Научное наследие а. н. леонтьева и вопросы эволюции психики[77]

Стадии филогенеза психики (А. Н. Леонтьев)

А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики:

Первая стадия. Элементарная сенсорная психика.

Представителями этой стадии являются простейшие, черви, некоторые насекомые.

Организмы на этой стадии способны отражать только отдельные свойства внешних воздействий. Все основано на ощущениях. Основными формами поведения считаются инстинкты, рефлексы и таксисы.

Инстинкты – генетически заложенные формы психического отражения. Таксисы – направленные движения организмов под воздействием некоторых раздражителей, таких как свет, температура, влажность, кислород и т.д.

Простыми словами организмы, имеющие элементарную сенсорную психику способны воспроизводить действия, когда внешняя среда влияет на них. Например, при встрече с некомфортной температурой или влажностью, они способны менять свое местонахождение, выбирая более комфортные условия.

Остальные формы поведения основаны исключительно на врожденных, генетически заложенных инстинктах. Червь, рождаясь, уже знает, как рыть землю, чем питаться.

Вторая стадия. Перцептивная психика.

Слово перцепция означает целостный образ восприятия.

Представители низшего уровня перцептивной психики — это рыбы, рептилии, членистоногие. Их формами отражения стоит считать объединение различных свойств в цельный образ. Помимо генетически запрограммированных реакций, появляются более разноплановые двигательные способности.

Высшими формами, которые имеют перцептивную психику, считаются некоторые млекопитающие и птицы.  Их формы поведения приобретают более развитый характер, инстинкты возникают также на повышенном  уровне. Появляется способность к научению.

У представителей перцептивной психики появляются такие понятия как промежуточные действия, операция. То есть они уже могут уже разнообразно реагировать на конкретную задачу, применяя ряд последовательных действий для достижения желаемого.

Развитие психики в филогенезе

Третья стадия. Стадия интеллекта.

Представителями низшего уровня стадии интеллекта являются некоторые позвоночные животные (собаки, кошки), а так же низшие обезьяны.

Появляется способность решать задачи, опираясь на отношения между предметами. Способность к научению становится более развитой. Представители низшего уровня стадии интеллекта уже умеют переносить пережитый опыт в новые условия и применять его, где необходимо.

Носителями высшего уровня стадии интеллекта считаются уже высшие человекообразные обезьяны и дельфины.

Им характерна способность решать задачи несколькими способами. При решении задачи, если реагирование на ту или иную ситуацию было удачным, такое поведение закрепляется и в дальнейшем применяется и в других подходящих ситуациях.

Формируется способность изготавливать орудие труда. Появляется умение решать двухфазные задачи. Другими словами, животные умеют в одной задаче применить две сформированные операции, в конечном итоге достигая желаемого.

Появляется такое явление, как «инсайт». Это означает, что после ряда неудачных попыток появляется внезапное понимание отношений и структуры ситуации, что приводит к нахождению правильного решения.

Четверная стадия. Сознание.

Наивысший уровень развития психики по праву представляет Homo sapiens (человек разумный). Именно у человека появляется такая форма отражения как сознание.

Возникает способность планировать, разделять мотив и цель. То есть человек начинает трудиться уже не с целью биологического подкрепления, а ради решения своей личной задачи.

Таким образом, способность к целенаправленной деятельности помогает не только приспосабливаться к среде, но и окружающую среду приспосабливать под себя.

Стоит отметить, что нервная система также проходила постоянное преобразование в процессе филогенеза. Если у простейших она диффузная, у червей – ганглиозная, у представителей перцептивной психики – трубчатая, а у позвоночных и птиц появился головной мозг.

Примеры филогенеза

Самое простое сенсорное восприятие наблюдается у лягушки или хамелеона. Язык этих существ стремительно реагирует на пролетающую муху, стрекозу. Но если насекомые не двигаются, их не замечают. У приматов хорошо развит мозг. Они могут производить определенные манипуляции с палкой, камнем. Некоторые животные могут испытывать эмоции, у некоторых имеется отличная память, и даже склонны к обучению. Но изготовить самостоятельно орудие труда не могут.

Только человек с его развитым сознанием, мышлением может придумать новые инструменты, средства передвижения или игры для умственного развития. Человек научился строить самолеты, корабли, подводные лодки.

Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по а.Н.Леонтьеву).

Филогенез
– историческое формирование группы
организмов. В психологии филогенез
понимается как процесс возникновения
и исторического развития (эволюции)
психики и поведения животных; возникновения
и эволюции форм сознания в ходе истории
человечества. Филогенез изучают
зоопсихология, этнопсихология,
историческая психология, а также
антропология, этнография, история,
другие социальные дисциплины. Основными
проблемами при изучении филогенеза
считаются:

  • выделение
    главных этапов эволюции психики животных
    (в связи с особенностями среды обитания,
    строения нервной системы и т. д.;

  • одной
    из наиболее известных остается схема
    К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект);

  • выявление
    условий перехода от этапа к этапу, общих
    факторов эволюции;

  • выделение
    главных этапов эволюции форм сознания
    (в связи с особенностями производственной
    деятельности, социальных отношений,
    культуры, языка и т. д.);

  • установление
    соотношения основных этапов филогенеза
    (в частности, человеческой психики) и
    онтогенеза.

Развитие
психики – закономерное изменение
психических процессов во времени,
выраженное в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях.
Развитие психики характеризуется
относительной обратимостью изменений,
направленностью (то есть способностью
к накапливанию изменений, «надстраиванию»
новых изменений над предшествующими)
и их закономерным характером (например,
воспроизводимостью однотипных изменений
у особей одного вида). Развитие психики
реализуется в форме филогенеза и
онтогенеза. Особый предмет исследования
составляют формирование и распад
мозговой организации психических
структур. Теории развития психики
различаются в зависимости от трактовки
структуры психики и условий, определяющих
ее преобразование. Можно указать лишь
на два общих положения, характерных для
большинства концепций. Выделяются две
группы факторов, обусловливающих
развитие психики: природные задатки и
внешнее окружение (наиболее четко у В.
Штерна, К. Бюлера и их последователей).
Иногда выделяют в особую группу факторов
личностную активность, отличную от
природных задатков (Г. Олпорт)

Во внешнем
окружении, когда речь идет о человеке,
обычно обращают внимание на присвоение
социальных норм и культуры, зафиксированных
в знаково-символических формах (Д.
Брунер, Д. Мид, Ж. Пиаже, К

Г. Юнг, Л. С.
Выготский). Отмечается, что под влиянием
этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики

Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С.
Выготский). Отмечается, что под влиянием
этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики.

Признается
наличие некоторых универсальных законов
развития психики, в частности объединяющих
онтогенез и филогенез человеческой
психики. Наиболее отчетливо эта идея
под прямым влиянием биогенетического
закона Э. Геккеля была высказана С.
Холлом в его теории рекапитуляции,
согласно которой онтогенетическое
развитие психики ребенка воспроизводит
филогенез человечества. В 20-30-х годах в
отечественной психологии проблематика
развития психики разрабатывалась в
основном в рамках детской психологии,
а в дальнейшем и на материале зоопсихологии,
патопсихологии, исторической психологии.
Развитие психики рассматривалось при
этом как процесс последовательного
включения человека в ряд социально-предметных
деятельностей. Интериоризация структур
этих деятельностей определяет формирование
многоуровневых базовых структур психики.
Л.С. Выготским было обосновано положение
о ведущей роли обучения в развитии
психики: обучение должно идти впереди
развития. Он критически оценивал
представление об отождествлении развития
с обучением и отрыве развития психики
от обучения. Развитие психики человека
выступает в единстве с развитием его
личности, хотя эти процессы не являются
тождественными

По
А.Н. Леонтьеву развитие психики в
филогенезе – качественные изменения
психики, происходящие в рамках
эволюционного развития живых существ,
обусловленные усложнением их взаимодействия
с окружающей средой. Данные изменения
могут происходить на биологической и
общественно-исторической основе. Сама
психика как способность ощущения
возникла из раздражимости живых существ
и развивалась в связи с образованием и
развитием их нервной системы. В своей
эволюции психика прошла ряд стадий: от
сенсорной к перцептивной и далее к
интеллектуальной стадии и к формированию
сознания. При этом сознание как особенность
психики человека является продуктом
общественно-исторического развития
человеческого общества, возможность
существования которого обусловлена
использованием и изготовлением орудий
труда, элементов языка, знаний, норм
поведения.

Основные подходы к изучению психики

Можно с уверенностью сказать, что психическая деятельность, как предмет изучения, вызывала и продолжает вызывать много споров в научных кругах. Главный вопрос, который на протяжении столетий волнует великие умы человечества: «Кому присуща психика?».

Ещё Р. Декарт выдвинул теорию о том, что психическая деятельность присуща лишь одному человеку, как высшей форме развития. Его теория получила название антропопсихизм и была очень популярна в своё время. Французские материалисты выдвинули идею о всеобщей одухотворённости природы — панпсихизм. Согласно их взглядам, все в этом мире имеет психику, будь то камни, песок или вода. Последователи биопсихизма полагали, что психическая деятельность — свойство исключительно живой природы, в том числе и растений. Дарвин считал, что она свойственна лишь организмам, у которых есть нервная система (нейропсихизм). К.Платонов, немного видоизменив подход Дарвина, полагал, что психика присуща организмам с трубчатой нервной системой и выраженным головным мозгом — мозгопсихизм.

2.2. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии.

Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается
как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями,
чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь
ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел
— будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием
такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то,
что дано ребенку до его рождения.
а) В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции,
основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь
от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана
на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил
представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий
биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества
.
В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором
полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем
— начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру
— сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом
возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости
поднимается до уровня культуры Нового времени.
б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):
-инстинкт;
-дрессура;
-интеллект.Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента — темперамент и задатки способностей.ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается
как пассивный объект.

2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском
(социогенетическом) направлении
. Его истоки — в идеях философа
ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На
этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть
близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность
ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социоло-гизаторский
— страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного
из двух факторов развития.

3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов.
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития
ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание
наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие
под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит
конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности
(Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Но теория конвергенции не рассматривала:
-внутренние причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)

Незнакомое понятие

Часто ли вы слышали о филогенезе? Наверняка многие предположат, что филогенез – это биология, или, если быть более точным – определение, используемое в биологии. Но, скорее всего, не каждый образованный человек точно знает, о чем пойдет речь. Беглый опрос десяти человек показал, что:

— филогенез – это «нечто похожее на фотосинтез» (так предположили четыре человека из десяти);

— филогенез – мутация живых клеток (два из десяти);

— филогенез – определение, используемое в генетике и обозначающее процесс «сотворения новых индивидов» (один из десяти);

— еще три человека при вопросе, что такое филогенез, с недоумением пожали плечами.

Однако, несмотря на очевидную неосведомленность в данном вопросе, никто из респондентов не остался равнодушным. Каждый из них захотел узнать: что же такое филогенез?

«Второе рождение» личности

В подростковом возрасте происходит процесс «повторного рождения», который проявляется в формировании способности выявлять мотивы своей деятельности, контролировать их, подчинять друг другу.

Непосредственно перед «вторым рождением» личность имеет достаточно устойчивую иерархию мотивов, которая уже сложилась благодаря предыдущей деятельности, но считает необходимым ее пересмотреть. Это происходит потому, что спектр социальных отношений, в которые вступает ребенок, и количество видов деятельности, которые реализуют эти отношения, становятся все более широкими, а противоречия возникают в диапазоне их соответствующих социальных мотивов. Это становится особенно очевидным в первый раз, когда социально санкционированное действие ребенка (например, не пропустить ни одного урока) неожиданно резко отрицательно оценивается другими учениками класса, которые стали для подростка «близкими людьми».

В этом возрасте ребенок начинает задавать глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего следует избегать, каковы должны быть идеалы жизни и т.д. Это, конечно, требует большой работы по самосознанию.

Важным показателем прохождения этапа «второе рождение» личности является первое самостоятельное и ответственное действие человека.

С учетом этого показателя, выделенного А. Н. Леонтьевым, исследователи теории личности В. В. Петухов и В. В. Столин предлагают еще более сузить рамки понятия «личность», утверждая, что только личность, способная на такое действие, может быть названа личностью.

Таким образом, после «первого рождения» пока нельзя говорить о личности, а только о социальном индивидууме, способном воспринимать социальную норму как значимый внутренний регулятор поведения, не заботясь о других возможных социальных нормах.

Однако социальная личность не всегда становится личностью, поскольку фаза «второго рождения» подразумевает повышение степени ответственности и самостоятельности личности, что может привести к выявлению новых проблем субъекта.

Например, одной из таких проблем могло бы стать обладание большей свободой действия, к которой субъект не привык — и поэтому убегает от нее (одна из книг Э. Фромма, изучавшего эту проблему, называлась «Полет от свободы»). Более того, человек, решивший что-то сделать, всегда рискует совершить ошибку, не выбрав наиболее удачную стратегию поведения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проведение исследования на установление взаимосвязи между научной и житейской психологией.
  2. Арт-терапия — История арт-терапии
  3. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями — Самооценка как фактор человеческой личности и ее истоки
  4. Психологические особенности формирования реципрокности у старших дошкольников
  5. Типы мышления и приемы стимуляции мышления в зависимости от типов
  6. Профессиональный стресс и его особенности
  7. Психофизиология памяти
  8. Понятие социальной установки в психологии
  9. Методики диагностики самооценки личности
  10. Психологическая помощь женщинам, пострадавшим от насилия в семье

Награды и достижения

Как и у любого знаменитого ученого, у Леонтьева было много званий и наград. Так, в 1940 году он защитил докторскую работу и стал доктором педагогических наук, как мы уже говорили, с 1950 года Леонтьев поступил в Академию педагогических наук и стал ее действительным членом. Кроме этого за вклад в науку, Алексею Николаевичу дали звание почетного доктора Парижского и Будапештского университетов.

В 1953 году психологу была вручена медаль Константина Дмитриевича Ушинского, а через десять лет, в 1963 году, Леонтьев был удостоен Ленинской премии, в 1976 году ученому присудили также Ломоносовскую премию I степени.

Понимание деятельности в работах Сергея Л. Рубинштейна

Концепция психологической структуры деятельности Рубинштейна, хотя и выглядит почти идентичной по составу структуре деятельности, установленной Леонтьевым, совершенно иная.

Рубинштейн определяет деятельность как осуществляемую набором действий, которые могут быть разделены на частичные действия или операции, которые, в свою очередь, выполняются движениями. Если Леонтьев определяет действия по целям и операции по условиям, то Рубинштейн (1999) утверждает, что любое действие, направленное на цель, исходит из импульса, который является более или менее осознанным мотивом. В то время как Леонтьев определяет операцию как преобразование действия с учетом условий его реализации, Рубинштейн определяет операцию как действия или части, разделяющие деятельность. Они рассматриваются как частичные действия (Рубинштейн, 1999).

Если учесть, что «движения, особенно так называемые волевые движения, обычно используются для выражения действий, через которые происходит поведение», то психологическая структура деятельности сводится к двум составляющим: деятельности и действиям.

В системе деятельности есть четыре источника напряженности:

  • внутри элементов деятельности, например, недостаток используемых инструментов;
  • между элементами деятельности, например, вопросы удобства использования между пользователем (субъектом) и инструментом;
  • между деятельностью в одно время и более поздней, более продвинутой формой (если новые инструменты автоматизируют операции деятельности, то человек может больше не нуждаться в этих операциях, например, поезда без водителя);
  • между различными видами деятельности, например, непонимание между преподаванием учителя и обучением учащегося.

Надо сказать, что фактически в трудовой деятельности деятельность обычно разлагается либо на действия, либо на операции. Термин «операция» часто используется в рабочих листах. В ряде случаев, чаще всего в спорте, действие трансформируется в движение

Что еще более важно, термин «результат» включен Рубинштейном в его систему понятий, характеризующих деятельность, однако он работает не полностью так, как это было описано

Взаимосвязь между целью и условиями ставит задачу, которая должна быть выполнена действием. «Человеческое действие, направленное на достижение цели, по своей сути является решением задачи» (Рубинштейн, 1999). В связи с этим можно сказать, что мотивы деятельности имеют первостепенное значение при постановке задачи, и в процессе их определения необходимо учитывать, как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) условия деятельности. Поэтому можно увидеть существенное различие во взглядах Леонтьева и Рубинштейна на структуру деятельности.

Определение терминов

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.

Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.

Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.

Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.

А. Н. Леонтьев считал, что сознание отличается от других, менее высокоорганизованных форм деятельности тем, что выделяет собственное «Я» индивида из окружающего мира.

С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.

Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.

Заключение

Таким образом, тренируя себя для реального общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми,, уже в дошкольном возрасте возникают осознанные потребности ребенка, что находят своё проявление именно в игре, делая этот вид деятельности – ведущим. Именно в игре ребенку удаётся разрешать нереализованные свои стремления, ориентированные на отношения со взрослым.

Таким образом, современная человеческая игра – это результат филогенеза, это деятельность, в ходе которой возможно создать и социальное взаимодействие между людьми без объективного его присутствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: