Откуда у вас такие картинки? полный гид по психотерапии

Парадокс критянина и судьбы несчастных философов

Но если Эпименид лжет, то, значит, его утверждение истинно? Но тогда он не является жителем Крита. Однако, согласно условию софизма, Эпименид – критянин, а значит… Все это значит только одно – мыслителю предстоит снова и снова ходить по замкнутому кругу. И не только ему. Известно, что стоик Хрисипп написал три книги, посвященные анализу этого примера софизма. Его известный коллега по имени Филет Косский не смог одолеть логической задачи и наложил на себя руки.

А знаменитый логик Диодор Кронос, уже будучи в преклонных годах, дал обет – не есть до тех пор, пока ему не удастся решить эту задачку. Об этом случае пишет Диоген Лаэртский. По свидетельству историка, когда мудрец Диодор находился при дворе Птолемея, ему было предложено решить этот софизм. Так как справиться с ним философ не смог, то Птолемей прозвал его Кронос (в переводе это слово не только обозначает имя древнего бога времени, но и просто «глупец, болван»). Ходили слухи, что Диодор погиб то ли от голода, то ли оттого, что не смог выдержать подобного позора. Таким образом, кому-то слишком серьезное восприятие софизмов стоило жизни. Однако не стоит уподобляться древним философам и воспринимать софизмы слишком серьезно. Они являются хорошими упражнениями для развития логики, но ради них не стоит рисковать карьерой, а уж тем более жизнью.

Специальные методики

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения — изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми

Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
Пагубные зависимости

Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Психодинамический подход

Начало этой модели объяснения расстройств психической жизни человека положил ортодоксальный психоанализ Зигмунда Фрейда.

Парадигма: структура-функция, позитивизм.

Источником расстройств является психологический конфликт и травматические переживания, особенно с раннего детства. Процесс подавления конфликтного и травмирующего содержания уводит их от сознания, но они проявляются через симптомы болезни.

Способ устранения симптомов – полное понимание и интерпретация защитных механизмов эго. К методам терапевтической работы относятся: поиск символического подхода к конфликту (значение симптома), анализ сновидений, анализ свободных ассоциаций и ошибочных действий.

Поиск символического подхода к конфликту

Представители направления: Зигмунд Фрейд, Карен Хорни, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Гарри Стек Салливан, Анна Фрейд, Эрик Эриксон.

Примеры терминов: бессознательный процесс, регресс, сопротивление, инсайт, проекция, Эдипов комплекс, кастрационная тревога, отрицание, перенос, фиксация.

Приемы психологического воздействия

15. Наглый человек

Вы можете заставить человека почувствовать себя неуютно, если будете смотреть на линию роста его волос во время разговора. 

Эта хитрость поможет поставить собеседника на место, когда это необходимо.

16. Симпатия

Когда вы находитесь в группе людей, и кто-то рассказывает шутку, понаблюдайте, кто на кого смотрит. В такой ситуации, мы склонны инстинктивно смотреть на человека. который нам ближе всего или нравится.

17. Попросите об одолжении

Хотите, чтобы человеку вы больше нравились? Попросите его что-то для вас сделать. Известно, что людям, которым вы оказываете услугу, вы нравитесь больше. 

Это работает, потому что мозг старается рационализировать: раз человек оказал вам услугу, вы ему нравитесь.

18. Зовите по другому имени

Хотите, чтобы человек относился к вам определенным образом? Вы можете этому поспособствовать, называя его определенным образом.

Например, если вы хотите, чтобы человек был с вами дружелюбным, зовите его именем, которое ему нравится. Если вы хотите, чтобы между вами были чисто профессиональные отношения, можете называть человека по его званию.

19. Не исправляйте людей

Когда человек неправ, сохраняйте молчание. Как правило, это не имеет значение, и исправляя его, вы создаете атмосферу негатива и плохого впечатления. Но если ситуация требует, чтобы вы высказались, начните расспрашивать его об их ответе. 

20. Помни меня

Наши воспоминания непостоянны. Мы склонны помнить начало и конец чего-то, в то время как середина остается размытой. 

Старайтесь не оказаться в середине, чтобы произвести впечатление. Когда вы знакомитесь с новым человеком, будьте первым или последним. То же самое можно применить на собеседованиях.

Если вы идете на свидание, постарайтесь выбрать начало или конец дня. И, будучи на свидании, постарайтесь произвести впечатление в начале или конце свидания.

22.  Несогласие

Исследование показало, что, когда собеседник с вами не согласен, вам нужно говорить быстрее, чтобы у человека было меньше времени обработать то, что вы говорите.

23.  Как получить согласие

Люди, которые испытывают страх, а затем чувство облегчения, как правило, потом положительно отвечают на просьбы. Например, люди, которые слышали свист невидимого полицейского при переходе улицы, чаще соглашались ответить на опрос, чем те, кто ничего не слышал.

24. Выгодное предложение

Во время переговоров сосредоточьтесь на вашем собеседнике и на том, что он получит после того, как заключит сделку. Например если вы хотите продать машину, вы можете сказать «Я даю вам нашу машину за $10 000» вместо «Я хочу $10000 за эту машину».

25. Свобода выбора

Когда вы даете человеку свободу выбора, это повышает ваши шансы на то, что он сделает то, что вы хотите. Вы также можете добавить, что «но ты не обязан это делать».

С какими заблуждениями работает когнитивно-поведенческая терапия

  • Зависимый думает об одобрении со стороны других, но не часто – о семейных проблемах и интересах членов семьи.
  • Он враждебно и с недоверием относится к окружающим, не ждет от них ничего хорошего. Ждет подвоха. В тяжелых случаях наблюдаются мания преследования и фобии.
  • Винит в зависимости не себя, а других людей или обстоятельства. Например, «было неудобно отказаться от выпивки на корпоративе».
  • Думает, что проще избежать жизненных ситуаций, чем потом отвечать за принятые решения. Является сторонним наблюдателем, не предпринимает никаких действий, чтобы наладить свою жизнь.
  • Верит в силу прошлого. Живет в сожалениях о себе и своем поведении. Поэтому в начале лечения пациент боится дальнейшей социальной жизни: вдруг с ней все будет плохо из-за того, что он бывший наркоман?

История[ | ]

Если довериться записям Платона, Сократ обратился к такого рода дискуссиям после того, как Херафонт, который в молодости был другом Сократа, посетил дельфийскую пифию, которая подтвердила, что нет человека на свете мудрее, чем Сократ.

Сократа озадачила столь высокая оценка, которой он удостоился от дельфийской прорицательницы: он не считал себя мудрым, но и не мог допустить, что бог лгал, ибо это «не пристало ему».

После долгих колебаний и раздумий Сократ решает проверить истинность прорицания. Он прибегает к эксперименту, заключающемуся в сравнительном анализе себя и других людей, которые считаются мудрыми или являются мастерами своего дела. В основном он применял свой метод к идеям, которые не имели конкретного определения, например к основным моральным принципам того времени: благочестие, мудрость, мужество, справедливость, сдержанность. Такое испытание обличает неявные моральные убеждения собеседника, принося несогласованность и противоречивость в его убеждения.

Сократ вступает в беседу с различными видными людьми Афин, поэтами, ремесленниками, о чём нам повествуют ранние диалоги Платона, например «Евтифрон», в котором Сократ поднимает вопросы морали и эпистемологические проблемы.

В результате эксперимента Сократ свёл прорицание предсказательницы к следующему: «А на самом деле мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем для примера, всё равно как если бы он говорил, что из вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость

». Иначе говоря, пифия назвала Сократа мудрейшим из людей, потому что он обладает знанием своего незнания, то есть «знает, что ничего не знает» — в то время как остальные, не подозревая о своем незнании, считают себя мудрыми. После чего Сократ решил нести это знание в народ: «Ну и что меня касается, то я и теперь, обходя разные места, выискиваю и допытываюсь по слову Бога, не покажется ли мне кто-нибудь из граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу поддержать Бога и показываю этому человеку, что он не мудр».

К V веку до н. э. было 2 типа философов: философы и те, кто обучал философии и риторике. К первым относился Сократ, ко вторым — софисты. «Диалектическое искусство» софистов было искусством убеждать, искусством спора, искусством аргументации, направленным лишь на победу в споре и ни на что иное. Целью же Сократа всегда была истина, а не желание выигрывать спор любой ценой (прав ты или не прав), как это было принято у софистов, скорее не проясняющих, а наоборот, затемняющих предмет обсуждения, дискуссии, спора. Метод, с помощью которого Сократ показывал истину, был назван методом Сократа.

Публикации

Категория: Здоровье (continued) Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины
Метод синектики: особенности и применение на практике
Метод системного анализа: основные подходы и применение
Методика мозгового штурма для себя лично: как использовать?
Методология scrum: эффективное управление проектами
Минимализм в жизни и в вещах: с чего необходимо начать?
Модель принятия решений врума-йеттона: для руководителей
Мотивация к бизнесу: для его начала и развития
Мужские качества которые ценят женщины: 20 незаменимых
Нарративная психология: что это такое и какие приёмы используются?
Невербальное общение между мужчиной и женщиной
Нет смысла в жизни что делать: самые эффективные методы
Обидчивый человек: кто это и как перестать им быть?
Оптимист – кто это такой и можно ли им стать: все плюсы и минусы
Основные инструменты планирования деятельности человека
Память в психологии: основные виды и интересны факты
Поднимись сам, что бы помочь другим: эгоизм или нет?
Позитивное мышление: 10 упражнений из психологии
Популярный способ медитации не требующий специальной подготовки
Правило 6 рукопожатий: что это и как работает?
Правило трёх да: техника и примеры выполнения
Признаки абьюза со стороны родителей: как отличить?
Проблема самореализации личности и как её решить?
Психосоматика и болезни: бастион организма требует защиты
Пунктуальный человек: кто это и как стать такой личностью?
Рабочее место дома: как правильно организовать?
Разумный эгоизм: теория и основная концепция
Расставание с любимым мужчиной: как вернуть или забыть навсегда?
Рациональное мышление: основные принципы и способы развития
Ревность женщины: причины возникновения и советы по избавлению
Речевой этикет: основные нормы и правила соблюдения
Самогипноз и активное самовнушение: 5 методик
Самоконтроль человека: 8 упражнений для его развития
Самые полезные приложения андроид для саморазвития
Симптомы хронической усталости: диагностика и лечение
Синдром отложенной жизни: почему не стоит откладывать жизнь на потом?
Синдром стендаля: поразительная сила искусства
Скучно жить, что делать: 8 простых рекомендаций
Социальные потребности человека: виды и способы удовлетворения
Стоит ли прощать измену близкого человека: советы психолога
Сторителлинг: 10 методов успешного применения
Творческий кризис: причины и способы преодоления
Теория альдерфера: мотивация и потребности человека
Техника визуализации желаний пошагово: лучшие методы
Топ фильмов меняющих сознание и смысл жизни: список
Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства
Умение прощать: важно ли этому учиться?
Упражнения для улучшения дикции в домашних условиях
Факты о сне: 17 удивительных фактов о которых мало кто знает
Физиологические потребности человека: виды и примеры

Плагин написан dagondesign.com

История возникновения

Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии. Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности

Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.

Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.

Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.

Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.

Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.

Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:

  1. большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
  2. 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
  3. ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.

В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:

  • Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
  • Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
  • А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
  • Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
  • Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!

Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.

Майевтика

Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее – к осознанию собственного невежества. В результате перед нами оказывается то, что в философской науке называется «сократовской иронией», а затем и сама майевтика, называемая Сократом «повивальным искусством» — искусством преодолевать противоречия для того чтобы найти истину.

Понятие «майевтика» происходит от греческого слова «maieutike», означающего «повивальное искусство». Оно является своего рода метафорой, посредством которой Сократ раскрывал смысл своей модели философствования, где сократический диалог противопоставляется софистическому.

Сократ рассматривал майевтику как вид повивального искусства, которое он унаследовал от своей матери, но с той лишь разницей, что от бремени он помогал избавиться не женщинам, а мужчинам, которые рождали не детей, а знание. Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват.

Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души. Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.

На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный человек или политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Интересно то, что вначале он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил ему множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший, на первый взгляд, вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующий вопрос и снова ждал ответа. Далее он задавал новый вопрос, и всё это заканчивалось тем, что, отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил тому ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ, пребывая в совершенно спокойном состоянии, отвечал на это, что он ничего не знает, а затем мирно удалялся.

Кто такой Сократ

Афины. 469 год до нашей эры. Во время праздника фаргелии, проходившем в месяце фаргелионе (май-июнь), так и получившем свое название, Сократ появился на свет. Праздник проходил в честь бога Аполлона, олицетворяющего нравственную чистоту. Афиняне считали это торжество днем очищения и искупления. Последователи учения Сократа находят это символичным. Считают, что вся его жизнь тесно связана с культом нравственной чистоты.

Родители Сократа были бедными простыми людьми. Софрониск,отец Сократа, занимался ремеслом скульптора-каменотеса. Финарета, мама будущего философа, была повитухой. Повивальные бабки помогали младенцам появляться на свет, то есть были кем-то, вроде акушерок. Позднее Сократ будет считать, что недалеко ушел от матери.

Юные годы Сократ провел подмастерьем в мастерской своего отца. Еще будучи мальчишкой, он уже выделялся нетипичной в те времена добротой, дружелюбием, достоинством и независимостью. 

У Сократа был старший брат. Согласно действующему в Афинах закону, все имущество отца после его смерти полагалось старшему брату. Возможно именно это объясняет отсутствие склонности к накоплению материальных благ у мыслителя.

Юноша, с необычайно чистой душой привлек внимание Критона, одного из богачей Афинского полиса. Критон дал ему денег, чтобы будущий философ смог получить образование

В 20 лет Сократ оказывается участником Пелопоннесской войны, где он прослыл храбрейшим из воинов.

Сократ дважды связывал себя узами брака. Хотя счастливой его семейную жизнь сложно назвать. Бедность на грани нищеты, слабый интерес к собственной семье. Вторая жена-Ксантиппа стала вечной героиней анекдотов в роли сварливой и докучливой скандалистки за свою любовь к прилюдному выяснению отношений. Однако, она подарила ему четырех детей. Была преданной своему мужу до  самого конца.

Медитация – метод психотерапии

Однако для достижения более глубокого эффекта рекомендуется медитировать под руководством опытного наставника. Существуют специализированные центры, где практикуются медитативные техники вместе с учителем. В психиатрических клиниках медитация является одним из наиболее действенных способов при оказании помощи пациентам. Медитации благотворно влияют на нервную систему человека, и в сочетании с классическим лечением, способствуют более быстрому выздоровлению.

Американские психиатры проводили эксперименты относительно влияния медитативных практик на здоровье человека и выявили, что после двух-трех месяцев регулярных медитаций пациенты наблюдали значительное улучшение самочувствия. Так, страдающие бессонницей отмечали, что проблема стала мучить их гораздо реже, люди с фобиями и паническими атаками признавались, что чувство страха и тревожности постепенно снижалось, и даже пациенты, больные шизофренией чувствовали положительные изменения своего состояния. Таким образом, следует заключить, что медитация действительно обладает уникальным оздоровительным эффектом, особенно, если заниматься регулярно и под опытным руководством

Однако применять этот метод в психотерапии необходимо с осторожностью. Ведь если преувеличить дозу лекарства для душевнобольного пациента, весьма вероятно ухудшение его состояния

Несмотря на то, что медитация не имеет ничего общего с медикаментозным лечением, в больших количествах она также может нанести человеку вред

Кроме того, возможны такие ситуации, когда пациенты агрессивно реагируют на исчезновение симптомов своих болезней в результате медитации, поэтому к каждому пациенту так важно иметь индивидуальный подход

В психиатрической среде медитация также известна как одна из ступеней аутогенной тренировки, которая направлена на восстановление душевного равновесия человека. В России этот метод начали применять в 50-е годы, тогда как впервые он был предложен немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем уже в 1932 году. Такие занятия чаще всего проходят в группах, они состоят из нескольких стандартных упражнений, которые способствуют полному расслаблению и сосредоточенности. Занятия также предусматривают беседы об особенностях функционирования нервной системы человека. Нужно отметить, что кроме регулярных занятий с врачом, пациентам необходимо выполнять некоторые упражнения самостоятельно. Для получения видимых результатов, медитация требует довольно серьезного подхода, поэтому разумнее всего заниматься под руководством опытных восточных учителей, которые смогут рассказать о всех тонкостях и раскрыть все секреты практики.

Вероятно, в дальнейшем, когда эффект медитативного метода в психотерапии будет достаточно изучен, специалисты смогут раскрыть максимальный потенциал и применение его на практике будет ещё более успешным. В любом случае, можно с уверенностью полагать, что польза медитации, несомненно велика. Ведь большинство психических отклонений возникает по причине неприятия своего «Я», а медитативные упражнения направлены на нормализацию самооценки, они помогают человеку принимать себя таким, какой он есть. Данный психотерапевтический метод – особый ключ к самопознанию человека, который может помочь ему в его борьбе с неуверенностью, страхами, тревогами, затяжными депрессиями и другими психологическими проблемами. Медитация направлена не только на работу с психикой человека, но влияет и на физиологию, она активизирует энергию и жизненные силы, необходимые для благополучного существования.

Парадокс деревенского парикмахера

Другой известный логический парадокс, обнаруженный в начале 20 века английским философом, логиком и математиком Бертраном Расселом, – это парадокс «деревенского парикмахера».

Представим себе, что в некой деревне есть только один парикмахер, бреющий тех ее жителей, которые не бреются сами. Анализ этой незамысловатой ситуации приводит к необыкновенному выводу.

Зададимся вопросом: может ли деревенский парикмахер брить самого себя? Рассмотрим оба варианта, в первом из которых он сам себя бреет, а во втором – не бреет.

  • Допустим, что деревенский парикмахер сам себя бреет, но тогда он относится к тем жителям деревни, которые бреются сами и которых не бреет парикмахер, следовательно, в этом случае, он сам себя не бреет.
  • Теперь предположим, что деревенский парикмахер сам себя не бреет, но тогда он относится к тем жителям деревни, которые не бреются сами и которых бреет парикмахер, следовательно, в этом случае он сам себя бреет.

Как видим, получается невероятное: если деревенский парикмахер сам себя бреет, то он сам себя не бреет; а если он сам себя не бреет, то он сам себя бреет (два противоречащих суждения являются одновременно истинными и взаимообуславливают друг друга).

Парадоксы «лжеца» и «деревенского парикмахера» вместе с другими подобными им парадоксами также называют антино́миями (греч. antinomia – «противоречие в законе»), т. е. рассуждениями, в которых доказывается, что два высказывания, отрицающие друг друга, вытекают одно из другого.

Считается, что антиномии представляют собой наиболее крайнюю форму парадоксов. Однако довольно часто термины «логический парадокс» и «антиномия» рассматриваются как синонимы.

Суть подхода

Сформулированный Сократом метод используется по сей день для ведения диалога. Философия подхода проста: чтобы получить содержательный ответ, нужно задать обдуманный вопрос, помогающий направить мысли собеседника в нужное русло.

Используя методику, задающий вопрос как бы заставляет отвечающего думать

Способ актуален для общения с людьми любого возраста, пола и национальности, важно лишь понять, как правильно его использовать

История техники достаточно интересна. Сократ, вступая в диалог, позиционировал себя как несведущего в теме обсуждения, и начинал задавать вопросы. Продуманные заранее вопросы позволяли узнать, насколько собеседник последователен в своих суждениях, умеет ли он делать логические выводы. Нередко оказывалось, что человек противоречит сам себе и путается.

Целью философа было не унижение, а ясность мысли. Он помогал ученикам извлечь имеющиеся знания с помощью наводящих вопросов:

  1. Использовал тезис собеседника (чаще всего относящийся к вопросам нравственности и бытия).
  2. Находил и указывал на противоречия.
  3. Демонстрировал собственную неосведомлённость.
  4. Используя наводящие вопросы, заставлял человека прийти к правильным выводам самостоятельно.

Звучит немного сложно. Сейчас метод адаптировали и расширили,  он используется не только для дискуссий о добродетелях.

ПрименениеСейчас сократические вопросы используются в разных типах дискуссий для того, чтобы:

  1. Направить мысли собеседника в нужное русло.
  2. Помочь собеседнику осознать свою роль в обсуждении.
  3. Сконцентрироваться.

Из-за этого способ актуален в разных нишах. Его часто используют педагоги, причём без возрастных ограничений, как для школьников, так и для студентов. Разумеется, сократические вопросы используются и в психотерапии.

А некоторые модификации можно применять даже в повседневной жизни. Они помогают вести диалог более продуктивно, в некоторой мере даже переманивать собеседника на свою сторону.

Психотерапия

Метод Сократа очень активно используется в когнитивной и других видах психотерапии. Он позволяет помочь пациенту пересмотреть некоторые вещи, найти корень своих проблем и скорректировать взгляды.

Здесь особенность заключается в том, что психотерапевт заранее готовит вывод, к которому должен прийти пациент. Потом он достраивает к нему наводящие вопросы и задаёт их, иногда таким образом, чтобы ответы были только положительными.

При этом практикующие психологи и психотерапевты могут комбинировать и несколько видоизменять методику, убирать или добавлять некоторые этапы. Традиционно терапия делится на:

  1. Интервью.
  2. Слушание.
  3. Выводы.
  4. Аналитические вопросы.

Убеждение

Выше мы упомянули о такой модели общения, при которой собеседник даёт позитивные ответы на все вопросы. Эта модель ведения диалога в упрощённом виде очень часто используется в повседневной жизни и наверняка знакома многим из вас.

Суть в том, чтобы правильно распределить вопросы. Первые два — те, на которые ответ наверняка будет положительным. Третий — главный, передающий всю суть обсуждения. Можно встретить загадку-ловушку, построенную именно на этом методе: собеседнику быстро задают четыре вопроса с очевидными ответами и пятый, отличающийся от них, но с отрицательным ответом. Чаще всего человек путается и отвечает неправильно.

Конечно, в ходе реального спора всё немного сложнее. Вопросы должны быть взвешенными и точно относиться к предмету обсуждения.

Важно:

  1. Метод Сократа помогает предотвратить споры или, по крайней мере, делает их более взвешенными.
  2. Нужно слушать и слышать собеседника, а не вести монолог.
  3. Применение метода ограничено, об этом стоит помнить.

Действительно, вопросы Сократа дадут эффект далеко не в каждой ситуации.

Когда метод Сократа не сработает?

Некоторые явления мы понимаем интуитивно или через чувственный опыт. Любовь, справедливость, доблесть, о которых рассуждал Сократ, могут восприниматься людьми по-разному. В субъективных понятиях не всегда присутствует логика, и в зависимости от ситуации вы рискуете выйти из спора ни с чем.

Например, это касается вопросов веры и религии. Помните о том, что наши представления о мире формируются в зависимости от окружения, культуры, в которой мы живём, соответственно, опыт может сильно различаться.

Выдача доказательства или опровержения части тезиса за доказательство или опровержение всего тезиса

«Вы утверждаете, что все эти станки исправны; я исследовал два из них, и оба оказались неисправными; значит, все они неисправны». Этот неверный логический ход называется также поспешным обобщением или неправомерной индукцией. Правильно было бы сказать: «Некоторые из этих станков неисправны», т.е. перевести утверждения из категории общих в частные.

Если неизвестно, все станки неисправны или только часть, следует сказать: «По меньшей мере, некоторые (или конкретно — два, три и т.п.) из них неисправны». Приписать то или иное качество всему данному множеству (народу, социальной или религиозной группе, партии и т.п.) либо только его части — абстрактной («некоторые из…») или конкретной (с указанием числа или списка имен) — это совершенно разные вещи.

Заявления типа «Все русские — лодыри и пьяницы» или «Все американцы — глупые идиоты» указывают лишь на глупость их сказавшего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: