Память

Отличия краткосрочной от долговременной памяти

Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.

Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.

Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Типы памяти

Дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого — такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего — двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи.

Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. Самый распространённый тип памяти – зрительный. Например, на сдаче экзамена. Некоторые студенты запоминают чётко страницы из учебников. Когда они вспоминают нужный текст, у них перед глазами образ этой страницы, они могут даже назвать абзац и номер страницы. А кто-то запомнит, что на полях учебника был рисунок.


Giphy

Пример развитой зрительно-двигательной памяти – студент, который всю ночь пишет шпаргалки, но никогда не использует их. Здесь работают два канала – пока он пишет текст, руки «запоминают» движение, информация сохраняется благодаря действию. И в то же время он зрительно запоминает текст, который пишет. Этого становится достаточно, чтобы воспроизвести нужную информацию.

При развитой двигательно-слуховой памяти человеку необходимо читать вслух текст и при этом, например, ходить. Или делать какие-то краткие записи, пометки. Либо слушать аудиозапись текста и делать пометки. Самый яркий пример – когда человеку комфортнее слушать аудиокнигу, при этом прогуливаясь или делая дома уборку.

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.

Мнемические процессы памяти

Память — это познавательная работа, которая состоит из четырех равных по значению процессов. Сбой на каком-то из этапов ведет к разрушению всей системы. Специалисты выделяют такие мнемические действия в памяти.

Запоминание

Этот процесс отвечает за благополучное усвоение незнакомой информации путем сопоставления с уже знакомыми элементами. Эффективность фиксации зависит от целей, мотиваций и способов проведения процесса.Запоминание бывает:

  • произвольным
  • механическим
  • осмысленным
  • непроизвольным

Хранение

Этот процесс отвечает за удерживание информации в памяти. На физиологическом уровне это установка и укрепление связей в мозге при помощи подкрепления внешними раздражителями.Факторы, способствующие удержанию материала:

  • значимость предмета;
  • понимание сути;
  • применение запомнившегося;
  • частота использования материала.

Воспроизведение

Заключается в актуализации пройденного материала и проходит в три этапа:

  • Узнавание. Происходит путем сравнения прошлого образа и актуального опыта.
  • Поиск идентичности. Выискивание и извлечение из долгосрочной памяти нужного материала.
  • Установление образа. Включение полного и эмоционального насыщенного отображения объекта или действия со всеми параметрами.

Забывание

Данный процесс ведет к утрате четкости образа и уменьшению заполняемого места информацией в долгосрочной памяти, что со временем ведет к трудностям воспроизведения и к удалению полученных знаний.

Эффект тестирования

Нейропсихолог Крис Бёрд из Университета Сассекса провёл эксперименты по запоминанию видеоконтента. Оказалось, что если попытаться вспомнить детали увиденного через неделю, то через 18 дней вы будете помнить примерно половину от возможного объёма. Если напрячь память в день эксперимента, вы запомните на 40% больше. Ответы на простые вопросы по горячим следам — в течение 20 минут после восприятия информации — помогают запомнить максимальное количество содержания. Этот феномен в психологии называется эффектом тестирования: он работает не благодаря подготовке к тесту, а только потому, что приходится обращаться к памяти.

Использование информации

Мозг по-разному работает с информацией, когда мы читаем текст или пытаемся его переосмыслить и реструктурировать. Как показывает исследование, проведённое в Университете Вашингтона, во втором случае информация запоминается прочнее. В ходе эксперимента участникам поручили изучить тексты. Одна группа готовилась сдать тест, а другую попросили подготовить обучающее занятие по прочитанному. Затем тест дали обеим группам, и «учителя» показали более высокий результат и смогли верно ответить на большее количество вопросов. Испытуемые второй группы систематизировали материал, поэтому лучше запомнили важные детали.

Эффект тестирования — вот что позволяет запомнить максимальное количество информации, если ответить на вопросы по тексту сразу после чтения. Обычно в школьных учебниках после каждой главы или темы идут «Вопросы для повторения». Многие их игнорируют — и зря! Если после параграфа даны ключевые понятия — стоит дать им определения и тут же проверить себя.

Сознание, инстинкты и рефлексы

В примере выше использовано слово “бессознательно”. Если объяснить совсем просто, бессознательная часть нашего разума это все наши мысли и знания, которые мы не используем в данный момент.

Пример: ты не думаешь над тем, как дышать. Ты просто дышишь, даже не замечая этого. Бессознательно твой мозг отдаёт команду мышцам груди и живота сокращаться особым образом, поддерживая дыхательный процесс. Но! Ты можешь перестать дышать сознательно, задержать дыхание, или наоборот – вдохнуть полной грудью, столько воздуха сколько сможешь – это твоё осознанное (или сознательное) решение.

В бессознательной части нашего разума происходит множество процессов, целых цепочек взаимодействий между органами и различными областями мозга. Там же хранится огромный пласт нашей памяти. Если мозг воспринимает информацию или последовательность действий как важные – он формирует нейронные связи в бессознательной части. Когда мы только начинаем учиться ездить на велосипеде или читать, нам требуется масса усилий – держать баланс, вспоминать название и значение слов (потому что всё это делается осознанно, мы контролируем процесс), но спустя какое-то время мы выполняем все эти действия не задумываясь (мы не контролируем процесс, это делает бессознательная часть).

Цепочка простых бессознательных действий являющаяся реакцией на раздражитель называется рефлекс. Рефлексы делятся на условные и безусловные.

Безусловные рефлексы – врождённые действия, необходимые для обеспечения самых основных потребностей организма. Дыхание, следование взгляда за движущимся объектом, моргание – всё это безусловные рефлексы.

Условные рефлексы – это приобретённые в результате взаимодействия с окружающим миром цепочки действий. Езда на велосипеде и процесс распознавания значения слова во время чтения – это условные рефлексы.

Кроме того, у человека существуют комплексы сложных врождённых бессознательных действий, которые называются инстинктами. К инстинктам относятся: требование ощущения безопасности, голод, желание спать, продолжение рода, любопытство. Часть инстинктов начинают действовать только с определённого возраста (например инстинкт продолжения рода), часть начинает ослабевать со временем (с возрастом люди становятся менее любопытны, так как мозг уже сформирован и не нуждается в большом количестве информации), но такие инстинкты как самосохранение, требование сна или голод остаются с человеком почти всю жизнь.

Полезная литература

Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:

  • “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар
  • “Как запоминать (почти) все и всегда” Роб Иставэй
  • “Где находится память? Искусство запоминать” Алан Льери
  • “Тренируй свою память” Рюта Кавашима
  • “100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок” Екатерина Додонова
  • “Вопросы памяти” Мишель Пон

Полный и подробный список литературы ищите в нашей статье “Книги по улучшению памяти”.

Механизмы и виды запоминания информации

В деятельности памяти можно выделить такие процессы, как запоминание информации, сохранение, воспроизведение и узнавание.

Для вас подарок! В свободном доступе до25 сентября

61 проверенный канал из закрытой подборки по поиску работы в IT

Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня

Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Запоминать – значит, связывать новую информацию со старой, которая уже существует в мозге человека, а также закреплять ассоциации и образы, которые появляются в сознании при получении новых впечатлений. Это процесс целенаправленный, он подразумевает повторение материала для того, чтобы впоследствии его можно было воспроизвести. Чаще всего запоминание используется во время обучения.

Запоминание бывает добровольным и непроизвольным.

При непроизвольном запоминании информации усилия воли от человека не требуются. Материал запоминается быстро, но и забывается так же легко. Все, что остается в памяти – это яркие, необычные, эмоциональные впечатления. Либо фактор, который действует на человека в течение длительного времени.

Добровольное, или целенаправленное, запоминание информации является запланированным и организованным процессом, при этом используются различные приемы. Оно связано тесным образом с мыслительными способностями человека, с его умственными процессами и его знаниями. Способ добровольного запоминания зависит от того, насколько точно нужно в дальнейшем воспроизвести информацию. Иногда достаточно запомнить общий смысл, передать суть мысли. В другом случае информацию нужно запомнить и передать буквально, в точности до буквы или цифры.

Таким образом, можно выделить такие виды запоминания, как механическое и семантическое, или осмысленное.

При осмысленном запоминании человек мыслит логически, он понимает самую суть материала, выделяет главную мысль, отбирает самые важные идеи. При этом строится множество логических связей между частями информации, проводится взаимосвязь с уже существующими знаниями.

Механическое запоминание (так называемая зубрежка) производится без осознания смысла, отдельными последовательными частями, не задумываясь о связи между ними. Информация механически запоминается быстрее, но и забывается так же быстро.

Механизмы и виды запоминания информации

Механическое обучение довольно востребовано: в учебных заведениях мы зубрим правила, определения, алфавит, иностранные слова. В жизни необходимо иногда запоминать номера телефонов, адреса, даты и т.д.

Чтобы сделать механическое запоминание более легким, можно придумывать такому материалу некий смысл, строить ассоциации. Для этого существуют разные приемы, которые мы рассмотрим далее.

Виды памяти

Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, эмоциональную и логическую. Однако чаще всего память делят на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. 

  • краткосрочная — это память от нескольких секунд до трех минут;
  • среднесрочная — может быть от нескольких минут до момента первого сна человека;
  • долгосрочной памятью в психологии считаются воспоминания, которые пережили сон человека. 

Долгосрочная или долговременная память тоже может быть разной. Что-то мы можем помнить на следующий день, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых честных правил». Алгоритмы запоминания на разные сроки могут отличаться, поэтому лучше сразу понимать, через сколько потребуется информация.

Если мы выбираем более сложные и эффективные способы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мать учения, а важнейшая часть сохранения информации в голове.

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Как читать, чтобы запоминать

Метод SQ3R

Блогер-полиглот и студентка, изучающая нейронауку и образовательную психологию в Гарвардском университете Анастасия Кей советует использовать модифицированную методику SQ3R (Survey, Question, Read, Recite, and Review). Изначально методика была предложена американским психологом Фрэнсисом Робинсоном. Она включает следующие этапы работы с материалом: обзор, постановка вопросов, чтение, конспектирование, просмотр записей.

Survey — обзор материала.

Что бы вам ни предстояло читать, слушать или смотреть — статью, главу учебника или книгу — изучите его структуру. Прочтите заголовки и подзаголовки, просмотрите вводный абзац, графики, иллюстрации и заключение. Так вы получите первое представление о содержании, которое предстоит охватить.

Question — вопросы.

К каждому заголовку и подзаголовку нужно задать вопрос. Например, если глава называется «Электрическая передача информации внутри нейрона», то вопрос может звучать так: «Каков механизм передачи информации внутри нейрона?»

После такой работы ваш мозг акцентирует внимание на значимых моментах текста и информации, которую нужно получить в результате

Read — чтение.

Анастасия Кей предлагает читать текст так:

1. Выберите не более 4 страниц текста, который вы собираетесь прочитать. Обычно это логически цельный кусок: параграф, тема или глава.2. Ещё раз сформулируйте вопрос, на который отвечает этот фрагмент и прочтите его, ничего не записывая.3. По памяти воспроизведите ключевые положения прочитанного текста — они станут основой для следующего этапа. Загляните в книгу, чтобы проверить себя. Если вы не можете воспроизвести материал из кратковременной памяти, прочтите ещё раз и перечитывайте материал до тех пор, пока не сможете его пересказать.4. Если у вас остались вопросы на понимание текста — запишите эти вопросы на полях или отдельной странице. Если появилось желание в чём-то более подробно разобраться, уточнить понятия — запишите и выделите свои вопросы и новые термины.


Пример использования метода SQ3R
Пример составления и нумерации вопросов к информации в тексте

5. Сформулируйте важные идеи в виде вопросов и зарисуйте схемы. Поскольку тестирование крайне эффективно для запоминания текста, пусть конспект представляет собой небольшую проверочную работу для вас самих. Вместо того чтобы писать утверждения и ответы, пишите вопросы. Например, Анастасия составляет и нумерует вопросы к абзацам, а затем ставит тот же номер возле строчки текста с ответом. Настя перерисовывет схемы и рисунки, но не подписывает элементы, чтобы каждый раз вспоминать структуру и механизмы самостоятельно.


Пример вопросов и схем для самопроверки

Если вы работаете в группе или вместе с одноклассниками готовитесь к экзамену, можно меняться своими проверочными вопросами, чтобы охватить материал более детально и разнообразить учёбу.

Review — повторение.

Ответьте на вопросы, которые вы составили и прокомментируйте схемы. Обязательно проверьте себя по учебнику. Эта работа имеет критическое значение сразу после чтения. Если не выполнить мини-тест, уже через 20 минут вы забудете пятую часть изученного, а на следующий день будете помнить только треть информации.

Значение памяти в жизни человека

​Память — это совокупность высших психических функций и операций в мозге человека, которые направлены на накопление, сохранение и воспроизводство знаний, навыков и умений.

Память присутствует не только у человека, но и у всех высших животных Земли, однако у Homo sapiens память развита гораздо сильнее; человек умеет осознанно ей пользоваться.

Наличие памяти у человека важно не только для полноценного функционирования конкретной личности, но и для стабильного существования всего общества. Хорошо видна значимость памяти при рассмотрении, например, процесса социализации или структуры сознания. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления)

Если нет возможности написать самому, закажите тут

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

​Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему. 

Особенность социализации в том, что общество с помощью специальных механизмов и институтов передает формирующейся личности накопленные столетиями навыки взаимодействия, то есть, не используй человек способности своей и общественной памяти, пройти успешно процесс интеграции в социум было бы невозможно.

Сознание — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.

Помимо индивидуального сознания конкретного человека существует такое понятие, как сознание общественное.

Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Сознание общества и сознание человека тесно взаимосвязаны: общественное является продуктом индивидуального и наоборот. Таким образом, накопление, сохранение и воспроизведение какой-либо информации со стороны конкретной личности или со стороны общества крайне важны для дальнейшего «взаимопользования» и сохранения и развития сознания в целом.

Кроме участия в глобальных понятиях, память также важна и для прохождения человеком более локальных процессов: обучение, анализ, оперирование ассоциациями и т. п.

Упражнения для развития памяти

После того как вы поработали над воображением, пора переходить непосредственно к памяти. Предлагаю два действенных упражнения.

Парочки

Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow . Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка). 

Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.

Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.

Цепочки

Второе упражнение называется «Цепочки». Оно предполагает запоминание слов с помощью яркой придуманной истории. Так можно запомнить список покупок.

Например: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсиновая корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Теперь разрезаете его, а внутри не апельсин, а колбаса, но и с ней не все в порядке. Из белых прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а внутри горит лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем быстрее вы вспомните элементы цепочки. 

Сочинение 2

Испокон веков через книги человечество передает будущим поколениям свои знания и опыт. Такое изобретение цивилизации, как книга невозможно переоценить.

При чтении у человека активно работают определенные мозговые отделы, улучшается память, расширяется кругозор, обильно пополняется словарный запас и развивается речь, всё это только вершина огромного айсберга пользы книги.

Много читающий человек интересен в общении, с ним всегда есть о чём поговорить и можно многому у него научиться. Такие люди довольно часто являются творческими натурами, ведь у них активно работает воображение. Даже читая любимый приключенческий роман, или интригующий детектив, человек не только увлекательно проводит своё время, но и всесторонне развивается как личность. Индивид, не прочитавший за всю жизнь ни одной книги, является личностью не далёкой, с которой банально не о чем говорить.

К тому же книга может быть хорошим развлечением, ничуть не хуже, а возможно даже и лучше любого фильма. Человек может найти своих единомышленников, обсуждать и анализировать фрагменты из любимых произведений. В книге возможен любой, какой только возможно себе представить сюжет и каждый всегда сможет найти то, что ему по душе.

Начиная читать новую книгу, человек отправляется в путешествие и с головой погружается в мир созданный автором. Он может побывать на других континентах, планетах и даже мирах. Узнать о культуре других народов и многое другое.

Благодаря книге нам предоставляется возможность понять, как мыслил тот или иной автор абсолютно любой эпохи. Можно даже сказать, что книга является своеобразной машиной времени.

В наше время источники массовой информации продвигают однообразие, книга же способна развить собственное мнение и индивидуальность. Вспомнить только каким искусственным был без книг мир, в описанной антиутопии Рея Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. По моему мнению, данное произведение отлично демонстрирует какое будущее, ждёт всё человечество, если оно потеряет дар книги.

В итоге, становиться понятно, что книги имеют неоценимое значение для человека. Они не только облегчают жизнь, делясь своим опытом, но и наполняют её касками, делая эмоционально насыщенной

К тому же чтение всесторонне развивает любую личность, делая её интересной и что немало важно образованной. Необходимо не забывать про книги и пользоваться знанием, что они в себе таят

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: