Генетическая психология. психическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. пиаже.

Выделение в отдельную науку

История возникновения и становления психологии занимает огромный промежуток времени, который длится тысячелетия. Как отдельная наука психология начала выделяться только ко второй половине 19 века. К этому моменту скопилось большое количество разрозненных психологических знаний, которые нужно было систематизировать, отделить от других учений, направлений.

Основателем психологической науки был В. Вундт. Его труд «Основы физиологической психологии», который был написан в 1873–1874 годах, объединил в себе множество накопленных знаний в отдельное учение. Ученый назвал его физиологической психологией.

В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.

Другой психолог У. Джеймс распространил объединенные знания Вундта по всей территории Америки. Впоследствии он стал первым профессором этой науки в Гарвардском университете.

Еще один известный ученый, который внес вклад в историю психологии — Э. Титченер. Он окончил Оксфордский университет, после этого работал на Вундта. Переняв от учителя знания, он вернулся в Америку и создал при Корнуэльском университете научную школу экспериментальной психологии.

Как из нас делали учёных

В медицинском университете преподаватели относились к нам с душой, учили думать. Нас готовили не просто к медицинской профессии, а к работе исследователей.

Сначала шли общие дисциплины: история, философия, педагогика — это было не очень интересно. Потом появилась морфология, которая давала начальное понимание профессии. На семинарах и лекциях по этой дисциплине мы изучали строение клеток и тканей, а также развитие эмбриона.

Учебный план специальности медицинская биохимия в ВолгГМУ

На третьем курсе началась биохимия: общая, аналитическая, клиническая. Биохимия изучает все процессы жизнедеятельности на молекулярном уровне и, конечно, ДНК: репликацию, транскрипцию, трансляцию генетической информации.

Помимо этого нас серьёзно готовили по биофизике и математике.


Записаться на курс молекулярной биологии с основами биохимии

Одногруппники недоумевали, зачем изучать математику в таком объёме: статистика, теория вероятности, математический анализ

Однако будущим учёным важно уметь обрабатывать и оценивать данные, а математика формирует логическое мышление и учит сомневаться в результатах

Благодаря блестящей подготовке в Волгоградском вузе я поступила в московскую ординатуру.

Особенности детского эгоцентризма

Как уже было сказано, эгоцентризм произошел вследствие анализа поведения детей и подростков. Поэтому исконно этот термин описывает именно особенности детского поведения.

Эгоцентризм у детей – это особая познавательная детская позиция по отношению к окружающими миру. Чаще всего начитается с 2-3 лет и заканчивается в 11-12. Эгоцентризм у детей заканчивается как раз в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что у окружающих тоже есть чувства и своём личное мнение.

Что делать с детским эгоцентризмом? Фактически до взросления ребенка делать ничего не нужно. Нормально и здоровое мышление приходит со становлением личности, а также в результате процесса воспитания. Поэтому родителям советуем набраться терпения, пытаться вкладывать в своего ребенка правильные нормы и установки, не пытаясь насильно устранить эгоцентрическое мышление.

Стратегии исследования и методы возрастной психологии

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:

  1. Стратегия наблюдения. Основная задача — накопление
    фактов и расположение их во временной последовательности.Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми,
    хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста.
    Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности
    поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые
    из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать
    ряду требований
    . Это четко поставленная цель и разработанная
    схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть
    и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые
    явления); объективность наблюдения (описывается сам факт —
    действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное
    истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических
    наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные,
    зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение
    за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о
    том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
  2. Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента.
    Основная цель — установить наличие или отсутствие изучаемого явления
    при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные
    характеристики, дать качественное описание.
    а) метод поперечного среза — в достаточно больших детских группах
    с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития
    (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные,
    характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников,
    обучающихся по одной учебной программе.
    б) лонгитюдный метод, который часто называется «продольным
    исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же
    ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет
    выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие
    в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в
    общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо:
    *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть
    чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности
    не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании
    ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету
    (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через
    анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи,
    музыка, сочинения, тетради, дневники);Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов.
    Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы
    изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать
    другие методы.
  3. Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель
    — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами
    (основатель метода Л.С. Выготский)
    Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный
    эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой;
    естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения,
    жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
    — постановка цели;
    — планирование хода эксперимента;
    — проведение эксперимента (сбор данных);
    — анализ полученных экспериментальных данных;
    — выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

  1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить
    исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов
    составляются формирующие и развивающие приемы.
  2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие
    приемы);
  3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность
    проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах
работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько
эти приемы улучшили развиваемое качество.

Метод клинической беседы

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого-либо явления.

Данный метод при оказании психологической помощи, который относится к наиболее свободным формам взаимодействия с клиентом, в ходе которого появляется возможность фиксирования не только разнообразных суждений и умозаключений человека, но и разнообразных поведенческих реакций. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента, но и его поведением

Обрати внимание, что при данный методе психолог обращает внимание и на тон, жесты, мимику клиента

Обрати внимание, что клиническая беседа используется в психологии и психиатрии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, а также причин своих проблем. Основу клинической беседы составляет пассивный или естественный рассказ, который обычно предваряет расспрос, предоставляя человеку свободу выбора той информации, которую он хотел бы сообщить

Основу клинической беседы составляет пассивный или естественный рассказ, который обычно предваряет расспрос, предоставляя человеку свободу выбора той информации, которую он хотел бы сообщить.

Ты наверное задумалась, почему именно эта форма взаимодействия наиболее эффективна. Причины использования такой формы взаимодействия следующие:

  • Во-первых, проблему необходимо зафиксировать в том описании, в каком ее видит человек.
  • Во-вторых, не все ясно могут отвечать на вопросы.
  • В-третьих, сама субъективность рассматриваемого явления обусловливает своеобразие рассказа. В нем человек проявляет свою личность, особенности своей индивидуальности.

Данное требование относится не только к ситуациям, в которых человек излагает свою проблему, но и при формулирования запроса в отношении другого

Например, родители, описывая затруднения или неблагополучие своего ребенка, раскрывают собственное видение проблемы, не менее важное, чем смысл проблемы. Тем самым они отражают свои чувства, мысли, переживания, позволяя психологу вычленить субъективные условия возникновения проблемы

Как видишь, генетическая психология является очень важной отраслью психологической науки и помогает найти многие ответы на вопросы о структуре психики человека

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века
Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение
Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций

При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий

Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Особенности эгоцентризма

Иногда эгоцентричность развивается под влиянием психологических заболеваний или возрастных патологий.

Толчком для изменения концепции мышления выступают:

  • шизофрения;
  • невроз;
  • аутизм.

Проблему наблюдают и у здоровых людей, если кратко охарактеризовать их черты, то можно выделить:

  • склонность не замечать факты, противоречащие личным ценностям;
  • чувство превосходства над обществом;
  • веру в истинность убеждений;
  • стремление убедить всех в своей правоте.

Причины формирования и признаки проявления у детей

Эгоцентризм естественен для маленького ребёнка, так как детское мышление не сформировано, он не может разделить представление о мире и собственное «Я». Впервые феномен описал Жан Пиаже после изучения особенности психики детей.  Психолог выдвинул теорию, что мышление детей имеет отличную структуру от взрослых.

До 8 лет ребёнок рассматривает окружающий мир исключительно со своей точки зрения. Если ему покажут 2 одинаковые коробки и спросят, какая из них тяжелее, малыш сходу покажет на 1, не подумав подержать в руках, чтобы взвесить. Его суждения абсолютны, он уверен правоте и рассматривает события с позиции «Я знаю».

Эгоцентризм ребёнка ярко проявляется в эксперименте с игрушкой. Малыша сажают на стул и ставят перед ним на стол миниатюрой ландшафт, включающий горку с деревьями, домами, площадкой для игр и просят описать, то, что он видит. Потом за стол напротив сажают игрушку и предлагают рассказать, какой ландшафт она видит. Несмотря на различия с разных ракурсов, ребёнок повторяет предыдущее описание.  Дети в дошкольном возрасте не в состоянии поставить себя на место игрушки, и считают свой взгляд единственным возможным.

Усугубляет проблему неправильное воспитание:

  • чрезмерная забота;
  • удовлетворение прихотей;
  • раздражительность и отсутствие терпимости у родителей.

В подростковом возрасте отмечают новый всплеск эгоцентричности.

Переходный период провоцирует:

  • недовольство собой;
  • изменение сознания;
  • обидчивость;
  • уход от родительского контроля;
  • переосмысливание ценностей.

Подросток считает, что многое понял, во всём прав и даже слегка успел разочароваться в жизни. В норме по окончании переходного возраста проблема исчезает.

Эгоцентричность у взрослых

Когда преодолеть эксцентричность не удаётся, качество сохраняется во взрослой жизни. Причиной выступают социально влияние, образование, особенности воспитания. Человек ощущает собственное превосходство, не видит проблем окружающих и не считает чувства людей достойными внимания.

Эгоцентризм женщины и мужчины проявляется:

  • в потребительском отношении к партнёру;
  • в неумении признавать вину;
  • в неблагодарности;
  • в ощущении исключительности.

Эгоцентричность развивается на фоне:

  • комплекса неполноценности;
  • внутриличностных конфликтов;
  • неопределённости в жизни.

Люди с эгоцентричным типом мышления зациклены на себе и требуют поклонения. Они испытывают сложности в отношениях, так как не способны на любовь и бывают настоящими тиранами в семье. Мужчины и женщины стремятся влиять на жизнь партнёра, не считаются с его интересами, выискивают недостатки, ревнуют.

Интеллект и его развитие

В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни.

Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к установлению и поддержанию равновесия с ней. И этот процесс адаптации на когнитивно-психическом уровне осуществляется посредством схем действия и процессов ассимиляции и аккомодации:

  • Схема действия – это сформировавшееся у индивида понятие или алгоритм взаимодействия с внешней средой или категоризации чего-то. К примеру, у младенца есть схемы того, как сосать, хватать (эти две схемы действия являются врожденными), мять, тянуть, ударять и др.
  • Ассимиляция – процесс, при котором индивид применяет имеющуюся у него схему к новому объекту, что позволяет ему с ним успешно взаимодействовать. Например, младенец может схватить новый для него объект – карандаш – таким же образом, как и мамин палец.
  • Аккомодация – процесс, в ходе которого индивид либо видоизменяет свою схему, чтобы вместить новый объект, либо создает новую схему. Так, младенец рано или поздно понимает, что нельзя хватать мяч так же как мамины пальцы или погремушку и создает новую схему действия.

Такое вот постоянное взаимодействие с внешним миром, поддержание равновесия с ним через эти два когнитивных механизма и составляет процесс развития мышления у маленьких детей. Сама потребность установить баланс между собой и окружающей средой и является движущей силой интеллектуального развития.

Итак, мы видим, что в данной системе интеллект не является врожденной данностью, однако человеческим существам свойственно стремление развиваться и способность к интеллектуальной деятельности и развитию. Это позволяет человеческим существам мыслить и приводит к совершенствованию интеллекта и знания. Необходимым условием для этого является активность – именно производя действия с объектами внешнего мира, ребенок применяет свой интеллект. Совершая действия и взаимодействуя со средой, субъект приобретает систему знаний, формирует понятия, схемы действия, умственные конструкции, а его когнитивные, умственные способности и мышление развиваются.

Понятие взаимодействия – один из важнейших элементов теории Пиаже. Исследователь показывает, что на всех этапах развития интеллекта и познания эти процессы тесно связаны с действиями субъекта и взаимодействиями. Они и являются источниками знаниями, но если действия направлены вовне, то внутри себя субъект конструирует схемы и понятия, которые и отражают внешние открытия и уроки. Т.е. основополагающие категории и понятия знания не даны нам априори, а усваиваются человеком в виде создаваемых их умственных структур. Структуры охватывают широкий спектр человеческого знания, которое в виде их интернализуется, а интеллект, в свою очередь, тоже представляет собой особый вид структуры.

Чтобы лучше понимать то, как протекает процесс совершенствования умственной деятельности у детей, полезно будет вспомнить стадии когнитивного развития, которые мы подробно разбирали в другой статье о Пиаже. В русскоязычной литературе принято выделять три фазы развития интеллекта, совпадающие с начальными тремя стадиями когнитивного процесса формирования. По их названиям можно обозначить и три вида интеллекта, которые присущи детям в ходе их роста.

Остановимся на них поподробнее.

Комментарий Проекта «К новой семье»

Стоит учитывать, что на момент постановки задачи исследования были заданы очень узкие граничные условия, которые не учитывали несколько серьезных факторов:

  • мотивация и степень подготовленности усыновителей к роли родителей,
  • уровень тревожности будущих родителей,
  • возраст попадания ребенка в семью и уровень его депривации в кровной семье или учреждении, где он воспитывался,
  • возможности семьи методично, самостоятельно или с помощью специалистов, к работе по компенсации имеющихся у ребенка соматических и психологических проблем.

Всем этим факторам раньше не придавали существенного значения.

При изучении отмены усыновлений и возникающих психологических проблем в приемных семьях, была выявлена очень высокая взаимосвязь между успешностью усыновления и мотивацией усыновителей, а также подготовленностью их к роли родителей. Достаточно часто будущие родители оказывались не достаточно готовы к принятию ребенка. Например, хотели решить приемом в семью ребенка вопросы статуса семьи в обществе, восстановить взаимоотношения между друг другом, обрести наследника, воспитать идеального ребенка или вундеркинда, и не были готовы принять его со всеми его особенностями и проблемами. Это приводило к тому, что они не смогли полюбить его и создать дружественную, а только менторскую среду воспитания. До возраста 6-12 лет стиль воспитания не сильно влияет на возникновение серьезных детско-родительских конфликтов и асоциальных проявлений в поведении ребенка, однако менторская среда или так называемый «ответственный стиль воспитания» срабатывает к подростковому возрасту и резко повышает вероятность возникновения конфликтов, развивающихся в формы протестного (часто асоциального характера) поведения ребенка.

Усугубляет положение повышенная подозрительность и тревожность за поведение ребенка, что часто приводит к ошибкам воспитания, выраженным в крайних формах воспитательного воздействия — импульсивных, неоправданно жестких мерах или попустительстве, оправдываемом «неотвратимостью судьбы» и списания своей воспитательной некомпетентности на гены. Таким образом, асоциальное поведение кровных родителей является не генетическим, но мощным психологическим фактором давления на приемных родителей, провоцирующим риски неадекватного воспитательного воздействия на ребенка

. Влияние тревожности будет подробно рассмотрено в отдельной статье.

Вторым по степени влияния фактором на возникновение асоциального поведения является исходный уровень поражения нервной системы ребенка и успешность ее компенсации в замещающей семье. Возникают такие поражения нервной системы вследствие:

  • пренатальной интоксикации плода алкоголем, лекарственными препаратами,
  • кислородного голодания, недостатка микроэлементов для нормального развития нервной системы при плохом питании будущей матери,
  • родовых травм,
  • материнской депривации ребенка в первые дни и годы жизни, а при попадании ребенка в учреждение отсутствие естественного общения с ним и должного ухода.

Серьезность влияния институциональной среды было замечено достаточно давно и описано в 30-х годах 20-го века (Эмми Пиклер), но влияние родительской компетентности в компенсации на успешность усыновления заметили только в конце 70-х годов. Ребенок с депривационными проблемами требует специального коррекционного воздействия, иначе недокомпенсированные медицинские и психологические проблемы начинают проявлять себя в виде девиантного поведения в период, когда происходят бурные гормональные изменения в организме ребенка, а родители уже не имеют полной власти над ребенком — в подростковом возрасте

Также надо иметь в виду, что исследования проводились в семьях, не являющихся полным аналогом семей российских усыновителей, чаще это были фостеровские (принимающие) семьи аналог российских профессиональных приемных семей, куда дети были помещены, в достаточно взрослом возрасте, а фостеровские воспитатели не всегда имели достаточное время и опыт для помощи таким детям, а дети осознавали, что переданы на воспитание, и не приняты на правах кровных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: