Внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение людей. 19.05.2014

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Введение 3

Задачи объективной психологии 17

Нервно-психические процессы 24

Общая схема нервно-психических процессов 33

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

О ВНЕШНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ 39

О развитии внешних впечатлений 44

О влиянии внешних впечатлений на другие нервно-психические процессы 49

Анатомо-физиологические условия проведения внешних импульсов 50

Специфичность внешних впечатлений 56

О внутренних или органических впечатлениях 60

О мышечно-суставных впечатлениях 63

О влиянии внутренних впечатлений на нервно-психические процессы 65

О внешних реакциях 69

О развитии двигательной реакции 76

О внутренних реакциях 80

Об аффективных состояниях 89

О взаимоотношении между впечатлениями и реакциями в форме обыкновенных рефлексов 103

О взаимоотношении между внешними впечатлениями и реакциями при посредстве репродуктивных процессов 105

Об отношении между впечатлениями и внешними реакциями при посредстве сочетаний внешнего характера 116

Об отношении между внешними впечатлениями при посредстве сочетаний личного характера 123

Анатомо-физиологические условия сочетательных процессов 126

Общие условия отношений между внешними впечатлениями и внешними реакциями 136

II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РЕФЛЕКСЫ И АВТОМАТИЗМ 145

О внутренних рефлексах 151

О развитии рефлексов 155

О сложных рефлекторных актах стояния и ходьбы 160

ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ 164

Инстинкт, или сложный наследственный автоматизм 164

Определение инстинкта 166

Теория поля к Левина основные понятия. Основные понятия теории поля

Жизненное пространство . Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы . Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции . Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое.

Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам :

  • Принцип связности (событие — всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
  • Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт — это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
  • Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Временная перспектива . Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем — желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент»» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.

Внушение

Этот метод не имеет под собой аргументов и фактов. Он действует на личность иначе. С его помощью можно навязать человеку свое мнение и заставить действовать в ваших интересах.

Внушение бывает прямым и косвенным. В первом случае вы прямо высказываете свою точку зрения и ждете повиновения. Этот метод используется родителями, воспитателями, учителями. Во втором случае выбираются приемы, ненавязчиво подталкивающие к действию. Таким методом пользуются создатели рекламы.

На эффективность внушения влияют следующие факторы:

возраст человека или целевой аудитории;состояние (усталость, утомленность);ваш авторитет;тип личности человека, на которого оказывается психологическое воздействие.

Внушение можно считать успешным, если вам безоговорочно верят и следуют указаниям, не требуя объяснений.

Понятие психологического воздействия

Это сложный и многогранный термин. Если выражаться кратко, то психологическое воздействие – это манипуляция с человеческим подсознанием, которая происходит вопреки здравому разуму. Влияние на чувства и эмоции позволяют управлять поведением человека.

На заре цивилизации навыками психологического воздействия обладали шаманы и вожди племени. Они пользовались примитивными методами: языком тела, интонациями голоса, ритуалами и снадобьями, помутняющими сознание.

По мере развития науки и техники способов манипуляции подсознанием стало настолько много, что каждый из нас пользуется ими ежедневно и не подозревает этого.

Волевое и полевое поведние

К. Левин писал, что человек живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки.

Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое поведение — влиянием внешних объектов.

Полево́е поведе́ние — понятие, введённое Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля) и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, то есть на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

Противоположным данному поведению является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние стимулы.

Рефлексология Бехтерева: актуальность

Итак, что же из рефлексологии Бехтерева можно считать актуальным на сегодняшний день? Во-первых, это стремление Бехтерева представить все изучаемые наукой процессы в исчисляемых единицах. Собственно, сам факт наличия многочисленных тестов по психологии, где результат выдают в цифрах, а потом объясняют его словами, уже говорит об актуальности такого подхода для изучения психологии человека.

Во-вторых, конструктивной можно считать саму идею найти все взаимосвязи между поведением человека, рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями и прочими физиологическими процессами, происходящими в организме. В случае полной реализации задумки это могло бы заметно облегчить диагностику психических заболеваний и помочь безошибочно распознавать разницу между психологическими особенностями человека и симптомами психических расстройств в ситуациях, когда они имеют сходные признаки.

В-третьих, сохраняют актуальность прикладные результаты исследований Бехтерева. В частности, применение гипнотерапии для лечения болезненных зависимостей, алкоголизма, наркомании, неврозов, прочих расстройств.

И, наконец, в рамках развития созданной им науки рефлексологии он изучил и систематизировал огромный пласт информации, которая может быть использована для исследований в самых разных областях: психологии, социологии, политологии, истории и других.

Заметим также, что ныне действующий Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева создан на базе Психоневрологического института, организованного Бехтеревым в далеком 1907 году. Притом, что исследования в области рефлексологии после смерти Бехтерева были фактически прекращены в директивном порядке, институт продолжил работу, выдержав на протяжении своей истории немало переформатирований. Заметим, что в 30-е годы гонениям подверглись многие направления в психологии. Этим процессам посвящена статья «Начало конца поведенческой психологии в СССР» .

В целом, Бехтерев уделял большое внимание организационным формам научной работы и созданию среды для неформального общения и обмена опытом врачей и ученых. Так, на его счету создание Казанского общества невропатологов и психиатров в период, когда он работал в Казани, Общества психоневрологов и Общества нормальной и экспериментальной психологии в петербургский период его деятельности

К слову, практика создания условно неформальных объединений по профессиональному признаку сохранилась в медицине по сей день.

Таким образом, многое из наследия Бехтерева по-прежнему актуально на сегодняшний день. И именно поэтому мы решили воспользоваться информационным поводом и подготовить этот материал в честь 100-летия выхода книги Владимира Бехтерева «Коллективная рефлексология» .

То обстоятельство, что часть идей потеряла актуальность, а часть выглядит упрощенными и даже наивными с точки зрения современного развития науки в целом и психологии в частности, никак не умаляет значения исследований Бехтерева, в том числе в области рефлексологии. Просто потому, что наука и жизнь идут вперед, и это вполне естественно, что какие-то идеи выдерживают проверку временем, какие-то требуют существенных уточнений, а какие-то просто изживают себя. И точно такой же естественной является критика любых новых идей в науке современниками, не готовыми принять новое как таковое или какую-то конкретную идею, теорию, гипотезу.

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.

Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.

Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:

Мы никогда не узнаем, каков другой человек.

Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства»

Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях

Убеждение

Этот метод имеет три составляющих: тезис, аргументы и демонстрация. Сначала вы формулируете конкретную позицию – это тезис, затем формируете аргументы, а в конце с помощью демонстрации убеждаете целевую аудиторию.

Метод очень эффективен, если знать секреты убеждения:

термины и аргументы должны быть предельно простыми и понятными;используйте только те факты, в правдивости которых вы уверены;учитывайте особенности личности собеседника;ведите беседу, не обсуждая других людей;ваша речь должна быть простой, без сложных эпитетов и крылатых выражений.

Большая часть успеха зависит от аргументов, которые вы предъявляете. Эффектом обладают те доводы, которые подкреплены общеизвестными фактами, относятся конкретно к теме беседы, интересны собеседнику и не потерявшие актуальность.

Взаимодействие поведения личности и специфики ситуации

Дискредитировав предпосылки теории черт характера, представители ситуационизма ставили в своих наблюдениях акцент на взаимосвязи среды, в которой осуществляется поведение, и самой реакции человека. Поэтому произошел сдвиг научного интереса в сторону изучения разных социальных ситуаций и соответствующей реакции индивида в конкретных обстоятельствах.

Итоги наблюдений взаимосвязи поведения личности и специфики ситуации не привели к каким-то единым заключениям. Но вывести некую закономерность об условиях, когда более важным критерием будет считаться ситуация, а когда черты характера, все же удалось.

Ситуации будут играть более важную роль, чем внутренние качества человека, когда:

  • контекст ситуации является новым, формальным или публичным;
  • инструкции поведения указаны детально и максимально прописаны;
  • ситуация более важна, чем характер, когда выбора как такого нет, или он очень небольшой;
  • короткая продолжительность ситуации.

Более важными будут является черты характера индивидуума, нежели специфика ситуации, если:

  • контекст ситуации знакомый, неформальный или приватный;
  • отсутствует инструкция поведения или оно слабо регламентирована;
  • значительный выбор возможностей;
  • ситуация более продолжительна;
  • во время анкетирования респондента ожидается развернутый или творческий ответ.

Хотя открытия в социальной психологии и бихевиоризме во многом способствовали изменению научной парадигмы о механизме поведения человеческой природы, доказать какой-либо единственный алгоритм поведения пока не удалось.

Теория поля

Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

  1. Первый из них является то, что поведение идет по совокупности сосуществующих фактов. 
  2. Второй говорит, что эти сосуществующие факты имеют характеристики «динамического поля». Это означает, что состояние каждой из частей поля зависит от всех остальных.

В физике поле — это область пространства, в которой есть свойства, которые проявляются в виде физических величин (температура, энергия и т. д.). Левин использовал концепцию «энергетического поля» из физики в своей теории поля, чтобы объяснить факторы окружающей среды, которые играют роль в поведении человека.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.

Пространство жизни

 Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.

Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.

Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person).

Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса. Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга.

Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Environment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг в эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека

Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один.

Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом

Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована. Если не прямым способом, то через симптом

А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.

Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.

Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.

Обоснование и первые наблюдения

Первые наблюдения о взаимосвязи ситуации и человеческого поведения зачастую приписывают Карлу Марксу за его известное высказывание: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот – бытие определяет сознание». Но кроме самого этого замечания, он не продвинулся в исследовании природы человеческого поведения.

Поэтому отцом ситуационизма считают социального психолога Курта Левина (1890-1947). Его основополагающая идея состояла в том, что соотношение личностных черт поведения и потенциальной ситуации не всегда приведут к одинаковому исходу. Поэтому Левин предположил, что не все факторы дальнейшего поведения могут прогнозировать реакцию человека, поддав этим самым сомнению валидность устойчивой теории черт индивидуума. Этими предположениями он сумел сильно повлиять на развитие предмета социальной психологии, который до сих пор остается актуальным.

Поведение по Левину – это «жизненное пространство», которое включает в себя как функцию личности самого индивида, так и функцию не столько ситуации, сколько субъективного представления каждого об окружающей среде. Левин обозначил равноценное содержание в своей формулировке как интровертных, так и экстравертных факторов, которые влияют на поведение человека, но особый интерес у него вызывали исследования влияния ситуативных факторов и манипуляций (изменение стилей лидерства) на поведение индивида.

Объединяя в своей теории идеи трех китов социальной психологии (ситуационизма, субъективизма и динамизма напряженных систем), Левин сформулировал несколько ситуативных моделей, в которых обстоятельства имеют сильное воздействие на поведение человека (демократический и авторитарный групповой климат).

Другой американский психолог Уолтер Мишель (1930-2018), специализирующийся на теории личности и социальной психологии, в своей книге «Личность и ее оценка» (1968) больше всего делал акцент на отсутствии предпосылок, которые подтвердили бы устойчивость постоянных черт характера независимо от среды. Он утверждал, что сторонники теории черт сильно преувеличивают постоянство и прогнозируемость человеческого поведения в различных ситуациях. Со своей стороны, после многочисленных экспериментальных наблюдений, Мишель заявил, что самой стойкой чертой он считает интеллигентность.

Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

1. Сублимация

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

  1. Осознаёт и принимает эти чувства.

  2. Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему «Под покровом ночи» Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

2. Юмор

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это «идентификация» или «реактивное образование». Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода «юмора», человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.

Используя зрелый юмор, человек ничего не отрицает, и никого, в том числе себя, не высмеивает, он «разглядывает» ситуацию под различными углами, видит её объёмной, выявляет, в том числе, комическую сторону произошедшего. И именно это помогает ему справиться с напряжением, разрешить внутренний конфликт, выйти из стрессовой ситуации.

Дальнозоркость

При дальнозоркости человек видит хорошо вдали и плохо вблизи

Это напрямую указывает на особенность интересоваться тем, что происходит вокруг, и при этом слабо фокусировать внимание на себе и своём ближнем окружении.Дальнозоркие люди не озабочены происходящим у них рядом, дома, в близком кругу, они могут знать, что будет происходить на работе через 2 года, но не помнить, в каком классе учится внук

Также, дальнозоркого человека можно охарактеризовать, как упрямого, догматичного и костного (прямолинейного). Как правило, он рисует себе дальние цели и идет к ним жестко, не воспринимая сопротивления окружающих. Таких людей очень сложно сбить с пути. Они умеют продвигать свою стратегию, невзирая на претензии коллег. В этом их сила и одновременно, слабость.

Дальнозоркость практически всегда является возрастным недугом. Но причина лежит не в старости, а в том, что с возрастом, многие люди костенеют и не хотят менять своих привычек и взглядов. Если послушать их разговоры, то будущее для них уже как-будто определено. Они ведут себя так, как будто они уже всё повидали и ничем их больше не удивишь. То, что происходит рядом и могло бы радовать, их уже не наполняет. Для них жизнь словно становится скучной, а мир и дальнее окружение становятся интереснее.

Люди с дальнозоркостью излишне переживают из-за всего, что происходит вокруг и слишком привязаны к физическому измерению. Из-за этого они не видят своей значимости, приобретенной вместе с опытом за долгие годы.

По статистике у женщин дальнозоркость наступает раньше, чем у мужчин. И это понятно, женщины тяжелее принимают свои возрастные изменения. Им тяжело рассматривать себя в зеркале, видеть, как стареет любимое тело, чувствовать себя все менее привлекательными, они верят, что старение – это только ухудшение. Быть может, еще тяжелее им видеть ситуацию, которая складывается в собственной семье или на работе.

Людям с дальнозоркостью необходимо в-первую очередь научиться радоваться мелочам и принимать себя с любовью, жить здесь и сейчас. Чтобы двигаться вперед, им сначала следует поглядеть себе под ноги и только потом устремлять свой взгляд вдаль.

Не забывайте, что ваше будущее зависит от того, как вы относитесь к своей жизни сегодня. Научитесь принимать людей и ситуации, которые появляются в вашей жизни, и это значительно улучшит ее качество, а заодно и зрение.

Кроме глобальных планов дальнего будущего, стоит включить в свое ежедневное расписание небольшие дела бытового уровня, стараясь при этом еще и получать от них удовольствие. Больше времени проводите с родными и близкими, занимайтесь совместными делами. Это ведь сближает нас и позволяет проживать столь ценные минуты жизни в самом близком кругу!

Будьте здоровы, друзья. Отличного Вам зрения и красивого, ясного взгляда!

Прочитано:
1 195

#Близорукость#Дальнозоркость#Зрение#Миопия#Гиперметропия

Posted By

Механизмы формирования психологических защит

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе)  даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

  1. Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

  2. Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: