Золотое правило морали

Подходы к пониманию морали

Существует четыре подхода к пониманию морали:

  1. Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.

  2. Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.

  3. Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.

  4. Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)
Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.
Получить гайд

Отражение и развитие принципа в литературе

Воспринять идею взаимоотношений, построенных на утверждении, что все окружающие теперь «свои», не очень доступно и в наши дни. Что уж говорить о временах, когда дикость и насилие были нормой в решении спорных вопросов. Но сразу же, с первых письменно зафиксированных вариантов, золотое правило нравственности провозглашает принцип взаимодействия между людьми, сопряжения своих желаний с интересами окружающих. Обычаи, принятые внутри рода, распространяются на весь социум, что становится революционным прорывом в этике и толчком к зарождению гуманизма.

Архаика и античность

Наиболее древним артефактом из обнаруженных на сегодняшний день, в котором упоминается подобная формула, является клинописная табличка «Поучения писца Ахикара». Служивший при дворе одного из самых жестоких правителей в истории, ассирийского царя Синаххериба (годы правления — 705−680 до н. э.), он оставил в качестве наставления приёмному сыну такое изречение: «…что тебе кажется плохим, ты не должен делать своим товарищам». Учитывая, что письменные морали того времени лишь фиксировали устную традицию, появление подобной мысли можно отнести на несколько веков назад.

В ветхозаветной «Книге Товита» эта фраза приобретает более обобщённый смысл: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». Подобные или очень близкие к ним высказывания встречаются в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и проповедях Будды «Дхаммапада» (VI в. до н. э.). В это же время в Китае великий мыслитель древности Конфуций в книге «Лунь Юй» приходит к аналогичному выводу. На вопрос ученика, существует ли слово, которым можно руководствоваться всю жизнь, он отвечает: «Это слово — сострадание. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

В античной литературе философско-моралистического толка (рассуждения, поучения, записки к последователям) правило понимается как естественное благоразумие или очевидная этическая установка для человека, достигшего определённого уровня культуры. В таком освещении предстаёт она в работах Аристотеля, Сенеки и других авторов той эпохи.

Мусульманская трактовка

В сурах Корана нет упоминания золотого правила или чего-то отдалённо его напоминающего, но один из хадисов пророка Мухаммеда (13 в собрании Аль-Бухари или 45 в книге Муслима) гласит:

Этот хадис встречается и у других авторов, что говорит о его несомненной подлинности. Определяя в первую очередь один из признаков истинно верующего мусульманина, он признаёт взаимность не как уравнивание в правах, а как обязательное уважение к достоинству другого человека (хотя и ограничивает действие правила рамками ислама). Некоторые муфассиры (толкователи Корана) комментировали его так, что оно могло рассматриваться в духе заповеди любви, и всегда опирались на него в определении нравственного выбора при поиске справедливого решения.

Позиция христианства

Наиболее завершённый вид правило получило в Евангелии. В книге Луки (6, 31) он звучит следующим образом: «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы должны поступать с ними». Эта безусловно-категоричная форма раскрывает, в чём смысл золотого правила морали. По сути она — практическая рекомендация, определяющая поведение в отношениях с другими индивидами и не позволяющая нарушать общекультурные основы взаимности, ответственности и гуманности.

По своему значению эта формулировка стала:

  • обобщенным содержанием этического учения Иисуса Христа, выраженного в Нагорной проповеди;
  • вошла в сознание общества как квинтэссенция понятия нравственности;
  • в Средние века рассматривалась как выражение заповеди любви и главное звено, связующее естественную нравственность с христианским моральным учением;
  • в новое время она стала выражением категории добра в философии и принципом естественного права в обществознании.

Работы Гоббса, Лейбница и других мыслителей о морали вошли в золотой фонд интеллектуальных достижений человечества.

Значение в современном мире

Доискиваться, кто сформулировал золотое правило морали первым, бессмысленно.

И этому есть три причины:

  1. Оно формулируется мыслителями, не имеющими представления друг о друге, практически одними и теми же словами.
  2. Оно возникает одновременно в совершенно различных культурах, связь между которыми в те времена весьма проблематична.
  3. Фраза отличается общечеловеческой направленностью мысли, гуманистической завершённостью в условиях зарождения классов и экономической эксплуатации человека человеком.

Вполне возможно, что, прежде чем попасть в римские таблицы, оно веками существовало в форме поговорок, нравоучений, обычной житейской мудрости. Являясь противопоставлением хищническому отношению к окружающим, которое выражено латинским утверждением Homo homini lupus est (человек человеку — волк), правило ориентировало на иные принципы взаимосвязей, вылившиеся впоследствии в христианский призыв возлюбить ближнего, как самого себя. Так было установлено идеальное устремление нравственного поведения личности.

Не обошлось и без критики. Признавая неоспоримую практическую ценность формулы, величайший немецкий мыслитель Иммануил Кант пришёл к выводу, что, используемое в корыстных целях, оно может служить преступнику в качестве аргумента для обвинения судей, а эгоисту — как моральное оправдание отказа от служения обществу. Он предложил более точную, но утратившую простоту формулировку:

В таком виде утверждение из внутреннего нравственного ориентира человека превращалось в категорическое требование морали.

И всё же в плане своего значения и места в современной культуре, золотое правило остаётся нужной каждому отдельному человеку схемой поведения, основанной на принципе взаимоуподобления. А успешная практика применения лишь подтверждает его истинность.

Сочинение на тему Золотое правило этики

Золотое правило этики существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе.

Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях — и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле.

Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро – и не больше. Сделаешь кому-то что полезное – отлично, молодец. Не сделаешь – тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо – ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех этих действий есть свои последствия.

Мы обижаемся или злимся, когда с нами плохо поступают – если нас обманывают, за нашей спиной говорят о нас всякие гадости, у нас что-либо украли или несправедливо обвиняют. Нам очень неприятно, когда к нас относятся пренебрежительно, нас критикуют или унижают. Но всё это лишь последствия того, что раньше мы нарушали «золотое правило».

Например, если я нарушаю правила дорожного движения и перехожу дорогу на красный свет или в неположенном месте, я рискую попасть под автомобиль. Если я не подготовлюсь к контрольной работе, то, скорее всего, получу плохую отметку. То же самое происходит, и когда я поступаю вопреки «золотому правилу».

Только, в отличие от правил дорожного движения, нарушая которые, у меня всё-таки остаётся шанс благополучно добраться до противоположной стороны улицы, и от школьных проверок знаний, когда у меня может получиться справиться с заданием даже без предварительной подготовки, «золотое правило» действует безоговорочно и всегда имеет свои позитивные или негативные последствия.

Если мы делаем добро – оно к нам возвращается, и если мы делаем зло – оно к нам тоже возвращается.

Из этого правила нет исключений, что подтверждается многочисленными пословицами и поговорками, возникшими у разных народов. «Не рой другому яму – сам в неё попадешь», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» говорит народная мудрость. И если мы сеем плохое отношение к окружающим нас людям, они впоследствии будут относиться к нам так же.

Конечно, сложно всегда и во всех ситуациях оставаться «белым и пушистым». Иногда мы поступаем не очень хорошо, совсем этого не желая. Иногда мы делаем людям больно совсем не специально, а просто не подумав, что можем причинить боль. Иногда кажется, что это просто невозможно – всегда и во всех ситуациях следовать «золотому правилу».

Но, я думаю, этому стоит учиться. И это не так уж сложно. Нужно только почаще себя спрашивать: «А хотелось ли бы мне, чтобы так поступили со мной?»

Хочется ли мне, чтобы меня подвели, обманули, чтобы не ответили на мою просьбу или отказали мне в помощи? Готов ли я понять и не обижаться на то, что кто-то со мной поступит точно так же? И стараться всегда действовать, только честно ответив себе самому на этот вопрос.

Сочинение-рассуждение про этику

Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Золотое правило этики очень простое. На первый взгляд. Конечно, не нужно делать другим так, как ты не хотел бы сам «получить».

Например, нельзя обманывать, если ты не хочешь, чтоб тебя самого обманули. Или нельзя дразниться, а то человек из мести и тебя станет дразнить. При случае!

Но мне не совсем понятно. Ведь если я не буду дразниться, то это ведь не гарантия, что меня не станет дразнить человек. Если только ему сказать, что я‑то его не обижал, хотя мог бы.

Или вот мы девчонок за косички дергали в первом классе, так они нас не могут дернуть за косы, так как их нету у нас – парней. Или удар по голове учебником равен дерганью за косу?

Тут, конечно, всё неравнозначно. Или это просто рецепт, как быть Хорошим Человеком? Иначе как определить? Нужно судить по себе…

Только плохо, если сам человек на всё готов. То есть вот он все терпит… Его дразнят, бьют, а ему всё равно. И вот он тоже всех готов бить и дразнить.  Или ему что-то не обидно (к примеру, когда деньги отнимают, так как у него их миллион), так он может отнимать у других.

То есть он не поймёт, что им обидно, что у них, может быть, только сто рублей на обед. Вот и попробуй разобраться!

А ещё люди все разные в смысле национальности, веры. Как тут угадать?

Я так понял, что это правило подходит только к «похожим» людям. Не к близнецам! А к тем, кто живёт на одной улице, ходит в одну школу… Родители получают одинаково. Пол один, возраст примерно один. Вот в нашем классе я могу применить правило это почти ко всем мальчишкам.

Тут ещё важно постараться, вообще, понять, что чувствует другой. Обидно ли ему, больно ли

Вот это, по-моему, важней. Симпатия, жалость. Жалость нужно к себе иметь! Тогда и к другим она будет. А так, если себя не жалеешь, то и других не будешь…

Хорошо, что правило это заставляет подумать. Нужно посмотреть на других, чтобы постараться их понять. И нужно к себе тоже присмотреться…

Вот, такая интересная тема. Для меня это была новая мысль, постараюсь её применять.

Золотое правило этики – это принцип отношения человека к другим людям. Если относишься к людям хорошо, то и они к тебе будут относиться хорошо.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека

Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

Золотое правило нравственности (Кириленко, Шевцов, 2010)

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» НРАВСТВЕННОСТИ — основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен. История становления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. В современном его значении «3. П.» начинает использоваться с XVIII в. Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб»), талион, содержание которого сводится к идее равного воз-даяния: «возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий с современной точки зрения обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых взаимодействий.

Формулировки правила

Как звучит золотое правило морали? Моральная аксиома основана на принципе идеи равенства с приравниваемыми поступками, мотивами. Отношение к человеку становится основополагающей во взаимоотношении. Рассматривают две формулировки правила:

  1. Позитивная. Что надо делать? Основывается на принципе того, что «поступай так, как бы хотел, чтобы поступили с тобой». Основная формулировка золотого правила.
  2. Негативная. Чего не надо делать. Основывается на принципе того, что «не поступай так, как бы не хотел, чтобы поступили с тобой».

Негативная формулировка учит уважать чужие границы. Ее рассматривают как пассивную, бездеятельную, потому как не дает право «причинять добро»

Золотое правило морали определяет ценность и важность каждого человека. Необходимо четко понимать как правильно искренне желать добра, чтобы не навредить себе и другим, так как «благими намерениями вымощена дорога в ад»

Причинение добра можно делать, если человеку это действительно нужно и вы при этом не нарушите чьих то границ и не вызовете к себе зависти и злобы. Золотое правило нравственности проходят в программе 6 класса по обществознанию, изучается, что это принцип признания человека равным себе и достойным хорошего отношения.

Оценивание героев произведений также происходит с использованием золотого правила. Это помогает четко описать позицию каждого героя для вынесения справедливого суждения.

Чем предписанный статус отличается от достигаемого

Чем золотое правило морали покорило разные культуры

Принципы нравственности начали формироваться вместе с обществом. Когда к людям пришло понимание, как нужно себя вести, чтобы избежать конфликтов и сделать совместную жизнь максимально комфортной и удобной для всех. 

Именно тогда они пришли к выводу, что залог всеобщего счастья — внимательное отношение к потребностям других, и если с тобой поступили плохо, тебе больно и грустно, значит так же больно и грустно будет другому человеку, если ты поступишь так с ним.

При рассмотрении истоков золотого правила морали вызывают удивление три вещи:

поразительно, насколько древние мудрецы оказались единодушны в вопросах морали, принципы были озвучены практически одинаково;


Image by John Hain from Pixabay

  • формулировки универсальны и до сих пор не потеряли актуальность, хотя вряд ли кто-либо заботился о том, как они будут восприняты потомками;
  • зарождение правил произошло примерно в одно и то же время в разных культурах, отношения между которыми на данном этапе были маловероятны.

Аристотель утверждал, что в природе существует абсолютная справедливость и абсолютная несправедливость, и они являются общими для всего человечества и негласно признаны всеми народами мира.

Это правило лежит в основе мироздания, в отличие от законов, которые каждое общество устанавливает для себя. Отголоски золотого принципа морали прослеживаются во многих древнегреческих произведениях, таких как «Одиссея» Гомера и «История» Геродота, а также в учениях Сократа, Геосида и Платона.

Махабхарата — детище древнеиндийского эпоса, настоящий возраст которого неизвестен, и одна из самых крупных книг в мире, о золотом правиле морали высказывается чётко и ясно: действия, которые нежелательны по отношению к себе, не должны выполняться по отношению к другим.

Согласно преданиям, Конфуций, отвечая на вопрос своего ученика о том, есть ли универсальное правило, которым можно руководствоваться на протяжении всей жизни, сказал: «Взаимность. Не делай другим того, чего не хочешь для себя».


Фото Tech Nick on Unsplash

Христианские учения наполнены призывом не причинять вред ближнему, что позволит прожить долгую и счастливую жизнь. Широко известны слова Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете. Прощайте, и будете прощены».

Золотое правило морали донёс до мусульман пророк Мухаммед, который говорил, что «ничья вера не будет крепкой, пока он не полюбит для своего ближнего то, что он любит для себя». Проще говоря, позволь другому жить так, как хотел бы ты сам, и будет тебе счастье.

Японская пословица гласит: «Ущипнёшь себя — узнаешь, как бывает больно другим». В азиатской культуре многое подчиняется этому правилу. Японцы не приветствуют угрозы, избегают прямых столкновений и традиционно стремятся установить взаимопонимание.

Когда и где возникло золотое правило

Золотое правило морали (нравственности, этики) появилось примерно в 1 тысячелетии до н.э.

Оно пришло на смену принципу Талиона, который буквально звучал так: «Око за око, зуб за зуб».

В эпоху родоплеменного строя люди жили по трём правилам:

  1. Чётком разделении общества на «своих» и «чужих». Последние рассматривались, как потенциальная угроза.
  2. Коллективной ответственности. За ошибку одного человека отвечало всё племя или родственники.
  3. Праве силы. Члены общества открыто и с помощью насильственных методов боролись за перераспределение ресурсов в пользу «своих».

Золотое правило нравственности гласит, что люди должны относиться друг к другу, основываясь на взаимности. На смену борьбе приходит сотрудничество, как более эффективная форма взаимодействия.

Интересно то, что религиозные деятели, политики, философы и учёные в разных уголках мира сформулировали одну и ту же мысль независимо друг от друга. Первые упоминания принципа нравственности можно встретить в следующих источниках:

  1. «Поучения писца Ахикара» – Древняя Месопотамия, 7 век до н.э.;
  2. сочинения Конфуция «Лунь Юй» – Древний Китай, 6 век до н.э.;
  3. «Махабхарата», учения Будды – Древняя Индия, 5 век до н.э.

Из религиозной литературы иудаизма, христианства и ислама также можно узнать, в чем суть золотого правила морали. Кроме того, принцип раскрывается в изречениях и трудах античных философов Питтака, Фалеса, Аристотеля, Сенеки и других.

При этом сама формулировка «золотое правило» окончательно закрепилась в европейской литературе только в 18 веке. До этого использовались термины «заповедь», «изречение», «поговорка».

Откуда оно взялось золотой правило морали

Золотое правило морали гласит: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Оно заключается в равенстве всех людей с точки зрения их свободы и способности совершенствоваться и учит каждого задумываться о последствиях своих поступков, ставить себя на место другого. Причем, «другим» может быть кто угодно, как близкий друг, так и злейший враг.

Впервые о золотом правиле морали заговорили в глубокой древности. В её основе лежали бесконечные этические размышления: вправе ли человек ответить злом на зло и обязан ли подставлять левую щёку. Подобные вопросы до сих пор являются фундаментальным каноном и в разных формах присутствуют во всех существующих религиях.

Золотое правило морали основано на взаимности. Отношения меду людьми выстраиваются так, что если что-то позволено одному, по умолчанию, это позволено и другому. Оно не говорит о том, должен ли человек быть нравственным, а диктует, как нужно это делать.  Задача золотого правила морали — помочь добродетельному человеку найти правильное решение, чтобы оставаться в ладах со своей совестью. «Золотым» оно называется потому, что является ключом ко всем общественным нормам.

Что такое золотое правило морали и откуда оно взялось

Каждого человека с детства учат, что он должен быть человечным и справедливым по отношению к окружающим. Русский фольклор вдохновлен этикой и преподает простые, но важные уроки, такие как «не рой яму другим, сам в нее попадешь» и «не плюй в колодец, возможно, придется из него пить». Большинство людей хотя бы слышали фразу «если вы говорите плохо о других, говорите плохо о себе». Другими словами, если вы говорите плохо о других, вы унижаете их.

Возможно, вы не знаете, что такое Золотое правило этики, но его влияние пронизывает все сферы жизни. Она занимает центральное место в преобладающей идее человечности, любви и уважения к людям.

Истоки и возникновение идеи

Есть утверждения, выраженные настолько просто и эстетически безупречно, что в силу своей очевидности не требуют доказательств. К таким относится и основополагающий этический принцип, провозглашаемый в том или ином виде всеми мировыми религиями и философскими учениями.

Золотое правило нравственности гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Исторические предпосылки

Появление такой концепции межличностных отношений можно датировать (очень осторожно) второй половиной II тысячелетия до н. э., а конкретнее — периодом, известным как катастрофа бронзового века.. Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:

Совпав с распадом родоплеменного строя, он проявился в следующих событиях:

  • нашествие «народов моря»;
  • гибель микенских царств, державы хеттов, государства Амурру;
  • утрата Египтом влияния в Сирии и Ханаане;
  • угасание культурных и цивилизационных традиций;
  • регресс в экономике сельского хозяйства и ремёсел;
  • исчезновение лувийской и микенской линейной письменности;
  • разрушение (или оставление) великих городов типа Микен, Угарита, Хаттусы, Трои и Газы.

Всему этому сопутствовали природные катаклизмы, засуха и голод.

Вопреки ужасу окружающей действительности, вырабатывались более гуманистические моральные устои и этические принципы. Человечество, оказавшись на пути к новой эпохе (возможно, не в первый, и уж точно не в последний раз), мобилизовало весь свой интеллектуальный потенциал в стремлении выжить.

Крушение талиона

С этого же времени запускается растянувшийся почти на тысячу лет процесс ломки старого мифологического мировоззрения и замены его рационально-философским, в результате которого сформировался современный психотип человека. Оно позволило по-новому взглянуть на окружающую жизнь, на существующие нормы, традиции и законы, оценить их и при необходимости отвергнуть или привести в соответствии с существующими идеалами.

Первой жертвой на пути таких перемен стал основной этический принцип древнего общества — закон талиона. Понятие равного воздаяния за нанесённый вред, выраженное наиболее ярко в постулате «око за око, зуб за зуб», а на практике — в обычае кровной мести, за десятки тысяч лет существования настолько прочно вросло в сознание, что представлялось единственно возможной реализацией принципа справедливости. Интересы отдельной личности, мотивация, случайность или умышленность причинения ущерба не имели значения.

Талион устанавливал рамки межродовых отношений, демонстрировал племенную спайку и полную отчуждённость от представителей «чужих» кланов. Реликтово он до сих пор проявляется в современном обществе (например, в системе чеченских тейпов или в организации мафиозных семей).

Но развал родоплеменного строя приводил к отказу индивидуума от оплаты общих долгов, а новые экономические отношения заставляли искать эквивалентные способы возмещения убытков. К тому же этот обычай определял и нравственные ориентиры.

Один и тот же поступок мог оцениваться прямо противоположно с этой точки зрения, смотря по результату и последствиям, которые он приносил для родового сообщества. Если ты убил соседа, угнал его коров, изнасиловал жену — это нравственно, потому что ты доказал силу и жизнеспособность своего рода и увеличил его благосостояние. Если же ты проделал то же самое с представителем намного более сильного племени — это безнравственно, так как существование и безопасность своего ты поставил под угрозу.

Новые взаимосвязи

При таких условиях ценность жизни отдельного (вне группы) человека приближалась к нулю. Обычай де-юре фиксировал только семью, род, клан, племя. Но в результате масштабных и катастрофических перемен все традиционные связи были нарушены. Стало более резким разделение по имущественному признаку. Так же, как индивид бежал от выполнения обязательств по общественным долгам, так и родовые объединения отказывались нести коллективную ответственность за грехи собственных малозначимых представителей.

Талион, рассчитанный на взаимодействия в рамках «свой-чужой», терял свою эффективность и в обществе, в котором межродовые отношения начинали доминировать над внутриродовыми. Возник запрос на установление новых правил поведения, уже не на племенном, а на межличностном уровне. Человек начинает восприниматься как индивидуальность. Регулировка всех видов связей между людьми стала настоятельной потребностью времени.

Чем отличается мораль от нравственности

Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.

Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.

Мораль Нравственность
Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое.
Необходимо уважать старших. Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае.  
Не укради. Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения.

Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.

Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.

В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.

 Видео: что такое мораль простыми словами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гармонии с собой
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: