Блок 3. Что такое инициатива?
Инициатива – это проявление социальной активности, при которой человек выступает побудителем осуществления деятельности.
1. Инициатива в переговорах нередко определяет конечный успех и получение доступа к целевым ресурсам.
2. Инициативный переговорщик начинает «играть белыми».
3. Инициатор определяет направление, характер, продолжительность, локальность, содержание, процессуальность взаимодействия.
4. Инициатор «разворачивает» свой проект виртуальной реальности и наполняет концептами/образами смысловые контейнеры.
5. Инициатор проводит настройку противоположной стороны и фиксирует контексты, выгодные для себя.
6. Инициатор в процессе переговоров своим «проходом» обозначает персональную ответственность за развернутые сценарии. Груз ответственности компенсируется высокой вероятностью получения целевого результата.
7. Инициатор атакует оппонента.
Как избавиться от чувства ревности
Если ревность возникает как реакция на реальные внешние события (уход любимого человека к другому, безответная любовь, недостаток внимания), то специально избавляться от нее не нужно. В подобных случаях это нормально. Психологи рекомендуют переждать («нажать на паузу»), переключиться (уйти в отпуск или в работу с головой), поработать со своей тревогой и со своей, как правило, в таких случаях, заниженной самооценкой. В арсенале у психологов много упражнений и занятий для подобного вида помощи: специальные тренинги, психотерапия методом символдрама или эмоционально-образная терапия.
В случаях когда чувство ревности охватывает все сознание, подчиняет поведение, изменяет восприятие, то потребуется помощь врача психотерапевта или психиатра. В нетяжелых случаях патологическая ревность проявляется в виде навязчивых мыслей, у человека может сохраняться критическое отношение к своему состоянию и понимание того, что самостоятельно с этим не справиться. В тяжелых случаях охваченность переходит в бред (ошибочные умозаключения, не поддающиеся разубеждению), критическое понимание утрачивается и здесь помощь возможна лишь в случаях когда это заметят близкие и смогут организовать осмотр врачом психиатром. Избавить от такого чувства ревности может только лечение.
На какие симптомы, сопутствующие чувству ревности, следует обратить внимание как на опасные и требующие помощи врача:
- Проверка чужого телефона, почты, соц.сетей и другой личной переписки. Проверка личных вещей. Регулярно и без причин.
- Стойкое убеждение что «он (она) мне точно изменяет» без наличия фактов измены.
- Нарушения сна в виде позднего засыпания и (или) ранних пробуждений.
- Снижение аппетита, потеря веса.
- Агрессия.
- Ощущение, что окружающие «меня обсуждают, осуждают или ненавидят».
- Чувство вины.
Предрассудки – простой эксперимент
Насколько опасными могут быть стереотипы и предубеждения, проще всего объяснить на примере, который был поставлен в одном из первых исследований предрассудков в области психологии.
Учитель третьего класса разделил учеников в классе по цвету глаз. Она сказала детям, что голубоглазые люди превосходят людей с карими глазами – они умнее, красивее, надежнее и т. д. Кареглазым ученикам приходилось носить специальные ошейники, чтобы их можно было быстро признать принадлежащими к менее ценной группе. Это дало особые преимущества детям с голубыми глазами: они могли дольше играть во время перемен, они могли получать дополнительные порции в столовой, и их часто хвалили в классе.
Всего за несколько часов учительнице удалось создать в своем классе небольшое предвзятое общество. До начала исследования дети составляли очень сплоченную группу, и когда семена разногласий были посеяны, возникли проблемы – насмешки, сплетни, побои.
Предрассудки
Кареглазые дети становились неуверенными, подавленными, деморализованными и плохо справлялись с тестами. Но на следующий день учительница поменяла роли и сказала, что ужасно ошибалась, после чего кареглазые дети начали враждебно относиться к голубоглазым одноклассникам.
К счастью, учительница смогла объяснить детям то, чему она их пыталась научить, и они поняли суть эксперимента. Через некоторое время они засвидетельствовали, что опыт сильно повлиял на их жизнь, что сделало их менее предвзятыми и более осведомленными о дискриминации в отношении других.
Примеры предрассудков и стереотипов в повседневной жизни многочисленны: глупые блондинки, злые свекрови – примеров предрассудков множество, и они всегда были в нашем обществе.
Опасность парентификации
Если говорить простыми словами, то парентификация лишает ребёнка самого главного — детства. Никто не спорит, что быть эмпатичным, разумным и самостоятельным — это прекрасно, однако в контексте парентификации ребёнок обретает доминирующую позицию над взрослым, поскольку берёт на себя ответственность за бытовое, физическое, моральное и иное благополучие своих родителей.
Такому ребёнку приходится выслушивать взрослые проблемы, так как мамы и папы ожидают от него полного принятия, сочувствия и даже совета («Скажи, нам с папой разводиться или нет?», «Нужно ли нам заводить второго ребёнка?»). Мама, к примеру, может посвящать десятилетнюю дочь во все подробности своих отношений с мужчинами и даже спрашивать у неё совета.
Парентификация — это вовсе не о помощи мамам и папам, не о своём круге обязанностей в домашних делах и не о самостоятельности. Такое явление заставляет ребёнка быть ответственным за родительское счастье, что в корне неправильно.
Согласно теории привязанности, на которую опираются многие современные психологи и психотерапевты (да и здравому смыслу тоже) главными в семейной иерархии являются именно родители. Они опытнее, сильнее (морально и физически), имеют много знаний — именно им подлежит защищать ребёнка и стоять у него за спиной, подталкивая и наставляя. Инверсия в этой иерархии становится причиной парентификации.
Яркой особенностью парентифицированных отношений является отсутствие у ребёнка каких-либо привилегий наряду с множеством обязанностей. С одной стороны — он вроде бы доминирует над родителями как взрослый, но последнее право голоса всё равно остается не за ним.
Такие дети находятся в состоянии перманентного стресса. Они не отдыхают, мало общаются с другими детьми, имеют низкую самооценку, во взрослой жизни испытывают сложности в социализации и выстраивании личных взаимоотношений. Кроме того, в зрелом возрасте такие дети почти ничего не делают для себя: даже сходить в магазин или купить новую обувь они откладывают «на потом», поскольку считают свои проблемы и потребности несущественными.
Какой итог? Парентификация становится источником психологических проблем у ребёнка, поскольку всю жизнь он играет роль чужого спасителя.
Разновидности гиперопеки
Выделяют четыре модели гиперопеки:
- доминирующую, когда все поступки ребёнка под тотальным контролем мамы или папы;
- потворствующую, когда родители исполняют любые прихоти;
- демонстрационную, когда все действия взрослого направлены на поддержание имиджа семьи в глазах других людей;
- инертную, когда ограничения родителя вызывают отставание в развитии и социализации ребёнка.
Гиперопека может быть полезной, когда ребёнок в трудной ситуации и не может сам о себе заботиться, например болеет, находится в сильнейшем стрессе. В подобных случаях тотальный контроль и сверхзабота важны, чтобы поставить человека на ноги в новых условиях. Но в обычной, стабильной жизни всё это приводит к удушению опекаемого в прямом смысле: ребёнок живёт, дышит, вполне себе функционирует, но чувствует, что ему тесно, так как свободы воли, желаний, проявлений у него нет совсем или оставлен узкий коридор в тех рамках, которые угодны гиперопекуну.
Бегство от критики. Пере Боррель дель Казо. 1874
Как уменьшить предубеждения?
Поскольку предрассудки основаны на дезинформации, казалось бы, что в первую очередь необходимо предоставить точную информацию о группах людей, ставших жертвами предрассудков. Однако часто такие усилия не приносят результатов.
Исследования показывают, что обычного образования людей недостаточно, чтобы изменить их неправильное отношение к кому-то или чему-то. Обычно люди не хотят признавать свою неправоту, пока их не убедит опыт. А иногда и этого недостаточно. Поэтому специалисты придумали интересные методы уменьшения предубеждений.
Успешный метод уменьшения предубеждений – помещение двух групп в ситуации, когда они могут испытывать взаимозависимость
Это возможно, когда две или более группы нуждаются друг в друге и должны полагаться друг на друга для достижения цели, важной для всех участников. . Известно, что неприятности и кризисные ситуации сближают людей и влияют на снижение враждебного поведения
Тем не менее предрассудки появятся снова, но в гораздо меньшей степени среди тех, кто испытал совместное сотрудничество
Известно, что неприятности и кризисные ситуации сближают людей и влияют на снижение враждебного поведения. Тем не менее предрассудки появятся снова, но в гораздо меньшей степени среди тех, кто испытал совместное сотрудничество.
Ещё один полезный метод уменьшения степени предубеждений называется «уроком пазлов». Это методика разработана для уменьшения предрассудков и повышения самооценки детей. Для этого дети делятся на небольшие смешанные группы, где успехи в учебе каждого ребенка зависят от сверстников. В отличие от традиционной обстановки класса, в которой дети соревнуются друг с другом, в экспериментальном классе ученики зависят друг от друга и учатся сотрудничать и помогать друг другу.
Суть гиперопёки
Хотя с внешней стороны гиперопёка кажется проявлением очень сильной любви, на редкость самоотверженной заботы, — на самом деле это не так. Гиперопёка всегда вызвана не любовью, а чрезмерным беспокойством матери, даже страхом.
Собственно, все женщины беспокоятся о своих детях. Все в какой-то мере боятся, как бы ребёнок не упал, не ушибся, не провалился в воду и пр. Это естественно. Однако у некоторых женщин – в силу каких-то особых причин – это беспокойство за своего ребёнка начинает играть решающую роль в структуре личности, становится их главным побуждением в отношениях со своим ребёнком.
Часто причина в том, что ребёнок становится для мамы сверхценностью, например, из-за того, что не сложилась личная жизнь. Подсознательно женщина хочет компенсировать недостаток любви мужа – любовью ребёнка. Но это невозможно — по объективным причинам.
Родительское стремление излишне опекать свое дитя может иметь и другие внутренние психологические причины. Это может быть просто наследуемая модель поведения. Или же – подверженность внешним установкам. «В книгах же пишут, как правильно любить ребенка, а я хочу быть правильной – поэтому буду любить до беспамятства», — внутреннее неосознаваемое послание такого родителя. Или же – комплекс вины, полученный в детстве, от которого нет спасения. Так травмированная мать будет травмировать своего ребенка, даже не понимая этого и страдая сама. Но это уже истории о родителях, а что же дети?
В случае гиперопеки ребёнок растёт беспомощным, зависимым от родителей. Он не научается строить отношения, основанные на взаимоуважении и учете интересов окружающих, испытывает значительные сложности при принятии решений и необходимости нести за них ответственность.
Как могут помочь метафорические карты
Метафорические ассоциативные карты (МАК) за два десятилетия стали очень популярны. Психологи самых разных направлений успешно используют их для диагностики и коррекции.
Существуют сотни колод метафорических карт: оракулы, ассоциативные карты, Таро, используемое в психологическом ключе… Обилие методик порой вызывает замешательство. Многие колоды имеют изначальную фокусировку: например, для работы с личными границами подойдут карты «Окна и двери», любимая мною колода «Архетипы и тени» позволит поработать с межличностными проблемами, а к детским травмам удобно применить карты «Из сундука прошлого». В своей практике я часто работаю с «Оракулом Симболон» — удивительными по глубине образов картами.
Способов работы с МАК много. Это и расклады по типу Таро, и работа в открытую, когда клиент сам выбирает резонирующие ему изображения, и, конечно, трансформационные игры, в которых карты несут мощную смысловую нагрузку.
Оптимальный возраст сепарации от родителей
Для начала скажем, что каждый человек индивидуален и развивается в своем темпе. Кто-то готов уехать учиться в другой город уже после 9 класса, и вполне комфортно себя чувствует без маминых завтраков и напоминалок вроде «вставай, а то проспишь занятия в колледже».
Кто-то не так энергичен и объективно может справляться только с одной задачей в единицу времени: либо учеба в вузе, либо работа, либо полностью самостоятельное ведение домашнего хозяйства. Если есть возможность учиться в своем родном городе без переездов и обустройства в общежитии либо на съемной квартире уже в 18 лет, лучше дать такому молодому человеку или девушке возможность спокойно выучиться в вузе и немного повзрослеть, прежде чем отправлять в полностью «автономное плаванье».
И, само собой, сепарация детей от родителей может обсуждаться лишь тогда, когда и те, и другие здоровы и не нуждаются в ежедневной помощи и уходе. Не стоит торопить с взрослением ребенка, если вы предыдущие несколько лет «кочевали» с ним из одной больницы в другую и сейчас выросшему молодому человеку требуется реабилитация здоровья и адаптация к той жизни, которой уже несколько лет живут его сверстники.
И для нормального молодого человека не самая актуальная проблема, как пройти сепарацию от родителей, если пожилые родители сейчас болеют и нуждаются в ежедневном присмотре, уходе, своевременном вызове врача в случае приступа и обострившихся проблем со здоровьем.
Выше мы уже говорили, что сепарация от родителей имеет разные аспекты: физический, финансовый, психологический. Так вот психологическая сепарация от родителей вполне возможна, даже если вы вынуждены проживать все вместе на одной жилплощади и оказывать посильную помощь пожилым часто болеющим родителям. Такая ситуация в нормальном варианте способствует более быстрому взрослению человека и формированию ответственности не только за себя, но и за близких людей.
В то же самое время, психологическая сепарация от родителей может не произойти, даже если вы уехали жить в другую страну. Современные средства связи позволяют испрашивать совет по каждому поводу по нескольку раз в день, чем некоторые выросшие, но не повзрослевшие дети активно пользуются.
Почему так и когда же нужно «отделиться» от родителей во всех аспектах? Тут психологи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что сепарация должна произойти вовремя именно для конкретного человека, и никаких общих цифр и рекомендаций тут быть не может . Некоторые специалисты настаивают на конкретных цифрах и считают, что сепарация от родителей оптимальна в возрасте от 18 до 21 года . Можно встретить и такое мнение, что девушки наилучшим образом готовы к самостоятельной жизни к 24 годам, а юноши – к 25-летнему возрасту .
Однако прежде чем говорить про конкретный оптимальный возраст сепарации, следует знать, что сепарация от родителей происходит в несколько этапов. Не может быть такого, что вчера ребенок быт зависим на 100% физически, финансово и психологически, а завтра уже сам заработал на жилье и машину, и не нуждается ни в советах, ни в родительских деньгах, ни в другой помощи. Для каждого этапа сепарации от родителей есть свой оптимальный возраст, поэтому давайте посмотрим, как происходит этот процесс во времени.
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ?
«Гиперактивность» — это неусидчивость, невнимательность и импульсивность, частые ночные пробуждения, встречается чаще всего в детском возрасте и влияет на общую атмосферу в Вашей семье и на социальное будущее Вашего ребенка. Этот синдром — «сборная солянка» самых различных болезней, их причину необходимо выяснить.
Раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах), а также генетические и социально-психологические факторы (семейные конфликты, дефекты в воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям).
«Дети-катастрофы», «трудные дети» — так называют детей с СДВГ. Действительно, они доставляют столько хлопот родителям, постоянно попадают в какие-то неприятные ситуации, так как у них часто не развито чувство самосохранения и контроль за поведением. В школе они не могут усвоить учебный материал, находиться за партой в течение всего урока. При этом такие дети чаще всего не обнаруживают задержку психического развития или выраженных неврологических нарушений, хотя повышенная возбудимость может проявляться и при различных ранних поражениях нервной системы (травмы головы, нейроинфекции и т.д.). Такие дети требуют индивидуального подхода в учебном процессе, поэтому важны рекомендации педагога. Не стоит считать таких детей агрессивными и опасными для других детей. С возрастом в процессе социального взаимодействия явления гиперактивности становятся менее выражены. Иногда такие люди становятся лидерами, обладают повышенной работоспособностью.
При СДВГ может помочь невролог, психоневролог, психиатр, медицинский психолог (клинический психолог), а еще лучше – все вместе, ведь тогда у врачей будет возможность обсудить схему комплексного лечения, что будет наиболее эффективным.
Так, нужно обязательно выяснить, каково состояние физического здоровья, не являются ли особенности поведения ребенка следствием органических нарушений в головном мозгу ультразвуковые исследования (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография), консультация невролога.
Важно оценить состояние сердечно-сосудистой системы (проконсультироваться у терапевта, кардиолога), определить уровень гормонов и получить консультацию эндокринолога.
Лечение – комплексное — биологическое, психологическое и социальное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на уменьшение двигательного беспокойства, улучшение функций познания окружающего мира, нормализацию сна.
Неотъемлемая часть лечения
Если сами вы не в состоянии наладить свой психоэмоциональный фон, обратитесь за помощью к специалисту. Психотерапия – неотъемлемая часть лечения панических приступов. Именно она позволит вам дойти до самой сути, понять, почему с вами происходят подобные встряски. Наряду с «диагностикой» проблемы, она позволяет найти способы ее решения.
Главный метод психотерапевтического воздействия на паническое расстройство – когнитивно-поведенческая терапия. Она снимает тревогу, позволяет изменить восприятие пациентом своей проблемы. Используют следующие техники:
- дневник самонаблюдения;
- погружение в тревожную ситуацию;
- медитация, мышечное расслабление;
- техники правильного дыхания.
Курс терапии составляет 10–20 сеансов.
В лечении панических атак также используют и другие психотерапевтические направления:
- гештальт – терапия;
- нейролингвистическое программирование;
- телесно – ориентированная терапия.
Широким спросом пользуется гипнотерапия. Если характеризовать ее в грубой форме, то врач вводит пациента в транс и в этом состоянии внушает ему определенные указания по избавлению от панических атак, то есть, работает с подсознанием человека.
Существует более мягкая форма гипнотерапии – эриксоновский гипноз. При этом человек также пребывает в состоянии транса, но сохраняет возможность общения с психотерапевтом. Врач не дает конкретных установок пациенту, но предоставляет возможность разобраться ему в своих внутренних конфликтах.
Семейная терапия также может дать положительный результат. Она заставляет рассматривать проблему человека не только как его личную, но и как результат отсутствия поддержки со стороны близких. Метод учит родных пациента, как помочь ему бороться с недугом, оказать поддержку.
Не стоит пренебрегать психотерапевтическими методами. Они в корне меняют мышление пациента, отношение к ситуации, ведут его к самопознанию. Подобные шаги становятся ключевыми в избавлении от необоснованной тревоги.
Киноактриса Эмма Стоун в первый раз столкнулась с приступом ужасающей паники, когда ей было 10 лет. Она была в гостях у своего друга. Просто сев на диван, ее вдруг охватил ужас, ей казалось, что дом горит. Она не могла подняться с дивана, в рыданиях позвонила маме, чтобы она ее забрала.
С тех пор панические атаки прочно вошли в ее жизнь. Она постоянно заставляла маму повторять ей, что все в порядке, ничего не случилось, нет никакой опасности. Избавиться от этих кризов ей помогла упорная и длительная психотерапия.
Зияющая пустота внутри
Некоторые из опрошенных мной мужчин и женщин описывали отсутствие отца в их жизни с помощью схожих метафор. Например, дочь алкоголика Лена, мама которой выгнала ее отца из семьи, говорит об «огромной дыре в груди». «Папина дочка лежит посреди пустоты и истошно вопит, чтобы хоть кто-то услышал, чтобы кто-то пришел, помог, забрал, успокоил. Полюбил. Но никто не приходил и уже никогда не придет. Папа никогда меня не любил и уже не полюбит», — пишет она в одном из многочисленных терапевтических писем отцу.
А герой этого материала Федор, рассуждая о естественности наличия обоих родителей, упоминает, что отсутствие одного из них похоже на слепоту: «будто ты не видишь большой части этого мира».
Психотерапевт, психиатр, психолог – есть ли разница между ними
Давайте подробнее разберемся в этих понятиях, чтобы не путать специалистов и понятия психотерапии, психиатрии и психологи.
Психиатр – специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой и лечением пациентов с тяжелыми патологиями психики. Этот доктор, во-первых, имеет право работать с психологическими последствиями, вызванными органическими поражениями головного мозга, во-вторых, с тяжёлыми патологиями и психическими расстройствами, например, шизофренией, эпилепсией, психозами. Психиатр основывает методику назначаемого лечения, в основном, на медикаментозном воздействии, однако, в том числе, применяет и психотерапевтические приёмы.
Психотерапевт также имеет медицинское образование, однако, помимо устного воздействия на человека, он в праве назначать и медикаментозное лечение. Но необходимо повторить, что все люди, которые проходят лечение у психотерапевта не имеют тяжелой патологи психики. И чаще имеющиеся расстройства носят функциональный характер.
Психолог – специалист, который не является врачом, он не имеет права назначать медикаментозную терапию, поэтому воздействует только беседой и другими техниками (гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия и т.д.) на психику человека. Психолог корректирует поведение человека в той или иной стрессовой ситуации. Такой специалист имеет различную квалификацию и специализацию. Поэтому он работает с разными возрастными группами, оказывает психологическую помощь в различных сферах человеческой жизни – семейной, деловой, учебной, спортивной и др. Психолог получает гуманитарное образование в области психологии и не знаком с основами медицинской диагностики, поэтому не может определить этиологию и тяжесть того или иного расстройства психики.
Таким образом, психиатр может быть и психотерапевтом, и психологом. Психотерапия, как область медицины и науки, появилась на стыке психологии и психиатрии. Психолог не может выполнять функциональные обязанности психотерапевта или психиатра, так как является учёным, теоретиком, но не врачом.
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Как формируются личные границы у ребенка
Первые личные границы, которые начинают формироваться у ребенка, — физические. Рождаясь, он отделяется от тела матери, но не до конца, границы размыты.
У младенца многих личных границ еще нет, поэтому когда родители решают все за него, они ничего не нарушают. Мать чувствует тесную связь с малышом. Это заметно даже из речи. Она говорит «мы прибавили в весе» или «у нас болит горлышко». Прибавил в весе и заболел только малыш, но мама еще не может отделить себя от него.
Но вот ребенок научился ползать, потом ходить — его личные границы стали проявляться четче. Теперь от реакции и чуткости родителей зависит, будут ли они крепнуть или искажаться, уходя постепенно в протесты или вялую покорность. Чем старше становится ребенок, тем дальше его физические границы отодвигают его от родителей. Если родители не удерживают ребенка рядом.
За физическими постепенно выстраиваются и с каждым годом расширяются и другие виды границ.
На первый взгляд это может показаться страшным («я теряю связь с собственным ребенком»), но это единственный путь к отделению и способности жить самостоятельной жизнью и способностью позаботиться не только о себе, но и о постаревших родителях.