Виды представлений -классификация

Содержание

  • Физиологический механизм восприятия
  • Свойства восприятия
  • Принципы восприятия
  • Факторы восприятия
  • Эффекты восприятия
  • Классификация видов восприятия
  • Нарушения восприятия Иллюзии восприятия
  • Галлюцинации Эйдетизм как вид галлюцинаций

Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Деление по модальности

По анализаторам принято выделять:

  • зрительное;
  • осязательное;
  • слуховое;
  • вкусовое;
  • обонятельное.

Что представляет собой такой вариант восприятия? Классификация предполагает деление на основе анализаторов. Зрительный вариант предполагает рассмотрение целого образа предмета. Он позволяет человеку воспринимать сразу сложные формы предмета (геометрические особенности и структуры). Зрительное восприятие принимает участие в восприятии движения и пространства.

Вам будет интересно:Двусложные слова: определение, примеры

Осязательное восприятие связано с кожными и двигательными ощущениями. Постепенно в ходе осязательного восприятия информация, которая поступает от отдельных признаков, превращается в единый образ. Для перехода от оценки конкретных элементов к анализу всего предмета, необходимо, чтобы в движении находилась рука (пассивное осязательное восприятие должно меняться на активное ощупывание предмета).

Вам будет интересно:Гурьба — это шумные люди: толкование слова и синонимы

Обонятельный вариант связан с восприятием запахов на базе обонятельного анализатора (носа). Психологи доказали, что при сильном влиянии на ощущение, у человека меняется психофизическое состояние. В некоторых случаях происходит извращенное восприятие запахов, а именно, неприятными становятся привычные вещества.

Вкус воспринимается с помощью языка (вкусового анализатора). В случае затрудненного носового дыхания понижается и вкусовая чувствительность. Причина — в потере информации, так как мозг воспринимает пищу в совокупности всех анализаторов, а при утрате одного из них картина существенно искажается.

Принуждение

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление

Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.


Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Понятие о величине и её свойства, значение ознакомления младших дошкольников с величиной предметов

Елена Панарина

Понятие о величине и её свойства, значение ознакомления младших дошкольников с величиной предметов

В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной и оценке . Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.

К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.

Свойства величины, изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительности; изменчивость.

На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают их на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравниваются однородные предметы : большой и маленький мячи, большая и маленькая матрёшка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Например, синий мяч большой, а красный маленький; большая матрешка в синей косынке, а маленькая в белой.

После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используется прием накладывания или прикладывания. Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это, прежде всего игры и упражнения на усвоение соотношении предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам. Можно организовать игры «Большой и Маленький»

,«Соберем пирамидку из колец» и другие,а также игры и упражнения на развитее глазомера:«Найдите такое же кольцо» ,«Построим дом большой и маленький» , и др.

Умение сравнивать предметыпо размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности.

Педагог, знающий особенности развитий игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.

Воспитатель тс самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяют в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования 9 кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше наз0овет предметов и др, то пери подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

Таким образом, математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Особое место в жизни дошкольников занимает игра, и является одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на НС животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение. Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».

И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах. Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.Павлов ввел понятие «первая сигнальная система», которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах. Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива.

Какими психическими явлениями характеризуется психика человека

Рассмотрим свойства, характеризующие личность человека в целом.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познает и чувствует.

Не всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и все же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определенную деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий. Таким образом, психические процессы возникают при конкретных действиях человека.

Свойства индивидуальности также формируются в деятельности. Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера

Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы и — что особенно важно — мозга

Определение

Задатки — это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют ее, т. е

не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Определение

Интерес — это особенное отношение к предмету, создающее тенденцию обращать внимание именно на него. Например, ученый, работающий над какой-либо проблемой, будет видеть нюансы, которые ускользнут от внимания другого человека

Оределение

Склонность — это тенденция посвящать время какому-либо конкретному занятию.

Важно отличать склонности и интересы от обычных человеческих потребностей. Любому человеку нужно есть, например, но его интерес к еде проходит после насыщения и не является характеристикой его личности

Также важно учитывать, что интересы человека часто определяются его окружением в детстве и юности, материальным положением его семьи и другими социальными факторами.

Определение

Способности — это свойства личности, дающие ей возможность успешно заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Примеры способностей:

  • наблюдательность;
  • зрительная память;
  • эмоциональная память;
  • эмоциональное воображение;
  • техническое воображение.

Таким образом, способности — это условие успешного выполнения разных видов деятельности. Совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называют одаренностью. А совокупность способностей, позволяющее человеку выполнять какую-то деятельность творчески, называют талантом к данной деятельности.

Определение

Темперамент — это совокупность индивидуальных характеристик нервной системы, которые выражаются:

  • в эмоциональной возбудимости, т. е. быстроте возникновения чувств и их силе;
  • в тенденции к сильному выражению чувств вовне;
  • в общей подвижности человека.

Представителей каждого из четырех классических типов темперамента можно описать так:

  1. Холерик — быстрый, порывистый, с сильными чувствами, ярко выражающимися в его поведении.
  2. Сангвиник — быстрый, подвижной, эмоционально откликающийся на внешние раздражители; его чувства непосредственны, но слабы и кратковременны.
  3. Меланхолик — склонный к затаенным переживаниям большой силы и длительности; он реагирует далеко не на все, но если реагирует, то испытывает очень сильные чувства.
  4. Флегматик — медлительный, уравновешенный, спокойный, почти не проявляющий чувств и не испытывающий их.

В пример можно привести персонажей романа Тургенева «Накануне»:

  • Инсаров — холерик;
  • Шубин — сангвиник;
  • Берсенев — меланхолик;
  • Увар Иванович — флегматик.

Важно учитывать, что темперамент — лишь набор предпосылок к определенному типу реагирования. Не всякий холерик энергичен, и не всякий сангвиник отзывчив, но, например, холерику проще, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия

Определение

Характер — это совокупность основных характеристик личности, определяющих ее поведение.

Храбрость, лицемерие, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Говоря, что один человек — храбрец, а другой — трус, люди высказывают чем-то обоснованные предположения, как эти двое поведут себя в критической ситуации. 

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Методы, основанные на апперцепции

Апперцепция дала жизнь многим методам исследования в психологии.

К ним можно отнести всем известные практики:

  • «Несуществующее животное»;
  • методику «Дом, дерево, человек»;
  • рисуночный тест «Человек, собирающий яблоки» и т. д.;
  • чернильные пятна Роршаха.

Есть и текстовые методики, например, дополнить предложения, дописать рассказ.

Тест «Несуществующее животное»Методика «Дом, дерево, человек»Тест «Человек, собирающий яблоки»

Благодарим за прочтение статьи. Теперь мы знаем больше об апперцепции, механизме, который делает всех нас похожими, но, в то же время, отличает друг от друга. Сохраняйте себе статью, делитесь с друзьями и родственниками, делайте репосты.

Статья помогла5Не помогла

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.

Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Как определяются типы восприятия


Флегматик — кто это такой, краткая характеристика

Диагностика типа восприятия

Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.

Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.

Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.

Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.

Классификация

Характерной особенностью визуальных представлений является то, что в одних случаях они очень конкретны и передают все видимые качества (цвет, форму, объем), в других случаях в визуальных представлениях доминирует одна сторона, а в третьих они очень расплывчаты или вообще отсутствуют.

Визуальные представления часто лишены объемности и представлены в виде изображений — цветных или бесцветных. Характер визуальных представлений зависит от содержания и практической деятельности, в ходе которой они создаются. Визуальное восприятие играет центральную роль в обучении искусству и важную роль в педагогическом процессе (например, изучение литературы требует привлечения воображения для успешного усвоения материала).

Слуховые представления делятся на типы и подтипы:

Речевые представления (подтипы: фонетическая и тембровая интонация), музыкальные представления (подтипы: представления о соотношении звуков по высоте и длительности).

Фонетические представления имеют большое значение в изучении иностранных языков. Представления тембра и интонации помогают представить тембр голоса и характерные особенности интонации человека, а также важны в работе актера или при обучении ребенка выразительному чтению.

Моторные репрезентации не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с текущими ощущениями. Когда часть тела представляется движущейся, происходит слабое сокращение соответствующих мышц, которое может быть зарегистрировано с помощью чувствительного электрофизиологического оборудования.

Моторные представления делятся на две группы:

1) зрительно-моторные — представления движения всего тела или отдельных его частей (являются результатом слияния моторных ощущений со зрительными образами);

2) слухо-моторные или речевые представления (являются слиянием речевых моторных ощущений со слуховыми образами слов).

Пространственные представления относятся к тем случаям, когда пространственная форма и расположение объектов представлены четко, а сами объекты представлены неопределенно — схематично и бесцветно. Пространственные представления в основном визуально-моторные. В повседневной жизни они сопровождают нас, когда мы прокладываем маршрут из одной точки населенного пункта в другую. Образ маршрута постоянно присутствует в нашем сознании. Различают плоскостные и трехмерные пространственные представления.

Одно из главных различий между представлениями и перцептивными образами заключается в том, что перцептивные образы могут быть только единичными (содержать информацию только о конкретном объекте). Представления могут быть как единичными — представления, основанные на наблюдении одного объекта, так и общими — представления, которые обобщают и отражают свойства множества похожих объектов.

В зависимости от степени выраженности волевого усилия принято различать волевые и неволевые представления. Добровольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия в интересах поставленной цели. Непроизвольные представления возникают спонтанно, без активации воли и памяти человека.

Классификация восприятия по видам анализаторов

По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:

  • кинестетическое,
  • зрительное,
  • тактильное,
  • обонятельное,
  • слуховое,
  • вкусовое.

Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация восприятия 450 руб.
  • Реферат Классификация восприятия 250 руб.
  • Контрольная работа Классификация восприятия 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Целостность

Полное представление об объекте формируется на базе суммирования получаемых в виде всевозможных ощущений сведений о некоторых свойствах и характеристиках такого объекта.

Собирательные ощущения имеют столь прочную взаимосвязь, что цельный сложный образ явления возникает даже при непрямом воздействии на человека лишь единичных свойств либо отдельных элементов объекта. Такой образ появляется относительно рефлекторно из-за связи между разнообразными ощущениями.

Целостность перцепции заключается в мысленном доведении полученных сведений до полного представления определённого явления даже при частичном отражении некоторых свойств познаваемого явления.

Для получения целостного восприятия ключевым фактором является опыт предшествующих наблюдений. Так, например, взирая на мужчину, стоящего боком, то есть, видя лишь его половину, человек в собственном восприятии получает целостную картинку: мужчину, имеющего две верхние конечности, две нижние, два уха. Поэтому когда этот мужчина повернется лицом, наблюдатель увидит то, что ранее ожидал.

Отсюда перцепция конкретного индивида обусловлена его субъективной картиной мироздания и образом отдельных объектов текущего бытия. Если папа малыша имеет высокий рост и надевает очки, то в детском прототипе мира отражается взаимосвязь, заключающаяся в обусловленности ношения очков высоким ростом. Встречая в дальнейшем незнакомых дядей в очках, малыш будет думать, что их рост несколько выше, нежели в действительности.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.


Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: