Что такое раздражительность и как с ней бороться

Что такое агрессия?

Агрессия – это эмоциональный акт, который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то плохое. Хотя не всегда бывает это желание. Но это уже дело силы агрессии. Эта реакция нам нужна от природы. Если посмотреть на животный мир, то у них агрессия направлена на установление своих порядков и на защиту своей жизни.

Очень часто причиной агрессии может стать страх. В таком случае человек или животное выбирает стратегию «нападать». Благодаря этому у него появляются шансы выжить. Также агрессия помогает человеку устанавливать свои порядки и управлять в определенных ситуациях. Более того, для установления власти агрессия просто необходима.

В чем опасность

Агрессия — что это в психологии, понятие

Агрессивность, даже словесная, опасна для носителя. Она истощает ресурсы нервной системы, заставляет переживать, и происходит снижение уровня навыка коммуникации.

Особенно плохо агрессивный человек уживается в семье. Он может специально оскорблять или унижать родственников. Это сильно сказывается на качестве и крепости уз, особенно с партнером.

Вербальная агрессия проявляется в виде угроз, оскорблений, обвинений и т.п. Индивид осознанно делает так, чтобы унизить, сделать больно другому. Сплетни и клевета тоже относятся к видам нападения.

Как избавиться от раздражительности

Всем известно, что выплеск эмоций в некоторых случаях бывает даже полезен. Но зачастую раздражительность переходит все границы и в конечном итоге становится нашей отрицательной привычкой. Здесь необходимо срочное принятие определенных мер.

Порой, чтобы избавиться от источника раздражения нужна радикальная перемена ситуации. Нужно избавиться от человека, вызывающего негативные эмоции, перестать смотреть новости и передачи, способные ввести в депрессию, либо прекратить читать определенную информацию в интернете, которая оказывает отрицательное влияние. Отсюда следует, что иногда для того, чтобы избавиться от чувства раздражительности достаточно просто избавиться от раздражителя.

Но это сработает только в случае единичной ситуации. Бывает и так, что мы убираем источник раздражения, но вместо долгожданного покоя находится новый «нарушитель». Так бывает, когда какой-то объект является своеобразной «грушей» для размещения наших эмоций гнева и недовольства. Поэтому избавление от источника в этом случае не помогает – наши чувства остаются с нами, и подсознательно мы ищем новую причину, которая позволит нам отреагировать то, что с нами происходит.

Возможно, вы обнаружите, раздражающих ситуаций – много. Но все они связаны чем-то общим, это могут какие-то черты характера в других, нарушение вашего личного пространства, нарушение другими взятых на себя обязательств и многое другое.

И здесь встает вопрос, а как вы с этим обходитесь? Умеете ли вы защитить себя от ситуаций, которые являются хронически травмирующими? Можете ли вы донести до другого, что является для вас постоянным источником раздражения и изменить отношения? Можете ли вы минимизировать общение с теми, кто вам неприятен? Умеете ли вы видеть и признавать недостатки характера не только свои, но и других?

Ответы на эти вопросы можно найти самостоятельно или с помощью специалиста. В них очень часто кроется понимание источника раздражительности – а это уже первый шаг к изменению своего эмоционального состояния и избавление от своей раздражительности.

Бывает и такое, что причину своего раздражения найти невероятно сложно. Человек задействован в разных ситуациях, каждая из которых может стать поводом для гнева и агрессии. В этой ситуации специалисты в области психологии рекомендуют каждодневно в течение недели записывать вещи, вызывающие негативные эмоции. Раздражителями могут оказаться абсолютно разные факторы, включая мелочи. Например, придирчивый начальник или очередь в магазине.

