Имплицитная и эксплицитная память

Что такое имплицитная или недекларативная память?

Термин «имплицитная» происходит от латинского implicitus, что означает «скрытый» или «запутанный». Это то, что мы запоминаем неосознанно, не прилагая к этому никаких усилий.

Например, в детстве мы неосознанно запоминаем слова на языке, который слышим вокруг, названия животных и растений, геометрических фигур и игрушек. Сюда же относится процедурная память, т.е. память на движения и прочие повседневные механические действия.

Разумеется, память процедурная тоже подлежит осознанной тренировке, но это уже касается более сложных видов деятельности (спорт, езда на велосипеде, управление автомобилем).

Во взрослом возрасте мы можем неосознанно запомнить нечто, что произвело на нас неизгладимое впечатление и мы это не можем забыть, хотя не прилагали никаких усилий, чтобы это запомнить.

Материал для запоминания может быть любой. В частности, это могут быть негативные события (авария, катастрофа, последствия урагана), позитивные впечатления (лицо и фигура красивого человека), нейтральные знания (иностранные слова, текст презентации).

Слишком рассчитывать на то, что имплицитная память сама по себе запомнит все, что нам нужно, не приходится. Поэтому, когда мы говорим о развитии памяти, в том числе в рамках курса «Мнемотехники», мы подразумеваем декларативную или эксплицитную память.

Имплицитная память

Мы кодируем имплицитные воспоминания на протяжении всей жизни, и многие исследователи считают, что в первые восемнадцать месяцев мы фиксируем только их. Ребенок кодирует запахи и звуки, связанные с домом и родителями, ощущение голода в животе, упоительный вкус теплого молока, страх громких и злобных голосов и то, как напрягается тело мамы во время визита одного родственника. Имплицитная память зашифровывает впечатления, эмоции и телесные ощущения, включая появляющиеся по мере нашего роста умения ползать, ходить, разговаривать или кататься на велосипеде.

Имплицитная память также использует способность мозга обобщать на основании опыта, и именно таким образом мы создаем ментальные модели на базе повторяющихся событий. Это уже сложнее связывания нейронов, активирующихся одновременно. Наш мозг подытоживает и объединяет похожие события в одну прототипную репрезентацию, называемую схемой. Если мама обнимает маленького сына каждый вечер, приходя с работы домой, у него в голове появится ментальная модель, в которой возвращение мамы наполнено лаской и чувством единения.

Наконец, имплицитная память формирует механизм актуализации установки, с помощью которого мозг готовится к определенной реакции. Когда мама приходит домой, сын ожидает, что она его обнимет. Его внутренний мир подготовлен к восприятию жеста, и он начнет тянуть руки вверх, как только услышит звук подъехавшей машины. Когда мы становимся старше, актуализация установки продолжает работать, но уже для более сложного поведения. Если вы научились плавать, то, надевая купальник или плавки, вы автоматически активируете поведенческий репертуар плавания и, прыгнув в бассейн, будете полностью готовы плыть.

Перечисленные шесть сфер имплицитной памяти: восприятие, эмоции, телесные ощущения, поведение, ментальные модели и актуализация — это основные детали мозаики сознания. Они определяют, как прошлое продолжает влиять на нас в настоящем. После получения опыта остаются синаптические связи, формирующие и фильтрующие ощущения в текущий момент. Используя имплицитные элементы из прошлого, мозг — ассоциативный орган и прогнозирующее устройство — постоянно готовит нас к будущему.

Современные способы изучения имплицитного научения

После Артура Ребера другие учёные и психологи проводили эксперименты, пытаясь изучить имплицитность и эксплицитность. Все исследования в этой области можно разделить на три типа:

  1. Научение искусственной грамматике. Это продолжение экспериментов Артура Ребера.
  2. Научение последовательности. Это эксперименты, в которых участникам предлагают нажимать на определённые кнопки, если загораются лампочки. В них также закладывают последовательности, которые не объясняют заранее. Сознание испытуемых считывает их самостоятельно. Об этом говорит то, что скорость реакции участников увеличивается со временем, а если вводят новые правила — уменьшается.
  3. Управление динамическими системами. В такого рода исследованиях участникам предлагают контролировать интерактивные системы в компьютерных симуляциях. Им необходимо поддерживать определённый уровень, меняя некоторые характеристики. Как правило, через какое-то время участники интуитивно начинают понимать, как это делать.

В России исследованиями в области имплицитного и эксплицитного научения занимается группа учёных под руководством профессора Санкт-Петербургского государственного университета Аллахвердова Виктора Михайловича. Если вам интересна эта тема, можно пройти его курс «Психология сознания», который доступен на платформе Coursera.

Где еще ты можешь столкнуться с этим

Наблюдения за имплицитным и эксплицитным присутствием в повседневной жизни в течение многих лет позволило психологам сделать интересные выводы:


Фото автора cottonbro: Pexels

  • эксплицинтам не место в мире искусств, от их творений веет холодом, сухостью, схематичным подходом, дидактичностью;
  • нежный, чувствительный мир интуиции расцветает под благодатным душем доводов имплицинтов;
  • если какая-то проблема требует мгновенного решения эксплицинты «буксуют» и впадают в ступор, а имплицинты тонут в океане фантазий;
  • эксплицинты — суровые натуры, редко поддаются эмоциям, имплицинты романтичны и чувствительны, могут быть робки и сентиментальны;
  • владельцы имплицитного типа мышления склонны к конформизму, подражанию, примерке чужих масок;
  • люди с эксплицитным мышлением во всем объективны и слабо поддаются влияниям со стороны.    

Забавным образом изучаемые нами с тобой понятия трактуют в литературном мире. Гениальные маэстро пера, по мнению именитых критиков, всегда соединяют эксплицитное и имплицитное воздействие слов на разум в одной и той же фразе. Говорят о чем-то явно (explicite), но при этом подразумевают большее, скрытое «между строк, (implicite). Чем больше поднаторел в таких вещах автор, тем талантливее его произведения, где читатели о многих вещах, спрятанных в контексте, должны догадаться сами. 


Фото автора Caleb Oquendo: Pexels

Взяли на вооружение и широко используют термины «эксплицитный» и «имплицитный» в когнитивной психологии и инструментах НЛП. Применение понятий различно: осознанное и неосознанное изучение мира, сознательная и бессознательная деятельность психики, контролируемая и неконтролируемая мыслительная работа, активная и пассивная память.   

Уводить тебя в дебри научных открытий и наблюдений, мы не намерены. Цель знакомства

с довольно сложными терминами была другой – расширить твой кругозор и заставить задуматься над некоторыми ранее непонятными свойствами собственной натуры. Теперь ты уж точно знаешь, «под чью дудку пляшешь», а мы умываем руки. 

Имплицитное научение: что это такое

Современная психология изучает много интересных вопросов. Как формируется личность, что на неё влияет и, в том числе, как мы учимся. Исследования, которые начались в середине прошлого века, открыли совсем новое понятие — имплицитное научение. Что же это такое? Давайте дадим определение.

То есть это способ, при котором человек может быстро получить какие-то знания или освоить навык, но не может объяснить, как именно он это сделал.

В качестве примера можно привести способность кататься на велосипеде. В первый раз вы садитесь, падаете, делаете много попыток проехать ровно — и в какой-то момент получается. Но как? Описать точную последовательность словами практически невозможно.

Если один раз научился ездить на велосипеде, то уже не разучишься

То же самое происходит и с изучением языка. Маленькие дети в отличие от взрослых, которые тратят много лет, чтобы выучить времена английского языка, просто слышат речь и научаются говорить. Как они «считывают» правильные грамматические конструкции и не путаются в спряжениях — ни сами дети, ни учёные до сих пор не могут объяснить.

Имплицитное научение противопоставляют эксплицитному. Эксплицитное научение (от латинского «explicite» — явный, открытый) — это психологический процесс, при котором обучение происходит осознанно. Человек ставит цели, сознательно изучает взаимосвязи и контролирует результаты.

Эксплицитная память

Эксплицитная память проявляется на втором году жизни. Хотя в дошкольном возрасте дети имеют довольно яркие воспоминания о своем более раннем возрасте, становясь взрослыми, они помнят довольно мало из того, что происходило раньше пяти или шести лет. (Это явление называют детской амнезией.)

Эксплицитное кодирование зависит от способности концентрировать внимание и интегрировать элементы пережитых событий в фактические или автобиографические репрезентации. Родители инстинктивно укрепляют данную способность у маленьких детей, прося их рассказать о вчерашнем походе в зоопарк или о том, что они видели на детской площадке утром

Родители инстинктивно укрепляют данную способность у маленьких детей, прося их рассказать о вчерашнем походе в зоопарк или о том, что они видели на детской площадке утром.

Когда мы извлекаем эксплицитное воспоминание, у нас действительно появляется ощущение, что мы переносим в свое пространство осознанности что-то из прошлого. Ваши внутренние образы связаны одновременно с фактами и самоощущением внутри конкретного эпизода из прошлого.

В течение жизни мы аккумулируем эпизодические воспоминания в более крупные кластеры, укладывая их вдоль временной шкалы. Они называются автобиографической памятью. Благодаря ей вы способны сравнить свой десятый и двадцатый дни рождения и составить связный рассказ о собственной жизни — нарратив.

По мере развития гиппокампа мы можем формировать фактические и эпизодические воспоминания. Гиппокамп развивается на протяжении всей жизни, поскольку он продолжает собирать эксплицитные воспоминания, позволяющие нам узнавать себя и окружающий мир.

Теория имплицитного научения

Все эти эксперименты дали возможность Артуру Реберу в 1993 году сформулировать теорию имплицитного научения. В ней он предполагает, что в психике человека существует две системы, которые по-разному усваивают информацию:

  • имплицитная — это древняя, более сложная система, которая действует в обход сознания;
  • эксплицитная — эволюционно более молодая, которая позволяет сознательно систематизировать и вербально передавать знания другим.

Если человек попадает в аварию, он может потерять способность запоминать и удерживать в памяти даже простые последовательности чисел. Однако при этом сохраняется имплицитное научение, при котором он может осваивать новые навыки.

Влияние стресса

При чрезмерном стрессе выработка гормона кортизола ведет к подавлению развития гиппокампа и его нормальной работы. Согласно ряду еще не опубликованных исследований, дети, которые первые годы жизни провели в приютах, имеют ряд особенностей, связанных с чрезмерным стрессом, обусловленным жесткой, непредсказуемой и иногда пренебрежительной обстановкой в таких учреждениях. Так, например, у них отмечают увеличенное миндалевидное тело и иногда уменьшенный гиппокамп.

Степень увеличения миндалевидного тела соответствует уровню эмоционального замешательства, испытываемого детьми, когда им показали фотографии людей с негативными выражениями лица. Кроме того, на увеличенное миндалевидное тело указывала сниженная концентрация внимания на глазах при просмотре изображений. Таким образом, механизм стресса работал следующим образом:

стресс от неблагоприятных условий среды — ускоренный рост миндалевидного тела — повышенная эмоциональная реактивность на лица с отрицательными эмоциями и сниженное восприятие черт лица

Предположительно в результате неблагоприятной ситуации у детей возникали трудности с эмоциональной регуляцией, с самоорганизацией в социальной обстановке и с восприятием лиц. Дети, которые росли в семьях, при просмотре фотографий лиц задействовали кортикальные участки (включая кору верхней височной доли и латеральную затылочно-височную извилину, отвечающую за знания и опыт). А дети из детских домов не задействовали выше расположенные участки. Вместо этого у них происходила стимуляция миндалевидного тела и других подкорковых участков. Следовательно, имплицитная и эксплицитная память опыта обусловлена первыми годами жизни.

Имплицитное научение: история возникновения термина

Как вообще возникли термины имплицитное и эксплицитное научение? Их предложил когнитивный психолог Артур Ребер, который в 60-е годы XX века начал изучать бессознательные психологические механизмы, позволяющие человеку усваивать большие объёмы информации.

Для этого учёный провёл серию экспериментов, которые якобы позволяли изучать возможности памяти. В них Артур Ребер просил участников запоминать серии случайных символов. После он объяснял, что это искусственный язык и все фразы подчиняются определённым законам. А на последнем этапе исследования участникам показывали ряд новых символов и просили указать, какие из них соответствуют законам предыдущей последовательности, а какие нет.

Удивительно, но большинство испытуемых давали верные ответы и не могли объяснить, как именно они это делают. Эти результаты позволили учёному прийти к выводу, что человеческий мозг может усваивать знания без прямого участия сознания.

Без практики теория мертва

Вездесущие психологи, прекрасно знающие плюсы и минусы имплицитного и эксплицитного мышления, свое резюме по этому поводу высказали однозначное: оба вида обладают мощной силой и становятся полезным инструментом для своих хозяек. Твоя задача, узнав, к какому типу относится твоя скрытая, не всегда подвластная приказам мозговая деятельность, сделать ее послушной служанкой в решении жизненных задач, исполнении любых чаяний и желаний. 

Признаки имплицитного мышления:

  • стройная логика умозаключений – слабое звено и непопулярный инструмент;
  • последовательность выводов хромает;
  • заигрывание с образами, субъективизм в оценке картинок;
  • развитая интуиция, так называемая чуйка;
  • фрагментарное, яркое выхватывание основной сути в ущерб деталям;
  • слепое поклонение иррациональному.

Основы эксплицитного мышления:

  • скрупулезный контроль за мыслительными процессами;
  • объективное восприятие действительности;
  • умение работать в режиме многозадачности без ущерба для организма;
  • молниеносное реагирование на новости, события, факты;
  • умение детализировать данные и проникать в «сердце» нюансов;
  • просчет всех вариаций, итогов, выводов на основе разных вероятностей исхода действий;
  • приверженность догматизму.  

Массивы памяти в обоих случаях создаются надежные, но механизмы сохранения сведений используются разные. Не обижена и логика, но в случае приоритета имплицитного способа познания мира – она покорная служанка, а в случае эксплицитного – госпожа.

Идеальный формат мышления – тесная дружба или хотя бы сотрудничество implicite (скрытого) и explicite (явного), но матушка природа распорядилась в этом деле по-своему. Рука о руку 2 типа мышления в голове человека, увы, не шествуют по жизни. Развивать второй тип для компании данному тебе от природы, зная его тонкости – можно, заставить стать преобладающим – не в твоих силах и даже не в компетентности опытного психолога.

Процессуальная память и совесть

Процедурная память имеет сложные отношения с сознанием. Традиционно мы называем этот тип памяти бессознательной, не требующей усилий..

Тем не менее, экспериментальные исследования показали, что активация нейронов происходит до сознательного планирования движения, которое будет иметь место..

То есть сознательное желание выполнить движение на самом деле является «иллюзией». Фактически, согласно различным исследованиям, иногда «знание» о наших автоматических движениях может отрицательно повлиять на выполнение задачи..

Таким образом, когда мы осознаем нашу последовательность движений, мы иногда ухудшаем производительность и совершаем больше ошибок. По этой причине многие авторы подчеркивают прежде всего, что процедурная память, когда она уже хорошо установлена, не требует внимания или контроля за своими действиями, чтобы делать их хорошо.  

ссылки

  1. Ashby, F.G., Turner, B.O. & Horvitz, J.C. (2010). Вклад корковых и базальных ганглиев в привычку к обучению и автоматизму. Тенденции в когнитивных науках, 14 (5), 208-215.
  2. Бойд Л.А., Эдвардс Д.Д., Сиенгускон С.С., Видони Е.Д., Вессель Б.Д., Линсделл М.А. (2009). Последовательное опрокидывание двигателя нарушается ударом базальных ганглиев. Нейробиология обучения и памяти, 35-44.
  3. Carrillo-Mora, P. (2010). Системы памяти: исторический обзор, классификация и современные концепции. Первая часть: история, таксономия памяти, системы долговременной памяти: семантическая память. Психическое здоровье, 33 (1), 85-93.
  4. ДЕКЛАРАТИВНАЯ (ЯВНАЯ) И ПРОЦЕДУРНАЯ (ЯВНАЯ) ПАМЯТЬ. (2010). Получено из человеческой памяти: human-memory.net.
  5. Diekelmann, S. & Born, J. (2010). Функция памяти сна. Nature Reviews Neuroscience, 11 (2), 114-126.
  6. Eichenbaum, H. (2003). Когнитивная неврология памяти. Барселона: Ариэль.
  7. Браун, Е. М. и Моралес, Дж. А. П. (2012). Основы обучения и языка (т. 247). Редакция Uoc.
  8. Miyachi, S. et al. (2002) Дифференциальная активация стриональных нейронов обезьян на ранней и поздней стадиях процессуального обучения. Эксп. Мозг Рез. 146, 122-126.
  9. Процедурная память. (Н.Д.). Получено 12 января 2017 г. из Википедии.

Имплицитное научение в образовании

Самый большой вопрос — как использовать имплицитное научение в образовании? Эксперименты, которых пока было не так много, показывают, что обучение имплицитным способом ненамного эффективнее, чем сознательное. Это объясняется невозможностью контролировать процессы.

Так что в таких сложных вопросах, как подготовка к экзаменам или защита диплома, лучше отдавать предпочтение сознательному обучению и систематической учёбе. Но и не брезговать класть конспекты под подушку на ночь или слушать во сне записанные лекции. Возможно, так наше сознание и бессознательное лучше справятся с поставленными задачами.

Строгая теория с нотками пикантности

Ты будешь удивлена, но имплицитными и эксплицитными бывают не только логика, стиль мышления, но и память отдельно взятого индивидуума и целых сообществ «братьев по разуму». Тут самое время дать некоторые пояснения:

Имплицитное научение

эксплицитный: латинские корни explicitum – «явно выраженный», «развернутый», французская смысловая основа explicite – однозначно «явный». Мы сразу с тобой можем сделать вывод, что зерно термина для логики, мышления и памяти – их простота и понятность всем и каждому, «подводные камни» таинства отсутствуют.

Вспомни школьных преподавателей, которые смогли оставить след в душе и в сердце. Строгого математика или физика, объясняющего законы механики, электричества, тригонометрии с помощью изящно выстроенной логики. Доказательства теоремы, которые не вызывают сомнений, четкие цепочки производных и интегралов, немного скучно, но давно продуманно «до костей».

Все на этих уроках было эксплицитнои иногда утомительно камерно, если ты конечно не яростная поклонница точных наук. Фанаты стройных теорий не зря выбирают своей профессией математику и производные от нее науки, в них все базируется на логическом каркасе, последовательно извлекается одно из другого. Структура восприятия предмета и явлений здесь должна быть четкой.

С фантазийными идеями и головокружительными полетами мыслей, это, пожалуйста, милости просим, на урок литературы с замысловатыми сюжетами и характерными героями. Подойдет для загадок и скрытности география с ее местами, где не ступала нога человека. Порадует предположительным, скрытым биология, где не знаешь, как поведет себя в домашних условиях, найденный в лесу и самонадеянно привезенный в квартиру ежик и будут ли балованные панды размножаться в неволе.

Припомни немного взбалмошного учителя астрономии, вечно пытающегося рассказать о кольцах Сатурна и горячем нраве Венеры, температура на поверхности этой самой горячей планеты составляет 462 град. С. Все одни только домыслы, все в стадии подразумевания. Ну, кто там бывал?

Еще аристократичная, элегантная преподавательница французского языка, с вечным выговором «в нос», немного интимно и колдовски привлекательная со своими восторгами о Париже, Золя, Монмартре. Где столица Франции, а где в данный момент ты, все неразвернутое, не подтвержденное личным опытом, то есть пока совершенно имплицитно — скрыто от твоих глаз, невнятно, не потрогать руками.   

Пикантность игры с понятиями «имплицитный» и «эксплицитный» заключается не только в том, что оба слова относятся к категории трудно выговариваемых вариантов. В приватный словарный запас складывать не очень-то и хочется, вздумается козырнуть в компании, можешь и не воспроизвести филигранно без подготовки.


Giphy

И все-таки иметь представление, что это, да как применять – нелишнее усилие, тем более уже без нас с тобой сложилось так, что разные науки растащили, да припрятали указанные термины в свои кладовые.  

Лингвистический анализ русского правового законодательства в отношении экологии

Постепенно в правовом законодательстве России создаются и вступают в силу законы, направленные на улучшение экологической ситуации. Но так как эта деятельность толкуется развернуто, то у самих юристов и у тех, кто должен выполнять закон, нет четких критериев, не выработана привычка беспрекословного подчинения закону. Распространена и такая ситуация, когда люди хотят и соблюсти законы, и удовлетворить свои интересы, то есть прибегают к полумерам. Некоторые законы допускают двойное толкование, предполагают лазейку, что приводит к недобросовестному их выполнению или же нормы закона не выполняются вообще.

«Природопользование, охрана окружающей природной среды и экологическая безопасность порождают в обществе определенные права и ответственность физических и юридических лиц. Эколого-правовая ответственность возникает в связи с неисполнением требований соответствующих норм права, т.е. связи с правонарушением, и является видом государственного принуждения по отношению к физическим, должностным и юридическим лицам» (Анохин 2004, с. 17).

Состояние окружающей среды серьезно ухудшилось в последние десятилетия, и возникла необходимость в создании государственной Экологической доктрины. В ней констатируется: «Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосфер, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды» (Вестник экологического образования в России 2003, с.4).

Право населения на благоприятную окружающую среду в Российском законодательстве определено как элемент правового статуса личности, «составляет важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды» (Васильева 2005, с. 19).

Однако в свете ряда сложившихся обстоятельств это право в России не реализуется в должной мере. Во вступительном слове на заседании президиума Государственного совета РФ Президент РФ В.В.Путин сказал: «Необходимо серьезно обновить и упорядочить законодательную базу. У нас сложилась парадоксальная ситуация — фактически отсутствуют правовые механизмы, которые позволяют компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности. Во многом поэтому мы сталкиваемся с хроническим дефицитом средств на экологические программы. А предприятия практически не несут ответственность за ущерб окружающей среде. И не заинтересованы вкладывать деньги в природоохранные мероприятия» (Вестник экологического образования в России 2003, с.З).

Становится очевидным, что необходима большая работа по изменению указанного положения дел. Она предполагает комплексные меры со стороны правоведов, экологов, глав промышленных предприятий, а также учителей, средств массовой информации и каждого гражданина России по изменению менталитета населения в целом, поскольку для нашей страны, имеющей большое количество проблем разного рода, экологические проблемы еще не стали важными и первоочередными. Их зачастую игнорируют, переводят в разряд «третьестепенных», от чего ситуация только усугубляется и, в конченом итоге, сильно страдает здоровье людей, сокращается продолжительность жизни россиян.

Есть основания считать, что филология также может внести свою лепту в улучшение экологической ситуации — в первую очередь, привлечением к ней внимания и указания на реальное положение дел с помощью анализа лингвистических и экстралингвистических показателей соблюдения или нарушения правового законодательства в экологических текстах и дискурсах. Данный анализ позволит вскрыть истинные интенции авторов таких дискурсов, которые подчас маскируются, не выражаются четко и определенно нужными словами, и поэтому нуждаются в правильной интерпретации и своего рода «срывании масок», обнажении того, что на самом деле скрывается за искусным (или, наоборот, непродуманным) нагромождением слов. Собранный и изученный нами языковой материал наглядно это демонстрирует.

Критика имплицитного научения

Однако не все учёные согласны с теорией Артура Ребера и экспериментальными выводами исследований в этой области. Так, они утверждают, что сознание всегда остаётся активным. И многие участники экспериментов по имплицитному научению отмечают, что чувствуют, что что-то знают, но не могут объяснить, что именно.

Но этот эффект «знания» можно объяснить особенностью нашего мозга — он всё хочет контролировать и понимать. Поэтому участники исследований рассказывают, какие закономерности они увидели в эксперименте. Но часто эти объяснения совершенно не соответствуют реальным законам, которые предполагали авторы.

Такой эффект называют когнитивными искажениями. В этом случае человек подгоняет факты под свою теорию, которая может никак не соотноситься с реальностью. Исследованием подобных искажений занимался израильско-американский психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман.

Исследования и выводы Даниэля Канемана в области когнитивных искажений можно почитать в его книге, которая стала всемирным бестселлером «Думай медленно… Решай быстро».

Имплицитное научение и сознание

Самая интересная характеристика имплицитного научения — это отсутствие сознательного контроля со стороны обучающегося. Наоборот, если человек начинает включать мышление и пытается понять закономерности — результаты экспериментов становятся хуже.

Это как попросить канатоходца, задуматься, о том, что ему помогает ходить на высоте и не падать. Подобный эксперимент может закончиться для него сломанной шеей. Ведь канатоходцы полностью концентрируются в процессе и ни о чём другом не думают. Это может только помешать процессу.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Кадр из фильма «Прогулка»

Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения

Интересно, что в настоящее время появляются исследования, которые изучают имплицитное научение в самых разных сферах. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете провели эксперимент, который помог доказать, что можно даже «научить» испытуемых воспринимать внешность других людей, введя неявную закономерность.

Этот эксперимент назывался «Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения». В нём молодым мужчинам предъявляли фотографии студенток, которые предоставили два снимка: с распущенными волосами и с забранными в хвост. При этом испытуемым не только показывали фото, но и ставили предварительные оценки. Девушки с распущенными волосами получали выше пяти баллов, а с хвостом — пять и ниже.

Восприятию внешности тоже можно «обучать»

В конце эксперимента сами участники должны были оценить фотографии девушек по привлекательности. Они не заметили закономерности между причёской и привлекательностью, а оценки поставили, опираясь именно на навязанную экспериментаторами шкалу. И это сработало даже несмотря на то, что некоторым участникам первоначальные оценки казались неадекватными.

Эксперименты, которые показывают, что люди склонны приписывать положительные черты тем, кто кажется нам более привлекательными, также являются следствием гало-эффекта от имплицитного научения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: