Онтопсихология (А.Менегетти)
А. Менегетти
(р. в 1936) – итальянский. психолог, психотерапевт, основатель школы и Между
нар. ассоциации онтопсихологии (1970). Психологи, объединенные идеями этой
школы, разрабатывают методы психологической и психотерапевтической помощи
пациентам в решении их психосоматической проблем. Теоретико-методологической.
основой для онтопсихологии являются работы Адлера, Фрейда, Юнга, Роджерса,
Маслоу, Мэя и др.
Онтопсихология или
«психология бытия», рассматривает человека как активного субъекта
жизни, выделяя два способа его отношения к жизни: 1) как к неуправляемому
стихийному процессу, в котором необходимо бездумно подчиняться доминирующим
тенденциям или воле большинства; 2) как к сознательному поиску и творению себя,
своей жизни и жизни общества. Гл. целью онтопсихологии является выработка у
человека этого второго рефлексивного, творческого, нравств. отношения к
собственной жизни.
Онтопсихологи
полагают, что в основе человеческой природы лежит строго определенный замысел,
который и обусловливает индивид, своеобразие человека, создает рамки его
самореализации. Сущность этого замысла определяется энергетическим ядром Ин-се
(априорный порядок, сущность в себе), образующимся собственной волей и
проявляющим себя во всех физич. и психических процессах человеческого
организма. Ин-се – внутренняя сторона любого действия, знания и представления
человека Оно проявляется в сознании, сомнениях, воле, неудовлетворенности,
сновидениях, здоровье, болезни, симпатии, антипатии, юморе, темпераменте,
инстинктах, желаниях и др. Воплощаясь в повседневной жизни, Ин-се остается
трансцендентным. Его истоки в вечности, и оно всегда несет положит, заряд.
Человеческое
сознание должно угадать этот код природы, стать максимально адекватным ей.
Однако в каждом конкретном случае человеку трудно установить контакт со своим
Ин-се из-за деформирующего влияния воспитания и культуры. Сформировавшиеся
фильтры восприятия, как кривое зеркало, искажают реальность и приводят к
саморазрушению. Деформирующим влиянием, как считает Менегетти, обладает также
существующий в мозге человека монитор, функцией которого является коррекция
истинной информации о жизни, производящаяся в угоду др. форме жизни,
параллельно сосуществующей с нашей планетой. Монитор отклонений тоже проявляет
себя в целом наборе негативных ощущений, которые воспринимаются человеком как
холод, страх, ограничение пространства и др.
Определенный
отпечаток на поведение личности накладывают такие своеобразные психических
структуры как комплексы – прижизненного формирования, складывающиеся в детстве
в зависимости от характера любви, которую получал ребенок
Немаловажное
значение имеет т. н
семантическое поле, трактуемое как форма энергии,
конфигурация бытия, в которой реализовалось единство времени, пространства,
взаимодействия человека с окружающим миром в динамическом развитии. Изучение
всех нюансов семантического поля позволяет глубже понять человека, знать о
любом действии, видимом или невидимом, имеющем к нему отношение.
Личность
становится сознательной уже после того, как она сформирована др. личностями:
семьей, школой и др. Как позднее образование сознательно-логическое
«Я» не в состоянии самостоятельно постичь все с ним происходящее. Тем
более, что из представленной структуры личности следует, что люди в основном
являются продуктом собственного подсознания. Таким образом, справиться с
психологическими проблемами, обрести подлинное самосознание человек не в
состоянии без помощи психотерапевта, в частности онтопсихолога.
Свои функции
онтопсихологи видят в том, чтобы корректировать способность сознания к
отражению изначального замысла природы и соответствия этому замыслу. Техники
онтопсихотерапии (имагогика и др.) помогают поддержать сознательный и оперативный
контакт с Ин-се, научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь,
стать творцом и создателем себя самого.
С самого начала человек общественный
Такая теория происхождения человеческого общества, высших форм культуры не соответствует историческим фактам. Он с самого начала был существом общественным. И кроме того, история человечества убедительно показывает, что развитие науки и вообще человеческой культуры основано на развитии производства, а последнее связано со стремлением удовлетворять такие потребности человека, как потребность в пище, одежде, жилище и т. д. Но Фрейд строит свою теорию происхождения бессознательной деятельности в психике современного человека в полном противоречии с данными исторической науки.
Историческая сводка
Первые мысли, касающиеся бессознательного, высказывал в своих трудах Платон (трактат “О познании и воспоминании”).
В 17 столетии Рене Декарт высказывал идею о том, что сознание и психика тождественны. Это стало основой для формирования представлений о том, что вне сознательного никаких психических процессов не может быть — существует только физиологическая функция мозга.
В начале 18 века Лейбниц в своем учении “Монадология” объяснял бессознательное, как форму душевных проявлений самого низшего порядка. Согласно Лейбницу, оно находится за гранью осознаваемых представлений, которые, подобно островками, возвышаются над бескрайними просторами темных восприятий.
Чисто материальное трактование первым пытался дать бессознательному английский ученый Д. Хартли. Он ассоциировал бессознательное с нервной системой.
Немецкие философы связывали бессознательное с интуицией, чувственным познанием.
В середине 19 ст. Гербарт высказал идею о том, что идеи, несовместимые между собой, конфликтуют. Более слабые отодвигаются за пределы сознания, но все равно оказывают на него влияние и сохраняют свои динамические свойства.
Читать далее: Аффирмации — слова для счастливой жизни
Работы Ж Шарко, других представителей французской психиатрической школы, дали объяснение бессознательного. Они считали его психической деятельностью, которая отличается от сознательной и не осознается самим человеком. Лебон писал о коллективном бессознательном, как о расовой базе, которая дает толчок всем человеческим проявлениям. Особенно, по мнению Лебона, велика роль бессознательного в возникновении массовых действий, которые приводят к серьезным социальным последствиям.
Зигмунд Фрейд рассматривал бессознательное вне парадигмы метафизики, мистики, естественно-научного натурализма. Он придал понятию статус самостоятельного предмета, достойного научного изучения и связал его смысл с типичным, повторяющимся и таким, которое можно объяснить. Психоанализ, родоначальником которого стал Фрейд, перевел акцент на бессознательное, как на часть психики, которую необходимо изучать и использовать для лечения.
Суть и описание
Понятием бессознательного оперируют не в узких кругах, но и обычные люди в повседневной жизни. Часто можно услышать о таких понятиях, которые связаны с тем, что находится за пределами сознания — интуиции, духовности, сверхсознании, подсознании.
Трактование бессознательного в философии у разных представителей этой науки отличается. Так, Рене Декарт разделяет понятия сознания и психики. Другие философские течения рассматривают бессознательное, как комплекс феноменов, которые могут проявляться:
- самостоятельной, непостижимой для разума человека сущностью (трактование романтиков и мистиков);
- аффектами и смутными идеями (Спиноза);
- началом, порождающим все сущее (Шеллинг);
- незаметными восприятиями (Лейбниц);
- принципом свободной деятельности (Фихте);
- стремлением обладать властью (Ницше);
- духовным началом Вселенной с опорой на способность всего сущего к ощущению (Гартман);
- интуитивными идеями, восприятиями (Бергсон).
Большинство философских трактований касались онтологических, находящихся за пределами психологии, вопросов бессознательного. С появлением психоанализа этому термину стали все чаще придавать смысл, который отражал психические процессы.
Характеристики теории
Теории бессознательного, в своем большинстве основываются на фрейдовском трактовании этой части личности. Исследователи, которые занимались изучением бессознательного поведения позже, модифицировали, дополняли видение австрийского ученого.
По Фрейду
Теория личности Фрейда рассматривает бессознательное, как наиболее глубокий и самый обширный пласт психики. Бессознательное — это первоначальная предпосылка и связующее звено для всех событий, которые отражаются в психике. Иногда человеку кажется, что его мысли или воспоминания не имеют ничего общего, они фрагментарны. Если бессознательная связь выявляется, то бессвязность исчезает.
В бессознательном пласте психики содержатся инстинктивные элементы. Они никогда не осознавались и полностью недоступны для сознания. Также, имеется отделенный от сознания, подвергшийся “цензуре” и подавленный материал. Он не потерян, не забыт, но психика не допускает его в воспоминания.
Материал, хранящийся в бессознательном, очень жизненный и непосредственный. Даже спустя десятилетия, воспоминания, которые удается вернуть в сознание, обладают колоссальной энергией, которая не теряет свою силу.
По Юнгу
Карл Густав Юнг расширил понятие бессознательного. В созданном ним направлении аналитической психологии был введен термин коллективного бессознательного. Согласно юнгианской теории, бессознательное состоит из двух слоев — личного и коллективного.
Они представляют собой совокупность форм, которые не меняются. К ним Юнг причислял архетипы — врожденные образы, которые могут актуализироваться в определенный момент. Изначально они имеют только форму, но не наполнены содержанием. За наполнение архетипов “отвечает” коллективное бессознательное.
Читать далее: Самоутверждение — я есть, я достоин, я могу!
Личное бессознательное содержит информацию, накопленную в процессе жизни конкретного человека. Образы, из которых состоит наполнение личного бессознательного, не приняты или приняты сознанием частично. Именно поэтому они активно влияют на него.
По Лакану
Трактование бессознательного от основоположника французского психоанализа Жака Лакана не совпадает с пониманием Фрейда. Для Лакана бессознательное столь же четко структурировано, как и речь. Психоаналитик считает, что язык родственен бессознательному, поэтому при помощи языковых конструкций можно лечить людей. Если фрейдовский психоанализ ставит целью излечить анализанта (пациента), то лакановский помогает научиться справляться с беспокоящими симптомами, обрести умение направлять свою психическую энергию в безопасное русло.
Сам процесс лечения происходит посредством разговора. Когда человек слышит речь, у него всплывают определенные образы (бессознательные), о которых он рассказывает психоаналитику.
Проблематика
Ученые точно знают, что бессознательное существует и оказывает влияние на жизнь человека. Процессы, протекающие в неосознаваемой части психики, заставляют испытывать напряжение. Снизить его интенсивность удастся только, если перевести информацию из слоя бессознательного в сознательный. Этому могут препятствовать защитные механизмы — сопротивление, вытеснение. Специалистам в работе с клиентами не всегда удается быстро преодолеть их.
Проблему удается разрешить через использование методик, которые позволяют максимально снизить контроль со стороны сознания — гипноза, проективных техник.
Ирина Шербул
Концепция «бессознательного» К. Юнга
Психиатр из Швейцарии К.Г. Юнг выступил одним из наиболее ярких критиков концепции и постулатов Фрейда, несмотря на то, что долгое время он поддерживал своего учителя. Основное их разногласие сводилось к особенностям понимания природы бессознательного. Юнг, в отличие от своего учителя, провел четкую дифференциацию между коллективным и индивидуальным бессознательным. Он формулировал их следующим образом:
- Индивидуальное бессознательное является способом отражения личностного опыта отдельного человека, а также полностью состоит из переживаний, когда-то являвшихся сознательной частью;
- Коллективное бессознательное – скрытые следы памяти человеческого прошлого, то есть расовая и национальная история.
Юнг сумел создать крайне подробную модель бессознательного, причем ее детализация настолько велика, что психологи продолжают свои попытки познать ее. При этом Юнг призывал отказаться от теории, что бессознательное выступает в качестве подавителя и накопителя негативных эмоций. Он утверждал, что в нем содержаться абсолютно все качества, присущие человеку.
При этом Юнгу также удалось доказать, что сознание и разум вместе с подсознательным составляют одно единое неделимое целое, которое мы и называем «я». Нарушения подобной целостности приводят к неврозам.
Исходя из всего этого, работы Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Каждая из человеческих способностей в один из моментов времени являлась частью бессознательного и лишь со временем реализовалась на сознательном уровне.
Психологические теории и школы
Понятие бессознательного в психологии занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). Эту последовательность взглядов можно отразить в виде таблицы с кратким обзором трактовки бессознательного основными психологическими школами.
Школа
Ключевое понятие
Функция ключевого понятия
Терапевтическое воздействие
Бессознательное
Другое
Фрейда
Центральная роль
—
Бессознательное является источником энергии, совокупностью подавленных побуждений и генератором симптоматических реакций.
Необходимо внести в сознание подсознательные процессы, чтобы изменить Ид (Оно) и акцентировать внимание на Эго (Я).
Юнга
Центральная роль
—
Бессознательное является направляющей основой психики, вместилищем личных воспоминаний и образных структур «архетипов».
Необходимо провести процесс индивидуации, который включает развитие динамической связи между Эго и самостью. Это процесс духовного роста личности за счет «проявления» глубинных черт подсознательного в результате их ассимиляции сознанием
Процессом индивидуации, по Юнгу, движет скрытая тенденция, исходящая из духовного центра индивидуации человека.
Бихевиоризма
Отрицание
Поведение
Поведение является основой личного опыта и источником предвидения и управления деятельностью.
Необходимо сформировать новые условные рефлексы с целью более адекватного или желаемого поведения.
Гуманистическая
Нейтральная роль
Самореализация
Самореализация является побудительным принципом деятельности и средством достижения личностной целостности.
Необходимо сформировать потенциал личности и обеспечить ей условия развития, усилить врожденные способности
Когнитивная
Нейтральная роль
Познание
Познание является главным проводником системы воззрений человека, которая определяет его опыт
Необходимо изменить деструктивные установки и взгляды человека, исследовать его воззрения.
Эриксона
Центральная роль
—
Бессознательное является хранилищем опыта человека, источником его возможностей и устранения симптомов.
Необходимо активизировать бессознательную энергию человека для решения внутренней проблемы.
Диагностика
Бессознательное в психологии – это явление, для исследования которого применяют 2 метода изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций заключается в анализе специалистом непрерывно продуцируемых пациентом слов. При этом психоаналитик должен найти закономерность в потоке мыслей человека и выявить причины его проблемы.
Нередко для данного метода используется ассоциативный эксперимент. Процедура его проведения: испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому дается 100 слов и 8 минут на ответы. Результаты эксперимента позволяют выявить скрытые переживания пациента.
Анализ сновидений активно использовался Фрейдом, который считал, что любое сновидение (душевная жизнь во время сна) представляет собой иллюзорное исполнение желания человека, которое он не имеет возможности осуществить наяву. Это связано с ослаблением контроля сознания и выходом бессознательных процессов в сновидения.
Фрейд в сновидениях выделял 2 их формы: сны с явным содержанием и скрытым содержанием. В первом случае пациент видит образы сновидения, символическое изображение скрытых мыслей. Во втором случае мысли показываются не открыто, для их анализа необходимо раскрыть полное содержание сна и найти его скрытые проявления мыслей.
Чаще всего, у взрослых людей можно наблюдать вторую форму сновидений, что связано с защитными механизмами, не позволяющими даже в сновидениях открыто показать сдерживаемые и нежелательные влечения.
Также Фрейд выделял следующие проявления бессознательного:
- оговорки – бессознательно определенное речевое действие, которое связано с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Оговорки возникают при столкновении бессознательных намерений и желаний и сознательно определенных целей;
- забывание имен – возникающая помимо воли человека особенность бессознательного, которая говорит о неприятных чувствах по отношению к какому-то человеку или событию, в котором он фигурировал;
- автоматизация движений – явление бессознательного, когда определенные движения до какого-то времени были осознанными, но, с течением времени, перешли в область бессознательного. К таким движениям можно отнести ходьбу, чтение, речь.
Виды
Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует
Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже
Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.
Читать далее: Кратковременная память — что это?
Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.
Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.