Определение понятия интегративный подход в психологии с примерами

Кому подходит интегрированное обучение

Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.

Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.

Внешние условия Внутренние условия
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу ребёнок психологически готов к школе
есть условия и среда для интегрированного обучения  

Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.

Факторы, способствующие развитию интегративного подхода в психологии

Заметь, что все больше психологов начинают использовать именно интегративный подход в своей профессиональной деятельности. А способствуют этому нижеперечисленные факторы:

  • Распространение бесчисленных методов и форм психотерапии, которые затрудняют выбор, а также их исследование и применение на практике;
  • Не все психотерапевтические направления подходят для конкретных клиентов;
  • Поиск общих основных процессов, являющихся характерными для всех методов психотерапии, и постепенное признание особенности, что разные методы могут иметь больше сходств, чем различий;

Интегративный подход в психологии

  • Приблизительно одинаковая действенность сеансов независимо от методов психотерапии;
  • Социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности профессиональной деятельности психолога;
  • Учет специалистом индивидуальных психологических особенностей личности клиента, а не собственных теоретических знаний.

Основные психологические теории личности

Психодинамический подход – это подход к исследованию личности человека, который был разработан З. Фрейдом.

В соответствии с данным подходом человек представляется в виде существа, которое имеет управляемую динамику и неосознанные влечения, в то время как личность рассматривается как устойчивое «Я» человека, имеющее определенную структуру.

Структура личности по З. Фрейду: «Оно» – «Я» (эго). При этом «Оно» представляет собой вместилище инстинктивных влечений, которые подчиняются принципу удовольствия. «Эго» – это центральная инстанция саморегуляции, которая основана на принципе реальности.

Психодинамический подход З. Фрейда занимает особое место в современной психологии, на основании данного подхода разработаны многие теории, последователями Фрейда.

Готовые работы на аналогичную тему

Поведенческий подход – это подход, основателями которого являются Дж. Уотсон, И. П. Павлов и Б. Скиннер, трактующие личность как совокупность внутренних переживаний и набора поведенческих стереотипов.

В соответствии с поведенческим подходом в природу личности входят такие составные элементы как творчество, воля, достоинства и свобода. Личность понимается как определенный поведенческий репертуар, который соответствует определенному набору жизненных обстоятельств. При этом человеческое поведение представляет собой лишь функцию, являющуюся производной от конкретных социальных условий, в которых живет и развивается человек. Качества самой личности представляют собой набор продуктов социального подкрепления в рамках определенных социальных обстоятельств.

Деятельностный подход – это подход, разработанный в 30-е годы рядом советских ученых (Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым), и отличающийся от поведенческого подхода некоторыми принципиальными моментами.

Основные отличия деятельностного подхода:

Таким образом, деятельностный подход рассматривает личность как совокупность биологических компонентов человека, его жизненного и практического опыта, а также направленности.

Когнитивный подход – это подход, который в психологии представлен теорией личностных конструкторов (автор Дж. Келли), факторной теорией черт личности (автор Р. Кэттел), факторной теорией личностных типов (автор Г. Айзенк) и некоторыми иными теориями.

В рамках когнитивного подхода личность рассматривается с точки зрения логического размышления о предназначении человека, особенностей картины миры каждого человека и процедуры измерения психических черт личности.

Когнитивная теория личности исходит из того, что личность каждого человека является динамичной сущностью, которая развивается на протяжении всей жизнедеятельности. Основными элементами личности, оказывающими непосредственное влияние на ее развитие, являются:

Таким образом, в рамках когнитивного подхода к пониманию личности, она рассматривается как поведение человека в определенных жизненных условиях, совокупности правил, которым подчиняются люди на протяжении всей своей жизни.

Экзистенционально-трансперсональный (гуманистический подход) – это подход, который представляет собой анализ и понимание личности исходя из того, что в каждом человеке заложена потребность в собственном личностном развитии, раскрытии своего потенциала и способностей, стремление к определенному идеалу.

Основателем гуманистического подхода является Абрахам Маслоу, которым впервые было введено понятие «самоактуализации» личности, используемое для всесторонней характеристики личности человека.

Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами:

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни.

Модели интегрированного обучения

Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:

  • постоянная полная интеграция;
  • постоянная, но неполная интеграция;
  • частичная интеграция;
  • временная интеграция;
  • эпизодическая интеграция;
  • комбинированная интеграция.

Постоянная полная интеграция

При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:

  • уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
  • в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.

Постоянная, но неполная интеграция

Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.

Частичная интеграция

В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.

Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации 

Временная интеграция

В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.

Эпизодическая интеграция

Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.

Комбинированная интеграция

Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.

Список литературы

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1993.

2. Александров А. А. Проблемы интегративной психотерапии. В кн.: Психология и психотерапия. СПб., 2002.

3. Введение в психологию. Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

4. Карвасарский Б. Д. Интегративные аспекты психотерапии: основные понятия и перспективы развития. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии. Л., 1992.

5. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998.

6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

7. Ташлыков В. А. Общие факторы психотерапии как одна из предпосылок интегративной психотерапии. В кн.: Интегративные аспекты современной психотерапии, СПб., 1992.

8. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ и др., 2004.

Расписание тренингов и семинаров10

1 октября
Суббота

Ретрит «Сила Рода» на Алтае

 
Подать заявку

8 дней
Горный Алтай

Лилия Ерзунова

23 сентября
Пятница,
19:00

Трансформационная игра «Тамболия»

 
Подать заявку

3–4 часа
Санкт-Петербург

Курманова Валерия Валерьевна (Санкт-Петербург)
Мариф Алиев
(Санкт-Петербург)

24 сентября
Суббота,
11:00

Холотропное дыхание. Глубокий терапевтический тренинг

 
Подать заявку

2 дня по 10 часов
Санкт-Петербург

Курманова Валерия Валерьевна (Санкт-Петербург)
Мариф Алиев
(Санкт-Петербург)

25 сентября
Воскресенье,
12:00

Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков

Узнать подробности

3 часа
Москва

Любовь Тихомирова

21 октября
Пятница,
18:00

Семинар-тренинг по работе с травмой в интегративном подходе «Бегом в безопасное место»

 
Подать заявку

2,5 дня
Москва

Челябинское отделение ППЛ (Челябинск)
Мария Дёмина
(Челябинск)
Елена Филинкова
(Челябинск)

21 октября
Пятница,
19:00

Трансперсональный телесно-голосовой психотерапевтический тренинг «Право голоса». Модуль 1

 
Подать заявку

2,5 дня
Москва

Институт «Лонир»
Надежда Геннадьевна Никитина
Ирина Владимировна Борисевич

23 октября
Воскресенье,
12:00

Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков

Узнать подробности

3 часа
Москва

Любовь Тихомирова

29 октября
Суббота,
10:00

Программа повышения квалификации «Перинатальная психология. Сознательное родительство»

Узнать подробности

8 модулей программы по сб/вс
Zoom

Международный институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии
Екатерина Ракитина

20 ноября
Воскресенье,
12:00

Полевая расстановочная диагностика для помогающих практиков. Онлайн

Узнать подробности

3 часа
Москва

Любовь Тихомирова

Плюсы и минусы интегрированного обучения

Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.

Плюсы интегрированного обучения

  • развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
  • помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
  • возможность не замыкаться в проблемах;
  • развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
  • формирование толерантной культуры.

Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе

Минусы интегрированного обучения

  • ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
  • недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
  • риск травли со стороны других учеников;
  • сложно подготовить нужных специалистов;
  • необходимо перестраивать всю систему образования.

Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.

Литература

  1. Аверин, В. А. (1997) Психология в структуре высшего медицинского образования. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., СПбГУ, 322 с.
  2. Аверин, В. А. (2015) Объяснительные принципы психологии развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 1, с. 18–26.
  3. Аверин, В. А. (2017) Цельность личности — субъективный фактор успешной деятельности человека. В кн.: Е. Ю. Коржова (ред.). Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 68–87.
  4. Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 339 с.
  5. Ананьев, Б. Г. (1999) Некоторые черты психологической структуры личности. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология личности: в 2 т. Т. 2: Отечественная психология. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», с. 73–85.
  6. Асмолов, А. Г. (1996) Историко-эволюционный подход в психологии личности. Диссертация в виде научного доклада на соискание степени доктора психологических наук. М., МГУ им. М. В. Ломоносова.
  7. Бауэр, Э. С. (1935) Теоретическая биология. М.; Л.: Изд-во ВИЭМ, 206 с
  8. Выготский, Л. С. (1984) Орудие и знак в развитии ребенка. В кн.: Л. С. Выготский. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, с. 5–90.
  9. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. (1992) Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным. Вопросы философии, № 12, с. 3–20.
  10. Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д. (2012) Методологические основы психологии. 2-е изд. М.: Юрайт, 483 с.
  11. Крылов, А. А. (ред.). (2004). Психология. 2-е изд. М.: Проспект, 743 с.
  12. Мерлин, В. С. (1986) Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 253 с.
  13. Митькин, А. А. (1997) На пути к системной психологии развития. Психологический журнал, т. 18, № 3, с. 3–12.
  14. Панфёров, В. Н. (2017) Методология интегрального синтеза психологического познания человека (110-летию со дня рождения Б. Г. Ананьева посвящается). В кн.: Е. Ю. Коржова (ред.). Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 11–30.
  15. Панфёров, В. Н., Безгодова, С. А. (2015) Методология интегрального синтеза в психологической науке. Психологический журнал, т. 36, № 1, с. 20–33.
  16. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1998) Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 525 с.
  17. Прохоров, А. М. (ред.). (1983) Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1600 с.
  18. Рудкевич, Л. А. (2001) Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 50 с.
  19. Сергиенко, Е. А. (2012) Принципы психологии развития: современный взгляд. Психологические исследования, т. 5, №24, статья 1. . URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/711-sergienko24. html (дата обращения 27.06.2019).
  20. Тейяр де Шарден, П. (1965) Феномен человека. М.: Прогресс, 296 с.
  21. Ухтомский, А. А. (1950) Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1: Учение о доминанте. Л.: Изд-во ЛГУ, 330 с.
  22. Франкл, В. (1990) Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 366 с.
  23. Чуприкова, Н. И. (1997) Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: Столетие, 478 с.
  24. Шмальгаузен, И. И. (1983) Пути и закономерности эволюционного процесса: Избранные труды. М.: Наука, 360 с.
  25. Юревич, А. В. (2005) Психология и методология. М.: Институт психологии РАН, 310 с.

Консультации и услуги17

С 24 июля по 31 июля 2017 г. Время консультации — от 40 минут до 2,5 часов.

Психологическое консультирование «На салфетках»

Москва

  Подать заявку

Услуга

Помощь в решении сексологических и психологических проблем

Москва

  Скидка 300Р

Вторник, четверг, суббота с 11:00 до 20:00. 10 сеансов по 1 часу.

Программа психотерапии «Бросаю пить!»

Москва

  Подать заявку

Ирина Ивановна Хажилина

60 мин

Психолог. Консультации и тренинги

Онлайн

  Скидка 150Р

Творческая мастерская психолога Марианны Березиной
Марианна Вольдемаровна Березина

60 минут

Приглашаю на индивидуальные консультации очно и онлайн. Телесно-ориентированная психотерапия

Москва

  Подать заявку

60 минут.

Консультации «Профессиональное повышение качества Вашей жизни»

Москва

  Скидка 200Р

Услуга

Психолог онлайн — Индивидуальное консультирование, сопровождение

Онлайн

  Подать заявку

Проводятся каждую пятницу с 10:00 до 20:00 (6, 13, 20, 27 сентября 2019 г.). Одно занятие длится один академический час (45 минут).

Сеанс Музыкально-интегральной терапии

Химки

  Скидка 100Р

Динара Заповедная

1 час/

Как исправить ошибки прошлого? Коррекция личной истории. Психотехника по методике Б. Моносова

Москва

  Подать заявку

60 минут

Психолог онлайн Татьяна Тимошина взрослым и детям от 7 лет

Онлайн

  Скидка 500Р

Услуга

Трансперсональная Регрессионная Терапия. Глубинное исцеление сложных проблем

Москва

  Подать заявку

Европейский центр Трансперсональной Регрессионной Терапии

3 занятия по 1 часу

Скорая помощь мини-программа выхода из кризисных ситуаций

Москва

  Подать заявку

Услуга

Консультации клинического психолога

Онлайн

  Подать заявку

Услуга

Индивидуальная и групповая психотерапия

Москва

  Подать заявку

Юлия Николаевна Евсюкова

Вторник, четверг, суббота с 11:00 до 20:00. 10 встреч по 1 часу.

Программа психотерапии «Нет панике и страхам!»

Москва

  Подать заявку

Ирина Ивановна Хажилина

50 мин

Помощь психолога. Строим здоровые отношения и укрепляем личные границы

Москва

  Подать заявку

1–2 часа

Психолог для женщин

Москва

  Подать заявку

Татьяна Алeшина

Услуги в других городах 45

Как применяют бихевиористский подход в обучении

Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма.

Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.

Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления

Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.

Многие стратегии бихевиористской психологии продолжают активно использоваться в обучении до сих пор. Например, всем известны примеры положительного подкрепления, когда нужное поведение и достигнутые результаты поощряются, а за нежелательными действиями часто следует наказание: плохая оценка, запись в дневнике и так далее.


Фото: teh_z1b / Shutterstock

Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Как работает интегративный подход?

Ядром интегративного подхода выступает принцип целостности, который подразумевает понимание психики, как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и новые формы организации.

То есть психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно-структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания.

Интегративный подход в психологии принимает во внимание многие подходы к человеческому функционированию, разработанные психологической наукой: психодинамический, клиентцентрированный, поведенческий, семейной психотерапии, гештальт-психотерапии, телесно-ориентированной психотерапии, теории объектных отношений и психоаналитической психологии, транзактный анализ. Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими

Каждый подход предоставляет ценное объяснение психологической функции и поведения, и каждый усиливается в выборочной интеграции с другими.

Тебе наверное интересен алгоритм действий психолога с клиентом, использующего интегрированный подход. Он выглядит следующим образом:

Рефлексия актуального состояния, которая подразумевает осознание проблемной ситуации человека и факторов, определяющих это состояние;

  • Присоединение и эмоционально-чувственное вживание в проблему, воспроизведение ее специалистом в собственном сознании и рефлексия собственных переживаний; бывает очень полезно дать клиенту обратную связь по поводу своих переживаний;
  • Постановка общей цели психокоррекционной работы, сообщение клиенту своего понимания ситуации и возможности интерпретации состояния клиента с точки зрения этой концепции. Доведение до клиента информации о применяемых психологических технологиях и их эффектах;
  • Помощь клиенту в осознании своих новых переживаний и возможностей и конструктивном использовании их в повседневной жизни (интеграция личностью нового опыта);
  • Организация отслеживания пациента в социуме и гарантированная поддержка после окончания цикла психокоррекционного взаимодействия.

Как ты понимаешь, при использовании интегративного подхода психотерапия проходит более эффективно, а именно:

  • Нормализуется психоэмоциональное состояние: снимается эмоциональное выгорание, тревога и напряжение уходят, появляются спокойствие на душе и расслабленность в теле;
  • Решаются и психосоматические проблемы: уходят панические атаки, неврозы, вегетососудистая дистония, нормализуется давление (давление повышается, когда проблемы давят, проблемы решаются — давление нормализуется), снимаются головные боли и боли неврогенного характера, исчезают кожные проявления, исчезают сложности в интимной жизни, физическое здоровье восстанавливается и укрепляется;
  • Восстанавливаются и гармонизируются детско-родительские и супружеские отношения, а также межличностные отношения в коллективе;
  • Нормализуется и улучшается трудовая деятельность, карьера, финансовое состояние, то есть в целом меняется качество жизни.

Заключение

При обсуждении проблемы эклектики и интеграции методов оказания психологической помощи можно говорить о том, что в настоящее время это приобретает более широкий круг поклонников. Многие психологи обращаются к эклектической психотерапии для максимально эффективной работы с клиентом.

На ранних этапах возникновения эклектики в психотерапии, она вызывала подозрения. Часто так оправдывали непрофессионализм, некомпетентность и неосознанность, из за чего эклектический подход приобрел плохую репутацию. Однако с течением времени все изменилось, и сейчас данное направление достаточно популярно среди психологов и психотерапевтов. Многие профессионалы не найдя ответов в одной школе переходят в другую забирая с собой знания и наработанные техники и интегрируя их уже в новом направлении.

Однако стоит помнить о плюсах и минусах данных подходов.

Если говорить о плюсах, то можно выделить: индивидуальный подход, возможность следить за новыми тенденциями, богатство выбора.

Также можно столкнуться с такими недостатками: 1).Недостаток профессионализма; 2).

Внутренние противоречия; 3).

Риски при долгосрочной работе с одним запросом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: