Теория развития личности эриксона: милтон или эрик

Супер-Эго

Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».

Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.

Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.

Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.

Советуем также прочитать:

  • Сублимация в психологии
  • Принцип функциональной автономии личности Гордона Олпорта
  • Идеи Карла Густава Юнга
  • Типы темперамента
  • Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут
  • 10 популярных направлений психологии
  • Персональная идентичность
  • Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — краткое содержание
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Метод свободных ассоциаций

Ключевые слова:1Психорегуляция

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность

Эго-идентичность

Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей. Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими

Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Эрик Эриксон

Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Телесный критерий

Телесный критерий представляет собой уже другую теорию, по которой до того момента, пока то физическое существо, которым является человек, сохраняет свою форму, человек остаётся человеком.

Сторонники этой позиции сходятся во мнении, что личность является лишь физически обусловленным представлением, а именно это представление и есть та самая единственная составляющая, которая требуется, чтобы личность оставалась самой собой. Если (когда) прекратится существование физического тела, то (тогда) прекратится существование личности, и самоидентификация станет невозможна.

Ид

Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.

Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.

Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах. Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.

Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.

Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.

Мужская модель развития Эго

Для мужчины естественен путь добытчика, лидера, защитника. Такие ролевые эталоны, накладываясь на гормональный фон мужчин, порождают ряд личностных качеств: уверенность в себе, решительность, храбрость, амбициозность, потребность во власти на своей территории.

Разрастаясь и подпитываясь успехами и признанием или препятствиями в реализации, мужское Эго может приобрести тщеславие, избыточную агрессивность, заносчивость, экспансивность.

Если мужчина не развивает в себе эмпатию, семейно-родительские качества, он может начать довлеть над окружающими людьми, перестать считаться с чужими интересами, управлять близкими через финансовый вопрос и злоупотреблять властью.

Незрелые мужчины, которые плохо контролируют свои животные инстинкты, теряют Эго-контроль и пускаются в неравные драки, пытаются добыть ресурсы опасными способами, а иногда впадают в детский азарт и не торопятся взять ответственность за свою жизнь и завести семью, чтобы заботиться о ближних.

Есть и другая линия развития – когда мужское Эго подавляют. Если мужчина долго не может взойти вверх по карьерной лестнице, получить тепло и поддержку от близких, выразить свои чувства, его может накрыть волной пассивной агрессии и психосоматических заболеваний. Самые частые из них – гипертония, нарушения работы сердца и кожные заболевания.

Ссылки

статьи

  • Ефтич З., Вучкович М., Младенович М. Интеграционные тенденции и проблема европейской идентичности // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).
  • Костина А. В. Национально-культурная идентичность в ситуации диалога культур // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь).
  • Скородумова О. Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология.
Идентичность в Викисловаре

интернет-ресурсы

  • Центр изучения проблем гражданства и идентичности. Проект Института Философии РАН, посвященный специфике гражданства и национальной идентичности в условиях глобализации
  • Идентичность. Патриоты и потенциальные эмигранты. Социологическое исследование службы «Среда», основанное на всероссийском репрезентативном опросе (Фонд «Общественное мнение»).
Нормативный контроль GND: 4072712-9

Определения идентичности

  • Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
  • С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
  • В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
  • Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
  • Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
  • Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
  • Согласно теории «Я-концепции», групповая эго-идентичность – идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
  • Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.

Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность – это непрерывность и тождественность «Я», целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.

Женская модель развития Эго

Природа наделила женщин функцией деторождения и связке с этим – глубокой эмпатией, чуткостью и интуицией. Это делает дам заботливыми хозяйками, внимательными рукодельницами и душой общества.

Эго типичной женщины развивается в привязке к желанию быть очаровательной, всем нравиться, получать похвалу и отдачу. Женщина с разросшимся или отравленным Эго может стать высокомерной над конкурентками, вести нечистую игру, подстрекать, манипулировать, скрыто строить козни, сплетничать.

Девушка с подавленным Эго вырастает слишком покорной и самоотверженной, не борется за свои границы. Незрелая девушка боится брать на себя хлопоты и стремится жить за чужой счёт.

Виды идентичностей

Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Психоанализ

Фрейд рассматривал процесс самоидентификации как два противоположных процесса. Принятие того, что создаёт ощущение комфорта («анаклитическая» идентификация). И защиту от всего пугающего и непонятного («идентификацию с агрессором»).

На иллюстрации – структура личности по Фрейду. Эго – подсознательно, Ид – сфера получения удовольствий, Супер-Эго – самоограничения (этика, мораль).

Фрейд выдвинул теорию пяти стадий развития человека. Он связал их с преобладанием физиологических реакций в разные периоды детства. По его теории, слишком сильная фиксация на функциях организма в начале жизни приводит к нарушениям самоидентификации зрелой личности.

Эрик Эриксон, последователь Фрейда, предложил теорию 8 стадий психосоциального развития, от младенчества до старости. Она получила широкое распространение, так как в основных положениях соответствует «здравому смыслу» и личному опыту большинства.

Младенчество. Формирование доверия к матери и к окружению

Согласно наблюдениям за детьми в семьях и приютах, для младенцев важно наличие человека, с которым установлен эмоциональный контакт. Дети, лишенные общения, начинают отставать в развитии даже при правильном уходе и кормлении

Во взрослой жизни им сложно общаться, идентифицировать себя как независимую, самодостаточную личность.

Раннее детство до 3 лет. По Фрейду – это анальный период, когда ребёнок осознаёт контроль над испражнениями. По Эриксону, в этом возрасте формируются самостоятельность и осознание физических возможностей. Ребёнок осваивает первые навыки самообслуживания: еда, одевание и т.д. Ограничение активности в этом возрасте приводит к слабоволию.

Возраст игры от 3 до 6 лет. Ребёнок активно познаёт мир, осваивает системы норм и ограничений. Появляется осознание вины за нарушение запретов, стыд, гордость, инициатива в играх и общении. Формируется Супер-Эго. По Фрейду, это компонент личности, отвечающий за нормы поведения и нравственные установки. На уровне житейского опыта давно известно, что жесткие запреты или вседозволенность в детстве формирует искаженные представления человека о себе.

Школьный возраст до 12 лет. Период первого столкновения с социумом без поддержки родителей. Обретение навыков общения, осознание своего статуса в иерархии сверстников. Несоответствие ожиданий взрослых и реальных успехов ребёнка формируют комплекс неполноценности. Его проявления во взрослой жизни становятся поводом для обращения к психотерапевтам.

Подростковый возраст. Происходят физиологические и гормональные изменения. Подросток стремится уйти от семьи и социализироваться в обществе. Так как в современном мире подросток считается ребёнком и продолжает материально зависеть от родителей, процесс порождает конфликты. Идентификация себя среди других, формирование самостоятельных целей и желаний откладывается. Это выражается в инфантилизме, который предстоит преодолеть в зрелости.

Период молодости продолжается до 25 лет. От того, как были пройдены предыдущие стадии формирования личности, зависит способность человека создать семью. Отсутствие в предыдущей жизни опыта эмоциональной близости приводит к одиночеству, разочарованию, психологическим проблемам.

Зрелость. Продолжается до 60-65 лет. Человек реализует себя в профессии и других формах общественной жизни. Очень важна самоидентификация личности как родителя. Весь период зрелости человек переживает различные кризисы самоидентификации. Это служит источником развития (карьерный и профессиональный рост, смена деятельности, творчество).

Старость. Исчерпание ресурсов, принятие себя и своей роли в обществе, семье.

Э. Эриксон видел нормальное развитие личности в последовательном преодолении кризисов перехода от одной психосоциальной стадии к следующей. Все задачи периода должны быть отработаны. Иначе взрослый человек остаётся в стадии «ребёнка», «подростка». Его приоритетом становится поиск эмоциональной привязанности или своей социальной группы. По Эриксону, идентичность – признак зрелой личности.

Концепция Э. Эриксона

Согласно Эриксону, задача эго – обеспечить нормальное развитие личности. «Я» способно самосовершенствоваться в течение всей жизни, помогать справляться с внутренними конфликтами и исправлять неправильное формирование психики. Хоть Эриксон и рассматривает эго как отдельную субстанцию, но в то же время считает, что оно неразрывно связано с социальной и соматической частью личности.

Ученый в своей теории особое внимание уделяет периоду детства. Данный промежуток времени дает возможность человеку развиться в умственном плане и получить хороший старт для дальнейшего самосовершенствования

Эриксон считает, что в периоде детства есть существенный недостаток. Это багаж иррациональных страхов, тревог и переживаний, которые непосредственно влияют на качество последующего развития.

Основным понятием в теории является эго-идентичность, проще говоря, целостность личности. Ее формирование начинается от рождения и проходит через всю жизнь, вплоть до смерти человека. Эриксон всего выделяет восемь стадий психосоциального развития. Если человек проходит их успешно, формируется полноценная функциональная личность.

Каждая стадия сопровождается кризисом. Под ним Эриксон понимает момент, возникающий как следствие достижения определенного этапа психологической зрелости и сопутствующих социальных требований, которые выдвигают к индивиду на той или иной фазе становления. Кризис эго-идентичности – это риск ее потерять. Если конфликт будет не разрешен, то эго травмируется, получает вред. Тогда снижаются или даже исчезают тождественность, целостность и вера в собственную социальную роль. Но в кризисе есть и позитивный компонент. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то эго получает новое положительное качество, которое гарантирует здоровое формирование личности в будущем.

То есть необходимо, чтобы близкая группа и общество способствовали адекватному прохождению каждого кризиса идентичности. Только тогда человек сможет полноценно перейти к следующим фазам самосовершенствования.

Далее будут отдельно рассмотрены все восемь стадий. Это младенчество, раннее детство, период игры, школьный возраст, юность, ранняя, средняя и поздняя зрелость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: