Основные цели и характеристики
Четко определить цели воспитания значит осознанно и планомерно идти к их достижению, определять пути максимального приближения к решению поставленных задач.
Эффективным может стать только то воспитание, в котором грамотно определена цель. У правильного воспитания есть универсальные характеристики, однако не исключается индивидуальный подход с учетом особенностей ребенка.
Цель воспитания — формирование личности ребенка, поступки которой будут соответствовать нормам и правилам жизни в социуме.
Сегодня конкретизируются такие виды воспитания, как трудовое, эстетическое, музыкальное, культурное, творческое, нравственное и др. Каждое направление имеет свою цель и механизмы развития. Современная классификация целей воспитания предполагает:
- Общие цели. У ребенка развиваются те качества, которые для данного коллектива являются типичными. Ими обладает большинство детей данной ячейки и, не имея их, индивидууму сложно проявлять себя.
- Индивидуальные. Ребенок воспитывается с учетом личных особенностей. Такая цель позволяет развить индивидуальность, рассмотреть талант и выявить предрасположенность к чему-либо.
- Перспективные. Цель формулируется на несколько лет. Как правило, она посвящена выработке определенных качеств, например, для жизни в конкретном коллективе.
- Среднесрочные. Ограничиваются временным интервалом, чаще календарным годом. Логически обосновано такое определение цели учебным годом. Формулировка цели происходит в зависимости от возраста, потребностей детей, их особенностей и возможностей.
- Текущие. Организация воспитательного процесса в незначительный отрезок времени. Интервал ограничивается от недели до одного месяца. Часто с помощью таких приемов корректируются среднесрочные или цели на перспективу.
Подход к определению целей может выражаться в различных аспектах. Среди них наиболее значимы социальный, психологический, культурологический, профессионально-педагогический. Если для социального характерно формирование такой личности, которая идеально впишется в общество и получит набор всех нужных жизненных принципов, то для психологического важна внутренняя сила, способная управлять поведением.
Реализация культурологического аспекта нацелена на воспитание культуры поведения через межличностные отношения, общение, определенную деятельность. Подготовка профессионально-педагогического аспекта требует определения целей педпроцесса. В данном случае учитываются возраст, социальные условия, реализованные цели.
Что дает человеку воспитание и почему оно так важно
Давай подробнее рассмотрим, что дает человеку воспитание:
Общие представления и отношение к миру.
Родители, посредством воспитания знакомят ребенка с миром, в котором ему предстоит развиваться. От характера подаваемой информации зависит то, как ребенок будет к этому всему относиться.
Если ему будут говорить, что мир опасен, он никогда не сможет доверять людям, ситуациям и себе. В случае же адекватного введения в среду обитания, малыш потихоньку обретает спокойствие, уверенность, а также учится смелости, храбрости и умению размеренно шагать по жизни.
Внутреннюю опору.
При помощи воспитания, человек обретает внутреннюю силу и способность противостоять внешнему миру. От того, насколько опора будет крепкой и стабильной, зависит его будущее в целом. Стержень образуется также от тепла и степени эмоциональной наполненности отношений родителей и ребенка.
Также малыш учится осознавать свою ценность и индивидуальность. Однако это происходит при условии наличия в родительской роли поддержки и развитии этих аспектов
Другими словами, если родители акцентируют свое внимание на формировании в ребенке неповторимости и позволяют ему быть ценным, это остается с ним навсегда
Ценности и ориентиры.
По каким принципам жить, и на какие ориентиры стоит опираться, нам подсказывает семья, общество. Происходит это посредством воспитательной деятельности. Родители учат быть высоко моральными людьми, а общество лишь закрепляет в нас подобные установки.
Умение противостоять преградам.
Giphy
Воспитание формирует в человеке стрессоустойчивость. Родители и социум учат его реагировать на ситуации, в которых человеку приходится преодолевать себя. Эти паттерны поведения закладываются уже с раннего детства, когда ребенок еще совсем мал, а родители сами дают конкретную реакцию, которую ребенок также способен брать за основу уже своего реагирования.
Продуктивное взаимодействие в обществе.
Занимать активную позицию в социуме, общаться с людьми и налаживать контакты также помогает воспитательная деятельность. Правда этот аспект развивается не только в семье, но и посредством общественных организаций: сначала садик, затем школа, кружки.
Даже конфликт в песочнице может послужить актом воспитания, в случае, если родители не сидят в стороне безучастно, а стараются объяснить своему малышу правила взаимодействия с другими детьми.
Причем, ситуаций, которые, так или иначе, влияют на ребенка, связанных с социальным развитием, огромное множество. Умение постоять за себя, отстоять свою точку зрения, найти близких по духу людей, достичь успеха в своей деятельности, поддержать друга и многие другие.
Умение грамотно выстраивать личные отношения.
Выстраивание личных отношений с людьми формируется на основе воспитания, примера родителей, а также благодаря собственному опыту. Родители научают правильному отношению к друзьям, к противоположному полу, к детям и старшему поколению.
Благодаря воспитанию, человек либо твердо стоит на ногах, либо несмело и неуверенно бредет по закоулкам своей судьбы. В первом случае, ему будут открыты многие двери, какие-то он откроет сам. Ему не страшно с самим собой, ведь опора внутри его самого. Эту опору подарила ему, в первую очередь, семья.
Во втором варианте, человек будет постоянно сомневаться, заходить не туда, не понимать для чего ему надо вообще куда-то идти. В этом случае, неверные ориентиры сбивают и дают ложные указатели.
Воспитание для человека – основа его индивидуальности. Оно формирует в нем все основные личностные качества, индивидуальные характеристики, а также социальные особенности. Воспитание развивает, ориентирует и направляет, а также дарит потенциал на всю жизнь.
Этапы и стадии социализации
В ходе социализации личность проходит несколько ступеней, двигается от простого к сложному, от малых групп к большим коллективам.
Периоды социализации:
- Быстрый. Длится от до 5-10 лет, приблизительно 7. За это время ребёнок впитывает всё, что предоставляет ему окружающая среда. В этот период дети умудряются взять максимальное количество знаний, которые требуются им для приличной жизни.
- Медленный. Тянется до 40-50 лет.
- Медленного затухания. У людей за 50 лет процесс протекает очень неторопливо, к 70 годам завершается окончательно. Наблюдается упадок интеллектуальных, физических, психологических возможностей.
Таблица: «3 уровня становления личности на основании периодов социализации».
Обычный | Свойственен для большинства людей. Период быстрой социализации недолгий, фаза стабильности берет начало в 20 лет, после 45 – постепенно затухает. Процесс личностного формирования понемногу финиширует, ориентировочно к 50-70 годам. |
Низший | Типичен для лиц, которые родились и выросли в среде с невысоким уровнем образования и культуры. В первые 5-10 лет дети не получают необходимых знаний, их социализация неполная.
Фаза медленной социализации длится до 30 лет, цикл стабильности практически сразу переходит на уровень затухания. Все процессы личного становления полностью прекращаются при достижении 40 лет. |
Высший уровень | Быстрое развитие в раннем возрасте, короткая стадия медленной социализации, но довольно длительная продолжительность фазы стабилизации и затухания. Ослабление общественной активности и работоспособности наступает после 75 лет. |
Порог социализации – индивид имеет огромный багаж знаний, максимальный уровень обшей культуры, что позволяет ему созревать даже без помощи социальной среды. Процесс часто называют самосоциализацией. Люди с такими качествами преимущественно встречаются среди творческих и интеллигентных личностей.
Высокий уровень личного развития находится за порогом социализации.
Классификация стадий по Петровскому:
- Адаптация. Период с рождения и до подросткового возраста. Усвоение социального опыта лишено критичной оценки, дети и подростки впитывают знания через подражание и приспособление.
- Индивидуализация. Стремление личности проявлять индивидуальные характеристики. Человек критично оценивает общепринятые нормы поведения, нередко отрицает их полностью или частично.
У подростков наблюдается стадия промежуточной социализации. У индивида характер и мировоззрение неустойчив, но есть сильное желание к самоопределению. Что часто приводит к конфликтам с окружающими и внутри себя. Процесс окончательного созревания личностных свойств заканчивается в 19-27 лет.
- Интеграция. Человек стремится найти свое место в обществе, определяется с видом трудовой деятельности. Успешность процесса определяется соответствием личностных качеств индивида общественным ожиданиям. Если эти критерии совпадают, индивида можно назвать зрелой личностью.
Поскольку основы нормы социализации закладываются в детском возрасте, выделяют несколько этапов этого процесса.
Таблица: «Стадии социализации в зависимости от возраста ребёнка»
Пренатальная | Начинается с 3-5 месяца внутриутробного развития, младенец начинает познавать мир на уровне сенсорного восприятия. |
Идентификационная | С рождения до 3 лет. Дети отождествляют себя с людьми и предметами, которые их окружают. Происходит формирование доречевых практических интеллектуальных способностей. Психическая деятельность основана на восприятии происходящего и моторных реакций. |
Корреляционная | Возрастные рамки – 3-5 лет. Вырабатывается интуитивное мышление, зарождаются социальные связи, приобретаются навыки руководства и подчинения. |
Экспансивная | В 6-10 лет дети активно расширяют спектр социальных ролей. Складывается самооценка, система требований к самому себе. |
Конвентивная | Взрывоопасная стадия пубертатного периода. Подросток создаёт конфликтные ситуации и пытается найти выход из них. В поисках правильных решений он обращается к различным источникам, но наибольшее доверие вызывает мнение сверстников и информация из СМИ.
Всеми поступками движет тяга к самоутверждению, часто подростки совершают действия, которые не соответствуют их моральным принципам. |
Концептуальная | 16-20 лет, время начала самостоятельной жизни. Возникает необходимость в выборе жизненного пути. Система взглядов и ценностей практически полностью установлена. |
Процесс определения личности в простом обществе и сложном протекает по-разному. Многогранная структура сложного общества подразумевает усвоение не только общепринятых социальных норм, но и правил межгруппового общения.
Факторы социализации
Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.
- Мегафакторы. Набор факторов глобального характера, оказывающих свое воздействие на все население Земли.
- Макрофакторы. Факторы, воздействующие на население отдельного государства, национальности или этнические группы, проживающие на определенной территории, и руководствующиеся едиными принципами.
- Мезофакторы. Факторы воздействия на уровне отдельных групп людей, например, проживающих в одном населенном пункте, принадлежащих к общей субкультуре и так далее.
- Микрофакторы. Набор явлений, воздействующих непосредственно на отдельного человека из его ближайшего окружения, например, члены семьи, одноклассники в школе, общественные организации, религиозные объединения.
Какой основной принцип воспитания
Говоря о втором принципе, давайте припомним, мамы и папы, своё поведение и привычки. Как можно требовать от ребенка, например, чистоты и порядка, если сами часто, выходя из общественного транспорта, своими пальчиками вы сминаете билетик в крупинку и бросаете на тротуар. Да, ребенок этого не видит, но он чувствует, подмечает и позволяет себе это в другой форме (крошки от булочки под ковёр!).
Дети очень легко и с радостью принимают воспитание в форме личного примера значимого взрослого (авторитетного взрослого). Как правило, родителя для ребенка самые важные и авторитетные взрослые до 7 лет и если Вам удалось построить взаимоотношения на уважении, то Ваш авторитет сохранится на всю жизнь. Значит до 7 лет ваше поведение для ребенка часто важнее ваших слов. Поэтому прежде чем что-то требовать от ребенка, посмотрите на себя. Оцените, насколько Ваши требования соответствуют Вашему примеру. В противном случае в глазах ребенка Вы будите выглядеть . . . не очень хорошо, а вскоре и вообще не будете «выглядеть в его глазах».
Притча
Одна женщина пришла к Просветленному человеку и говорит ему:
— Я знаю, что ты помогаешь людям, тебе верят и твоё слово всегда правда. Я болею сахарным диабетом, но не могу отказаться от сладкого. Помоги мне.
Просветленный человек велел ей прийти через две недели. Она пришла и он говорит ей:
— Не ешь сладкое, откажись от сахара.
Она удивилась и спрашивает:
— А почему ты не сказал мне это две недели назад.
— Потому что две недели назад я сам ел сладкое.
Собственно вот и вся наука воспитания.
Хочется добавить из опыта работы со сложными семьями, если все делаете правильно, то примерно к 10 годам Ваш ребенок будет Вас только радовать: самостоятельный, ответственный, отзывчивый и будет обращаться к Вам за советом и помощью. Если у Вашего ребенка рано начал проявляться характер, то с ним будет сложно в воспитании, но ему будет просто осваиваться в обществе. Только будьте рядом с ребенком, поддерживайте его невидимой рукой и у него всё получится.
Психолог Шуплецова Вера
Процесс социализации детей
На первых этапах социального развития способ вхождения культуры в мир ребенка будет доминировать над процессами разложения его жизненных сил: представления и знания о социальной действительности станут той основой, на которой ребенок, присвоив и усвоив социальное содержание с позиции субъекта деятельности, самоформирования, сможет преобразовывать среду, создавать культуру, реализовывать себя как личность.
На процесс социализации детей и приобщения их к культуре влияет ряд факторов, определяющих направление, динамику и характер их знакомства с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно контролировать процесс обучения в дошкольном учреждении, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:
1) В отличие от взрослых, которые чаще меняют свое поведение, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуальным и социально значимым действиям), дети корректируют базовые ценностные ориентации, закрепленные на уровне эмоционально-ценностных отношений, в процессе вхождения в общество;
2) Взрослые способны оценивать и критически относиться к социальным нормам; дети усваивают их как предписанные регуляторы поведения;
3) Социализация детей основана на послушании взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
4) Социализация взрослых направлена на овладение определенными навыками (операционально-техническая сфера), у детей основная роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
Эта особенность социализации ребенка требует особой организации деятельности взрослого — всестороннего сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, обучения и развития.
Личность ребенка может нормально развиваться только в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребенка можно описать рядом факторов, которые определяют процесс социализации молодого поколения.
Фактор (в отличие от условий) — это существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место среди факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное влияние на каждого ребенка.
Социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными социально-педагогическими и социологическими исследованиями. Факторы социализации человека включают:
- Микрофакторы — непосредственное окружение жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, сообщество детей, микросоциум;
- Мезофакторы — этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, тип поселения (мегаполис, средний город, малый город; порт, промышленный, рекреационный центр, промышленность и культура; село — большое, среднее, малое);
- Макрофакторы — страна, этническая группа, общество, государство (как определенная социально-экономическая, общественно-политическая система, в рамках которой происходит весь процесс жизнедеятельности человека);
- Мегафакторы — космос, планета, мир, соответствующие аспектам национального, регионального, континентального и глобального в развитии человечества .
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Программы дополнительного художественного образования детей
- План по самообразованию педагогов и учащихся
- Признаки педагогической технологии
- Организация интегрированных уроков в начальных классах
- Дошкольная педагогика как наука
- Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
- Обучение: структура, основные характеристики
- Ключевые требования к организации воспитания
- Современный ребенок: анализ исторических изменений в развитии
- Гуманистическая педагогика
Школа, как институт социализации
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
- социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
- социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Гендерная социализация
Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.
Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.
В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.
Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.
К чему приводит неграмотное воспитание:
Инфантильность – один из результатов неправильного подхода. Такой человек может бояться совершать ответственные шаги, которые могут привести к серьезным изменениям в жизни. Процесс проявляется в нежелании устраиваться на работу, съезжать от родителей, менять комфортную обстановку на неизвестную.
Неконтролируемое поведение
Когда нарушается грань между можно и нельзя, человек перестает ощущать необходимость в ограничении себя. Все начинается с поощряющейся вседозволенности. Если воспитуемый с юного возраста привыкает к тому, что ему всегда все можно, то это может привести к неприятным последствиям. Например, спровоцировать излишнюю наглость и нарциссизм или перерасти в неуважительное отношение к окружающим.
Отсутствие эмпатии к другим
Если с детства ребенок часто видел агрессию в семье; испытывал страх находиться дома; не видел доброго отношения – ему вряд ли захочется помогать другим. Убеждение, что хорошего ждать не следует может преследовать долго. До тех пор, пока личность не получит новый, более положительный опыт и закрепит его.
Проблемы с привязанностью
Между родителем и ребенком с детства возникает глубокая связь. Нарушения в стабильности этой связи приводит к расстройствам. Игнорирование детских потребностей, отсутствие телесных контактов, нежелание выражать любовь – вот из-за чего возникают проблемы. Дети с нарушенной привязанностью сталкиваются со сложностями в построении отношений с людьми. Во взрослой жизни это может быть созависимая любовь, либо избегание близости. В любом из этих вариантов человеку трудно быть счастливым.
Что такое социализация?
Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберём подробно, что такое социализация личности, с точки зрения приспособления индивида, к условиям жизни.
Личностная социализация – это в психологии чрезвычайно популярная тема. Социальные психологи изучают взаимосвязь личности и социума. Они наблюдают, как адаптируется человек в условиях установленных правил, ценностей и ориентаций в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняются сам и меняют саму структуру.
Термин «социализация» в близком к современному значению, в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) ввёл американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, под социализацией можно понимать процесс развития и подготовки «человеческого материала» к жизни в социуме. Активно проблемы социализации начали изучать в 30-е годы прошлого века. Ещё в середине двадцатого века социализацию считали лишь междисциплинарной областью науки. Сегодня социальная психология — это популярное направление в человекознании.
Термин «социализация» не всегда истолковывается однозначно. Например, Зигмунд Фрейд полагал, что человек движим своими желаниями и рефлексами. Последователи учения Фрейда склонны считать социализацию исключительно приспособлением врождённых поведенческих установок к условиям жизни в социуме.
Под социализацией понимается процесс, при котором человек по мере знакомства с общественными правилами и традициями интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определённый социальный опыт и входит в среду. С другой, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.
Процесс социализации зависит от множества факторов: окружающих людей (их возраст, интеллектуальный уровень и пр.), собственного опыта человека, особенностей «среды обитания», воспитания, культуры.
Процесс социализации проходит одновременно с формированием личности
Социализация индивида является важной составляющей его благополучия и нормальной жизни в социуме
Стили семейного воспитания
Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста. Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения. Влияние семьи на формирование личности – это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.
Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.
- При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
- Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
- Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
- Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.
Семья – средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:
- выполнять поручения;
- быть прилежным;
- доводить до конца игры или дела;
- быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.