Если ситуаций, которые вас раздражают, множество и вы иногда даже удивляетесь силе и резкости собственных реакций, возникающих в каких-то незначительных моментах, — пора искать помощи. Здесь дело будет уже не в ситуации, а либо

  • в особенностях вашей личности, чрезмерной впечатлительности и тревожности (например, очень ранимые люди часто прикрывают внутреннюю беззащитность агрессией),
  • в острой стрессовой ситуации и истощении внутренних ресурсов (повышенная раздражительность может, например, появится, когда необходимо ухаживать за тяжело больным родственником).
  • в вашей готовности к тому, что на вас будут «нападать», критиковать, осуждать, обесценивать ваши взгляды и т.п., а значит – к повышенной готовности реагировать агрессивно и с раздражением,

Признаки и виды психологического насилия

Психологическое насилие, в отличии от физического, не всегда очевидно, так как оно может проявляться не только в форме крика, ругани и оскорблений, но и в виде тонких манипуляций эмоциями и чувствами человека. В большинстве случаев цель того, кто использует психологическое насилие — вынудить жертву изменить свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Однако следует отметить, что есть отдельная категория людей, что применяют психологическое насилие и давление для того, чтобы морально сломить жертву и сделать ее полностью зависимой от своей воли. Чтобы достичь своей цели, агрессоры применяют следующие виды психологического насилия:

Агрессия заключается не в том, чтобы думать о том, как что-то делать с кем-то, или планировать и воображать, как причинять боль или вредить кому-то. Агрессия — это поведение, которое приводит к повреждению или ведет к нему

Не важно, каковы конкретные последствия агрессивного поведения. Это может быть причиной физической боли, повреждения чужого имущества или психологической травмы другого человека

Это может быть все, что вызывает сопротивление и испытывает психический дискомфорт.

Важной особенностью агрессии является целенаправленный характер того, был ли акт причинения вреда кому-либо намеренно, преднамеренно. Случайный ущерб другому лицу, а также ущерб, вызванный небрежностью, не являются агрессией

Однако при определенных обстоятельствах умышленный вред может быть не агрессией. Примером может служить болезненная процедура для врача. Поэтому еще одной неотъемлемой чертой агрессии является намерение, с которым человек сознательно болит другого человека.

Причины появления

У человека злость появляется из-за защитных механизмов психики. Простой вариант – индивид стремится всеми силами отстоять свою правоту. Иногда причинами всему становятся нервное перенапряжение, стресс, усталость.

Поведение человека может меняться на протяжении всей жизни. Иногда у него могут размываться границы морали и нравственности. Отягчающие факторы – наркотическая и алкогольная зависимости, неблагополучная семья. В подростковом возрасте дети больше склоны к агрессии из-за гормональных скачков и сепарации от родителей.

В редких случаях такое поведение появляется из-за дебюта психических расстройств. Тогда возникают проблемы с эмпатией, самокритикой, начинается деструктивное поведение.

Иногда вербальная агрессия является следствием переутомления. Человек копит в себе негативные эмоции, набирает их и подавляет. В итоге любая мелочь может спровоцировать взрыв.

Больше всего к этому склонны люди сангвинического и холерического темпераментов. У этих типов нервной системы процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому человек может легко заводиться и тяжело успокаиваться.

Агрессивный тип личности может развиваться на фоне кризисной ситуации. При отсутствии своевременной помощи все может перейти в стадию саморазрушения: алкоголизма, наркомании и т.п.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Приемы деловой вербальной коммуникации

Помните знаменитый закон джунглей? Он звучит так: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Это отличный образец того, как следует налаживать вербальную коммуникацию, выстраивать диалоги и вести переговоры.

Результативность общения повысится во много раз, если собеседник почувствует в вас родственную душу, увидит, что ваши жизненные ценности и приоритеты пусть и не совпадают полностью с его собственными взглядами, но в целом близки и понятны.

Такой подход перекликается с принципом зеркала, о котором говорилось выше. Вы раскрываетесь перед человеком («зеркалом»), и он в ответ охотно демонстрирует (отражает) свое отношение к вам, вашему поведению, поступкам, словам.

В современном мире данный прием активно используется для проведения всевозможных переговоров и встреч. Подобные мероприятия организовываются в подходящих местах (с учетом интересов участников), создается непринужденная обстановка, где за чашкой чая или кофе (а может быть, и с сигаретой или более крепкими напитками) люди получают возможность свободно и с удовольствием общаться.

И тут главное не забывать об основной цели переговоров. Не стоит слишком напирать на партнера, демонстрировать чрезмерную открытость, граничащую с навязчивостью. В ответ он может замкнуться, и дальнейшее общение станет затруднительным.

Специалисты по вербальным коммуникациям выделяют четыре параллельных уровня, на которых, как правило, идет процесс общения:

  1. Набор всем известных стереотипов и шаблонов (клише).
  2. Реальные события и точные факты.
  3. Мнения участников общения, их собственные суждения и идеи.
  4. Эмоциональные проявления.

Для чего нужны шаблоны, клише? Они дают возможность правильно начинать и заканчивать разговор, выстраивать общение в соответствии с общепринятыми стандартами и нормами. Да, речь идет о стереотипах, заученных ритуалах, однако именно с их помощью вы демонстрируете собеседнику свою открытость, готовность выслушать и принять передаваемую информацию. В начале разговора обычно задают вопрос, излагают собственную точку зрения или озвучивают некий важный факт.

Как завязать разговор? Например, используйте так называемый эффект присутствия. Найдите в окружающей обстановке что-то интересное для обсуждения и заговорите об этом (но не осматривайтесь слишком открыто, делаете это аккуратно, как бы невзначай).

Другая тема для общения – сам собеседник, но такой разговор начать сложнее. Чтобы подтолкнуть партнера к взаимодействию, получить от него ответную реакцию, можно использовать такие словесные обороты: «Как считаете, я прав?», «А вы что об этом думаете?», «Вы согласны?» и т. д.

Как еще можно вовлечь человека в беседу? Заговорите о чем-то интересном, о событиях собственной жизни, прочитанной книге, затроньте любую тему, которая может стать основой для приятного общения.

Непременное условие эффективной вербальной коммуникации – неподдельный интерес к партнеру, его точке зрения

Человеку важно видеть, что вы в нем действительно заинтересованы, и тогда ваше взаимодействие окажется максимально продуктивным.

Как справиться

Существует несколько способов, которые помогут противостоять агрессии. Они придут на помощь при столкновении с хамством на работе или улице. Прежде всего, нужно не реагировать. Не стоит давать никакой реакции: ни положительной, ни отрицательной. Игнорирование – лучший вариант для того, чтобы остановить нападающего.

Нужно не просто молчать, а не показывать эмоции, это уже сложнее. Перестать воспринимать слова на свой счет не так легко. Преодоление себя начинается с признания права другого человека высказывать свое мнение, даже если оно негативное.

Если агрессор не получает эмоциональной подпитки, то ему сложнее продолжать активные нападки. Есть еще один вариант противостояния. Услышав приказы и оскорбления от человека, индивид должен спросить себя: обязан ли он следовать его указаниям, если нет, то можно спокойно спросить, почему агрессор приказывает.

Если нападающий выбирает тактику игнорирования, то можно поступить следующим образом. Право молчания оставляют за ним, но подчеркивается важный аспект: подобное поведение ничего не даст.

Надежные личностные границы являются лучшей защитой от нападения. Для этого развивают самооценку, уверенность в себе и абстрагируются от людей.

Нельзя давать родителям или другим индивидам нажимать на чувства долга и ответственности

Если агрессор применяет тактику запугивания, то стоит задуматься: действительно ли это принесет вред жертве? В случае отрицательного ответа можно не переживать.

Определение вербальной агрессии играет важную роль для сохранения душевного равновесия. Если человек знает, с кем он может столкнуться в жизни, ему легче вырабатывать механизмы самозащиты. Полностью избегать встреч с агрессорами не удастся, но можно снизить ущерб от них.

Что такое агрессия?

Агрессия – это эмоциональный акт

, который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то плохое. Хотя не всегда бывает это желание. Но это уже дело силы агрессии. Эта реакция нам нужна от природы. Если посмотреть на животный мир, то у них агрессия направлена на установление своих порядков и на защиту своей жизни.

Когда выяснилось о наличии издевательств в классе, а также о выявленных основных типах агрессии и распространенности пола среди жертв и агрессоров, все учителя признали их существование, главным образом, посредством «физической и словесной агрессии»; «Поединки»; «Насмешка»; «Презрение, ирония, оскорбления»; «Критика, угрозы»; «Преступления» и «прозвища». Согласно их восприятию, словесные проявления являются тонизирующими, потому что они являются общими для шуток учеников между собой, и они включают в себя шутки и последствия, особенно в моменты, когда они собраны в группу для выполнения некоторой схоластической работы, потому что «ученики в группе они всегда используют методы, чтобы возглавить свою команду, и с этим они ищут известность, уменьшая коллегу, высмеивая его».

Очень часто причиной агрессии может стать страх. В таком случае человек или животное выбирает стратегию «нападать». Благодаря этому у него появляются шансы выжить. Также агрессия помогает человеку устанавливать свои порядки и управлять в определенных ситуациях. Более того, для установления власти агрессия просто необходима.

Кроме того, «студенты обычно любят обозначать своих одноклассников с намерением маркировать их». Точно так же в их сообщении много «плохих слов». Существуют также ограничения в виде нежелательных псевдонимов. Несмотря на различия, сделанные учителями в отношении проявлений насилия в классе, они указали на наличие сочетания словесного и физического насилия, предполагая, что они могут встречаться сгруппированным образом или что они могут появиться в результате Другой, предполагая существование последовательного обострения проводимых агрессий.

Вербальная и невербальная агрессия

Вербальная агрессия – это словесное нападение на другого человека, которое выражается во вспышках гнева, крике, угрозах или других актах, которые только могут нанести психологическую травму другому лицу. Но при этом вербальная агрессия не причиняет вреда физическому здоровью в большинстве случаев.

Она просто неприятна и ей также нужно уметь противостоять. Ведь вербальная агрессия может иногда навредить больше, чем невербальная. Человек может кинуться даже в петлю, огорченный отношением определенного человека к себе. Это, естественно, нехорошо.

Если же человек умеет противостоять вербальной агрессии, то у него открывается второе дыхание. Кроме этого, он еще значительно лучше смотрится в глазах других. Ведь если уметь грамотно парировать нападки со стороны других людей, пусть даже словесных, то такой человек кажется более уверенным в себе. А это свойство личности очень полезно для человека и его достижения успеха.

Чем больше успешен человек, тем больше ему приходится сталкиваться с вербальной агрессией. Ведь у него появляется множество завистников и просто людей, которые не боятся высказывать свое мнение. Если на каждого человека, который проявляет агрессию, обижаться и не знать, как на него реагировать, то можно действительно сойти с ума.

Невербальная агрессия – это действия, которые не связаны со словами человека. С ней человек не так часто сталкивается, так как часто к невербалике могут подключаться слова. Она может быть разной интенсивности и характера, поэтому невербальная агрессия может как причинить вред, так и нет.

Опасность для другого человека невербальная агрессия представляет тогда, когда она является активной. Тогда в ход могут идти различные опасные предметы и прочие вкусности. Если же она скрытая, то она не представляет опасности для человека.

Выражается такая агрессия только в определенных жестах, цвете лица, позе, взгляде. Причем работает правило, что если где-то человек подавляет внешние проявления своей агрессии, то все равно они пролезают в других жестах или позах.

Типы личности агрессивного человека

Неограниченно-агрессивный

Неограниченно-агрессивный тип личности склонен к открытой агрессии, которая не всегда имеет объективные причины. Такое поведение принято называть асоциальным. Эти люди могут легко впадать в ярость, они не думают о последствиях своих действий, не чувствуют опасности. Они импульсивны, склонны к риску, могут нанести тяжелый ущерб другому человеку (как моральный, так и физический), не испытывая при этом угрызений совести.

Чаще всего такие личности становятся преступниками, т. к. отказываются подчиняться нормам и правилам, установленным в обществе. Они несдержанны и непредсказуемы, в связи с чем представляют угрозу для других людей. Такие индивидуумы не склонны подчиняться даже в тех случаях, когда от этого зависят их собственные интересы.

Направленно-агрессивный

Направленно-агрессивный тип личности отличается тем, что устремляют свою агрессию в ту область, где ее проявление может считаться приемлемым (спорт, армия, бизнес, силовые структуры и т. д.). Люди такого типа стараются не выходить за рамки уголовного кодекса, но им не всегда это удается. Они могут причинить вред окружающим, если чувствуют, что останутся безнаказанными.

Садистический

Садистический тип отличается от всех остальных тем, что получает удовольствие от причинения боли окружающим. Если другие типы агрессоров конечной целью ставят свои интересы и победу над оппонентом, то садистическая личность наслаждается самим процессом причинения боли и унижений. Они также любят подчинять своей воле других людей, но если остальные типы личностей считают причинение вреда человеку издержками борьбы, то у садистов это основная цель.

Хищнический (психопатический)

Хищнический или психопатический тип личности является наиболее опасным для общества. Эти люди — искусные манипуляторы, которые изучают слабые места своих жертв, чтобы в подходящий момент совершить нападение. У них отсутствует понятие совести, морали и т. п. Они могут быть жестокими и безжалостными по отношению к другим.

В отличие от остальных типов, они маскируются под добропорядочных граждан, могут быть обаятельными и располагающими к себе личностями. Распознать такое поведение не всегда представляется возможным. Они используют людей в своих целях, считая себя выше всех остальных. Они воспринимают других людей как средство осуществления своих намерений.

Скрыто-агрессивный

Скрыто-агрессивный тип редко проявляет агрессию в прямой форме. Он понимает, что тем самым может оттолкнуть от себя людей и вызвать негативную реакцию в ответ на свои действия. Такие люди злопамятны.

Средства этого вида коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык — как способ общения для людей и передачи информации — появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка — это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно. Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей. Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Кинесика

Кинесика – отрасль психологии, изучающая эмоциональные реакции человека с точки зрения его экспрессивных выразительных движений (телодвижений). В данном аспекте, в качестве основных невербальных средств общения рассматриваются: поза, выразительность жестов, мимика, особенности походки, взгляд. Считается, что информация, которую собеседник хочет донести с помощью речи, может значительно отличаться от реально испытываемых им чувств.

Поза

Позы, принимаемые человеком в процессе беседы, свидетельствуют о его истинных намерениях, красноречивее жестов и мимики. Совладать со своими эмоциями легко, но контролировать позы при общении сложнее.

Современные психологи подразделяют позы на три типа:

  1. Доминирование – человек нависает, старается смотреть сверху вниз, сидит, откинувшись назад, закинув ногу на ногу. Зависимость – индивидуум опускает голову, сидит, плотно сжав колени, теребит пальцы.
  2. Закрытость – оппонент сцепляет пальцы, закрывается путем скрещивания рук, ног, отстраняется от собеседника, отводит взгляд. Открытость – индивидуум, расположенный к общению, отличает расслабленная поза, широкая улыбка, раскрытые ладони, вытянутые ноги, повернутое к собеседнику туловище.
  3. Противостояние – выражается приподнятым подбородком, сжатыми кулаками, раскинутыми либо расположенными на бедрах, боках руками. Гармоничность – проявляется в умиротворенной позе говорящего, его добродушном взгляде.

Жесты

С помощью данных невербальных элементов коммуникативного общения наши предки пытались достичь взаимопонимания еще с древних времен. Движения головы, жестикуляция рук способны передать эмоциональное состояние собеседника – его перевозбуждение, грусть, радость, гнев и пр.

В невербальном смысле язык жестов классифицируют по следующим видам:

  • модальные – передающие отношение участников разговора (доверие/недоверие, одобрение/несогласие, удовлетворение/недовольство);
  • коммуникативные – используются при запретах, утверждении, прощании, приветствии, привлечении внимании и т.д.
  • описательные – выражают эмоциональную окраску в контексте определенных высказываний.

Мимика

Мимические реакции считаются одним из главных показателей истинных чувств собеседника. Согласно исследованиям, если индивидуум сохраняет неподвижность лица, то информация о его личностных характеристиках теряется на 15 %. Психологами отмечены более 20 000 различных невербальных трактовок выражений лица. Основными считаются такие эмоциональные состояния, как:

  • гнев;
  • страх;
  • раздражение;
  • печаль;
  • удивление;
  • радость;
  • отвращение.

При изменении эмоционального состояния у человека начинает динамично меняться конфигурация всего лица, главным образом, губы, брови и лоб.

Походка

Походка олицетворяет жизненную позицию индивидуума. Анализируя стиль передвижения человека можно судить об особенностях его характера, возрасте, самочувствии и даже профессии. По динамике, ритму и амплитуде шага психологи узнают о таких состояниях, как гордость, страдание, болезнь, гнев, решительность, счастье и пр. «Легкая» походка выдает приподнятое настроение, радость, уверенность в себе. «Тяжелая» – характерна для угрюмых лиц, которые находятся в унынии либо состоянии гнева. «Вялая», «плетущаяся» – бывает у страдающих, неуверенных в себе лиц.

Взгляд

Визуальный контакт – невербальный сигнал, являющийся наиболее важным элементом в искусстве общения. Прямой, заинтересованный взгляд располагает собеседника к себе, вызывает симпатию. Слишком долгий взгляд воспринимается как вызов, чрезмерный интерес собеседника. Короткий, наоборот – дает основания полагать, что оппонент неискренен, скрывает информацию. Оптимальным считается – обмен взглядами в 10 секунд.

Также стоит учитывать национальный фактор, к примеру, азиаты (японцы, корейцы) не смотрят часто на лица, европейцы отличаются прямым взглядом. В зависимости от специфики психологи выделяют следующие типы взглядов:

  • социальный – характерен для светского, непринужденного общения;
  • деловой – используется в рабочей атмосфере (при заключении деловых контрактов, собеседовании и т.д).;
  • интимный – олицетворяет заинтересованность, влюбленность и пр.;
  • взгляд «искоса» – может свидетельствовать о враждебности, зависти, критичности, подозрительности.

Глаза способны передавать самые тонкие сигналы эмоционального состояния индивидуума. Сужение/расширение зрачков происходит у человека на бессознательном уровне в зависимости от его настроения и состояния организма. Возбужденный, заинтересованный в чем-либо человек, будет иметь расширенные в 4 раза зрачки. Мрачное, депрессивное состояние приводит к сужению зрачков.

Вербальное общение: функции языка

Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.

В коммуникации есть разные цели: сделать сообщение, выяснить ответ, высказать критику, свое мнение, стимулировать к действию, прийти к согласию и т.п. В зависимости от них строится речь – устная или письменная. Реализуется система языка.

Язык – набор символов и средств их взаимодействия, что выступают инструментом выражения чувств и мыслей. Язык обладает функциями:

  • Этнической – язык у различных народов свой, что является их отличительным признаком.
  • Конструктивной – складывает мысли в предложения, звуковую форму. Когда она выражена вербально, то приобретает ясность и отчетливость. Говорящий может оценить ее со стороны – то, какой эффект она производит.
  • Познавательной – выражает деятельность сознания. Большую часть знаний об окружающей действительности человек получает при помощи общения, языка.
  • Эмоциональной – окрашивает мысли при помощи интонации, тембра, особенностей дикции. Функция языка работает в моменты, когда говорящий стремится передать определенную эмоцию.
  • Коммуникативной – язык как главное средство общения. Обеспечивается полноценный обмен информацией между людьми.
  • Контактоустанавливающей – знакомство и поддержание контактов между субъектами. Порой общение не несет в себе конкретной цели, не содержит полезных сведений, но играет важную роль для дальнейших взаимоотношений, служит основой для возникновения доверия.
  • Аккумулятивной – через язык человек накапливает и хранит полученные знания. Субъект получает информацию, хочет запомнить ее на будущее. Эффективным способом будет сделать запись, вести дневник, однако не всегда под рукой подходящий бумажный носитель. Передача из уст в уста – тоже хороший метод усваивания информации. Хотя книга, где все структурировано и подчинено определенной цели, смыслу, конечно, наиболее ценный источник важных данных.

Письменная речь

Разумеется, можно обойтись и без разговоров даже на деловых переговорах — у нас есть и письменная речь, то есть способ описывать события и явления с помощью букв без использования речевого аппарата.

Но у письменной речи есть ряд существенных недостатков:

  1. Произнести текст значительно проще и быстрее, нежели записать его на бумаге, и время, затраченное на запись, и это не все, собеседнику ведь надо потратить несколько минут на то, чтобы прочесть текст и понять его. В этом случае переговоры могут непозволительно затянуться.
  2. Написанный текст не имеет эмоциональной окраски. Это большой плюс для официальных документов или контракта, но при обсуждении кинофильма, объяснении в любви или выяснении отношений между супругами без эмоций никак нельзя обойтись, а смайлики способны спасти ситуацию лишь частично — они все равно не заменят живой мимики.
  3. Не все языки позволяют в полной мере выразить происходящее на бумаге — если в японском языке существует огромное количество звукоподражаний, с помощью которых можно описать любой звук, от шороха риса в банке до скрипа мокрой подошвы. То в русском или английском языках аналогов не существует, и перенос информации на бумагу зачастую существенно обедняет описания ярких событий.

Классификация

Индивид применяет следующие способы выражения агрессивного настроения:

  • оскорбления;
  • обвинения;
  • нецензурные слова;
  • грубый разговор;
  • угрозы, проклятия;
  • злое подшучивание;
  • клеветнические разговоры;
  • критика без повода;
  • крики, слезы, негативные звуки.

Однако, сами по себе злые слова или нецензурные выражения не могут быть признаком агрессивного поведения, если они не имеют эмоционального посыла, то есть не сочетаются с невербальными знаками, такими как:

  • жестикулирование (сжатый кулак, замахивание рукой);
  • мимика (злобное выражение лица);
  • положение тела (наступательное, возвышающееся);
  • интонации (громкий голос);
  • вторжение в чужое личное пространство.

Вербальную агрессию можно поделить на следующие типы:

  1. Прямую активную. Оскорбления и унижения проявляются непосредственно во время разговора собеседников.
  2. Непрямую активную. Агрессор распространяет сплетни, клевещет на человека за его спиной.
  3. Прямую пассивную. Индивид отказывается разговаривать и общаться с человеком.
  4. Непрямую пассивную. Выражается отказом защищать незаслуженно обиженного, давать показания в его пользу.

Если прямую агрессию распознать легко, то скрытая не всегда обнаруживается.

Так как обидчик в непосредственном общении может быть доброжелательным и вежливым.

Формами скрытого агрессивного поведения являются:

Осуждение, критика. Агрессор постоянно критикует собеседника под видом желания помочь. А хвалит так, что его похвала играет против оппонента.

Шутки. Индивид постоянно подшучивает и представляет это как просто веселье. Однако, он это делает при других людях, а не наедине, что свидетельствует о его злом умысле.

Противоречие

Неважно, что говорит собеседник, агрессор всегда будет противостоять его мнению.

Принижение заслуг. Даже если человек удостоен высоких наград, агрессор постоянно будет утверждать, что это было очень легко и награда получена незаслуженно или «по блату».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: