Внушение и убеждение как метод психологического воздействия

Внушаемость

Фильм «Я и другие»

Обе белые.

​​​​​​​Внушаемость — повышенная подверженность внушениям извне или своим собственным.

Внушаемые люди легче других подчиняются внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принимают чужие идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками.

Внушаемость может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний.

Степень внушаемости зависит от многих личностных и ситуативных факторов. В первую очередь, это личностные особенности: более внушаемы женщины, дети (особенно дошкольного возраста) и подростки, люди доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные, конформные. Более внушаемы люди с некритическим складом ума, неразвитым логическим мышлением и в целом с более низким интеллектом. В некоторых случаях внушаемость является основой конформности, привычки думать и действовать «как все».

Играет роль группа, в которой находится подвергающийся внушению человек: чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять. Кроме того, внушаемость тем больше, чем ниже статус человека, его привязанность к группе или зависимость от нее.

Внушаемы в той или иной степени все, и иногда это вполне безобидно: обычно внушаемость тем больше, чем менее важно обсуждаемое и чем меньше человек в этом понимает. В том числе люди более внушаемы в ситуации дефицита времени, стресса и утомления

Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, научитесь планировать свое время, тренируйте спокойное присутствие и привычку к самостоятельному мышлению — и вы будете защищены от ненужных вам внушений.

Как происходит внушение?

Как происходит внушение? Здесь главными составляющими являются:

  1. Информация, которая внушается.
  2. Человек с отсутствующим критическим мышлением и готовый к внушению.

Чтобы человек был внушаемым, он должен обладать следующими качествами:

  • Неуверенность в себе.
  • Зависимость.
  • Тревожность.
  • Робость.
  • Низкая самооценка.
  • Повышенная впечатлительность.
  • Комплекс неполноценности.
  • Неумение рационально и логически мыслить.
  • Эмоциональность.
  • Доверчивость.

Способствующими факторами для внушения являются стрессы, утомление, отсутствие знаний, дефицит времени, неопределенность, состояние гипноза, давление окружения и социально-психологические ситуации.

Более внушаемыми являются дети до младшего школьного возраста, старики и взрослые люди в состоянии болезни или сильной душевной утраты.

Следует понимать, что человек рождается внушаемым, однако с годами данный фактор снижается за счет тех ситуаций, которые заставляют человека сомневаться в собственных знаниях. Однако если человек постоянно поддается внушению, тогда в нем развиваются такие черты характера, которые позволяют ему дальше становиться марионеткой в руках других людей.

Человек в процессе внушения должен находиться в расслабленном и спокойном состоянии, доверять и видеть авторитет в том индивиде, от которого воспринимает информацию, значимость осуждаемого вопроса должна быть низкой для него, а также низкий уровень знаний в обсуждаемой теме.

Чтобы на человека оказать большее воздействие, он должен оказаться в группе людей. Так называемая конформность определяет, насколько человек готов быть внушаемым, чтобы стать частью группы, которая желает его подчинить своей воле.

В различных ситуациях человек по-разному внушаем. Он, к примеру, может быть внушаем в кругу своих друзей, но быть абсолютно недоверчивым к словам родных. Внушаемость зависит от многих факторов: возраста, пола, образования и т. д. Мужчину зрелых лет достаточно сложно подчинить себе, в отличие от женщин, которые достаточно часто слушают мнение окружающих и даже зависят от него. Психически больные люди тоже становятся внушаемыми.

Большое значение на уровень внушаемости влияет знание. Чем более человек образован и разбирается в обсуждаемом вопросе, тем менее он внушаемый. Также здесь влияют его качества характера. Если человек не уверен в себе и достаточно робкий, тогда он будет сомневаться в правильности собственных знаний.

Наиболее внушаемыми люди являются в возрасте от 7 до 11 лет, когда они зависят от мнения собственных родителей, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Что такое внушаемость

Это качество личности в психологии рассматривается как подверженность человека воздействию окружающих, но не всякому воздействию, а такому, которое содержит в себе признаки внушения. Поэтому рассмотрим сначала именно это психическое явление.

Внушение как социальное влияние

Социальное влияние, которому мы подвергаемся постоянно: и дома, и на работе, и в компании друзей – разнообразно. И не все связано с внушением. Можно выделить два наиболее часто встречающихся вида воздействия: убеждение и внушение. Их бывает сложно различить, да и встречаются они часто вместе, в одном акте общения. Но различия у этих видов влияния принципиальные, и связаны они с отношением к информации.

  • Убеждение предполагает воздействие с помощью рациональных доводов, фактов, логики. Оно апеллирует к разуму и здравому смыслу.
  • Внушение основано на доверии к источнику информации, оно не связано с рациональной сферой, а опирается на веру и подсознательные механизмы психики. Например, может быть связано с фактором психологической защиты.

Эффективность внушения зависит, во-первых, от авторитета того, кто его осуществляет, во-вторых, от психологических особенностей объекта воздействия, то есть от степени его внушаемости.

Как проявляется внушаемость

Главный канал внушения – вера, когда человек не осмысливает полученную информацию, а просто принимает ее. Поступая в мозг, она минует рациональную часть психики, не подвергается критике и сразу становится частью опыта. В результате эти знания, убеждения, ценности воспринимаются человеком как свои собственные, и у него не возникает сомнений в их истинности.

Часто внушение отождествляют с гипнозом или суггестией, что не совсем правильно. Гипноз – это частный случай внушения, при нем критическая оценка информации отсутствует, так как человек находится в особом гипнотическом сне. Он-то и создает условия воздействия на мозг человека, минуя рациональную сферу. Но внушаемость может проявляться и в совершенно обычных условиях, что связано с целым комплексом причин, к которым относятся следующие:

Авторитет источника информации. Например, верующий не анализирует и не подвергает сомнению постулаты веры, записанные в священных книгах. Хороший учитель может стать источником внушения для учеников, а родители – для детей.
Дефицит информации в сочетании с ее значимостью

Если по какому-то жизненно важному вопросу информация отсутствует, то человек склонен даже ее крупицы и отдельные, ничем не подтвержденные факты воспринимать как абсолютную истину.
Психотропные средства и техники, которые отключают рациональную сферу мозга. К ним относится в том числе гипноз, а также другие техники, наркотические вещества и алкоголь.
Психологические особенности объекта внушения.. Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью

Последний пункт часто является доминирующим, комплекс этих особенностей и называют внушаемостью.

Внушаемость

Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.

Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.

Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:

С = П.В. / В.В.

Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.

Внушаемость зависит от ряда факторов:

Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.

Дети более внушаемы, потому что:

  • им не хватает опыта;
  • им не хватает разума;
  • им не хватает способности к критике новых идей;
  • они знают о своей несостоятельности;
  • они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
  • они смотрят на старших, как на высших существ.

Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.

Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.

  • Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
  • Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
  • Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
  • Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».

Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.

  • Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят.  Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
  • Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
  • Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.

Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.

  • Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
  • Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.

Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.

Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:

  • великий или авторитетный человек;
  • популярный человек;
  • большая группа;
  • напечатанный текст или мотивированная реклама.

Как повысить внушаемость. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Обычно внушаемость ассоциируется с гипнозом и в таком случае под внушаемостью понимается степень подверженности гипнотическому воздействию. Чем выше внушаемость тем проще и быстрей человек погружается в гипнотическое состояние и более легко воспринимает внушение от гипнотизирующего.

Но сегодня мы поговорим о внушаемости в повседневной жизни и будем понимать под ней характеристику личности, состоящую в подсознательной готовности менять свои убеждения под влиянием других людей. Причем не только при непосредственном контакте, но и через средства массовой информации (книги, газеты, журналы, сайты, радио, телевидение и прочее).

Рис. Высокая внушаемость. Хорошо это или плохо?

Принято считать, что высокая внушаемость это плохо. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся. С одной стороны высокая внушаемость подразумевает некую податливость, изначальную готовность человека изменить свое мнение или взять на веру любую информацию. Этим могут воспользоваться не чистые на руку люди и это конечно же плохо. Именно по этой причине подавляющее большинство людей утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Но как показывает практика это не так. Абсолютно не внушаемых людей нет. А утверждения о не внушаемости — всего лишь защитный механизм психики.

С другой стороны высокая внушаемость, при грамотном подходе, способствует саморазвитию человека. Например, искоренению вредных идей и взглядов, самостоятельному выходу из заблуждений и так далее. Если смотреть с этой точки зрения, то высокая внушаемость представляется очень даже полезной.

В общем, если сделать промежуточный вывод, то получается, что высокая внушаемость, как и любое другое явление имеет свои плюсы и минусы. И об этом хотелось бы поговорить более подробно.

Негативные аспекты высокой внушаемости

  • человек легко меняет свое мнение и порой может показаться, что своего мнения у такого человека вообще нет
  • люди с высокой внушаемостью чаще других попадаются в хитроумные сети мошенников
  • из-за того, что человек часто меняет свое мнение на противоположное, возможны различного рода конфликты

Позитивные аспекты высокой внушаемости

  • люди с высокой внушаемостью, как правило, более талантливы
  • внушаемые люди легче воспринимают новую информацию, они обладают пластичной психикой
  • высоко внушаемые люди более обучаемы

Заблуждения о внушаемости

Внушаемость одно и тоже, что гипнабельность . Несмотря на то, что эти понятия очень близки и тесно коррелируют друг с другом, внушаемость и гипнабельность разные вещи. Если кратко, гипнабельность — степень подверженности индивидуума гипнотическому воздействию. Внушаемость — некритичное принятие чужой точки зрения и готовность изменить собственное мнение под влиянием внешних факторов (другие люди, СМИ и прочее). Гипнабельность имеет прямую зависимость от внушаемости. Чем выше внушаемость, тем выше гипнабельность. Именно поэтому данные понятия часто путают, принимая одно за другое.

Есть абсолютно не внушаемые люди . Как было сказано ранее, высокая внушаемость не воспринимается как преимущество. Подсознательно защищаясь, некоторые люди утверждают, что они абсолютно не внушаемы. Запомните, это не так! Абсолютно не внушаемых людей не существует. Внушаемость обусловлена эволюцией и нужна для того, чтобы человек мог принимать новую информацию от других людей (под «принимать информацию» мы имеем ввиду следовать ей, а не просто воспринимать органами чувств). Когда в детстве Вас воспитывали родители или те, кто их заменял — они проводили акт внушения. Они внушали Вам, что одно делать хорошо, а другое плохо. Если Вы чистите зубы, здороваетесь со знакомыми, говорите в конце концов — это означает, что Вы в определенной мере внушаемы!

Надеемся, что теперь когда Вам зададут вопрос о внушаемости, Вы ответите, что это не хорошо и не плохо. Все в той или иной степени внушаемы. Но те, кто грамотно относятся к делу могут извлечь из внушаемости огромную пользу, другие же получат только вред. Уверены, что Вы относитесь к первым!

Как осуществляется внушение: психологический механизм и особенности


Психическая заразительность, или, если совсем уж по-научному, индуцированные психозы, известны испокон века. Они бывают всякие — от экстаза пляски святого Витта до вульгарной икоты, которой вдруг «заболевала» целая деревня. Во время первой мировой войны в войсках наблюдалось меряченье — двигательное эхо, повторение движений, гримас — это тоже одна из форм психической эпидемии. Как осуществляется такое внушение, подробно описали психиатры: один человек, возбужденный какой-либо идеей, словно заражает ею окружающих, внушает ее — и те совершают поступки, диктуемые данной идеей.

Подобные эпидемии распространяются и среди психически здоровых людей, но при изоляции от индуктора люди быстро выходят из этого психоза. У них появляется критическое восприятие происшедшего. Счастье, когда последствия этого «зомбирования» обратимы.

Индуктор — человек, который распространяет вокруг себя психическую эпидемию, — как правило, пользуется авторитетом в своей среде, чрезмерно активен, обладает способностью к убеждению. Но, как показывает практика, психологические особенности внушения заключаются в том, что далеко не всегда такой человек должен иметь особенно высокий интеллектуальный уровень. У старых авторов монографий по психиатрии описано немало случаев, когда примитивнейший, часто психически нездоровый человек индуцировал людей гораздо более развитых. Например, горничные в богатых домах, часто душевнобольные, внушали своим барыням явно бредовую идею, и те легко ею заражались.

Исследования внушения как способа психологического воздействия показывают: содержание «заразной» идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или справедливость решающего значения не имеют. Это могут быть сложные психологические мотивы демонологии и инквизиции средневековья или повальное заражение падучей. Сегодняшний день представляет нам психические эпидемии в ассортименте — «Белое братство» и иные тоталитарные секты. Раскачивание перед телевизором, из которого вещают многочисленные «целители» и экстрасенсы, гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потусторонних сил и так далее.

Человек как существо социальное внушаем в принципе, и подчинение его ныне действующей общественной идее или идее, модной в его микросоциуме, — дело естественное. И, конечно же, не всякий индуцированный психоз заканчивается преступлением. Но, тем не менее, специалисты Центра им. В. П. Сербского утверждают: никогда еще склонность людей к психической заразительности не оборачивалась такими кровавыми, жестокими криминалами, как в последнее время.

Почему рекомендуется определять акцентуации характера?

Несмотря на то, что акцентуации характера не являются патологией и могут появляться или ослабевать на протяжении жизни, признано, что их наличие в ряде случаев может создавать ряд проблем как для коллектива, так и для личности. При этом на фоне длительно присутствующих неблагоприятных обстоятельств существует риск их закрепления и развития расстройств личности (психопатий). К тому же, их знание позволяет прогнозировать поведение таких лиц в тех или иных жизненных ситуациях и предвидеть реакцию на события

Это важно на всех этапах – пубертатном периоде и взрослой жизни

Да и лично каждому из нас важно знать:

  • соответствие (адекватность) наших психических реакций силе воздействия окружающей среды, жизненным ситуациям, обстоятельствам в социуме;
  • уровень своей критичности к себе, своей деятельности и получаемым результатам;
  • способность планировать и реализовывать личную жизнедеятельность;
  • способность к самоуправлению и изменению своего поведения в соответствии с правилами, новыми обстоятельствами жизни, законами, социальными нормами.

Кроме того, знание своих «слабых» мест характера позволят Вам правильно сориентироваться в жизненном выборе (образовании, профессия, образе жизни и так далее), адаптироваться к различным жизненным ситуациям в обществе, используя различные стили поведения – избегание, компромисс, приспособление.

Внушаемость психология. Сила внушения

Сила внушения

Большинство людей уверены, что им невозможно что-то внушить. Но так ли это на самом деле? Психологи уверяют: внушению подвержены абсолютно все люди. А вот от чего зависит уровень внушаемости? И как вообще работает внушение? Давайте разбираться.

Внушение – это передача информации в обход критического мышления. Мы не оцениваем и не анализируем подобные сообщения, а просто принимаем их за чистую монету. Соответственно, чем сильнее у человека критическое мышление, тем ниже внушаемость.

Психологи уверяют: самые внушаемые люди – это дети и старики. Но и у взрослого человека уровень внушаемости может повыситься. Например, из-за болезни, стресса или усталости. По статистике женщины поддаются внушению проще, чем мужчины. Особенно в ситуации опасности: в состоянии страха уровень критичности у нас резко падает. Легко поддаются внушению люди с низкой самооценкой, а также эмоциональные, впечатлительные и тревожные индивидуумы.

Кроме того, существует такое понятие, как внутригрупповая внушаемость. Практика показывает, что в коллективе люди гораздо проще поддаются внушению, без сопротивления принимая правила группы. Так выражается наша подсознательная установка не выделяться из коллектива, чтобы не быть отвергнутым.

Внушение может использоваться в благих целях. Например, в психотерапевтической работе. Оно помогает человеку обрести уверенность в себе, решить какие-то психологические проблемы и даже улучшить самочувствие. С другой стороны, тем же инструментом пользуются мошенники, внушая своим жертвам все, что им необходимо.

Внушение направлено на эмоциональную сферу, ведь только так ему удается преодолеть барьеры критического мышления. А лучше всего, как мы помним, человек поддается внушению под влиянием страха. Поэтому уличные гадалки и мошенники стараются запугать своих жертв, предсказывая им различные беды и несчастья.

Другая тактика внушения – последовательность приятия. Суть в том, что человек слышит несколько высказываний, с которыми внутренне соглашается. В конце этой цепочки идет фраза, которую ему собираются внушить. Так как человек уже настроился на согласие, эти слова он легко принимает. Вот пример такой цепочки: «Вы пришли ко мне, сидите в мягком кресле, слушаете мой голос, сегодня вам станет гораздо лучше». Сначала идет констатация фактов, а за ними – само внушение.

Иногда, как ни странно, внушению способствуют откровенные глупости. Когда мы слышим какие-то нелогичные фразы, критическое мышление в определенный момент отключается. А значит – мы открыты для внушения. Эта техника называется разрывом шаблона. Такой прием давным-давно использовал Сергей Доренко в своей авторской передаче на ОРТ. Выступая против политических противников, он порой нес откровенную чушь, но неизменно добивался цели.

Популярный способ внушения – иллюзия выбора. Человеку предлагают выбрать из двух вариантов, которые, по сути, являются двумя сторонами одной и той же медали. Человек принимает более близкий ему вариант, не задумываясь о том, что они оба ему навязаны. Еще один прием – забалтывание. Человек получает слишком много информации, сознание перегружается и перестает «фильтровать» информацию на входе. А значит, она проникает прямиком в подсознание и принимается им.

Признаюсь, еще в институте мне стало интересно, как работает цыганский гипноз, и я пообщалась с двумя уличными гадалками. Но то ли цыганки попались какие-то неправильные, то ли я не слишком поддаюсь внушению, ничего добиться они от меня не смогли.

А вы считаете себя внушаемым человеком? Поддавались ли когда-нибудь внушению?

Кстати… Не вся информация контролируется сознанием. Например, запахи мы часто воспринимаем на подсознательном уровне. И даже можем из-за них сформировать свое отношение к человеку.

Можно ли самостоятельно понять и определить собственную акцентуацию?

В принципе, можно при условии, если:

  • Вы имеете высокий общий уровень интеллекта и достаточный уровень образования;
  • достаточно самообъективны и самоосознаннны;
  • не имеете непререкаемых убеждений по отношению к себе;
  • понимаете оценивающиеся психологические параметры;
  • имеете открытое, незаангажированнное восприятие, опыт наблюдений, анализа и размышлений о людях.

Как видите, не так все просто и не все из нас имеют требующиеся качества. Существует более простой и достаточно объективный метод выявления и оценки выраженности акцентуаций характера – специально разработанные опросники различных авторов, которые в большинстве случаев представлены в виде компьютерной программы. Вам достаточно объективно ответить на все вопросы, и Вы сразу получите результат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: