Виноградов а.в. лекции по пенитенциарной психологии — файл n1.doc

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Вопросы для сомопроверки и размышления

1. Согласны ли вы с утверждением, что познавательные процессы у осужденных отличаются от познавательных процессов у законопослушных граждан? Ответ аргументируйте.

2. Как вы думаете, какие факторы и условия определяют направленность познавательной деятельности осужденных? Ответ обоснуйте.

3. В каких областях жизнедеятельности осужденных в пенитенциарных учреждениях проявляются ощущения и восприятие, память, мышление и воображение? Приведите конкретные примеры.

4. Что, по вашему мнению, лежит в основе познавательных процессов осужденных?

5. В каких материалах и документах, на ваш взгляд, находят отражение познавательные процессы осужденного?

Чем занимается психолог в исправительном учреждении?

Наверняка, ты уже задумалась, а чем же конкретно занимается пенитенциарный психолог.

Работа с сотрудниками исправительного учреждения.

Часто у сотрудников происходит эмоциональное выгорание и деформации личности. Психологу необходимо это предотвратить. Если не брать эту проблему под контроль, то человек, который на службе является строгим и властным, начнет переносить эти качества в обычную жизнь. Да и на службе могут случиться ситуации, где он не будет контролировать свою власть и может проявить жестокость. Также психолог помогает сотрудникам разобраться с семейными неурядицами, профессиональными конфликтами или стрессом.

Работа с осужденными исправительного учреждения.

Психолог сопровождает адаптацию осужденных к исправительному учреждению. Проводит коррекцию черт личности и поведения осужденных. Консультирует семьи осужденных по вопросам, связанными с арестом близкого человека и его длительного отсутствия в их жизни.

Просветительская деятельность.

Психолог ведет профилактические лекции для осужденных и сотрудников исправительного учреждения. Это помогает людям, находящимся в системе осознать проблемы и вовремя обратиться за консультацией.

В этой статье ты познакомилась еще с одной сферой деятельности практикующих психологов. «От сумы и от тюрьмы» никто не застрахован

Поэтому важно знать, что даже в таком положении у человека есть поддержка в виде психологической помощи

Факты и мифы о психотерапии

Что такое психотерапия?

Терапия заключается в беседе с психологом или психотерапевтом, что позволяет понять и найти решения повседневных проблем. Это, в свою очередь, значительно улучшает качество жизни. Более того, терапия позволяет решить проблемы не только настоящего, но и прошлого. Психотерапии подлежат как люди, страдающие депрессией, так и, например, зависимые люди, борющиеся с различными психозами.

Депрессия

Психотерапия – метод лечения сумасшедших

Не каждый человек, получающий психиатрическую терапию, психически болен. Врач решает и психологические проблемы. Разговор со специалистом позволяет узнать другие аспекты данной ситуации. Это очень помогает понять многие неприятные события, которые происходят в вашей жизни.

Работа терапевта – просто слушать

Выслушать пациента – важная часть работы психотерапевта. Однако часто во время терапии он также задает пациенту вопросы о его отношении к трудным ситуациям и помогает определить различные действия, направленные на их понимание.

Психотерапия одинакова для всех

В случае двух разных людей, проблемы повседневной жизни или симптомы различных психических заболеваний могут значительно отличаться друг от друга. То же самое и с терапией, которая подбирается индивидуально для каждого пациента и может включать различные курсы.

Вы должны посещать психотерапевта до конца жизни

Обычно лечебная терапия занимает несколько недель или месяцев. Конечно, иногда симптомы появляются снова, и в этих случаях необходимо повторить лечение.

Краткосрочная психотерапия может дать удовлетворительные результаты

Несколько психотерапевтических сеансов могут существенно изменить вашу повседневную жизнь. Лечение поможет восстановить позитивное отношение к окружающему миру, улучшить отношения с близкими и научиться достигать собственных целей.

Улучшение отношений с близкими

Не всякая терапия заканчивается выпиской рецепта на лекарства

В случае легкой депрессии лечение часто проводится только с помощью психотерапевта. Сочетать терапию с фармакологическим лечением необходимо. Только в тяжелых случаях. Однако перед тем, как принимать рецепт, стоит спросить своего врача о различных преимуществах и побочных эффектах приема лекарств.

Терапия может быть полезной в отношениях

Статистические исследования показывают, что отношения между партнерами в результате психотерапии часто улучшаются. Более того, этот метод не только помогает спасти отношения во время кризиса. Он укрепляет связи между людьми, которые поддерживают позитивные отношения друг с другом.

Только богатые люди могут позволить себе терапию

Некоторые люди воспринимают психотерапию как форму лечения, предназначенную для богатых. НА самом деле прием психотерапевта стоит практически так же, как и прием любого другого врача.

Литература

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5544.
  2. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Кузьмин А.Н. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. N 4. С. 6 — 13.
  3. Дебольский М.Г. Психологическая служба ФСИН России как организационная система // Коченовские чтения «Психология и право в современной России: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М., 2010.
  4. Дикопольцев Д.Е., Казберов П.Н., Лихачева С.Н. Выявление, предупреждение и психологическая коррекция деструктивно-агрессивных форм поведения осужденных в исправительных учреждениях: Учеб. пособие. М., 2011.
  5. Зыкова К.Ф. Несовершеннолетние осужденные женского пола, совершившие насильственные преступления, и проблемы их психологической коррекции // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. С. 16 — 18.
  6. Ишигеев В.С. Современная система наказаний в России и пути повышения их эффективности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. N 4.
  7. Клипов С.А. Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.
  8. Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. СПб., 2009.
  9. Карнозова Л.М. Уголовная юстиция и гражданское общество. Опыт парадигмального анализа. М., 2010.
  10. Огородников В.И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология. М., 2006.
  11. Поздняков В.М. Востребованность психологов при создании в России службы пробации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. N 3.
  12. Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: история и современность: Монография. М., 2000.
  13. Поздняков В.М. Превентивная и постпенитенциарная психология // Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.
  14. Поздняков В.М., Бабаян С.Л., Бурмакин Г.А. Контроль за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы — важная функция службы пробации // Преступление и наказание. 2012. N 7.
  15. Прогресс психологии: Критерии и признаки / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. М., 2009.
  16. Савельева Т.И. Психодинамика аддитивного поведения осужденных в местах лишения свободы: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2009.
  17. Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы. М., 2006.
  18. Тепляшин П.В. Кризис «идеала реабилитации» и возрастание «концепции контроля»: влияния европейской пенологической политики на отечественное законодательство и практику его исполнения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2011. N 4.
  19. Тохова Е.А. Предупреждение постпенитенциарного рецидива преступлений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.
  20. Харрис Джина. Коучинг: личностный рост и успех. СПб., 2003.
  21. Шуранова О.А. Предупреждение уголовно наказуемого поведения лиц, освобожденных из мест лишения свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2011.
  22. Garland D. Punisment and Modern Society. A Study in Social Theory (reprint) — Oxford: Clarendon Press, 1990.

Кому нужна психотерапия?

Из-за стереотипов о психотерапии многие люди не пытаются обращаться за помощью к психотерапевту. Это ошибка, потому что психотерапия может помочь и значительно улучшить качество жизни. 

Чаще всего психотерапию выбирают люди, длительное время страдающие депрессией, тревогой или гневом. Другие же ожидают помощи при хронических заболеваниях, нарушающих их эмоциональное и физическое благополучие. Третьи могут иметь краткосрочные проблемы и нуждаться в совете.

Симптомы, которые могут указывать на необходимость психотерапии:

  • чувство подавленности из-за длительной беспомощности и печали;
  • постоянные проблемы, несмотря на старания и помощь родных и близких;
  • сложность сосредоточиться на рабочих задачах или на повседневных обязанностях;
  • чрезмерное беспокойство;
  • ожидание худшего;
  • ощущение постоянного нахождения на грани;
  • причинение вреда себе или другим;
  • употребление алкоголя;
  • употребление наркотиков;
  • агрессия.

Сложность сосредоточиться на рабочих задачах

Методы психологического исследования: таблица

Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:

Организационные методы Эмпирические методы Количественные и качественные методы Интерпретационные методы
сравнительный; обсервационные: наблюдение и самонаблюдение; статистический анализ; генетический;
лонгитюдный; психологический эксперимент; качественный анализ. структурные: типологизация и классификация.
комплексный. психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее;    
  праксиметрический;    
  психологическое моделирование;    
  биографический.    

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.

Периоды изменений психических состояний

  • Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни (3-4 месяца)
  • Период появления, развития интересов в новых условиях жизни
  • Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием
  • Период, предшествующий освобождению заключенного

Режим осужденного

  • режим это организация жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов
  • выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности
  • охрана и надзор;
  • использование мер поощрения и взы скания;
  • применение в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек);
  • применение воспитательных мер, основанных на глубоком учете особенностей психологии отдельных осужденных и их коллективов.

Общность осужденных

Коллектив осужденных

Факторы формирования коллектива осужденных:

  • интенсивность прошлой преступной деятельности
  • вид прошлой преступной деятельности
  • отбывание наказания в прошлом
  • отношения проявляющиеся к мерам воздействия, труду, режиму
  • индивидуально-психологические особенности личности осужденного

Структура коллектива осужденных

  • Актив
  • Резерв
  • Пассив
  • Трудновоспитуемые

Принятые способы воспитания осужденных

  • Общение
  • труд
  • Обучение

Методы перевоспитания осужденных

  • Убеждение
  • Внушение
  • Регулирование межличностных контактов
  • Общение с отбывшими наказание и успешно ресоциализировавшимися
  • Выступление общественных организаций
  • Налаживание контакта с семьей
  • Подача информации
  • Метод «взрыва»

Реадаптация

Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на три категории:

  • 1) лица, вполне исправьившиеся в период отбытия наказания;
  • 2) лица с дефектами воспитания;
  • 3) лица, не исправьившиеся в процессе отбытия наказания.

Успех адаптации зависит от факторов:

1. личность освобожденного

2. условия внешней среды, окружающей личность освобожденного

3. условия, в которых осужденный находился в исправьительном учреждении и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы.

Первые 3-6 месяцев после освобождения являются самыми сложными. Процесс адаптации продолжается до трех лет Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает право нарушений.

Эмпирические методы исследования в психологии

Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?

Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.

Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии

Обсервационные методы

Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.

Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.

Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.

Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.

Метод психологического эксперимента

Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.

Различают несколько видов экспериментов:

  • лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
  • естественный — исследование проводится в обычных условиях;
  • явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
  • скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.

Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.

Психодиагностические методы

Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.

Разновидностей психодиагностических методов много:

  • психологическое тестирование;
  • анкетирование;
  • опросы;
  • интервью;
  • беседа;
  • проективные методики.

В непринуждённой беседе можно получить много важной информации

Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.

Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.

Праксиметрический метод

Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.

Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.

Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.

Метод психологического моделирования

Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.

Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.

Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы. 

Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.

Биографический метод

Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.

Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.

Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Виды психотерапии

  • Психодинамическая психотерапия. Этот вид терапии направлен на устранение эмоциональных проблем, которые часто выходят за рамки сознания пациента. Ее цель – улучшить самочувствие и повседневную жизнь. Хорошие отношения между пациентом и терапевтом имеют решающее значение для эффективности лечения. Этот метод особенно эффективен при депрессии, неврозах и тревожных расстройствах.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно когнитивно-поведенческой психотерапии, все психические расстройства представляют собой усвоенные модели поведения. Метод направлен на устранение страхов, возникающих в результате реальных или воображаемых ситуаций. Обычно метод используется для кратковременного применения людям с расстройством настроения, депрессией, социальным тревожным или биполярным расстройством.
  • Гештальт-психотерапия. Гештальт-психотерапия предполагает, что для ощущения полноты необходимо высвободить все эмоции (гнев, печаль, радость). Пациент учится быть независимым и брать ответственность за себя. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Она хорошо работает для людей с расстройствами пищевого поведения, депрессией, эмоциональными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
  • Психоаналитическая психотерапия. Цель этого метода – анализировать подсознательные процессы и открывать то, чего мы не знаем о себе. Терапевт создает соответствующие условия, чтобы пациент мог свободно говорить и вспоминать различные события.

Принципы пенитенциарной психологии

Ты конечно понимаешь, что пенитенциарный психолог, работающий в сфере уголовно-исполнительной системы действует иначе, чем практикующие психологи в других сферах. Пенитенциарный психолог в своей работе руководствуется следующими специфическими принципами:

Принцип исправимости, с одной стороны, обосновывающий возможность осужденного при определенных условиях изменить свое поведение, с другой — показывающий реальные трудности, которые встречаются в процессе позитивного изменения.

Человек находится в исправительном учреждении для того, чтобы приобрести социально-приемлемое поведение

Поэтому стоит обратить внимание на те особенности и ситуации, которые его подталкивали к правонарушениям, чтобы коррекция поведения прошла успешно

Принцип субъективной активности, утверждающий, что человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования: оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять приемы выполнения.

Для того, чтобы правонарушителю встать на «истинный путь», необходимо, чтобы не только на него воздействовали из вне, а он был активным участником коррекции своего поведения и личностных особенностей.

Принцип ресоциализации и гуманизации личности, обосновывающий процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Осужденный приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, признания ценности личности, уважения к своему человеческому достоинству.

Осужденным необходима психологическое сопровождение по адаптации к исправительному учреждению. И еще этот принцип указывает, что личность преступника нужно отделять от его противоправного поведения.

Принцип целостности процесса исправления, означающий, что человек не воспитывается по частям, поскольку развитие положительных качеств происходит одновременно в борьбе с отрицательными.

Принцип гласит о том, что уделять внимание нужно не только коррекции поведения, а коррекции личности преступника в целом. Фото автора RODNAE Productions: Pexels


Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Принцип дифференциации и индивидуализации, предполагающий объективное знание пенитенциарной психологии.

Нельзя работать с осужденными по одной схеме. Их необходимо дифференцировать по сходным признакам, что позволит разрабатывать программы психологического индивидуального и группового воздействия, исходя из их запросов.

Интерпретационные методы в психологии

И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.

Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы

Генетический метод

Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.

Структурные методы

Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:

  • типологизация;
  • классификация.

Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: