Мотивация достижения успеха
Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.
Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.
По сути, он становится человеком:
- Ответственным и продуктивным,чтобы выполнить необходимые задачи на пути к успеху.
- Настойчивым, сосредоточенными обладающим силой, чтобы легко не сдаваться из-за невзгод.
- Посвященным и эффективным, всегда стремящийся к достижению целей наилучшим образом в кратчайшие сроки.
- Организованным и спокойным, со своими идеями, решениями и со всем, что является частью ее целей.
- Оптимистичным и позитивным,чтобы иметь четкое приближение к цели даже в самые критические моменты.
В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.
Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.
Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.
Важно то, что эта мотивация не всегда направлена на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты. Мотивация как таковая уже является частью вас
Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:
Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:
Действия, которые вы собираетесь выполнять, или цели, которых вы стремитесь достичь, должны быть направлены на достижение мечты всей вашей жизни. Если то, что вы делаете — это то, что вы действительно не хотите делать или не способствует вашему счастью, а скорее способствует конформизму, тогда вам очень трудно почувствовать мотивацию сделать это и добиться в этом успеха.
В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.
Помните о разнице между прогрессом и результатами. Ваш ум всегда должен быть сосредоточен на прогрессе, которого вы собираетесь достичь, а не на цели, которую вы хотите достичь. Разница между ними критическая. Если вы думаете о целях, прогресс ничего не стоит, потому что независимо от того, какого прогресса вы добьетесь, если вы не достигли конечного результата, ваш разум считает, что вы ничего не сделали.
- Ваша мотивация должна быть направлена на позитивные для вас вещи, то есть стремление к достижению ваших целей или задач, она должна быть позитивной, например, получение награды или признания, или просто получение того, чего вы хотите. Это может быть мотивация, основанная на негативных вещах, например, что вы должны действовать, потому что в противном случае вы будете наказаны, или вы останетесь без работы, или вы просто будете страдать или чувствовать некоторую боль (внутреннюю или внешнюю) не подчиняясь. Отрицательное подкрепление никогда не приносит пользы, поскольку оно перестает быть мотивацией и становится обязательством.
- Не ограничивайтесь только созданием мотивации, ищите вдохновения. Вы можете рассчитывать на поддержку других людей на своем пути к успеху, или вы можете просто искать некоторую поддержку в опыте других людей через Интернет, книги и т. д.
Читать далее: Почувствуй жизнь по-настоящему — здесь и сейчас
Общие подходы к изучению и формированию мотивации учащихся
Основной задачей формирования мотивов учения выступает развитие личности учащегося, её обученности и воспитанности, а так же обнаружение отклонений в развитии и их коррекция.
В процессе изучения мотивации ребенка очень важно сравнивать его личные достижения, а не прибегать к сравнению его с другими детьми, в том числе и более продвинутыми в учебной деятельности. Учителю и психологу очень важно подходить к формированию мотивации учения с оптимистической гипотезой
Оптимизм может заключаться в том, что каждый ребенок стермится к совершенствованию
Учителю и психологу очень важно подходить к формированию мотивации учения с оптимистической гипотезой. Оптимизм может заключаться в том, что каждый ребенок стермится к совершенствованию
Очень важно формировать мотивацию не только у слабоуспевающих учащихся, а в том числе и у успешно обучающихся. При этом необходимо обязательно учитывать особенности познавательной сферы ребенка
Заключение суждения об ученике должны формироваться в щадящей форме.
В ходе изучения мотивации учения учителю и психологу необходимо обладать психологической грамотностью.
Таким образом формировать мотивацию, значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащихся, а ставить его в такую ситуацию, где эти мотивы будут формироваться и развиваться.
Не поручая ответственных дел нельзя воспитать мотивации.
Прежде чем исследовать мотивы, необходимо установить систему ведущих потребностей, актуализирующих активность человека. Евгений Павлович Ильин рассматривает потребность в нескольких ракурсах:
— потребность, как нужда;
— потребность, как предмет удовлетворения нужды;
— потребность, как отсутствие блага;
— потребность, как необходимость;
— потребность, как состояние.
Мотивы поведения личности
Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.
До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.
Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.
Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:
- В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
- Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
- Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
- При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: самоуважение, признание, одобрение и пр.
- Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.
Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.
Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.
Ценности
Ценности — это важные для нас вещи в этом мире.
Что хотим иметь или что должно быть реализовано в мире. Удовольствие, радость, обеспеченность для меня, справедливость, счастье, равноправие для всех.
По существу ценности — это обобщения о том, какой опыт вам важен. Если он вам нравится и вы хотите его повторения — это ценности, если он неприятный и вы хотите, чтобы он не повторился — это антиценности. То есть антиценности — это важные вещи, которых вы хотели бы избежать: болезнь, опасность, война, предательство, обида.
Убеждения описывают правила работы с ценностями: что нужно для их достижения, чем ценность является, как ценность связана с другими ценностями и так далее. То есть каждое убеждение связано с ценностью или ценностями, а с каждой ценностью обычно связано даже несколько убеждений.
Теории мотивации
Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.
Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла
Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.
По Фрейду, таких инстинктов три:
- жизни;
- смерти;
- агрессивности.
Макдугалл говорил о десяти инстинктах:
- изобретательства;
- строительства;
- любопытства;
- бегства;
- стадности;
- драчливости;
- репродуктивном инстинкте;
- а также инстинктах отвращения;
- самоуничижения;
- самоутверждения.
В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.
Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.
Бихевиористская (поведенческая) теория
В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.
Мотивационная концепция Мюррея
В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.
В перечне потребности:
- достижения успехов;
- аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
- агрессии независимости;
- противодействия;
- уважения;
- унижения;
- защиты;
- доминирования;
- привлечения внимания;
- избегания вредных воздействий;
- избегания неудач;
- покровительства;
- порядка;
- игры;
- неприятия;
- осмысления;
- сексуальных отношений;
- помощи;
- взаимопонимания.
Пирамида Маслоу
Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления
Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах
Теория деятельности Леонтьева
Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).
Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.
Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.
Я-концепция
«Я-концепция»— это динамическая
система представлений человека о самом
себе, в которую входит осознание человеком
своих качеств (физических, эмоциональных,
интеллектуальных), самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на
данную личность внешних факторов.
«Я-концепция» близко к понятию
«самосознание», однако скорее «Я-концепция»
является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает в результате
социального взаимодействия человека
со средой обитания. Среда оказывает
влияние на формирование «Я-концепции»,
однако, затем «Я-концепция» начинает
определять способ взаимодействия
человека с социальной средой.
Положительные и отрицательные мотивы
Человеческие существа естественным образом стремятся к удовольствиям и избегают боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную:
Положительный мотив (награды).
Читать далее: Аддикции — откуда они берутся и какими бывают
Это тип мотива, который вы используете, когда выполняете какое-либо действие по той причине, чтобы получить вознаграждение, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или далеким. Ожидание награды — вот что вами движет.
Отрицательный мотив (избегание боли).
Отрицательный мотив — это наказание. Это происходит, когда предпринимаются действия, чтобы избежать боли или неудачи.
Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при отрицательном мотиве — это то, что если у вас нет под рукой решения, то отрицательный мотив может вызвать беспомощность и депрессию.
Существует разница между отрицательным и положительным мотивом:
- Отрицательный мотив коренится в страхе, а положительный мотив — на служении.
- Разница между отрицательным и положительным мотивом — это разница между выживанием и жизнью.
- Если у вас есть положительный мотив, ваши действия, скорее всего, будут иметь положительный результат. С другой стороны, если вы настроены отрицательно, ваше действие приведет к нежелательному отрицательному результату.
- Отрицательный мотив может нанести вред самому себе, а положительный мотив — уверенность в себе.
- Когда вы убегаете от чего-то, тогда у вас отрицательный мотив, а положительный побежите к чему-то.
Что еще включает система мотивов
Однако структура, приведенная выше, будет неполной, если проигнорировать другие компоненты системы мотивов.
Среди важных элементов, имеющих устойчивый характер, можно выделить:
Установки. Формируются в череде ситуациях, на которые ты, сама того не осознавая, реагируешь определенным образом. И если в самом начале, наличие выбора было осознанным, то с течением времени твои действия приобрели автоматизм, бессознательный характер. Например, ты столкнулась с бездомным – от него пахнет грязью и алкоголем, он просит у тебя деньги.
У тебя возникла острая негативная эмоциональная реакция. Несколько таких встреч могут привести к тому, что в будущем ты будешь отрицательно реагировать не только на бездомных, но и на обычных людей, которые попросили у тебя деньги взаймы. Два элемента слились и сформировали единую установку.
Image by mohamed Hassan from Pixabay
Влечение. Представляет собой бессознательное переживание, ощущение необходимости удовлетворения какой-либо потребности. З. Фрейд говорил о влечении к жизни и смерти, понимая под этим, с одной стороны инстинкты, связанные с размножением, стремлением к самосохранению, с другой, – направленные на разрушение. Но есть и более простая трактовка – человек может испытывать непонятную страсть, желание к другому человеку или объектам окружающего мира.
Влечение носит эмоционально насыщенный характер и часто противоречит сознательным интересам. Вспомни, как по необъяснимым причинам тебя когда-то влекло к какому-либо молодому человеку из параллельного класса. С точки зрения логики, чувство было необъяснимо и, возможно, даже раздражало тебя. Но ты бежала взглянуть на него на переменах, хотела выступить лучше всего, чтобы он заметил тебя, совершала несвойственные себе поступки.
- Интересы. Могут быть заряжены как эмоциональной энергией, так и стремлением узнать новое, разобраться в проблеме. Они всегда осознанны, их можно обсудить, объяснить, ими можно поделиться с друзьями. Отдыхая на море, ты заметила черепашку, копошащуюся в песке. С чем были связаны ее действия, ты так тогда и не разобралась, но, вернувшись домой, начала читать про черепах и однажды стала зоологом.
- При наличии устойчивых интересов часто говорят о появлении склонности. Однако склонность включает не только стабильную заинтересованность, но и определенные способности. Даже если тебе очень интересна математика, но ты просто не можешь считать или с трудом применяешь формулы, о склонности говорить не приходится.
Image by ShonEjai from Pixabay
Убеждения. Эта категория полностью противоположна влечениям и носит сознательный характер. Мало того, человек, убежденный в правильности какого-либо действия или поведения, будет шагать в строго избранном направлении.
Кроме перечисленных элементов, в систему мотивов входят желания, намерения, ценности, мировоззрение.
Литература.
Божович «Избранные произведения», Немов «Психология» 2 том, Ильин «Мотивация и мотивы», выготский
Существуют следующие методы психологического воздействия, в том числе и на ребенка.
Прямое воздействие. Оно включает в себя внушение, убеждение, подражание.
Опосредованное воздействие. Регуляция уровня удовлетворения потребности, включение в определенным образом организованную деятельность.
Трехлетний ребенок манипулирует предметами. У него сенсорный интеллект. Дети старше — ролевая игра, подражают взрослым. Дошкольники — ролевая игра, игра по правилам
Лидия Ильинична Бажвич в своей работе психологические закономерности формирования личности в онтогенезе отмечает, что личность это человек который достиг достаточно высокого уровня психического развития. Психическое развитие ребенка может быть понято в рамках его социализации, усвоение продуктов накопленного опыта.
В своей работе Лидия Ильинична Бажович критикует позицию Алексея Николаевичка Леонтьева отрицая при том принятое в психологии описание развития потребностей в терминах: субъективное состояние, желание, увлечение и аффекты. Она так же критикует и трактовку им мотивов поскольку им недостаточно обосновывается понятие значения и смысл. По ее мнению Леонтьев раскрыл одно из условий способствующих рождению новых мотивов, но не раскрывает причин и процесса формирования мотивов.
Нормативный документ программа диагностики и коррекции.
Лапицкий дал два листика.
Мотивация персонала
К методам мотивации персонала относится система стимулирования работников, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения трудовой деятельности и эффективности труда. В зависимости от управленческой системы и организационных особенностей, применяются различные методы стимулирования.
Для персонала могут применяться поощрительные методы, то есть работникам за качественное выполнение определенной работы в минимальные сроки предоставляются материальные блага. Также могут действовать организационные (административные) методы. Эти методы подразумевают влияние власти, устава, законов или регламента. Применение психологических воздействий подразумевает влияние на сознательность персонала и на его социальные интересы.
Практика показывает, что одним методом воздействовать на весь персонал невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. Одного работника можно мотивировать премией, а другому работнику необходимы административные меры, такие как контроль или указания.
Интерес
Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.
Итак, интерес – это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.
Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.
Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни – это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.
Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.
Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.
А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.
Мотивы и предпочтения.
Обществознание ЕГЭ.
Мотивом называется побудительное желание человека совершать определенную деятельность. Зачастую мотивом выступает желание человека удовлетворить свою какую-нибудь потребность. Мотив выступает основой всех действий и поступков человека. Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.
Потребность – это необходимость человека в том, что поможет ему достойно существовать в обществе. Потребности могут быть как биологически обусловлены, так и вызваны социальными факторами, а иногда и духовными.
Мотив всегда субъективен, в том плане, что у каждого человека свои мотивы для той или иной активности. Один и тот же вид активности человека может вызываться разными потребностями.
Вот, например, результаты опроса школьников относительно их мотивов обучения:
У 59% респондентов мотивом учебы в школе является желание познавать мир; 35% выбрали ответ потому, что так нужно обществу; лишь 5% опрошенных высказались о внешних факторах, влияющих на их выбор в пользу учебы, и 1% высказались о негативном отношении к учебной деятельности.
Мотивы спортсмена: стремление достичь высоких результатов, достижение успеха, самоутверждение.
Мотивы ученого: самореализация, познавательный интерес, материальный мотив, социальный мотив.
Мотивы менеджера: стремление к власти, самоутверждение, материальный мотив.
Мотивы бывают осознанные и неосознанные, внешние и внутренние.
Направленность мотивов личности:
· Личные мотивы — эгоистическая направленность (себялюбие, личные интересы)
· Деловая направленность – направленность на задачу, где мотив связан непосредственно с самой деятельностью.
· Просоциальные мотивы – общественная направленность, мотивы, связанные с интересами других людей (альтруизм)
Эмоциональные мотивы:
1. Страх
2. Самореализация
3. Свобода
4. Любовь
5. Радость
Социальные и нравственные мотивы:
1. Справедливость
2. Порядочность
3. Защита окружающей среды
Предпочтения – это внимание, интерес к чему-то.
Предпочтения также влияют на поведение людей. Так, например, если у человека будет выбор, поиграть в карты или посмотреть фильм, то он выберет то, что ему будет интересней, следовательно, его дальнейшая досуговая деятельность будет зависеть от его предпочтений. Предпочтения человека не устойчивы во времени и могут меняться с возрастом.