что мы должны есть, покупать, чувствовать и думать. В среднем более 11 часов в день мы «приклеены» к нашим экранам. Мы стали так одержимы поиском способов увеличить продуктивность, что неудивительно, что стали «выгорать».

Что нужно сделать сейчас каждому из нас, так это замедлиться и стать более внимательными.

Нужно осознать, что аромат жизни не рассеивается в ритме стремлений, он парит под мелодию тишины. Вы не сможете почувствовать запах, вкус и красоту вокруг вас, если вы постоянно бежите. Вы должны остановиться и оглянуться вокруг. Вы должны открыть свое сердце, чтобы увидеть то, что слепо для глаз.

1Gai.Ru / Shutterstock.com

Эта перспектива внимательности сегодня более актуальна, чем когда-либо прежде, но есть еще один важный аспект: под поверхностью всего, что вы видите, и находится скрытая красота.

Истинная красота, жизнь и все, что в ней несовершенно, расцветает от этого естественного несовершенства. Если что-то ломается – оно не становится уродливым или бесполезным. Точно так же наличие шрамов на теле не означает, что вы недостойны. Не прячьтесь в тени собственного солнца – научитесь полностью любить и ценить то, что может сломаться.

Как применить: Что действительно важно в жизни, так это ценить моменты, в которых мы находимся, и осознавать очарование самых простых вещей, которые предлагает жизнь: закат и его яркую палитру, смену времен года, звук ветра и шуршащих листьев. Так что останавливайтесь, чтобы ловить красоту, которая неподвластна течению времени

«Тот, кто передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки… Неважно, с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное не останавливаться»

Jeremy Thomas / Unsplash

Современное общество отстаивает менталитет «все или ничего» как величайший подход к изменениям. Возможно, и вы были жертвой такого мышления. Вы думали: чтобы стать предпринимателем – нужно сперва уйти с работы; чтобы стать писателем – надо опубликовать 300-страничную книгу.

Быть может, это наивное мышление родилось из увлечения средствами массовой информации, которые кишат рассказами об успехах смельчаков. Независимо от источника есть одна вещь, которая неизбежна: наша одержимость горными вершинами как воплощением успеха сузила наш взгляд и приглушила свет на истинный путь к успеху – восхождение.

1Gai.Ru / Shutterstock.com

Мы настолько одержимы вершиной, что совершенно забываем, что нужно сделать, чтобы туда добраться: медленно, но верно и последовательно предпринимать усилия по восхождению.

Вы не сдвинете гору с места, если будете идти прямо на нее. Нужно шаг за шагом откалывать от нее по одному маленькому камешку. Конфуций предлагает нам жить в соответствии с этой простой философией, которая подчеркивает непрерывный прогресс, а не мгновенное совершенство.

Как применить: Последовательность – ключ к устойчивым, долгосрочным изменениям. Не пытайтесь двигать горы – просто уносите с собой небольшие камни, по одному за раз. Не будьте зайцем, будьте черепахой. Медленно и уверенно побеждайте в этой гонке.

Вам не нужно увольняться с работы, чтобы начать бизнес, – вы можете начать там, где находитесь. Вам не нужно писать целую книгу, чтобы стать писателем, – вы можете начать со статьи в день.

Вы страдаете от «слепоты невнимания»

Посмотрите следующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках. Посмотрите видео ДО того, как продолжить чтение.

Это пример того, что называют «слепотой невнимания». Идея в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально «под носом», если мы ориентированы на какую-то другую задачу.

В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчетом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те кто знают о появлении гориллы, становятся еще более невнимательными и пропускают другие изменения — как, например, изменение цвета занавесок и уход одной из девушек.

Какие бывают типы мнестических нарушений

Пациент не запоминает ни вербальную, ни пространственную информацию.

Количественные нарушения памяти, такие как:

Здесь речь идёт об антероградной амнезии, когда отсутствуют не только отдельные связи, но и есть явные пробелы в памяти на определенный период времени; ретроградной амнезии, когда происходит потеря воспоминаний до определенного события; гипермнезии – очень редком нарушении памяти, когда процессы отбора в мозгу работают в ограниченной степени для пострадавших.

Качественные нарушения памяти

Последняя группа состоит из переживаний дежавю, которые являются фальсификациями. Например, может случиться так, что в стрессовых ситуациях сохраняются неправильные воспоминания.

Ваши самые яркие воспоминания ошибочны

Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии «воспоминания-вспышки», и они, как оказалось, полны ошибок.

Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где были и другие детали сразу после теракта и через 3 года.

Выяснилось, что 90% более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания.

«Куда бы вы ни пошли, всегда следуйте туда всем сердцем»

Сулиман / Pexels.com

В обществе, которое продолжает преследовать материальные достижения, а не духовное превосходство, это та самая цитата, которую мы должны всецело принять к сведению.

Своими словами Конфуций еще раз напоминает нам, что к чему бы мы ни тяготели – даже к этому глубоко укоренившемуся призванию, которому нам якобы нужно следовать, – мы должны идти по этому пути с наполненными сердцами. Мы не должны принижать себя и покоряться неуверенности. Вместо этого мы должны подняться «с коленей» и уверенно продолжать путь с верой в себя.

1Gai.Ru / Shutterstock.com

Конфуций также предлагает признать, что наше счастье, самооценка и чувство удовлетворения – это не неуловимые вещи, которые мы должны преследовать. Они не привязаны к месту назначения в будущем; мы несем их во всей полноте в процессе нашего пути. Мы будто раскапываем их и достаем изнутри со словами: «А вот и вы».

Как применить: Позвольте себе притягиваться к тому, к чему призывает вас сердце. Идите по этому пути, не теряя веры. И по мере того, как вы будете это делать, не забывайте нести в себе всю полноту своего счастья и самооценки. Создайте свои собственные ценности и помните, что вам некуда «ехать» – вы уже там.

В этом и есть секрет радостной и мирной жизни – ценить то, что у вас уже есть, работая над тем, что вы хотите, и понимая, что счастье – это не конечная точка, а сам путь.

Как гиппокамп и неокортекс помогают извлекать воспоминания

Гиппокамп, структура, расположенная глубоко в мозге, долгое время считалась центром памяти. Гиппокамп помогает «склеивать» фрагменты воспоминаний («где» и «когда»), обеспечивая совместную работу нейронов. Это часто называют «нейронной синхронизацией». Когда нейроны, которые кодируют информацию «где», синхронизируются с нейронами, которые кодируют информацию «когда», эти детали становятся связанными через явление, известное как «теория Хебба». Но гиппокамп просто слишком мал, чтобы хранить каждую отдельную деталь памяти. Это привело исследователей к теории о том, что гиппокамп подключает к работе неокортекс — область мозга, которая обрабатывает сложные сенсорные детали, такие как звук и зрение, — чтобы помочь заполнить детали воспоминаний.

Однако работа неокортекса являет собой полную противоположность работе гиппокампа — неокортекс гарантирует, что нейроны не будут работать вместе. Исследователи называют это «нейронной десинхронизацией». Представьте, что вы просите 100 человек одновременно назвать свои имена. Очевидно, синхронность их ответа сделает распознавание каждого отдельного имени не возможной. Но если каждый человек десинхронизирует свой ответ (то есть люди будут по очереди произносить свои имена), вы, вероятно, соберете от них гораздо больше информации. То же самое относится и к нейрокортикальным нейронам — если они синхронизируются, то изо всех сил пытаются донести сообщение, но если они десинхронизируются, информация легко передается.

Понимание того, как мозг формирует и извлекает воспоминания может помочь в борьбе против таких болезней, как деменция и болезнь Альцгеймера

Работа исследователей показала, что гиппокамп и неокортекс действительно работают вместе, когда речь идет о воспоминаниях и их извлечении. Гиппокамп синхронизирует свою деятельность с неокортексом, чтобы склеить части воспоминаний, а неокортекс позже помогает их извлечь. Между тем, неокортекс десинхронизирует свою деятельность, чтобы помочь обработать информацию о событии и позже извлечь воспоминания.

Как запоминать информацию надолго

Эббингауз не только вывел кривую забывания, но и  некоторые факторы, которые влияют на нашу память

Принимая их во внимание, можно выстраивать подачу информации так, чтобы студенты эффективнее усваивали материал.

1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей

Если вы тщательно структурируете материал, который студентам нужно усвоить, так, чтобы он стал ясным, значимым и логично выстроенным, им будет намного проще его запомнить.

Проводите ассоциации между вашим предметом и тем, что учащиеся уже знают, помещайте изучаемую теорию в контекст. Это может быть массовая культура или быт, а в случае преподавания взрослым людям задача даже упрощается: у них уже накоплен собственный большой багаж знаний и опыта, который можно использовать. Постарайтесь объяснять сложные концепции на простых примерах.


Фото: Lisa F. Young / Shutterstock

2

Учитывайте важность повторений. С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение

Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.

С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.

Да, после каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Эта техника запоминания заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.

Тестирование гипотезы о пользе интервальных повторений в рамках когнитивной психологии началось в семидесятых годах прошлого века. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают связь «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента запоминать информацию надолго.

При этом важно понимать, что эта техника обычно изучается с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Насколько хорошо она работает в условиях усвоения более сложной информации, требующей размышлений, пока не ясно.

3. Давайте ученикам дополнительные упражнения

Существует термин «сверхобучение» (от английского слова overlearning), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже отточил его до максимума. Например, если вы час практиковали на баскетбольной площадке трёхочковые броски, то лишние 15 минут занятий позволят вам лучше закрепить это умение.

Хорошо исследовано, как «сверхобучение» помогает тренировать моторные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление не так широко изучалось, однако учёные предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов оно работает даже лучше, так как здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не будет лишним выделить больше времени для упражнений на закрепление пройденного материала.

Три правила, чтобы запоминать что угодно

Чтобы мозг что-то запомнил, нужно убедить его в том, что эта информация нужна. Тогда во сне во время ревизии впечатлений он будет переносить нужное в долгосрочную память. 

В этом помогают три правила:

  1. Учить по чуть-чуть
  2. Часто повторять
  3. Делать перерывы

Также считается, что если что-то связано с сильными эмоциями, мы запомним это лучше. Об этом поговорим в конце. 

Главное — это порционность и повторы. Представьте бег по полю. Когда мы учим сразу и много, мы как будто пробегаем толпой по траве один раз. В результате трава немного приминается, но со временем распрямляется обратно. «Какие-то варвары», — думает трава и быстро восстанавливается после повреждений. 

Похожая история и с памятью: её можно разово нагрузить впечатлениями, но если потом оставить память в покое, она восстановится. Когда студент учит все билеты в ночь перед экзаменом, ему хватает краткосрочной памяти, чтобы сдать экзамен, но через пару дней весь материал уже будет позабыт. 

Вернёмся к траве. Представим, что мы бежим не толпой по всему полю, а вдвоём. И не один раз, а много раз туда-обратно. Со временем мы протопчем дорожку, где трава расти не будет. В идеале нужно прийти на это поле в разное время, при разной погоде, чтобы повытаптывать дорожку в разных условиях.

Примерно так и работает память — когда мы постоянно что-то повторяем в разных ситуациях, мозг понимает, что эта информация для нас важна, и постепенно всё лучше обучается её воспроизводить. 

Вы счастливее, когда чем-то заняты

Представьте, что находитесь в аэропорту, и вам нужно забрать багаж. При этом вам потребуется около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан.

Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждете чемодан 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны.

Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными.

Заключение

Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.

А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.

Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.

Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: