Контрольная работа: чувственное познание: ощущение и восприятие

Отражение, психика, сознание

При изучении данной темы необходимо проанализировать позицию о психике как особой форме отражения субъектом объективной реальности;о психике как свойстве мозга;о сознании как высшей ступени развития психики. При анализе структуры психических явлений необходимо учитывать особенности психических процессов, состояний и свойств личности, а также их взаимосвязь в жизнедеятельности субъекта.

Психика, психологические явления рассматриваются в психологии как особая форма отражения субъектом объективной реальности.

Рассматривается структура предмета психологической науки:

1) отношение психики к внешнему миру как субъективному отражению действительности (психофизическая проблема);

2) отношение психики к ее материальному носителю (психофизиологическая проблема), когда она выступает как функция высокоорганизованной материи (мозга).

Согласно материалистической концепции психического бытия, вся материя обладает свойствами отражения, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды. Психическая сфера возникает в процессе развития материи, переходя от низших форм к высшим, и является свойством высокоорганизованной материи (мозга).

Психическое отражение как свойство органической материи имеет качественную особенность: активность и субъективность. Деятельность психического отражения подразумевает отбор и сложную переработку информации об окружающем мире, предвосхищение событий, определенное отношение к тому, что отражается. Субъективность психического отражения заключается в преломлении влияния предметов и явлений на человека через его внутренний мир — знания, опыт, индивидуальные особенности, отношение к отражению и т.д. Субъективность отражения не означает, что человек не может адекватно воспринимать реальность. Психическое отражение возникло естественным образом в процессе биологической эволюции. Развитие форм отражения в филогенезе проходит через стадии раздражимости, чувствительности, стадию элементарной сенсорной психики и стадию интеллекта. В ходе эволюции психическое отражение начинает выполнять функцию ориентации организма в окружающей среде и регуляции его поведения.

С появлением человека связана высшая форма психического развития — сознание. Содержание человеческого сознания зависит от социальных условий жизни, бытия. Основными факторами формирования сознания являются совместная трудовая деятельность людей и связанное с ней общение посредством языка, речи. Для сознания как формы отражения характерны следующие особенности:

  • наличие запаса знаний человека о мире и о себе; активное, целенаправленное приобретение знаний в виде идей, принципов, норм и т.д;
  • не только отражение действительности, но и отношение к ней (отражение социальных отношений, эмоциональная оценка межличностных отношений и т.д.);
  • Обеспечение целенаправленности действий человека; осознание способности устанавливать причинно-следственные связи и предсказывать будущее, создавать новое.

Высшей формой проявления сознания является самосознание. Она характеризуется различением собственного «Я» и «не-Я», установлением определенного отношения к себе.

Бессознательное — форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются (например, двигательный автоматизм с ослабленным сознательным контролем; реакция на неосознаваемые стимулы; импульсы к деятельности без осознанной причины и цели). В процессе деятельности может происходить переход психических явлений из сферы сознания в сферу бессознательного и наоборот.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. План воспитательной работы летнего лагеря
  2. Технологии развития личности
  3. Эмоциональный интеллект старших дошкольников как условие школьной зрелости
  4. Социально-психологический климат в коллективе и его анализ
  5. Повышение грамотности речи как составляющая часть тренинга коммуникативной компетентности
  6. Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной
  7. Основные виды умственных операций
  8. Психология религии
  9. Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение личности — Развитие представлений о девиантном поведении
  10. Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог

Психика как отражение объективной действительности

Традиционно психика определяется как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир в его контекстах и отношениях.

Психическое отражение — это не зеркало, не механически пассивное копирование мира (как зеркало или фотоаппарат), оно связано с поиском, отбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с потребностью, с нуждами, это субъективное избирательное отражение объективного мира, поскольку оно всегда принадлежит субъекту, не существует вне субъекта, зависит от субъективных свойств. Психика — это «субъективное отражение объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Но в этимологии слова «психика» есть и другое значение. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа покинула тело», «душа идет по пятам страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А поскольку что-то всегда движется, должен существовать субстрат движения. В этом смысле субстрат психики связывался в древних текстах, например, с процессом принятия пищи, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и так далее. В частности, сердце считалось местом обитания «души». В современной психофизиологии проблема психического субстрата также интенсивно обсуждается.

Проблема может быть сформулирована следующим образом: Психика — это только свойство нервной системы, специфический образ ее работы, или же психика тоже имеет свой специфический субстрат! Единственное, что пока можно сказать, это то, что психику нельзя просто свести к нервной системе. Фактически, нервная система — это орган (по крайней мере, один из органов) психики. Когда нервная система нарушена, страдает и психика человека.

Но как машину нельзя понять, изучая только ее части, органы, так и психику нельзя понять, изучая только нервную систему. Возможно, у психики тоже есть свой субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие частицы. Но есть и другие гипотезы. Однако тесная связь между психикой и деятельностью мозга не вызывает сомнений. Повреждение или физиологический дефект мозга однозначно вызывает дефект психики. Мозг действительно является органом, деятельность которого обуславливает психику, но содержание этой психики не производится самим мозгом; его источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но они содержат характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, благодаря которым возникает психическое.

Согласно теории психофизиологического параллелизма, психическое и физиологическое образуют два ряда явлений, соответствующих конечность за конечностью, но в то же время — как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Она предполагает существование «души», связанной с телом, но живущей по своим собственным законам.

Теория механической идентичности, с другой стороны, утверждает, что ментальные процессы являются по сути физиологическими процессами, т.е. мозг выделяет ментальность, мысль, так же как печень выделяет желчь. Недостатком этой теории является то, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.

Френологический взгляд утверждал, что существует строгая определенная связь между каждой частью мозга и конкретной психической функцией, и если какая-либо часть мозга была чрезмерно развита, даже «выделялась как конус на черепе», то психическая функция, реализуемая этой частью мозга, соответственно, была очень хорошо развита.

Ощущения

Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего или внутреннего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Классификация ощущений

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:

• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)

• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». — сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)

Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:

• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);

• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Кроме того, ощущения могут быть

• Дистантными — относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые

• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:

• качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)

• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);

• длительность– временная характеристика ощущения;

• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира»,(лат. Partialis — частичный, составляющий часть чего либо.) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Порог ощущений

Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется «порогом ощущений». Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.

Представление

Фото автора Masha Raymers: Pexels

То, как ты представляешь жизнь вокруг и то, каким ты видишь этот мир, является твоим представлением. В первую очередь всё разворачивается в твоём сознании. Всё, что ты помнишь, является твоим представлением.

Так, твои воспоминания о детстве являются лишь определёнными образами, которые подверглись абстракции с твоей стороны. То, что ты помнишь, определённо не то, что могло быть на самом деле. Поэтому люди часто помнят одно и тоже событие по-разному. Ты пропускаешь его через призму собственного опыта, знаний, ощущений.

Немало важную роль в процессе представления играет твоё воображение. На его основе также строится твоё представление о мире.

Психика и чувственное отражение

Учёные уже давно рассматривают психику и чувства вместе. Как они говорят: «Там, где чувства, есть психика». Ощущения могут быть как у человека, так и у высших животных. Это связано с уровнем сложности головного мозга.

Аристотель выделял 5 типов рецепторов, связанных с ощущениями:

  • Слуховые
  • Зрительные
  • Осязательные
  • Обонятельные
  • Вкусовые

Отечественный учёный И. П. Павлов также выделил свою классификацию рецепторных ощущений:

  • Кожно-механический
  • Световой
  • Звуковой
  • Запаховый

Каждый из этих рецепторов доводил до сознания определённую информацию. На базе которой формировались чувства.

Синестезия как особый способ восприятия мира

Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.

Так, например, фразы типа: «соленая шутка», «горький упрек», «жалящая речь», «сладкая ложь» и тому подобные — обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.

Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

  • сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
  • отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
  • регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

  • Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
  • Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
  • Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
  • Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Основные направления в теории познания

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:

  • Все. что видишь ты. — видимость только одна,
  • Только форма — а суть никому не видна.
  • Смысл этих картинок понять не пытайся —
  • Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

  2. Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

  3. То, которое получается по аналогии.

Развитие наблюдательности в педагогическом процессе.

Если ученик систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность — это умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности. Таким путем наблюдение из неустойчивого, дискретного (непостоянного) проявления (как психического состояния) переходит в одно из устойчивых, постоянных качеств личности, привычных для личности. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.

Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. Отточенная наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Во время работы с детьми он улавливает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего состояния класса или отдельных учащихся, которые другими присутствующими вообще не замечаются.

Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.

Развитие наблюдательности школьников — одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то же время важная самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности наблюдения.

Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значение для развития наблюдательности учащихся в учебной деятельности. Развивается наблюдательность также и в процессе разнообразных наблюдений школьников за явлениями природы, в юннатской работе, на занятиях кружков, во время летнего отдыха.

В процессе обучения и развития интересов школьников формируются индивидуальные особенности наблюдательности. Одни ученики обнаруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере искусства, другие — при изучении математики, третьи — истории и т.д. Возможны различия по глубине наблюдательности. Одних привлекают внешние особенности предметов, событий, другие стараются проникнуть в глубину познаваемых явлений. Развитие наблюдательности — необходимое условие всестороннего и гармонического формирования личности.

Разновидности восприятия

В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:

  1. Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
  2. Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой — является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
  3. Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.

Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.

Суть

Человек имеет несколько органов чувств: глаза, нос, язык, кожа и уши. Эти органы чувств отвечают за постижение мира позволяют нам следующим образом взаимодействовать с ним: 

Зрение, или визуальное восприятие позволяет человеку видеть окружающую реальность. Зрение  — основа для образов существующего объекта, которые затем всплывают в сознании человека.

Слух — это восприятие звука. Звуковые колебания через уши поступают в мозг, который определяет, что мы слышим: шум прибоя, или пение птиц, а может быть слова, которые произносит другой человек?

Осязание — или тактильное восприятие. Мы можем чувствовать окружающие объекты, прикасаясь к ним. Например, ты можешь погладить кота и понять, что он мягкий и пушистый.

Обоняние — это запахи. Запахи тоже формировать образы. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.

Вкус. Язык позволяет нам пробовать вещи на вкус. Именно поэтому маленькие дети все тянут в рот — им хочется воспринять объект всеми органами чувств — это инстинкт.

Нарушение восприятия

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Упражнение на восприятие

Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.

Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений

Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Характеристика психического отражения

Человек способен воспринимать окружающий мир, находить себя в деятельности, развиваться и расти в духовном отношении, только благодаря психическому отражению. Однако далеко не все люди правильно отражают окружающие явления. Это происходит в том случае, если у них есть проблемы с психикой. Однако у психически здорового человека наблюдаются следующие характеристики психического отражения:

Динамичность.

В процессе жизни у людей меняются обстоятельства, мнения и условия. Поэтому психологическое отражение может измениться под влиянием внешних факторов.

Активность.

Психологическое отражение – это активный процесс, он никак не ассоциируется с пассивностью или зеркальностью. Благодаря этому свойству психики человек, сам того не осознавая, занимается поиском адекватных для себя условий.

Объективность.

Человек постоянно совершенствуется, поэтому и психика претерпевает различные изменения. Так как мы познаем мир в практической деятельности, то психологическое отражение объективно и обосновано.

Субъективность.

Хотя психологическое отражение объективно, на него влияет прошлое человека, личностные качества, окружающие люди. Поэтому к характеристикам относят и субъективность. Все люди видят один и тот же мир, одни и те же обстоятельства, однако видим и воспринимаем мы их по-разному.

Скорость.

Благодаря психике мы способны с большой скоростью принимать решения. Отражение можно назвать опережающим действительность.

К особенностям психического отражения относится:

— отражает действительность на практике;

— самосовершенствование и личностное развитие;

— опережающий характер;

— прояление индивидуальности личности;

— формируется только на основании активной деятельности человека;

— контролирует поведение индивидуума.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: