Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях. часть 2

Индивидуальные доказательства

  1. Зигмунд Фрейд: Будущие возможности психоаналитической терапии. В кн . : Собрание сочинений . Фишер, Франкфурт / М. 1910, Vol. VIII, pp. 104-115.
  2. Зигмунд Фрейд: О динамике передачи. В кн . : Собрание сочинений . Фишер, Франкфурт / М. 1912 г., том VIII, стр. 364–374.
  3. Паула Хейманн: О контрпереносе. В: Международный журнал психоанализа . Т. 31, 1950, стр. 81-84.
  4. Генрих Ракер: Перенос и контрперенос. Эрнст Райнхардт, Мюнхен, 1970.
  5. Майкл Лукас Мёллер: Контрперенос в групповом анализе , в: Arbeitshefte Gruppenanalyse 2/96 , Münster 1997, ISBN 3-930405-60-1 , стр. 40–73.
  6. Thure von Uexkull; Психосоматическая медицина ; Мюнхен 1998; Стр. 513-515 / Герд Рудольф; Психосоматическая медицина и психосоматическая медицина ; Штутгарт 2000; Стр. 352ff / Клаус Дёрнер, Урсула Плог; Человеку свойственно ошибаться ; Бонн 1996; С. 287–322 / Карл Кениг; Контрперенос и личность психотерапевта ; Франкфурт а. М. 2010; С. 166–216 / Бернхард Шлаге; Грудь Бланш Виттманн и высокое кровяное давление в медицине в: журнал «Energie & Character» № 35/2011; CH-Buehler; С. 67–77 / Полная версия статьи: Введение в особенности процесса передачи при психосоматических заболеваниях.
    Укороченная версия психосоматической статьи Blanche Wittmanns Busen … опубликована в журнале ассоциации Немецкого общества альтернативной медицины / DGAM, декабрь 2011 г. Профессиональная ассоциация немецких психологов ; Психическое здоровье на работе в Германии; Берлин 2008 г .; Стр. 31-36.
  7. ср. Хайнер Хирблингер, Введение в школьное психоаналитическое образование , Вюрцбург: Königshausen & Neumann, 2001.
  8. Жорж Деверо, Беспокойство и метод в поведенческих науках , Франкфурт-на-Майне, Берлин, Вена: Ullstein 1976.

Что такое перенос и контрперенос в психологии

В психологии перенос рассматривают с еще одной точки зрения: как феномен в отношениях клиента и психолога. Придя на сеанс психотерапии, клиент пытается и с психологом выстроить взаимодействие по шаблону из прошлого. И это неплохо, так как специалист может противостоять этому и помочь клиенту осознать скрытые проблемы, разобраться в подсознании и прошлом.

Особенности переноса чувств в психологии на консультациях:

  1. Ошибочность суждений клиента. Он приписывает психологу те качества, которыми он на самом деле не обладает. Он приписывает качества других людей, из другой ситуации, времени и условий. Однако среди них встречается и реальное отношение клиента к психологу. Задача специалиста – отделить ложные суждения в рамках переноса от реального отношения.
  2. Амбивалентность. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, если клиент идеализирует образ матери, вспоминает ее как любящую, понимающую, ласковую, умную и т.д., то и психолога он воспринимает как сильного, доброго человека, которому можно довериться. Если клиент помнит свою мать как авторитарную и грубую женщину, ему всю жизнь приходилось обороняться, то и в отношении психолога он будет настроен враждебно. В некоторых случаях психотерапия становится невозможной. Нередко клиенты влюбляются в своих психологов, это пример положительного переноса. А иногда они ненавидят их и готовы убить, это пример отрицательного переноса. Так или иначе, все чувства клиента заслуживают проработки и обсуждения, но глубину обсуждения выбирает психолог в зависимости от ситуации.
  3. Подходящие условия. Психолог должен придерживаться нейтральной, беспристрастной позиции. Он не должен выдвигать оценочных суждений, прививать клиенту свою систему ценностей, делиться своими эмоциями и переживаниями. Чем нейтральнее атмосфера, тем быстрее и сильнее проявится перенос.
  4. Бессознательность. Перенос никогда не осознается клиентом. Он осознает, какие чувства испытывает, но он не понимает, что это реакции на кого-то из прошлого. Задача психолога – помочь осознать перенос.
  5. Все проблемы родом из детства. Чаще всего и проще всего перенос возникает там, где есть нерешенный конфликт из детства.

Без переноса нельзя докопаться до истины, помочь клиенту справиться с проблемами. Однако успех мероприятия зависит от профессионализма психолога

Важно, чтобы он не поддался феномену контрпереноса. Перенос и контрперенос в психологии часто идут рука об руку

Контрперенос – это перенос психологом своих жизненных трудностей, конфликтов, травм в отношения с клиентом, если тот затрагивает болезненные темы. Контрперенос возникает в ответ на перенос клиента или сам по себе. Некоторые психологи считают, что консультирование невозможно без контрпереноса. Другие психологи уверены, что это результат непрофессионализма консультанта и показатель того, что ему самому нужно сначала разобраться в себе.

Причины контрпереноса как феномена в психологическом консультировании:

  1. Желание консультанта понравиться клиенту, быть принятым, получить хорошую оценку.
  2. Страх, что клиент не придет на консультацию, оставит плохой отзыв, подумает о консультанте что-то плохое.
  3. Сексуальное влечение к клиенту, эротические фантазии с его участием.
  4. Внутренние конфликты, нерешенные проблемы, которые заставляют бурно реагировать на клиентов, которые пробуждают в консультанте чувства, связанные с конфликтами.
  5. Желание быть «пророком», наставлять клиентов, учить жизни, давать советы.

Анализ причин подтверждает, что контрпереносу подвержены начинающие, неопытные психологи. Однако вместе с ними в группу риска попадают люди в состоянии профессионального выгорания, истощения.

Таким образом, при контрпереносе психолог проецирует свои проблемы на информацию, полученную от клиента. Например, клиент рассказывает, что недавно у него погиб домашний питомец, и теперь человек не хочет жить. А консультант в ответ выдает: «А у меня сын умер пять лет назад, я же как-то живу».

Вопрос о том, приемлем ли контрперенос, до сих пор остается открытым. Пока исследователи сошлись на том, что если специалист может контролировать свои реакции, внутренние конфликты не влияют на его слова и действия, не мешают объективной оценке, то можно не придавать особого значения контрпереносу. Если же внутренние переживания психолога вырываются наружу, то специалист должен отойти от работы и обратиться к коллегам со своими проблемами. То есть в нашем примере консультанту нужно обратиться за помощью.

Типы переноса и контрпереноса

Современная психология включает несколько направлений для дифференцирования явления переноса и контрпереноса:

  • субъект переноса: материнский, братский, отцовский и т.д.;
  • стадия психосексуального развития: эдиповый, зависимый и др.;
  • в зависимости от того, как пациент воспринимает своего врача: нарциссический или объектный, позитивный или негативный;
  • эротический перенос – особый вид, предполагающий сексуальное влечение между психоаналитиком и пациентом.

Виды контрпереноса также описаны в работах Джиовачини. Так, исследователь выделяет два ключевых типа контрпереноса:

  • гомогенный – адекватная реакция психотерапевта на психологические патологии пациента;
  • идиосинкратический – реакция психоаналитика, обусловленная собственным жизненным опытом и индивидуальностью.

Перенос и контрперенос в психотерапии обусловливаются определенными факторами, которые могут быть связаны с личностью психоаналитика, отношениями в семье пациента, возрастом больного, пережитыми психотравмами и др. Теория психоанализа определяет механизм переноса как защитную реакцию человека на пережитые негативные эмоции, жестокое отношение, сексуальное и психологическое насилие и т.д.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Понятие контрпереноса в психологии

Фото автора cottonbro: Pexels

Контрперенос в психологии рассматривается, как эмоциональное отношение специалиста к клиенту. Контрперенос – это испытываемые чувства к клиенту в процессе терапии, реакции специалиста на психическое состояние и поведение клиента.

Концепция контрпереноса изначально была предложена Зигмундом Фрейдом в 1910 году. Он считал, что контрперенос не осознается специалистом, оказывающим психотерапевтическую помощь пациенту. Согласно определению Фрейда, в таких случаях эмоции человека, проходящего терапию, начинают влиять на эмоциональное состояние психолога, который, в свою очередь, выдает реакцию в виде контрпереноса.

Сторонники классического психоанализа считают, что контрперенос потенциально может привести к появлению сложностей, вмешаться в терапевтический процесс и нарушить взаимодействие между специалистом и клиентом. Известный психолог Карл Юнг, который сам боролся с контрпереносом указывает, что контрперенос оказывает губительное воздействие на терапию, если он останется непроработанным.

Контрперенос может проявляться по-разному и принимать различные формы, например чрезмерная откровенность со стороны психолога, неуместный интерес к деталям жизни клиента, не имеющим отношения к терапии, осуждение поведения клиента или вступление в полемику с ним.

Две клинических виньетки

Наглядным примером того, как воздействуют на аналитика реакции пациента, может служить виньетка о психотерапевтическом случае 12-летней девочки, подвергавшейся сексуальному насилию со стороны отца, которая в настоящее время живет в приемной семье. Она страдает от тревоги, вызванной навязчивыми мыслями о числах, не может контролировать свои мысли и иногда теряет связь с реальностью. Так, у нее бывают видения, что в комнате вместе с ней находится ее мать, которую она жаждет видеть и при этом злится и боится ее. Это ее чрезвычайно пугает, и она впадает в панику. Когда аналитик пытается поговорить с ней, она отвергает его попытки: «Я не хочу говорить об этом» и впадает в беспорядочную активность, принимаясь интенсивно подпрыгивать или поспешно решать сложные математические задачи. Как показывает опыт, разговор о числах повергает ее в еще большую тревогу, и ее паника растет. Аналитик буквально парализован чрезвычайно неприятным чувством. Он привык к ее интенсивной активности, но это нечто другое. У него появляется ощущение, что продолжение разговора с девочкой о ее тревоге будет вторжением в ее внутренний мир. Он превращается в насильника — подобно ее отцу с его сексуальными вторжениями в ее тело и мысли.

Racker (1957) назвал этот тип контрпереноса комплиментарным, или дополнительным контрпереносом: аналитик идентифицируется с объектом реальных внутренних объектных отношений. Альтернативным вариантом для аналитика могла быть его идентификация с самим субъектом тех же самых объектных отношений, и в таком случае наполниться психотической тревогой. Этот второй вид контпереноса Racker назвал конкордантным.

Следующая простая виньетка может служить иллюстрацией изменения в понимании контрпереноса. Аналитику сложно вовремя заканчивать сессии с пациенткой, он часто замечает, что задерживает завершение сессии на пять минут. Такое отклонение достаточно нетипично для него. При классическом взгляде на контрперенос это можно понимать как преувеличенное расположение аналитика, своего рода реактивное образование. Когда проблема идентифицирована, ему следует проанализировать проблему своей агрессии и таким образом восстановить свою аналитическую позицию.

При расширенном взгляде на контрперенос мы задаем вопрос, что лежит в основе такой реакции. Что такого получает аналитик от этой пациентки, что ему так сложно завершать сессии с ней? Слушая свои чувства, мысли и фантазии, он ищет нюансы, которые могут помочь ему понять, что происходит

Возможно, пациентка испытывает скрытую агрессию, вызванную отвержением в связи с окончанием сессии? И если это так, то почему он не выдерживает этой агрессии? Связано ли это с тем, что ее гнев — это не тот невротический вид гнева, который возникает, когда человека прерывают в некоем важном занятии, а скорее паранойяльный и, следовательно, гораздо более неприятный гнев? Другой вариант — возможно, что аналитик улавливает подспудную сепарационную тревогу пациентки. И если это так, то почему он не выдерживает ее, хотя обычно ему это удается? Вызвано ли это тем, что для этой пациентки прерывание контакта является не ограниченной, скорее невротической формой сепарационной тревоги, а чем-то страшным, бездонным и невыносимым? Как будто покинуть кабинет для этой женщины означает оказаться в пустоте, бездне; и аналитик не может выдержать ее открытости этой тревоге

Открываясь чувствам и образам, аналитик пытается войти в контакт с внутренним состоянием пациента, а его интервенции основываются на достигнутом понимании. Эта внутренняя работа может вызвать и в нем контакт со своей собственной сепарационной тревогой, а также его идентификацию с брошенным ребенком в пациентке.

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4

Следующая статья Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях. Часть 1Предыдущая статья Контрперенос и развитие представлений о психоаналитических отношениях. Часть 3

Проекция в психотерапии

Многие смотрели фильмы и читали книги о сложных отношениях между клиентом и психотерапевтом: неудержимая страсть между ними — излюбленный прием сценаристов.

В процессе психотерапии механизм проекции обретает некоторые особенности. Нередко (но не всегда!) проекция принимает форму терапевтического переноса — это такая ситуация, когда клиент переносит свою любовь или любые другие чувства на специалиста. А контрперенос — это то же самое, но со стороны терапевта, когда он испытывает некие чувства к клиенту.

Если контролировать эти явления и использовать их в терапевтических целях, они вполне считаются нормальными и зачастую приводят к глубоким инсайтам клиента. Но если оставить перенос без осознанного внимания, он приведет к большим потрясениям и ретравматизации человека.

Опытный специалист может распознать перенос и сделать его частью терапевтического процесса, не травмируя клиента. Часто людям довольно трудно признаться в чувствах к терапевту и, столкнувшись с этим, они прекращают терапию. Однако если помогающему специалисту всё же удается распознать проекцию, то терапевтический процесс обретает особую силу.

Признаки контропереноса: на что стоит обратить внимание?

Как у любого психологического феномена у контрпереноса есть признаки, по которым его можно его выявить

Если ты являешься клиентом, тебе стоит тоже обратить внимание на эти признаки и прояснить этот момент с психологом

Контрперенос в психотерапии

Признаки контрпереноса:

  • Депрессивные и тяжелые чувства в ходе и после сеансов с определенным клиентом;
  • Наплевательское отношение к клиенту: опоздания, отмена сеансов без особых причин;
  • Выраженная сонливость во время сеансов с клиентом;

Чрезмерное или недостаточное внимание к финансовым соглашениям с клиентом;
На место и время сеансов оказывает влияние клиент;
Желание вызвать у коллег и других клиентов впечатление важности данного клиента;
Чрезмерное стремление опубликовать материал или прочитать лекцию о данном клиенте;
Восхваление клиента;
Резкое отношение к клиенту;
Чувство, что клиент может сильно повлиять на репутацию или престиж специалиста;
Вступление в споры с клиентом;
Утрата контроля и негативные чувства на сеансах, если клиент что-то доказывает или спорит;
Высокая тревожность на сеансах;
Попытки помочь клиенту в его проблемах вне рамок сеансов;
Постоянное стремление снискать расположение у клиента;
Сны с данным клиентом;
Слишком сильная озабоченность в свободное время клиентом и его проблемами;
Компульсивная тенденция продолжить с клиентом работу над определенными проблемами.

Что такое паранойя и как она проявляется?

В течении паранойи выделяют две стадии. Первая стадия — подготовительная. Бредовые идеи отсутствуют, но человек становится очень подозрительным, мнительным (принимает абсолютно всё на свой счет) и недоверчивым. Человеку без медицинского образования болезнь в этот момент разглядеть не удастся.

Вторая стадия — бредовая, может протекать длительно. У параноика меняется характер, возникают и укрепляются бредовые идеи, человек становится озлобленным и агрессивным по отношению к миру.

Важно

Чрезмерная подозрительность, мнительность, недоверчивость, которые появились внезапно, могут быть симптомами душевного расстройства — паранойи.

В классическом представлении паранойя — бред преследования (в быту распространено устаревшее «мания преследования»). Паранойя в этом случае проявляется нездоровой подозрительностью, постоянным «выявлением» заговоров против себя или близких, при полном сохранении адекватности мышления в других сферах — человек легко справляется с работой и учебой, если может на них отвлечься.

Существуют другие, менее распространенные формы заболевания:

  • инволюционная — развивается у людей в возрасте 45–60 лет, характеризуется бреда «малого размаха» (например, человек считает, что близкие или соседи воруют продукты у него из холодильника);
  • бред величия — человек убежден в своей исключительности и уникальности, считает себя непревзойденным гением в работе или, например, родственником известного политика или артиста;
  • патологическая ревность — абсолютная убежденность в неверности супруга без видимых причин;
  • эротомания — бред носит эротический характер — человек считает себя чрезвычайно привлекательным, выбирает малознакомого (или незнакомого) человека в качестве объекта ухаживаний и уверен, что тот отвечает ему взаимностью, просто стесняется;
  • ипохондрия — человек считает себя неизлечимо больным, находит у себя симптомы смертельных заболеваний;
  • совестная — человек склонен к самобичеванию, у него занижена самооценка, во всех нелегких жизненных ситуациях он винит себя;
  • смешанная — сочетание нескольких форм паранойи.

Диагностика паранойи проводится врачом-психиатром. Из разговора с пациентом и с родственниками он тщательно собирает анамнез (историю жизни и заболевания), выделяет бредовую идею, которая привела к развитию синдрома паранойи. Подробный расспрос позволяет быстро провести дифференциальную диагностику и поставить диагноз, а это значит, что человек скорее поправится. Подробнее о диагностике паранойи.

Для всех форм есть общие симптомы, которые и позволяют поставить диагноз паранойи:

Враждебное отношение к окружающим.
Постоянные бредовые идеи, на которых сконцентрировано всё внимание человека.
Отсутствие связных мыслей.
Построение сложных логических цепочек из бредовых идей.
Абсолютное нежелание воспринимать критику.
Снижение критики к собственному состоянию — пациенты считают себя абсолютно здоровыми, а всех вокруг, наоборот, больными или глупыми.

Паранойя имеет общие черты с шизофренией. Отличием будут служить признаки, характерные для шизофрении и полностью отсутствующие при паранойе: апатия, снижение воли, наличие галлюцинаций. Подробнее о диагностике паранойи.

Что такое перенос и контрперенос в психологии?

Перенос – термин в психологии, обозначающий феномен бессознательного трансфера пережитых эмоций, связанных с одним человеком, совсем на другое лицо. Контрперенос — это бессознательная реакция психотерапевта на слова, эмоции, действия и перенос личности пациента.

Впервые эти термины были употреблены в работах З.Фрейда, который исследовал принципы психоанализа. По Фрейду контрперенос считается негативным фактором, препятствием на пути к полному пониманию психологом проблемы пациента. Однако, современные исследователи придерживаются кардинально противоположной точки зрения – контрперенос через сдерживание эмоциональной реакции врача способствует психологической разрядке пациента.

Эффект переноса характеризуется неадекватной реакцией на какое-то действие или событие, которое у здорового человека не вызовет особых эмоций. Подобная реакция, как правило, связана с событиями из прошлого.

В психологическом консультировании большое значение для правильной диагностики и эффективного лечения имеет ряд характеристик неадекватной реакции – повторяемость, неуместность, интенсивность, амбивалентность и стойкость.

Согласованный и дополнительный контрперенос

Контрперенос может быть двойником ( дополнением ) к переносу, а также содержать похожие ( согласованные ) чувства. Два примера из образовательной области:

  • Конкордантный контрперенос (подобная эмоциональная реакция, которая соответствует опыту другого человека): педагог чувствует, что ребенок обращается с ним так же, как с ребенком обращаются иначе (или как он чувствует, как к нему относятся).
  • Дополнительный контрперенос (противоположная эмоциональная реакция, то есть идентификация с опекуном другого человека): педагог чувствует себя в родительской роли, например, как «чрезмерно опекающая» мать или «наказывающий» отец.

Перенос

Мы говорим, что у клиента перенос тогда, когда он перестаёт видеть терапевта как терапевта и начинает (чаще неосознанно) видеть в нём фигуру матери, отца, родственника, жены, мужа, друга итд. То есть, на самом деле, чувства, которые испытывает клиент направлены на других людей (маму, папу), но клиент их переносит на терапевта. 

Так как чувства могут быть и положительными, и отрицательными, то и перенос может быть положительным и отрицательным.

Например: клиент прорабатывает в терапии отношения с отвергающей, не способной о нём позаботиться матерью. В это время у него может появиться чувство, что терапевт его не любит, не уважает, отвергает и не хочет ему помочь (хотя на самом деле его отвергала мама, а не терапевт). Это негативный перенос.

Или же: после проработки некоторых травм, клиент чувствует подъём, оживлённость, благодарность к своему терапевту и может ощущать, что терапевт – это добрая мама, которую он наконец нашёл. Клиент может как ребёнок очень сильно “влюбиться” в своего терапевта, хотеть его обнимать, целовать, прикоснуться, посидеть на ручках (как у мамы). Это положительный перенос. 

Осознавание и проговаривание процессов, связанных с переносом, помогают вытащить на поверхность те чувства, которые ранее были скрыты и недоступны. Очень упрощённо говоря: хочешь узнать, что ты на самом деле чувствуешь по отношению к своей маме – посмотри на то, что ты чувствуешь к своему терапевту. 

Перенос и контрперенос в психологии

И перенос, и контрперенос как концепции были рождены психоаналитическим течением, основанным Фрейдом. Помимо психодинамического течения, к которому принадлежит психоанализ, эти идеи учитываются в некоторых эклектических подходах, таких как гештальт-терапия, но не имеют реальной ценности для психологии, наследуя парадигмы бихевиоризма и когнитивной психологии.

Причина в том, что нет объективного способа установить, когда есть перенос или контрперенос, а когда нет. Это концепции, которые могут использоваться только для описания состояний субъективности, которые в силу того факта, что они существуют, не могут быть проверены или количественно оценены или использованы в гипотезах, которые могут быть научно подтверждены. Следовательно, эти концепции чужды современной научной психологии и, в любом случае, они являются частью истории психологии и гуманитарных наук.

Связь между переносом и контрпереносом

С одной стороны, мы можем определить контрперенос по его направлению: чувства аналитика к пациенту. С другой стороны, мы можем определить его как баланс, который служит доказательством того, что реакция человека не зависит от того, что он получает от другого человека. Таким образом, контрперенос связан с тем, что происходит в переносе, и один влияет на другой.

Следовательно, контрперенос может стать препятствием, если на него действует аналитик. Он может позволить своим чувствам по отношению к пациенту — любовь, ненависть, отвержение, гнев и т. д. В этом случае он нарушил бы закон воздержания и нейтралитета, который он должен соблюдать. Вместо того, чтобы помочь, он будет вредить.

Пациент пытается поделиться своим опытом. Аналитик должен реагировать только на то, что говорит пациент, не позволяя своим собственным эмоциям влиять на то, что он говорит. Пациент переживает фантазии и разыгрывает их. Хотя он не делает этого сознательно, и поэтому интерпретация играет фундаментальную роль в исцелении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: