Социальный возраст и его отличия от биологического в аспекте психологии

Особенности возрастной периодизации личности

Анализируя таблицу Эриксона, можно заметить несколько моментов. Во-первых, он не дает исключительно положительную или негативную оценку качествам личности – они называются лишь сильными или слабыми. Если благодаря какой-либо характеристике человек учится решать социальную проблему или приобретает полезные навыки, то такое качество можно назвать сильным.

Во-вторых, многое зависит от социальной среды, в которую погружен человек. Возрастные изменения лишь подкрепляются определенными установками, с которыми личность сталкивается во время учебы в школе или в университете, при получении работы или при выходе на пенсию.

В-третьих, на разных периодах жизни социальная группа, мнение которой воспринимается безоговорочно, меняется. Не зря говорят, что старики зачастую более доверчивы и наивны, чем зрелые люди, ведь пенсионеры привыкли надеяться на человечество. Отсюда появляется чувство глубокого недоверия, если человечество этих самых надежд не оправдывает.

Утверждение, что все психологические проблемы идут из детства, тоже можно частично подкрепить теорией возрастной периодизации в психологии. Ведь именно мать формирует базовое понятие доверия у младенца. От её отношения подсознательно закладывается соответствующее доверие либо недоверие к остальным людям, что накладывает отпечаток на всю жизнь.

Что такое эмоциональная зрелость

Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.

Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений

Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками

Как субъективный возраст влияет на здоровье

Существует много причин того, почему субъективный возраст может столько рассказать о нашем здоровье. Это может быть прямым результатом тех сопутствующих изменений личности, с меньшим значением субъективного возраста, например, расширение круга деятельности (такие, как путешествия или освоение нового хобби) по мере старения. «Исследования показали, например, что субъективный возраст предопределяет характер физической активности», — говорит Стефан.

Однако, механизм, связывающий физическое и умственное состояние с субъективным возрастом, почти наверняка работает в обоих направлениях. Если у вас депрессивное состояние, забывчивость, и вы физически уязвимы, то, скорее всего, вы чувствуете себя старше. В итоге может возникнуть порочный круг, при котором психологические и субъективные факторы будут влиять на более высокий субъективный возраст и ухудшение здоровья, что ведет к тому, что вы чувствуете себя еще старше и более уязвимым.

Анализ Стефана, опубликованный в журнале «Психосоматическая медицина», является обобщением крупнейшего на сегодняшний день исследования воздействия субъективного возраста на смертность. Эти большие величины эффекта заслуживают пристального внимания. «Эти ассоциации являются сравнимыми или более сильными, чем фактор фактического возраста», — отмечает Стефан. Иными словами:

Ваш субъективный возраст может больше сказать о состоянии вашего здоровья, чем дата в вашем свидетельстве о рождении.

Стадии психологического возраста

Многие отечественные и зарубежные психологи пытались систематизировать стадии и выделить психологические особенности возраста, основываясь на каком-то одном критерии, поэтому существует множество различных периодизаций. Разбираться в научных терминах — удел ученых, мы возьмем одно из описаний, составленное Эриксоном.

Он выделил 8 ступеней, на основе которых может быть выделена психологическая характеристика возраста:

  • Младенчество. В этот важный период создается основа дальнейших взаимоотношений с миром – доверие или недоверие к нему. Чем успешнее пройдет этот период, тем более открытым ко всему новому будет человек в дальнейшей жизни.
  • Раннее детство, охватывающее второй и третий годы жизни. Первые попытки самостоятельности и автономии. Закладываются будущие перспективы: то, насколько человек в будущем будет самостоятелен, либо как сильно он будет зависеть от других. Уверенность или сомнение в своих силах – вот основной урок этого возраста.
  • Дошкольный возраст. Умение проявлять инициативу или быть пассивным, ведущим или ведомым, понятие о морали и чувстве вины – все эти качества родом из дошкольного возраста.
  • Младший школьный возраст (примерно до 12 лет). Осознание своей нужности и ценности в глазах родителей, друзей, общества в целом, а также трудолюбие закладываются в этом возрасте. Обратный эффект при неблагоприятных условиях жизни – чувство ненужности и собственной незначительности, отсутствие любви к труду.
  • Юношество (13-19 лет). Человек определяет себя в окружающем мире, сравнивает, пытается найти свое место в социальных группах, которые считает подходящими. Это очень важный процесс, в это время происходит становление личности, ее индивидуальности. В этот период человек может частично или полностью слиться с той категорией людей, которую считает примером для подражания, и потерять собственную индивидуальность, либо выделиться из «толпы» и обрести своё «Я».
  • Молодость – этот период охватывает возраст 20-30 лет и характеризуется стремлением к близости и интимности в отношениях либо отчужденностью и даже страхом близких отношений.
  • Зрелость (30-40 лет). Поиск себя в творчестве или период застоя (который некоторые люди называют «стабильностью»). Выражение своей личности через творческое начало — это естественное стремление данного периода, а застой – путь к стагнации. Еще этот период характеризуется нарастающим чувством ответственности за близких.
  • Старший возраст и старость (от 40 лет). К этому периоду человек подходит либо с чувством целостности собственной личности, либо с чувством отчаяния в результате раздвоенности. Что это все значит? Это значит, что у каждого психологического возраста есть свои особенности. Человек может пройти один период успешно, но «застрять» в другом.

Психологические особенности школьного возраста

Психологические реакции детей школьного возраста намного шире, чем у дошколят. Психофиозиологические показатели развития для седьмого года жизни ребенка включают в себя, в числе прочего, способность детей осознавать свое положение среди ровесников и взрослых, интерес к окружающим людям, различным играм, новым знаниям. Собственно, во многом именно на этом основании определяется психологическая готовность ребенка к школе.

Разумеется, 11 школьных лет – это большой срок, за который ребенок из несмышленого «первоклашки» превращается в готового выбрать свой жизненный путь человека. Поэтому рассмотрим отдельно психологические особенности младшего школьного возраста, среднего и старшего школьного возраста.

В младших классах ребенок учится осознанности и ответственности за порученное ему дело, в первую очередь, за учебу. При правильном воспитании ребенок сам помнит, что ему нужно сделать домашние задания. А если вовремя начать прививать детям навыки тайм-менеджмента, в младших классах они уже в состоянии сами решить, какие домашние задания делать в первую очередь, чтобы в целом справиться с уроками быстрее и лучше. Кому-то целесообразно начать с самого сложного, например, с математики, а более легкие задания оставить напоследок. Кому-то, наоборот, лучше сначала «разгрузить мозг» и сделать поделки на завтрашний урок труда, а уже потом браться за сложные и скучные вещи вроде чтения и математики.

Кроме того, в психологическом развитии ребенка параллельно идут два процесса: стремление к самостоятельности и борьба за независимость от взрослых, и в то же время формирование способности договариваться о форматах взаимодействия с учителями и родителями, поведения в общественных местах, освоение прочих нюансов социализации. Более подробно  «Психология детей младшего школьного возраста» раскрыта в специальном учебном пособии .

В среднем школьном возрасте тенденции стремления к самостоятельности и независимости обретают все большие масштабы. Психологические особенности подросткового возраста лучше всего описываются словосочетанием «юношеский максимализм». С другой стороны, подростки продолжают социализироваться и усваивать, что называется, «правила игры на стадионе», учатся балансировать между «хочу» и «нужно».

Такое стремление подростков самим понять и разобраться, почему от них требуют того или этого, почему они должны поступать так или иначе, можно обратить на пользу делу, если набраться терпения и аргументировать свои требования. Средний школьный возраст соответствует времени обучения в 5-9 классах и  является как бы переходным от детства к юности. Более подробно «Психологические особенности среднего школьного возраста» описаны в специально посвященной этой теме статье .

И, наконец, старший школьный возраст. Он является переходным от юности к взрослой жизни. Подростковые страсти постепенно угасают и уступают место более осознанному выбору жизненных интересов, увлечений, друзей, жизненного пути. Молодые люди уже в состоянии понять, как их сегодняшние действия предопределяют их ближайшее будущее. Они в состоянии сознательно отказаться от некоторой части развлечений в пользу подготовки к поступлению в вуз.

Если подобных трансформаций не происходит, а человек в 16-17 лет не определился, чем он хочет заниматься в жизни, можно говорить о том, что его психологический возраст отстает от реального. Более широкое представление об этом периоде жизни молодого человека дает статья «Психологические особенности старшего школьного возраста» .

Понятие возраста в психологии, особенности поэтапного развития личности

В психологии определение «психологический возраст» означает периодизацию психического развития в течение жизни человека. Развитие психики определяют 2 фактора:

  • биологический — наследуемые от родителей особенности, передаваемые генетическим путем;
  • социальный — влияние среды, в которой ребенок растет и развивается.

Взаимосвязь факторов, влияющих на личностную скорость психологического развития, объясняют 4 основные теории:

  1. Биогенетическая. Особенности личности формируются только под влиянием генов, воспитание не может их изменить.
  2. Социогенетическая. Младенец рождается без задатков, и все особенности приобретает из окружающей среды.
  3. Теория конвергенции. Объединяет влияние социального и биологического, считая их влияние равнозначным.
  4. Отечественная теория. Предложенная Л. Выготским теория развития предполагает, что для человека одинаково важны наследственность и воспитательная среда, но социальной фактор оказывает большее влияние.

Для определении соответствия биологического возраста психологическому используют возрастную периодизацию Эльконина. Он выделяет:

  1. Раннее детство. Включает период от рождения до 3 лет. Характеризуется развитием основных новообразований: речь, ситуативно-личностное общение, предметная деятельность.
  2. Детство. Начинается после кризиса 3-х лет, включает дошкольный и младший школьный период. Главный показатель нормального развития — ориентация на учебную деятельность.
  3. Подростковый возраст. Является переломным периодом становления личности, характеризуется ориентацией на интимно-личностное общение и профессионально-учебную деятельность.
  4. Ранняя зрелость. Основная потребность — любовь и принятие, ориентации на построение карьеры и создание семьи.
  5. Средняя зрелость. Потребность в профессиональное реализации довлеет над остальными, человек стремиться принести пользу обществу.
  6. Подлинная зрелость. Принятие новой социальной роли, целостность и мудрость личности.

Этапы физического развития у большинства людей проходят одинаково: люди одного возраста имеют похожие физические показатели и выглядят похоже. Но психологический возраст может отличаться на десятки лет. Психологический возраст — внутреннее состояние, определяющее отношение к жизни. Принимая решения, человек ориентируется на внутренний возраст. Он регулирует поведение, отношения с другими людьми, планы и цели.

Психологический возраст — объективная характеристика, которую можно определить с помощью тестов. Знать его необходимо, чтобы вовремя понять причину поступков, не затягивать период психологической незрелости.

Концепции

Научное обобщение и исследование такого феномена, как социальное поведение, рассматривается рядом наук. Российские и зарубежные исследователи на протяжении последних двух веков (точнее, с середины 19 века) рассматривают методологические возможности данного понятия, его принадлежность к социуму и способности, которыми пользуются индивиды для выработки и соблюдения норм социального поведения. На основании изучения понятия возникло несколько концепций, которые применяются рядом общественных, социальных, психологических, правовых, философских наук.

З. Фрейд считал, что поведение любого индивида в обществе формируется по присутствующим уровням личности.

К таким уровням он относил: низший (биологический), развивающийся на основе потребностей; второй – сознательный, возникающий на основе психики; высший – результат социализации. Фрейд считал, что нормы и ценности, а также социальное поведение могут развиваться последовательно, когда индивид пройдет все виды уровней.

К. Юнг немного расширил понятие о поведении в обществе. Он считал, что бессознательный уровень способен присутствовать на определенном этапе жизни индивида.

Уровень отсутствия сознания начинает формироваться на основе комплексов и влечений, может быть сугубо индивидуальным либо формироваться под действием коллективных устремлений. Развитое сознание позволяет разграничить человеку личное и общественное, определить для себя наиболее приемлемый тип поведения и собственное мироощущение. Индивиды способны определить для себя определенные образы (архетипические, сказочные, геройские), еще в раннем детстве. Поэтому во взрослой жизни неосознанно могут стараться соответствовать им. Социальное поведение людей отличается мышлением и осознанность поступков.

Э. Фромм считал, что понятие поведения субъектов в обществе основано на доминировании социальной среды над поведением и мировоззрением человека.

В зависимости от окружающего социума, психологической и социальной обстановки, человек формирует сознание и определяет свои поступки в коммуникациях, творчестве, работе, общественной жизни. Человек использует не только биологические способы приспособления к меняющимся социальным условиям, но и использует связь бессознательного с сознательным. Исследователь считал, что поведение человека обусловливается импульсами и комплексами, но под действием социальной среды индивид сам определяет мотивы своего взаимодействия с окружающим миром.

Каждая из представленных концепций имеет право занять достойное место в трудах исследователей. Главная проблема, на которую хотели указать ученые – это связь сознания с окружением, доминированием мнения психически более сильного индивида, возможность изменения мотивов поведения, если человек сам этого пожелает.

Социальное поведение может быть позитивным или негативным. Роль понятия определяется ценностями и внутренними убеждениями субъектов. Индивиды взаимодействуют друг с другом, и стремятся к построению длительных коммуникаций основанных на применении социальных норм.

Что это такое?

Психологический, или же ментальный, возраст – это уровень личностного развития, и он может сильно отличаться от биологического. Вы можете быть уже пенсионером, но в душе быть малышом. Можно выделить несколько основных «возрастов»:

  1. Ребенок. У человека такой уровень психологического развития, если он часто ведет себя как малое дитя: неспособность справиться с проблемами, боязнь ответственности, страх, а может, наоборот, беспочвенное ощущение власти и всесилия.

  2. Родитель. Несмотря на название, этот уровень развития ушел недалеко от детского. Здесь характеризуется период, когда родители обучают своего ребенка основам жизни. Зачастую такое общение более поучающее, с явно выделенным авторитетом. Некоторые «родители» привыкли подавлять персонажей-детей, а некоторые любят их баловать.

  3. Подросток. Период поиска себя всегда связан с бунтом. Это естественный процесс для формирования личности, но когда это переживает 14-тилетний ребенок, последствия будут не слишком глобальными, а когда это испытывает взрослый человек, все может обернуться плачевно.

  4. Взрослый. Это самый безопасный и универсальный вариант. Такой человек гармонично сочетает в себе все предыдущие этапы: детскую непосредственность, родительскую заботу и подростковый интерес. Все это проявляется в нужных ситуациях и не мешает жить ни себе, ни другим.

Какую играют роль

Биологические основы личности, которые передаются новому поколению от родителей посредством генетики, влияют на многие стороны поведения человека. Такие качества, как двигательная активность, сила, самообладание, склонность к тревожности, экстраверсия передаются наследственно. Генетически обусловленными, хотя и в меньшей мере, являются агрессивность, стремление к успеху, лидерские черты, способность фантазировать, отчуждение.

Примечание

Биологические факторы обуславливают уникальность человека. Они более значимы для становления темперамента и уровня интеллекта, и в меньшей степени требуются для образования ценностных установок, идеалов, взглядов и принципов.

Наследованию подвержены и характеристики поведения женщин и мужчин. Предполагается, что в генах заложена также и информация об основных эмоциях человека. Таким образом, значение генетического фактора состоит в обеспечении принадлежности людей к одному виду и образовании их индивидуального разнообразия.

Среди социальных факторов наибольшее влияние на личность человека оказывают:

Принадлежность к определенной культуре. Находясь в конкретной культурной среде, ребенок через обучение и воспитание перенимает требуемые шаблоны поведения. Люди, относящиеся к одной культуре, обладают похожими мировосприятием, образом мышления, эмоциональным устройством.

Принадлежность к социальному классу. Данный аспект оказывает влияние на общественную роль человека, его самовосприятие и самооценку, отношение к представителям других классов, ситуационное поведение, ценности и стиль жизни. 

Семейное окружение. Непосредственное влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. Их поведение служит образцом для подражания в межличностных отношениях для детей, вызывает их поведенческие реакции

Родители могут акцентировать внимание на некоторых поступках детей, тем самым способствуя к закреплению такого образа действий в их поведении. 

Пребывание среди сверстников. Внешняя среда воздействует на ребенка через его нахождение в группе сверстников

Таким образом, он социализируется, приобретает опыт, оказывающий устойчивое влияние на развитие личности. 

Ролевой конфликт

Когда человек занимает высокое положение в одной группе и находится внизу иерархической лестницы в другой, конфликт неизбежен. Она может быть внутренней, когда человек испытывает дискомфорт в тишине, или может перерасти в конфронтацию с коллегами. Примеры ролевого конфликта встречаются часто, например, когда пожилой человек является мальчиком на побегушках у более молодого начальника. Или когда этот начальник отдыхает с друзьями, которые относятся к нему с определенным презрением, совсем не так, как его подчиненные.

Если социальный статус мужчины высок, он будет стараться всеми средствами сохранить его. Конечно, всегда найдутся люди, которые не удовлетворены своим положением и хотят подняться выше, обрести большую значимость в обществе. Это порождает конкуренцию внутри группы, что позволяет самым сильным и приспособленным членам общества пробиться наверх.

Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

… характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные … самостоятельно принимать решения; Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; Уважать право ребенка на собственное мнение; Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться …

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 — 35 лет) установление интимности, близких личных связей с другим человеком. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе».

Старость .Классификация приспособления личности к старости.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять видов приспособлении личности к старости:

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

… другой — переставляет его ступни. Слепые дети могут испытывать страх при ходьбе, поскольку не видят препятствия на своем пути … развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого- … возраста. По некоторым данным 80% — 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие зрения в критический период …

1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока.

2) Отношение зависимости. Зависимая личность это человек, подчинённый кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своею ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, нe испытывать ни враждебности, ни страха

3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность; некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами, сомнениями. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье. Если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, т.к. используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Если все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5) Отношение враждебности человека к себе самому. Люди такого типа избегают воспоминании, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: