Введение
«Компьютер раскрыт на чистой странице. На экране появляются первые слова. Я чувствую приятное волнение от предстоящей работы — мне надо внятно рассказать о гештальт-терапии. И вместе с тем я тревожусь, получится ли. Моя рука в нерешительности замирает… В своем воображении я начинаю представлять тебя, читатель или читательница этого текста — и мне становится легче. Я начинаю вспоминать замечательных учителей, обучавших меня этому психотерапевтическому методу, мой опыт гештальт-работы с различными людьми на протяжении этих десяти лет… И я чувствую себя уверенней…».
Этот фрагмент текста в жанре «дневника-исповеди», «диалога с читателем», на мой взгляд, иллюстрирует основной процесс в психотерапевтическом подходе, именуемом гештальт-терапией, — осознавание.
Основные стратегии работы гештальт-терапевта
Данная статья представляет собой краткое изложение учебного материала теоретической части курса подготовки гештальт-терапевтов, относящейся к методологии практики и осуществляющейся в рамках долговременных учебных программ. Речь идет о сравнительном анализе двух основных стратегий работы гештальт-терапевта, к которым условно могут быть сведены большинство существующих подходов.
Первая стратегия работы, относящаяся к более позднему историческому периоду развития гешальттерапии, обозначена как «работа с внутренней феноменологией клиента».
Именно в этой форме, сохраняющей память о калифорнийском периоде жизни Ф.Перлза, гештальт-терапия, ярко и однозначно представленная техникой диалога с одним или несколькими пустыми стульями, обозначающих значимых персонажей жизни клиента, впервые проникла в Россию. Значительно позднее произошла встреча с гештальт-терапией как методом, имеющем свою собственную теоретическую базу и свое собственное представление о теории личности (теория «Self»), родившемся в диалоге с психоанализом и опирающемся на достижения гештальт-психологии, экзистенциализма, феноменологии, духовный восточных практик и т.д.
Гештальт-терапия была создана в 40-е годы Ф.Перлзом и его сотрудниками, в настоящее время теоретическая база гештальт-терапии наиболее активно развивается на базе Кливлендского института гештальт-терапии, где был подробно описан цикл построения и разрушения гештальта, известный как «кривая контакта» (Подробнее об этом можно прочитать в небольшой по объему, но очень содержательной книжке Ж.-М.Робина «Гештальт-терапия», М., 1998, а также в его статье «Фигуры гештальта», Московский психотерапевтический журнал, №3, 1994). Любой опыт — это опыт контакта в диалоге с миром. Контакт же является центральным и ключевым понятием гештальт-терапии. Контакт — это всегда обмен между организмом и окружающей средой. Эта другая гештальт-терапия, исторически более ранняя, делает акцент на осознавании того, как клиент здесь и теперь в терапевтическом сеансе в диалоге с терапевтом осуществляет свой способ жить в этом мире и устраивать свой опыт, концентрируется на процессе творческого приспособления клиента и на способах его утраты. Эта стратегия работы терапевта обозначается как «работа на границе контакта». «Изучение способа функционирования личности в окружающей ее среде — это изучение того, что происходит на границе контакта между индивидом и окружающей его средой.
Именно на этой границе расположены психологические события: наши мысли, наши поступки, наше поведение, наши эмоции являются формой нашего опыта и встречи этих событий на границе с окружающим миром» (Ф.Перлз).
Есть три взаимосвязанных процесса, три координаты гештальттерапии: теория поля, феноменология, диалог (подробнее об этом см. в сб. Гешталът-95: Интервью Роберта Резника: «Гештальттерапия, принципы, точки зрения и перспективы»). Это взгляд гештальттерапии на мир, который очень отличается от психоанализа. Корни гештальта — в психоаналитической теории развития личности. Однако, при подходе к терапии мы наблюдаем смену парадигм: от аристотелевской, линейной или механической модели причинности — к модели теории поля, где все относительно, взаимосвязано, все является процессом.
Личность не может быть определена без своего поля, своего окружения, своей истории. Сущностью этого поля является целостность. Это не просто мир, это субъективный мир.
Субъективная личностная часть поля сущностно включает в себя свое феноменологическое поле. Решающим здесь является то, как человек воспринимает мир, как делает выбор, создает собственный опыт, организует свой собственный мир и самого себя в нем, как создает свои собственные смыслы
Важно, что все это рассматривается не как структура, а как процесс. «Замороженная» феноменология рассматривается как патологический паттерн
Терапевтические отношения в гештальттерапии строятся в форме диалога. Диалог в гештальттерапии рассматривается в экзистенциальном «Я — Ты» буберовском смысле. Отличительной чертой диалога в гештальттерапии является ответственность терапевта. Терапевт одновременно более свободен, чем в других терапевтических системах, и в тоже время он несет личную персональную ответственность за то, что происходит в терапии, он не может защититься теорией или правилами.
Проекция
Это прерывание контакта с реальной средой, при которой клиент приписывает другим людям черты характера, чувства, проблемы, страхи. Они являются его собственными, или он просто хотел бы их иметь. Часто он видит в других то, что отрицает в себе.
Например, мужчина часто замечает, что люди вокруг злые и агрессивные, хотя сам он считает себя мягким, добрым человеком. На самом деле окружающие люди совершенно разные. Но в случае проекции это он полон подавляемой агрессии, которую не хочет признавать, потому что такое чувство противоречит принципам морали.
Такой человек склонен к предрассудкам, постоянно осуждает других, перекладывает на них ответственность за свою жизнь.
Ему кажется, что он знает, что чувствует другие, но основная проблема в том, что эти суждения слишком поспешны, шаблонны и далеко не всегда соответствуют реальности.
Проекция в ее нормальной форме необходима, чтобы идентифицировать эмоции людей, которые находятся рядом. Так устроена эмпатия. Человек может предположить, что чувствует близкий, как бы примеряя на себя аналогичную ситуацию и отвечая на вопрос: «А что бы чувствовал я?»
Но вместо этого проекция становится механизмом прерывания контакта с другим. Если человек холодно, односложно отвечает на вопросы, не улыбается, его собеседник думает, что он ему не неинтересен
Ему не приходит в голову мысль, что человек просто устал, у него был тяжелый день или он ждет важного звонка. В результате происходит недопонимание и рождается обида
Виды интроекции
По мнению ведущих психоаналитиков прошлого, интроекция есть пример обхода бессознательным контроля сознания, при котором последнее пытается постфактум найти логику внутри условного решения.
Ференци предполагал, что интроекция совмещает в себе не только некротический конфликт, но также адекватный психический процесс, служащий проявлением невроза, возникающего в бытовой жизни индивида. Невротику свойственно разбавление собственной личности объектами окружающего мира.
Фрейд имел иное мнение, полагая, что интроекция приводит к деформации правильного восприятия настоящего, принуждая человека переживать на внешнее воздействие субъективно.
Русский ученый Л.С. Выготский предложил теорию параллельного существования интроекции и интериоризации. Лишь совокупность механизмом формирования психики посредством ассимиляции внешних символов приводит к перекодировке межличностных явлений во внутриличностные.
Наиболее полное деление интроекции на виды приводится в работах Перлза, который обозревал явление через призму гештальта. Он выделил три фазы механизма развития особенностей восприятия:
- полная интроекция или предентальная фаза. В этом случае человек полностью становится жертвой интроекции, теряя собственное «Я» под грузом поступающих извне объектов;
- частичная интроекция или резцовая фаза. В этом случае процесс становления личности некорректно, поскольку сознание не может полностью проанализировать поступающие извне сигналы;
- ассимиляция или фаза коренных зубов. Идеальная форма интроекции по мнению ученого, при которой субъект оказывается способным полностью «переварить» полученную информацию и осознавать природу внешнего объекта.
Как выявить свои негативные установки
Некоторые свои ограничивающие убеждения вы наверняка уже смогли обнаружить благодаря вышеперечисленному списку. Я предлагаю пойти дальше и “достать” из своего подсознания еще больше всякой бесполезной шелухи.
Мы будем делать с вами упражнение, которое называется “объяснительная записка”. Для него понадобится лист бумаги, ручка и 30 минут времени.
Порядок выполнения:
- Возьмите для рассмотрения одну сферу вашей жизни, в которой вы не можете добиться желаемого. К примеру, финансы.
- Напишите в центре листа фразу: “Почему я НЕ ХОЧУ зарабатывать в 3 раза больше”. Да-да, именно не хотите. Ограничивающие убеждения – это рамки, которые вы сами ставите для себя. Будем их убирать.
- А теперь в течение отведенного времени (можете поставить будильник) пишите все, чтобы оправдать себя. К примеру: “Тогда мои родственники и друзья постоянно будут просить в долг”, “Чтобы в 3 раза больше зарабатывать, нужно тратить в 3 раза больше времени, я просто ничего больше в жизни не успею, будет страдать моя семья” и т. п.
Данную технику можно использовать для самых разных сфер и вопросов. Например: “Почему я не хочу выходить замуж” (для женщин, которые якобы не могут никак выйти замуж). Ответы могут вас удивить. Кто-то обнаружит, что боится ответственности, кто-то убежден, что все мужчины одинаковые, что они изменяют и контролируют, а всего этого испытывать не хочется. И так далее.
Теперь перед вами лежит целый список всего того, что вас ограничивает и не позволяет достичь желаемого. Внимательно посмотрите на свои записи и к каждому утверждению поставьте следующие вопросы: “Кто мне это сказал?”, “Почему я так думаю?” и подобные им.
В большинстве случаев ваш ум даже не сможет рационально объяснить природу ваших негативных выводов. А если в голову придет что-то, мол, так было у всех моих подруг/друзей, это статистика, то будьте уверены, что это самообман чистой воды.
Помощь психолога человеку с дефлексией
Работа с такими клиентами возможна только после того, как выстроено доверие.
Психолог помогает личности встретиться с собой. Останавливая клиента во время сессии, происходит его обращение к актуальным чувствам, которые он испытывает именно сейчас.
Научить человека тормозить, дышать, замечать себя является сложной задачей
Находиться здесь и сейчас важно для того, чтобы понять, что происходит и на что именно клиент реагирует перескакиванием на другую тему или почему «не идет на глубину». Замечать в какие моменты срабатывает этот механизм, важно, чтобы вывести клиента на осознавание того, в какие моменты дефлексия запускается
Это даст возможность управлять этим процессом.
В какой момент это происходит, что запускает резкое переключение человека и он начинает куда-то бежать? Об этом клиент склонен просто рассуждать
Важно замедлиться и погрузиться в переживание состояний и эмоций. Это даст тот материал, который ранее ему был не доступен
Помочь клиенту заметить психолога и его чувства. Бывает так, что дефлексирующие клиенты говорят долго и много, а психолог это выслушивает. Насколько клиент остается в контакте с психологом, понимает ли он, что сейчас происходит?
Что сейчас с Вами? Замечаете ли Вы то, что сейчас происходит с Вами и с Вашим собеседником? Заметили ли Вы то, что я сказал о своих переживаниях некоторое время назад. Задачей психолога в данном случае будет сделать дефлексию заметной для клиента.
Через усиление того, что клиент сейчас делает, можно высветить ему дефлексивный механизм. «Попробуйте говорить еще быстрее!» Если человек ускорится, то заметит то, что с ним при этом происходит
Важно изучить эту точку, от которой он попытался убежать
Усилить то, что делает клиент, в данном случае позволит обратить внимание личности на то, что у него происходит в автоматическом режиме. Человек тогда начинает понимать то, что с ним сейчас происходит
Если психолог конфронтирует с дефлексирующим клиентом, это часто вызывает вспышку агрессии. Клиент может сбежать из сессии или не прийти на следующую. Или проявлять агрессию не прямо.
Дефлексирующий клиент очень хороший, добрый, совершенно не соприкасается со своей агрессией. Если его погрузить в его переживание агрессии, то такой человек может пропасть. Для него это непереносимо. Клиенту может быть неловко, чтобы вступить в конфликт или быть «неправильным, раздражительным»
В этих точках очень важно легализовать проявление раздражения. Это позволит человеку лучше понимать себя и повысить свою экспертность в процессе контакта с другими людьми
В кабинете психолога этому можно научиться с помощью прямого выражения того, что чувствует человек.
Обсудить с клиентом, когда и как его можно перебивать. Дело в том, что в сессии бывают такие моменты, когда прерывать монолог клиента не желательно. Однако, если этого не делать, то он проносится экспрессом мимо важных точек сессии. Если снизить скорость и их изучить, то это даст возможность клиенту прикоснуться к новому, ранее не известному ему опыту контакта с другим и с самим собой.
Что даст осознавание?
Во-первых, более глубокую и реальную связь с жизнью. Усиливая осознавание того, что происходит со мной сейчас, я начинаю ощущать тепло солнечных лучей, проникающих сквозь заиндевевшее оконное стекло, легкое прикосновение к лицу прохладного ветерка, блуждающего по комнатам, собственные приятные эмоциональные переживания. Я «возвращаюсь» к контакту с самим собой и окружающим меня миром.
«Возвращаюсь», потому что обычно, в суете жизни, в воспоминаниях о прошлых незавершенных делах или в мыслях о том, что мне предстоит сделать в будущем, я пробегаю мимо многообразия мироощущения в конкретный настоящий момент времени.
Поэтому, прежде всего, гештальт-терапия это не лечение, а оздоровление психической жизни, возвращение человеческого «я» к полноте жизни, к радости существования.
Во-вторых, осознавание может приносить и исцеление
Ведь фокусируя свое внимание на ощущениях в собственном теле или своих эмоциональных состояниях, я начинаю замечать и болезненные «занозы», которые остались после недавней ссоры с родителями, или в результате напряженной ситуации на работе, или из-за неудачи в любовных отношениях
Привычно отвечая на вопрос «Как дела?» уклончивым «Нормально…», многие люди перестают замечать, как постепенно накапливаются неотреагированные вовремя негативные переживания, нарастает напряжение от стрессовых состояний организма… А накопленный годами эмоциональный груз, как известно, дает о себе знать: «что-то стало барахлить сердце… я стал на все раздражаться — на детей, на жену, на сотрудников».
Поэтому навык осознавания полезен и для профилактики негативных телесно-эмоциональных состояний, и как средство психотерапевтического лечения самых различных недугов.
Упражнения
Упражнений гештальт-терапии множество. Самыми действенными и ходовыми считаются следующие:
- Здесь и теперь. Пациент раскрывает прошедшую ситуацию в настоящем моменте и фокусируется на своих эмоциях в данный момент. В данном упражнении можно использовать фантазию. Например, представлять себя на месте какого-либо человека, выдумывать нереальный образ и действия. Все это позволяет выявлять глубоко спрятанные внутри эмоции и предугадывать реакцию на те или иные события.
- Сновидения. Именно сон является ключикам к нашим неосознанным и не пережитым чувствам. Во снах кроются потаенные желания, страхи и проблемы. Терапевт, разбирая по деталям сновидение, может раскрыть многие зажатости и страхи. Это в свою очередь влияет на самочувствие человека, так как неразрешенные ситуации становятся видны и понятны.
- Телесный контакт. Опыт пациента рассматривается в его целостности. Здесь важны не только эмоции и выражения, но и жесты, мимика, физическая реакция на раздражители. С помощью обращения внимания на тело можно добиться установки взаимосвязи «мысль»-«слово»-«движение»-«действие». По этой цепочке специалист «читает» клиента и корректирует его реакции путем объяснений и примеров на практике.
- Взаимодействие с окружающей средой. Терапевт устанавливает связь в группе не только в процессе диалога, но и путем обращения внимания его членов на поведение окружающего пространства. Это означает, что люди должны воспринимать себя не только как замкнутый субъект, но и ориентироваться на чувства и эмоции рядом находящихся.
Важно! В ходе работы психолог постоянно находится в поиске и применении тех упражнений, которые подходят конкретно под сложившуюся ситуацию. Если возникает необходимость коррекции, то специалист умело ее выполняет
Этапы гештальт-терапии
При проведении личных или групповых занятий гештальт-терапевт придерживается следующих этапов:
- Присутствие рядом с пациентом.Соблюдение этого момента гарантирует важнейший эффект терапии – эффект исповеди. Проговаривание ключевых моментов фиксируется терапевтом, что позволяет ему принять решение о тех или иных корректирующих действиях.
- Постоянная фокусировка на чувствах, эмоциях, желаниях и других эмоциях пациента с целью вхождения в его пространство. Это позволяет анализировать и принимать независимые решения, которые помогают наладить контакт пациента с самим собой.
- Вопросы. При работе терапевт постоянно задает человеку наводящие и помогающие в восприятии своего внутреннего я вопросы. Вопросы должны быть без явных суждений и оценок, обладать четкостью и ясностью. Чем уверенней пациент будет отвечать и чем чаще повторять односложные предложения, тем выше эффект терапии.
- Обратная связь. Осуществляется через реакцию терапевта на ответы и эмоции пациента. Это позволяет узнать о себе как самому человеку, так и психологу.
Примеры упражнений
Примерами упражнений могут служить следующие:
- «Горячий стул». Участники располагаются по кругу, а клиент садится посередине них. Его задача, рассказать о волнующих душу моментах. После окончания диалога другие участники выражают свои чувства и эмоции по отношению к услышанной ситуации. И так делает каждый из присутствующих на тренинге.
- «Челночное движение». Нагнетание интереса к персоне. При выражении чувств пациента, специалист делает акцент на совершенно не значимых вербальных и невербальных его проявлениях. Жесты, мимика, прикосновение к стулу и прочее. Таким образом, достигается перемещение волнующей ситуации на другие области бытия.
- «Круговой обход». Все участники должны выразить отношение и чувство к друг другу. За счет этого контакта выявляются скрытые и не проявленные вовремя потаенные эмоции.
- Понимание действительности. В настоящем моменте происходит осознование проработанных ранее ситуаций. Это помогает закрепить эффект прошлого и оставить конфликты за бортом психики.
В видео представленном ниже Психолог Николай Лу рассказывает про гештальт-упражнение «Контакт с любимым мужчиной! Психология Отношений»
https://youtube.com/watch?v=SZgSKypoZZk
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Диагностика
Установить диагноз дислексии у взрослых и детей — это комплексная задача, так как трудности в процессе чтения могут возникать по самым различным причинам: осталось в развитии, педагогическая запущенность, нарушение слуха и зрения (например, близорукость) и так далее. Дислексия характеризуется тем, что ребенок допускает одни и те же ошибки, несмотря на работу с педагогами и родителями, поэтому речь идёт о необходимости коррекции дислексии.
Стоит отметить, что дислексия не относится к психическим болезням и диагностируется некоторым количеством врачей посредством проведения самых разнообразных тестов.
Исследования в этой области
Сам Фрейд не считал нужным различать такие понятия, как идентификация и интроекция. Большое значение он придавал именно второму механизму, ведь считал его очень важным. Его концепция идентификации позже стала основой для понимания исследования стокгольмского синдрома.
Уже через некоторое время исследователи думали, что интроекция — это очень старая архаичная модель бессознательного поведения человека. В то же время Фрейд считал это явление основой для формирования эдипова комплекса, который заключается в желании мальчика владеть своей мамой и избавиться от конкурента — отца. Фрейд связывал это с идентифицированием ребенка со своей матерью и переносом ее образа в свое бессознательное.
Механизмы формирования психологических защит
Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе) даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.
Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:
На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.
Далее, есть два пути решения конфликта:
-
Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.
-
Или «студент» всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.
Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.
Когда формируется гештальт?
Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов — как мелкими, так и крупными. Среди них — взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба. Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее — в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности.
Особенности ретрофлексии
Как и любой защитный механизм психики, она выработалась с целью сохранить целостность личности, защитить от негативных эмоций. Благодаря ретрофлексии человек может сдерживать свои сиюминутные порывы, без чего невозможно жить в социуме.
У вечного недовольства собой и результатом своей работы есть и положительная сторона – при ретрофлексии личность всегда стремится стать лучше, занимается саморазвитием, получает новые знания, прокачивает навыки.
Но есть и негативные последствия – неспособность полноценно реализовывать свои желания. Такой человек становится очень удобным для общества, потому что во всём винит себя, привык терпеть, молчать.
В проявлении ретрофлексии есть несколько особенностей:
- гипертрофированные реакции – когда внутри накопилось слишком много эмоций и человек больше не может сдерживаться, он неадекватно реагирует даже на безобидные высказывания и поступки окружающих;
- внутренний конфликт – в личности существует две части: жертва и преследователь. Второй постоянно ругает, критикует и унижает первую, а та несет бремя вины и ощущение собственной никчемности;
- замороженность – из-за прерывания контакта и напряжения, которое появляется от чувства незавершенности действия или порыва;
- отсутствие контакта с желаниями – при ретрофлексии человек не знает, чего он хочет, кем ему быть, что делать просто потому, что он не может распознать свои потребности;
- избегание психологических страданий – при этом личность отдает предпочтения страданиям физическим;
- уклонение от эмоционального контакта – у человека жесткие внешние границы, он не позволяет себе быть самим собой, озвучивать свои мысли, эмоции;
- тревожность – она возникает как следствие накопившегося напряжения и внутренних противоречий.
При ретрофлексии не происходит обмен энергией с окружающей средой, что влияет на здоровье, настроение и психологические ресурсы. Механизм этого достаточно прост. Оказавшись в определенных обстоятельствах, человек понял чего хочет, но из-за страхов или установок вытеснил реальное желание, а энергию направил на себя.
Дефлексия
Это особый механизм ухода от контакта, когда человек всячески избегает тем, которые вызывают тревогу. Энергия направлена как бы в сторону, он игнорирует другого человека и собственные переживания.
Мужчина потерял работу. Но когда жена затрагивает эту тему, он начинает говорить о сложной ситуации в стране, о делах, которые накопились, о том, что нужно навестить родителей.
Или молодая мама хочет больше общаться со своим ребенком, но вместо выстраивания эмоционального контакта и доверия она всё свободное время проводит за чтением книг «Как стать хорошей мамой», общением на форуме, поиском лучших развивающих кружков. Ей всегда некогда. Но по сути – это просто способ избежать реального контакта, механизм прерывания.
Механизмы дислексии
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Симптомы дислексии
Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.
Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):
Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
Проблемы со вниманием и концентрацией
Плохая память
Изменения буквенного порядка при составлении слов
Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
Отказ от чтения вслух и написания сочинений
Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
Проблемы с выполнением элементарных указаний
Трудности в освоении правописания и принципов чтения
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:
- Запоздалое развитие речи
- Трудности в изучении и произношении слов
- Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
- Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
- Путаница в расположении букв и слов
- Проблемы в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:
- Трудности с распознаванием слов
- Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
- Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
- Разворот букв при написании
- Путаница в арифметических знаках
- Неловкость и импульсивность в поведении
- Трудности с запоминанием фактов
- Нарушения координации движений
- Замедленное освоение новых навыков
Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:
- Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
- Отказ читать вслух и писать
- Плохая память
- Нечитаемый почерк
- Неправильное написание и произношение слов
- Трудности с восприятием языка тела и мимики
- Трудности в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:
- Плохо развитый навык письма
- Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
- Ошибки в произношении слов
- Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
- Плохая память
- Слишком медленная скорость работы
- Трудности в адаптации к любым изменениям
Симптомы дислексии во взрослом возрасте:
- Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
- Труднопонимаемое произношение слов
- Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
- Путаница в последовательности слов и чисел
- Рассеянность и невнимательность
- Плохая память
- Трудности с организацией и планированием своего времени
Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.
Заключение
Мы с вами разобрали, что такое ограничивающие убеждения, и выяснили, как их убрать из своей жизни.
Помните: успех или неуспех в той или иной сфере – это ваш выбор. Вы сами выбираете, что и как думать по тому или иному вопросу. Фраза о том, что мы творим свою реальность, – это не какая-то эзотерическая байка, а закон Вселенной. Мир всегда показывает нам те картинки, которые мы допускаем в нашей голове.
Напоследок хочу обратить ваше внимание на другие наши статьи, которые будут весьма полезны:
- Как правильно ставить цели
- Что такое саморазвитие и с чего начать
- Что такое самовнушение и как его использовать для улучшения жизни