От познания универсальных законов развития к исследованию индивидуального случая
Сегодня идеографический подход к изучению психического развития не просто мирно соседствует с номотетическим, но и оказывается все более востребованным как наукой, так и ее практическими приложениями – психологическим консультированием по проблемам развития, обучения и воспитания детей и подростков. Универсализм в понимании развития оказывается недостаточным для перехода от теоретических конструктов к практическим решениям в практике обучения, воспитания, социализации ребенка 11. Возрастание интереса к индивидуальным траекториям развития ребенка требует создания типологии вариантов онтогенетического развития. Все большую актуальность приобретает проблема оснований такой типологии и критериев научной квалификации вариантов развития. Структура и динамика психологического возраста, по нашему мнению, могут составить основу для ее создания. Принцип реконструкции истории развития ребенка, предложенный Л.С. Выготским, является методом исследования индивидуальной траектории развития.
Семейные системные расстановки по Хеллингеру
Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.
В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.
Определение
Бихевиоризм в психологии – это направление, которое трактует поведение человека с точки зрения его внешних реакций, отрицая при этом сознательный компонент личности, ее мотивы и цели, предшествовавшие совершению действия. Представители бихевиоризма (теории среды) считают, что поведение человека формируется только социальными факторами; врожденные склонности отрицаются.
Предмет психологии, согласно теории, состоит в изучении реакции человека или животного, которая появляется в ответ на какой-либо стимул извне; общая схема поведения субъекта: S-R (стимул-реакция).
Бихевиоризм считает объективным только внешние особенности поведения, которые можно наблюдать, а психически процессы, мотивы и внутренние стремления сводятся к субъективным, не имеющим большого значения факторам. Бихевиористы не видят разницы между механизмами поведения человека и животного.
Основателем бихевиоризма является Д. Б. Уотсон, который изучал исключительно человеческие реакции на стимулы, игнорируя субъективные факторы, не поддающиеся внешнему наблюдению (мышление, эмоции, ощущение, восприятие). В дальнейшем идеи Д. Б. Уотсона стали основой для формирования необихевиоризма, основателем которого стал Б. Ф. Скиннер.
Поведенческие конструкции Скиннера отличаются от моделей классической теории среды, но суть явления осталась той же – внутренние процессы психологической структуры, которые невозможно изучить с помощью объективных методов, не могут объективно изучаться или являются недоступными для научного исследования.
Психология наиболее известного представителя необихевиоризма является наукой манипулирования поведением человека путем обнаружения механизмов стимулирования. Сам стимул создается по намеченному плану, а необходимое поведение человека формируется с помощью позитивных и негативных вознаграждений.
Когнитивный бихевиоризм
Особняком стоит когнитивный бихевиоризм. Основные положения сформулировал в 30-годы прошлого века Эдвард Толмэн. Согласно им, при обучении психические процессы не ограничиваются строгой связью «стимул-реакция». Американский психолог расширил цепочку, включив в нее промежуточные факторы — когнитивные представления. Они способны влиять на поведение человека: усиливать или замедлять приобретение привычек. Познавательная деятельность отождествляется с умственными образами, возможными ожиданиями и другими переменными.
Толмэн проводил эксперименты с использованием животных. Например, он предоставлял им возможность найти корм в лабиринте различными путями. Цель в данном случае преобладала над способом поведения, поэтому Толмэн назвал свою концепцию «целевым бихевиоризмом».
Основные принципы и методы исследования
В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:
- Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
- Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
- Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
- Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
- Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
- Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.
Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:
- Субъект не раб своих привычек.
- Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
- Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.
Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.
Теория обмена.
Теория символического интеракционизма получила свою модификацию в виде теории обмена Джорджа Хоманса. По Хомансу, поведение людей есть постоянный обмен ценностями.
Предметами обмена может быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. И поведение человека находится в рамках этой шкалы.
С позиции теории обмена социальное поведение рассматривается как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную и не только) и минимизировать затраты.
Хоманс рассматривает социальную организацию как систему взаимодействующих людей по поводу материального или нематериального обмена.
Данные взаимодействия объясняются следующими психологическими принципами:
1) принцип успеха — чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он повторяется;
2) принцип стимула — вознаграждение за определенное поведение зависит от условий или стимулов и человек стремится воссоздать их;
3) принцип ценности — если вознаграждение велико и ценно, то человек стремится затратить больше усилий ради его получения;
4) принцип «насыщения-голодания» — когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения;
5) принцип «агрессии-одобрения» — если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное, недружелюбное поведение.
6 стр., 2625 слов
Шум: характеристики, действие на человека, нормирование
… связанный с жизнедеятельностью людей, составляет 45-60 дБ. Изменения, возникающие в органе слуха, некоторые исследователи объясняют травмирующим действием шума на … аудиометрии. Последнюю следует проводить спустя несколько часов после прекращения действия шума. Характерным для начальных стадий поражения слухового анализатора, … Действие его на организм человека связано главным образом с применением …
Каждый человек стремится уравновесить вознаграждение и затраты чтобы сделать взаимодействие устойчивым и полезным (приятным).
6
Зачем изучать психологию
Целей может большое множество. Давайте рассмотрим некоторые из них:
- Лучше познать себя;
- Помогать другим людям;
- Выстроить здоровые и экологичные отношения с другими людьми;
- Правильно выходить из конфликтов;
- Адекватно анализировать людей вокруг;
- Спасти человека (друга, приятеля, родственника) от проблем. Например, помочь выйти из абьюзивных отношений, помочь с зависимостями, а также убедить в необходимости обращения к специалисту;
- Работать профессионально и зарабатывать деньги (самостоятельное ознакомление с наукой психологии может стать лишь первой ступеньки к получению высшего образования);
- Переживать правильно свой собственный стресс и травмирующие события;
- Личностный рост.
В целом, целей для изучения психологии много. Они могут компилироваться друг с другом. А также дополняться личностной мотивацией. Например, человек рос в семье, в которой мать применяла физическое и психологическое насилие над ребенком. Чтобы предотвратить порочный круг насилия и нездоровой психики, ребенок начинает интересоваться психологией. Пытается проработать проблему, чтобы не повторить такое же поведение уже в своей собственной семье.
Изучение психологии дает многие преимущества для человека
Психология развития
В рамках изучения человека существует несколько психологических теорий, которые носят трансверсальный характер и результаты которых можно использовать для объяснения многих других областей. Одним из таких направлений является психология развития, которая отвечает за исследование процесса, посредством которого наш разум и наши способности меняются на протяжении всей жизни.
Психология развития включает в себя множество независимых теорий, каждая из которых имеет разные точки зрения и фокусируется на разных областях. Так, например, одним из наиболее важных авторов этой книги является Жан Пиаже, изучавший различные стадии, через которые проходит сознание ребенка, пока не достигнет подросткового возраста; но их выводы ставятся под сомнение другими авторами, которые проводили свои собственные исследования.
Психология развития — одно из направлений, наиболее часто используемых сегодня, особенно в таких областях, как образование или уход за пожилыми людьми.
Движущие силы поведения в представлении З. Фрейда
Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, — сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.
20 стр., 9905 слов
… личность является центральным фактом труда учителя. Структура личности учителя включает: -мотивацию личности (направленность личности и ее виды) -свойства личности … коррекции. Психологический механизм Гальперина. Он предложил … критика не вызывает защитной реакции. 3.Завышенная … . интересов, и энергия ЛИБИДО переносится на … физиологические процессы.Формируется “сверх Я”.(скупость, накопительство …
Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие целиподдержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо -термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.
Вторая группа — инстинкты Смерти или Тонатос — лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.
Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.
Источник — состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.
Цель — инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.
Объект — означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта.
Любой поведенческий процесс может быть описан в терминах:
9 стр., 4317 слов
Теория З. Фрейда
… государств. Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой … на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой …
· Привязки или направление энергии на объект (катексис)
· Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис)
Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.
Недирективный метод психологического консультирования
Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.
В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.
Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.
Роль обусловливания
Бихевиоризм в психологии – это направление, основным принципом которого является закон эффекта, который был сформулирован американским психологом Эдвардом Ли Торндайком, который считал, что последовавшая за поведением реакция определяет вероятность совершения действий повторно. Это выделило подкрепление как решающую реакцию на поведение, усиливая ее связь со стимулом (S – R).
Положительное подкрепление:
- вознаграждение;
- похвала;
- одобрение;
- получение желаемого.
Отрицательное подкрепление:
- замечание;
- болезненные действия;
- наказание;
- критика;
- отсутствие получения желаемого.
Действие подкрепление является механизмом обуславливания, которого выделяют 4 формы:
- Опернантное. Обуславливание происходит с помощью подкрепления определенной произвольной реакции. Поведение субъекта не вызывается; оно должно происходить до того, как будет осуществлено подкрепление.
- Классическое. Обуславливание является научением, при котором первоначально нейтральный стимул начинает ассоциироваться у субъекта с определенной реакцией после того, как за нейтральным стимулом многократно проявлялся другой раздражитель.
- Избегание. В основе этой формы обуславливания лежит подкрепление путем прекращения воздействия неприятного стимула.
- Контробуславливание. Метод контробуславливания основан на трудах известного русского ученого академика Ивана Павлова и его знаменитых опытах с собаками. Контробуславливание состоит в изменении эмоциональной реакции на раздражительный стимул.
Предположения гуманистической психологии
Гуманистическая психология начинается с предположения, что экзистенциальная феноменология является центральной и что люди имеют свободную волю. «Личный агентства» является гуманистическим термином для осуществления свободной воли . Личное агентство ссылается на выбор, который мы делаем в жизни, пути которые выбираем и их последствия.
Потом добавилось еще одно предположение — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека. Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.
Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей. Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя психологический рост, и удовлетворение жизнью. Тем не менее, Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.
Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А
Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира
Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание научной психологии особенно использование психологической лаборатории для исследования человека и поведение животных
Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования . Например, дневник счета, анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения. Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).
Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.
Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.
Ребефинг
Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?
- Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.
- Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.
Трансактный анализ, 1956
История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».
Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.
Развитие поведения в социуме
Социальное поведения играет в жизни человека очень важную роль
Отсюда и важность для социологической науки не только изучение данного понятия, но и детальный анализ его развития
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Замечание 1
Социальное поведение является очень многоаспектным, и включает в себя не только социальные взаимодействия людей между собой, но и взаимодействие человека со всем обширным миром вещей, которые имеют для него свое уникальное значение на каждом этапе развития и социализации.
Развития социального поведения личности или отдельной, более широкой социальной группы напрямую зависит от различных биологических и психологических процессов в организме человека. К таким процессам относится:
- половое созревание,
- уровень и развитие восприятия, осознания, понимания окружающего мира и его процессов,
- развитие памяти и способности к обучению.
Как только у человека формируется собственное мировоззрение, взгляд на вещи и события, интерпретация конкретных понятий, то и осознаются мотивы социального поведения, появляются четко очерченные цели, оценка собственных интеллектуальных, физических и психологических особенностей и возможностей. В этом и состоит суть развития социального поведения – наличие осознанности самого себя и своего места в окружающем мире. Формируется социальное поведение в зависимости от многообразия своих видов, которые мы раскроем в следующем разделе.
Эриксоновский гипноз
Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.
Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.
Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.
Развитие науки в настоящее время
Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.
Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.
Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.
Психоанализ, психоаналитический подход
Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.
Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.
Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.
Методы
Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники — например, опросник «Чувства. Реакции. Убеждения.», разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.
Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:
- арт-терапия — осознание собственного «Я» посредством музыки, изображений, а также в движениях;
- визуализация — осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации;
- аутотренинг по И. Шульцу — путем погружения в себя и диалога со своим глубинным «Я»;
- восточные техники — медитации, йога и другие практики.
Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.
Рефлексологическое направление
Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.
Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».
И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.
В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.
Бихевиоризм
Фото автора Ron Lach: Pexels
Название теории берет основу от английского слова behavior – поведение, и в центре этой теории как раз и находится его изучение.
В рамках этого психологического подхода отрицается влияние бессознательного, каких-либо глубоких внутренних мотивов или защит. Подход основан на простой схеме стимул-реакция, а потому определенное поведение возникает, когда человек получает соответствующий ему стимул.
Этот процесс последователи бихевиористской теории объясняют с двух разных позиций:
- Вслед за И. П. Павловым была развита идея, в соответствии с которым нужное поведение возникает, как только появится стимул с подкреплением. Например, ты говоришь ребенку, что пора идти с прогулки домой и даешь ему в дорогу любимую шоколадку. После чего он соглашается и идет с тобой. Такое поведение называется респондентным. Через несколько аналогичных случаев малыш будет ждать сигнала пойти домой и шоколадку и только после этого согласится пойти с тобой.
- Б. Скиннер предложил другой тип поведения – оперантный. Подкрепление в этом случае дается после того, как человек совершил нужное действие. На прогулке с ребенком ты даешь ему игрушку, которую он очень сильно хотел, но даешь ее только после того, как он уже пошел домой, т.е. совершил действие. Если в предыдущем случае подкреплялся стимул, то в этом – реакция.
Кстати, подкрепление бывает разным. Положительное связано с получением чего-то приятного, например, шоколадки, игрушки ребенком, или премии работником фирмы. О негативном подкреплении может идти речь, когда из взаимодействия устраняется некоторый элемент, и это устранение способствует появлению нужного поведения.
Например, работая в офисе, ты чувствуешь дискомфорт, не можешь выполнять задачи, если знаешь, что начальник постоянно находится рядом и может видеть, что ты делаешь. Как только он уходит, ты обретаешь свободу и начинаешь эффективно работать.
В любой поведенческой цепочке есть две основные закономерности. Одна из них – генерализация. Заключается она в том, что человек воспринимает схожие стимулы, не различает их и выдает одну и ту же реакцию. В случае с малышом ты можешь заметить это, например, когда просто зовешь его куда-то по время с прогулки – на другую площадку, в парк, а он уже ждет, что получит любимую сладость.
Обратное свойство, дискриминация, связано с умением различать схожие стимулы и реагировать на них по-разному.
Что такое бихевиоризм?
По мнению многих исследователей и психологов, бихевиоризм, изучая поведение, как совокупность стимулов и реакций, не способен полностью раскрыть особенности личности человека. А потому со временем из него вышли «дочерние» психологические теории, например, когнитивная терапия.
С точки зрения когнитивистов, на поведение человека влияет его отношение к происходящему.
Существуют определенные установки, из-за которых люди совершают те или иные действия, ошибки. Например, ты привыкла думать о себе, как о бесполезном сотруднике, которого держат на работе по непонятной причине. Со временем ты действительно начнешь действовать неразумно, в полном соответствии со своими убеждениями.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология была отраслью, имевшей большое значение в 50-60-е годы прошлого века. Сначала она возникла как попытка примирить две важнейшие позиции того времени, бихевиоризм и психоанализ, которым, по всей видимости, противостояли почти во всех отношениях.
Гуманистическая психология вместо того, чтобы искать общие объяснения всех явлений, пытается понять личный опыт каждого человека. В то же время он считает, что существуют универсальные явления, такие как любовь, радость, положительные и отрицательные эмоции, мотивация и желание.
С точки зрения гуманистической психологии речь идет о примирении, например, разума и тела. Кроме того, впервые в западной психологии «эго» упоминается в том смысле, в каком оно дано в восточной философии, и речь идет о поиске способа выйти за его пределы.
Одними из самых важных гуманистических психологов были Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Последний разработал теорию пирамиды потребностей, которая вышла за рамки этой тенденции и сегодня используется во многих различных областях.
Заключение
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения всех упомянутых нами теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.
При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации профессиональной деятельности человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одной стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так, же необходимо учитыватьпри изучении именно человеческой мотивационной сферы. Нельзя умалять влияния ни той, ни другой части мотивационной сферы человека, на систему мотивационной направленности личности в целом, так как это может привести к искажению целостного понимания данного вопроса.
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.
При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. Над решением этих вопросов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, этнической и организационной психологии, клинической психологии, психиатрии, то есть тех отраслей психологии, перед которыми стоит задача психологической помощи личности и се частной и профессиональной жизни.
Выделенные ориентиры рассмотрения психологии личности выступают как основа для изучения сложной сети взаимоотношений между природой, обществом и личностью. Они также позволяют обозначить точки приложения усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что они дают возможность представить разрозненные факты, методы и закономерности в контексте психологии личности как самостоятельного направления психологической науки и сферы профессиональной практики.