Возрастные аспекты креативности
Согласно исследованиям, большая часть значимых открытий делается людьми молодого возраста, меньшие по значимости исследования принадлежат людям средних лет. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики в конце 60-х годов.
Означает ли это, что человек примерно за 30 уже не способен к созидательной, творческой продуктивной деятельности и получению качественного, общепризнанного результата? Разумеется, нет.
В данном случае нужно иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного смещения акцентов творческого потенциала человека, его креативности.
В молодые годы люди склонны в большей мере рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта, склонность к экспериментам угасает, становится слабее. Достаточно чуть сместить волевой компонент, чтобы вновь вернуться на уровень «молодого» мышления. Сделать это может быть непросто, особенно в поздние годы. Вопрос индивидуального выбора и готовности, открытости ко всему новому.
В средние годы человек накапливает огромный опыт, однако он же может ему и помешать в определенном случае. Например, если необходимо решить определенную задачу, человек будет основываться на том, что уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. У молодых в этом отношении есть преимущество. Потому лицам в зрелом возрасте необходимо научиться отбрасывать собственные шаблоны и паттерны мышления, смотреть на ситуацию под разными углами.
Возрастные аспекты креативности обуславливаются и волевым компонентом. Молодые люди больше мотивированы. Желают достичь больших результатов, чем лица в более старшие годы. Самостоятельно мотивировать себя можно в любой период, вопрос целесообразности и того, что реально хочется получить.
Потому можно сказать, что утверждения о постепенном снижении «градуса» креативности — не более чем миф. Интеллектуальные способности сохраняются и развиваются на протяжении всей жизни. Как и эмоционально-волевая сфера.
Что такое креативный класс и есть ли он в России?
Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения. В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское. Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.
Чем отличается креативность от творчества?
Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.
Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность – способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.
Мода на креативность
В настоящее время в каждом втором резюме в графе «дополнительная информация» указано качество – креативность
Креативный человек — это какой, так ли важно быть креативным? Да, многие специальности требуют принятия новаторских решений, умения мыслить нестандартно и нетривиально преподносить себя или продукт. Но в то же время достаточно специальностей, не требующих креативного подхода
В повседневной жизни значение этой особенности еще более размыто. Ввиду моды на креативность многие люди хотят показаться творческими и изобретательными даже в общении со своими приятелями.
Не креативный человек – это не человек без фантазии, не способный мыслить дальше шаблонных построений. Креативность, скорее, неотъемлемое качество для некоторых областей профессиональной деятельности, нежели жизненно необходимое в быту. Человек вовсе не обязан быть креативным, а вот творческие способности развивать полезно в любом возрасте.
Признаки креативного человека
И все же, что означает креативный человек? Как и все внутренние человеческие качества, креативность имеет внешнее проявление в поведении.
По каким признакам можно выделить из толпы такого человека?
- Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
- Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
- У креативных людей отличное чувство юмора.
- Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
- Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
- Им интересен сам процесс, а не только результат.
- Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
- Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
- Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
- Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
- Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.
Как развить креативность
У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.
Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.
- «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
- Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
- Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье (это как?), групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
- «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…
Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.
- Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
- Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
- Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
- Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.
Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.
Самые креативные люди
С возрастанием в последнее десятилетие интереса к термину «креативность» стали появляться печатные издания, связанные с этим понятием. Многие страны выпускают свои журналы о креативности. Редакторы издательств составляют списки самых креативных людей прошедшего года. В их число входят владельцы и основатели рекламных агентств, разработчики программного оборудования, режиссеры, дизайнеры, писатели, предприниматели, певцы и журналисты.
По версии журнала Creativity самый креативный человек – это Сачин Агарвал, основатель сайта Posterous. Также наряду с ним назван самым креативным человеком его коллега Джерри Тан.
Профессии для креативных людей
Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.
Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.
Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации
Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди
Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.
Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии
Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей
Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.
Зачем развивать креативность.
На мой взгляд, креативное мышление необходимо развивать не только творческим людям. Так, например, в подростковом возрасте это поможет в становлении личности и индивидуальности. Если Вы молодой и амбициозный человек, и у Вас огромное желание добиться успеха в разных сферах жизни, то развитие креативности научит быстро реагировать на любую ситуацию, решать проблемы легко и нетривиально. Творческий подход к любому делу будет выгодно выделять Вас среди конкурентов и поможет найти стабильную высокооплачиваемую работу.
Во взаимоотношениях с людьми и в личной жизни эта черта характера также может сослужить неплохую службу, так как неординарные личности чаще привлекают внимание. Выделяться из серой массы можно не только внешне или протестуя, как обычно это делают подростки
Достаточно просто мыслить по-другому и не стесняться показывать это. Тогда Вы точно будете замечены другими людьми и заинтересуете их.
Нестандартные взгляды на обыденные вещи и новые интерпретации банальных увлечений будут способствовать формированию широкого круга общения с множеством интересных личностей, а это в свою очередь откроет новые перспективы и возможности в жизни.
При креативном мышлении Вы почти никогда не погрязнете в рутине серых будней, так как всегда найдёте новый вариант обычного занятия. И когда «бытовуха» начнёт Вас «съедать», Вы без труда найдёте способ, разнообразить свою жизнь.
Каждый человек может развить в себе способность мыслить оригинально. Существует такое явление и понятие, как «коэффициент творческого интеллекта» CQ (Creativity Quotient). По общему мнению его уровень напрямую не связан с известным всем IQ, однако так же может развиваться и прорабатываться путём тренировок . Есть разные упражнения для того, чтобы научиться выдавать новые идеи и реализовывать их креативными способами.
Как развивать креативное мышление.
Прокачать свой творческий интеллект Вам помогут несколько самых популярных способов, представленных ниже.
— Старое по-новому.
Каждый день человек совершает обыденные действия «на автомате», так как привык, даже не задумываясь о процессе. Между тем любые повседневные задачи можно решать нешаблонно. Добавьте креатива в свои простые занятия. Посмотрите на привычные Вам дела под другим углом. Новый взгляд на старые вещи может дать импульс для рождения интересных идей и будет стимулировать творческое начало. К примеру придумайте новый способ приготовления известного блюда. Поэкспериментируйте с разными продуктами.
— Смените место работы.
Нет, не нужно увольняться и искать новый способ заработка. Я имею ввиду, поменяйте обстановку, в которой Вы работаете. Человек теряет внимательность и чаще ошибается, если долгое время работает на одном месте. Чтобы дать стимул своему творческому началу, нужно привнести что-то новое в обыденный процесс. Например, можно поработать в тихом кафе. Или найти уютное местечко в парке и заняться работой за ноутбуком там. Если же нет возможности сменить своё рабочее место и Вы «привязаны» к офису, то на помощь придёт реорганизация рабочего пространства. Наведите порядок на рабочем столе, освободите место от хлама, отложите всё лишнее, что может отвлекать от процесса. Если Вы педант и у Вас всегда всё по полочкам, то попробуйте наоборот чуть-чуть «завалить» свой стол ненужными вещами. Поменяйте стол, стул или хотя бы ручки и карандаши. Методом проб и ошибок Вы найдёте для себя условия, которые будут способствовать генерации новых идей. В конце концов можно просто посмотреть, как работают другие успешные люди, как организован процесс работы у них.
— Развивайте фантазию.
Попробуйте сами придумать развитие и завершение романа, который читаете. Или посмотрите фильм без звука, озвучьте его сами! Так же развивать фантазию помогает импровизация. Возможно видели по ТВ одноимённую передачу? Так вот, есть там такой конкурс, в котором игроку разрешается говорить слова, начинающиеся на одну букву. Вы можете сами попробовать поговорить с друзьями таким же образом. Выберете каждому по букве случайным образом. Например у Вас буква «П», а у друга «Е», попробуйте построить диалог. Получится интересно, весело и полезно.
Когда мы себя ограничиваем, наш мозг начинает задействовать те участки, которые обычно «спят». Тем самым стимулируется творческая жилка, и Вы развиваете свою креативность.
— Ассоциации.
Отличное упражнение для развития креативности — это ассоциации. Следуя советам Стива Джобса, объединяйте разные кусочки своего опыта с помощью ассоциаций. Этим Вы протянете невидимую нить между абсолютно разными сферами жизни. В дальнейшем по этим нитям и будут приходить нестандартные и креативные решения поставленных задач. Просто возьмите любой предмет повседневной жизни и придумайте ему новое применение. Чем больше вариантов, тем лучше.
Так же есть более интересное упражнение — случайные ассоциации. Возьмите любую книгу или объёмный журнал. Откройте случайную страницу и ткните пальцем вслепую. Выпишите слово, в которое попали. Затем повторите действие на другой случайной странице. Попробуйте связать два полученных слова. Найдите ассоциацию, подходящую и для первого и для второго. Это упражнение может стать интересной игрой для компании или для двоих людей. Постепенно Вы научитесь быстро и эффективно связывать абсолютно несовместимые слова. Ваш мозг будет генерировать больше интересных и нестандартных идей. Тем самым Вы будете развивать своё креативное мышление.
— Don’t worry. Be happy!
Позитив! Позитив! И ещё раз позитив! Для развития креативности необходим правильный психологический настрой. Успех приходит к тем, кто верит в себя в первую очередь. Оставьте все сомнения и страхи, что у Вас может что-то не получиться. Негативные установки глушат любой творческий порыв. Попробуйте проанализировать и понять, что мешает Вам генерировать новые идеи. Быть может страх осуждения или боязнь показаться глупым.
Не стоит бороться с этим напрямую. Наоборот, сомнения — это нормально. Однако старайтесь концентрироваться на своих успехах. Вспоминайте свои удачные моменты из жизни. Хвалите себя за разные мелочи. Работайте над своим настроением. И главное помните, что ошибаются все. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Развить креативное мышление способен каждый из нас. Для этого нужно чётко понимать, что такое креативность и как неординарные подходы к решению тех или иных задач могут помочь в жизни. А дальше есть два пути. Развивать своё креативное мышление целенаправленно путём упражнений или вписать в свою повседневную жизнь простые способы прокачки своего творческого начала.
69
ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления
ТРИЗ – комплекс методик и способов решения задач, основанный на креативном подходе. Таким образом, это единственная теория, которая обучит творчеству. Примечательно, что данная система не предполагает единственного верного решения. В результате у человека развивается гибкость мышления, фантазия, а для решения задач подбираются изящные, оригинальные способы.
Теория ТРИЗ применяется для решения изобретательских задач, когда нужно убрать лишнее, опасное качество или добавить полезное свойство, а также устранить противоречие.
Системой ТРИЗ предусмотрено три вида противоречий:
- административные;
- технические;
- физические.
Результат устранения противоречий – идеальный конечный результат. В соответствии с системой ТРИЗ идеальный конечный результат предполагает совершение действия без затрат, использования ресурсов, побочных эффектов. При формулировке идеального результата рекомендуется использовать такие понятия, как самостоятельно, бесплатно.
Для чего нужна креативность?
Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.
Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Креативность ныне в почете. Однако в попытках ее определить психология творчества зашла в тупик и не знает, кажется, как из него выйти. Противоречия между исследователями больше не движущая сила развития. Противоречия превратились в тормоз, что, впрочем, весьма симптоматично. Видимо, это намек на то, что пора изменить стратегию исследования, ведь ориентиром для многих служит принцип: «А я сшибаю камнем месяц» (С.Есенин). Такая стратегия определенно играет свою плодотворную роль. Благодаря ей одна только Россия богата созвездием самобытных подходов. Вместе с тем подходы бытуют разрозненно, как осколки стекла, разбитого камнем. И обособление не идет им на пользу, потому что они теряют главное. На осколки с ними рассыпается творчество, живое и целостное, в его многообразии.
Упускается свойство целого — «нечто», о котором говорил еще Аристотель. Чтобы это нечто не потерять, видится единственный путь: от классификации креативности к систематизации ее видов, то есть к поиску между ними взаимосвязей, определенных самой жизнью. Попытка такой классификации представлена ниже (рис. 1). Прежде всего, все виды креативности отчетливо делятся на две группы: те, которые напрямую участвуют в генерировании творческого замысла, — творческий компонент креативности или новаторский, если называть его в традиции зарубежной психологии. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (ремесленный компонент или адапторский). К ремесленным видам креативности относятся три известных вида: беглость (производительность, по В.Д.Шадрикову), разработанность (точность) и компиляция. Последний вид креативного мышления Э.Торранс называл «анализ и синтез». Все три примечательны тем, что связаны с творческим замыслом вероятностно, то есть увеличивают вероятность генерирования творческого замысла, но гарантом его служить не могут. Творческий компонент креативности, по сути, отождествляется с одним единственным в психологии творчества понятием — оригинальностью как степенью отклонения от стандарта, а дальше начинаются проблемы ее качественной интерпретации. Для определенности все разновидности оригинальности целесообразно разделить на две подгруппы: оригинальность «для себя» или эгоцентрическая оригинальность (по созвучию с речью в ранних исследованиях Ж.Пиаже) и оригинальность «для других» (социализированная). Тогда первая подгруппа вберет в себя такие виды креативного мышления как гибкость (Э.Торранс), нестандартное мышление (Э. де Боно) и флексибильность. Содержательной разницы между ними нет, они тождественны. Сложнее обстоит дело с оригинальностью «для других». Первый ее вариант — оригинальность по типу девиации: чем отдаленнее, тем оригинальнее (Дж.Гилфорд и Э.Торранс), потому второе ее имя крэйзитивность (Э. де Боно); она же оригинальничание; она же произвол (В.Т.Кудрявцев). Другой вариант оригинальности «для других» — оригинальность, подчиненная критерию осмысленности. В этой группе найдут себе место осмысленные отдаленные ассоциации (С.Медник) и смысловой реализм воображения (В.Т.Кудрявцев), которые могут воплощаться либо в переопределении (интерпретировании), либо в проницательности (глубине проникновения), описанных Э.Торрансом. Еще одна группа видов креативности, относящихся к оригинальности «для других», — аналогичные, но между собой не тождественные виды креативности: чувствительность к проблемам (Дж.Гилфорд, Э.Торранс), интеллектуальная инициатива (Д.Б.Богоявленская) и надситуативность (В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев). И последний вид оригинальности «для других» — вид, наиболее характерный для сферы искусства (хотя не только). Это оригинальность как гармония или эстетическая формообразующая функция (Ю. А. Огородников). Разумеется, такая классификация страдает схематизмом. В ней также не раскрыты более тонкие, переходные взаимосвязи между подгруппами. Эти задачи еще ждут решения, как и проблема определения, что это за удивительная способность — креативность.